Понятие и принципы избирательного права 3 страница



Основные направления и школы, в современной науке конститу­ционного права В настоящее время в этой науке существуют два основ­ных направления Условно их можно назвать радикалистским и либе­ральным Радикалистское направление представлено в основном рабо­тами ученых-марксистов (в ленинском, большевистском толковании марксизма), произведениями так называемых революционных демокра­тов, отстаивающих социалистическую ориентацию развивающихся стран, и сочинениями левых радикалистов Авторы, принадлежащие к этому направлению, рассматривают конституционное право с позиции классовой борьбы и нередко'— с позиций диктатуры определенного клас­са или блока классов Правда, эти классы в понимании различных груп­пировок данного направления неодинаковы У марксистов-ленинцев это рабочий класс (в настоящее время и здесь вносятся поправки говорится о диктатуре народной демократии) Революционные демократы отстаи­вают «совокупную» власть блока трудящихся и тех нетрудящихся, с которыми, по их мнению, можно сотрудничать на этапе коренных демо­кратических преобразовании, способных в конечном счете привести к

2;

 социализму. Левые радикалисты чаще всего фактор революционных изменений видят в некоторых отрядах интеллигенции, а то и в деклассиро ванной группе «передовых борцов». Ученые леворадикалистского на правления считают, что служебная роль конституционного права заключается в создании условий (власти, экономики, партийной системы структуры государства и т.д.) для строительства социализма и коммуниза _ теперь об этом обычно говорится как о далекой перспективе. Эти авторы говорят о народной, социалистической демократии, но на деле выступают за авторитарные системы управления, за бессменное правле­ние одной (коммунистической) партии, против разделения властей и местного самоуправления, за огосударствление экономики, за преиму­щества в правах определенных групп населения (рабочего класса, «тру­дящихся»), за ликвидацию частной собственности, «эксплуататоров», в частности путем применения массовых насильственных средств.

Либеральное направление представлено работами ученых самых различных стран и континентов, включая современные постсоциалистические государства. В Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Казахстане Узбекистане и других постсоциалистических государствах эти ученые кардинально пересмотрев свои взгляды, стали разработчиками новы? конституций. В них включены нормы, отражающие общегуманистические ценности человечества, хотя не удалось избежать некоторых автори тарных черт, прежних влияний.

Представители данного направления считают, что конституция, как \ конституционное право в целом, является не орудием диктатуры, а выражением социального контакта между различными группами населения правящими и управляемыми, документом, который должен воплощать i своих нормах общечеловеческие ценности (свободу, демократию, прав;

человека, социальную солидарность, социальную справедливость и др.) Они выступают за правовое, демократическое и социальное государство разделение властей, признание местного самоуправления, за ответственность всех должностных лиц и органов государства перед народом и его представителями, за мирные средства разрешения конфликтов, поиск! компромиссов и консенсуса, против закрепления в конституции руководящей и направляющей роли» одной партии в обществе и государстве, з< подлинно народный, а не классовый характер государственной власти.

Названные два главных направления отражают лишь полярные взгляды. Между ними есть промежуточные течения, в ряде случаев в исследованиях одного и того же автора соединяются некоторые черты обоих направлений. Кроме того, не все ученые одного и того же направлена придерживаются абсолютно одинаковых взглядов по всем, даже принципиальным вопросам. Существуют разные подходы к объяснению конституционно-правовых явлений, в связи с чем в рамках одного и того же

23

 направления возникают различные научные школы — коллективы уче­ных, использующих сходные методы исследований и дающих в целом аналогичные истолкования их результатов. Приверженность к той или иной научной школе не всегда зависит от места жительства и работы ученого. Крупные научные школы имеют международный характер, объ­единяют авторов из различных стран. Приверженность к той или иной научной школе определяется содержанием публикаций, научных док­ладов.

Можно назвать три основные школы, существующие сегодня в зару­бежной науке конституционного права: юридическую, политологичес­кую и теологическую. Промежуточное положение между первой и вто­рой занимает институционализм, тяготеющий больше к политологичес­кой школе.

Юридическая школа имела сначала определяющее, а затем значи­тельное влияние до 20-х годов XX в. Ее сторонники ориентировались главным образом на изучение государства, его органов, прав человека, причем делалось это преимущественно, а то и исключительно лишь с юридических позиций. Они признавали социальный характер государст­ва, но призывали юристов изучать государство, его органы, его деятель­ность как систему правоотношений. В настоящее время эта школа свое значение утратила, но методы исследования, выработанные ею, продол­жают широко использоваться в науке конституционного права.

