Глава 9 Десять Сфирот в четырех мирах



1. Мы уже упоминали о размещении Сфирот в Четырех Мирах Каббалы, поскольку с Мирами связан один из методов классификации, широко используемый в каббалистическом мышлении и имеющий большое значение при изучении эволюции. Мы должны помнить, однако, что Древо не является базой произвольного метода классификации, и из того, что некоторая вещь классифицируется под определенным заголовком в одной системе, не следует, что она не может так же верно быть классифицирована под другим заголовком в другой системе. Появление одного и того же символа в различных Сферах часто приводит к ценным догадкам.

2. Есть один метод, где Десять Сфирот считаются появляющимися в каждом каббалистическом Мире на новом витке или уровне проявления. Точно так же, как Айн Соф Аур - Безграничный Свет Непроявленного, был сконцентрирован в точке, которой была Кетер, и эманации постепенно стекали вниз сквозь все возрастающие уровни плотности до Малкут, сам Малкут Ацилут воспринимается как дающий на­чало Кетер Бриа и так далее, последовательно вниз, по уровням: Малкут Бриа дает начало Кетер Йецира, Малкут Йецира дает начало Кетер Асиа, а Малкут Асиа, в самом низшем своем аспекте, примыкает к Клипот.

3. Однако именно Ацилут рассматривается как естественная сфера Сфирот самих по себе, и по этой причине он называется Миром Эманации. Здесь, и только здесь, Бог действует непосредственно, а не с помощью своих слуг. В Бриа он действует посредством медитации на Архангелах, в Йецира - посредством ангельских чинов, а в Асиа - через те центры, которые я назвала Мировыми Чакрами, т.е. посредством Планет, Стихий и знаков Зодиака.

4. Эти четыре множества символов образуют полную систему обозначений для выражения способа действия любой данной силы на любом заданном уровне. Эта система обозначений является базисом ритуальной магии и предсказательной системы Таро. Именно в связи с ней говорится о «варварских именах для вызова духов», в которых нельзя изменить ни одной буквы, поскольку эти имена являются формулами, построенными из букв алфавита еврейского языка, который является таким же священным языком Запада, как санскрит - священным языком Востока. В еврейском языке, однако, каждая буква одновременно является числом, так что имена являются формулами для операций с числами. На этом принципе основана одна из наиболее сложных систем метафизической математики, названная гематрией. Существуют аспекты гематрии, которые я, по крайней мере, на нынешнем уровне своего развития, считаю низкопробными, бесполезными и нелепыми предрассудками, однако базовая идея создания математической системы описания космоса, несомненно, является вполне разумной и перспективной. Используя эту систему, можно выявить взаимозависимости влияний всех космических факторов, если известна правильная запись еврейских Имен Власти. Когда эти Имена образованы в соответствии с принципами гематрии, она дает ключ к их постижению. Но этот аспект, несмотря на его привлекательность, мы опускаем.

5. В Архетипическом Мире Ацилут Десяти Сфирот сопоставлены десять форм Божественного имени. При чтении Библии нетрудно заметить, что имена Бога весьма различны: Господин, Господь Бог, Отец и ряд других. Оказывается, их использование - не художественный прием, устраняющий повторения, а точные метафизические термины. В конкретном имени мы постигаем аспект рассматриваемой Божественной силы вместе с уровнем, на котором она действует.

6. Считается, что в Мире Бриа могущественные Архангелы выполняют распоряжения Бога и претворяют их в жизнь, поэтому Сферам Сфирот на Древе в этом Мире даются имена этих десяти могущественных духов.

7. В Мире же Йецира Божественные приказания выполняются неисчислимыми ангельскими чинами, или хорами, которые и приписываются к Сферам своих Сфирот, давая нам, таким образом, возможность узнать модус и уровень их функционирования.

8. В Асиа, как уже отмечалось, определенные естественные центры силы наделяются сходными соответствиями. Мы рассмотрим все эти ассоциации, когда перейдем к подробному изучению Сфирот.

9. При символическом изображении Десяти Священных Сфирот в Четырех Мирах существует другая совокупность факторов, подлежащая рассмотрению. Это четыре цветовых шкалы, классифицированные Кроули следующим образом: шкала Царя, отнесенная к Миру Ацилут; шкала Царицы, отнесенная к Миру Бриа; шкала Императора, отнесенная к Миру Йецира и шкала Императрицы, отнесенная к Миру Асиа.

10. Четверичная классификация имеет далеко идущие последствия в западной магии, основывающейся на Каббале. Говорят, что она находится под управлением Четырех Букв Тетраграмматона, общепризнанного Священного Имени Иеговы.

В алфавите еврейского языка отсутствуют гласные, поэтому это слово записывается как IHVH или, согласно еврейским названиям соответствующих букв, - Йод, Хе, Вау, Хе. Гласные указываются в еврейском языке точками, помещаемыми внутри и ниже квадратных букв текста, записываемого справа налево. Эти точки-гласные были введены только в относительно более позднее время, в старинных рукописях они отсутствуют, так что читатель не сможет самостоятельно определить правильное произношение ни одного имени, и нуждается в указаниях сведущего наставника. Говорят, что истинное мистическое произношение является одним из арканов Мистерий.

11. С четырьмя буквами упомянутого Имени в области мистики можно соотнести любую четверичную классификацию, чтобы затем, посредством подходящих соответствий, проследить все виды зависимостей, которые, как будет показано, крайне важны в практическом оккультизме.

12. С ними можно связать четыре важных четверичных разбиения, позволяющих увидеть их взаимосвязи. Это - Четыре Мира Каббалы; четыре Стихии или первоэлемента алхимика; четверичная классификация знаков Зодиака и планет в триадах, используемая астрологами, и четыре масти колоды карт Таро, используемой при гадании. Такая четверичная классификация смутно напоминает Розеттский камень, ключ египетских иероглифов, с надписями на египетском и греческом языках. Поскольку греческий был известен, оказалось возможным выяснить смысл соответствующих египетских иероглифов. Этот метод размещения совокупности факторов на Древе представляет собой реальный эзотерический ключ к каждой из этих систем практического оккультизма. Без такого ключа эти системы не имели бы философского базиса, и проблемы в них решались бы по правилам большого пальца и суеверий. Именно по этой причине посвященный оккультист не имеет ничего общего с непосвященным предсказателем судьбы, т.к. система без ключа не имеет никакой ценности. Важность использования Древа в западном оккультизме заключается в том, что оно является базисом, эталоном качества и справочником одновременно.

