Анализ стихотворения Лермонтова Валерик



...Как месту этому названье? Он отвечал мне: «Валерик. А перевесть на ваш язык,

Так будет речка смерти: верно, Дано старинными людьми».


М.Ю.Лермонтов

М.Ю.Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина. Стихи были жизнью, его делом, его протестом. Поэт чувствует свое одиночество, тоску,

непонимание; он бесконечно любит свой народ, ясно отделяет подлинный патриотизм от мнимого. Почти вся его жизнь связана с Кавказом. По окончании юнкерской школы

Лермонтов вышел корнетом Лейб-гвардии гусарского полка и по воле судьбы попал на Кавказ, который любил с детства:

В стихотворении «Валерик» при кажущейся простоте содержания сложная композиция.

Описанию кровопролитного сражения в нем предшествуют посвящение любимой женщине (ее имя не названо) и мирные картины жизни горцев:

» А вот кружком сидят другие.

» Люблю я цвет их желтых лиц,

» Подобный цвету ноговиц,

» Их шапки, рукава худые.

» Их темный и лукавый взор

» И их гортанный разговор.

Это спокойное, мирное течение дня обрывается, когда спадает жара:

» Чу — дальний выстрел

» прожужжала

» Шальная пуля…

» славный звук…

Как в раннем толстовском рассказе, о котором; речь шла выше, в стихотворном

повествовании Лермонтова описывается тревога в русском лагере, вызванная горскими

конниками, прискакавшими во главе с мюридом, одетым в красную черкеску… Короткий его поединок с гребенским казаком:

» Уж близко… выстрел… легкий дым…

» Эй вы, станичники, га ним…

» Что? ранен!..— Ничего, безделка…

» И завязалась перестрелка…

Но уже из следующих строф стихотворения выясняется, что этот эпизод только «присказка», а главная «сказка» — впереди. И посвящена она сражению на «речке смерти» — Валерике.

Только находясь в самой гуще событий, мог поэт запомнить, а затем запечатлеть главные

эпизоды жестокого боя, следовавшие один за другим. Его кульминацией была двухчасовая рукопашная схватка, после которой долго речная «мутная волна//Была гепла, была красна». Завершив рассказ о том, как прошел «этот день кровавый», поэт обращается к любимой женщине с кратким напутствием:

» На вашем молодом лице

» Следов заботы и печаль,

» Не отыскать, едва пи.

» Вблизи когда-нибудь


» Как умирают. Дай вам бог

» И не видать: иных Тревес?

» Довольно есть…

Посвящение (вступление) и послесловие, казалось бы, написаны лишь на глубоко личную тему

— о любви и вынужденной разлуке. Они как бы заключают в «кольцо» главную часть стихотворения, где показаны ужасы войны, обнажена ее сущность. И вслед за адом войны, в момент, когда приумолкли ее звуки, но остались страшные следы, когда «дым пороховой» туманом еще окутывает окрестные леса, глаза поэта-воина устремляются к «вечно гордой и спокойной горной гряде, к остроконечной главе Казбека, к высокому небу, которое в другую пору увидел один из главных героев «Войны и мира» Л. Н. Толстого — князь Андрей

Болконский, раненный в Аустерлицком сражении. Оценивая значение «Валерика» в лермонтовском творчестве, Белинский подчеркнул, что в этом произведении проявилась особенность таланта поэта, которая «заключалась в его мощной способности смотреть

прямыми глазами на всякую истину, на всякое чувство, в его отвращении приукрашивать их». Стихотворение «Валерик» впервые появилось в печати в 1843 году в альманахе «Утренняя заря». Двумя годами раньше Лермонтов порадовал читателей другим своим шедевром — стихотворением «Завещание». Поэт прислал его в Петербург редактору «Отечественных записок» А. А. Краевскому, и тот поместил стихотворение в февральской книжке журнала за 1841 год.» А в начале года Краевский писал издателю «Русского вестника» М. Н. Каткову: «У нас в так называемой литературе тихо и глухо, как никогда еще не бывало. Лермонтов

прислал мне одно чудесное стихотворение: он жив и здоров». Пьер Безухов – один из любимых героев Толстого

Кто он лирический герой в стихотворениях Лермонтова Особенность описания природы в поэтике Пушкина

Анализ цикла лирических стихотворений Пушкина

Идейный и художественный комплекс становления Пушкина

Анализ стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»

«Выхожу один я на дорогу…» Если б знал он, как во все века

Будет волновать людей и трогать, Обжигать сердца его строка.