Политологическая школа одержала окончательную победу в сере­дине XX в. Ее сторонники призывают изучать не столько нормы консти­туционного права (иногда они даже игнорируют их), сколько реальную роль тех или иных институтов государственности, политических инсти­тутов. Не случайно в некоторых франкоязычных странах предмет препо­давания теперь называется «Конституционное право и политические ин­ституты».

Особое место занимает теологическая школа. Она отличается край­ней пестротой взглядов своих приверженцев. Ее правое крыло ничего общего не имеет с либерализмом. Оно смыкается с радикалистским на­правлением в особой, религиозной интерпретации, но определенная часть ее сторонников, на которую влияние оказали западные идеи, вы­сказывает либеральные взгляды, хотя и прикрывая их религиозной обо­лочкой. Она представлена главным образом исследованиями мусульман­ских юристов. Труды ее сторонников пронизаны идеями халифата — справедливого правления, которое существовало, по их утверждениям, при пророке Мухаммеде и сменивших его четырех «праведных» халифах. У сторонников этой школы свой подход к проблеме суверенитета (они считают, что вселенский суверенитет принадлежит аллаху), к выборам (они часто отрицают полезность этого института, предлагая заменить

24

 выборы советом аш-шура — консультативным правлением, т.е. совеща­нием особо авторитетных лиц при правителе государства), к институту правового статуса личности (по их мнению, равенство должно осущест­вляться в соответствии с принципами шариата, что предполагает, в част­ности, неравноправие мужчин и женщин, а главным они считают не права, а правовые и моральные обязанности перед Аллахом и общиной «правоверных»).

§ 3. Конституционное право зарубежных стран — учебная дисциплина

Поскольку в зарубежных странах действует множество актов консти­туционного права и имеется обширнейшая литература, подробное изуче­ние конституционного права этих стран студентами невозможно. В выс­ших юридических учебных заведениях изучаются лишь основы действу­ющего конституционного права зарубежных стран и основы науки о нем, причем речь идет далеко не о всех существующих государствах, даже в порядке упоминаний. Более углубленное изучение тех или иных инсти­тутов, а также конституционного права отдельно взятых стран или реги­онов возможно только на основе подготовки курсовых и дипломных работ, а также в ходе дальнейшей специализации, в частности в аспи­рантуре.

Изучение конституционного права зарубежных стран, в том числе путем самоподготовки, призвано повысить правовую культуру граждан, научить их широкому подходу к конституционной действительности, ис­пользованию опыта зарубежных стран в своей практической деятельнос­ти (разумеется, с учетом конкретной ситуации и условий своей страны). Знание положительных и отрицательных сторон тех или иных конститу­ционно-правовых институтов, применяемых в зарубежных странах, по­зволяет правильно и всесторонне оценивать предлагаемые меры, приме­нять такие способы правового регулирования, которые доказали свою полезность в сходных условиях, и, напротив, отвергнуть институты, ока­завшиеся непродуктивными.

Курс конституционного права зарубежных стран состоит из Общей и Особенной частей. В первой. Общей части изучаются основные институ­ты конституционного права в зарубежных странах в обобщенном и срав­нительном плане, во второй. Особенной — основы конституционного права отдельных стран: крупных государств мира, представителей раз­личных правовых систем, некоторых соседей России (стран СНГ).

При исследовании и изучении конституционного права зарубежных стран используются различные методы. Марксистско-ленинскую мето-

25

 дологию как единственную отстаивают лишь многие ученые стран тота­литарного социализма, но и они при изучении конкретной действитель­ности используют различные методы наряду с общенаучными: истори­ческим, логическим, анализом и синтезом, индукцией и дедукцией, сис­темным и структурно-функциональным и т.д. Изучая конституционное право зарубежных стран, ученые широко используют метод сравнитель­ного правоведения, включая контрастирующее сравнение. Широкое при­менение этого метода обусловлено самим предметом изучения: множест­венностью различных стран с неодинаковыми конституционными моде­лями.

Наряду с учебным курсом конституционного права существуют и другие дисциплины, в которых исследуются конституционно-правовые отношения. В ряде стран основные вопросы конституционного права изучаются в курсе публичного права, в Германии есть учебная дисципли­на государственного права, во Франции, как упоминалось, преподается предмет «Конституционное право и политические институты». В Вели­кобритании обычно конституционное право объединяется с администра­тивным. В старших классах школы в некоторых странах преподается дисциплина «Гражданское воспитание», включающая наиболее важные вопросы конституционного права.