13. Для понимания Сфиры нам необходимо знать, в первую очередь, ее первичные соответствия в Четырех Мирах, далее - ее вторичные соответствия в четырех системах практического оккультизма, упомянутых выше, и в-третьих - любые другие соответствия, которые мы сможем найти. Так показания многих свидетелей помогают установлению истины. Поиск соответствий может продолжаться бесконечно, поскольку во всем космосе на всех его уровнях существует бесконечное количество соответствий. По мере постижения оккультной науки наши сведения накапливаются. Это очень похоже на процесс занесения данных в систему картотек.

14. В связи с вышесказанным еще раз напомним, что Каббала является в равной степени и методом использования разума и системой знаний. Приобретая знания без использования каббалистической техники мышления, мы не можем эффективно их применять. Я не побоюсь сказать, что невозможно приобрести достаточно большой объем знаний, если не освоена каббалистическая техника. Поскольку Древо апеллирует не к сознанию, а к подсознанию, логический метод Каббалы схож с логическим методом ассоциаций при анализе сновидений. Однако в случае Каббалы сновидящим является расовое подсознательное, сверхдуша человечества, дух Земли. Адепты вступают в общение с духом Земли, медитируя на предписанных символах. В этом состоит реальное значение Древа и его Соответствий.

15. Наивысший из Четырех Миров, Ацилут, уровень чистого Божества, называется каббалистами Архетипическим Миром. Термин Мак-Грегора Мазерса "Интеллектуальный Мир" - не совсем удачен и может ввести в заблуждение. Ацилут, являясь областью архетипических идей, исключительно интеллектуален в обычном понимания этого слова. Но идеи абстрактны, и как они возникают - неизвестно. Термин «Интеллектуальный Мир» введет читателя в заблуждение, если не уточнить, что под интеллектом здесь понимается нечто совершенно отличное от того, что говорят современные словари. Это плохой способ выражения рассматриваемых здесь идей, особенно в случае Мира Ацилут, для которого уже найден превосходный термин «Архетипический», точно передающий его смысл. Вообще, лучше предложить новый термин с точным значением, чем использовать старый в смысле, вводящем в заблуждение.

16. Говорят, что каббалистический Мир Ацилут управляется буквой Йод Священного Имени Тетраграмматона. Отсюда мы можем непосредственно заключить, что все, о чем говорится как о находящемся под управлением Йод, будет также относиться к Ацилутическому, т.е. чисто духовному аспекту соответствующей силы или субъекта.

Среди других ассоциаций, предложенных различными источниками, указываются масть Жезлов карт Таро и Стихия Огня. Для каждого, кто имеет хоть какое-то представление об оккультных вещах, очевидно, что как только мы по символу узнаем тот или иной элемент, ту или иную стихию, нам открываются астрологические последствия и астрологическая близость элемента триадам Зодиака и планет. Как только мы установили зодиакальные и планетарные соответствия, мы имеем возможность исследовать связанную с ними символику любого пантеона, поскольку все боги и богини, изобретенные человеческим разумом, имеют астрологические интерпретации. Перипетии в судьбах богов и богинь фактически являются иносказаниями, описывающими действие космических сил. Преодолеть этот символический лабиринт почти невозможно без закрепления концов каждой цепочки соответствий в той Сфире, которая и дает ключ к пониманию.

17. Во всех системах эзотерического мышления, как и во всех популярных теологиях, описывается создание различных частей проявленной Вселенной. Путем медитации постигаются действия существ, руководимых Божеством. В современном мышлении сделана попытка отбросить эту концепцию и заменить ее механистическим подходом к вопросам проявления, попытка, впрочем, не увенчавшаяся успехом. Более того, в нынешнем измененном виде современный подход весьма недалек от рассмотрения разума в качестве источника формы.

18. С точки зрения современной философии концепции Древней Мудрости могут показаться непроработанными. Допустим, что движущая сила, стоящая за проявлением, по своей природе более близка разуму, чем материи. Напрашивается следующий шаг: персонифицировать различные виды силы. Это разумно при условии, что каждая сущность, являющаяся душой определенной силы, может так же отличаться от нашего разума, как наши тела отличаются от тел планет. Мы приблизимся к пониманию природы, если будем искать именно разум где-то на заднем плане, хотя проще допустить, что видимая Вселенная имеет невидимый остов. Эфир физиков более напоминает разум, чем материю. Пространство и время в представлении современного философа более напоминают виды сознания, чем линейные формы.

19. Философия посвященных в Древнюю Мудрость позволяет им действовать без колебаний. Каждый элемент Природы персонифицирован, имеет свое имя и место. Возьмем созданный английскими художниками стандартный образ Великобритании в виде женской фигуры со щитом, украшенным государственным флагом Соединенного Королевства, изображенной на фоне моря со львом у ног, с трезубцем в руке и со шлемом на голове. Анализируя этот образ как каббалистический символ, мы понимаем, что каждый отдельный символ в этом сложном глифе имеет определенное значение. Кресты на флаге представляют четыре расы, объединенные Королевством. Шлем - атрибут Минервы, трезубец - Нептуна. Чтобы прояснить символику, связанную со львом, потребовалась бы целая глава. Оккультный глиф напоминает гербовый щит. Поскольку в геральдике каждый символ имеет точное значение, они объединяются в гербе так, что представляют род, происхождение человека и отражают его общественное положение. Точно так же и магическая фигура является гербовым щитом власти, которую она пред­ставляет.

20. Магические фигуры создаются с целью представления различных форм проявления космической силы в различных видах и на различных уровнях. Им даются имена, и посвященный думает о них как о личностях, не беспокоясь об их метафизической родословной. Чем бы они ни были на самом деле, они уже персонифицированы, и на астральном плане для них построены мыслеформы. Эти мыслеформы, заряженные силой, имеют природу искусственных элементалей, или элементарных сил. Но если сила, которой заряжены мыслеформы, является космической, они становятся чем-то значительным. Мы называем их ангелами или архангелами, в соответствии с рангом. Ангельское существо может быть определено как космическая сила, видимая оболочка проявления которой в сознании психика представлена формой, построенной человеческим воображением.

В практическом оккультизме эти формы строятся очень тщательно. Наибольшее внимание уделяется деталям символики - они используются для вызова требуемой силы. Каждый, кто имел опыт использования этих форм, согласится, что они эффективны при достижения тех целей, для которых созданы. В результате фиксации в сознании магического образа и одновременного произнесения соответствующего имени возникают замечательные явления.

