Заметки очевидца о советской культуре обнаженности в 1931 году.



Наиболее поражающая из всех достопримечательностей этой самой необычной земли мира — берега Москва-реки в это время года.

Весна и лето значат для России больше, чем для стран с более мягким климатом.

После долгой зимы с ее снежными сугробами глубиной в ярд, температурами за «минус 30», первые солнечные дни мая и первые теплые дни июня являются для населения щедрыми подарками Природы, намного более ценными, чем для жителей южных стран.

Мы садимся на крошечный речной пароходик в самом центре Москвы, на один час лениво разваливаемся на его палубе и высаживаемся на Ленинских горах, когда-то называемых Воробьевыми, с высоты которых 119 лет назад Наполеон наблюдал, как огни горящего города, освещающие небо, уничтожают его надежды.

На обрывистом берегу реки расположена группа домиков, кафе и ресторанчиков под открытым небом.

На противоположной стороне песчаная равнина растянулась на милю и на этой равнине происходит действие, включающее в себя соревнования по легкой атлетике, выступления цирковых артистов и массовый пикник.

Тысячи мужчин и женщин, девочек и мальчиков, грудных детей играют в разные игры, устраивают пикники, купаются в реке или просто принимают воздушные ванны, греясь на солнце.

Такая сцена может быть повторена на любом из тысяч «буржуазных» курортов. Хотя, есть и одна индивидуальная деталь. Большинство участников пикника, юных атлетов и более старших людей — полностью обнажены. Группа юношей соревновалась в прыжках в длину. Полусотня их находилась в стороне от ямы для прыжков, ожидая своей очереди. Все они были раздеты догола. Полдюжины девушек в легких летних платьях, проходя мимо, остановились, чтобы понаблюдать за прыжками. Бронзовое юное тело пролетело рядом с ними. Девушки закричали, поскольку заметили, что юноша заступил отметку, затем раздался дружный смех, так как амбициозный атлет приземлился лицом прямо в песок. Окружающие воспринимают все происходящее вокруг как должное. Только один раз спокойствие толпы людей было нарушено. Из кустов появился молодой человек в плавательном костюме. Через мгновение он был окружен гикающими подростками и подтрунивающими над ним обнаженными девушками. Чтобы избежать насмешек, парню пришлось раздеться, после чего он пошел купаться вместе с остальными.

Другая группа молодых людей соревнуется в 100-метровом забеге. За ними также наблюдает группа болельщиц, но в отличие от мужчин эти женщины одеты. Невдалеке группа обнаженных девушек играет в ручной мяч. Ниже по реке несколько сотен женщин разного возраста плавают, играют или просто беседуют, стоя по колено в воде. Никто не обращает на них особого внимания. Их часть реки отделена легкой деревянной загородкой, своего рода знаком для мужчин, что это — женская территория. Однако это не является помехой для наблюдения, а также препятствием для прохождения мужчин. В центральной части этой площадки видна общая группа обнаженных мужчин, женщин и детей. Здесь отдыхают семьи родственников или коллег по работе.

Примечательно, что в Советском Союзе мужчины и женщины — сторонники культуры обнаженности стараются создать между собой видимость дистанции (может это — рудиментный пережиток «буржуазного» стыда). Хотя, как уже было отмечено, наблюдается присутствие лиц постороннего пола — зрителей на соревнованиях обнаженных спортсменов. Специфические черты советской культуры обнаженности: никакой организации, никакого внушения и обучения этому, все воспринимается как естественная вещь. Во всей России нет ни одного журнала, целиком посвященного движению культуры обнаженности. В Германии любой стенд новостей облеплен ими.

