Тропарь преподобного Ипатия целебника, Печерского, в Дальних пещерах. Глас 1



Безначальнаго онаго и тихаго места,/ идеже несть печали, ни воздыхания,/ достигнути, преподобне, желая,/ не дал еси себе зде покоя нимало,/ но присно день и нощь в делех всяких/ и жестоком житии трудолюбно подвизаяся, пребываеши,/ тем желаемого получил уже, Ипатие,/ молися о душах наших.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИОАНН БЛЮМОВИЧ

Память 31 марта / 13 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился в 1888 году в Варшаве в семье рабочего. Имел брата Николая и двух сестер - Елизавету и Марию.

В 1918 году Иван Александрович переехал с женой в Москву, а сын Борис (1910 г.р.) остался в Польше у родственников

В 1923 окончил Московскую духовную академию и был рукоположен в сан священника.

С 1926 года служил в городе Кривой Рог на Украине.

С 1929 года служил в храме в городе Орехове Запорожской области.

С 1935 года служил в Покровском храме в городе Судаке в Крыму.

Состоял в дружеских отношениях с архиепископом Симферопольским Порфирием (Гулевичем), у которого всегда останавливался, бывая в Симферополе.

29 июля 1937 года был арестован по обвинению в том, что рекомендовал молодежи "не посещать комсомольских и других собраний и принимать активное участие в церковных обрядах". Препровожден сначала в тюрьму в Феодосии, а затем в тюрьму в Симферополе.

Вызванные на допрос свидетели показали, что священник часто общался с рабочими дома отдыха, говорил им о вере в Бога, и это привело к тому, что многие из них крестились.

В 1936 году сын о.Иоанна, который проживал в Польше, отправил отцу письмо в Москву. В письме Борис писал, что хочет переехать в Советский Союз нелегально, так как в легальном выезде ему было отказано. Это послужило одним из пунктов обвинения: "... имеет сына в белой эмиграции. С ним имеет переписку".

9 октября 1937 года сотрудники НКВД арестовали местного музыканта, работавшего пианистом в санаториях Судака, и угрозами принудили его подписать, что священник Покровской церкви Иоанн Блюмович занимается шпионской деятельностью и завербовал его в фашистско-шпионскую организацию, действующую в интересах Германии, поскольку сам пианист был по национальности немцем.

Между священником и лжесвидетелем была устроена очная ставка, на которой лжесвидетель, заявил, что подтверждает, что «он Блюмовичем был завербован в контрреволюционную фашистскую шпионскую организацию, будучи у него на квартире в конце марта 1937 года»[85].

– Вы признаете, что вы его завербовали в шпионскую фашистскую организацию? – спросил священника следователь.

– Нет, не признаю, – ответил отец Иоанн.

О.Иоанн на допросах держался мужественно и достойно, отвечал взвешенно и обдуманно, чтобы ни на кого не навести тени подозрения неосторожным словом. Все возведенные на него клеветнические подозрения отверг.

10 февраля 1938 года следствие было закончено, и 14 февраля тройка НКВД признала священника виновным в том, что он "руководитель фашистской шпионской группы, которая одновременно ведет религиозную пропаганду" (ст.58-6,58-10,58-11 УК РСФСР) и приговорила его к расстрелу.

2 марта 1938 года Е.А.Николаева, сестра о.Иоанна, в очередной раз обратилась к властям с просьбой сообщить о судьбе брата. Ответа не последовало.

Священник Иоанн Блюмович был расстрелян 13 апреля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на окраине Симферополя.

В 1998 году канонизирован Священным Синодом Украинской Православной Церкви как местночтимый святой

Крымской епархии.

В августе 2000 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Литература

  • Доненко Н.Н., прот. Претерпевшие до конца: Священнослужители Крымской епархии 30-х годов. Симферополь, 1997. С.30-31.

Использованные материалы

  • «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Март». Тверь. 2006. С. 262-263
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...359
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/cnt/ans/nm1/?...CQ*

События дня.

Утреня.

Накануне я был на службе, как и всегда, в Свято-Успенском соборе, где службу совершал о.Сергий Лукин при пении верхнего хора. Начиналась утреня, как и всегда: «Царю Небесный…», «Трисвятое» и прочее, а после краткой ектении – шестопсалмие. Как и всегда накануне Великого четверга, храм был полон. ввиду традиции в этот день причащаться Святых Таин.

