Таким образом, под деревом понимается духовно развивающийся ученик Христа.



Собрание учеников Христа формирует Церковь Христа, которая несет учение Христа всему миру. Учение Христа является движущей силой христианства (ученичества). Христианство же представляет собой действие Царствия Небесного (Божиего) на Земле. В связи с этим, под деревом можно так же понимать распространение учения Христа по всему миру.

В первом столетии учение Христа для многих людей было непривлекательным. Язычникам была непонятна природа самого Христа. Многие из них не могли понять, каким образом Бог может воплотиться в человеке, так как по их представлениям человеческая плоть и материя, представляет собой источник и носитель всевозможного зла. Иудеи также не могли поверить, что Иисус и есть тот самый, ими долгожданный Мессия, так как не могли поверить в то, что их Мессия - это не гениальный политик или военачальник, а проповедник, принесший учение, опровергающее устоявшуюся на протяжении многих лет фарисейскую философию. Он был предан мученической казни на кресте, которой подвергались только жестокие преступники. Человек, повешенный на дереве, либо распятый на деревянном кресте, подпадал под Божие проклятие (Втор.21:23; Гал.3:13), что окончательно отталкивало ортодоксальных фарисеев и саддукеев от Христа. Для них Иисус Христос был соблазном, «а для Еллинов (букв. «язычников» греч. εθνεσιν) - безумие» (1Кор.1:23).

На фоне привлекательных, красочных и помпезных языческих религий, учение Христа, являющееся движущей силой христианства, было мало привлекательным и практически незаметным, подобно горчичному зерну на фоне множества овощных семян. Однако, со временем, действие Царствия Божиего, проявленного в виде христианства, которое подобно укоренившемуся горчичному дереву, могущему перенести бушующие ветра, разрослось и продолжает разрастаться по всему миру (пуская большие ветви), вытесняя языческие религии, которые подобны маленьким овощным растениям, не - имеющим больших корней, и не выносящим сильные ветра и бури.

 Факт могучего распространения христианства, осуществляемого и по сей день, является следствием исполнения пророчеств Иисуса Христа, относительно повсеместного распространения Евангелия (Благой вести) Царствия Божиего по всему миру (Мф.24:14).

Под «птицами» понимаются народы, которые, принимая учение Христа, найдут прибежище в Церкви Христовой.

Иисус сравнивает действие Царствия Божиего, проявляемого в виде христианства с деревом не случайно, так как согласно ветхозаветным аллегориям дерево ассоциируется с царством, а птицы с народами (Дан.4:9; Иез.17:22-23; Иез.32:4).

Народы сравниваются с прилетающими птицами, укрывающимися и поселяющимися в ветвях горчичного дерева. Мнение относительно того, что под птицами понимаются именно народы, подтверждается буквальным переводом (ПП РЯ РБО 2001 г.)  греческого текста отрывка (Мф.13:32), где при описании действий совершаемых «птицами» используется греческое слово «ελθειν», которое в Синодальном переводе Библии переведено словом «прилетают», но которое также можно перевести и словом «придут». То есть народы придут в Церковь Христову.

Тем самым Иисус говорит о том, что Царство Небесное и Царство Божие доступно для всех народов, а не только для евреев (Ис.56:8; Ин.10:16).

Под «птицами» так же можно понимать мудрость Божью, духовное знание, поступающее в человека по средствам ангелов (Евр.1:14). Духовное знание сравнивается с птицами, так как мудрость сходит свыше, то есть с небес, а значит от Бога. Птицы являются жителями околоземного пространства, которое в Библии часто ассоциируется с небесами, то есть духовной реальностью, где пребывает престол Божий (Пс.102:19).   

Притча о горчичном семени раскрывает специфику и последовательность духовного роста человека, и распространение Царства Божиего и Царства Небесного на земле.

Несмотря на то, что учение Христа в период Его телесного пребывания на Земле было незначительным и мало заметным, в итоге оно повлияло на историю практически всех государств мира.

2005 г.

ПРИТЧА О СВЕЧЕ ПОД СОСУДОМ

 

   Притча о свече под сосудом представляет учение Христа о принципе ученичества, заключающемся в духовном свете, который Иисус сравнивает со светом от свечи. Эта притча содержится в трех синоптических Евангелиях: (Мф.5:15,16; Мк.4:21-25; Лк.8:16-18; Лк.11:33-36).

 

Мф.5:15 – «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом (модий), но на подсвечнике, и светит всем в доме»; Мк.4:21 - «И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд (модий) или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?»; Лк.8:16 – «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет»; Лк.11:33«Никто, зажегши свечу (уточненный перевод: «светильник»), не ставит ее в сокровенном месте (уточненный перевод: «в дальнем углу»; «в тайник»; современный перевод: «погреб»), ни под сосудом (модий, перевернутый кверху сосуд), но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет», - «под свечой» понимается Царство Божие, которое человек обретает в своем сердце (Лк.17:21). Свет этой «свечи» является буквальным проявлением ученичества, заключающимся в совершении реальных дел праведности. И именно этот свет позволяет полноценно понять сакральный смысл притч Иисуса Христа и всю духовную суть христианства.

   Очень часто ученики Христа сознательно не используют имеющийся в них свет, полагаясь больше на мирскую мудрость, словно ставят свечу под сосуд (покрывают сосудом).

 Сравнение христианской жизни со светом от свечи используется Иисусом не случайно, так как свет от свечи освящает всю комнату, при свете можно рассмотреть всё, что находится в комнате. Точно таким же образом, христианская жизнь предусматривает совершение добрых дел по вере, которые включают в себя и проповедование Божьего слова. Христианином может называться исключительно тот человек, который понимает всю важность проповедования, к которому он призван. Так как невозможно светить, не совершая добрые дела и не рассказывая людям про Христа и спасение. И наоборот нельзя рассказывать о Христе и при этом не подтверждать своё христианство конкретными добрыми делами. Тот и другой варианты христианства не угодны Богу и по своей сути христианством не являются. Ведь Царство Божье дано нам для того, чтобы мы, будучи чадами, то есть источниками света (Еф.5:8), светили всем тем людям, которые не имеют в себе тайны Царствия (Мк.4:11). Мы ни в коем случае не должны гасить в себе свет Царствия Божия. Причины, которые не позволяют нам полноценно светить миру, это наши грехи. Нераскаянное сердце не позволяет Божьему свету распространяться через нас по всему миру! Свет усиливается через покаяние.

Каждый из учеников Христа по отдельности является, словно свечей дающей свет Христов людям. В совокупности же, то есть, будучи Церковью Христовой, мы являемся, словно городом расположенном на горе (Мф.5:14) и излучающим свет в ночи (в миру не знающем Бога), который невозможно не заметить.