21. Как уже отмечалось, чтобы извлечь какую-то пользу из Каббалы, необходимо овладеть умственной техникой каббалиста. Формирование требуемого образа и произнесение имени осуществляется с целью приведения учащегося в соприкосновение с силами, находящимися за каждой Сфирой Древа. Когда он соприкасается с ними, его сознание проясняется, он наполняется энергией и достигает замечательного просветления. Такие просветления отличаются от ощущений переполнения светом христианских мистиков. Ход дает понимание наук, Йесод - понимание жизненной силы и приливно-отливных свойств ее проявления. При контакте с Ход мы испытываем прилив энтузиазма и энергии для исследований, при контакте с Йесод мы погружаемся в глубины сознания и прикасаемся к скрытым жизненным силам земли и собственного организма. Все это достигается постепенно. Какими бы ни были логические обоснования рассматриваемой системы, как эмпирический метод она дает результаты.

22. Если мы хотим изучить какую-то Сфиру, другими словами, - если мы хотим исследовать стоящий за ней аспект Природы, - мы не только изучаем ее, медитируем на ней, но пытаемся также проникнуть в ее психический аспект и войти в контакт с ее влиянием и Сферой. Чтобы осуществить это, мы всегда начинаем сверху и пытаемся войти в духовный контакт с требуемым аспектом Божества, эманирующего эту Сферу и проявляющегося в ней. В противном случае силы, принадлежащие интересующей нас Сфере на уровнях элементалей, могут выйти из-под контроля и осложнить дело. Однако, защитившись Божественным Именем, можно ничего не опасаться.

23. Поклонившись Создателю и Хранителю Всего с использованием Его Священного Имени в Сфере, которую мы исследуем, мы вызываем Архангела этой Сферы, то могущественное духовное существо, в котором мы персонифицируем силы, создавшие этот уровень эволюции и продолжающие действовать в соответствующем аспекте Природы.

Мы обращаемся к Архангелу за благословением и просим, чтобы он велел Чину Ангелов этой Сферы быть дружественным и полезным для нас в той области природы, где он действует. К этому времени мы уже полностью настроимся на тональность исследуемой Сферы и будем готовы прослеживать разветвления соответствий ее Сфиры и родственных ей символов.

24. Действуя таким образом, мы выявим цепочки ассоциаций, наполненные богатейшей символикой. Это значит, что мы включили в работу подсознание и вскрыли одну из его многочисленных камер воображения за счет закрытия всех других. В результате цепочки ассоциаций, всплывающие в сознании, не будут содержать никаких посторонних идей, являя собой точную модель.

25. Вначале в своем сознании мы просматриваем все возможные символы, которые сможем припомнить, и по мере того как они предстают перед сознанием, пытаемся постичь их смысл и их связь с секретами исследуемой Сферы. Надо делать это без особых усилий, чтобы не закрыть ячейки тонкого покрова, отделяющего подсознание от сознания. В этих исследованиях, являющихся наполовину медитацией, наполовину грезой, мы балансируем на границе сознания и подсознания и тем самым способствуем содержимому подсознания пересекать порог сознания, чтобы стать доступным для нас.

26. Продолжая подобным образом прослеживать разветвления цепочек ассоциаций, мы обнаружим, что этот процесс сопровождается попутными комментариями интуиции. После двух или трех повторений возникает ощущение хорошего знания исследуемой Сфиры, чувство домашности и комфортности. Мы обнаружим также, что некоторые Сфирот более близки нам, чем другие. С ними результаты работы гораздо лучше, чем с Сфирот, чуждыми нам по духу, в которых цепочки ассоциаций постоянно разрываются, а двери подсознания упорно не открываются в ответ на наш стук. Один мой ученик мог превосходно медитировать на Бина - Сатурне, и Тиферет - Спасителе, но совершенно не мог иметь дела с Гебура - Строгостью - Марсом.

27. Я никогда не забуду своего собственного опыта первой попытки использования этого метода. Я работала на Тридцать Втором Пути, Пути Сатурна, очень трудном и коварном, объединяющем Малкут и Йесод. В моем гороскопе Сатурн слабо выражен, и я часто испытывала его противодействие. Но после того как мне удалось пройти Путь Сатурна из тьмы Непроявленного - тьмы цвета индиго - до появления над горизонтом Луны Йесод в пурпуре и серебре, я ощутила, что получила посвящение Сатурна, что он больше не враг мне, а друг, прямой и суровый, на которого можно положиться и который может защитить от ошибок и опрометчивых решений. Я восприняла эту его функцию как контроль, а не противоборство или мщение. Я представила образ Времени с косой и сообразила, почему он значит по-еврейски Шабатаи, что значит «отдых»: «поскольку он дает своему возлюбленному сон». После этого Тридцать Второй Путь был открыт для меня не только на Древе, но и в жизни, т.к. все крупные проблемы, символизируемые этой тропой и ее соответствиями, утряслись, гармонизировались в моей душе. На этих примерах можно видеть, что медитации на Древе являются наиболее практичной и цельной стороной мистического развития. Особую ценность представляет сбалансированность этой системы, достигаемая благодаря тому, что различные аспекты проявления, так сказать, рассекаются на части и прорабатываются поочередно, причем ничто не остается без внимания. К тому времени, когда мы пройдем все Пути на Древе, нам еще преподадут уроки Смерть и Дьявол, Ангел и Высший Жрец.

 

Глава 10 Пути на Древе

1. «Сефер Йецира» называет Путями все Десять Сфирот вместе с соединяющими линиями, и это справедливо, поскольку они являются каналами Божественного влияния. Но в обычной практике принято рассматривать в качестве Путей только линии между Сфирот, а сами Сфирот воспринимать как Сферы на Древе. Это одна из многочисленных хитростей каббалистической системы. Действительно, считая общее число Путей равным тридцати двум, как сказано в «Сефер Йецира», нельзя поставить им в соответствие двадцать две буквы еврейского алфавита, являющихся, с учетом их числовых значений и соответствий, ключом к Путям.

2. Говорят, что каждый Путь представляет собой равновесие тех двух Сфирот, которые он соединяет. Он должен изучаться в свете наших знаний об этих двух Сфирот. Только так можно оценить его значение. Самим путям также приписаны определенные символы. К ним относятся, как уже отмечалось, двадцать две буквы еврейского алфавита, знаки Зодиака, Планеты и Стихии.

