В шаманистическом мировоззрении



 

 

Тарасов Иван Павлович 30-и лет,

Якут Мытахсаого наслега

Западно-Кангаласского улуса.

17 февраля 1925 года.

 

СОЗВЕЗДИЕ ОХОТНИКА С СОБАКОЙ

(Орион и псы)

 

На небе есть ряд звёзд, которых мы называем Тонгус Арангас-Сулус. (Дословно – «Тунгусская Большая Медведица» или – «Тунгус-лабаз-Звезда»). Выйдя во двор, рассказчик указывает на шесть звёзд в сочетании Орилна – три звезды его пояса и три малые звезды, образующие его нож. (Рассказывал вечером часов в 9 или 10). Мой отец, который умер 20 лет назад, когда ему было около 50-ти лет, рассказывал:

«В древности один охотник-тунгус, гоняясь за лосем, обессилел и умер от голода вместе со своей собакой, будучи не в состоянии добраться до своего лабаза, где он сам весной сложил запас провизии. Вот душа этого тунгуса-охотника (по-видимому, вместе с собакой) и превратилась в звёздв и стоит на небе». Отец мой говорил также, что будто бы на небе виден и лабаз того охотника, указывая при этом на какие-то звёзды около Плеяд.

Мой отец в сужих краях не бывал, никуда не ездил.

 

 

Татаринов Николай

Якут Оюн-Усовского наслега

Намского улуса

17 февраля 1925 года

 

КОЛЧАН-СОЗВЕЗДИЕ

(пояс и нож Ориона?)

 

Около Плеяд есть рядом три звезды и чуть ниже поперёк (к верхним) тоже рядами три других звезды. Про эту группу звёзд у нас в Намцах говорят – «колчан звезда» (кэсэх-сулус). Среди них (недалеко) есть ещё одна хвостовая звезда, очень светлая – огнистая и красноватая.

 

 

Лукин Александр Алексеевич 66 л.

якут Мытахского наслега

Западно-Кангаласского улуса.

11 февраля 1925 года.

ШАМАН, РУБЯЩИЙ СКРЕПУ ПЛАНЕТУ

 

В древности когда-то жил, говорят, предок всего Мытахского наслега, шаман по имени Ётююлээх-Ёрген-Ойун. (Дословно в переводе – Имеющий свитую из кожи верёвку Ёргён-Шаман). Он, когда совершал священнослужение Улуу-Тойону, будто бы держался за эту свою верёвку.

Про него рассказывают ещё следующее. Однажды будто бы появилась на небе планета, отчего уменьшилось плодородие земли, перестали расти деревья и травы, на земле наступил голод. В зимнее время с запада веяло льдом и холодом.

Тогда-то упомянутый шаман поднялся (т.е. совершил камлание) к тому, кто послал эту планету. (Дословно: «к корню, к источнику, предку планеты»). При этом он оделся в волчью доху (см.прим.) и заткнул за пояс топор с широким лезвием. Его камлание длилось девять суток (дней и ночей); камлал, держась за свою верёвку. Семь дней и ночей он рубил своим топором. Во время этой рубки, говорят, на срединную землю сыпался с неба лёд.

В одну из ночей он спустился с неба со словами :

«Я разъединил планету (как будто планета за что-то зацепилась) и жизнь срединной земли обратил на правильный путь!»

Во время этого камлания он будто бы весь обледенел и закуржавел.

Рассказывают, что и впрямь жизнь на земле направилась к лучшему. Это имело место ещё тогда, когда – роды (человеческие) ещё не разделились.

 

 

                                                       Ильин Николай 73 лет,

2-го Одунинского наслега

Западно-Кангаласского улуса.

Август 1921 года. Одунинцы.

 

БОРЬБА ШАМАНА СО ЗВЕЗДОЙ, НАВЕВАЮЩЕЙ ХОЛОД.

 

По рассказам, в древние времена жил шаман по имени Тюктюн. Он был из Хоринского рода. От него родился тоже шаман Сэргэх-Кююркэх, который был усыновлен шаманом Арджа. У шамана Сэргэх-Кююркэх был сын Эмэргэнэ. От Эмэргэнэ родился Иэгээни. От последнего произошёл шаман Агдага. Этот был знаменитый и страшный шаман. Он был непобедим в состязаниях с шаманами («кюрсюю») и многих из них уничтожил.

В ту пору появилась на небе звезда – чолбон. (См. прим.). Когда появляется на небе «чолбон», зимняя, холодная пора удлиняется, мороз усиливается, умножается снег и свирепствуют ветра. Этот «чолбон», кроме того, пошёл навстречу к плеядам – «юргэл» и задержал их ход. От этого усилилось их морозное дуновение – «юргюёр». (Якуты зимний мороз ассоциируют с плеядами ввиду совпадения их высокого стояния с зимней порой. По-видимому, даже их наименование – «юргэл» происходит от «юргюёр» - морозное веяние). Наступающее лето тоже обещало быть холодным.

Ввиду умножения бедствий для скота, люди обратились к шаману Агдага с просьбой попытаться уничтожить зловредный чолбон. Шаман сказал им:

«Кто его знает, удастся ли мне вознестись на голую высь небесного свода?»

Но люди, не оставая, стали его уговаривать. Наконец он решился совершить камлание. Вот оделся он весь по-зимнему, за пояс заткнул топор и, совершив обычное священнодействие, вознесся на небо к духу – Чолбонтой-Тойон, насылающему чолбоны. Он обратился к небу с молением:

 

    «Суостаах, суодаллаах Чолбон тёрдё,

    Чолбонтой-Тойон!

    Суоскун суодалгын угарыт,

    Муус чыынгкырыын тыынгнгын

    Бэйэнг диэкки югюрюй!»

    Аан дойдубут муусунан тыынна

    . . . . . . .

    Ылгын уолгун Чолбону

    Мин диэкки учугасатан кулу!»

 

Перевод:

 

    Страх и ужас внушающий,

    Источник чолбона – Чолбонтой-Владыка!

    Умоляю, укроти свой пылающий гнев,

    Морозное и леденящее дыхание своё

    Останови, втянув в себя!

    Изначальная земля повеяла льдом....

    . . . . . . . .

    Любимого сына своего – Чолбона

    Приблизь ко мне!

 

Вслед за тем шаман, стоя в юрте, начал топором что-то рубить. Все повыскакивали на двор и явно для всех – от того чолбона сыпались искры, как при высекании огня из кремня.

В заключение камлающий шаман спел:

        

    Улуутуайр Улуу-Тойон,

    Суоксун суодалгын

    Бэйэгэр угарыттынг!

    Орто дойдуга

    Муусунан тыына турар,

    Ылгын уолгун

    Миэхэ учугасатан биэрэн

    Суох гыннардык!

 

Перевод:

 

    О, Величайший Грозный Повелитель,

    Ты укротил свой пылающий гнев,

    Успокоил себя!

    Любимого сына своего,

    Пышущего льдом и морозом

    На среднюю землю,

    Ты, приблизив ко мне,

    Дал возможность его уничтожить!

 

Зловредный чолбон тотчас же исчез. Шаман спустился на землю весь обледенелый, покрытый куржаками снега.

 

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!