Ключевой принцип натурализма - принцип натуралистического редукционизма. В чем заключается его смысл? (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
Кому принадлежит фраза: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать общим «естественным» законом»? Что обозначает эта формулировка? Дайте обоснование суждению. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5) Фраза принадлежит И. Канту. По теории И. Канта, при выборе своего поведения человек должен руководствоваться не только своими желаниями, но и общечеловеческими правилами, являющимися для него категорическим императивом (безусловным повелением). Суть категорического императива И. Кант формулирует следующим образом: ≪Поступай так, чтобы максима твоего поведения, на основе твоей воли, могла стать общим естественным законом≫. Кант выдвигает три максимы поведения: 1) поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом; 2) в своих поступках исходи из того, что человек является высшей ценностью, его никогда нельзя использовать только как средство; 3) все поступки должны быть ориентированы на общее благо. Максима - 1) Правило поведения или основной принцип, которым человек руководствуется в своих поступках. 2) Краткое изречение нравственного характера. 2. Р.Декарт был убежден, что есть два пути открытия нового знания в науке. "Эти два пути, - писал он, - являются самыми верными путями к знанию, и ум не должен допускать их больше - все другие надо отвергать как подозрительные и ведущие к заблуждению". Какие это два пути, по Декарту? (ВК-1) Декарт считал, что метод получения нового знания опирается на интуицию и дедукцию. ДЕДУКЦИЯ – логический переход от общего к частному; выведение согласно строгим правилам логики достоверных заключений из посылок. ИНТУИЦИЯ – способность непосредственного постижения истины, минуя опыт и логические рассуждения. 3. По мнению этого философа, знание - высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот философ? Что обозначает эта формулировка? Дайте обоснование суждению. (ВК-1) Это Сократ. Он говорил, что «Справедливость и всякая другая добродетель есть знание». «Но если ты этим не довольствуешься, то, вот, не нравится ли тебе следующее: я утверждаю, что то, что законно, то и справедливо». 4. Кому принадлежит выражение: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, - народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится». Кто этот философ? Что обозначает эта формулировка? Дайте обоснование суждению. (ВК-1, ОК-3,) Это Конфуций. · Управлять - значит поступать правильно. Если, управляя, вы будете поступать правильно, то кто осмелится поступать неправильно? · Прежде всего будь для народа примером, а уж затем предоставь ему трудиться усердно. · Когда богатства распределяются равномерно, то не будет бедности; когда в стране царит гармония, то народ не будет малочислен; когда царит мир в отношениях между верхами и низами, не будет опасности свержения правителя.Если бы в обществе царила гармония, тогда людей, живущих далеко и не подчинявшихся, можно было бы завоевать с помощью образованности и морали. Если бы удалось их завоевать, среди них воцарился бы мир. 5. Дайте характеристику понятию: «осевое время». Когда оно возникло? (ВК-1) Осевое время (нем. Achsenzeit) — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 800—200 годами до новой эры. По его мнению, все учения осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению. 6. Фома Аквинский (1225–1274 гг.) - доминиканский монах, ученый-богослов, один из главных идеологов римской католической церкви и создателей схоластики придерживался теоцентрического понимания права. В чем заключалась его концепция иерархии законов? (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5) Закон определяется как общее правило достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от ничего. На вершине - вечный закон. Это божественное провидение. Бог создал мир с определенной целью. Строительство не закончено, план находится в голове творца, но он проявляет во вселенной по мере ее развития в соответствии с божьим замыслом. 1. Естественный закон можно определить и как общие принципы, лежащие в основе принятых обычаев (не делай то, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Воспитывай детей. Заключение брака. Право на продолжение рода.) 2. Человеческий закон - позитивный, признается людьми по их воле. Его предназначение - силой страха принуждать людей (созданий, по природе несовершенных) избегать зла и достигать благодетелей. В отличии от закона естественного, человеческий закон - это императива, т.е. предписание с меняющимся содержанием.. 