Итак, есть 12 знаков Зодиака, 7 Планет, и 4 Стихии, в сумме дающие 23 символа. Как их разместить на 22-х Путях? Здесь используется другая каббалистическая хитрость, смущающая непосвященного. Ответ совершенно ясен, если он известен. Наше сознание представляет Стихию Земли, нам не нужен символ Земли при размышлениях и контакте с Невидимым, поэтому мы отбрасываем этот символ и получаем корректный набор соответствий. Малкут является все той же Землей, которая нам необходима для практических целей.

3. Третьим набором символов, используемым при движении по Путям, являются 22 козыря или Великих аркана колоды карт Таро. Эти три множества символов и набор цветов из четырех цветовых шкал образуют главный ряд символов. Второстепенный ряд символов состоит из бесчисленных разветвлений соответствий по всем системам и уровням.

4. Древо Жизни, астрология и Таро являются не тремя мистическими системами, а тремя аспектами одной и той же системы. Каждая из них непонятна без других. Только при изучении астрологии на основе Древа мы опираемся на философскую систему; равно это относится к системе гадания Таро и к самой колоде Таро с ее исчерпывающими интерпретациями, дающими ключ к пониманию Древа применительно к человеческой жизни.

5. Астрология столь неоднозначна потому, что непосвященный астролог работает только на одном уровне. Но посвященный астролог, использующий Древо в качестве основы, осуществляет интерпретацию на четырех уровнях Четырех Миров, а влияние, скажем, Сатурна в Ацилут, где находится Божественная Мать, очень отличается от его влияния в Асиа.

6. В основе принципов и философии всех систем гадания и всех систем практической магии находится Древо. Каждый, кто пытается использовать их без этого ключа, подобен безрассудно храброму человеку, который, прибегая к патентованным лекарствам, лечит себя и друзей по описаниям, приведенным в рекламках, где боль в спине означает заболевание, не приводящее к боли в груди. Посвященный, знающий свое Древо, подобен искусному врачу, который знает принципы физиологии и химию лекарств, с учетом чего и выписывает рецепты.

7. На основе традиционных источников были выработаны различные методы соотнесения карт Таро с Древом. В своей небольшой книге «Ключ к Таро» А.Е. Уэйт приводит основные методы, но не указывает, какие из них, по его мнению, являются корректными. В своей ценной табуляции эзотерического символизма, «777», Кроули не так скрытен и предлагает систему в том виде, который распространен среди посвященных. Этому методу я и предлагаю следовать на данных страницах, поскольку считаю, что он корректен, ибо его использование не приводит к расхождению соответствий, чего не скажешь о других системах.

8. Согласно этой системе четыре масти колоды Таро соответствуют Четырем Мирам каббалиста и четырем Стихиям алхимика. Масть Жезлов соответствует Ацилут и Огню. Масть Чаш соответствует Бриа и Воде. Масть Мечей соответствует Йецира и Воздуху. Масть Кругов или Пентаклей - Асиа и Земле.

9. Четыре туза относятся к Кетер, первой Сфире, четыре двойки - к Хокма, второй Сфире, и т.д. вниз по Сфирот. В итоге четыре десятки относятся к Малкут. Из этого можно видеть, что карты четырех мастей колоды Таро представляют собой действие Божественных Сил на каждой сфере и на каждом уровне природы. Равным образом, если мы знаем значение карт Таро, мы сможем многое узнать о природе Путей и Сфер, к которым эти карты относятся. Обе эти системы, Таро и Древо, появились в незапамятные времена, тайна их происхождения теряется в глубина веков, вокруг каждой из них накопилось огромное количество символических соответствий. Каждый практический оккультист, когда-либо работавший с Древом, внес в его фонд новые ассоциации, посредством манипуляций заставив эти символы жить в Астрале. Древо и его ключи обладают бесконечными возможностями адаптации.

10. Четыре фигурные карты Таро называются в современных колодах Король, Дама, Рыцарь и Валет; но в традиционных колодах они, согласно Кроули, имели другую организацию и символику. Король изображался на коне, указывая тем самым на быстрое реагирование Йод Тетраграмматона в сфере масти, и этим был схож с Кавалером в современной колоде. Дама, как и на современных картах, сидела, представляя непоколебимые силы «Хе» Тетраграмматона. Принц эзотерического Таро, соответствующий Вау Тетраграмматона, изображен в виде сидящего человека, а Принцесса, или Валет на современных картах, соответствует заключительному «Хе» Священного Имени.

11. Двадцать два туза располагаются различными авторами по-разному, некоторые из способов привел и Уэйт, но здесь, по уже обсуждавшимся причинам, мы будем следовать порядку, предложенному Кроули.

12. В данной книге я предлагаю вниманию читателей философское Древо Жизни вместе с практическими указаниями, необходимыми для медитаций, но не собираюсь рассматривать Практическую Каббалу, используемую для магических целей, поскольку ее можно надлежащим образом изучить и безопасно использовать только в Храме Мистерий. Чтобы сделать некоторые концепции более понятными, приходится делать ссылки на практическую Каббалу, но те, кто по праву владеет ее ключами, могут не беспокоиться, что эти ключи будут на этих страницах открыты для непосвященных, поскольку я отдаю себе отчет о последствиях такого шага.

13. Если же на основе уже приведенной информации и описанных здесь методов кто-то окажется способен выработать для себя ключи к Практической Каббале, что вполне возможно, кто будет оспаривать его право владения?

14. Древо имеет огромную ценность в качестве медитационного глифа, совершенно независимо от его использования в магии. Путем медитации, описанной в моем отчете о собственном эксперименте на Тридцать Втором Пути, каждый может уравновесить противоборствующие элементы в собственном организме и привести их в гармоническое равновесие. Можно также войти в гармоничную связь с различными аспектами Природы, представленными упомянутыми символами для постижения Макрокосма, даже если эти силы не имеют форм в талисманной магии. Информация, полученная на основе изучения собственного гороскопа, не должна восприниматься пассивно в качестве приговора Судьбы, обжалованию не подлежащего. Надо понимать, что талисманную магию, как метод менее эффективный, чем концентрированная медитация на Древе, следует использовать для компенсации всех неуравновешенных сил в гороскопе и приведения их в равновесие. Талисманная магия отличается от астрологии тем же, чем медицинское лечение - от установленного диагноза.

