День памяти: 27 марта / 9 апреля



Мученица Матрона Солунская

Святая мученица Матрона Солунская пострадала в III или IV веке. Она была рабыней иудейки Павтилы, жены одного из солунских военачальников. Павтила принуждала свою рабыню к отступничеству и обращению в иудейство, но святая Матрона, с юных лет познавшая веру Христову, еще тверже веровала в Христа и тайно от злобной госпожи ходила в церковь.

Однажды Павтила, узнав, что блаженная Матрона была в церкви, с гневом спросила: "Почему ты не пошла в нашу синагогу, а ходила в церковь христианскую?" Святая Матрона смело ответила: "Потому что в христианской церкви присутствует Бог, а от синагоги иудейской Он отступил". Павтила пришла в ярость и без пощады избивала святую Матрону, а затем, связав, заперла ее в темной каморке. Утром Павтила обнаружила, что святая Матрона неведомой Силой освобождена от уз. В гневе Павтила избила мученицу почти до смерти, потом еще крепче связала ее и заключила в той же каморке, запечатав двери, чтобы страдалице никто не смог помочь. В течение четырех дней святая мученица пребывала без воды и пищи, а когда Павтила открыла дверь, вновь увидела святую Матрону разрешенной от уз и стоящей на молитве. В страшной ярости Павтила стала бить святую мученицу толстыми палками и, когда святая уже едва дышала, жестокая иудейка закрыла ее в том же помещении, где мученица Матрона и предала дух свой Богу.

Тело святой мученицы по распоряжению Павтилы было сброшено с городской стены. Христиане подняли многострадальное тело святой мученицы Матроны и с честью предали погребению. Впоследствии Александр, епископ Солунский, построил церковь во имя святой мученицы Матроны, в которой находились ее святые мощи, прославившиеся чудотворениями.

Мучительницу Павтилу вскоре постиг суд Божий. На том месте, где было сброшено с высокой стены тело святой Матроны, она сама оступилась, упала и разбилась, получив заслуженное возмездие.

Мученики Мануил и Феодосий

День памяти: 27 марта / 9 апреля

Святые мученики Мануил и Феодосий вместе с 40 прочими мучениками пострадали за веру во Христа в 304 году в Сирмии[33]. Видя, как язычники ежедневно предавали смерти христиан, они уверовали во Христа и решили пострадать за свою веру. Перед правителем они смело исповедали себя христианами. Правитель и окружавшие его удивились их мужеству. По приказу правителя святых Мануила и Феодосия заключили в темницу и велели страже строго охранять их. Через несколько дней правитель приказал привести из темницы святых и стал их убеждать отречься от Христа и принести жертву идолам. Однако святые мученики были тверды в исповедании. Тогда правитель приказал подвесить святых Мануила и Феодосия на дереве и строгать их тела острыми железными крюками, после чего мучеников положили на отточенные трезубцы и, наконец, обезглавили.

Преподобный Иоанн Прозорливый, Египетский

День памяти: 27 Марта / 9 Апреля

Прп. Феодосий Великий

Преподобный Иоанн Прозорливый Египетский родился в начале IV века, жил в городе Ликополе[34] (Средний Египет) и был плотником. В возрасте двадцати пяти лет он ушел в монастырь, где принял монашеский постриг. В течение пятнадцати лет преподобный Иоанн подвизался в разных обителях, потом, желая полного уединения, удалился в Фиваиду[35] на Волчью гору. В уединении святой Иоанн провел пятьдесят лет, никогда не оставляя места своих подвигов. С приходившими к нему людьми он беседовал через небольшое окошко, через которое принимал и приносимую ему скромную пищу. Преподобный Иоанн уже после тридцатилетнего пребывания в затворе сподобился от Бога благодатного дара прозорливости. Так, императору Феодосию Великому (379 - 395) он предсказал победу над его противниками, Максимом и Евгением, и победоносную войну против галлов. Многим, навещавшим его, он предсказывал события их жизни и давал наставления. Святой подвижник раздавал приходившим больным освященный елей, помазуясь которым, они исцелялись от различных недугов.

Преподобный Иоанн предсказал иноку Палладию, описателю его жития, что он будет епископом. Предсказание прозорливца исполнилось, и Палладий был поставлен епископом в Вифинии[36] (Малая Азия).

