Методика работы с произведениями различных жанров



Понятие «жанр» дается с 1 класса на сопоставление жанров (сказка – рассказ). Отдельного урока нет, дается как сопутствующие знания.

Рассказ – старается идти в понимании произведения от детей, не отделять понимание идейного смысла от его целостного восприятия, учитель дает возможность детям высказаться, «подхватывает» их мысли и направляет в нужное русло. Не всегда понимание происходит после первого чтения. К перечитыванию учитель может обратиться спустя некоторое время.

Басня – читает сам учитель, может быть несколько раз. Держать паузу! Детьми всегда разыгрывать.

Сказки – прием чтения-рассказывания, чтение сопровождается обязательно живыми интонациями разговорной речи, мимикой, жестами, необходимыми эмоциональными паузами. Художественный смысл: Кто высмеет народ? Что осуждает?

Загадка – художественная миниатюра. Основной прием – сравнение загадок с одинаковой отгадкой. Главный смысл работы не в отгадке, а в доказательстве, что она верна.

Стихотворение – читает учитель, учим сравнивать, выбираем понравившиеся стихотворения для заучивания (свое отношение!), что и чем близко (не менее 10-15 стихотворений в год на память!).

Повесть – понятие. Отличие от рассказов в том, что действуют 2-3 главных героя, охватывает более широкие события.

Романтическая поэма – «Бой Руслана с головой». Сказочная героика с обыкновенным героем, сочетание приподнятости и обыденности.

 

 


Чтение текстов научно-познавательного раздела

 

При отборе материала в научно-познавательный раздел автор стремилась к тому, чтобы чтение было для детей интересным и занимательным.

Небольшие статьи специально приспособлены для детского чтения.

Этот раздел нужен не только потому, что дети получают новые знания по указанным темам, но и потому, что он приучает детей читать научно-познавательную литературу, развивает интерес и любовь к чтению таких статей.

!!! Чтение художественной литературы не должно быть сплошным. Чтобы художественное произведение ярче воспринималось детьми, их чтение должно перемежаться с чтением интересных научно-популярных статей.

Это перемежающееся чтение не только приучает отличать художественное произведение от научно-познавательных статей, но и усиливает их восприятие, помогает понять разницу между художественной и научно-познавательной литературой.

Таким образом, чтение обоих разделов идет параллельно, их нельзя разрывать, можно их сравнить.

Статьи о временах года читаются соответственно этому времени года. Чтение многих статей предваряются заданиями: наблюдать, рассмотреть…, - которые развивают наблюдательность как один из показателей общего развития.

Например:

Сравнение описаний в художественных и научно-познавательных стихотворениях лучше проводить на уроках чтения художественной литературы.

Сказка-рассказ Ушинского «Лиса Патрикеевна» и текст «Лисица», составленные по         В.Волкову.
Задание: сравнить описание лисы.

Дети выбирают тот текст, который им больше понравился. Это первый шаг к сознанию своих читательских интересов.

 

Тема «Всюду жизнь» (во 2 классе) продолжается в статьях по теме «Солнечный год», где для чтения даются статьи В.В. Бианки по месяцам, чтобы показать движение внутри каждого сезона. Эти статьи используются как дополнительное чтение к урокам естествознания.

 

 

Особенности урока чтения. Некоторые методические приемы

 

В работе с разными по характеру произведениями показана гибкость методов, но их выбор определяется спецификой литературы, как искусства и установкой на развитие детей.

Автор учебников рекомендует составлять планы уроков чтения, т.к. возможно гибкое изменение выбора произведения на данный урок.

Привычная схема урока не подходит, если ставится задача приобщения детей к искусству художественного слова, организация урока тоже должна быть гибкой.

Главное – деятельность самих учащихся. Все методы, вопросы и задания надо повернуть так, чтобы дети жили на уроке, чтобы вызвать работу души, ума и чувств ребенка. При такой работе у детей появляется естественное желание еще раз обратиться к тексту, перечитать отрывки или произведение целиком.

Грамзапись и д/ф не используются для ознакомления с текстом.

Первичное чтение – почти всегда учитель. Это обязательное выразительное чтение, которое является средством проникновения в художественный смысл произведения и средством пробуждения эмоциональности детей – это начало анализа.

Второе чтение зависит от желания детей. После этого учитель предлагает «поделиться мыслями»: «что вы хотите сказать про это?».

«Анализ – это открытие увлекательных и поражающих ценностей там, где они (дети) прежде ничего не замечали» (Чуковский Н.И.)

В анализе идем от общего к частному: от уяснения общего смысла к уяснению деталей и подробностей, частей, слов, уточняющих этот смысл и помогающих понять его.

Поэтому вопросы вначале следует ставить крупным планом:

«О чем это произведение?», «Какая зима у Пушкина?», «Что вы можете сказать об этом мальчике?».

Т.е. в анализе учитель идет от учеников. Не вызовет ли это хаоса на уроке? Нет, если учитель сам хорошо понимает художественное произведение и знает, куда надо направить мысль и чувства учеников.

Идея выявляется попутно, а не «в лоб».

Главное: дать возможность ребенку пережить свои чувства и при желании высказать их.

Важно не название чувства (иногда дети и даже взрослые не могут назвать своих чувств или называют те, которые на самом деле не испытывают).

 

«Мы никогда не сумеем точно сказать, почему именно понравилось нам то или иное произведение, словами почти нельзя выразить сколько-нибудь существенных и важных сторон этого переживания».

                                                                           Л.С. Выгодский

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 298; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!