15. Я не намерена приводить здесь какие-либо формулы практической магии. Прежде чем ими пользоваться, необходимо достичь соответствующих ступеней посвящения. В противном случае учащийся получит от этих формул не больше пользы, чем человек, пытающийся диагностировать и лечить свои собственные недуги после знакомства с медицинским справочником. Блестящий юморист Джером К. Джером рассказал, что происходит в подобном случае. Его герой воображает, что страдает всеми болезнями, описанными в справочнике, за исключением воспаления коленной чашечки. Он никак не может выбрать соответствующее лечение, т.к. у любого имеются противопоказания.

16. Ритуальные посвящения Великих Мистерий Западной Эзотерической Традиции основаны на принципах Древа Жизни. Каждая ступень соответствует определенной Сфире и способна приобщить - при условии наличия у ордена, разработавшего ритуал посвящения, определенных достоинств - к силам той или иной сфер Природы. То же справедливо и в отношении Путей, ведущих к Сфирот. Считается, что посвященный стал Господином Тридцать Второго Пути, если он получил посвящение, соответствующее Йесод, и Господином Двадцать Четвертого, Двадцать Пятого и Двадцать Шестого Путей - при посвящении, соответствующем Тиферет, кстати, означающем полное посвящение. Далее идут более высокие степени для адептов.

17. Каждая ступень посвящения Великих Мистерий - элемент процесса включения кандидата в Сферу каждой Сфиры при движении от Малкут вверх по Древу. Все указания при этом относятся к символике и силам Сферы соответствующей ступени, а также к Путям, их уравновешивающим. Слово и знак ступени используются при прохождении этих Путей в духовном озарении либо переходе на астральный уровень. Следовательно, посвященный может по своему выбору проникнуть в любую сферу Невидимого и контролировать все возникающие видения - Пути будут окрашены в цвета четырех шкал. Пример. Прорабатывается Тридцать Второй Путь Сатурна, цвета которого - мрачноватые оттенки цвета индиго, от синего до черного включительно; вдруг возникает фигура в алой мантии. Это означает, что где-то допущена ошибка. Либо эта фигура иллюзорна, либо посвященный сбился с Пути.

18. Чтобы вывести на Пути астральное тело, необходимо преодолеть определенную ступень посвящения. Здесь существенно то, что если путник не достиг соответствующей ступени, он чужд стражам Пути и дальше не пройдет. Во-вторых, если путник попытается все-таки любой ценой продолжить путь, он не сможет контролировать видения и определять свое местоположение. Надо помнить, что нижние сферы перенаселены существами, готовыми растерзать самонадеянного профана.

19. Однако все это ни в коей мере не должно обескуражить желающего медитировать на Путях и Сферах описанным мною способом. В процессе медитации каждый может настолько проникнуться духом выбранного Пути, что стражи начнут узнавать и приветствовать его. Затем он волен поступать по собственному усмотрению.

20. Древо, рассмотренное с точки зрения посвящения, есть связующее звено между микрокосмом - человеком - и макрокосмом - проявлением, осуществленным Богом в Природе. Ритуальное посвящение является актом установления связи микрокосмической Сфиры, или Чакры, с макрокосмической Сфирой. По ходу него посвященные пользуются символом, представляющим нужную Сферу на физическом плане в качестве утвари храма; затем создают ее астральную копию путем сосредоточения воображения и, наконец, посредством магической формулы призывают в этот нерукотворный храм силы Сферы той Сфиры, с которой работают.

21. Эти силы стимулируют соответствующие чакры посвящаемого и побуждают их к активному проявлению в ауре. Процесс самопосвящения, упомянутый выше, является более длительным, чем ритуальное посвящение, но тем более реален, чем настойчивее усилия в стремлении обладать необходимыми качествами. Однако невозможно научить петь медузу, потчуя ее канареечным кормом.

 

Глава 11 Субъективные Сфирот

1. С головы до пят человек является макрокосмом в миниатюре. В человеческой природе представлены все факторы проявленной Вселенной. Поэтому говорят, что в своем совершенстве он выше ангелов. Однако в реальности ангелы, в отличие от человека, более совершенные существа. Люди менее развиты, чем ангелы, как трехлетний ребенок менее развит, чем трехлетняя собака.

2. Ранее мы рассмотрели Древо Жизни в качестве конспекта макрокосма - Вселенной и использовали его символы для вхождения в контакт с различными сферами объективной природы. Теперь применим его в отношении субъективной человеческой природы.

3. Принятые соответствия, согласно Кроули (к сожалению, никогда не дающего ссылок на систему Мак-Грегора Мазерса, степень заимствований из которой трудно установить), только частично основываются на астрологической атрибутике планет разных Сфирот, в остальном же - на грубой анатомической схеме человека, стоящего спиной к Древу. Эта примитивность, вероятно, возникла в период средневековья, ведь Каббала была заново открыта европейскими философами, навязавшими Древу астрологическую и алхимическую символику. Кроме того, сами раввины использовали чрезвычайно богатый набор анатомических метафор, подробно обсуждая значение каждого волоса на голове Бога и даже более интимные вещи. Подобные ссылки нельзя применять буквально к человеческой форме существования.

4. Сфирот, каждая конкретно в схеме зависимостей между ними, представляют в плане Макрокосма последовательные фазы эволюции, а в плане Микрокосма - различные уровни сознания и черты характера. Разумно предположить, что уровни сознания имеют некоторое отношение к психическим центрам физического тела, но в этих выводах не стоит быть по-средневековому прямолинейным. Оккультная анатомия и физиология детально проработаны в науке индийских йогов, и мы можем со многим согласиться. Новейшие достижения физиологии свидетельствуют, что связь между разумом и материей надо искать скорее в системе эндокринных желез внутренней секреции, чем в мозге и центральной нервной системе. Мы можем, объединив все разрозненные сведения, в конце концов, с помощью индуктивных умозаключений прийти к тому же, чему древние учили с помощью интуитивных и дедуктивных методов, доведенных до высокой степени совершенства в школах Мистерий.

5. Считается, что чакры, или физические центры, описанные в литературе по Йоге, расположены не внутри органов, с которыми они связаны, а в аурной оболочке, рядом с этими органами. Поэтому мы поступим правильно, если не будем связывать отдельные Сфирот с конечностями и другими частями человеческого тела, считая подобные аналогии метафорами, а будем искать какие-то психические принципы, которые они, возможно, представляют.

6. Прежде чем начать подробное изучение каждой Сфиры с этой точки зрения, очень полезно сделать общий обзор Древа как целого, потому что существенная часть объяснения используемой символики опирается на зависимости между символами в схеме Древа. В данной главе мне придется быть не всегда последовательной, иногда - бездоказательной, что позволит лучше узнать специфические свойства отдельных Сфирот.