 Глава 2 КОНСТИТУЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

§ 1. Понятие и значение конституции

Понятие конституции. Термин «конституция» (от латинского слова constitutio — установление, утверждение) употреблялся еще античными мыслителями. Так назывался один из видов декретов римских императоров. В эпоху феодализма применялась и формулировка «основ ной закон», которая теперь используется как аналог конституции. Одна ко ни в античном мире, ни в средние века современного понятия конституции не было, не существовало тогда и основных законов, которые служили бы юридической базой текущей правотворческой деятельности Теоретическое обоснование необходимости такого акта, разработка понятия «конституция», принятие первых конституций (США 1787 г. Франции и Польши 1791 г.) были связаны с борьбой молодой революционной буржуазии, возглавившей широкие слои народа, против феодального строя и феодального права, «права-привилегии» (К. Маркс).

В современной науке конституционного права термин «конституция? употребляется в двух основных значениях: конституция фактическая \ конституция юридическая. Фактическая конституция — это реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране. Конституция юридическая — это документ, основной закон (несколько основных законов) имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый особом порядке, регулирующий в большем или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества, т.е. имеющий особый объект,

Как синоним термина «фактическая конституция» в зарубежных странах часто употребляется термин «социальная конституция» ил} конституция в материальном смысле слова, а вместо термина юридическая конституция» используется понятие «формальная конституция» В США часто говорится о «живой конституции». Под этим понимаю! толкования статей конституции США Верховным судом за более чем200-летний период ее действия, учитывающие новые реалии.

В какой-то мере несовпадение норм и фактических отношений есть всегда, например в результате того, что конституция «стареет», что \ имеет место в США. Но если возникает противоречие между принципами

27

 конституции и фактическим положением, характеризующим основные параметры общественного и государственного строя (например, между нормами о широких правах граждан и условиями тоталитарного строя), конституция становится фиктивной.

Высшая юридическая сила конституции означает, что все осталь­ные законы, иные акты, правоприменительная практика должны соответ­ствовать ей, иначе они недействительны. Особый порядок принятия конституции обычно предполагает принятие конституции специально созываемым для этого учредительным собранием, другим высшим пред­ставительным органом (парламентом) квалифицированным большинст­вом голосов (2/3, 3/5 и т.д.) всего состава парламента, референдумом или иными способами, обладающими особой авторитетностью. Квалифи­цированным большинством голосов осуществляется обычно и внесение поправок и дополнений в конституцию, иногда для этого требуется и референдум. О специфике объекта конституционного регулирования уже говорилось выше.

Структура конституции. Юридическая конституция может пред­ставлять собой один документ (это консолидированная, или кодифициро­ванная, конституция). Таково подавляющее большинство конституций стран мира (Китая 1982 г., Папуа — Новой Гвинеи 1975 г., Бразилии 1988 г., Украины 1996 г. и др.). Однако иногда поправки к конституции в ее текст не вносятся, а прилагаются к ней в определенной нумерации (например, в США). Законодательный акт, составляющий консолидиро­ванную конституцию, чаще всего так и называется: «конституция». Но в некоторых случаях применяется другая терминология: «политическая конституция» (Колумбия), «союзный конституционный закон» (в Ав­стрии — один из актов), «основной закон» (Германия).

В ряде стран конституция представляет собой совокупность законов, принятых в разное время (неконсолидированная, или некодифициро­ванная, конституция). Название каждому из них обычно дается в со­ответствии с предметом регулирования: «Форма правления», «Акт о риксдаге», «Акт о престолонаследии» — в Швеции, законы о кнессете (парламенте), о земле,,о судоустройстве — в Израиле, Сеймовый устав — в Финляндии и т.д.

В отдельных странах конституция включает не только собственно конституцию, но и некоторые другие основополагающие документы. Так, во Франции это конституция 1958 г., преамбула отмененной конститу­ции 1946 г. и Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

В редких случаях под конституцией понимается совокупность зако­нов, судебных прецедентов и неписаных конституционных обычаев (Ве­ликобритания, Новая Зеландия). Законы, считающиеся частью такой

28

 конституции (а в Великобритании их более 300), принимаются не в осо­бом порядке (квалифицированным большинством), а обычным способом.