Сразу по окончании шестопсалмия на амвон вышел о.Евгений Кзунецов, обратившийся к собравшимся людям. Совсем недавно мы вступали в Великий пост и вот, пост позади. Наступила Страстная седмица, время воспоминания страданий Христа. В Великий четверг мы вспоминаем установление Таинства Евхаристии – причащения Тела и Крови Христа, некогда учрежденного самим Христом. В одной из молитв из последования ко Святому причащению мы говорим: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя Господи во Царствии Твоем». Это действительно величайшая Тайна – как же хлеб и вино становится Телом и Кровью Христа, пребывающего на престоле небесном и как же каждая, преподаваемая священником частица (коих при причащении только в одном храме может быть преподано несколько десятков, а то и сотен) есть в то же время – все Тело Христа. Некогда эта тайна становилась причиной гонений на христиан – иноверцы клеветали на христиан, будто они, дескать, пьют кровь младенцев и так далее. Христиане действительно блюли эту тайну, что становилось причиной непонимания. Но как бы ни клеветали, а сие таинство есть Бескровная Жертва. Мы преподносим Христу хлеб и вино, а Господь преподает нам Себя в лице Тела и Крови. Некогда Он, принеся Себя в качестве Жертвы, упразднил собой всесожжения и жртвы Ветхого Завета, когда Богу приносилась кровь животных. Но однажды принесенная кровь Христа упразднила все эти жертвы, не могущие сделать совершенным приносящего их. И как раз перед своими страданиями Господь учредил это Таинство, которое после Его Крестных страданий получило великую животворящую силу. Но мы, вспоминая это, помним и то, что вместе с прочими апостолами на первом причащении приобщился и Иуда и с куском в него вошел сатана. Ранее дух злобы лишь нашептывал ему, водил его, а теперь он окончательно вселился в него. И теперь сей апостол, один из 12, сделался предателем и погиб бесславно. Вся же причина в том, что он причащался недостойно, не будучи очищен от пагубного корыстолюбия, уже заставившего его ополчиться против Учителя. Любой другой по смирению бы отказался, вспомнив, что он, по нечистоте своей недостоин этого. Но он, по слову святителя Иоанна Златоуста, пристал ко христу случайно, не веря в Него, как Мессию, видя в следовании за Ним некую выгоду земную. Потому он безбоящненно принял кусок, а с ним – диавола. Когда же дух злобы оставил его один на один со своим грехом, он вместо покаяния впал в уныние и наложил на себя руки. Поистине, уныние – страшный грех, ибо лишает человека сил, ибо гордость, заставляющая человека думать о себе, как о «добром» и «хорошем», вдруг видит, что он, оказывается, способен на такие страшные грехи. И эта гордость теперь переходит в уныние, дескать, как это я, такой хороший, да такое сделал! Но есть другой пример – пример апостола Петра, после греха раскаявшегося и позже принятого обратно в лик апостолов. Что же касается причащения, то о нем Отцы писали много, начиная от апостола Павла: «тот, кто будет есть хлеб сей и пить чашу ээту недостойно, виновен будет против Телаи Крови», «тот, кто ест и пьет сие недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле и Крови. Оттого многие из вас больны и многие умирают». Поэтому приступать к этому Таинству надлежит с величайшим благоговением. Недопустимо приступать к этому Таинству просто потому что наступил праздник, пришел час, либо потому что все приступают, как это делали до революции, приступая раз в год по расписку, дабы не получить наказание. И эти причащающиеся потом рушили храмы и убивали священников. Нет, как пишет святитель Иоанн, приступать надлежит не в праздник или вне праздника, не вместе со всеми или отдельно, а по мере готовности. Мера же готовности – покаяние и сокрушение сердца, а также благоговение перед великим Таинством. Тот, кто считает, что уже все сделал и вполне достоин Христа – тот еще не достоин, так как приступает с фарисейской гордости. Мытарь, знавший о том, что он – грешник – каялся в грехе, а сознавая грех, не дерзал даже приступать к храму, быв где-то на задворках двора (в сам Иерусалимский храм входить могли только священники), но он был оправдан в силу покаяния, а фарисей, соблюдавший Заон во всех мелочах, но превозносящийся этим – осужден. Господь сам преподал ученикам своим пример смирения, умыв им ноги. С иным ли чувством мы, грешники должны приступать к величайшему из Таинств? Поэтому тот, кто не имеет этого сокрушения и благоговения, то должен помедлить и усерднее подготовиться. А эта готовность – есть плод духовной жизни, которая не должна прерываться ни на минуту, даже и вне поста, как не может сохраняться навык к любому делу, если это дело забросить. О частоте же причащения однозначно сказать нельзя. Одни из святых причащались ежедневно, другие – реже, а преподобная Мария – вовсе два раза в год. Частота причащение сама по себе не является спасительной, но достойное приступание к Таинству. Достойное приступание к этому Таинству имеет великую животворную силу, так что совсем не случайно причащению из единой чаши придается большое значение, вплоть до запрета причащения из одной чаши с еретиками (идаже просто молиться вместе с ними, что равносильно вступлению в их общество, что карается отлучением). Итак, ныне, приступая к Таинству, мы сперва подходим к Таинству исповеди, когда мы должны раскаяться пред Богом в наших грехах, а потом назвать эти грехи пред священником. Здесь главное то, что мы делаем наши грехи на глазах всего духовного мира. Видят их Ангелы и демоны, а тем более – сам Бог, знающий и глубины души, которых не видят и Ангелы. Потому бесполезно скрывать грехи. Тот, кто стыдится называть грехи на исповеди – еще не раскаялся в них, в противном случае, он бы спешил извергнуть их, как нечто нечистое. Стыдиться надо не называть грехи на исповеди, но совершать их….

