Тропарь Тихону, патриарху Московскому и всея Руси



В годину тяжкую Богом избранный /в совершённой святости и любви Бога прославил еси, /во смирении величие, в простоте и кротости силу Божию являя, /положил душу за Церковь, за люди своя, /исповёдниче патриарше святе Тихоне, /моли Христа Бога, /Емуже сораспялся еси, /и ныне спасти землю Русскую и паству Твою.

Тропарь Прославление

Апостольских преданий ревнителя /и Христовы Церкве пастыря добраго, /душу свою за овцы положившаго, /жребием Божиим избранного /Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим /и к нему с верою и упованием возопиим: /предстательством святительским ко Господу /Церковь Русскую в тишине соблюди, /расточенная чада ея во едино стадо собери, /отступившия от правыя веры к покаянию обрати, /страну нашу от междоусобныя брани сохрани /и мир Божий людем испроси.

Преподобный Савва Новый

Православие.Ru, 6 апреля 2012 г. http://www.pravoslavie.ru/put/52746.htm

Память 25 марта/07 апреля

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

Светоч на небосводе Церкви, святой Савва родился в 1862 году в Восточной Фракии (ныне – Европейская часть территории Турции) и происходил из бедной семьи. Постоянное чтение житий святых с самого детства воспламенило его сердце желанием монашеской жизни. Однако родители, видя будущее сына совсем иным, заставили его прервать обучение в 12 лет и хотели сделать сына мелким лавочником. Несмотря на угрозы матери, которая говорила: «Если ты станешь монахом, я умру», он бежал из дома и, как олень, стремящийся к источнику (ср.: Пс. 41: 2), пришел в скит святой Анны на горе Афон.

Преподобный Савва Новый

Новоначальный инок явил самоотречение и полное послушание. Но однажды товарищи подговорили его попробовать гороха без благословения духовного отца. Когда он сделал это, перед ним предстал бес и сказал, ликуя: «Я тебя прельстил!»

12 лет спустя (1887) Савва отправился паломником в Святую Землю и, поклонившись святым местам, принял постриг в монастыре святого Георгия Хозевита в 1890 году. Вернувшись в скит святой Анны, он совершенствовался в писании икон, а затем был рукоположен в священника и в течение года служил при Патриаршей школе в Иерусалиме.

В 1907 году святой Савва перебрался в скит Хузивского монастыря и удалился в одну из его пещер, чтобы предаться безмолвию. Единственными его занятиями были молитва и иконопись. Ел он зерна, размоченные в воде, не чаще одного раза в день и отпивал немного воды из источника. Опасаясь мусульман, которые грабили и разоряли земли, где жили христиане, он вынужден был вернуться в Грецию (1916).

Некоторое время подвижник провел на Патмосе, а затем вернулся на Афон.

Однажды он отправился в Афины купить там нечто необходимое для хозяйства и узнал, что митрополит Пентапольский Нектарий (память 9 / 22 ноября) разыскивает его. Он тотчас отправился на Эгину и оставался при Нектарии до его блаженной кончины. Общение с прославленным святым нашего времени, терпение Нектария во время испытаний, его смирение, отеческие советы и, наконец, сама его смерть, сопровождавшаяся чудесами, – все это завершило духовное развитие преподобного Саввы.

Еще несколько лет он провел на острове Эгина, в келье, расположенной неподалеку от монастыря, собирая подаяние для общины и преподавая иконопись и византийское пение монахиням. Однажды, после 40 дней полного уединения, преподобный Савва вышел из кельи, держа в руках первую икону святого Нектария, и очень уверенным тоном повелел игумену поместить ее в храме для поклонения.

Поскольку приток посетителей в монастырь Святой Троицы мешал безмолвию, которое преподобный Савва считал драгоценнейшим благом, он переселился в монастырь Всех святых на острове Калимнос (1926). Подвижник построил маленькую келью, расположенную чуть выше монастыря, в точности на том месте, которое предуказал основатель обители за несколько лет до того перед своей кончиной.

22 года святой Савва совершал богослужения, исповедовал монахинь и просвещал народ, особенное попечение имея о вдовах, сиротах и бедняках. Пищу его составляли несколько кусочков просфоры, которые он запивал небольшим количеством вина или розмариновым отваром. Когда наступал вечер, он, весь день трудившийся над писанием икон или принимавший исповедь, брал в руки железный лом и тесал им камни, чтобы, как он говорил, не даром есть свой хлеб. Святой Савва уделял сну не более двух часов в день, причем спал, сидя на дырявом стуле. Оставшееся время он целиком посвящал служению Богу и братиям во Христе. Во время Второй мировой войны он проводил целые ночи в молитвах, предстательствуя за народ, а когда над монастырем пролетали вражеские самолеты, осенял их крестным знамением.

