Как часто пестрою толпою окружен анализ



Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен» в основе своей имеет реальные события, имевшие место в жизни поэта. Поставленная Лермонтовым перед текстом


стихотворения дата 1-е января была весьма загадочной. Появление в печати этого

стихотворения вызвало ярость Николая I, а также Бенкендорфа. Это известно давно. Но

почему ярость – это понятно не было. Оказывается, стихотворение направлено против самого Николая I – с ненавистью и презрением.

Николай I очень любил маскарады вообще, и в частности маскарады, которые устраивались в петербургском Большом театре. Лишний раз ему хотелось покрасоваться перед раболепной толпой, еще раз продемонстрировать все свое величие. Но дело было не только в этом. В одной из своих статей Н.А. Добролюбов писал: «Великий царь могущественной и обширной державы нередко также являлся в маскарадах и без зазрения совести волочился за масками». На новогоднем маскараде в Большом театре, который состоялся первого января 1840 года,

присутствовал сам Николай I. Самодержец предстал здесь в своей обычной роли искателя легких знакомств. Когда Лермонтов говорит в своем стихотворении о желании «смутить веселость их», «дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью», он имеет в виду прежде всего самого Николая I. Царь прекрасно понял, в кого метил Лермонтов. Это и явилось причиной его ярости.

Как и во многих других стихах поэта, здесь сатирические мотивы находятся в соседстве с элегическими. Вначале несколькими точными штрихами поэт рисует надменных, духовно

нищих людей «большого света». В «пестрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушных людей». Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски».

Отвратительные Лермонтову и лживые и неискренние отношения между мужчиной и женщиной в свете. Здесь нет настоящей любви, все решают деньги и чины:

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки …

Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска и суеты», поэт погружается в воспоминания о близкой сердцу поре детства и юности:

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей …

Здесь сатира уступает место элегии. Лермонтову дороги родные тарханские места. Когда-то здесь поэт мечтал о встрече с прекрасной девушкой, о сильной и чистой любви, которую он сможет пронести через всю жизнь. Поэт думал «о ней», плакал и любил юное «созданье с

глазами, полными лазурного огня …»

Прием «погружения» в воспоминания о далеком прошлом, о прекрасных былых днях – тема в поэзии не новая. К ней обращались поэты-романтики 20-х годов XIX столетия. В отличие от тех поэтов, которые идеализировали прошлое, Лермонтов убежден в том, что невозможно жить одной привязанностью «к недавней старине». Приятные мечты о прошлом являются

обманом, вернее самообманом. Вот почему Лермонтов восклицает: «… опомнившись, обман я узнаю …»


Заканчивается стихотворение гневным вызовом миру ханжества и зла, протестом против

бездушного «света»:

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глазак мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью !..

Композиция стихотворения делится на 2 части. В первой – острые и точные характеристики высшего общества, во второй – безмятежный мир юности. Произведение состоит из семи строф, представляющих собой шестистишие, которое четко делится на двустишие с

последовательной (смежной) рифмой, и на четверостишие, где поэт использует

опоясывающую рифму. Тем самым автор как бы «затворяет», замыкает четверостишие в себе, делая его более законченным, мысль – завершенной. Строфа – одно предложение.

Используются яркие художественные изобразительные средства: эпитеты («пестрая толпа»,

«затверженные речи», «бездушные образы», «лазурный огонь»), метафоры («железный стих», «облитый горечью и злостью»); сравнения («лечу я вольной птицей»); олицетворения («листы шумят», «луч глядит», «встают вдали туманы»).

Чтобы передать свое волнение, возмущение и злость поэт использует восклицательные предложения, междометия:

О, как мне хочется смутить веселость их …

Стихотворение написано шестистопным и четырехстопным ямбом. Более короткие третья и шестая строка содержит как бы вывод, быструю оценку:

Наружно погружаясь в их блеск и суету, Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки …

Стихотворение волнует не только потому, что в нем обличен высший свет. Нас пленяет богатый духовный мир самого поэта, его глубокие мысли и чувства: «неприязнь» к

«бездушным людям», мечта о безмятежной и, увы, скоротечной жизни в юности и осознание бесплодности этой мечты, трезвое понимание невозможности вырваться из «завистливого и душного» светского общества.

Осознание своей обреченности подчеркивает поэт кольцевой композицией произведения. Тон произведения эмоционально-взволнованный, он вызывает у читателя ответное душевное движение.

Известный критик Висковатов в своей книге «М.Ю. Лермонтов» пишет: «Когда в

Отечественных Записках появилось стихотворение «Первое января», многие выражения в нем показались не позволительными. Нашли, что поэт в поведении своем заходить за границу дозволенного …Гр. Бенкендорф, расположенный к бабушке поэта и не раз ходатайствовавший за него перед военным министром и государем, теперь крепко невзлюбил Михаила

Юрьевича, особенно после случая на маскараде».

Как часто пёстрою толпою окружён» — творческая работа в стихотворной форме, созданная в 1840 году Михаилом Юрьевичем Лермонтовым.