Далее, разъяснив порядок общей исповеди, он начал чин…. Сам чин общей исповеди, когда не человек называет свои грехи перед священником, но священник читает перечень грехов, а верующие, слушая, внутренне каятся в тех, что они совершили, учрежден для случаев, когда из-за большого числа народа проблематично исповедовать каждого отдельно…. Итак, начался чин. После этого вышедшие священники принимали людей, читая над ними разрешительную молитву, а в храме продолжилась служба. После «Аллилуиа» троекратно был пропет особым распевом, очень красивым, тропарь Великого четверга. Ранее этот момент никак не выделялся, но в этот раз, как в храме Новомучеников, во время пения тропаря открывались Царские врата и зажигался свет (не полностью). После окончания великопостного чина в службе прекращено и чтение кафизм. Лишь на утрени Великой субботы будет прочитана 17 кафизма с особыми стихами. Теперь же после пения тропаря – сразу читается Евангелие (от Луки): 1Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, 2и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.

3 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, 4и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.

5 Они обрадовались и согласились дать ему денег; 6и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.

7 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, 8и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

9 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?

10 Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, 11и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

12 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.

13 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.

14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, 15и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, 16ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.

17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, 18ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.

19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.

20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.

21 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; 22впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.

23 И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.

24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться бо́льшим.

25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, 26а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий.

27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.

28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, 29и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, 30да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, 32но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.

33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.

34 Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь

Меня.

35 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы́ и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.

36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму́; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; 37ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.

38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.

39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

40Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.

41И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, 42говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

43Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.

44И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.

45Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали 46и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.

47Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.

48Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?

49Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?

50И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.

51Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.

52Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?

53Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.

54Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.

55Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними.

56Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.

57Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.

58Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!

59Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.

60Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух.

61Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды.

62И, выйдя вон, горько заплакал.

63Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; 64и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?

65И много иных хулений произносили против Него.

66И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион 67и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; 68если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня; 69отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.

70И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.

71Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.

После чтения Евангелия – сразу читается 50 псалом и начинается чтение канона. Здесь никаких особенностей нет (традиции пения первых строк ирмоса 9 песни канона в соборе нет – такая традиция есть в храме Новомучеников). Ирмосы песен канона пелись перед чтением каждой песни и после нее – в качестве катавасии (распев ирмосов тот же, что и в Великую субботу). Ирмос 9 песни канона Великого четверга является задостойником на литургии: Странствия Владычня, и безсмертныя Трапезы на горнем месте, высокими умы, вернии приидите насладимся, возшедша слова, от Слова научившеся, Егоже величаем.