7. Первое, что приходит на ум при созерцании Древа, - три Колонны, напоминающие о трех каналах Праны, описанных йогами: Иде, Пингале и Сушумне; кроме того, - о двух принципах китайской философии - Инь и Янь, и о Дао - Пути, обеспечивающем их равновесие. Истину помогают установить непротиворечивые свидетельства тех, кто обладает непосредственным личным опытом. Сопоставив три великие метафизические системы мира, мы можем сделать вывод, что имеем дело с проверенными принципами, и использовать их.

8. Центральная Колонна, по моему мнению, должна представлять сознание, а две боковые - позитивные и негативные факторы проявления. Интересно, что в системе йогов сознание расширяется, если Кундалини поднимается по центральному каналу, Сушумне. Западная магическая операция Восхождения по Планам осуществляется по Центральной Колонне. Иначе говоря, в символике, используемой для стимуляции расширения сознания, Сфирот идут не в порядке их нумерации, начиная с Малкут, а от Малкут к Йесод, от Йесод к Тиферет, т.е. в направлении, названном Путь Стрелы.

9. Малкут, Сфера Земли, рассматривается оккультистами как обозначение рассудочного сознания, здравого смысла. Ведь согласно ритуалу, любой астральный выход завершается возвращением в Малкут, где и восстанавливается нормальное сознание.

10. Йесод - Сфера Левана, Луны, - трактуется как эмоциональное восприятие, а также как репродуктивный центр. Тиферет считается более высоким состоянием психики, поистине просветленным видением, и ассоциируется с наивысшей ступенью посвящения личности. В системе, заимствованной Кроули у Мазерса, Тиферет соответствует первая из ступеней посвящения.

11. Даат, невидимая Сфира, которая никогда не указывается на Древе, ассоциируется в западной системе с той областью на затылке, где позвоночник соединяется с черепом. Это место, в котором началось развитие мозга из хорды у наших далеких предков. Даат обычно используется для представления сознания другого измерения или сознания иного уровня и по существу представляет идею смены ключа.

12. Кетер называется Короной. Корона находится над головой; согласно общепринятому воззрению, Кетер представляет форму сознания, недостижимую во время инкарнации. Она, по существу, находится вне схемы вещей, отражающей планы проявления формы. Духовным опытом, связанным с Кетер, является Союз с Богом. Говорят, что тот, кто получает этот опыт, входит в Свет и больше не возвращается.

13. Эти Сфирот, бесспорно, имеют аналоги в чакрах, как они описываются в индийской системе, но их соответствия задаются различными авторами по-разному. Ввиду различия систем классификации, четверичной на Западе и семеричной на Востоке, между ними нелегко установить приемлемую аналогию и, по моему мнению, лучше найти соответствие основных принципов, чем получить точную схему согласования, в которой все же будут нарушаться некоторые соответствия.

14. Я знаю только двух авторов, которые пытались осуществить подобное согласование систем, - Кроули игенерала Д.Ф.К. Фуллера.

Фуллер соотносит Лотос (или чакру) Муладхара с Малкут, подчеркивая, что четыре его лепестка соответствуют четырем Стихиям. Интересно отметить, что в приведенной Кроули шкале цветов Царицы Сфера Малкут разделена на четыре части, окрашенные, соответственно, в лимонно-желтый, оливково-зеленый, красновато-коричневый и черный цвета с целью представления четырех Стихий; она чрезвычайно похожа на обычные представления Четырехлепесткового Лотоса.

15. Этот Лотос изображается расположенным в промежности и ассоциируется с анусом и функциями выделения. В XXI таблице соответствий, приведенной Кроули в «777», он соотносит с Малкут ягодицы и анус Совершенного Человека. Я считаю, что согласование Фуллера, который соотносит с Малкут Лотос Муладхара, во всех отношениях более приемлемо, чем предлагаемое Кроули, который в таблице CXVIII ссылается на Йесод, противореча, таким образом, самому себе. Инфантильный ум, согласно Фрейду, смешивает функции воспроизведения и выделения, но я не считаю, что подобное соотнесение может стать общепринятым или должно быть увековечено.

16. Можно считать, что Сфира Малкут, рассматриваемая как Муладхара-Лотос, представляет конечный результат развития жизненных процессов, их завершающее сгущение в форму и подчиненность дезинтегрирующим влияниям смерти, обеспечивающей повторное использование их субстанции. Форма, в виде которой они образовались благодаря длительной эволюции, выполнила свое предназначение, и соответствующая сила должна быть освобождена. В этом заключается духовное значение процессов выделения, разложения и гниения.

17. Свадхистхана Чакра, Шестилепестковый Лотос у основания половых органов, относится генералом Фуллером к Сфире Йесод, что не противоречит западной традиции, соотносящей Йесод с половыми органами Божественного Че­ловека. Это подтверждается ее астрологическим соответствием Луне-Диане-Гекате. Кроули, хотя и относит Йесод к фаллосу в таблице XXI в «777», сопоставляет Свадхистхана-Лотос с Ход - Меркурием. Трудно понять такое соотнесение, и поскольку он не дает ссылок на источники, я считаю, что лучше опираться на принцип отнесения уровней сознания к Центральной Колонне.

18. Тиферет, по всеобщему соглашению, представляет солнечное сплетение и грудь; поэтому оправдано соотнесение с нею Чакр Манипура и Анахата, как это делает Кроули. Фуллер относит эти чакры к Сфире Гебура или Хесед, однако, поскольку эти две Сфирот уравновешиваются в Тиферет, данное сопоставление не порождает несоответствий и не приводит к расхождениям.

19. Аналогичным образом можно считать, что в Даат, расположенной у основания черепа, объединяются функции Вишудха-Чакры, которая в индийской системе сопоставляется с гортанью и соотнесена у Кроули с Сфирой Бина, и Аджна-Чакры, на уровне переносицы, которая сопоставляется с шишковидной железой и соотнесена с Сфирой Хокма тем же автором.

20. Сахасрара-Чакра, Тысячелепестковый Лотос, расположенный над головой, соотнесена у Кроули с Сфирой Кетер. Вряд ли можно возражать против подобного сопоставления, поскольку оно обусловлено уже самим именем Первого Пути - Кетер, Корона, находящаяся на голове и над ней.

21. Две боковые Колонны - Правосудия и Милосердия - могут быть легко связаны с представлением позитивного и негативного принципов, а расположенные на них Сфирот - с представлением видов функционирования соответствующих сил на различных уровнях.

