Тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.



36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

37 Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, 38да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?

39 Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, 40народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

41 Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.

42 Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, 43ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.

44 Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.

45 И видящий Меня видит Пославшего Меня.

46 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.

47 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.

48 Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.

49 Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.

50 И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.

Евангелие на 9 часе: 1Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.

2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, 3Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, 4встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.

5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.

6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?

7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.

8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.

9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.

10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.

11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.

12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?

13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.

14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.

15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.

17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

18 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою.

19 Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я.

20 Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.

21 Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

22 Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.

23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.

24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.

25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?

26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.

27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.

28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему.

29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим.

30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.

31 Когда он вышел, Иисус сказал: || ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем.

32 Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его.

33Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь.

34Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.

35По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

36Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною.

37Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя.

38Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды.

Великопостные часы в этот раз совершаются в последний раз. а потому вместо отпуста служба завершается особой молитой с коленопреклонением, в которой священник просит Бога принять молитву всех верующих и помиловать их. После этого он обычно просит у всех прощения за все, чем кого обидел за время всего поста (ведь великопостный чин подходит к концу). Последнее было опущено, но сразу о.Сергий ушел в алтарь для совершения литургии.

Эта Литургия Преждеосвященных Даров – последняя в этом году…

Паремии на Великой вечерне. Паремия 1. Книга Исхода (Глава 2): Бысть во дни многия оны, велик быв Моисей, изыде к братиям своим сыном Израилевым: разумев же болезнь их, виде человека египтянина биюща некоего евреанина от братии его сынов Израилевых. Обозревся же семо и овамо, никогоже виде: и поразив египтянина, скры его в песце. Изшед же во вторый день, виде два мужа евреанина биющияся, и глагола обидящему: чесо ради ты биеши искренняго? Он же рече: кто тя постави князя и судию над нами? Еда убити мя ты хощеши, имже образом убил еси вчера египтянина? Убояся же Моисей, и рече: аще сице явлен бысть глагол сей? Услыша же фараон глагол сей, и искаше убити Моисеа. Отыде же Моисей от лица фараонова, и вселися в земли Мадиамстей: пришед же в землю Мадиамскую, седе при кладязе. Священнику же Мадиамскому беша седмь дщерей пасущих овцы отца своего Иофора: пришедше же черпаху, дондеже наполниша корыта, напоити овцы отца своего Иофора. Пришедше же пастырие изгнаша я: востав же Моисей избави их, и налия им, и напои овцы их. Приидоша же к Рагуилу отцу своему, он же рече им: что яко ускористе приити днесь? Оныя же рекоша: человек египтянин избави нас от пастырей, и начерпа нам, и напои овцы наша. Он же рече дщерем своим: и где есть? И вскую сице остависте человека? Призовите убо его, да яст хлеб. Вселися же Моисей у человека: и даде Сепфору дщерь свою Моисею в жену. Во чреве же заченши жена, роди сына, и нарече Моисей имя ему, Гирсам, глаголя: яко пришлец есмь в земли чуждей. Еще же заченши роди сына втораго, и нарече имя ему Елиезер, глаголя: Бог бо отца моего Помощник мой, и избави мя из руки фараоновы.

Русский текст: 1Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени.

2Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; 3но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, 4а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет.

5И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее.

6Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей.

7И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца?

8Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца.

9Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его.

10И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его.

11 Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его, [сынов Израилевых].

12 Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке.

13 И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего?

14 А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле.

15 И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и [придя в землю Мадиамскую] сел у колодезя.

16 У священника Мадиамского [было] семь дочерей, [которые пасли овец отца своего Иофора]. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего [Иофора].

17 И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, [и начерпал им воды] и напоил овец их.

18 И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал [им]: что вы так скоро пришли сегодня?

19 Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец [наших].

20 Он сказал дочерям своим: где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб.

21 Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору.

22 Она [зачала и] родила сына, и [Моисей] нарек ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле. [И зачав еще, родила другого сына, и он нарек ему имя: Елиезер, сказав: Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от руки фараона.]

23Спустя долгое время, умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу.

24И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом.

25И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог.

Хоть Моисея усыновила египетская принцесса, но вместо того, чтобы поручить воспитание ребенка кому-нибудьь из своих слуг, она поручила это еврейке, которой была бмологическая мать ребенка. И это для нее было ошибкой, ведь Моисей вырос, осознавая себя сыном народа Израилева (возможно его настоящая мать даже говорила ему о том, что она-то и родила его, а не принцесса египетская). Потому он восстает против притеснений, которые чинят египтяне его соплеменникам и братьям по вере, не боясь гнева фараона. Дочь фараона, как мы видим, соершила ошибку, зато…. народ еврейский обрел величайшего пророка во всем Ветхом Завете, который по повелению Божию вывел этот народ из Египта.