В Германии и других местах защитники движения считают важным нахождение обнаженных мужчин и женщин вместе как вызова существовавшим ранее обычаям и предрассудкам. Очевидец достоверно сообщил мне об одной встрече в доме берлинских интеллектуалов, сторонников культуры обнаженности, полных энтузиазма от обращения в эту идеологию. Шесть мужчин и шесть женщин, некоторые состоявшие в браке, некоторые нет, все, тем не менее, желающие доказать свою вновь приобретенную свободу от цепей одежды, собрались в доме одной пары. Они пришли в девять часов, сняли свои пальто и шляпы и отправились в комнату для переодевания, чтобы снять дальше все, что на них оставалось. Затем все они голыми собрались в одной из комнат, хозяева подали чай, и присутствующие принялись обсуждать погоду, спортивные новости, теорию Эйнштейна, критику Шпенглера, политическую ситуацию. Это же никогда не случилось бы в Советском Союзе. Во всяком случае, не сейчас.

Двенадцать лет назад, если мы возвратимся к первым годам революции, летом 1919 года, когда культура обнаженности была все еще причудой для России, даже более удивительные демонстрации обнаженности были не только возможны, но и происходили. Для советских властей, объявивших о полной и безусловной свободе рабочего класса от буржуазного уклада жизни, было неудобно запрещать такую безобидную демонстрацию этой свободы, как желание появляться на публике без одежды. Совет народных комиссаров поручил решение этого вопроса комиссариату по здоровью. Этот комиссариат, возглавляемый дипломатичным товарищем Семашко, нашел выход. Он издал официальное заявление, хвалившее «бесстыдников» за то, что они обратили внимание населения на пользу «воздуха и солнечного света».

Далее было заявлено, о крайней симпатии этому движению со стороны медицины и властей. Но в конце содержалась хитрая фраза, что, имея в виду загрязнение воздуха городов пылью и бактериями, вредными для человеческой кожи, было бы благоразумно, чтобы впредь никто не появлялся на переполненных улицах города без должной одежды, достаточной для того, чтобы служить прикрытием от случайного заражения. Заканчивалось заявление повторением превознесения ценности нахождения обнаженным на свежем воздухе и при солнечном свете, который можно найти лишь на окраинах города и за пределами его на берегах Москва-реки, но не на улицах. Совет был воспринят, и с тех пор толпы голых не причиняли проблем для дорожных полицейских. В конце этого лета «бесстыдники» продолжали свой культ массовыми собраниями и взволнованными речами на лугах вне Москвы. В этом заявление департамента здоровья сослужило хорошую службу.

Раз правительство, заботясь о гражданах, запретило появление в обнаженном виде на улицах, ни один истинный пролетарий не ослушается. Все они были хорошими гражданами, а товарищ Семашко был специалистом, раз специалист говорит, что нехорошо ходить обнаженным по городской пыли, то поэтому следует натянуть на себя меховую шапку и шубу даже, если снег выпадает в это время года в другой части света. Советское правительство имеет серьезную причину, чтобы поддерживать сторонников культуры обнаженности. Она должна быть замечена всяким, кто когда-либо посещал мероприятия сторонников культуры обнаженности в любой стране. Наиболее радикальное уравнительное действие, которое есть у человечества — снятие одежды. Сразу же исчезают оценки социального положения, профессиональной принадлежности и чувство уникальности. Рабочие, крестьяне, конторские работники вдруг становятся просто одинаково созданными природой людьми без классовых и сословных различий. Это в краткой форме излагает главную цель советских руководителей. Вот почему движение культуры обнаженности так массово распространилось в Советском Союзе. Сейчас, этим летом на каждой реке, на берегах озер и морей буквально миллионы мужчин и женщин плавают и загорают под солнцем без одежды, чувствуя себя при этом абсолютно естественно, как будто, по-другому и не может быть. Известный «пятилетний план» индустриализации Советского Союза, который включает не только программу строительства и производства, но и план устройства жизни каждого человека в стране, позаботился даже о шашках и шахматах. Однако в нем не было сказано ни слова о культуре обнаженности. Да это было и не нужно, так как нация уже была сориентирована на полезность хождения без одежды в правильное время года и в правильном месте. Со всей очевидностью, более всего, это проявляется на Черном море. Вдоль его изумительной береговой линии от Батуми до Севастополя металлически-голубая вода субтропического океана охватывает пляжи, которые приютили наибольшую колонию энтузиастов обнаженной культуры в мире. Некоторые из пляжей, расположенных возле городов, имеют тонкий невысокий деревянный забор, чтобы разделять людей противоположного пола. Другие, как в Батуми, отделяютмужчин и женщин только проволокой.