Данное стихотворение написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1840 году и

оценивается многими критиками, как одно из самых значительных стихотворений, по душевному настрою и эмоциональному пафосу близкое к «Смерти поэта». По свидетельствам современников, это стихотворение написано после посещения Лермонтовым маскарада в

ночь с 1-го на 2-ое января 1840 года. Опубликование повлекло за собой новые гонения на

поэта, совсем недавно "прощённого". Тема маскарада символична. Сравнивая стихотворение с «Маскарадом», несложно понять, что насмешка над конкретными чертами жизни — не что иное, как подчёркивание поэтом всей фальши светского общества. Воображаемое прошлое, светлые мечты конкурируют в сознании поэта с призрачной реальностью, пропитанной враньём и «маской». И эта грязь действительности не вызывает в душе Лермонтова ничего,

кроме презрения…

Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Как часто, пёстрою толпою окружён…" Восприятие, истолкование, оценка

"Как часто, пёстрою толпою окружён…" - так начинается одно из стихотворений М.Ю.

Лермонтова, написанное в 1840 году. И с первой же строчки мы начинаем ощущать атмосферу замкнутого круга, в которой находится лирический герой, "окружённый толпой", не имеющий сил для того, чтобы вырваться из этого ограниченного пространства. Далее следуют две строфы, посвящённые самому обществу, составляющему светскую "державу", дьявольский мир, ненавистный лирическому герою. Возникает образ грубой безудержной пляски,

неостановимого, стремительного движения. Наш слух раздражают шум музыки и "дикий шёпот затверженных речей", наши глаза ослепляют "блеск" и яркий свет, мы ощущаем

"бестрепетные руки" городских красавиц. Всё вокруг бешено кружится, "мелькают образы

бездушные людей". Лирического героя окружают "приличьем стянутые маски". Светский мир

- лишь маскарад, декорация. Люди, населяющее его, - бездушная толпа, которая тяготит

поэта, потому что лирический герой не является частью этого мира, он противостоит толпе, у него есть душа ("Ласкаю я в душе старинную мечту…"). Уже в конце второй строфы мы слышим еле уловимые "святые звуки", доносящиеся "из сердца", "из памяти" лирического

героя. И именно в прошлое поэта, к "недавней старине" устремлена "вольная птица" его

воображения. Перед нами открывается иной мир - мир воспоминаний, мир истинных чувств и гармонии.

Резкие звуки реальности сменяются умиротворяющей тишиной ("спящий пруд", "робкие шаги"). Ничто не смеет нарушить покой, волшебный сон, душевный отдых. Мотив сказки в стихотворении неразрывно связан с воспоминаниями лирического героя о детстве, молодости. Первое, что видим мы в этом волшебном мире - образ ребенка:

И вижу я себя ребёнком…

Ребёнок - символ наивности, чистоты, простоты, всего того, что недоступно "маскам", живущим в светском мире. Мотивы юности, свежести, безыскусности, естественности

продолжает развиваться и в описании прекрасной женщины - мечты лирического героя: "С глазами, полными лазурного огня, // С улыбкой розовой, как молодого дня // За рощей

первое сияние". Розовый цвет рассвета у Лермонтова становится символом единственного


истинного начала жизни - молодости, с которой связаны самые счастливые воспоминания,

истинные чувства и переживания. Помимо розового и лазурного цветов, мир лирического

героя полон других красок - зелёного ("зеленая сеть трав"), жёлтого ("жёлтые листы"). Это не пёстрая череда цветов, которую мы видели в первых строках стихотворения, а пышное

многоцветье, насыщенная палитра красок мира. Цвета эти, однако, не контрастируют друг с другом, а создают, соседствуя с "туманом над полями" и полумраком "тёмных аллей",

гармоничное цветовое сочетание. Пространство этого мира бесконечно, оно не ограничено никакими рамками (мы видим пруд, село за ним, поля вдали и т.д.). Именно в этом мире лирический герой чувствует себя свободным, здесь он не должен играть роль, противостоять кому-то, только здесь он может чувствовать и любить:

И странная тоска теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю…

Именно в мире, созданном воображением, лирический герой - "всесильный господин", а не пленник, здесь он властвует, а не подчиняется, здесь он счастлив, и это счастье в нём самом:

Я долгие часы просиживал один…

В этой строке возникает мотив одиночества, один из ведущих в лирике Лермонтова. Но это одиночество не тягостное, а просветленное. Поэт - один в своих мечтах. Неприятие реальности влечёт за собой создание иного мира, иной действительности, уход в которую спасителен для лирического героя. Но в конце концов "шум толпы людской" "прогоняет" мечту поэта. В

последней строфе мы вновь возвращаемся в мир пустоты и пошлости. Сон не может длиться вечно, грубая реальность всегда будет неотступно следовать за лирическим героем.

Последние строчки - вызов поэта бездушному обществу: О, как мне хочется смутить весёлость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..

Поэт негодует, ненавидит это общество, но мы понимаем, что он бессилен что-либо сделать, противостоять светскому миру невозможно. Безысходность подчёркивается

кольцевой композицией стихотворения. Оно начинается и заканчивается описанием пустого, пошлого мира-маскарада. Он губит всё живое, но победить его нельзя. Финал стихотворения трагичен: опустошенность, разочарованность героя и ощущение замкнутости бытия.

Многоточие в конце стихотворения указывает на неизбежность борьбы двух миров - мечты и реальности, постоянство лермонтовского лирического героя в его желании противостоять толпе, изменить мир.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 671; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!