Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»
Стихотворение «Дума» по своему жанру является такой же элегией-сатирой, как и «Смерть
поэта». Только сатира здесь направлена не на придворное общество, а на основную массу дворянской интеллигенции 30-х годов.
Главная тема стихотворения — это общественное поведение человека. Тема раскрывается в данной здесь Лермонтовым Характеристике поколения 30-х годов. Это поколение, выросшее в условиях мрачной реакции, совсем не то, какое было в 10—20-х годах, не поколение
«отцов», т. е. декабристов. Общественно-политическая борьба декабристов рассматривается ими как «ошибка» («Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов...»). Новое поколение отошло от участия в общественной жизни и углубилось в занятия «бесплодной наукой», его не тревожат вопросы добра и зла; оно проявляет «позорное малодушие перед опасностью», является «презренными рабами перед властью». Этим людям ничего не говорят ни поэзия, ни искусство. Участь их безотрадна:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.
Такая суровая оценка Лермонтовым своих современников продиктована его
общественными взглядами передового поэта. Для него, который ещё юношей заявлял: «Так жизнь скучна, когда боренья нет», особенно неприемлемо безучастное отношение к царящему в жизни злу. Равнодушие к общественной жизни — это духовная смерть человека.
|
|
Сурово порицая за это равнодушие, за отход от общественно-политической борьбы своё поколение, Лермонтов как бы зовет его к нравственному обновлению, к пробуждению от
духовной спячки. Лермонтов, выступая в роли обвинителя, в этом перекликается с Рылеевым, который с таким же обличением обратился к уклоняющимся от политической борьбы своим современникам в стихотворении «Гражданин».
• Насколько справедлива и точна была характеристика поколения 30-х годов, данная
Лермонтовым в «Думе», лучше всего говорят свидетельства глубоко чувствовавших весь ужас своей эпохи его современников — Белинского и Герцена. Белинский писал о «Думе»: «Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорблённого духа. Это вопль, это стон
человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!.. И кто же из людей нового поколения не найдёт в нём разгадки собственного уныния, душевной
апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него воплем, своим стоном?» А Герцен говорил об этой эпохе: «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую
сторону нашего существования?.. Поймут ли они... отчего руки не поднимаются на большой труд, отчего в минуту восторга не забываем тоски?»
|
|
М.Ю. Лермонтов «Дума»
«Дума» - стихотворение зрелого Лермонтова, обнажающее общественно-духовный кризис последекабрьского поколения. Оно замыкает предшествующие социальные, политические, нравственные изыскания поэта и подводит итог прошлому душевному опыту, отражая
бесцельность жизнедеятельности лермонтовских современников. После «Думы» и других
близких по времени произведений поэта («И скучно и грустно», «Герой нашего времени»,
«Как часто пестрою толпою окружен») в творчестве Лермонтова стали особенно заметны поиски выхода из идейного кризиса. Поэтому «Дума» неразрывно связана как с
предшествующими ей («Монолог», «Он был рожден для счастья, для надежд»), так и с последними стихотворениями, в которых наметилось внимательное наблюдение за
действительностью с намерением найти социальную и идеологическую опору. Наиболее
полно этот процесс выразился в «Родине», но прямое отношение к нему имеют и «Соседка»,
«Завещание», «Памяти А.И. Одоевского» - в них прослеживается неослабевающий интерес к противостоящей лирическому герою «толпе», образу «простого человека».
Настроениям «Думы» созвучна лирика декабристов после восстания, поэтов-любомудров, кружка Н.В. Станкевича, философская проза романтиков.