Преподобный Иоанн в своих наставлениях заповедовал прежде всего иметь смирение: "Подражайте по мере сил ваших добродетельной жизни святых отцов и, если исполните все, то на себя не уповайте и собою не хвалитесь. Есть много таких людей, которые, достигнув совершенства в добродетели и возгордившись, ниспали с высоты в пропасть. Тщательно наблюдайте: усердны ли ваши молитвы? не нарушена ли чистота сердца вашего? не занят ли ум ваш посторонними мыслями во время молитвы? наблюдайте, всею ли душою своею вы отверглись от мира? не ходите ли наблюдать за чужими добродетелями, тщеславясь в то же время своими собственными добродетелями? Заботитесь ли о том, чтобы представить собою добрый пример прочим людям? Смотрите, не возомните себя праведными, не возгордитесь каким-либо своим добрым делом. Смотрите, чтобы во время молитвы вам не приходили в голову мысли о вещах мирских, потому что нет ничего безрассуднее, как устами беседовать с Богом, мыслию же быть далеко от Него. Это часто случается с теми, которые не столько отрекаются от мира, сколько заботятся о том, чтобы угодить миру. Человек, помышляющий о многих вещах, предается попечениям о мирском и тленном, но, предаваясь попечению о мирском, человек не может уже духовными своими очами видеть Бога. Человеку, всегда помышляющему о Боге, должны быть чужды мысли обо всем суетном. Тому же человеку, который достиг некоторого познания Бога (полного познания Бога никто не может достигнуть), открываются тайны Божий, и он видит будущее как настоящее и, подобно святым, творит чудеса и получает по молитве своей всё, что ни попросит от Бога...

Любите безмолвие, чада, пребывая всегда в Богомыслии и моля всегда Бога о том, чтобы Он даровал вам ум чистый, свободный от греховных помыслов. Достоин похвалы, конечно, и тот подвижник, который, живя в мире, упражняется в добродетели, оказывая странноприимство или подавая милостыню, или помогая в трудах другим, или пребывая постоянно без гнева. Такой человек достоин похвалы, потому что пребывает в добродетели, исполняет заповеди Господни, не оставляя и земных дел. Но лучше того и достоин большей похвалы будет тот, кто, пребывая постоянно в Богомыслии, от вещественного восходит к невещественному, предоставляя вещественное попечению и заботе других, сам же стремясь к Небесному, постоянно предстоя пред Богом, отрешившись от всего мирского и уже не привязываясь снова к миру попечениями о земном. Такой человек близок к Богу, Которого он прославляет непрестанно в молитвах и псалмопениях".

Этими и подобными спасительными поучениями, назидательными рассказами и примером равноангельской жизни преподобный принес много духовной пользы людям.

Преподобный Иоанн Египетский дожил до глубокой старости и отошел ко Господу в 395 году, в возрасте девяноста лет.

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне праздника я был на службе в Свято-Успенском соборе, где служил о.Сергий Лукин, он же совершал чин литии, а полиелей – в сослужении прочего духовенства храма. Пели оба хора храма.

Служба этого дня по построению не отличается от любого всенощного бдения, который бы служился в течение года. Более того, сохраняется и воскресный прокимен[37] после входа на Великой вечерне: «Господь воцарися, в лепоту облечеся». Однако воскресные песнопения в чине службы отсутствуют, уступая место воспеванию Входа Господня в Иерусалим, так похожего на вход римского триумфатора после победы в столицу, напоминанию о том, что главная победа совершена Христом после Его Крестной смерти.

Этот праздник имеет и свои паремии. Паремия 1.Книга Бытия (Глава 49): Призва Иаков сыны своя, и рече им: соберитеся, да возвещу вам, что срящет вас в последния дни. Соберитеся, и послушайте мене сынове Иаковли: послушайте Израиля, послушайте отца вашего. Иудо, тебе похвалят братия твоя: руце твои на плещу враг твоих: поклонятся тебе сынове отца твоего. Скимен львов Иуда, от леторасли сыне мой возшел еси: возлег уснул еси яко лев, и яко скимен, кто возбудит его? Не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложеная ему: и той чаяние языков. Привязуяй к лозе жребя свое, и к винничию жребца осляте своего: исперет вином одежду свою, и кровию гроздия одеяние свое. Радостотворны очи его паче вина, и белы зубы его паче млека.

И русский текст (эту главу я уже приводил выше, желающие могут прочитать текст более подробно): 1И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что' будет с вами в грядущие дни; 2сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего.

3Рувим, первенец мой! ты - крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; 4но ты бушевал, как вода,- не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, [на которую] взошел.

5Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; 6в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; 7проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле.

8 Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего.

9 Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как молодой лев: кто поднимет его?

10 Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.

11 Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; 12глаза его дают радость больше, чем вино и зубы его белы более молока.

13Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона.

14Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; 15и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани.

16Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; 17Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад.

18На помощь твою надеюсь, Господи!

19Гад,- толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам.

20Для Асира - слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства.

21Неффалим - теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви[38].

22Иосиф - отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; 23огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, 24но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, 25от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, 26благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими.

27Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу.

28Вот все двенадцать колен Израилевых; и вот что сказал им отец их; и благословил их, и дал им благословение, каждому свое.

29И заповедал он им и сказал им: я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона Хеттеянина, 30в пещере, которая на поле Махпела, что пред Мамре, в земле Ханаанской, которую [пещеру] купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина в собственность для погребения; 31там похоронили Авраама и Сарру, жену его; там похоронили Исаака и Ревекку, жену его; и там похоронил я Лию; 32это поле и пещера, которая на нем, куплена у сынов Хеттеевых.