Под «светом свечи» понимаются наши мысли и побуждения, которые не могут быть сокрытыми от Бога, также как и свет от свечи, находящейся в комнате не может не освещать комнату. Бог видит все, знает все наши нужды. Только Он совершенным образом знает, что нам действительно полезно, а что нам вредит (Мф.6:8; Мф.6:32; Лк.12:30). Ведение Бога безгранично, Он знает все, что в человеке (Иер.17:10; Иер.17:20; Мф.9:4; Ин.2:25).

Если наши мысли и побуждения греховны, противоречат Божьим заповедям, мы не сможем быть настоящими учениками Христа, быть Его светильниками, излучающими свет миру.

 

Мф.5:16 – «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного», - истинное свечение основывается на полном доверии Богу и уверенности в том, что Он действительно восполнит все наши нужды (Мф.21:21,22; Мк.11:23,24), в том числе и все наши просьбы относительно великого поручения Христа о том, что нам необходимо стремиться распространять Евангелие по всему миру (Мф.28:19,20; Мк.16:15,16; Лк.24:47; Деян.1:8), так как в этом суть христианского служения в мире, и этим определяется наше дерзновение в ожидании Второго пришествия Христа (Мф.24:14), следствием которого является упразднение власти сатаны.

Если наша вера побеждает сомнения (Иак.1:6), Бог исполняет все, о чем мы Его просим, благословляя нас плодами праведности. Это происходит исключительно в том случае, если наше прошение действительно искренно и действительно во благо нам, будучи Богоугодным, а не направленным на удовлетворение наших греховных потребностей. Если наши желания и стремления неугодны Богу, Он их не благословляет (Иак.4:2,3). Если же угодны – благословляет нас обильно всем, участвуя во всех наших делах, позволяя нам приносить плоды веры и праведности (Ин.15:5), и, тем самым, Он прославляется (Ин.15:8).

Свет Божьей истины не сокрыт от нас, но мы не всегда способны видеть его, так как не всегда «бодрствуем» в своей вере и уповании на Бога. Наша задача стремиться постоянно «бодрствовать» и «трезвиться» в своей вере.

Бодрствование позволяет использовать мудрость Божью, которая есть свет Божий. Полное повиновение Богу, позволяет развивать способность правильно воспринимать слово Божье (Иак.1:22-25). В свою очередь, именно правильное понимание, восприятие Божьего слова позволяет ученикам Христовым быть светильниками Божьими, которые светят всему миру, прославляя Бога и приводя людей к Христу.

Мк.4:22 – «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу»; Лк.8:17 – «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы», - все тайны начали раскрываться после того, как Иисус воскрес (Мф.10:26,27; Лк.12:2,3).

Разоблачение всей дьявольской лжи, совершенным образом, осуществится в день суда Божьего (Пс.7:7-10; Дан.7:9,10; Мф.25:31-46; Рим.2:2; 2Фес.1:5; Откр.6:11-17).

Бог всем воздаст по их делам (Еккл.12:14; 1Кор.4:5; 2Кор.5:10);

   От Бога невозможно что-либо утаить.

Мк.4:23 - «Если кто имеет уши слышать, да слышит!» - Иисус часто использует подобное выражение, чтобы привлечь внимание к Своим словам, побуждая слушателей вникнуть в их смысл (Мф.11:15; Мф.13:9; Мф.13:43; Мк.4:9; Лк.8:8; Лк.14:35; Откр.3:6; Откр.3:13; Откр.3:22; Откр.13:9).

Мк.4:24 - «И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим», - проповедование Божьего спасения, заключающееся в возвещении тайн Царствия Божьего, напрямую зависит от каждого ученика Христа, каждый ученик очень много значит для Бога. И у Бога для каждого есть свой план, осуществление, которого возможно лишь при согласии человека действовать в полном соответствии с волей Бога.

«И сказал им: замечайте, что слышите», - современный перевод IBS следующий: «Будьте внимательны к тому, что вы слышите», - буквальный перевод (ПП РЯ РБО 2001 г.) греческого текста следующий: «И Он говорил им: Смотрите что слушаете».

«какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим», - современный перевод IBS следующий: «Какою мерою вы мерите, такой и вам будет отмерено, и даже прибавлено», - буквальный перевод (ПП РЯ РБО 2001 г.)  греческого текста следующий: «В которой мере мерите, будет отмерено вам и будет приложено вам».

Буквальный перевод (ПП РЯ РБО 2001 г.) греческого текста позволяет глубже понять смысл слов Христа относительно понятия «мера». Словами: «Смотрите что слушаете», - Иисус призывает нас вникнуть в смысл понятия «мера», под которым в данном случае понимаются критерии, лежащие в основе формирования мировоззрения человека. Человек оценивает мир и других людей, строя свое мировоззрение посредством различных категорий, которые зачастую являются крайне субъективными. Порой мы не понимаем, почему в нашей жизни бывают трудности, возникают различные проблемы и недоразумения, мы часто не можем понять других людей, не можем объективно оценивать их и свои поступки, не можем адекватно отреагировать на негативное поведение других людей. Происходит это из-за того, что наше мировоззрение и критерии оценки, и наши стандарты восприятия действительности, то есть «мера» которой мы «мерим», - являются крайне субъективными. И во многом абсолютно противоречивой мерой относительно «меры» Христа. Иисус неоднократно предупреждает нас, чтобы мы не оценивали мир и его сущность с позиции субъективного мирского мировоззрения (Мф.7:1,2) - «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить», более точный перевод греческого текста такой: «Не судите, чтобы не сделались судимы вы: в котором ведь суждении судите будите судимы, и в которой мере мерите будет отмерено вам». Очень часто мы осуждаем в другом человеке, то в чем сами же грешим. Иногда в другом человеке, будь-то брат или сестра во Христе, или человек из мира, мы замечаем все то греховное, что есть у нас самих. Мы начинаем осуждать ближнего своего, не понимая, что причина, побуждающая нас к осуждению, кроется в нас самих.

Однородность причины и объекта, вызывающего осуждение подтверждается буквальным переводом (ПП РЯ РБО 2001 г.) греческого текста отрывка (Мф.7:3-5): «3. Что же видишь щепку (греч. καρφος) которую в глазу брата твоего, которое же в твоем глазу бревно (греч. δοκον) не замечаешь? 4. Или как скажешь брату твоему: Пусти давай выну щепку (греч. καρφος) из глаза твоего, и вот бревно (греч. δοκος) в глазу твоем? 5. Лицемер, вынь сначала из глаза твоего бревно (греч. δοκον), и тогда разглядишь вынуть щепку (греч. καρφος) из глаза брата твоего». В греческом тексте употреблены слова: καρφος, δοκον и δοκος, переводимые: щепка и бревно, соответственно. На основании этого можно предположить, что речь идет об однородной бревну щепке (расширенный перевод «сучок» или древесная «соринка»), то есть как бы щепка от этого бревна, что в свою очередь дает основания предполагать, что речь идет об осуждении тех же самых грехов, которыми обладает осуждающий. Поэтому Иисус называет такого человека лицемером, так как обладание теми же грехами логически предполагает тоже самое осуждение. Так как для Бога нет разницы в количестве грехов, Ему не важно, сколько человек осуществил нарушений Его заповедей, и какие именно заповеди были нарушены (Иак.2:10). Человек будет осужден тем же судом, что судит сам, вместе с сатаной, который в данном случае является, словно корнем дерева, с которого выпилено бревно и соструганы щепки, засоряющие глаз (око) человека, который является «светильником тела» человека (Лк.11:34). Под «глазом» понимается совокупность приоритетов и стремлений души человека. Светлое, чистое око подразумевает под собой духовный взгляд (духовное видение) на мир, позволяющий нам осознать Божью волю относительно всех аспектов нашей жизни. Доверие Богу позволяет удалить из глаз «бревно», которое препятствует духовному видению. Иногда «бревно» является причиной желания получить чудесное свидетельство о Христе, воспринимаемое исключительно плотским зрением. 