Остальные оставили вопрос разделения полос на усмотрение самих загорающих. Любопытство, похотливая назойливость в действительности охлаждаются почти всеобщим приятием общественностью обнаженного купания. Причем Эрос на пляже как бы не присутствует. Старое изречение, что одежда была создана для того, чтобы соблазнять и стимулировать эротические желания, целиком подтверждается вечером, когда отдыхающие на «Красной Ривьере» облачаются в нарядные одежды и выходят на гуляния по приморским набережным. Какого?

Пусть после этого новоявленные моралисты и блюстители нравственности попробуют заявить, что российский менталитет не приемлет открытости тела. Оказывается, многое из того к чему я призываю в этой книге, у нас уже было и, более того, носило всенародный масштаб! В статье немного затронута тема движения «Долой стыд». Я тоже не могу пройти мимо такой интересной темы. Все-таки до чего своеобразен менталитет русского народа! Если сверху спускается инициатива, то ее надо воспринять как руководство к действию и довести до абсурда, чтобы, тем самым, навсегда похоронить. Так было на протяжении всей нашей истории, так и будет всегда! В 1925 году в городах России появились отделения Всероссийского общества «Долой стыд». Центральное правление этого общества располагалось в Москве на Гоголевском бульваре. Размах деятельности общества был поистине революционный.

Полностью раздетые люди ходили по улицам городов и даже ездили в общественном транспорте. Иногда в порядке агитации устраивались многолюдные марши сторонников движения по центральным улицам городов. Лозунги и плакаты, которые несли активисты общества, содержали требования, считать стыдливость пережитком буржуазной морали, и призывали трудящихся всего мира вступать в ряды их сторонников. Понятно, что такое пролетарски — уравнительное движение не могло не поддерживаться властью. Хотя, когда его размах превзошел даже самые смелые ожидания руководства страны, как об этом было сказано в статье, наркомат здравоохранения рекомендовал членам общества не посещать центральные части городов. Сталин, тем временем, осознав, что свобода тела рано или поздно перерастет в свободу мысли, решил наложить запрет на публичное обнажение как социальное явление в целом.

Интересно, что в это же время, а именно в 1933 году, к такой же мысли приходит и Гитлер. И это притом, что сам он пришел к власти, пропагандируя нудизм! Вспомните, хотя бы, фильм «Олимпия» Лени Рифеншталь (1902–2003) — режиссера, создавшего атрибутику нацизма. Натуризм в Германии сначала уходит в подполье, но постепенно количество его приверженцев сходит на нет. К слову, ради справедливости, надо отметить, что к моменту прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера страной, имевшей право считаться центром нудизма, была уже Франция.

Французский нудизм как движение был основан братьями — врачами Гастроном и Андрею Дюрвилями. На красивом острове Леван в Средиземном море они основали нудистский центр «Гелиополис».

В 1929 году Марсель Киена де Монжео создал в г. Карам-бувиль французское общество гимнософистов («мудрецов, живущих обнаженными» — см. Раздел 1) и начал издавать журнал «Жизнь!», пропагандирующий нудистский образ жизни.

В 1931 году врач Альберт Леккок написал первую серьезную научную работу о пользе гелиотерапии, оказавшую значительное воздействие на приобщение к нудизму большого числа французов.

С этого времени начинается история «Клубов Солнца», целой системы организованного нудистского отдыха с лечебным акцентом. Однако и здесь, Вторая мировая война приостановила развитие оздоровительного нудизма.