22. Колонна Правосудия содержит Сфирот Бина, Гебура и Ход, или Сатурн, Марс и Меркурий. Колонна Милосердия содержит Хокма, Хесед и Нецах, или Зодиак, Юпитер и Венеру. Хокма и Бина - в символике Каббалы - представлены мужской и женской фигурами и высшими Отцом и Матерью; на философском языке - позитивным и негативным принципами Вселенной, Янь и Инь. Мужские и женские качества являются всего лишь частными аспектами этих принципов.

23. Как Хесед (Юпитер), так и Гебура (Марс) представлены в каббалистической символике коронованными фигурами. Первая - законодателем на престоле, вторая - королем-воителем на колеснице. Они являются соответственно конструктивным и деструктивным принципами. Интересно отметить, что Бина, высшая Мать, является также Сатурном, уплотнителем. Сатурн связан сопутствующим ему символом серпа со Смертью, атрибутом которой является коса, а также со Временем - благодаря песочным часам. В Бина мы находим источник Формы. Согласно «Сефер Йецира», Малкут восседает на престоле Бина, поскольку Бина - Сатурн, или Смерть, - является источником материи; форма является разрушителем силы. Одновременно с этим пассивным разрушителем существует также активный разрушитель, и на Колонне Правосудия мы обнаруживаем Марс-Гебура непосредственно под Бина. Таким образом, сила, скрытая в форме, освобождается благодаря деструктивному влиянию Марса, аспекта Шивы в Божестве. Хокма - Зодиак - представляет кинетическую силу; Хесед - Юпитер, милостивый царь, - представляет организованную силу; синтез обеих этих Сфирот осуществляется в Тиферет, Центре Христа, Центре Спасителя и Гармонии.

24. Следующая триада - Нецах, Ход и Йесод - представляет магическую и астральную стороны вещей. Нецах (Венера) представляет высшие аспекты сил природы, Зеленый Луч; а Ход (Меркурий) представляет рациональность магии. Первое представление - мистическое, а второе - оккультное, и они синтезируются в Йесод. Эти две Сфирот никогда не следует рассматривать раздельно, как и находящуюся над ними пару - Гебура и Гедула (синоним Хесед). Об этом свидетельствует и тот факт, что в Каббале они приписываются соответственно правой и левой рукам и левой и правой ногам.

25. Итак, ясно, что в Колонне Правосудия находятся три Сфирот-формы, в Колонне Милосердия - три Сфирот-силы, а между ними - в Колонне Равновесия - расположены различные уровни сознания. Колонна Правосудия, с Сфирой Бина на вершине, является женским принципом, Пингалой в представлении индусов и Инь в представлении китайцев; Колонна Милосердия, с Сфирой Хокма на вершине, является Идой в представлении индусов и Ян в представлении китайцев, а Колонна Равновесия - Сушумной и Дао.

 

Глава 12 Боги на Древе

1. Сравнивая различные религии с их бедным родственником - фольклором, согласимся, что первобытный человек, анализируя явления окружающей природы, видел в них деяния существ, близких ему по типу, но превосходящих по силе. Поскольку их нельзя было увидеть, он не без основания называл их невидимыми; он не мог видеть свой собственный разум при жизни или души друзей после их смерти и делал вывод, что существа, порождавшие явления природы, имели ту же самую суть, что и невидимые, но активные, разум и душа.

2. Сейчас, в изложении антропологов, все это звучит очень примитивно потому, что при переводе идей дикарей на современный язык используются слова, приводящие к странным ассоциациям. Например, в стандартном переводе одного из главных древних писаний Китая почтенный философ Лао Цзы назван буквально «Старый Мальчик». Это звучит комично для уха европейца, однако по смыслу немногим отличается от того, что можно найти в другом Писании, которому посчастливилось попасть в руки более заботливых переводчиков: «Если не будете как дети...». Я не синолог, но склоняюсь к мнению, что перевод «Вечный Ребенок» был бы если не более точным, то, во всяком случае, более благозвучным.

3. В Мистериях существует поговорка: «Остерегайся поносить имя, которым кто-то называет Бога. Ибо если ты оскорбишь Аллаха, ты оскорбишь Адонаи».

4. И, в конце концов, был ли первобытный человек так уж далек от истины, когда считал причиной природные явлений процессы такого же характера, что и мыслительные процессы в человеческом сознании, только на более высоком витке? Не на этой ли точке зрения постепенно сходятся физика и метафизика? Допустим, что мы переформулировали утверждение первобытного философа и сказали: «Истинная природа человека аналогична природе его Создателя». Можно ли считать, что мы сказали нечто кощунственное или нелепое?

5. Мы можем персонифицировать силы природы в терминах человеческого сознания; мы можем абстрактно рассматривать человеческое сознание в терминах сил природы. Оба подхода одинаково правомерны в оккультной метафизике, и обращение к ним предоставляет в наше распоряжение целый ряд очень интересных ключей и важных практических применений. Мы не должны, однако, подобно невежде, допускать ошибку, заявляя, что А есть В, когда имеем в виду, что А обладает той же природой, что и В. Равным образом, мы можем законно воспользоваться герметической аксиомой «То, что вверху, подобно тому, что внизу», потому что если А и В имеют одну и ту же природу, то законы, управляющие А, могут быть справедливы и для В. Что верно для капли воды, верно и для океана. Следовательно, если мы кое-что знаем о природе А, то можем сделать вывод, что, с учетом различия масштабов, наши знания будут применимы и к В. Это тот самый метод аналогии, применявшийся в индуктивной науке древних народов, который, при условии экспериментальной проверки его результатов, может быть очень полезен, сокращая путь на многие километры утомительного блуждания в потемках.

6. Персонификация и обожествление сил природы были первой грубой попыткой человека создать монистическую теорию Вселенной и защитить себя от разрушительного и парализующего влияния неразрешимого дуализма. По мере того как от столетия к столетию крепли знания человека и усложнялись его интеллектуальные процессы, он видел все больше и больше в этой простой классификации. Однако в дальнейшем он не отбрасывал своих первоначальных схем, поскольку они были исходными и достаточно точно воспроизводили реальность. Он просто тщательно отшлифовал и расширил их; когда же пришли худшие времена, наполнил их предрассудками.