Необходимым условием к обретению доверия Богу, которое позволит обрести желание и возможность увидеть божественное откровение путем духовного видения, то есть восприятие Божьей мудрости посредством применения «меры» Христа, является простота в смирении перед Богом. Которое проявляется в согласии с тем, что суть всего бытия принадлежит Богу. Это подтверждается буквальным переводом (ПП РЯ РБО 2001 г.) греческого текста отрывка Мф.6:22-23 – «22. Светильник тела есть глаз. Если итак будет глаз твой простой (греч. απλους), всё тело твоё светлое будет; 23. если же глаз твой злой будет, все тело твое темное будет. Если итак будет глаз твой свет который в тебе тьма есть, тьма сколь велика». Под «простотой» понимается чистота мыслей и направленности средоточий чувств. Именно простота позволяет получать мудрость, совершенным образом в Боге (Пс.18:8; Пс.118:130; Притч.1:4). Именно к простоте (буквально с греч. к чистоте) восприятия Божьей мудрости призывает нас Христос (Мф.10:16).

Под злым и темным оком (Лк.11:34) понимается лояльное отношение человека к влиянию сатаны на духовное видение этого человека. 

Соблюдение со стороны человека необходимых условий для обретения духовного видения, к которым относится простота, к восприятию Божьих слов, является необходимым, и подтверждается обещанием Бога хранить человека, соблюдающего эти условия как зеницу ока Своего (Втор.32:10; Пс.16:8), тем самым, образуется единство с Богом, и поэтому любое давление со стороны мира на ученика Христа, является противодействием воли самого Бога (Зах.2:8), как бы прикосновение к зенице Его ока, то есть попытка враждовать с Ним. Под «зеницей ока» понимается источник премудрости Божией. Никто и ничто не может нанести Богу поражение, никто не может приблизиться к мудрости Божией с неугодными Богу стремлениями. Бог не может быть даже поругаем (Гал.6:7). Поэтому поскольку Бог в каждом из учеников Христа (Ин.17:21-23), любые попытки сатаны лишить нас спасения нанося нам различные удары всевозможными способами, в том числе и через людей незнающих Бога, обратятся в неудачу (Рим.12:20) – «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья». Под «горящими угольями» понимается наказание наших врагов, которое осуществится непосредственно от Бога; если наши враги не покаются, после того как мы, простив и возлюбив их любовью, которой Христос нас возлюбил (Еф.5:2), совершим по отношению к ним добрые дела, которые ожидает от нас Бог (Лк.6:31-38), в ответ на причиняемое нам зло. Только так поступая, мы сможем быть уверены, что мы «мерим мерою» Христа и посему Бог, который есть любовь, пребывает в нас (1Ин.4:16,17).

Примером стремления к обретению духовного видения, посредствам очищения и просветления «глаз» - (преобразование совокупности приоритетов и стремлений души человека, т.е. устремление к Божьей мудрости), осуществляемое в простоте, то есть только с чистыми Богоугодными мыслями, является отрывок Плач.2:18 – «Сердце их вопиет к Господу. Стена дщери Сиона! лей ручьем слезы день и ночь, не давай себе покоя, не спускай зениц очей твоих». Аллегорический духовный смысл этого отрывка заключается в следующем: «Сердце их вопиет к Господу», -  «под сердцем» понимается средоточие чувств. То, что сердце вопиет к Господу, говорит о том, что средоточие чувств, всецело направленно к Господу Богу; «стена дщери Сиона», - в новозаветном смысле можно понимать как Церковь Христа. Под призывом: «лей ручьем слезы день и ночь, не давай себе покоя», - понимается призыв к усиленному покаянию, сопровождаемому плачем. Под «днем и ночью» понимается покаяние, которое настолько охватывает человека, что он не обращает никакого внимания на течение времени, другими словами в его покаянии, его ничто не отвлекает. Слова «не давай себе покоя», - являются призывом к бодрствованию в вере и, соответственно, в стремлении к покаянию. Призыв: «не спускай зениц очей твоих», - буквально переводится: «не спускай дочь твоих очей», - под «зеницами дочери Сиона» понимается Божья мудрость, пребывающая в каждом верующем (в новозаветном понимании – в ученике Христа в частности, и во всей Церкви Христа в целом) в виде «тайн царствия» (Мф.13:11; Мк.4:11; Лк.8:10). Этот призыв также связан с призывом «лей ручьем слезы», который можно понимать как призыв к печали по поводу обилия, совершенных грехов, то есть «печаль ради Бога» (2Кор.7:10), направленная на восстановление близких отношений с Богом. Такая печаль, проявляется в стремлении к активному очищению глаз, то есть изменению направленности совокупности приоритетов и стремлений души человека, к Богу, что приводит к возможности «мерить мерою» Христа, то есть судить обо всём, что происходит в мире духовно, с позиции ума Христова, которым обладают ученики Христа (1Кор.2:15,16). 

Использование «меры» Христа позволяет совершать Богоугодные дела праведности во Христе, которые позволят нам «светить» таким образом, чтобы видеть что конкретно от нас требуется сделать в той или иной ситуации, чтобы помочь людям в том, чтобы они могли очистить свои глаза, ((Лк.6:42) - «увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего»), дабы правильно воспринять, увиденные ими дела праведности нами совершаемые (Мф.5:16).

Под «мерой» так же понимается мера доверия Богу. В какой мере мы поверим, в такой и осуществим по воле Бога задуманное, в такой же мере во много раз духовно обогатимся безмерным благословением.

Лк.11:34 – «Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло (совр. перевод: «пронизано светом»); а если оно будет худо, то и тело твое будет темно», - чистое око (глаз) позволяет человеку совершенствоваться духовно вникая в мудрость Божию и практикуя её в своей повседневной жизни во плоти и тем самым «обуздывать» тело (Иак.3:2), которое принадлежит Богу и освящается Духом Святым (1Кор.6:19,20). Тогда как темное око направленно против Бога, делая человека грешником в глазах Бога. В связи с этим ни духовного совершенствования, ни обуздания тела в таком человеке не происходит, он духовно слеп.  