Рыцарь чести, юный светоч разума, Если б знал, что до грядущих дней Родина как сына мудроглазого Сбережет его в груди своей.

За несколько дней до 15 июля, до дуэли и смерти, написано лермонтов-ское «Выхожу один я на дорогу…»

В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному склону Машука. В небесах – южная голубая ночь, в туманном синем свете – земля. Звезды мер-цают, их далекие лучи делаются то ярче, то они чуть гаснут. Там, на высоте, таинственная беседа.


Мир и покой, но:

Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?

В лунном свете стелилась впереди покрытая мелкой каменной осыпью машукских скал дорога

– кремнистый путь. Одиноко по ней шел поэт:

Уж не жду от жизни ничего я…

И не жаль мне прошлого ничуть.

«Выхожу один я на дорогу…», принадлежащем «к лучшим созданиям Лермонтова». Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной ти-шиной и покоем, разлитым в

природе. Это настроение передается и нам, чи-тателям. Мы видим и «кремнистый путь», и

«сиянье голубое», и яркие звез-ды, ощущаем торжественную тишину ночи. Это гимн красоте, гармонии сво-бодной и могучей природы, не знающей противоречий.

От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обраща-ется к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тре-воги, к своим грустным мыслям. Поэту

«больно и… трудно» оттого, что нет «свободы и покоя». Но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о смерти.

Предвидя все, все понимая, вписывал Лермонтов свое стихотворение в «Записную книгу Одоевского». В ней уже было рассказано о судьбе дубового листка, оторвавшегося от ветки родимой и унесенного бурей к далекому бе-регу Черного моря, где растет молодая чинара, с которой шепчется морской ветер, в ее ветвях качаются и поют свои песни вольные птицы;

была расска-зана грустная повесть о том, как отказалась дать приют страннику полная жизни и счастья чинара – повесть о жизни и о смерти.

В эту книгу вписан также и «Сон», вписано в нее и стихотворение о том, как тучка ночевала на груди утеса-великана и в золотых утренних лучах рано умчалась вдаль, весело играя по

лазури, оставив и забыв утес, по кото-рому тихо струились слезы. Здесь и знаменитый «Пророк».

«Выхожу один я на дорогу» написано, как завещание. Последнее, что поэт передает

потомкам: он не отказался ни от всевиденья, ни от ответствен-ности. Лермонтов знал, какой ценой входит в историю его поэзия.

В стихотворении наиболее полно отразились особенности лирики Лер-монтова, приемы его письма. Взгляд поэта сосредоточен не столько на внеш-нем мире, сколько на душевных

переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Жанр

произведения – лирический мо-нолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?» Поэт

глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания.

Композиция стихотворения делится на две части. В первой – велико-лепный пейзаж.

Изумительные метафоры, живописующие красоту и тихую зачарованность южной ночи: («звезда с звездою говорит»; «пустыня внемлет богу»). Начиная с третьей строфы, автор обращается к своим мыслям и тре-вожным раздумьям. Смятение его души очень образно


передают восклица-тельные предложения, умолчания. Все устремлено в будущее, в мечту.

Час-тое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию ус-ловно- сослагательное. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое», «жизнь», «покой», «свобо-да», «сон», «силы».

Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы.

Рифмовка перекрестная. Строфы представляют собой четкие четверостишия. Все это придает особую мелодичность и плавность стиху. Использование приема звукозаписи (частое

повторение шипящих зву-ков) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи.

В финале стихотворения появляется образ великана-дуба – символа вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие. Такой живой памятник хотел бы воздвигнуть над своим последним

прибежищем поэт:

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел.

И растет такой огромный дуб в Тарханах, на малой родине поэта. Каж-дый год в день памяти приходят сюда тысячи людей, чтобы поклониться праху великого русского гения. И дуб шумит листвой над тарханскими тро-пинками, над озером, словно вечный сторож печальных мест.

Вновь слагают здесь стихи поэты:

Если б знал он в миг смертельной раны, Если б знал он, падая в крови,

Что родник судьбы его – Тарханы Станут пульсом скорби и любви,

Местом, где, склонясь в молчанье строгом, Будут люди из столиц и сел

Вслушиваться в звездную дорогу, По которой Лермонтов прошел.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 540; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!