Великог славословия нет, но после хвалитных псалмов следуют стихиры, которые на сей раз не пелись, а читались. Из других особенностей является то, что на 1 часе читается паремия (на 6 часе ее не будет). Итак, паремия. Книга пророка Иеремии (Главы 11 и 12): Господи, скажи ми, и уразумею: тогда видех начинания их. Аз же яко агня незлобивое ведомое на заколение не разумех, яко на мя помыслиша помысл лукавый, глаголюще: приидите и вложим древо в хлеб его, и истребим его от земли живущих, и имя его да не помянется ктому. Господь Саваоф, судяй праведно, испытуяй сердца и утробы, да вижду мщение Твое на них, яко к Тебе открых оправдание мое. Сего ради сия глаголет Господь на мужы Анафофски ищущия души моея, глаголющия: да не пророчествуеши о имени Господни: аще ли же ни, умреши в руках наших. Сего ради сия глаголет Господь сил: се Аз посещу на них: юноши их мечем умрут, и сынове их и дщери их скончаются гладом: И останка не будет от них, наведу бо злая на живущия во Анафофе, в лето посещения их. Праведен еси Господи, яко отвещаю к Тебе, обаче судьбы возглаголю к Тебе: что яко путь нечестивых спеется? Угобзишася вси творящии беззакония? Насадил еси их, и укоренишася: чада сотвориша, и сотвориша плод: близ еси Ты уст их, далече же от утроб их. И Ты, Господи, разумееши мя, видел мя еси, и искусил еси сердце мое пред Тобою, собери их яко овцы на заколение, и очисти их в день заколения их. Доколе плакати имать земля, и трава вся сельная изсхнет от злобы живущих на ней? Погибоша скоти и птицы, яко рекоша: не узрит Бог путей наших. Нози твои текут, и разслабляют тя. Идите, соберите вся звери сельныя, и да приидут снести е. Пастырие мнози растлиша виноград Мой, оскверниша часть Мою, даша часть желаемую Мою в пустыню непроходную. Положиша в потребление пагубы. Яко сия глаголет Господь о всех соседех лукавых, прикасающихся наследию Моему, еже разделих людем Моим Израилю: се Аз исторгну их от земли их, и дом Иудин извергну от среды их. И будет егда исторгну их, обращуся и помилую их, и вселю их, когождо в достояние свое, и когождо в землю свою.

Русский текст: 18Господь открыл мне, и я знаю; Ты показал мне деяния их.

19 А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: "положим ядовитое дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось".

20 Но, Господи Саваоф, Судия праведный, испытующий сердца и утробы! дай увидеть мне мщение Твое над ними, ибо Тебе вверил я дело мое.

21 Посему так говорит Господь о мужах Анафофа, ищущих души твоей и говорящих: "не пророчествуй во имя Господа, чтобы не умереть тебе от рук наших"; 22посему так говорит Господь Саваоф: вот, Я посещу их: юноши их умрут от меча; сыновья их и дочери их умрут от голода.

23 И остатка не будет от них; ибо Я наведу бедствие на мужей Анафофа в год посещения их.

Глава 12.

1 Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?

2 Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их.

3 А меня, Господи, Ты знаешь, видишь меня и испытываешь сердце мое, каково оно к Тебе. Отдели их, как овец на заклание, и приготовь их на день убиения.

4 Долго ли будет сетовать земля, и трава на всех полях - сохнуть? скот и птицы гибнут за нечестие жителей ее, ибо они говорят: "Он не увидит, что с нами будет".

5 Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? и если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана?

6Ибо и братья твои и дом отца твоего, и они вероломно поступают с тобою, и они кричат вслед тебя громким голосом. Не верь им, когда они говорят тебе и доброе.

7Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его.

8Удел Мой сделался для Меня как лев в лесу; возвысил на Меня голос свой: за то Я возненавидел его.

9Удел Мой стал у Меня, как разноцветная птица, на которую со всех сторон напали другие хищные птицы. Идите, собирайтесь, все полевые звери: идите пожирать его.

10 Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустою степью; 11сделали его пустынею, и в запустении он плачет предо Мною; вся земля опустошена, потому что ни один человек не прилагает этого к сердцу.

12На все горы в пустыне пришли опустошители; ибо меч Господа пожирает всё от одного края земли до другого: нет мира ни для какой плоти.

13Они сеяли пшеницу, а пожали терны; измучились, и не получили никакой пользы; постыдитесь же таких прибытков ваших по причине пламенного гнева Господа.

14 Так говорит Господь обо всех злых Моих соседях, нападающих на удел, который Я дал в наследие народу Моему, Израилю: вот, Я исторгну их из земли их, и дом Иудин исторгну из среды их.

15 Но после того, как Я исторгну их, снова возвращу и помилую их, и приведу каждого в удел его и каждого в землю его.

16И если они научатся путям народа Моего, чтобы клясться именем Моим: "жив Господь!", как они научили народ Мой клясться Ваалом, то водворятся среди народа Моего.

17Если же не послушаются, то Я искореню и совершенно истреблю такой народ, говорит Господь.

По окончании службы о.Сергий напомнил всем расписание служб. В это время исповедь еще продолжалась, а потому для желающих было прочитано последование ко Святому причащению.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!