Лк.11:35 - «Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» - под светом понимается Бог, который пребывает в ученике Христа (1Ин.4:12) - «… Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас». Если свет, который в нас не является истинным светом, а является подделкой под мудрость Божию, преподносящаяся нам сатаной, который имеет возможность обманывать людей, выдавая самого себя за Ангела Божьего (2Кор.11:14), мы не можем претендовать на спасение и благословение Божие. Дабы не быть обманутым сатаной, ученику Христа необходимо постоянно бодрствовать в вере, испытывая духов (1Ин.4:1), под которыми понимается информация исходящая либо от Бога, либо от сатаны, которая выражается в соответствующих мыслях человека. Задача ученика Христа непрерывно исследовать самого себя (2Кор.13:5) на предмет соответствия требованиям Бога, которое заключается в постоянном анализе своих мыслей, осуществляемое путем вникания в самого себя и в слово Божие (1Тим.4:16). И, таким образом, ученик Христа должен сопоставлять свою жизнь и убеждения с тем, чему учит Бог (Еф.5:10). Если человек осознанно с упорством отвергает мудрость Божиих слов, он не может быть учеником Христа и соответственно не имеет спасения (1Ин.4:6).

 Лк.11:36 - «Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием», - тело становится светлым в присутствии Духа Святого (1Кор.6:19). Неполноценное принятие и исполнение слова Божьего бессмысленно и бесполезно, так как при избирательном подходе к применению Божьих заповедей нарушается принцип «света и тьмы». Поскольку нарушение учеником Христа хотя бы одной заповеди Бога, то есть наличие в нём хотя бы одной «тёмной части» приводит к упразднению всех, исполняемых им заповедей (Иак.2:10), что приводит к злодеянию со стороны человека и соответственно, к разделению ученика Христа с Богом (Ис.59:2; Мих.3:4).

Исходя из этого очевидно, что в отличие от физической реальности, в духовном мире не существует полумрака, то есть чего-то среднего между светом и тьмой. Другими словами, в духовном смысле человек может быть либо на свету, либо во тьме. До обретения спасения, человек находился во тьме, будучи как бы отражением, ослеплявшей его тьмы (1Ин.2:11) и мучился впотьмах (Втор.28:29; Еккл.5:16). «Как слепой ощупью ходит впотьмах», - означает живет без Бога; «ел впотьмах», - означает употребление пищи и проведение жизни без благословения Божиего, ввиду отсутствия духовной пищи (1Кор.10:4), что и является самой тьмой (Еф.5:8). Обретая спасение, человек одновременно выходит на свет, исходящий от Бога (1Пет.2:9-10), в котором нет ничего темного. Так как сам Бог является источником этого света и, соответственно, самим светом (1Ин.1:5), Которого не объяла тьма (Ин.1:5). Если человек принимает и соблюдает все заповеди Божьи, которые являются светильником для него (Притч.6:23), в нем пребывает Бог (1Ин.3:24), Который «как бы светильник» (Лк.11:36), - освещает человека «сиянием», Которым является сам Христос (Евр.1:3, здесь слово «сияние» буквально означает «излучение») и Его слава (Иез.10:4), и поэтому сам человек становится светом (Еф.5:8).

Перевод (ПП РЯ РБО 2001 г.) греческого текста Лк.11:36 следующий: «Если итак тело твое всё светлое, не имеющее часть какую-то мрачную (σκοτεινον), будет светлое всё как когда светильник сверканием (αστραπη) будет освещать тебя», - все неугодное Богу называется мрачным и является прерогативой сатаны, царство которого будет мрачно (Откр.16:10). Человек, не желающий примериться с Богом хранит в своей душе все мрачное (Иов.20:26), принадлежа сатане, и соответственно, вместе с сатаной он будет лишен власти действовать по своему усмотрению, путем действия второй смерти (Откр.20:13-15). Под «сверкающим светильником» можно понимать также ассоциирующееся со сверкающим мечом (Втор.32:41) и копьем (Авв.3:11), - слово Божье, проникающее в человека (Евр.4:12), и исходящее из уст Божьих (Откр.1:16). 

Утверждение: «сверканием будет освещать тебя», - говорит о том, что человек будет с Богом постоянно, Который Своим словом будет вести человека по Своему истинному пути. Но только если убеждения и стремления человека будут соответствовать воли Бога, так как слово Божье невозможно «приручить», то есть человек не может использовать силу и мудрость слова Божьего в полной мере, в неугодных Богу целях. Это свойство слова Божьего определяется как обоюдоострый, то есть острый с обеих сторон меч (Евр.4:12; Откр.1:16). Такой меч невозможно взять и использовать как вздумается, так как у него нет рукоятки. Пользоваться им можно исключительно по воли Бога, покорившись полностью Ему, что подтверждается отрывком (Пс.149:6) - «Да будут  славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их», - где под «славословием Богу в устах» понимается не ложное, лицемерное почитание Бога (Мф.15:8), а словесное проявление устремления доброго сердца к Богу, так как от сердца говорят уста (Мф.12:34). Под «обоюдоострым мечом» понимается не только буквальный меч, но и слово Божье, используя которое, верный Богу человек побеждает неверных Богу, путем обличения их во лжи. Только искреннее стремление к Богу и к соблюдению Его заповедей позволяет человеку пользоваться Божьим словом как обоюдоострым мечом в назидание себя и других людей.    

 Ученик Христа, будучи «светом», должен стремиться светить всему миру, наставляя назидательными поучениями людей, путь которых ведет в погибель (Мф.7:13; Флп.3:19), на единственный, истинный, ведущий в жизнь вечную путь (Притч.6:23), которым является Иисус Христос (Ин.14:6). Нам необходимо осознать, что именно мы являемся теми светильниками, которые действительно могут светить спотыкающимся людям (Притч.4:18,19), идущим пространным путём (Мф.7:13).

 

 Мк.4:25 - «Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет»; Лк.8:18 – «Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь (букв. думает, что имеет или полагает иметь)», -

    Иисус предупреждает о возложенной на нас ответственности за то, чем мы обладаем, что доверено нам Богом, в том числе и мудрость Божья, и всевозможные духовные знания, которые мы обрели и обретаем в течение своей жизни с Богом, и сами «тайны Царствия», данные нам после рождения свыше (Мф.13:11). Тайны Царствия будут утеряны нами, если мы не воспользуемся тем, что мы имеем (Мф.13:12; Мф.25:29; Лк.19:26). Ученик Христа, обладающий «тайнами Царствия», но не пользующийся ими и не стремящийся пользоваться, назван не имеющим - «кто не имеет». Такой ученик потеряет все, что имеет, то есть настанет время, когда у него отнимется возможность воспользоваться «тайнами Царствия», которыми он по своей инициативе не воспользовался в течение отведенного ему времени  - «у того отнимется и то, что имеет»; «что он думает иметь (букв. думает, что имеет)», его надежды на тот скудный духовный опыт, которым он обладает не оправдаются, так как у него все будет отобрано - «у того отнимется и то, что он думает иметь (полагает иметь)».

