Анализ стихотворения Лермонтова «Бородино»



«Бородино» (1837) стало первым произведением Лермонтова, в котором раскрывается тема русского народа как активной силы истории. Стихотворение было написано в связи с

исполнявшимся 25-летием Отечественной войны 1812 г. В противовес консервативной поэзии


и публицистике рассказ о героических подвигах был доверен простому человеку — старому

солдату, выражающему народный взгляд на войну. Не случайно рассказчик очень мало говорит о себе: гораздо чаще, чем «я», звучит у него «мы». Образ ветерана дан не через портрет или описание, а через его речевую манеру, высоко оцененную Белинским:

«…В каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».

За словами рассказчика ощущается и авторский голос. Рядом с просторечной лексикой

возникает и книжная речь, литературные обороты: «поле грозной сечи», «ночная пала тень»,

«сражен булатом» и т. д. Точнее говоря, голос автора незаметно сливается с рассказом ветерана, образуя сложное стилистическое единство, подчеркивающее значительность

происходящих событий. Исторически и психологически правдивый образ старого солдата, выражавший обобщенное сознание народа, являлся художественным открытием

Лермонтова. Л. Толстой назвал «Бородино» зерном «Войны и мира».

Однако в «Бородине» была еще одна мысль, повторенная дважды. Белинский считал ее

основной идеей стихотворения: «Эта мысль — жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».

Отмеченное критиком противопоставление особенно остро ощущается при сравнении

«Бородина» с гениальной «Смертью Поэта».

Анализ стихотворения лермонтова когда волнуется желтеющая нива

Когда открываешь томик Лермонтова и погружаешься в мир его удивительной,- пронизанной безысходной грустью поэзии, то почему-то никогда не можешь представить его улыбающимся или спокойным. В памяти всплывает лицо с мрачными всезнающими темными глазами, в

которых застыли одиночество и тоска.

Казалось бы, что может быть безысходного в лирической зарисовке о природе? Желтеют хлеба, скоро конец лета. Сливы налились, и поэт видит их в малиновом цвете. "Свежий лес шумит", серебристый ландыш приветствует поэта, кивает ему из-под куста. В природе мир и благодать, но сон поэта, навеянный этой картиной, смутен...

В чем же причина этого трагического разлада с жизнью? В несносном характере, в язвительном остроумии, которое он изливал на то, что вызывало его презрение и гнев? В судьбе, которая, рано лишив его родительской ласки, отказалась подарить ему встречу с женщиной, которая бы любила и понимала его, с теми людьми, которые могли бы стать друзьями - единомышленниками? В том времени, когда страх преследования стал нормой отношений между людьми? Неизвестно... Может быть, все это причудливо сплелось и соединилось в этом сумрачном гении России.

Студеный ключ, навеявший этот сон, "лепечет мне таинственную сагу про мирный край, откуда мчится он". Но где этот мирный край? Увы, поэту тревожно везде, где бы он ни

находился. Одиночество обусловлено внешними обстоятельствами, которые не зависят от человека.

Созерцание природы, в которой все полно гармонии, только обострило разлад в его душе, но в то же время этот слиянный мир красоты дарит ему мечту о соединении с природой и


людьми, желание гармонии, стремление преодолеть противоречия в отношениях с

окружающим. О чем же думает герой, который "не жалеет о прошлом и не ждет ничего от будущего"?

Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога...

Это прозрение поэта можно понимать по-разному. И как гармонию с миром, и как

долгожданную встречу с близкой и любящей душой. Но Лермонтов обречен на жизнь среди чуждых ему людей в том обществе, где царят ложь, фальшь и скука. С этим миром поэт был связан и рождением, и воспитанием, но задыхался в атмосфере интриг и сплетен. Особенно сильно ощущается одиночество в толпе. Живой, мыслящий, страдающий человек страшно одинок в мире "бездушных людей", "приличьем стянутых масок", "давно бестрепетных рук" светских красавиц.

Человек не может жить без желаний: они дают ему силы, чтобы чего-то добиться, заставляют поверить в себя и ощутить радость достижения цели.

