НЕСЧАСТИЯ ПРИ СТАНОВЛЕНИИ ШАМАНА.



 

Говорят, появление шаманов в жизни сопровождается смертью людей из его рода... такие слышал рассказы о плотине. Будто бы, шаман возводит эту плотину своими хреб­товыми позвонками. Если зародится новый шаман, обладаю­щий большей силой, чем тот, который возвел эту плотину, то этот новый шаман разрывает ее при своем появлении. (Речь идет не о самих шаманах, а о духах, сила которых проявляется в том или ином шамане. Г. К.).

 

ШАМАНСКОЕ ДЕРЕВО И ВОСПИТАНИЕ ДУШИ ШАМАНА.

До появления шамана душа того человека, который пред­назначается для этой роли, берется бесами, злыми духами и воспитывается ими до тех пор, пока она не приобретет свойств злого духа. В это время человек, душа которого вос­питывается у бесов, все время продолжает хворать. Только после выздоровления от этой болезни он может приступить к священнодействию. Говорят, что душа шамана превращается то в птицу, то в человека, то в скот.

Рассказывают, что существует дерево со многими вершинами. Шаманы со всего мира все воспитываются у этого одного дерева. Чем больше по своему значению и силу шаман, тем выше на дереве лежит душа его; значит, там лежит душа на разной высоте. Сами шаманы обычно говорят, что в качестве воспитателя является ворон, он, сидя на ветвях того дерева, выращивает душу.

 

МАТЬ-ЗВЕРЬ.

Мать-зверь у большого шамана имеет вид лося, у маленького – оленя. Он приходит, когда шаман умирает, и уносит, держа в зубах его шейный позвонок.

Говорят, шаман обладает особой силой зрения, видит во все стороны. Сила зрения (дословно – «огонь глаза») у большого шамана действует на большее расстояние   , чем у маленького.

 

 

Попов Прокопий

Средне-Вилюйский улус.

5 марта 1925 г.

БОЛЕЗНЬ И СТРАДАНИЯ ШАМАНА.

Человек, который должен стать шаманом, раньше хворает в течение двух, трёх лет. Только после этого он может приступить к своему служению.

Шаманы про этот период своей болезни рассказывают, что они у корня, источника зарождения девяти шаманов, подвергаются рассеканию, и что всё это происходит, якобы, во сне. Шаманы, лежа больными, якобы, во сне приходят к тем началам девяти злых духов, имена которых – Далбар-Чуонаах, Уот-Чорноуха… Они, говорят, - женщины. Называют ещё следующие имена их:

«Дарья, не имеющая ноздрей,

Матрена, не имеющая носа,

Калека-парень, которого возят на санях…»

Затем шамана отрубают голову и кладут её на полку юрты, причем она, будто бы, остаётся живою (т.е. сохраняет сознание и даже наблюдает все происходящее). Тело же шамана разрубают на куски, как тушу скотины. Затем, эти куски мяса, будто бы нанизывают на рожны… Тело большого шамана на девять рожнов, а маленького шамана – на три рожна. Потом мясо это делят между началами разных бед и несчастий (т.е. между духами-бесами).

(При зарождении шаманов) в средней земле устраивается преграда («харгыс»), плотина (чтобы умножить несчастия).

Рассказывают, что у больших шаманов бывает плотина, которая преграждает дорогу духам малых шаманов. Когда бесы этих шаманов задержатся у плотины, то сами шаманы должны хворать… от того, что у них гниет рыба (?). Больной шаман призывает тогда большого шамана, который разрывает плотину и взамен жизни шамана даёт другую человеческую жизнь. Тогда больной выздоравливает.

 

Алексеев Михаил

Кэнтикский наслег

Верхне-Вилюйского улуса

4 марта 1925 г.

 

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ШАМАНА.

 

Хороший настоящий шаман, как рассказывают, подвергается рассеканию. У нас в виде поговорки говорят: «Он три раза был рассечен — великий шаман». Сами шаманы рассказывают так: «Сначала духи отрубают мне голову и садят ее на верхушку длинного шеста, чтобы эта голова могла видеть своими глазами все, что они проделывают дальше… я вижу, как они разрубают мое тело на мелкие куски; затем, эти кусочки распределяют между всеми родами человеческого не­счастья и между всеми бесами».

Шаман может шаманить и быть полезным только в том случае, если тот род гибели (от которого больной теперь страдает) получил свою долю при дележе тела камлающего шамана; те бесы, которые причитались его тела, бывают по­слушны, а те же, которые лишились этого, его моленьям не внимают.

Говорят, что при совершении разрубания тела шамана, его одежда бывает окровавлена. О том же, что родные шамана при совершении этой операции заранее кладут его на бересту,— я не слышал.

 

НИЖНИЕ И ВЕРХНИЕ ШАМАНЫ.

 

Шаманы разделяются на нижних и верхних. Нижние это те шаманы, которые созданы нижними бесами, верхние — те, которые созданы верхними бесами.

Про нижних шаманов говорят, что их души воспитыва­ются у нижних бесов в особых колыбелях, где кормят их че­рез рожок, а про верхних шаманов говорят, что души их воспитываются в особых гнездах (как у птиц).

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!