33И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему.

Паремия 2. Книга пророка Софонии (Глава 3): Тако глаголет Господь: радуйся дщи Сионова зело, проповедуй дщи Иерусалимова, веселися и преукрашайся от всего сердца твоего, дщи Иерусалимля. Отъят Господь неправды твоя, и избавил тя есть из руки враг твоих: воцарится Господь посреде тебе, и не узриши зла ктому. Во время оно речет Господь Иерусалиму: дерзай Сионе, да не ослабеют руце твои. Господь Бог твой в тебе, Сильный спасет тя: наведет на тя веселие, и обновит тя в любви Своей, и возвеселится о тебе во украшении, яко в день праздника. И соберу сотреныя твоя: горе, кто приимет нань поношение? Се Аз сотворю в тебе, тебе ради, глаголет Господь, во время оно: и спасу утисненную, и отриновенную прииму, и положу я в похваление, и имениты по всей земли.

И русский текст:  14Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима!

15 Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла.

16 В тот день скажут Иерусалиму: "не бойся", и Сиону: "да не ослабевают руки твои!"

17 Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием.

18 Сетующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение.

19 Вот, Я стесню всех притеснителей твоих в то время и спасу хромлющее, и соберу рассеянное, и приведу их в почет и именитость на всей этой земле поношения их.

Паремия 3. Книга пророка Захарии (Глава 9): Тако глаголет Господь: радуйся зело дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна. И потребит колесницы от Ефрема, и кони от Иерусалима, и потребит лук бранный, и множество, и мир от языков: и обладает водами от моря до моря, и от рек до исходищ земли. И ты в крови завета твоего, испустил еси узники твоя от рова не имуща воды. Сядите в тверделех связани сонмища, и за един день пришельствия твоего сугубо воздам ти. Занеже напрягох тя Себе Иудо яко лук, исполних Ефрема, и воздвигну чада твоя Сионе на чада еллинска, и осяжу тя яко меч ратника. И Господь на них явится, и изыдет яко молния стрела его: и Господь Бог Вседержитель в трубу вострубит, и пойдет в шуме прещения Своего. Господь Вседержитель защитит их.

И русский текст: 9Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.

10 Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли.

11 А что до тебя, ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды.

12 Возвращайтесь на твердыню вы, пленники надеющиеся! Что теперь возвещаю, воздам тебе вдвойне.

13 Ибо как лук Я натяну Себе Иуду и наполню лук Ефремом, и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония, и сделаю тебя мечом ратоборца.

14 И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных.

15 Господь Саваоф будет защищать их, и они будут истреблять и попирать пращные камни, и будут пить и шуметь как бы от вина, и наполнятся как жертвенные чаши, как углы жертвенника.

Несмотря на праздничность службы, ей была присуща некоторая скромность. Так, Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[39] пел боковой хор, в пении тропарей в конце Великой вечерни духовенство также не участвовало, а лишь пело величание на полиелее. Народу, в связи с традицией освящения верб, приносимых на службу, было чрезвычайно много, ведь традиция освящения верб известна в народе ныне гораздо больше, чем история праздника.

Евангелие на бдении (от Матфея): 1И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, 2сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; 3и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.

4 Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: 5Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.

6 Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: 7привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.

8 Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; 9народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна[40] Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

10 И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?

11 Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.

12И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, 13и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

14И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

15 Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! - вознегодовали 16и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?

17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

После чтения Евангелия было совершено освящение ветвей верб, сначала в центре храма, после чего о.Сергий проходил по всему храму, кропя принесенные народом ветви. Итак, воскресные песнопения на службе не поются. 50 псалом – обязательно читаемый на утрени перед чтением канона, в случае полиелея и при всенощном бдении у нас обычно опускается и лишь один раз в году – на службе Недели Ваий, он неукоснительно прочитывается, как бы подчеркивая то, праздник этот имеет тень скорби, как и то, что Господь принимает все последовавшие за входом в Иерусалим страдания не ради чего-то, а ради наших грехов. Лишь после этого поются все традиционные песнопения, а затем начинает читаться канон. Из-за того, что о.Сергий совершал чин освящения верб, помазание началось не сразу….. И вот, огромная масса народа, переполняющая в храм, направилась на помазание, что вызвало некоторый беспорядок и связанный с этим шум, сильно мешавший слушать чтение. Канон читается так, как это у нас заведено, при этом, как и раньше, верхний хор поет ирмосы канона, а боковой повторяет их после прочтения соответствующей песни (напомню, этот повторяемый ирмос называется катавасией). К слову, песнопение «На гору Сион взыди благовествуяй…..», обычно исполняемое при восхождении архиерея на архиерейский амвон для облачения перед литургией (положено для исполнения на ПАТРИАРШЕМ БОГОСЛУЖЕНИИ, но фактически поется при всех архиерейских службах) является как раз ирмосом 5 песни канона праздника Входа Господня во Иерусалим. У нас в соборе начало 9 песни канона праздника никак не отмечено – просто в этот момент диакон начинает кадить храм. Однако в храме Новомучеников существует традиция, о которой я раньше лишь читал в книгах – диакон на амвоне воспевает первые слова ирмоса 9 песни, а дальше уже подхватывает хор: Бог Господь, и явися нам, составите праздник, и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен грядый во имя Господа Спаса нашего. Это песнопение является задостойником праздника (исполняется на литургии вместо «Достойно есть»).