Современный перевод IBS следующий: «Итак, будьте внимательны к тому, как вы слушаете, потому что тому, у кого что-то есть, будет ещё прибавлено, а у кого ничего нет, будет отнято даже то, что, как ему кажется, у него есть».

Пассивное христианство, которое не предусматривает усилий со стороны христианина в проповедовании слова Божьего и благочестивой жизни, - неугодно Богу и, соответственно, является не эффективным, более того, деструктивным и, во всех отношениях, губительным.

Пренебрежение духовными дарами приводит к потере спасения!

   Итак, давайте всегда стремиться жить по воле Бога!

2005 г.

ПРИТЧА О СОКРЫТОМ СОКРОВИЩЕ

       

Притча о скрытом сокровище содержится только в Евангелии от Матфея (Мф.13:44). Эта маленькая притча Христа имеет разносторонний и очень глубокий смысл.

Мф.13:44 – «Еще: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то», - буквальный перевод (ПП РЯ РБО 2001 г.)  греческого текста следующий: «Подобно есть Царство небес сокровищу спрятанному в поле, которое нашедший человек спрятал, и от радости его идет и продает всё сколькое имеет и покупает поле то».

Притча о скрытом сокровище представляет собой сублимацию библейского учения о Царстве Небесном. То есть учения о воли Бога на земле (Лк.11:2), проявляющегося в Его властвовании на земле так же как и на небе.

Эту важную истину Иисус объяснил на понятном для жителей Палестины примере – поиск потерянного сокровища.

Эта притча имеет двойной смысл. 

Первый смысл притчи

 Издревле на территории Ближнего востока по разным причинам периодически велись боевые действия. Для того, чтобы уберечь от врага свое имущество люди, как правило, пытались обменять его на драгоценности. Если это им удавалось, они закапывали драгоценности в землю. В случае гибели хозяина сокровища, место, где оно было закопано, никому не было известно, если, конечно, хозяин до своей гибели не успевал кому-либо рассказать о его местонахождении.

Поэтому поиск сокровища всегда был популярным занятием, вызывающим огромный интерес у многих людей. О нем упоминается и в самой Библии - (Иов.3:21; Притч.2:4).

Сравнение Царства Небесного со скрытым сокровищем позволяет доступно объяснить Божью истину о Царстве Небесном, простым жителям Палестины времен первого столетия.

В притче говорится о человеке, нашедшем сокровище на поле. По всей видимости, этот человек был вольнонаемным работником, нанятым хозяином поля для ведения на нем сельскохозяйственных работ. Возделывая поле, работник случайно нашел сокровище. По закону Палестины все, что найдено на поле принадлежит хозяину поля, работник решил спрятать это сокровище, чтобы оно не досталось хозяину поля. Затем он решил продать все свое имущество, выкупить поле и заполучить сокровище.

Прежде чем принять такое ответственное решение работник должен был оценить всю ценность этого сокровища. По-видимому, сокровище было во много раз ценнее его собственного имущества.

Под «сокровищем» понимается Царство Небесное, а нашедший и желающий выкупить его человек символизирует людей, услышавших Благую весть и желающих принять в свое сердце Бога, обрести Царство Божие, и войти в Царство Небесное и, таким образом, спастись.

Каждый человек в нашем мире стремится и ищет счастье. Многие люди считают, что они счастливы и их жизнь вполне удалась, но истинные абсолюты счастья для любого человека в мире заключаются в Божьем благословении и Его безмерной благодати. И поистине счастлив только тот, кто нашел истину - принял Бога в свою жизнь, сделав Иисуса Христа Господином своей жизни.  

«Поле» символизирует, во-первых: человеческий мир, в котором находится Царство Небесное (сокровище); во-вторых: жизнь человека, которая преобразуется, в том случае, если человек находит сокровище – Царство Небесное. Вход в Царство Небесное находят далеко не все люди, так как путь в Царство Небесное узок (Мф.7:14). Войти в него может только тот человек, который осознал всю пагубность своих греховных убеждений и решил от них отказаться (Флп.3:7-8), то есть покаяться, на что не все могут решиться. Не способный отказаться от своей греховной жизни человек идет «пространным путем» и входит «широкими вратами» в погибель (Мф.7:13).

Человек, желающий покаяться в своих грехах, подобен человеку, нашедшему сокровище и решившему продать, все свое имущество - (Мф.13:44) «…идет продает всё, что имеет,…». Он как бы продает себя Богу, отдавая Богу все свои грехи (1Пет.2:24) и заботы (1Пет.5:7), для того чтобы купить поле - (Мф.13:44) «…и покупает поле то», - то есть войти в Царство Небесное. И тем самым «купить» - обрести благословение Бога, которое в Библии сравнивается с золотом, очищенным огнем (Откр.3:18). Смысл этого понятия идентичен смыслу отрывка (Ис.55:1), в котором говорится о приобретении вина и молока не за материальные ценности, то есть не за серебро или какую-либо плату. В данном случае, под вином понимается благословение Бога (Притч.3:10; Ос.2:8). Вино также является символом обновления Завета между Богом и людьми, то есть установлением Нового Завета, что было засвидетельствовано Иисусом Христом, через превращение Им воды, применяемой для ритуального очищения, в хорошее вино (Ин.2:6-10; Ин.4:46). В вино, ставшее символом очищающей от всех грехов крови Христа и, соответственно, Нового Завета (Мф.26:28; Мк.14:24).

Под «молоком» понимается духовное и физическое богатство (Чис.16:14), всевозможное изобилие и духовное довольство абсолютно всем (2Кор.6:10; 1Кор.1:5), данное человеку по милости и благодати Божьей (Иоил.3.18). «Молоко» так же символизирует благовестие основ христианской веры (1Пет.2:2), необходимое для утверждения человека принявшего Христа на богоугодном, жизненном пути.

Это молоко и вино Бог предлагает приобрести не за материальные ценности. Бог хочет, чтобы мы отдали Ему всю свою жизнь, чтобы наши мысли были ориентированны только на угодные Ему дела, чтобы мы принадлежали только Ему (Мк.9:41; Гал.2:20; Гал.3:29), если человек не принадлежит Богу, он проживет жизнь напрасно (Лк.9:25).

Итак, поле, на котором скрыто сокровище, символизирует новую, богоугодную жизнь. Полную различного рода духовного и физического благословенного Богом богатства, которое любой человек может приобрести даром, то есть в обмен на отказ от своей греховной жизни.

