Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»



В своих поэтических произведениях М.Ю. Лермонтов не раз пишет о величии души, о духовной свободе, о нравственном очищении. В стихотворении «Молитва» через восприятие лирического героя раскрываются внутренние переживания человека во время его

приобщения к высшему таинству на молитве. Здесь слова молитвы – символы вечной жизни, истинной святости:

Есть сила благодатная В созвучьи слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них.

«Сила благодатная», исходящая от молящегося, способна облегчить состояние человека в трудную минуту. Действительно, настоящая вера делает человека духовно богаче, морально сильнее. В лермонтовском стихотворении такой синтаксический прием, как повтор союза, и позволяет глубже проникнуть в суть произведения:

И верится, и плачется. И так легко, легко…

Синонимом слова молитва является сочетание «созвучье слов живых». Благодаря олицетворению безликие слова превращаются в живой голос страждущей души. Лирический герой одинок, и его избавляет молитва от бремени и сомнений. Стихотворение написано ямбом, что делает поэтическое произведение более стройным, четким.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» является своеобразной исповедью лирического героя.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова "И скучно и грустно" (восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение "И скучно и грустно" написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году, в пору творческой зрелости поэта, которая является последним периодом его жизни и творчества. Это время внутренней перестройки художественного мира Лермонтова, которое так и не завершилось. Смысл новых тенденций в художественном развитии поэта заключается в

переходе от отвлечённо- романтических форм выражения своих духовных исканий к более конкретному изображению личности современника в его связях с общественно-

историческими обстоятельствами, углубления психологизма.

В творчестве Лермонтова развивается комплекс тем, мотивов и образов, возникших ранее, однако писатель-романтик переживал острый кризис. Он всё больше осознаёт

ограниченность романтического индивидуализма, стремится понять свою связь с исторической действительностью: 1837-1841 гг. на первый план выдвинулась тема

современного поколения в его специфически лермонтовской трактовке. Лирический герой Лермонтова перестаёт быть условной романтической фигурой. В нём нет гиперболизма

чувств, кипения страстей - их сменяет холодный скептицизм или внешняя бесстрастность.


Лермонтов - лирик использует различные художественно-стилевые формы, но все они

подчинены, в конечном счете, одной задаче - созданию ёмкого и многогранного образа "лермонтовского человека", сына своего времени, представителя своего поколения. Этот

человек горд и непреклонен в своём неприятии сложившихся условий жизни, мужественно переживает свою судьбу.

Лирический герой - динамическая, развивающаяся личность! Непостоянство, изменчивость его оценок и настроений передаются сменой стилей и интонаций поэтической речи. Острая

наблюдательность, точная фиксация деталей внешнего мира и глубокое понимание

лирическим героем собственной дисгармоничной, изнемогающей от неразрешимых вопросов души - всё это находит отражение в многоголосии стилевой палитры лирики Лермонтова.

В последние годы жизни Лермонтов написал немало стихотворений. Но нигде так ярко не проявился скептицизм Лермонтова, как в стихотворении "И скучно и грустно". Все

традиционные жизненные ценности - дружба, любовь, желания, радости и страдания, чувства и страсти - не только подвергнуты сомнению, но и отвергнуты, побеждены холодным

рассудочным анализом.

Трагизм романтического мировосприятия выявляется через анализ субъективного

психологического состояния. По жанру стихотворение близко к элегии (лирическое излияние от первого лица, свободная композиция, подкреплённая разнообразием разностопного амфибрахия).

Лирический герой пытается смотреть вокруг и в глубь своей души "с холодным вниманьем". Однако, как и в "Думе", в его философском рассуждении отсутствует

умозрительная абстрактность, оно наполнено эмоциями: И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды.

