Чепалов Павел Григорьевич 72 лет,



1-го Мальжегарского наслега,

Западно-Кангаласского улуса.

    Джобулга.

17 января 1925 года.

ПУТЕШЕСТВИЕ ШАМАНА К НИЖНИМ ДУХАМ

ЗА ДУШОЙ БОЛЬНОГО

Когда душу человека уносят северные злые духи, шаман, совершив камлание, отправляется в их страну с разными подношениями.

Когда-то давно направились на север женщины из «нучча» (русские), старушки горбатые, со сгнившими костями на разных суставах. Они проплыли (по Лене) на лодках и поселились на горе под названием Джокуо.

Шаманы при этом поминают и извлекают от больных по преимуществу двух старух-Таньахтаах Лаабыралаан (Л. с тростью) и Торуоскалаах Солуонньай-Хотун (Госпожа «Солуонньай, имеющая трость. Рассказчик ошибается, относя Солуонньай к северным духам. Она обычно причисляется к девяти небесным девам, требующим конный скот и наводящим сумасшествие. Г.К.).

В качестве подношения этим духам приготовляют девять щербатых пирожков, в деревянные рюмки наливают водки. Из дерева делали фигуру свиньи, индейского петуха («ёндёй бётююк»). Полагается ещё шкурка, бечева, свитая из белых и черных волос и двухразвильчатая вилка (из дерева).

Когда эти женщины переселялись на север, они имели при себе все эти принадлежности.

У этих духов есть дева с кривым лицом. Она служит вроде караульного. При приближении шамана там раздаются голоса (т.е. все это разыгрывается самим шаманом, который, лежа на полу, ведёт диалоги от имени разных духов при так называемом «нырянии в океан смерти» Г.К.):

«Идет он (шаман) с тяжелой ношей, с дорогими дарами, впереди гонит (скот), сзади имеет на привязи (тоже разумеется жертвенный скот»)!...

«Эй, вероятно, шествует наш старший сын (шаман, сын потому, что душа его воспитывалась у них)!... Скорей, встречайте его»!...

Затем, раздаются крики «су», аса! (Восклицания при поимке скота). Дальше пригнанный скот загоняется в изгороди.

Шаман пред ними держит от себя речь, что вот такой-то князь-человек, захворав, прислал эти дары… Вручите мне его душу!

Те, удовлетворившись принесенными дарами, распоряжаются выдать. Говорят:

«Эй, идите и раскройте двери темницы! (где душа больного»).

Иногда духи не хотят выдать душу. Тогда шаман выражает досаду и отчаяние… Повалявшись около комелька, он превращается в осу и влетает в коровий хлев. Там будто бы лежит голубо-пёстрый бык. Оса жалит быка в нос. Бык фыркает носом и в это время душа, запрятанная в ноздрях быка, выпадает. Шаман тотчас же схватывает душу и поспешно улетает.

Старик (дух или бог) выскакивает следом за ним и бросает в него комьями глины и говорит:

«Вот великая досада, он, только лишь вчера (не особенно давно) воспитавшись у меня самого, осмелился совершить такую покражу»!

После этих слов старик (в отместку) похищает душу 12-летнего сына шамана…

Старик и старуха перебраниваются между собой. Старуха говорит мужу:

«Ты сам виноват, что сделал его, воспитав на 12-ой наре, слишком сильным шаманом. Вот и наказание за то, что наделил их такой необычайной силой»!

(Рассказчик поясняет: у них в юрте на каждой наре имеется колыбель, где воспитываются души будущих шаманов. Шаманы, зависимые от нижних, подземных духов, воспитываются у них в этой юрте).

Та старуха после упомянутого преступления шамана замазала глаза воспитываемых шаманских душ детскими экскрементами. Говорят, по этой причине уменьшилась сила шаманов.

У этих нижних духов имеются собаки, которых они кличут Юнюгэс, Хардас, Бэкир.

 

 

Говоров Михаил 61-года,

2-го Ольтекского наслега,

Борогонского улуса.