Центром мирового нудизма на это время становится Северная Америка. Немецкие эмигранты, попавшие на этот континент в конце XIX века, занесли семена этого движения на благодатную почву. Ведь еще в XVIII веке Б. Франклин (1706–1790), писатель и дипломат, чье лицо нам хорошо знакомо по стодолларовым банкнотам, находил пользу в ежедневных прогулках голышом — «воздушных ваннах». Позднее Генри Торо (1817–1862), философ, юрист и эколог, автор идеи движения «гражданского неповиновения», научно обосновал лечебное воздействие этих процедур. Но только в начале XX века нудизм в Америке стал по настоящему массовым движением. В 1929 году Верховный суд США официально разрешил прилюдное обнажение мужчин и женщин с оговоркой: «Если, при этом нет места непристойному поведению». Таким образом, Америка оказалась первой страной, в которой нудизм был принят государством официально! В 1933 году в США была создана национальная конфедерация нудистов, которая позднее была переоформлена как «Ассоциация Загорающих Американцев (the American Sunbathing Association)».

К середине 30-х годов уже существовало более восьмидесяти нудистских центров по всей Америке, включая даже Аляску. Параллельно произошел всплеск интереса к нудизму в Канаде, особенно, в Британской Колумбии и на юге Онтарио, приведший к созданию в 1947 году единой Канадской Ассоциации Солнечных ванн (CSA). После краха фашизма вновь наступила пора расцвета нудизма в Германии. Стремительно увеличилась численность сторонников этого движения. Дошло до того, что центральный городской парк Мюнхена, так называемый «Английский сад», был передан в распоряжение нудистов. Этот парк раскинулся вдоль берега реки Изар к северо-востоку от Ринга — мюнхенского «Садового кольца», аналогичного московскому. «Английский парк во многом формирует стиль жизни баварской столицы», — читаем мы в журнале «Гео» № 10, октябрь 1999 года. Ежедневно практически в любую погоду тысячи мюнхен-цев и гостей города приходят туда, чтобы провести время по-натуристски, собираясь в большие группы на полянах по берегам речки Айсбах, протекающей через парк. Немцы вообще являются чрезвычайно рациональной нацией. И если они убеждены в том, что нудизм приносит лечебную пользу организму, то можете быть уверены, что так оно и есть на самом деле.

Поэтому большинство немцев относятся к Культуре Свободного тела (Frei Korper Kultur — FKK, так сейчас называется организованный нудизм) как к естественной оздоровительной процедуре. Ну, а публичное обнажение, будь то в купальнях, банях или бассейнах, на пляжах или культурно-массовых мероприятиях, вообще является нормой германской жизни. Впервые попав в Германию, я сам наблюдал, как из подъехавшей к берегу Рейна машины вышли взрослые с детьми, не торопясь разделись догола и отправились принимать водные процедуры. Накупавшись, они спокойно вернулись к машине, оделись и уехали. Может быть, в этом и не было ничего необычного, но все это происходило на центральной набережной курортного городка Боппард, где в это время находились не только многочисленные туристы и прохожие, но и местные полицейские. Правда, через некоторое время подобное отношение немцев к публичному обнажению меня уже не удивляло. Обнаженные продавцы в магазинах, рекламные зазывалы, уличные стриптизеры, просто голые, гуляющие по улицам, все это — обычное явление в этой стране.

Еще одно отступление автора.

Находясь в Германии, включаю ранним вечером телевизор.

По одному телеканалу известный политик голым дает интервью журналисту, находясь в этот момент в нудистском бассейне Лейпцига.

Переключаю на другой.

Там идет концерт натурально раздетой рок-группы.

На мужчинах музыкантах из одежды только ремни, на которых висят гитары, а наготу девушек-вокалисток прикрывают только тату и пирсинг.

И все это происходит в большом закрытом зале при полном аншлаге и взрывах восторга слушателей после окончания исполнения каждой песни.

Вспоминаю, что совсем недавно видел по телевизору выступление в Нюрбурге популярной в России и за ее пределами рок-группы «Ленинград», представленной в анонсах как любимый музыкальный коллектив Людмилы Путиной.

Весь 1.5-часовой концерт лидер группы Сергей Шнуров и другие музыканты группы провели на сцене абсолютно голыми, что вкупе с мастерством исполнителей привело зрителей в неистовый восторг.

Переключаю телеканал и попадаю на развлекательную передачу «Стрип», что-то среднее между почившей телеигрой «Империя страсти» и существующей «Своей игрой». Разница лишь в том, что выигравшие (!) участники передачи обоего пола должны полностью обнажиться под музыку перед телекамерами на глазах всех присутствующих в студии.