Философский взгляд понимается как соотнесение конкретно-психологического с вечным, нетленным. Пессимистическая оценка внутреннего несовершенства выражается в форме риторических вопросов: "что пользы напрасно и вечно желать?", "Любить. но кого же?", "Что страсти?". Каждое из проявлений духовной жизни человека оказывается "напрасным",

"ничтожным". Любовь - временное очарование, не стоящее "труда", исчезающее бесследно ("А вечно любить невозможно"). Юношеские иллюзии остались в прошлом, а заполняющие душу эмоции (" И радости муки, и всё.") в сравнении с ними ничтожно.

"Сладкий недуг" страстей "рано иль поздно" излечивается.

В душе воцаряется пустота, а жизнь предстаёт бессмысленным и скучным существованием: И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - Такая пустая и глупая шутка.

"Глупой шуткой" жизнь видится в сравнении с идеальным представлением о её смысле и содержании. В стихотворении оно не подвергается сомнению, напротив, в сравнении с ним оценивается бытие лирического героя.

Сознание этого несоответствия обусловливает его настроение (" минута душевной

невзгоды"). Переживание становится безысходным, так как проходит время молодости, расцвета, а вместе с ним исчезает возможность перемен: А годы проходят - всё лучшие годы! Ожидание худшего окрашивает размышление в мрачные, угрюмые тона, что передаётся и на


фонетическом уровне: в первой строфе ассонансный звук "у" встречается четыре раза на

сильных местах и столько же - на слабых.

Особенно выразительны стыки " В минуту душевной", "некому руку". В третьей строфе "у" входит в обе рифмы ("недуг "- "вокруг", "рассудка" - "шутка"). В последней строчке его

повторение обусловливает минорную окраску финала ("пустая и глупая шутка").

Метрическое разнообразие стихотворения (уникальное сочетание 5-, 3 - и 4 - стопного амфибрахия) строго упорядочено, "монотонизировано". Наплывы печальных мыслей заключены в строгую, "холодным" разумом выстроенную конструкцию.

Дисгармония в мироощущении обусловлена противоречием романтически возвышенных, абсолютных требований к жизни, её реальным проявлением.

Психологическая конкретика ("годы проходят", "кого же?", "В себя ли заглянешь?") придаёт ощутимость рассуждению, высвечивает его связь с глубинным ощущением одиночества (". и некому руку подать.") и невостребованности личности.

За скептическим монологом одинокого "лермонтовского человека" скрывается не

внутренняя пустота, а горькое убеждение в трагизме своего существования, в невозможности достигнуть гармонии между человеком и равнодушным ему миром.

Стихотворение, несмотря на его "персональность", полную открытость лирического "я", имеет огромный обобщающий смысл: ведь в нём выражен не только индивидуальный опыт Лермонтова - это итог раздумий всего лермонтовского поколения. В горьком личном опыте сконцентрирован опыт многих людей.

«Родина» (анализ стихотворения Михаила Лермонтова)

Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. «Родина» Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой» – задают стихотворению

интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе. То обстоятельство, что непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, но размышления о «странности» этой любви – становится пружиной движения поэтической мысли.

Мотив «странной» любви развертывается в двух взаимосвязанных и вместе с тем контрастирующих планах: необъяснимой холодности к тому, что составляет

общепризнанно‑высокий предмет патриотического воодушевления («слава, купленные

кровью») противостоит столь же «непобедимая» рассудком привязанность к иному «лику» родины – простым картинам родной природы русской деревни. Принято считать, что известный рисунок Лермонтова, названный «Чета белеющих берез», представляет собой авторскую иллюстрацию к стихотворению «Родина».

В стихотворении создан живой поэтический образ России, основное содержание которого – русская природа и народная жизнь. В стихотворении возникает образ русской деревни,

дорогой автору, но бесконечно далекий от романтических образов ранних произведений. Для Лермонтова родина – в жизни народа, в его простом быту, разнообразные детали, которые

поэт как бы перебирает в памяти «с отрадой» и любовью. Стихотворение «Родина» – это


попытка собрать все, что ему дорого в родной стране. Он любит «ее степей холодное

молчанье». Возможно, внутреннее одиночество побуждает его особенно ценить эту суровость родной природы. И горячая душа поэта, зовущая к безграничности, заметит что‑то родное в

«лесов безбрежных колыханье».