И вот, служба праздника завершается. В конце о.Сергий поздравил всех с праздником, напомнив расписание служб на сам день праздника, а также сообщив, что позднюю литургию, как ожидается, будет служить правящий архиерей..

Литургия.

Перед литургией.

Наступает сам день праздника и я снова иду к поздней литургии. Погода совсем не праздничная – пасмурно, время от времени срывается дождь. Вот, и храм. Вся улица Гладкова сплошь уставлена машинами, а во дворе стоит кольцо из народа, пришедшего ради освящения веток верб. Храм сам почти пуст. Служба уже идет – началось чтение часов. Архиерейский амвон уже поставлен в центре («захожане», которых богослужение не интересует, пришедшие только ради веток верб, то и дело спотыкаются о него, ругаясь, дескать «понаставили тут»), а на амвоне обычном уже стоят аналои с иконами для чтения входных молитв и разложены орлецы.

Прочитывается 3 час. На 6 часе диакон кадит весь храм. Храм, тем временем, наполняется – в него волнами входит народ с ветками верб, проталкиваясь к подсвечникам, образуя там толпы, продираясь через весь храм от подсвечника к подсвечнику, тесня других, таких же, как они, «захожан», а также верующих. Тем временем, чтение часов завершается и воцаряется ожидание. Проходит несколько минут, прежде чем из алтаря выходят иподиаконы, несущие архиерейские жезл и мантию, а также клобук, а потом – о.Евгений Кузнецов, несущий поднос с напрестольным крестом, а также прочие священники (о.Николай Ларионов служил раннюю литургию, а потому он лишь участвует в чине встречи), причем, о.Сергий Лукин несет букет цветов. Они выходят в притвор. Для этого приходится освобождать центр храма (что снова вызывает недоуменные возгласы «захожан»). Начинается благовест. Через несколько минут в центр выходят диаконы о.Евгений Габов и о.Сергий (Пугач) с кадилами, дикирием и трикирием. В это момент начинается трезвон (без участия басового колокола). Архиерей уже здесь. Благословляя собравшийся народ, он поднимается по паперти и входит в храм. У входа его встречает о.Сергий, который вручает цветы (их сразу же уносит иподиакон) и поздравляет архиерея с праздником. Лишь после этого он оказывается на расстеленном в притворе орлеце, где на него надевается клобук вместо походной скуфии, а также мантия и вручается жезл. «Премудрость!» - Пронзительно возглашает архидиакон о.Сергий Пугач и хор духовенства в этот момент буквально грянул «От восток до запад солнца хвально имя Господне. буди имя Господне благословенно от ныне и до века.» Распев очень красивый и никаких поправок на будний день Великого пота не делалось в течение всего чина встречи и облачения. Диакон Евгений Габов вслух читает задостойник праздника «Бог Господь, и явися нам, составите праздник, и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен грядый во имя Господа Спаса нашего», а также и прочее «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь», «Господи помилуй (3 раза)», «Именем Господним Преосвященнейший Владыко благослови». Архиерей в это время произносит слова, аналогичные словам отпуста литургии. А затем, архиерей под пение верхнего хора, поющего все тот же задостойник, направляется к амвону, где начинается чтение входных молитв, в которых духовенство испрашивает благословения Божия на совершение литургии (во время служения священство обязательно причащается Святых Таин, но чтение входных молитв не избавляет священника от чтения последования ко Святому причащению – священническое последование даже длиннее предназначенного для мирян). Вот, чтение заканчивается. Духовенство просит прощения друг у друга и у народа («примирившись со всем миром» - сказано об этом в книгах, ведь никто, находящийся в состоянии вражды с кем-либо, не может приступать ко причащению Святых Таин). Просит прощения у народа и сам архиерей, а потом благословляет народ на три стороны под пение хора «Тон дэспотин архиереаимон криэфилатэ! Исполла эти дэспота!» (3 раза)…. После этого архиерей идет в центр храма. Хор поет уже известное песнопение, исполняемое при восхождении епископа на архиерейский амвон (предназначено, как я писал, для патриаршего богослужения, но фактически хоры поют его и при обычном архиерейском богослужении):  «На гору Сион взыди благовествуяй, и Иерусалиму проповедуяй, в крепости вознести глас: преславная глаголашася о тебе граде Божий. Мир на Израиля, и спасение языком.» - ирмос Недели ваий. Все духовенство, которое будет участвовать в служении литургии, просит благословения архиерея на облачение, а затем уходит в алтарь, а тот начинает облачения. Диаконы с кадилами становятся на амвоне, прося благословение кадильниц и получив, начинают чтение особых текстов, своих на надевание каждого элемента облачения. Это не молитвы, а как бы пожелания облачающемуся: «Руце… сотвористе и создасте тя» (на надевание поручей) и т.д. На сей раз, впрочем, чтения текстов этих не слышно, зато на каждое возглашение одного диакона: «Господу помолимся», второй громко возглашал «Господи помилуй». Владыка, тем временем, облачается. надевается подризник[41] поверх которого надевается пояс, а затем епитрахиль и поручи, после чего надевается палица, саккос[42] и большой омофор,[43] а также снова надевается панагия[44] и богослужебный наперсный Крест, а затем гребень, которым он, согласно нормам, причесывается, и наконец, митра. Хор духовенства тем временем, протяжным и медленным распевом поет некое незнакомое песнопение. Обычно при этом поется: «Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя и яко на жениха возложи ти венец и яко невесту украси ты красотою.», но на сей раз пелось что-то другое. «Господу помолимся!» - Возглашает о.Николай и и о.Евгений Габов громко возглашает традиционные слова: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца твоего, иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». После этого архиерей благословляет дикирием и трикирием народ на 4 стороны под пение «Тон дэспотин…». Облачившиеся для совершения литургии священники выходят в центр храма. «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (о.Сергий Лукин) направляется к престолу, а протодиакон идет на амвон. «Благослови Владыко!» - Произносит диакон, Царские врата открываются, а священник, знаменуя Евангелием на престоле Крест, произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Царство Божие – это не только небесные обители, но и сей храм Господень, где совершается богослужение, ибо сказано: «Если где двое или трое (собрались) во имя Мое, там и Я посреди них….». Но это и всякая душа, живущая по заповедям Господним. Хотелось бы, чтобы и нашим душам быть таким же Царством! Этот день – первый воскресный день с начала Великого поста, когда служится не литургия Святителя Василия Великого, но литургия Святителя Иоанна Златоуста, та самая, что служится большую часть года.