7. Поэтому мы не должны считать языческие пантеоны, как это принято, заблуждениями человеческого разума; не должны мы и пытаться понять их с точки зрения непосвященного человека. Нам следует выяснить, чем они были для мудрецов и высших жрецов разных культов в период расцвета. Сравните работы Александры Дэвид-Ниль и У.Б. Сибрука о языческих обрядах с отчетами обычного миссионера. Сибрук раскрывает нам духовный смысл вуду, а Дэвид-Ниль - метафизический аспект тибетской магии. Эти вещи представляются совершенно по-разному - сочувствующему наблюдателю, который завоевал доверие приверженцев соответствующих систем и был допущен в их святая святых как друг, желающий учиться, а не просто наблюдать и высмеивать, - или же «мясоеду-варвару», который приходит на святое место в своих грязных ботинках и которого в итоге побивают камнями негодующие идолопоклонники.

8. Оценивая подобные вещи, давайте представим, как будет при аналогичном подходе выглядеть христианство. Вероятно, предвзятые наблюдатели решили бы, что мы поклоняемся овце, а Святой Дух мог бы вызвать самые неожиданные и нелепые интерпретации. Давайте больше доверять метафорическому мышлению других, если мы сами не хотим быть понятыми буквально. Внешняя форма древних языческих верований не более примитивна, чем христианство в отсталых латино-американских странах, где Иисус Христос изображается в цилиндре и фраке, а Дева Мария - в окаймленных кружевами панталонах в обтяжку. Внутренняя согласованность древних верований ничуть не уступает воззрениям самых выдающихся современных метафизиков. В конце концов, именно метафизики дали миру Платона и Плотина. Человеческий разум не изменяется, и то, что верно в отношении нас, верно, вероятно, в отношении язычников. Агнец Божий, уносящий грехи мира, является всего лишь еще одной версией Быка Митры, который делал то же самое. Единственное различие состоит в том, что древний посвященный в буквальном смысле «окроплялся кровью», а современный осуществляет это метафорически. «Иные времена, иные нравы».

9. Если подходить к тем, кого мы привыкли называть язычниками, как древними, так и современными, в почтительном и благожелательном духе, понимая, что Аллах, Брама и Амон Ра являются всего лишь различными именами Того, Чему или Кому мы поклоняемся как Богу, мы узнаем многие вещи, забытые в Европе после искоренения Гнозиса и уничтожения его литературы.

10. Мы видим, однако, что учение в языческих верованиях представлено в форме, которую непросто воспринять европейскому уму. Если мы хотим добраться до ее смысла, мы должны переформулировать ее в наших собственных понятиях. Мы должны соотнести определенную метафизическую концепцию с языческим символом. Затем мы сможем приспособить к полученной концепции огромный мистический опыт, который поколения психологов - созерцателей и экспериментаторов - органически связали с символом. Когда мы говорим о психологах-экспериментаторах, не следует делать ошибку, считая их исключительно современным явлением, потому что жрецы древних Мистерий, с их снами в храме и намеренно вызываемыми гипнотическими видениями, были именно психологами-экспериментаторами. Их искусство утрачено, подобно многим другим древним искусствам, и восстановить его теперь очень трудно.

11. Метод, используемый современным посвященным для интерпретации языка древних мифов, очень прост и эффективен. Он обнаруживает в каббалистическом Древе Жизни связь между чрезвычайно стилизованными языческими системами и собственными более рациональными методами. Иудеи, с их азиатской кровью и монотеистической религией, принадлежат обоим мирам. Древо Жизни с его Десятью Священными Сфирот служит для современного оккультиста основанием как метафизики, так и магии. Он использует философскую концепцию Древа для интерпретации содержания своего сознания, а магическую и ритуальную составляющие символики - для установления связи Древа с подсознанием. Следовательно, посвященный использует наиболее оптимальным образом оба мира - древний и современный. Это важно, поскольку весь современный мир представлен поверхностным сознанием, напрочь забывшим о подсознании и подавившим его во вред самому себе. Древний мир отдавал предпочтение, в основном, подсознательному; собственно сознание получило развитие лишь в последнее время. Когда оба эти мира связаны и приведены в поляризованное функционирование, они порождают сверхсознание, достижение которого и является целью посвященного.

12. Учитывая рассмотренные выше концепции, попытаемся теперь скоординировать древние пантеоны со Сферами на Древе Жизни. Существует десять таких Сфер, Десять Священных Сфирот, и между ними нам остается распределить, согласно их типам, различных богов и богинь любого пантеона, который нас интересует. После этого мы будем готовы интерпретировать их значения в свете известных нам принципов, представляемых Древом, и добавить к нашим знаниям о Древе все то, что стало доступным после интерпретации сведений о значении древних божеств.

13. При том, что все это, вероятно, весьма небесполезно в интеллектуальном отношении, имеется, однако еще один пункт, который отнюдь не столь очевиден для обычного человека, не имеющего опыта работы с мистическими обрядами. Выполнение ритуального обряда, представляющего работу силы, персонифицированной в виде бога, оказывает очень заметное, и даже сильное влияние на подсознание любого, кто в принципе восприимчив к психическим воздействиям. Древние жрецы довели эти обряды до очень высокой степени совершенства. И если мы, современные люди, попытаемся восстановить утраченное искусство практической магии, то это может принести нам большую пользу.

Древо Сфирот есть основание всей философии европейской магии, и ни один человек, не обученный каббалистическим методам, не может ни понять ее, ни использовать должным образом. Именно недостаток подобного обучения делает широко распространенный ныне оккультизм настолько подверженным вырождению в дикие предрассудки. «Число, которым является ваше имя», становится чем-то совершенно иным, когда мы понимаем математическую Каббалу; гадание на кофейной гуще приобретает особый смысл, когда мы понимаем значение Магических Образов, метод их формирования и интерпретацию как психологического механизма для проникновения за покров подсознания.

14. Затем мы размещаем богов и богинь всех языческих пантеонов по десяти гнездам Десяти Священных Сфирот, руководствуясь, главным образом, их астрологическими соответствиями. Астрология является единым универсальным языком - все люди видят одни и те же планеты. Космическое пространство относится к Кетер, Зодиак к Хокма, семь планет - к следующим семи Сфирот, а Земля - к Малкут. Следовательно, любой бог, аналогичный Сатурну, будет отнесен к Бина, так же как любая богиня, которую можно назвать праматерью, Высшей Евой, в отличие от Низшей Евы, Невесты Микропрозопа, Малкут.

Высший треугольник из Кетер, Хокма и Бина всегда связан с Древними Богами, которые в каждом пантеоне играют роль предшественников тех форм божества, которым поклоняются ныне. Таким образом, Рею и Кроноса следует связывать с Бина и Хокма, а Юпитера - с Хесед.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!