Еще по одному каналу идут занятия по аэробике, примем присутствующие в студии девушки выполняют упражнения обнаженными.

Переключив на следующий канал, попадаю на туристическую программу, рекламирующую отдых на нудистских пляжах Испании, а именно на Мальорке и Ибице.

И все это показывается по разным телеканалам практически одновременно.

Что же после этого удивляться тому, что национальной святыней Германии является памятник героине народного эпоса Лорелее, изображающий ее, сидящей обнаженной на камне.

Кстати, можно вспомнить, что национальной гордостью Дании является также памятник обнаженной девушке — Русалочке.

Я опять отвлекся от темы.

Продолжу об истории натуризма.

 

Так вот, с 60-х годов прошлого столетия подлинной всемирной Меккой нудизма становится Адриатическое побережье бывшей Югославии, где власти распространяли, а точнее, явочным порядком регистрировали нудистские центры отдыха. Усилиями тогдашнего лидера страны Иосипа Броз Тито (1892–1980) практически вся прибрежная полоса Югославии была превращена в сеть нудистских кемпингов, поселений, гостиниц и пансионатов, начиная от острова Бояна-Ада на границе с Албанией и заканчивая натурцентром Канег-ра в районе г. Умаг (Хорватия) рядом с итальянской границей. Причем сразу же после пересечения этой границы снова оказываешься в натурцентре, но уже в итальянском. И так далее, по всему средиземноморскому побережью.

После начала боевых действий на территории бывшей Югославии слава международного центра натуризма перешла к Греции. Пятнадцать тысяч километров пляжного побережья этой страны (сравните, все побережье Африки — 30 тыс. км) и исторические традиции греков создают для нудизма неограниченные возможности. Наиболее посещаемыми натуристами являются острова Крит, где существует большой центр натуристского отдыха Вритомартис, Корфу, Родос и Спорадес.

А острова Миконос и Лесбос стали основным местом отдыха известнейших и богатейших людей мира. За последние годы наблюдается стремительное увеличение числа натуристов во Франции. Только в одной французской провинции Лангедок-Руссильон насчитывается 27 натурцентров, среди которых комплекс в поселке Кап Даг является крупнейшим в мире. Он рассчитан на одновременный отдых более 40 тысяч человек. Это целый город голых людей с соответствующей городской инфраструктурой.

Есть такой кап-дагский анекдот:

Едет по улице таксист и видит, голосует обнаженная женщина. Таксист останавливается, сажает женщину и внимательно ее разглядывает.

Женщина спрашивает:

— Что вы на меня уставились? Никогда не возили голых?

Таксист отвечает:

— Возил, поэтому и хочу заранее понять, откуда вы будете доставать деньги, чтобы оплатить проезд!

На юго-западе Франции, на мысе Бискайского залива, в 80 км северо-западнее города Бордо располагается наибольший по занимаемой площади натурцентр — Евронат. Он занимает площадь 335 га в сосновом бору вдоль атлантического побережья страны. Длина пляжного побережья этого центра составляет более 20 км вплоть до городского пляжа города Монталивье. С момента своего открытия в 1976 году это место считается лучшим в Европе для семейного отдыха и более всех соответствует натуризму как идеологии воссоединения с первозданной природой. Все, прибывшие сюда, как бы попадают в те далекие времена, когда еще не существовала необходимость ношения одежды. Крупные центры для натуристов расположены на территориях Испании, Португалии и Кипра.