Даже в неодушевленных образах природы воплощены мысли Лермонтова об одиночестве, что видно из других его стихов: "белеет парус одинокий", старый утес стоит одиноко "и тихонько плачет... в пустыне", дубовый листок тоже "один и без цели носится по свету". Эти образы овеяны бесконечным одиночеством и тоской о счастье.

Лермонтовские стихи об одиночестве навевают светлую грусть, вызывают желание понять этого великого поэта, побольше узнать о нем и, конечно же, огромное восхищение этим

неповторимым талантом.

Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

Природа средней полосы России волнует поэтов и писателей на протяжении многих веков.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» относится к

самобытным поэтическим произведениям, посвященным природным красотам родного края.

В первых трех четверостишиях стихотворения описывается тот момент, при котором

происходит очищение души лирического героя. Тревоги, волнения уходят, «когда волнуется желтеющая нива и свежий лес шумит при звуке ветерка», «когда… ландыш серебристый

приветливо качает головой», «когда студеный ключ играет по оврагу».

Лирический герой внутренне спокоен, когда находится на лоне природы, наслаждается ее красотой и чувствует себя частью вселенной. Только такая сопричастность с природным миром позволяет «счастье… постигнуть на земле», а в небесах увидеть Бога.

Лирическое стихотворение богато художественно-выразительными средствами,

изображающими сущность настоящей красоты. Поэтические эпитеты создают атмосферу тихой таинственности: «под тенью сладостной», «румяным вечером», «в какой-то смутный сон», «таинственную сагу». Художественные олицетворения позволяют сделать описываемую картину живой: «волнуется желтеющая нива», «свежий лес шумит при звуке ветерка»,

«прячется в саду малиновая слива», «ландыш серебристый приветливо качает головой»,


«студеный ключ… лепечет мне таинственную сагу про мирный край, откуда мчится он».

Природа как бы играет с лирическим героем, открывая ему свои неведомые грани.

Лермонтовское стихотворение наполнено ощущением покоя, безмятежного счастья, которое разлито в природе. И только, осознав это, лирический герой говорит:

Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, – И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога…

Это стихотворение – внутренний монолог лирического героя. По своему настроению оно оптимистично и позволяет увидеть нам высшую истину.

(2 вариант)

Считается, что это стихотворение было написано в феврале 1837 года, когда М.Ю. Лермонтов находился под арестом в здании Главного штаба. У стихотворения нет названия, но первая строчка заставляет нас заинтересоваться тем, что же «тогда» происходит. Стихотворение состоит из одного предложения. Первая, вторая и третья строфы – придаточные времени,

причины и условия («когда»), раскрывающие значение главного предложения, последней строфы («тогда»).

Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, – И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога…

Поэт успокаивается, молодеет, забывает о своих невзгодах, радуется, обретает счастье на земле и верит в существование Бога, то есть обретает внутреннюю гармонию, только при

определенных условиях. Что же может помочь человеку обрести гармонию? М.Ю. Лермонтов считает, что такой властью над сознанием и душой человека обладает природа.

Осенние поля («желтеющяя нива»), весенние леса («свежий лес»), плоды, созревающие в садах («малиновая слива»), представляют собой череду времен года, постоянно

сменяющуюся, вечно обновляющуюся природу. Радуют поэта, ведут с ним свой таинственный разговор в любое время дня и ночи («румяным вечером иль утра в час златой») растения, ветры, воды. Колосья и лес, подчиняясь ветерку, шумят, ведут основательный разговор взрослых людей, может быть, о новой политике природы при смене времен года. Малиновая слива заигрывает с поэтом, прячется, зовет его в «сладостную тень» садов, спасая от зноя.

Серебристый ландыш – старый приятель, и даже не надо слов, достаточно кивка, чтобы

показать, что тебя узнали, тебе рады, тебя ждали. Студеный ключ играет, убаюкивает, лепечет. Он самый разговорчивый из всех, несмотря на свою «холодность». Ключ много видел, много знает, ему есть чем поделиться: он рассказывает о странах, которые встречались на пути, о своей родине («Лепечет он таинственную сагу // Про мирный край, откуда мчится он…»). Ключ тоже поэт, он способен погрузить в сладостный сон фантазии, тайны, правды и вымысла.

Только природа способна дать поэту ощущение гармоничности мира, примирить его с ним.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!