Но в «Родине» деревня предстает как поэтическое воплощение отчизны, ее символ, средоточие патриотического чувства автора. Построение стихотворения отмечено высоким искусством лирической композиции. За начальными стихами, где поэт перечисляет те формы патриотизма, которые отдалены от него печатью официальности, следует обилие

изображения русской природы, большой мир России. Затем выступают частные,

приближенные к наблюдателю детали пейзажа, непосредственно связанные с народным бытом. Наконец в финале появляется картина сельского праздника – «пляска с топаньем и

свистом под говор пьяных мужиков», на которую поэт‑путешественник «смотреть до полночи готов». Усталость странника заставляет любить простой и надежный устрой деревенской мирной жизни.

Развитие темы родины от широкого плана к более узкому поддерживается лексикой стихотворения. В первых шести строках преобладают слова обобщающие или отвлеченные. Далее следуют слова, обозначающие объекты широкого масштаба, географического,

типографического характера (степи, леса, реки, проселочный путь).

Лексика второй половины стихотворения более локальна, конкретна. Здесь перед нами в частности, выраженные в единственном числе (обоз, чета берез, изба). Соответственно

изменяется структура: разностопный (с преобладанием шестистопного) ямб первых 14 строк со свободно меняющейся рифмовкой.

В «Родине» незаметно стремление поэта отстоять право изображать «низкую природу».

«Родина» так же, как и «Бородино», «Валерик» и «Завещание», принадлежало к числу произведений, наиболее ценимых Л. Н. Толстым. Стихотворение Лермонтова положило

начало литературной традиции, утвердив в русской поэзии жанр лиричности раздумья о родине, где мысль о ней нерасторжима с образами русской деревни и природы.

В статье «Стихотворения Лермонтова» Белинский дал оценку поэзии Лермонтова: «Бросая общий взгляд на стихотворение Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из

которых слагается жизнь. В этой глубокой натуре, в этом мощном духе все живет: им все доступно, все понятно; они на все откликаются. Он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их, как истинный художник; он поэт русский в душе – в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним миром души». Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина»

«Родина», по утверждению автора статьи в лермонтовской энциклопедии, является одним из самых замечательных произведений русской лирики XIX в. Написанное в последний год жизни, оно привлекло к себе внимание еще до публикации. Об этом стихотворении восторженно говорили В. Г. Белинский и Н. А. Добролюбов. Существует предположение, что поводом к созданию «Родины» послужило стихотворение Хомякова «Отчизна» — в одной из редакций стихотворение М. Ю. Лермонтова имело такое же название.


Можно сказать, что «Родина»—отнюдь не первое произведение поэта, посвященное теме

Отечества, эта тема всегда была близка ему, так, например, первое напечатанное по воле автора и с его ведома стихотворение, «Бородино», посвящено той же теме.

Главная .мысль стихотворения уместилась в одной строчке: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» Любовь к отечеству для русского художника не новость; однако необычным является определение этого чувства. Все стихотворение представляет собой объяснение того, что Лермонтов называет «странною любовью».

Мотив «странной любви» разворачивается в двух взаимосвязанных и вместе с тем

контрастирующих пластах. Необъяснимой холодности к тому, что составляет общепризнанно высокий предмет патриотического воодушевления, к «славе, купленной кровью»,

противостоит столь же «непобедимая рассудком» привязанность к иному «лику» родины — простым картинам родной природы, русской деревни. Заявляя о своей любви к этому миру, поэт рисует его образ без романтических преувеличений. Перед читателем возникает живой поэтический образ России, основное содержание которого — русская природа и народная жизнь.

