Добавление разных звуков, слогов к одному и тому же исходному слогу, чтобы каждый раз получались новые слова



 

Полсловечка за тобой!

Педагог, обращаясь по очереди к каждому ученику, произ­носит первый слог двухсложного слова. Ученик должен за­кончить слово, назвав второй слог. Если он не может подо­брать слово, то выбывает из игры, а слово заканчивает другой игрок. Назвав два или более слов, начинающихся данным слогом, он может «выручить» выбывшего из игры товарища и ввести его снова в игру. Повторять уже названные слова нельзя.

Выигрывает тот, кто больше всех выручил друзей.

Придумывание с опорой на картинки или самостоятельно слов с заданным количеством слогов, чтение «рассыпавшихся» слов

 

Сортировка слов

У каждого ученика — карточки с трехсложными словами и схемы-указатели ударения.

Детям предлагается разложить карточки с написанными на них словами на три группы:

■ с ударением на первом слоге;

■ с ударением на втором слоге;

■ с ударением на третьем слоге.

Выигрывает тот, кто первый правильно разложит все свои карточки.

 

Путаница

Создается игровая ситуация: Буратино неправильно соста­вил из слогов слова. У него получилось, например, следующее:

ба-ры

ва-со

за-ко

ба-со-ка

ро-во-на и т.д.

Детям предлагается исправить ошибки и правильно со­ставить слова из предложенных слогов.

Выигрывает тот, кто правильно предложит большее число правильных вариантов составления слов.

 

Сложи имена

У игроков — конверты с набором слогов: Ва-, Све-, Ге-, То-, Пе-, Лю-, Ро-, Са-, -ля, -та, -на, -ня, -тя, -ба, -ма, -ша.

Каждый игрок составляет из слогов, находящихся в его конверте, имена детей. Для этого необходимо помнить, что слог, начинающийся с большой буквы, ставится в начале сло­ва. Выигрывает тот, кто первым и без ошибок составит из имеющихся у него слогов имена.

 

Слоговая цепочка

Начиная игру, педагог записывает на доске двусложное слово по слогам (например, окно). Далее игроки по очереди подбирают слова так, чтобы каждое последующее слово начи­налось с последнего слога предыдущего (окно; нора; рана; навес...). Выигравшим считается тот, кто последним закон­чил цепочку и больше всех назвал слов.

Установление соотношения между звуковым и знаковым составом слов

 

Найди картинку к схеме

Ведущий предлагает детям установить соответствие меж­ду словами-названиями картинок и соответствующими схе­мами слов (рис. 89). Это игровое задание может быть предло­жено детям как фронтально, так и индивидуально. По окон­чании игры подводится итог — кто точнее и быстрее всех установил соответствие схем и картинок.

Рис. 89

Проведенная в указанной последовательности работа с деть­ми создает условия для успешного усвоения ими грамоты. В свою очередь, это будет способствовать уточнению у них пред­ставлений о звуковом составе языка и содействовать закреп­лению навыков фонематического анализа и синтеза.

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРНЫХ КООРДИНАЦИИ И КОРРЕКЦИИ ИХ НЕДОСТАТКОВ

Выработка у детей точной и четкой координации в систе­мах «глаз — рука», «ухо — рука», «глаз — ухо — рука» зани­мает значимое место в программе профилактики школьных трудностей, поскольку установление межанализаторных свя­зей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетичес­кой информации обеспечивают правильное соотнесение зву­ков устной речи с буквами при письме и чтении. В то же время обнаруживаемая у части детей на этапе школьного стар­та слабость слухо-зрительно-двигательных связей снижает возможности усвоения звуко-буквенных соответствий при письме и чтении, что требует использования в работе с ними системы игровых развивающих и коррекционно-развивающих заданий.

 

Игры, игровые упражнения и задания на формирование координации в системе «глаз — рука" и коррекцию ее недостатков

 

Копировщики узоров

Детям предлагается внимательно проанализировать об­разцы узоров красивых «ковров» (перед каждым ребен­ком на столе лежит индивидуальный образец) и как мож­но точнее срисовать их (рис. 90). После того как копирова­ние узоров будет закончено, можно устроить коллективный анализ и выбрать самые точные, наиболее близкие к ориги­налу копии.

_

1 Умение «вести» руку с помощью глаза с одновременной корректировкой движений вырабатывается успешнее в том случае, если сначала взрослый пред­лагает ребенку задания на копирование близко, непосредственно в поле зрения детей расположенных образцов, а затем постепенно их удаляет и располагает, например, на классной доске. В первом варианте находящийся на столе (парте) перед глазами ребенка образец облегчает действие зрительного контроля, но со временем становится возможным включение в такую деятельность механиз­мов, позволяющих анализировать, запечатлевать зрительную информацию и до­статочно продолжительное время удерживать ее в памяти, все реже обращаясь к наглядному образцу и осуществляя корректирование действий с большей опо­рой на кинестетический контроль.

Рис. 90

 

Нарисуй снежинки

Для украшения группы (класса) к новогоднему празднику всегда необходимо большое количество снежинок. Поэтому взрос­лый, показывая детям выполненные мелом на доске образцы снежинок, предлагает устроить соревнование: кто сможет сде­лать самую точную копию какой-либо снежинки? (Рис. 91.)

Выполненные детьми рисунки затем можно использовать для коллективного коллажа, украшения детского сада, шко­лы и т.д.

 

Сделай, как я!

Для игры потребуется комплект счетных палочек. Дети рас­саживаются за столом, и один из них — ведущий — выклады­вает за ширмой из заранее оговоренного количества палочек произвольную композицию, затем на 1—2 секунды показывает ее остальным участникам игры и снова закрывает. Дети по памяти должны выложить из своих палочек точно такую же фигуру. После того, как фигуры будут выложены всеми игрока­ми, они сличаются с образцом. Выигрывает тот, кто наиболее правильно скопировал образец, — он становится ведущим.

 

Рис. 91

 

Звездочки

Для игры потребуется два игровых поля (рис. 92) — по одному у каждого игрока и 20 маленьких звездочек, которые поровну делятся между ними. Ребенок, начинающий игру, кладет на поле свои две звездочки, в течение 1 секунды демонстрирует сопернику их местоположение и закрывает поле листом бумаги. Второй игрок должен как можно точнее на своем игровом поле продемонстрировать расположение звез­дочек на поле соперника. Если задание выполняется правиль­но, право составить и продемонстрировать образец переходит ко второму игроку.

 

Рис. 92

 

Постепенно число выставленных звездочек увеличивается до 10, но время предъявления их расположения на игровом поле остается прежним — 1 секунда.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 391; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!