После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. 

Отец Александр Лысенко, как и раньше, исполняет обязанности иподиакона, держа архиерейский чиновник, открывая его во время ектений, дабы архиерей читал положенные для чтения во время литургии священнические молитвы.

Этот праздник отмечен особыми праздничными антифонами, подобно всем Господским праздникам (включая Пасху). Поется 1 Антифон, составленный из строк 114 псалма:

Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего.

Припев: Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Стих: 2: Яко приклони ухо Свое мне, и во дни моя призову. Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Стих 3: Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя. Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Стих 4: Скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах. Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Слава, и ныне: Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Этот антифон, как уже заведено, поет один верхний хор, выбирая для этого какой-то вычурный распев (хоть он и не звучит так торжественно, как настоящее антифонное пение (пусть и более простым распевом), то есть, попеременное пение обоих хоров, какое раньше неукоснительно было во все двунадесятые праздники, а также на Пасху). Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. Отвечает на призывы диакона штатный боковой хор (в наличии которого на службе уже возникли сомнения). После чтения молитв при этой ектении архиерею подносят умывальнцу и он умывает руки, при этом находящийся рядом диакон скороговоркой прочитывает ряд псалмов (умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой….. и т.д.)….. После этого следует второй антифон, составленный из строк 115 псалма, того самого, третьего из псалмов, начинающих последование ко Святому причащению, которое мы все с вами читаем, если желаем приобщиться Святых Таин:

Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело. Спаси ны Сыне Божий, возседый на жребя, поющия Ти: аллилуиа.

Стих 2: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Спаси ны Сыне Божий:

Стих 3: Чашу спасения прииму, и имя Господне призову. Спаси ны Сыне Божий:

Стих 4: Молитвы моя Господеви воздам, пред всеми людьми Его. Спаси ны Сыне Божий:

Во время пения этого псалма архиерей сидит в принесенном в начале литургии кресле. После этого верхний хор поет традиционное песнопение: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!»  Архиерей в это время встает с кресла, которое на сей раз не убирается. И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона. Третий антифон подобен антифонам многих Господских праздников, включая Пасху: чтец возглашает особые стихи, а хоры по очереди поют тропарь праздника:

Исповедайтеся Господеви яко благ, яко в век милость Его. Тропарь: Общее воскресение:

Стих 2: Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость Его. Общее воскресение:

Стих 3: Да речет убо дом Ааронь: яко благ, яко в век милость Его. Общее воскресение:

Стих 4: Да рекут убо вси боящиися Господа: яко благ, яко в век милость Его. Общее воскресение:

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами, затем два диакона (кроме о.Александра, большую часть службы исполняющего роль старшего иподиакона) с кадилами и старший диакон с Евангелием, а потом и все остальное духовенство. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Рипиды[45] держат над Евангелием. Все выстраиваются в центре. Во время пения антифона Владыка снова сидит, вставая в последний момент. Наконец, протодиакон Евгений испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти! Благословен Грядый во Имя Господне; благословихом вы из дому Господня; Бог Господь, и явися нам». Устав службы таких праздников, как нынешний, велит сразу петь тропарь праздника, но при архиерейском богослужении, как и в обычные дни, духовенство начинает петь: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Возседый на жребя, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. Хор подхватывает со слов «Спаси ны….». Как только духовенство покидает центр храма, лавина из народа сразу же заполняет его, так что для выхода диакона для чтения Евангелия центр снова пришлось с трудом освобождать. По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем – духовенство. Начинается пение тропарей и кондаков. Верхний хор пропевает первый тропарь, боковой – второй, а кондак пропевает духовенство… И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем попеременно двумя хорами, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого (именно Трисвятое, в отличие от литургии Лазаревой субботы), как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом.

Возглашал прокимен и читал Апостольское послание о.Сергий (Пугач).

Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 4Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.

6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, 7и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

8 Наконец, братия мои, что́ только истинно, что́ честно, что́ справедливо, что́ чисто, что́ любезно, что́ достославно, что́ только добродетель и похвала, о том помышляйте.

9 Чему вы научились, что́ приняли и слышали и видели во мне, то́ исполняйте,- и Бог мира будет с вами.

Читаемый отрывок начинается словами «радуйтесь». А вся глава преисполнена выражениями радости самого апостола, который доволен тем уровнем духовного развития, которая достигла его паства. Так что здесь не скажешь, что это просто приветствие, как можно подумать о некоторых других книгах Нового Завета, но пожелание того, что Духом Божиим дано самому апостолу, который, достигнув уже некоего уровня, сам стал сосудом Духа, переживая единение с Богом, как апостолы переживали Преображение Господне на Фаворе, когда они от охватившего их блаженства не хотели, чтобы видение заканчивалось. Поистине, это лучшее, что может пожелать человек человеку, ибо либо душа человека становится прибежищем Духа Божия, либо в нее вселяется иной дух, третьего же не дано…. Однако для достижения этого уровня, которого желает апостол пастве (а значит, и нам), нужны многие труды, в которых может пройти вся жизнь и лишь к концу ее человек может приблизиться к тому, чего желает всем апостол: радости, доставляемой Духом Божиим, отличной от преходящей радости века сего, радости, которую неспособна поколебать никакая скорбь века сего, так что во всех бедах мир Божий и радость охватывает человека (хоть бы он, как праведный Иов, лишился всего и сам, в гное, сидел бы на куче мусора). Мы с вами стоим еще только в начале пути, тяжелого и страшного для нас, грешников, однако иного пути не дано….

«Аллилуиа» - возглашает зычный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий держат у аналоя с иконой праздника. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Иоанна): 1За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: 5Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10 Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: 15Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему.

17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

19Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.

20Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.

21Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.

22Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.

23Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.

24Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.

25Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.

26Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.

27Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.