В настоящее время перед нудизмом капитулируют такие оплоты «текстильного» отдыха как Турция, Израиль и даже Египет с Кубой. Как всегда, когда Европа выступает инициатором рациональных идей, быстрее всего они воплощаются за океаном. Американцы первыми сообразили, что на организованном нудизме можно делать хорошие деньги, и за короткое время в США было создано множество частных натурцентров, в которых сейчас за сезон отдыхают до 30 млн нудистов. За последние два года оборот американских турфирм, специализирующихся на нудизме, увеличился на 100 млн долларов и составляет сейчас 400 млн долларов. Как следует из статьи в газете «Washington ProFile» № 87/313 от 1.08.2003 г. по результатам опроса, проведенного независимой социологической службой «Roper- Starch» в 2000 году, 80 % американцев поддерживают идеи нудизма. А 25 % взрослых жителей страны, что составляет приблизительно 51 млн человек, хотя бы раз в жизни проводили время голыми в компании обнаженных людей противоположного пола. В то же время в США численность официально зарегистрированных членов American Association for Nude Recreation (Организации обнаженного досуга — AANR), регулярно выплачивающих членские взносы, составляет 75 тыс. человек (в 1993 их было 58 тыс.).

Сравнительно небольшой процент официальных нудистов можно объяснить отличимым, например, от немцев менталитетом американцев, старающихся всегда избегать любых коллективных организационных форм. Хотя в недавней истории Америки был момент, когда произошло единение молодой части нации. Это — движение хиппи. Нудизм был одним из знамен, под которыми строилась идеология хиппи в 60-х годах прошлого столетия. В силу объективных обстоятельств жители страны, под названием СССР, проскочили мимо этого пласта своеобразной культуры, узнавая о хиппи лишь из фельетонов в колонках центральных газет. А ведь идеи хиппи: «Make love — not war! (Да — любви, нет — войне!), Любовь — это свобода! Все люди — цветы природы!» разве не соотносятся со словами Иисуса Христоса: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Отправной идеей движения был миф о дороге, пройдя по которой можно обрести свободу. Дети из благополучных семей бросали все и отправлялись автостопом на поиск этой дороги, не понимая, что свобода — это исключительно внутреннее состояние.

Запад был потрясен. Города и веси наводнили юноши и девушки странного вида и поведения, одетые в нарочито старую и простую одежду. Они окружали кольцом своих тел военные базы и без страха лезли под резиновые дубинки полицейских, становясь проблемой для властей. Но средство борьбы с этим явлением было найдено. Массовая культура, развлекательная и потребительская перемолола хиппи на своих жерновах. Рваные майки и джинсы заполонили мир. Движение превратилось в модный стиль и на этом закончилось. Гимном и эпитафией той эпохи стал рок-фестиваль «Вуд-сток», прошедший в 1969 году на поле под открытым небом и собравший более полумиллиона человек. Апофеозом этого грандиозного мероприятия стал момент, когда, обнажившись и взявшись за руки, его многочисленные участники образовали единое целое, и хором произнося слова — заклинание: «Дайте миру шанс!», стали просить небо о дожде, способном дать новые живительные силы своим детям — цветам (вспомните, я уже писал о древней истории подобного обычая).

И дождь пошел!

Такого духовного единения это движение уже не достигало больше никогда. Мода на хиппи прошла. Лишь дважды в год остатки этого движения оживают и собираются в солнечной Калифорнии на большую тусовку с символическим названием «Nudestock» или в Неваде в пустынном местечке Блэк-Рок. Главная цель этих встреч — убедиться, что еще остались люди, которым нужно, хотя бы раз в год взяться за руки и послать друг другу импульсы добра. Я отмечал, что современное нудистское движение в США существует на серьезном коммерческом фундаменте. Поэтому таких условий, которые существуют для обнаженного отдыха в этой части планеты нет больше нигде. Особенно в этом преуспели в Калифорнии и во Флориде, а один из крупнейших в мире натуристских центров Сенди — Хук в штате Нью-Джерси расположен через устье реки Гудзон от Нью-Йорка. Среди американцев популярны также нудистские курорты в странах Карибского бассейна (Ямайка, Французская Вест-Индия) и Мексике, а также натуристские морские круизы в этом регионе.

Как-то я оказался свидетелем того, как лидер группы «Аквариум» Б. Гребенщиков с восторгом рассказывал о своем пребывании в американском натурцентре. Кстати, нудисткие пляжи постоянно посещают многие из звезд отечественного шоу-бизнеса, известные спортсмены, бизнесмены и даже политики. Мне постоянно попадаются на глаза газетные и журнальные статьи, где в интервью журналистам известные личности совершенно естественным образом (никто их не вынуждал говорить об этом) сообщают о своей приверженности к нудизму.