Несмотря на то, что подвижник всему предпочитал безмолвие, он приходил всякий раз, когда бы его ни позвали, чтобы принести утешение людям во время испытаний и поделиться с ними пламенной любовью ко Христу. Он принимал исповедь часами, оплакивая грехи духовных детей и приводя их к радости спасения. Когда он молился, кругом распространялось неизреченное благоухание и наполняло церковь или келью. Его гробница и по сей день источает этот аромат.

Преподобный Савва, совершенно чуждый страсти к наживе, положил за правило не оставлять деньги на ночь под своим кровом и тотчас раздавал все, что получал за свои иконы или требы. Рабочим, которые трудились в его домике, он предложил самим брать плату за труды из ящика, куда он складывал все заработанные деньги.

Приблизившись к концу жизненного пути, святой Савва погрузился в состояние углубленного созерцания и покаяния.

Перед самой кончиной он уединился на три дня в келье. Выйдя из затвора, он дал последние наставления о любви ко Христу и соблюдении Его заповедей, а затем, внезапно укрепившись, всплеснул руками, воскликнув: «Господи, Господи, Господи, Господи!» Одна из присутствовавших при этом монахинь видела, как его душа вознеслась на небеса на золотом облаке при звуках райского пения (это случилось 25 марта 1948 г.).

Когда в 1957 году открыли могилу преподобного Саввы, вокруг нее распространилось чудесное благоухание, наполнившее все кругом, вплоть до окраин города. При этом в монастыре и всех церквях острова звонили в колокола. Тогда у его гроба произошли многочисленные чудеса и с тех пор не прекращались. Местные жители и паломники, приходящие в монастырь издалека за благословением святого, по сей день получают его благодатную помощь.

Простой, смиренный и скорый на послушание, подвижник и молитвенник, сравнимый с древними отцами, святой Савва являет собой образ настоящего монаха на все времена. В одной из своих немногочисленных записей он дал такое определение: «Монах – это тот, кто страждет и оплакивает собственные грехи, не замечая чужих, который не осуждает и не гневается, но сносит терпеливо, с радостью любую обиду и презрительное отношение, чтобы сподобиться близости к Богу, Небесному Судье и Отцу всех».

Прославление преподобного совершено Константинопольской Православной Церковью 19 февраля 1992 года. В месяцеслов Русской Православной Церкви имя преподобного Саввы Нового внесено по благословению патриарха Алексия II.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Тропарь, глас 4

Рожде́нием бы́в из Га́ны и Хо́ры,/ вели́кая похвало́ о́строва Кали́мноса,/ преблаже́нне Са́вво, о́тче на́ш,/ се́ бо, путе́м подви́жническим проше́д,/ вы́сшаго конца́ дости́гл еси́./ Те́мже моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе праздника в Свято-Успенском соборе, где службу совершал о.Сергий Лукин, чин литии – в сослужении о.Антония Новицкого, чин полиелея – в сослужении также и прочего духовенства храма. Ввиду того, что праздник этот пришелся на пятницу 6 седмицы Великого поста, когда вечерня совершается вместе с часами, а также положено служить Великое повечерие, служба праздника начинается не Великой вечерней, а повечерием. Начинается она, как служба Рождества Христова или Крещения Господня. В начале открываются Царские врата и зажигается весь свет. Диакон, выйдя на амвон, громко возглашает, как в начале литургии: «Благолови Владыко!». Звучит возглас, славословие Богу, на который отвечает хор (на службе, до окончания пения канона пели оба штатных хора собора, заканчивалась служба с одним боковым). Чтец начинает читать повечерие. Само Великое повечерие, как я уже писал, состоит из трех последований. Так, в первом последовании присутствуют 4, 6, 12, 24, 30 и 90, из которых 4 говорит об отходе ко сну, 6 – вопль покаяния и одновременно, вопль человека страждущего от болезни (так что строка «помилуй мя Боже, яко немощен есмь, исцели мя Господи, яко смятошася кости моя» читается, как стих при чтении канона на Таинстве соборования) и огорченного этим, дабы по смерти не угодить в ад. 12 – вопль человека, изможденного нападениями врагов (бесов, разумеется) и считающего, что Бог «оставил» его…. Писать о них можно бесконечно. В 24 и 30 присутствует и покаяние и просьба о защите, а 90 – это даже не молитва, а констатация факта – если ты идешь по пути Господню, исполняя заповеди Его, то тебя не одолеет никакое зло. На практике были прочитаны только 4 и 90 псалмы, после чего на солею вышли диакона о.Евгений Габов и о.Сергий (Пугач). Началось возглашение слов из книги пророка Исаии: «С нами Бог, разумейте языки покаряйтеся, яко с нами Бог[9]», которые красочно пропевает хор, после чего диаконы по очереди возглашают прилагающиеся к словам пророка стихи, а хор отвечает: «Яко с нами Бог». На практике возглашение стихов и ответ хора «Яко с нами Бог» проходили одновременно. Правда, читаемые в первом последовании тропари с прошениями о даровании мирной и спокойной ночи опущены не были. Но все это компенсировало торжественное пение тропаря праздника после Трисвятого, при этом открылись Царские врата и включился весь свет, выключенный на время, пока они были закрыты. Заканчивает первое последование молитва о даровании мирной и спокойной ночи (ведь повечерие предназначено для служения перед отходом ко сну). Во втором последовании читался только 50 псалом, предшествующий ему 101 псалом – также покаянный, был опущен. Опущена была и покаянная молитва Манассии, читаемая после псалмов…. и после них, по Трисвятом, также торжественно пелся кондак праздника. Третье последование, включает в себя 69 псалом – также содержащий вопль человека страждущего о врагов, но в отличие от 12 псалмопевец уже не сомневается в Боге и просит о защите, а также 142, вопль покаяния и вопль человека, павшего и одолеваемого врагом настолько, что впавшего в уныние, а также славословие[10], после которого повечерие прерывается и начинается чин литии. На практике третье последование было опущено вовсе, так что после молитвы по окончании второго последования, духовенство под красочное и торжественное пение литийной стихиры вышло в центр. Совершается лития, прочитываются и возглашаются соответствующие молитвы. Поются стихиры и завершается эта часть службы, подобно вечерне – пением песни святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей свет во откровение языком и славу людей Твоих, Израиля». Чтец (на практике это было диакон – о.Сергий (Пугач)…..) читает Трисвятое по «Отче наш», а хор поет тропарь праздника. На сей раз тропарь, помимо обоих хоров собора, пело и духовенство. Отец Сергий поизносит молитву благословения хлебов и далее бдение идет обычным образом – как и всегда, поется 33 псалом (хор у нас, в отличие, скажем, от Свято-Троицкого храма, поет его не весь, а лишь первую половину) и так далее.