В странах, где конституций нет (султанат Оман и др.), их роль выпол­няет священная книга мусульман — Коран. В некоторых странах Коран является частью «конституционного блока», будучи поставлен над кон­ституцией и остальными его частями (Иран, Саудовская Аравия и др.).

Роль составной части конституции могут выполнять политические декларации о целях и перспективах развития страны, принимаемые путем общегосударственного голосования граждан (например, Нацио­нальная хартия Алжира 1976 г., Хартия малагасийской социалистичес­кой революции 1975 г. и др.). Значение конституционных документов может быть придано прокламациям военных и революционных советов, советов национального спасения и других органов, приходящих к власти в результате военного переворота. Таковы институционные акты, прини­мавшиеся в Бразилии после переворота 1964 г., прокламации Временно­го военного административного совета в Эфиопии в 1974—1987 гг. и др.

Конституции обычно состоят из преамбулы (введения), глав (разде­лов, частей), статей, которые в свою очередь могут делиться на пункты, обозначенные цифровой или буквенной нумерацией. В редких случаях (например, в Венгрии) вместо статей имеются параграфы. Завершается конституция переходными и заключительными постановлениями, кото­рые предусматривают преемственность государственной власти, поря­док создания новых органов. Во многих конституциях есть приложения, содержащие схемы, образцы, различные перечни (например, полномо­чий федерации и субъектов), текст клятвы президента и др. Неотъемле­мой частью конституции являются в некоторых странах (США и др.) поправки к ней, они не вносятся в текст, а прилагаются к конституции.

Значение конституции. По вопросу о значении конституции в жизни страны существуют разные взгляды. Во время борьбы против королевского абсолютизма в прошлом, а в некоторых странах Востока и теперь идеологи борьбы за демократию, исходя из волюнтаристских кон­цепций, придают конституции решающее значение в установлении обще­ственного и государственного строя страны. С их точки зрения, все зави­сит от идей, которыми руководствуются создатели конституции: общест­венный строй будет справедливым, если принять «хорошую» конститу­цию. Конечно, на бумаге можно написать любой текст конституции. Но если этот текст не будет соответствовать социально-политическим усло­виям, он останется мертвой буквой. В условиях коммунистических режи­мов в Болгарии, Румынии, Чехословакии в конституциях провозглаша­лась полнота власти парламентов и местных советов, перечислялись обширные права граждан и назывались такие важные гарантии, которых

29

было в основных законах стран западной демократии. Однако действительность не соответствовала этим положениям.

Для того чтобы конституция действовала, она должна учитывать реальные условия страны, уровень правовой культуры населения и мно­гие другие факторы общественной жизни. Но это не значит, что кон­ституция — лишь простой слепок существующей ситуации. Прогрес­сивная демократическая конституция (Японии 1946 г., Италии 1947 г., Бразилии 1988 г. и др.) способствует подлинному выражению и учету воли народа, укреплению демократических порядков, осуществлению назревших социально-экономических реформ. Конституции, закрепляв­шие авторитарные порядки (Румынии 1965 г. в редакции 1974 г., Заира в редакции 1980 г., Эфиопии 1987 г., ЮАР 1983 г. и др.), в конечном счете препятствовали развитию страны, социальному прогрессу и были чреваты социальным взрывом, что и произошло в Румынии, Эфиопии и других странах. В ЮАР режим апартеида был ликвидирован, консти­туция 1983 г. заменена в 1994 г. временной конституцией, а затем конституцией 1997 г.

§ 2. Сущность и содержание конституции

Сущность и свойства конституции. Представители разных юриди­ческих школ по-разному характеризуют сущность конституции. Школа естественного права видит в ней своего рода общественный дого­вор, нормативисты — высшую, основную норму, институционалисты — статут не только государства, но и корпоративной организации общества в целом, марксизм-ленинизм — продукт классовой борьбы и закрепле­ния ее результатов. В современной науке конституцию рассматривают не только как юридический, но и как политический и идеологический документ. Ее сущность как юридического документа (в данном случае речь идет не о социальной сущности) состоит в тех качествах, которые были отмечены выше в определении конституции: в особом ее содержа­нии (предмете регулирования), ее высшей юридической силе, роли кон­ституции как юридическо/й основы текущего законодательства, в повы­шенной стабильности, что связано с порядком ее принятия и изменения, отличающимся от обычного законодательного процесса.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!