3. Божественный закон. Он представляет собой часть вечного закона, который передается с помощью Откровений. Божественный закон содержится в Библии и видениях Святых. Три вида законов - божественный, естественный, человеческий - должны ввести человека в круг действия вечного закона. 7. Школа глоссариев возникла в начале XII века, в Болонье. Ее основателем принято считать Ирнерия (1085 – 1125гг.), его последователями: Булгар, Мартин Гозия, Яков, Гуго де Порта Равеньяна. В чем заключалась деятельность глоссаторов? (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5) Глоссаторы— юристы (доктора права или студенты), занимавшиеся римским правом в средневековой Европе в рамках традиции, развитой в Болонском университете. Школа права глоссаторов была распространена в Италии, Франции и Германии в XI—XIII веках Глоссаторы приводили всю массу юстиниановых источников в такой вид, какой представлялся, по воззрениям того времени, наиболее удобным для изучения. Они установили однообразное чтение текста источников (так наз. lectio vulgata), и занимались систематизацией их содержания. 8. Школа постглоссаторов или комментаторов (среди которых особенно выделялся юрист Бартоло да Сассоферрато (1314 – 1357 гг.)) существенно отличалась от глоссаторов. В чем это отличие? (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5) Постглоссаторы (комментаторы) (позднелат. postglossatores), итальянская правовая школа, пришедшая с середины 13 в. на смену глоссаторам. Постглоссаторы занимались толкованием правовых понятий и отдельных отрывков из кодификации Юстиниана, содержавшихся в работах глоссаторов, с целью выведения общего мнения учёных (communis opinio doctorum). Пытаясь представить всю совокупность правовых норм также в виде единого логического целого, дедуктивно выводимого из универсальных принципов, комментаторы этим самым в значительной степени положили основание нашей нынешней юриспруденции как науки. И в этом заключается большой шаг вперед, сделанный комментаторами по сравнению с их предшественниками. 9. Каковы критерии разграничения исторических форм научной рациональности? Дайте им характеристику. (ВК-1) В Новое время происходит подготовленное многовековой историей интеллектуальной культуры рождение научной рациональности и отделение ее от иных типов рационализма – философского, практического. В современной философии науки сложилась традиция выделять три основные типа научной рациональности, совпадающие с тремя этапами развития науки: классический, неклассический, постнеклассический. В.С. Степин выделяет следующие критерии разграничения исторических форм научной рациональности: 1. Тип осваиваемых системных объектов. Для классической рациональности, по его утверждению, типична ориентация на освоение малых (простых) систем, образцом которых являются механические системы; неклассическая наука ориентируется на освоение больших (сложных самоорганизующихся) систем; постнеклассическая рациональность ориентирована на освоение сложных саморазвивающихся систем. 2. Тип познавательных идеалов и норм. Классическая наука, выдвигала идеал объективности объяснения, описания и обоснования, требовала исключения из объясняющих положений всего, что не относится к характеристикам объекта. В неклассической науке объективность объяснения предполагает экспликацию связей между объектом и характером средств и операций деятельности. В постнеклассической науке при объяснении и обосновании учитывается соотнесенность знаний об объекте не только со средствами и операциями деятельности, но и с ее ценностно-целевыми структурами. 3. Тип философско-методологической рефлексии. Классическая рациональность находит философско-методологическое обоснование в учениях мыслителей XVII –XIX века – от Френсиса Бэкона и Рене Декарта до Эрнста Маха. Неклассическая наука обретает философско-методологический фундамент усилиями мыслителей XIX – XX века от Эрнста Маха до постпозитивизма. Постнеклассическая рациональность осмысливается современными историками и философами науки. 10. Назовите ключевые принципы классической юридической науки. Дайте им характеристику. (ВК-1) Основания классического научного рационализма складываются в эпоху ранних буржуазных революций (Нидерланды, Англия), в контексте такого широкого общественно-политического движения как Просвещение. Просвещенческий проект социального переустройства базировался на таких принципах как: · рациоцентризм – представление о разумном, основании и рациональном устройстве мира; · прогрессизм – вера в возможность преобразования и улучшения окружающей социальной и материальной среды посредством развития человеческого разума; · гносеологический оптимизм - вера в абсолютную познаваемость законов мироздания с целью обретения власти над вещами, природой; · сциентизм – квалификация научного знания как ведущей формы культуры и главной производительной силы общества. 