Начало утрени уже ничем не напоминает о том, что это – будний день Великого поста. Лишь после «Бог Господь…» и троекратного пения тропаря праздника положено чтение не одной или двух, а трех кафизм, как на обычной великопостной утрени, лишь между первой и второй положена малая ектения. На практике, впрочем, читалась только одна, после которой начался полиелей. В отличие от других праздников, величание которых поет духовенство, здесь поется так называемый Архангельский глас: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», которое всегда поет хор (на сей раз пели не хоры – попеременно, но полностью верхний хор).

Евангелие на бдении (от Луки): 26В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.

30И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?

35Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 40и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, 42и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен

плод чрева Твоего!

43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.

45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,

48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50и милость Его в роды родов к боящимся Его; 51явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями се́рдца их; 52низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55ка́к говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

Завершается торжественный чин и начинается чтение канона, а все верующие подходят под помазание, завершившееся лишь почти под самый конец канона, целиком посвященного Благовещения, так что в каждой из песен канона как бы описывается диалог Архангела Гавриила и Девы Мариам. Верхний хор поет ирмос, а боковой – повторяет его, как катавасию, после чтения всей песни. После 3 песни к канону праздника добавляется канон Триоди, в котором прославляется шествие Христа в Иерусалим для принятия страданий, а также – воскрешение им Лазаря, которое м будем вспоминать в субботу. Перед 9 песнью диакон становится в центре, перед иконой праздника и воспевает: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу». После этого он кадит весь храма, а хор поет ирмос 9 песни: «Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Вместе они составляют задостойник[11] праздника. После этого хор повторяет воспетый диаконом стих перед чтением каждого тропаря канона. После чтения тропарей канона праздника читались и тропари канона Триоди, при этом хор пел: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!». После окончания чтения канона праздничный чин как бы прерывается и утреня заканчивается, как обычная рядовая, разве что с добавлением стихир после чтения хвалитных псалмов (148, 149 и 150). Но на сей раз и они были опущены, так что лишь пелись стихиры, а дальше служба и правда служилась, как обычная вседневная. Завершает утреню чтение молитвы прп. Ефрема Сирина. Великопостный чин и здесь выше праздничного, так что и столь великий праздник не упраздняет его. 1 час читался совершенно, как и всегда (с опущением 5 и 89 псалмов, которые раньше в таких случаях всегда неукоснительно читались), правда, завершившись той же молитвой преподобного Ефрема с тремя земными поклонами…. В конце о.Сергий поздравил всех с праздником, напомнив расписание служб на завтра. О возможном архиерейском служении в сам день праздника ничего не было сказано…..


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!