Паремия 2. Книга Иова (Глава 2): Бысть яко день сей, и приидоша ангели Божии предстати пред Господем: и диавол прииде посреде их предстати пред Господем. И рече Господь диаволу: откуду ты грядеши? Тогда рече диавол пред Господем: прошед поднебесную, и обшед всю землю, приидох. И рече Господь к диаволу: внял ли еси убо [мыслию твоею] рабу моему Иову? Яко несть такова от сущих на земли: человек незлобив, истинен, непорочен, Богочестив, удаляяйся от всякаго зла, еще же придержится незлобия: ты же рекл еси имения его погубити вотще. Отвещав же диавол Господеви, рече: кожу за кожу, и вся елика имать человек, даст за душу свою. Обаче посли руку Твою, и коснися костем его, и плоти его, аще не в лице Тя благословит. Рече же Господь диаволу: се предаю ти его, токмо душу его соблюди. Изыде же диавол от лица Господня, и порази Иова гноем лютым от ног даже до главы. И взя [Иов] чреп, да острогает гной свой, и той седяше на гноищи вне града. Времени же многу минувшу, рече к нему жена его глаголющи: доколе терпиши, се пожду время еще мало, чающи надежди спасения моего. Се бо потребися от земли память твоя, сынове твои и дщери, моего чрева болезни и труды, имиже вотще трудихся с болезньми: ты же сам в гнои червей седиши, обнощевая вне без покрова, и аз скитающися и служащи, место от места преходящи, и дом от дому, ожидающи солнца, когда зайдет, да почию от трудов моих, и от болезней, яже мя ныне обдержат. Но рцы глагол некий ко Господу, и умри. Он же воззрев рече к ней: вскую яко едина от безумных жен возглаголала еси? Аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим? Во всех сих приключившихся ему, ничимже согреши Иов устнама пред Богом, [и не даде безумия Богу].

Русский текст: 1Был день, когда пришли Ангелы Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа.

2 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.

3 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.

4 И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; 5но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его,- благословит ли он Тебя?

6 И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.

7 И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.

8 И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения].

9 И сказала ему жена его: Доколе терпишь? Вот, подожду еще немного в надежде спасения твоего, ибо погибла с земли память Твоя, сыновья и дочери, болезни чрева Твоего, и труды, которым напрасно трудилась. Сам ты сидишь в смраде червей, проводя ночь без покрова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место, из дома в дом, ожидая, когда зайдет солнце, чтобы успокоиться от трудов моих, которые ныне удручают меня. Но скажи слово некое Богу и умри[70].

10 Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.

11И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его.

12И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу.

13И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико.

Страдания Иова продолжаются. Поистине, всяк, кто желает понять природу скорбей и болезней – тому лучше всего открыть как раз книгу Иова, где четко показано, что не Бог их наводит, ибо Он не желает никому зла, но сатана строит пакости человеку, в той мере, в какой Бог попускает ему, дабы отвратить от греха, угнездившегося в нем, вразумить, а то и предотвратить будущие грехи. Здесь стоит сделать пояснение. Праведный Иов в житийной литературе считается примером терпения, но если во второй главе Иов еще терпит, то начиная с третьей в его рассуждениях начинаются нотки уныния. «Лучше бы я не родился!». «Лучше бы я умер при рождении!» - Восклицает он, так что это быстро надоедает его родственникам, пришедшим его утешать. А дальше и вовсе начинается ропот на Бога – он превозносится своими добродетелями и обвиняет Бога в несправедливости. дескать, рассудимся, в чем я неправ, а я прав…. Страдания Иова столь страшны, что эти сетования по-человечески можно понять – мы сами этим согрешаем непрестанно, стоит на нас навалиться скорбям. Но примером терпения это не назовешь. В конце Бог сам призовет его перестать говорить глупости. Впрочем, его родственники, которые вместо утешения обличали его, наговорили глупостей еще больше. Поистине, книга отчасти показывает нам, как не надо мыслить. Нет человека, который бы не согрешил, «нет творящих добро, нет ни единого», «если мы говорим, что не согрешили, то лжем сам себе и истины нет в нас». Но да не будет такого уныния и ропота в нас….

Евангелие (от Матфея): 1Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: 2вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.

3Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, 4и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; 5но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.

6 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, 7приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.

8 Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?

9 Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.

10 Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: 11ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; 12возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; 13истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.

14 Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам 15и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; 16и с того времени он искал удобного случая предать Его.