Апостол и Евангелист Иоанн Богослов не делает акцента на встрече Христа. Здесь эта встреча как бы второстепенное событие. Сперва нам показывается ужин, на котором Мария – сестра воскрешенного Лазаря, возливает на ноги Христа миро. У Евангелистов имеется три похожих события, так что некоторые склонны считать их описанием одного и того же события. Однако в синаксаре Велико среды разъясняется, что речь идет о разных случаях: в одном случае – некая женщина Христу, находящемуся в доме некоего прокаженного, именем Симона, возливает на голову миро, в другом женщина, о которой говорится лишь то, что она была «грешница» (обычно ее называют блудницей, а иные и вовсе цитируют католическое предание, олицетворяющее эту женщину со святой Марией Магдалиной), помазывает ноги Христа миром, будучи в доме уже фарисея, именем Симон. И здесь дело происходит в другое время, притом, в доме сестер Марфы и Марии. И именно Иоанн Богослов разъясняет, что шум по поводу «траты мира», которое «можно было бы продать за большие деньги и деньги раздать нищим» поднимал никто иной, как Иуда, говоривший это не потому что заботился о нищих, но потому что крал пожертвования из ящика, который сам же носил. И после того, как в очередной раз большой куш прошел мимо его рук, он решил, что зря тратит время, ходя за Христом, а потому решил предать Учителя, полагая, что за это ему дадут какое-нибудь вознаграждение. Так, страсть к деньгам отдаляла его от Бога, пока не сделала предателем. Ведь человек заботится, в первую очередь, о том, что для него важнее всего, остальным же жертвуя. Потому и Иуда пожертвовал тем, что считал второстепенным – своим Учителем, за которым он ходил лишь для наживы за счет пожертвований. Такова любая страсть – если человек уступает ей, то неизбежно начинает служить ей, поворачиваясь спиной к Богу. Но да не будет этого с нами!.... Итак, сперва Евангелист рассказывает о помазании, которое совершила святая Мария, заметив, что к месту, где они ужинали, собралось много народа, который пришел даже не столько ради Христа, но чтобы посмотреть на Лазаря, которого Он воскресил. Это вызвало ярость иудейских вождей, решивших убить и Лазаря. Вслед за этим описывается и вход Господень во Иерусалим. Здесь минимум деталей – лишь указывается то, что именно воскрешение Лазаря привело к тому, что народ встретил Его с таким восторгом. К ярости книжников и фарисеев, все кричали, исповедуя Его Христом (что заставило их проклинать этот народ, которому они так старались понравиться, демонстрируя свое благочестие). А Господь знает, что за этим последует и прямо говорит об этом, хоть ученики это не понимают, осознав, что Он говорит правду, лишь когда через несколько дней ночью придет вооруженная толпа, чтобы взять их Учителя. Иудейская верхушка, озлобленная тем, что Господь обличал их, обеспокоенная тем, что Он вел за собой все больше народа, уже приговорила Его к смерти и Господь это знал. Он мог бы легко разбить их козни в прах, как делал это не раз, будучи всемогущим, но Он пришел как раз для того, чтобы пострадать и принять смерть за род человеческий, дабы даровать человеку спасение. На этом и делает акцент Иоанн Богослов, который потому не приводит того, как Господь плачет, видя ликующий народ (как это делает Евангелист Лука), не описывает того, как Господь, уже второй раз в своей жизни, изгоняет со двора Иерусалимского храма торговцев, превративших двор, где молился народ, в базарную площадь (ведь там продавали все для совершения жертвоприношений, включая жертвенных животных, а все это вкупе создавало невообразимый шум и гам, несовместимый с Домом Божиим), вызвав ярость первосвященников, которые начали спрашивать – по какому праву Он это делает. Для разъяснения цели входа Христа во Святой град это не обязательно. Потому именно этот отрывок и читается на литургии праздника, ведь нам напоминается, что Господь претерпел для того, чтобы и нам даровать очищение от грехов и вход в Царство Небесное. Приняв дар этот, мы бы проявили уважение к этому подвигу…. Как бы хотелось последовать этому пути, не сходя с него…

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение

«Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. К ектении была присоединена молитва о ниспослании помощи Божией в построении храмов (упоминались строящиеся соборы в честь апостола Андрея Первозванного в Геленджике и святителя и чудотворца Николая – в Новороссийске). После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. Сразу начинается ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Рипиды иподиаконы держат по обе стороны Царских врат и когда протодиакон вручает сначала дискос, а затем чашу, опускают их, держа над ними. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной (но Символ веры с народом пели целых четыре диакона киевским распевом), архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от пасхального торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя.… На этой литургии освящается Агнец для причащения народа и духовенства на этой литургии, а также на трех последних Литургиях Преждеосвященных Даров, которые будут совершаться на Страстной седмице в понедельник, вторник и среду. После этого предстоятель воспоминает всех святых, благодаря Бога за то, что дал их нам, как помощников и молитвенников и вслух воспоминает Божию Матерь, после чего хор поет уже упоминаемый выше задостойник праздника. Обязательной для архиерейского богослужения выклички не ожидалось. Как и обычно, правящий архиерей сразу возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. Однако совершенно неожиданно на амвон выходит протодиакон, призывая верующих к молитве о правящем архиерее, «приносящем Святые Дары сия Господеви Богу нашему» (при этом он уходит в алтарь, показывая орарем на престол, где стоят сосуды с уже освященными Дарами), а затем и обо всех верных Божиих, начиная о священноначалия и заканчивая всеми предстоящими и молящимися и «иже и кийждо (каждый) в помышлении имать и о всех и за вся». Во весь голос произнеся последние слова, снова уходит в алтарь. После этого служба шла уже, как всегда. После пения молитвы Господней и закрытия Царских врат перед причащением духовенства (что символизирует тайную вечерю Христову, совершаемую когда-то тоже при закрытых дверях) хор пел строки из 8 псалма….

Причастников в этот день было очень много, так что шло причащение в трех местах, из трех чаш. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился (впрочем, этого не бывает, если ты все-таки подготовился к сему Таинству). Завершали служение литургию уже о.Сергий Лукин, о.Евгений Кузнецов и о.Антоний Новицкий, без правящего архиерея. После заамвонной молитвы духовенство вышло в центр. После пения обоих тропарей праздника было прочитана молитва на освящение верб и пропето величание праздника….