|
|
Центральная идея «Думы» - осуждение духовной апатии поколения, неспособного «угадать» свое предназначение и найти высокие гражданские и нравственные идеалы. Именно она
определяет структуру стихотворения. Лермонтов делит «Думу» на части: шестнадцатистишие, восьмистишие, двенадцатистишие и снова восьмистишие. В первой строфе, осуждая свое
поколение, поэт говорит нам о философских (5 и 9 стихи), психологических (10 стих),
политических (11 стих) аспектах проблемы. Во второй строфе поэт раскрывает причину упадка, обращаясь к прошлому, что выражается в употреблении глаголов прошедшего времени по
преимуществу (примеры). В третьей строфе наличие глаголов настоящего времени (примеры) определяет описание поэтом ситуации, сложившейся в годы его жизни. В четвертой же
Лермонтов приходит к мысли о будущем, ему важном мнении потомков о своем поколении, даже если их отношение к нему будет отрицательным. Такую противоречивость в мыслях
поэта отражают и разнородные рифмы: прилагательные рифмуются с местоимениями
(примеры), существительные с прилагательными (примеры), глаголы с существительными
|
|
(примеры), наречия с прилагательными (примеры), существительные с наречиями (примеры) Кольцевая композиция подчеркивает беспросветное будущее поколения («Его грядущее иль пусто иль темно» - «И прах наш с строгостью судьи и гражданина / Потомок оскорбит
презрительным стихом...»). Мысль о бездействии поколения (единственное действие -
приближение к смерти), переданная в той или иной форме, оказывается замкнутой. Глубокий элегизм поддержан падающим ритмом, создаваемым укороченными стихами и
последовательным уменьшением ударений в стихе - переходом от шести стопного ямба к пяти и четырех стопному.
Личную трагедию Лермонтов осмыслил и как трагедию поколения. Уже в первом стихе («Печально я гляжу на наше поколенье!») лирический герой («Я») становится частью
«обличаемого» целого («наше»): все, что присуще поколению, присуще и лирическому герою. Однако этому противостоит энергия отрицания лирическим героем его поколения.
Непокорность, непримиримость лирического героя прорывается в резко оценочных эпитетах, осуждающих все поколение («Перед опасностью - позорно малодушны,/ И перед властию -
презренные рабы!»)
Лирический герой живет сразу в двух сферах: он находится в круге поколения и
одновременно выходит за его пределы, осуждая своих современников. Двойной угол зрения автора проявляется в следующем: лирический герой оценивает ситуацию и извне («Я гляжу»), и изнутри («на наше»). Лирический конфликт состоит в контрастном сочетании порыва к
борьбе и обреченности, чувства личной исключительности и переживания ее утраты. В финале оба конфликта уступают место историческому конфликту: потомок презрительно отвергает современное поколение. «Дума» становится «похоронной песнью» поколению и самому себе как его части.
Так в стихотворении «Дума» выразилась важная тенденция творчества зрелого Лермонтова, когда потерянность поколения в исторической жизни сопровождается ослаблением
индивидуальности, личного начала, желания раствориться в поколении («Толпой угрюмою и скоро позабытый / Над миром мы пройдем без шума и следа»)
Снятие противопоставления лирического героя и «толпы», характерного для романтизма, означает переосмысление традиций. Поэтическая мысль «Думы» реализуется во внутреннем движении от элегической интимности печального размышления к мрачному трагическому обобщению, от высокой романтической ноты к скорбной и горькой иронии. Рядом с традиционной лексикой психологической и гражданской лирики, широко вводятся слова
философского и эстетического содержания («познанье», «сомненье», «добру», «злу»), а также прозаизмы («не шевелят», «остаток», «касались»). Чем дальше развенчивается поколение, тем прозаичнее стиль, не лишенный, однако, ораторского воодушевления, резких оценочно- экспрессивных эпитетов. Характеристика поколения сопровождается все более крепнущими
нотами осуждения, чувствами горечи и насмешки, иронии и сарказма. Бытовая окраска заключительных строф совпадает с наибольшей силой эмоционального осуждения.
Смена интонации и сочетание в «Думе» различных стилистических пластов обусловили своеобразие жанровой формы, отличной как от «унылой» элегии, так и от высокой
обличительной сатиры. Совмещение философско-элегической медитации с иронией
превращает стихотворение в «социальную элегию» - форму, специфическую для Лермонтова:
«социальная элегия» поэта вбирает в себя нравственные, исторический, философические,
политические стороны жизни «поколенья» в их психологическом преломлении. Равнодушие к добру и злу, осмысление высоких страстей, неспособность к жертве, иссушение ума наукой, малодушие перед опасностью, «угрюмость» и историческая никчемность, бесславие - все духовные муки и пороки поколенья восходят к скепсису, неверию, «бремени познанья и
сомненья». Лермонтов не усматривает в сомнении и отрицании ни положительных
ценностей, ни пути к истине. Позиция его в «Думе» такова: сомнение и отрицание бессильны и бесплодны, как и лучшие порывы души, не приводящие к каким-либо позитивным
результатам («зарытый скупостью и бесполезный клад»), что и становится духовной бедой поколения.