21 декабря 1924 года.

ВОЗНЕСЕНИЕ ШАМАНА НА НЕБО К УЛУУ-ТОЙОНУ

(Из преданий о Борогонском шамане Хагыстаайы)

 

Хагыстаайы до обретения шаманского дара лежал на обучении у Уэуу-Тойона (т.е. душа его). Однажды, лежа там, он был свидетелем явления у Улуу –Тойону одного шамана.

Дело происходило так. Душа Хагыстаайы лежала на наре (в юрте Улуу-Тойона). Когда привели эту душу, сына Улуу-Тойона там не было. Но вдруг он поднялся снизу через середину пола юрты. Он пришел почему-то очень сердитый, не стал даже разговаривать ни с отцом и ни с матерью. Лег на наре-биллирик. Затем где-то вдали послышались звуки шаманского бубна, ударили три раза. Звуки были такие громкие что весь дом Улуу-Тойона пришёл в сотрясение. Потом протяжно зевнул шаман… От этих зевков юрта стала приподниматься и затряслась ещё сильнее. Наконец послышались отчетливые слова его песнопения:

        

«Бу тэриллэн…

    Улуу-Тойон юрдюк моджоготун

    Атыллаан, юс хара кюлюгэр

    Юнгэр сюктэр кюнюм буолла»!...

(Перевод):

    «Вот, снарядившись (явился я) …

    Настал час перешагнуть

    Через великий порог

    Великого Повелителя Улуу-Тойона,

Преклонив колена

Пред его темными тремя тенями,

Молить и просить!...

 

Затем шаман вселил в себя своих духов («сирин тангаратын» - дословно «земля и небо», т.е. духа земли и неба) и начал воспевать. От этого Хагыстаайы овладел страх…

Но вот через самую середину пола юрты всплыл он наверх… Глаза его были не меньше полной луны… С шаманской пляской приблизился он к самому Улуу-Тойону и, преклонив пред ним свои колена, обратился с песнью:

«Ваш сын взял там (из средней земли душу и жизненную силу единственной и любимой дочери… по имени Куочу-лангнаах Куо Чэмээт... Прошу принудить его вернуть эту душу»!

Улуу-Тойон в ответ на это сказал:

«Эй, мы тут живём, состарившись, и ничего такого не ведаем»!...

Затем он (Улуу-Тойон) стал бранить и порицать своего сына, говоря:

«Разве он из таких, чтобы ходить путём, без проделок»?

Шаман с пляской направился к сыну Улуу-Тойона и тоже стал упрашивать, говоря:

«Ты ведь не вправе был брать… из средней земли»?

Но тот в ответ не издал ни одного звука. (Дословно – «не дышал ни ртом, ни носом»).

Шаман тотчас же превратился в огромную осу величиной с растянутую суму, сшитую из звериных лапок и, облетая всю юрту, стал искать. От этого внутри юрты разразился страшный вихрь… Наконец, оса прилетела на передний угол и стала что-то шарить. Сын Улуу-Тойона сидел там, закрыв свои ноздри обеими коленями. Оса вдруг ужалила его в тыльную часть ляжки. Тот с криком – «ой как больно»! – выпрямился. Оса тотчас же влетела в его ноздри. Тут же следом из ноздрей сына Улуу-Тойона с сиянием выпала на пол серебряная бляха из женской меховой шапки, туосахта. Оса быстро схватила бляху и полетела в нижнюю страну.

Наблюдавший всё это, Хагыстаайы пытался было разглядеть путь ушедшего шамана, но ничего не увидел, ибо густой туман застилал его дорогу. Только где-то далеко, в глубине земли, на северном углу ея были слышны звуки его бубна…

Тогда Харгыстаайы подумал про себя, что это должно быть шаман из Вилюйского края или тунгусский.

Среди вилюйчан зарождаются всегда замечательные шаманы.

 

 

Говоров Михаил 61 года,

Ольтекского наслега,

Борогонского улуса,

г. Якутск.

25 декабря 1924 года.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!