В качестве примера, приведу имена популярных эстрадных исполнителей, о приобщенности которых к нудизму я узнал из прессы, вышедшей только за один день — 24 августа 2003 года. Это — солистки популярных групп: «Гости из будущего» — Ева Польна и «Hi-Fi» — Оксана Олешко, победительница конкурса «Новая волна» в Юрмале 2003 г. — Анастасия Стоцкая, а также великий режиссер Юрий Любимов (не в этом ли секрет его долголетия?!). Так как многие из отечественных «публичных людей» теперь бравируют нудизмом как символом здорового образа жизни и внутренней свободы от догм, я решил не приводить в книге другие известные мне и знакомые всем имена. Но поверьте, труднее перечислить тех знаменитостей, кто сейчас не заявляет о том, что является сторонником обнаженного отдыха. И это легко объяснимо.

В настоящее время натуризм является одним из наиболее массовых культурно-оздоровительных движений в мире. По данным ЮНЕСКО, численность только организованных натуристов, являющихся зарегистрированными членами официальных натуристских организаций, превышает 20 миллионов человек, а неорганизованных (не состоящих в натуристских клубах и объединениях, но поддерживающих с ними контакты) — свыше сотни миллионов. В 1993 году во Франции национальные федерации натуризма из более чем 30 ведущих государств мира, входящих в состав Международной Федерации Натуристов (INF) при ЮНЕСКО, отметили две знаменательные даты: 100-летие организованного натуризма и 40-летие образования INF.

Что же касается нашей страны, то следует отметить, что она выпала из этого движения на период с 30-х до 90-х годов прошедшего века. Продолжительный период тоталитаризма, а потом застоя приостановил естественное и гармоничное развитие натуризма. Оттепель 60-х вдохнула новую жизнь и в советсткий нудизм. Вновь появились «дикие», но укромные подальше от глаз властей — пляжи. И только в Прибалтике, как национальный протест против внешнего давления, эти пляжи были официальными, правда, все же, хотя бы символически разделенными на мужские и женские.

С началом перестройки разрушилась и эта «граница». Первый официальный общий нудистский пляж был открыт в 1989 году в Юрмале на Рижском взморье. Затем появился аналогичный пляж в Таллине, и лишь затем возник «Серебряный бор» в Москве, пляж «Дюны» на Финском заливе близь Санкт-Петербурга и пляж в киевском Гидропарке. Натуристское движение в России и странах бывшего СССР обрело официальные зарегистрированные организационные формы, подробнее о которых я расскажу в следующем Разделе.

Нудизм в современном представлении перестал быть коммунным или общинным и превратился в систему физического и психического оздоровления. Первоначальная философия, вложенная в натуризм в конце XIX века, уступила место прагматичным и рациональным лечебным процедурам, ориентированным, главным образом, на интеллектуально развитую и состоятельную часть населения развитых стран мира. Идеи личного физического совершенствования, вегетарианства, полного отказа от вредных привычек и повседневного ношения одежды остались в прошлом. Им на смену пришли: талассотерапия, аэротерапия, гидротерапия, гелиотерапия, грязе и глинолечение, аквааэробика, лечебная гимнастика, криотерапия, дыхательная терапия, иппотерапия, массаж, акупунктура, акупрессура, компрессы, косметология и закаливание (в том числе банные процедуры). Для всех перечисленных выше медицинских методов оздоровления организма требуется обнажение тела.

К сожалению, тот уровень материального благополучия основной части населения нашей страны, который имеет место в настоящее время, не позволяет числить заботу о здоровье среди основных приоритетных ценностей каждого простого человека. Поэтому организованный нудизм в России в последнее время все больше приобретает элитарный оттенок и в основной своей массе охватывает материально обеспеченные семьи среднего и старшего возрастов. Хотя в последние годы в это движение влилось довольно много молодежи, воспитанной уже без пуританских комплексов.

Как бы мне хотелось, чтобы все поняли, что хорошее здоровье и материальное благополучие являются двумя сторонами одной медали.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 320; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!