Царство Небесное, подобное скрытому на поле сокровищу, сокрыто от тех, кто не достоин, чтобы в него войти – «… подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле…».

Войти в Царство Небесное сможет только тот, кого избрал Бог (Ин.15:16).

Мф.13:44 - «…которое найдя, человек утаил,…», - понимая всю ценность приобретаемого сокровища (Царства Небесного), человек не должен стремится к тому, чтобы рассказать о нем тем людям, которые, на его взгляд, помешают ему обрести это сокровище, он не должен «бросать «жемчуг» перед свиньями» (Мф.7:6), где под жемчугом понимаются тайны Царства Небесного и Божьего (Мф.13:11; Мф.13:45,46; Лк.8:10), а под «свиньями», - неверные Богу люди, активно Ему противящиеся. Процесс, принятия человеком Бога в свое сердце, основан на индивидуальных отношениях Бога и человека. Он не должен и не может быть основан на мнениях тех людей, которые противятся Богу. Так как посредником между Богом и человеком является Сам Бог в Лице Бога Сына – Иисуса Христа (1Тим.2:5).   

Противящиеся Богу люди, не имея в себе ума Христова (1Кор.2:16), обладающие лишь плотским умом (Кол.2:18) могут помешать принять Бога тому, кто решился на этот очень ответственный и мудрый шаг. 

Мф.13:44 - «…и от радости…», - осознание того, что Царство Небесное невероятно ценно, вызывает у человека неимоверную радость (Пс.69:5).

 

Второй смысл притчи

Под «человеком» понимается Сам Бог в лице Иисуса Христа, Который избрал для Себя людей от начала мира (2Фес.2:13). Избранных людей символизирует сокровище, спрятанное на поле. Поле символизирует весь человеческий мир, в котором находятся и неизбранные люди.

Избранные люди названы сокровищем, так как они имеют большую ценность в глазах Бога. Бог очень рад, когда хотя бы один человек кается и принимает Его (Лк.15:7).

Именно поэтому, Бог в лице Иисуса Христа как бы продает все, что имеет для того, чтобы приобрести всех избранных людей (сокровище). Все, что имеет Иисус - это абсолютная власть, как на небе, так и на земле, как в видимом, так и в невидимом мире.

Ради избранных людей Он воплотился на земле в человеческом теле, принял крестную смерть и сделался жертвою за грехи людей, пролив Свою Кровь за них (Откр.5:9), то есть Он, как бы «продал» все Свои привилегии ради сокровища (избранных) (Флп.2:6-8; Кол.1:12-22; Гал.1:4).

Совершив искупление, Иисус позволил избранным людям войти в Царство Небесное (2Пет.1:11). Он постоянно оберегает Свой народ, как бы утаивает от сатаны, не позволяя сатане (лукавому) «прикасаться» к человеку (1Ин.5:18), и, таким образом, Бог избавляет от всего лукавого и негативного.

Итак, мы должны всегда помнить и быть бесконечно благодарными Иисусу за то, что Он сделал для нас, и за то, что Он позволил нам найти великое и бесценное сокровище.

                                                                                   

 

 

 2005 г .

ПРИТЧА О НЕВОДЕ

 

Притча о неводе содержится только в Евангелии от Матфея (Мф.13:47-50) и является седьмой по счету, завершающей цикл притч о Царстве Небесном, произнесенных Иисусом Христом на берегу Галилейского моря (Мф.13:1).

Мф.13:47 - «47. Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода», - буквальный перевод (ПП РЯ РБО 2001 г.)  греческого текста следующий: «47. Опять подобно есть Царство небес сети брошенной в море и из всякого рода собравшей».

Современный перевод IBS следующий: «Еще Небесное Царство подобно сети, опущенной в озеро, в которую попало много разной рыбы».

Словами: «Еще подобно…» и «Опять подобно…», - Иисус подчеркивает смысловое единство притчи о неводе с остальными шестью Своими притчами о Царстве Небесном. Все семь притч в целом раскрывают сущность и природу Царства Небесного, каждая притча в отдельности освещает определенные аспекты Царства Небесного.

     Сравнивая Царство Небесное с неводом, Иисус объясняет принцип, по которому люди входят в Царство Небесное и становятся членами Церкви Христовой.

Невод (греч. σαγηνη) буквально – «большая рыболовная сеть», символизирующая Церковь Христову, которую Христос наделил полномочиями благовествовать спасение (Мф.28:19). Именно для этого Он оставил Церковь Свою на земле, то есть закинул (бросил) её в море (греч. θαλασσαν допустимый перевод – «озеро»), символизирующее мир (Откр.20:13), в котором есть неспасенные – духовно мертвые люди (Мф.8:22; Лк.9:60). Под «морем» или «озером» в Библии часто понимается некая, созданная Богом пространственно-временная реальность. Этой реальностью является четырехмерный мир, в котором обитают люди. Место, приготовленное Богом сатане (диаволу, зверю, лжепророку) и неизбранным людям, в Библии названо озером (греч. λιμνην) огненным (Откр.19:20; Откр.20:10,14,15).  Понятие «озеро огненное» определяет реальность, находясь в которой невозможно иметь общение с Богом. Поскольку человеческий мир символически определяется, как и реальность, уготованная сатане (море или озеро). Можно сделать вывод, что эти понятия подчеркивают то, что человеческий мир находится во власти греха, который вошел в этот мир через грехопадение Адама (Рим.5:12-14). Что указывает на то, что человеческий мир (море, озеро) наполнен различными учениями (водами), идущими в разрез с Божьей мудростью. Приверженцы таких учений названы нечестивыми и сами олицетворяются с этими учениями (водами) (Ис.57:20). А горящее огнем и серою озеро огненное (Откр.21:8) представляет собой место возмездия за приверженность и распространение деструктивных богопротивных учений. Это возмездие символизируется огнем и серою, которые «выжигают» богопротивные учения. Этим сравнением символически определяется упразднение Богом, имеющейся у сатаны власти.

Греческое слово «θαλασσαν», переводимое на русский язык как слово «море» или «озеро», - определяет территориально большой водоем, а греческое слово «λιμνην», переведенное на русский язык как слово «озеро», - определяет небольшой водоем. Таким образом, человеческий мир (море, озеро) во много раз превышает размер огненного озера (озера). Символическое различие в размерах человеческого мира (моря, озера) и реальности, предназначенной для возмездия (озера огненного), обусловлено тем, что количество избранных Богом людей, именуемых детьми Авраама (Рим.4:16; Гал.3:7; Гал.3:29), составляет огромное количество, соразмерное количеству песчинок морского песка и количеству звезд на небе (Быт.22:17). То есть количество избранных очень велико и сосчитать его очень трудно. Никто кроме Бога не знает точное число избранных людей (Откр.7:9). Этим Бог дает понять, что в новой реальности (в новом Иерусалиме (Откр.21:2)), уготованной спасенным людям, всем хватит места (Ин.14:2). Поэтому и саму Церковь Христову, предназначенную для того, чтобы призывать людей к Богу, Бог увеличил и продолжает увеличивать, что подтверждается сравнением Церкви с большой рыболовной сетью - неводом.     