Современники были потрясены тонами стихотворения, писали о лирическом «вопле», стоне души, об обличении в нем «черной стороны нашего века» и не могли не признать суровой и
беспощадной, хотя и лиричной правды, заключенной в нем (В.Г. Белинский, В.Н Майков,
Герцен)
Несмотря на голоса критиков, отметивших в «Думе» неосновательность субъективной оценки всего поколения, стихотворение вызвало громкий общественный резонанс, заставив «многих вздрогнуть». «Дума» создала в русской лирике особую жанровую традиционную социальной элегии, проникнутой глубоким трагизмом, в которой поэт осуждает свое поколение при отождествлении себя с ними.
Анализ стихотворения Лермонтова "Поэт"
При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба
поэта вообще и оформляется в романтических категориях: "оклеветанный молвой", "жажда мести", "поникнув гордой головой", "восстал... против мнений света", "свободный, смелый дар", "дивный гений", "торжественный венок". Основные темы здесь - конфликт поэта и толпы, божественный дар и обречённость на гибель.
Стоит обратить внимание на неоднозначность словосочетания "невольник чести" - с него
часто начинают разговор о биографических подробностях гибели, тогда как в лермонтовском понимании, видимо, речь идёт не столько о светской чести, сколько о чести поэта, не
способного изменить своей правде, своему данному свыше дару - слияние автора и героя крайне характерно для романтической поэтики.
Употребление глаголов настоящего времени, обилие пунктуационных знаков, свидетельствующих об интонационной насыщенности, императивы по отношению к "толпе" - адресату Лермонтова - создают особый - ораторский - стиль первой части, называемый ещё инвективой (резко обличительным осмеянием). Резкое синтаксическое членение стиха,
склонность к антитезам, повторениям, параллелизмам и к стиховым "формулам" - всё это ораторское обличие лермонтовского стиля служит выражению напряжённых контрастов между сущим и должным.
Главное слово следующей строфы - убийца, совершенно лишённое романтической приподнятости. Он не противник, не неприятель, не дуэлянт, он - убийца, и отсюда -
анафорические "не мог" в конце строфы. И вновь смерть Поэта мыслится как провидение, как "перст Судьбы": у убийцы "пустое сердце", он заброшен к нам "по воле рока", это не столько конкретное лицо, сколько исполнитель "приговора судьбы".
Следующая часть стихотворения (23 строки) - элегия, наполненная пушкинскими реминисценциями. "Сражённый, как и он, безжалостной рукой" - аналогия с Ленским,
трактуемым в данном тексте именно как романтический поэт; "Зачем от мирных нег..." -
перекличка с пушкинским "Андреем Шенье". Да и "невольник чести", видимо, заимствован из посвящения к поэме "Кавказский пленник". Отсутствие элементов говорного стиха позволяет создать особую напевность строф.
Вторая часть наполнена антитезами, иллюстрирующими невозможность понимания между поэтом и "светом", толпой. В первой части автор взывал к толпе, теперь обращается к поэту.
Анализируя лексику, важно отметить соседство романтических элегических формул ("мирные неги", "пламенные страсти" и так далее) с элементами декламационного стиха. Это
стихотворение - один из шагов на пути Лермонтова к превращению субъективной лирики в
гражданскую.
Конец пятой строфы перекликается с первой: "жажда мести" - "жажда мщенья",
"оклеветанный молвой" - "коварный шёпот насмешливых невежд", "угас светоч" - "приют певца угрюм...". Изменения ритмического рисунка в пятой строфе вновь приводят к
актуализации ораторских поэтических приёмов. Теперь речь идёт уже не о чести Поэта и не о его душе - погибло (убито) слово ("на устах его печать").
Последние шестнадцать строк, написанные, как вспоминают современники, чуть позже,
требуют историко-биографического комментария и связываются с проблемами, затронутыми в пушкинской "Моей родословной". Употреблённые с большой буквы слова "Свобода, Гений и Слава" сближают стихотворение с традицией пушкинской "Вольности" и "Деревни", с декабристской поэзией.
Важно отметить и тему справедливого суда, связанного в представлении Лермонтова с будущим: "Божий", "грозный", неподкупный суд, который невозможно обмануть.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 548; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!