Женщина некая возливает на голову Христа миро. Синаксарь Великой среды, ссылаясь н святителя Иоанна Златоуста, однозначно пишет о том, что это вовсе не Мария, которая помазывала ноги Христа, бывшего у нее дома и тем более – не блудница, делавшая то же самое в доме фарисея именем Симон. Женщина другая, но в очередной раз слышен ропот учеников. В случае, произошедшем в доме Марии, Иоанн Богослов однозначно пишет, что роптал Иуда, возмущенный тем, что столь большой куш прошел мимо него. Здесь ясности нет, но очень вероятно, что без Иуды не обошлось, а он, как пишется в Евангелии от Иоанна, присваивал часть пожертвований, предназначавшихся для Христа, во всяком случае. Такое мнение высказывается и в том же синаксаре. Женщину Господь ублажает, замечая, что она готовит Его к погребению, которое пройдет в спешке и без многих обязательных у иудеев обрядов, а учеников (и, в первую очередь, Иуду) – обличает, замечая, что нищих у них всегда есть под руками… Увы, корыстолюбие Иуды окончательно отодвинула Христа на второе место, на первое поставив личное обогащение. Так бывает всегда – то, что ставится на первый план, является главным и ради него можно пожертвовать остальным. Так и Иуда ради жажды обогащения решается на предательство. Так сатана, схватившись за его грех, окончательно уводит его на путь погибели. Но разбойник, сделавший куда больше зла в течение своей жизни, раскаявшись, получил прощение, также и Петр. Иуда же, оказавшись во власти диавола, предался духу уныния и погиб, совершив самоубийство, тягчайший из грехов. Так сбылись слова Христа» «…. Сын Человеческий идет по писаному о нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается…..».

В конце литургии последний раз в посту читается молитва преподобного Ефрема Сирина, после чего ее чтение прекращается и отменяются все земные поклоны, вплоть до Пятидесятницы. за исключением трех поклонов в Великую пятницу, перед плащаницей. На практике эа последняя в этом году молитва была опущена…

По окончании службы о.Сергий поздравил всех с Великой средой, отметив, что великопостные службы завершаются и начинются службы, на которых вспоминаются Страдания Христа. А сегодня вспоминается предательство Христа Иудой и одновременно – женщина, которая возливает Христу на голову миро (он смешивал описанный у Евангелиста Матфея случай с описанным у Иоанна случаем, когда Христа помазывает – Мария – сестра Лазаря, перед самым входом Христа в Иерусалим, а также описанным у Луки случаем, когда Христу помазывает миром ноги блудница и это происходит задолго до страданий Христа). О том, один ли это случай или разные – богословы спорят, но в том, что это могут быть разные помазания – ничего нереального нет. Женщина «грешница», помазывающая ноги Христа миром в доме фарисея Симона, выражает этим покаяние. Это – падшая женщина, которой возбранялся вход в дома законоучителей и священников, которых презирали и могли побить камнями. Отсюда и негодование, которое испытывает фарисей, когда видит, что эта блудница пришла к нему в дом, да еще прикасается к его ГОСТЮ. Увы, осуждение – это наша всеобщая беда. Мы любим осуждать ближних, не всегда при этом видя бревно в собственном глазу (здесь он несколько раз заметил, что говорит, в первую очередь, о себе). Мы видим грех ближнего, но не видим его покаяние, а совершив его, он может быть уже и чище нас, мнящих себя благочестивыми. О другой женщине Евангелист не говорит ничего (впрочем, некоторые полагают, что это была та же блудница, что описывается у Евангелиста Луки), а третья – Мария, одна из жен-мироносиц. И как контраст с ними – Иуда, один из 12, который очень любил деньги и нося копилку для пожертвований, воровал оттуда. Видя, как женщина возливает на его Учителя миро, явно дорогое, он вознегодовал, что столь ценный куш прошел мимо его рук, а потому предал Учителя фарисеям, получив за это довольно хорошую сумму, за которую впоследствии фарисеи купили целый земельный участок для погребения бездомных (короче говоря, место под кладбище). Так, сделавший деньги своей главной ценностью, неизбежно поворачивается спиной к Богу. Потому он и предал Христа, блудница же и ныне показывается нам, как пример спасения, ибо оставив грех свой, она обратилась к Богу и наследовала Царство Божие, чего Иуда лишился…. В завершение о.Сергий рассказал притчу: некий человек купил землю в дальней стране и поручил архитектору построить там дом, сказав, что строит дом для друга. Архитектор отправился. Он у заказчика был на хорошем счету и знал, что тот уверен в его честности и не будет проверять его работу. Потому, приехав, он видит, что весь материал уже заготовлен и, зная, что его не будут проверять, продает весь материал, купив более дешевый и из него построив дом. Наконец, дом построен и радостный заказчик приходит принимать работу. Он в восторге…. А похвалив работу, он заявляет, что дом…. дарит самому архитектору… Смысл притчи он разъяснил так, что все последствия поступков человека, злых или добрых, вернтся к самому человеку и он ответит задела свои….

В заключение он напомнил расписание служб, особо подчеркнув, что служба в Великий четверг начнется не в 8.30, как написано в расписании, а в 8.00. Для желающих причащаться святых Таин в пасхальную ночь он сказал, что исповедь начнется в 22.00, одновременно с чтением Книги Деяний Апостольких. В заключение он призвал всех помочь в благоукрашении храма к празднику Пасхи, либо принеся цветы, либо помочь деятельно, либо пожертвовав деньги на благоукрашение….


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!