 Сделанное Иисусом Христом сравнение Царства Небесного с озером обусловлено тем, что часть Его первых учеников, а именно: Симон Петр (сын Ионин) (Мф.4:18), Иаков (сын Зеведея) и Иоанн (сын Зеведея, брат Иакова) (Мф.4:21), Андрей (брат Петра) (Мф.4:18) и Филипп (Ин.1:44) - были рыбаками. Они были первыми учениками Христа и, в последствии, они вошли в состав высших Его Апостолов (Мф.10:2,3). Все Апостолы, были наделены Иисусом Христом, полномочиями принимать решения по всевозможным церковным вопросам относительно учения Христа (Мф.16:18,19; Мф.18:18). Поэтому, в Церкви у них была власть отличная от других христиан (2Кор.10:8; 2Кор.13:10). Откровения, данные Богом Апостолам, легли в основу Церкви (Еф.2:20-22; Откр.21:14) и сформировали её полноценное учение (1Фес.2:3; Еф.3:2-5; 2Пет.3:2; Деян.2:42; Деян.16:4). Таким образом, Апостолы, в том числе, Апостолы-рыбаки являются утвержденным на Христе, основанием Церкви (Еф.2:20-22). Используя, в качестве примера, профессию пяти Апостолов, ловивших рыбу в Галилейском море (оно же Тивериадское море и Геннисаретское озеро) (Мф.4:18; Ин.21:1; Лк.5:1), Иисус на протяжении всего Своего времени, проведенного с учениками на земле в человеческом теле объяснил принцип деятельности Церкви в человеческом мире. Иисус, призывая Петра и Андрея, обещает сделать из них «ловцов человеков» (Мф.4:19). Предлагая это, Иисус дает им возможность стать основанием Его Церкви, что подтверждается, сделанным Иисусом, прежде чудом (Лк.5:1-9). Повелевая Симону (Петру) закинуть сети на глубину моря (Лк.5:4), Иисус символически показывает, что Петр и его товарищи, будут Апостолами Церкви, через которых Бог распространит благую весть по всему миру. На это указывает повеление Христа – «сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова», - (Лк.5:4), где под словами: «отплыви на глубину», - символически понимается призыв Христа, сделанный Им в конце Его земного служения: «…идите по всему миру…» (Мк.16:15). Под словами: «…и закиньте сети свои для лова», - символически понимается призыв Христа: «…и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15), «…научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19). Только таким образом слово Божье распространится по земле, чтобы люди смогли познать славу Господа (Авв.2:14). Послушавшись Иисуса, Петр закидывает сеть (Лк.5:5), и в этот момент ему открывается, совершенное Иисусом чудо – сети чрезмерно наполняются рыбой (Лк.5:6). Обилие этой рыбы символизирует «великое множество» людей, уверовавших в Бога через слова Апостолов (Деян.14:1; Деян.17:4). Количество уверовавших людей по всему миру продолжает расти и, в конечном итоге, оно достигнет невероятно больших пределов (Откр.7:9).

 Во время Своего земного служения Иисус совершает это чудо дважды – в начале Своей деятельности и в конце. Совершая это чудо в конце Своего земного пути, Иисус подтверждает призвание Своих учеников на апостольское служение (Ин.21:6). Повелением ученикам: «…закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймайте», а именно словами: «по правую сторону», - Иисус символически дает понять, что Он будет с ними (Мф.28:20). Так как Иисус един с Отцом (Ин.10:30), восседая одесную (по правую руку) Отца (Мк.16:19). Так и ученики едины с Христом (Ин.14:20), действуют в этом мире «по правую сторону» (Ин.21:6), то есть совершают дела в Боге (Ин.3:21) от имени Христа (2Кор.5:20).

Путешествуя по Галилейскому морю Он усмиряет бурю на море (Мф.8:24-26; Мк.4:37-39; Лк.8:23-25). Сам ходит по морю и побуждает идти по этому морю Петра (Мф.14:28,29). Примечательно, что Галилейское море, на котором и возле которого происходят все события Евангелистом Лукой названо озером (Лк.5:1; Лк.8:23). Это определяет Галилейское море как прообраз человеческого мира, содержащего в себе не только присутствие Бога и наличие избранных Богом людей (море), но и определяет наличие неизбранных Богом людей, которые стремятся к совершению неугодных Богу дел (озеро), за которые им уготовано озеро огненное (Откр.20:15). Понятие «озеро» так же определяет наличие в мире бесов (ангелов сатаны), побуждающих людей совершать эти самые неугодные Богу дела, что символически подтверждается изгнанием Иисусом Христом бесов из бесноватого человека и поселением их в свиней (Лк.8:32,33), которые после этого бросились в озеро. Эти бесы (ангелы сатаны) присутствуют в мире повсеместно, на что указывает слово «море», используемое при описании данного события Апостолом Матфеем и евангелистом Марком (Мф.8:30-32; Мк.5:11-13). Изгнанных бесов Иисус не отправляет в ад (озеро огненное) (Откр.20:10), а отправляет их именно в свиней, которые во времена действия Ветхого Завета являлись нечистыми животными. Затем одержимые бесами свиньи устремляются в море, символизирующее весь человеческий мир, и тонут в нем, что говорит о том, что бесы еще остаются в мире, действуя в нем повсеместно (в воздухе) (Еф.2:2).

Спасение избранных Богом людей осуществляется Богом через Церковь (закинутый невод), находящую в человеческом мире. Этот невод является невестой и телом Христа (Откр.22:17; Еф.1:22-23) и, соответственно, представляет собой носитель Божьей мудрости (Еф.3:10) и «живой воды», способной призвать избранных людей из числа неспасенных, то есть, образно говоря, захватить (собрать) их – «…захватившему…» (Мф.13:47).

Усмирение Иисусом бури на море символизирует Его абсолютную власть в мире (Кол.1:16-18).