Критика не раз отмечала, что лермонтовские пейзажи отличались от пушкинских большей красочностью, употреблением цветовых эпитетов. Тем удивительнее сдержанность и

экономия художественных средств в этом программном стихотворении поэта, где всего два цветовых определения: «желтая нива» и «белеющие березы». «Родина» свидетельствовала о том, что на смену романтическому пейзажу ранней лирики приходит обобщенный

реалистический пейзаж.

Столь же далек от романтических образов раннего Лермонтова характер изображения

русской деревни. Для поэта родина — в жизни народа, в его простом быту, разнообразные детали которого он как бы перебирает в памяти «с отрадой» и любовью:

С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой. Срезными ставнями окно...

Антитезность решения темы в стихотворении «Родина» подчеркнута повтором отрицательных частиц в каждой строке первой части и полным отсутствием их во второй. Связь второй части с темой «странной любви» выражена через повторы глаголов, обозначающих это отношение:

«...но я люблю ...люблю скакать в телеге ...люблю дымок спаленной жнивы ...с отрадой

...смотреть до полночи готов...»

Если учесть, что стихи такого рода для М. Ю. Лермонтова являются итоговыми, то «Родина» соотносится со многими стихами позднего периода, среди которых можно выделить «Первое января», «Прощай, немытая Россия...», «Выхожу один я на дорогу». Лермонтовская «Родина» будет отзываться в поэзии последующих полутора веков, вплоть до лексических совпадений, почти открытого цитирования в поэзии Александра Блока, Сергея Есенина, Николая Рубцова. Анализ стихотворения "Родина" Лермонтова


В этом стихотворении Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму

официальному, казённому. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему

природой, с русским народом, "горестями и радостями его жизни. Свою любовь к родине Лермонтов называет «странной» потому, что он любит в своей стране народ, природу, но

ненавидит «страну господ», самодержавно-крепостническую, официальную Россию. Именно таким был патриотизм Лермонтова и Радищева, Грибоедова и Пушкина, современников поэта

— Белинского и Герцена и последующего поколения — революционеров-демократов 60-х годов XIX века Чернышевского и Добролюбова.

В стихотворении Лермонтова «Родина» Добролюбов находил полное выражение такого истинного патриотизма. Он писал:

«Лермонтов... обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в

котором он понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно. Он говорит:

Люблю отчизну я, но странною любовью; Не победит её рассудок мой, Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни тёмной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Что же любит этот поэт, равнодушный и к воинской славе, и к величавому покою

государства, и даже к преданьям тёмной старины, записанным смиренными иноками- летописцами?.. Вот что он любит:

Просёлочным путём люблю скакать в телеге... И т. д.

Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта».

Высокий патриотизм Лермонтова прекрасно раскрывается в этом небольшом стихотворении, написанном так задушевно.

В реалистической лирике Лермонтов достигает большого художественного мастерства.

Стихотворный язык Лермонтова-реалиста сохраняет присущую его ранним, романтическим стихотворениям выразительность. Лермонтов не отказывается от широкого использования

эпитетов, отражающих душевные переживания, от взволнованной речи, насыщенной

вопросительными и восклицательными предложениями. Но он меньше применяет метафор, особенно развёрнутых. Его стих становится проще, живее, достигает естественной

непринуждённой разговорной речи. У Лермонтова появляются повествовательные стихотворения: «Три пальмы», «Дары Терека», «Спор».

Шире использует Лермонтов ритмические возможности русского стиха. Он начинает чаще применять трёхсложные размеры (дактиль, анапест, амфибрахий, допускает чередование амфибрахия с анапестом). Так, например, в стихотворении «Русалка» (1836):

Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной...


первый стих — амфибрахий, второй — анапест. Создаёт Лермонтов и нового типа строфы. В

стихотворении «Бородино» он применяет семистрочную строфу с своеобразной рифмовкой (аабвввб).


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 369; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!