По окончании службы о.Сергий поздравил всех с праздником и произнес проповедь на тему его события – в изложении Евангелиста Иоанна Богослова. Повествование Евангелист начинает с описания праздничного ужина, который совершался в доме сестер Марфы и Марии, где присутствовал Господь, а также воскрешенный накануне Лазарь. Вероятно, поводом к этому застолью как раз и послужило воскрешение любимого брата этих двух сестер. Здесь он заметил, что на Востоке традиция принимать пищу лежа, а не сидя – это атрибут праздничного застолья, в то время как на обычной трапезе, как правило, сидели (не берусь судить, однако принимать трапезу лежа – это также и греко-римская традиция, причем, греки и римляне ели сидя только на поминальных трапезах в честь усопших). При этом одна из сестер – Мария помазывает ноги Христа дорогим миром, что вызывает недовольство Иуды (здесь о.Сергий говорил по поводу того, что в те времена такое миро стоило целое состояние, не упомянув оговорку, которую сделал Евангелист. указавший истинную причину недовольства Иуды, возмущенного тем, что мимо его рук прошли столь большие деньги, ведь он, будучи зная толк в деньгах, оценил стоимость этого мира в сосуде). В Евангелиях существуют несколько похожих эпизодов, по поводу которых богословы спорят: в одном случае некая женщина возливает Христу миро на голову, по сути, совершая один из обрядов коронации царя, бывшего в ходу у иудеев, причем, дело происходит в доме некоего прокаженного, именем Симона. Здесь, как сказал о.Сергий, в греческом тексте присутствует диалог Христа с возмущенными учениками (в этом варианте не акцентируется внимание на личности ропщущих, хоть и рождается подозрение, что снова роптал Иуда, ведь именно в этом тексте пишется, что он сразу после этого побежал к иудейских начальникам – предлагать свои услуги, как предателя), где Господь не просто увещевает их, чтобы они не смущали женщину, но говорит, что возлив на Него миро, она приготовила Его к погребению, а с оставшимся миром они могут делать, что хотят. В другом варианте миром помазывала Христа некая грешница, нашедшая Егов доме тоже Симона, но фарисея. Здесь она уже просто помазывала Ему ноги, отирая их своими волосами. Но третий приводимый эпизод – особый, ведь он предшествует Входу Господню во Иерусалим (с другой стороны, в случае, когда некая женщина просто возливает Христу миро на голову, Иуда сейчас же бежит к иудеям)….. Подчас этому поведению Иуды подобно поведение многих. Когда строится храм, сразу же раздаются голоса в том же духе, дескать, зачем такая трата – можно было бы эти деньги потратить на социальные нужды. Однако если храм будет построен и в нем будет совершаться служба, будет проповедовать Слово Божие, то кто-то, услышав Слово, будет исправлять свою жизнь, а значит, меньше будет брошенных на произвол судьбы детей, сегодня оказывающихся в приютах, стариков, доживающих свой век в доме престарелых (которых туда сдали собственные дети). Меньше будет и абортов, то есть, убийств зачатых детей, ибо люди будут больше внимать заповеди Господней о любви….. Дальше Евангелист повествует о самом входе. В Евангелии от Луки повествуется о том, что Господь при этом плачет. оплакивая народ, который хоть и встречает Его с ликованием, однако видит в Нем не Спасителя от греха, а всего лишь «пророка», либо кандидата в земные властители, ибо именно так они и видели образ Христа – как земного владыку, который воцарится над Израилем и принесет их земле могущество, а все прочие народы этому царству бы служили. Пройдет несколько дней – и этот же народ будет требовать Его смерти. Увы, подобное этому бывает и в нашей жизни. Человек приходит в храм, молится, но стоит выйти из храма, как он возвращается к тому злу, которому предавался всегда, уподобляясь распинателям Христа. И ныне, увы, довольно много народа пришло в храм не для молитвы, а чтобы освятить вербы, рассматривая их, как некую традицию, как некий оберег, который можно поставить дома, «чтобы все было хорошо». Точно также Сырная седмица, когда православные христиане готовятся к Великому посту, большинством воспринимается, как время разгула, игрищ, поедания блинов, да разных забав, вроде сжигания чучела, родом из языческой старины. Часто за горами языческих суеверий сам Бог забывается. Не предательство ли это Христа? Приходящие же в эти дни в храм, в лучшем случае, просят для себя что-нибудь, а не получив – ропщут. Но зачастую мы просим себе вредное, а потому впору нам благодарить Бога за то, что Он не исполняет все, что мы захотим. Подобает же благодарить Бога за то, что Он дает нам лишь то, что нам полезно…. Итак, в этот праздник нам стоило бы обратить внимание на то, чем мы воздаем Богу за все благодеяния Его и не уподобляться тем, кто сегодня кричит «Осанна», а завтра будет требовать крови….

После этого он напомнил всем расписание служб….. И вот, завершился праздник сей. Поцеловав Крест, мы расходимся по домам….


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!