11. Какие юридические научные школы, актуализируются в интеллектуальном пространстве неклассической юриспруденции? (ВК-1) 12.Какая наука в постнеклассический период развития рационализма обретает статус «науки наук»? Дайте пояснения. (ВК-1) 13. В русле какого направления юридической науки развиваются идеи неопозитивизма? Дайте им характеристику. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5) 14.Чем обусловлена спецификация общенаучных методов в социально-гуманитарных исследованиях. Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
|
|
|
|
|
|
|
|
Ключевой принцип натурализма - принцип натуралистического редукционизма. В чем заключается его смысл? (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
Ключевой принцип натурализма - принцип натуралистического редукционизма – сведение социологических, культурологических, антропологических закономерностей к законам живой или неживой природы. Натурализм универсализирует принципы и методы естественных наук, экстраполирует способы исследования, применяемые в естествознании на сферу культуры и общества. Главный тезис натуралистического редукционизма: природные, социальные и культурные процессы подчиняются единым законам, имеют единые основания и одинаковые объяснительные принципы.Таким образом осуществляется сведение социокультурного анализа к выработке обобщенных, эмпирически обоснованных теоретических положений, которые должны стать ориентирами для прогнозирования социокультурных явлений.
16.Каковы сильные стороны юснатурализма как метода объяснения правовых явлений? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
Достоинства .
1. Законы действительно не столько принимаются, сколько находятся (обнаруживаются законодателем).
2. Наряду с изменчивостью отдельных правовых норм и отношений, в праве существует нечто постоянное и неизменное, переходящее из одной правовой системы в другую. Этим неизменным положениям и принципам и придавалось значение естественно-правовых.
3. Юснатурализм дает основание для критики государственных законов с точки зрения нравственности, дает основание для отмены несправедливых законов. Он верно устанавливает связь между правом и социальными ценностями, такими, как справедливость, свобода, равенство.
17.Каковы перспективы натурализма как метода изучения правовой сферы жизни общества? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
18.Почему герменевтику рассматривают как альтернативную натурализму методологическую позицию? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
19.Дайте характеристику концепции: «естественное право с меняющимся содержанием». (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
Р. Штаммлер на неокантианской основе разработал идею «естественного права с меняющимся содержанием». Прежде всего в систему своих правовых взглядов Штаммлер вводит принцип развития, воплощением которого и является категория естественного права с меняющимся содержанием.
Сам процесс развития Штаммлер мыслит как смену исторических пунктов в движении представлений человечества об объективно справедливой целостности общественной жизни, когда люди лучше понимают то, «что является справедливым». Штаммлер ставит задачу отыскать общезначимый формальный метод, с помощью которого меняющийся материал исторически обусловленных правовых установлений возможно было бы обработать, упорядочить и определить наличие в нем свойства «объективного».
То, что понимают как естественное право, считает Штаммлер, владеет действительностью иного плана, чем позитивное право: первое как масштаб, второе как принудительная норма. Таким образом, «естественное право с меняющимся содержанием» является не системой норм, действительных в определенной исторической ситуации, а формальным метафизическим началом, олицетворяющим справедливость как критерий оценки и исправления права в законе.
20.В чем заключается суть синергетического понимания эволюции правовой системы? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
21.Что означает понятие «правовая энтропия»? Каково его содержание? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
22.Как с позиций синергетики объясняется происхождение права? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
23.Дайте характеристику основным процедурам герменевтического метода.
Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 509; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!