Свою власть Иисус в определенной части проявляет через Свою Церковь, наделяя учеников различными духовными дарами (1Кор.12:4-7). Ученики могут совершать богоугодные дела исключительно по воле Бога (Ин.15:5). Хождение Иисуса по Галилейскому морю символизирует Его власть абсолютно над всеми людьми (Еф.1:19-23). Проповедуя собравшимся людям на берегу именно Галилейского моря (Мф.13:1-3), Иисус дает понять, что Его слова адресованы всему миру (Мк.16:15,16), то есть как избранным, так и неизбранным людям для того, чтобы словом Божьим спасти избранных (Ин.5:24) и осудить неизбранных (Ин.12:48). Позволяя Петру идти по морю, Иисус дает понять, что все Апостолы и все остальные ученики будут наделены определенной властью в этом мире, проявляющейся в том, что они, прежде всего, будут изгонять сатану именем Иисуса Христа (Мк.16:17). Такой же символический смысл содержится в (Мк.11:23). А в период Второго пришествия Христа будут иметь власть над язычниками (Откр.2:26-28), а также будут наделены властью судить мир (Мф.19:28; Лк.22:30; 1Кор.6:2; Откр.20:4). Чтобы объяснить весь ужас суда Божьего, Иисус говорит, что делающему соблазны человеку лучше, чтобы его бросили в море с жерновом на шее (Мк.9:42; Лк.17:2). То есть ему лучше остаться в мире, который еще не подвержен суду Божьему, нежели испытать на себе уготованный ему суд - полное низвержение «Вавилона», частью которого является этот человек (Откр.18:21). Низвержение «Вавилона» будет сопровождаться лишением его обитателей возможности примириться с Богом. Лишение этой возможности символически определяется восходящим дымом «во веки веков» (Откр.19:3), который является следствием огня, который и есть символ лишения возможности покаяться, то есть суда Божьего (Ис.34:10; Откр.14:11).

 Угнетаемые на земле праведники символически названы рыбами (Авв.1:14), а призванные в Церковь люди названы рыбами всякого рода - «…рыб всякого рода» (Мф.13:47). Угнетающий людей, сатана имеет свой невод (Авв.1:15), который символизирует власть всевозможного обольщения. Наделение его этой властью подтверждается его возможностью принимать вид Ангела света (2Кор.11:14), что, в свою очередь, даже позволяет ему уподобляться триединому Богу (Откр.16:13,14). Поэтому его невод - это своего рода его церковь, что подтверждается сравнением всего сатанинского общества с виноградом (Откр.14:18,19), которым также определяется общество народа Божьего – Церковь Христова (Ин.15:1-6). Церковь сатаны проявляется также и в виде всевозможных религиозных организаций и деноминаций, которые искажают слова Божьи и, тем самым, вводят людей в заблуждения, уводят их от истины Божьей. Своей властью (неводом) сатана часто пользуется через своих людей – «злодеев и нечестивцев» (Авв.1:13), (детей диавола) (1Ин.3:10), дабы поймать в свои сети (2Тим.2:26) Божьих людей – праведников. Дети диавола кадят - приносят благовонные жертвы (Авв.1:16), то есть прославляют своего отца – диавола (сатану) для того, чтобы и дальше исполнять его волю (Ин.8:44), – поглощать праведников как пищу (Авв.1:16; Авв.3:14; 1Пет.5:8). Но Господь не позволит, чтобы избранные им люди были пойманы неводом сатаны (Ин.10:28,29). Господь покарает кадящих - поклоняющихся сатанинскому неводу, то сеть идолопоклонников - сынов противления (1Цар.15:23; Еф.2:2).

Таким образом, в мире постоянно идет война между двумя неводами – между неводом Божьим и неводом сатаны. Но невод сатаны будет повержен, путем лишения его всей власти, и наказания его церкви (Откр.14:20).

И Бог не даст в пищу сынам противления своих людей, а защитит и приведет их к Себе через Свои (Божьи) слова, сказанные Им через Своих Апостолов, а также через всех учеников Христовых принимающих слова Апостолов и стремящихся проповедовать Евангелие. Вся праведная деятельность Апостолов и учеников Христовых вменится им в вечную жизнь – их дела «идут вслед за ними» (Откр.14:13). Что символически подтверждается чудом - (Ин.21:9-13), совершенным Христом перед вознесением Его на небеса. Иисус дал ученикам, в качестве обеда, то есть пищи, печеную рыбу, символизирующую учеников Христовых, которые будут испытаны огнем. Съев, её они должны были понять, что эти ученики есть плод их деятельности, которая заключается в распространении слова Божьего. Хлеб, символизирует Христа, Который претерпел (выдержал) все те искушения (Евр.2:18), которые ныне посылаются всем Его ученикам. Эти испытания названы огненными (1Пет.4:12). Поэтому хлеб лежит рядом с печеной рыбой, а это означает, что Иисус, выдержавши все огненные испытания, может помочь всем своим ученикам претерпеть эти испытания (Евр.2:18). Таким образом, люди, пришедшие к Богу, то есть ставшие учениками Христа посредством Апостольских проповедей, будут проходить испытания только при помощи Христа. Вкушая этот хлеб вместе с рыбой, Апостолы должны были понять все это, а также, что Иисус Христос всегда будет с ними (Мф.28:20), поскольку Его присутствие необходимо, так как все ученики Христа, всецело зависят от Него.

Слова «…захватившему рыб всякого рода» (Мф.13:47) говорят о том, что Евангелие распространится по всему миру (Мк.13:10) через учеников Христовых, составляющих Церковь (невод). Таким образом, призывающие к покаянию слова Божьи услышат все люди – все социальные слои человеческого общества (рыбы всякого рода) и, тем самым, у них у всех будет возможность примириться с Богом. Греческое слово «συναγαγουση», переведенное на русский язык как «захватившему» или «собравшей», так же можно перевести и как: «принимать», «приглашать», «сводить (воедино)», что отражает признаки, определяющие степень приближенности той или иной религиозной общины к истинной модели Церкви, основанной Иисусом Христом. Поскольку истинная Церковь должна всегда стремиться приводить (собирать, приглашать) людей к Христу. Принимая в Церковь людей покаявшихся и принявших в свое сердце Христа, Церковь постоянно должна заботиться о построении внутреннего единства среди всех членов Церкви – «сводить (воедино)» (Рим.12:16; 2Кор.13:10; Флп.2:1,2), в том числе и новообращенных. Это единство должно быть основано на любви Христа и активном участии каждого члена, направленного на его укрепление (Еф.4:15,16).

Греческое слово «παντος», переведенное на русский язык как «всякого», можно перевести и как «каждого», а греческое слово «γενους», переведенное на русский язык как слово «рода», переводится также и как: «семьи», «племени», «видов», «классов». Это позволяет понять, что слово Божье подобно семени упавшему на добрую землю (Мф.13:8,23) прорастет во всех избранных Богом людях, которые находятся во всех племенах и народах и есть среди различных классов, видов, сословий людей. И именно они все будут помилованы (Рим.11:32), то есть приняты и спасены Богом. Буквально каждая семья узнает слово Божье, после чего перед каждым её членом станет выбор – принять Бога или нет. Избранные Богом примут Его и Бог примет их (Лк.17:34).

 

 

Мф.13:48 - «который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон», - буквальный перевод (ПП РЯ РБО 2001 г.) греческого текста следующий: «48 которую когда она была наполнена вытащившие на берег и севшие они собрали хорошее в сосуды, гнилое же вон они бросили».

Наполненный невод это Церковь Христова, достигшая своей полноты в количестве пострадавших за Христа учеников (Откр.6:11) и в количестве всех верующих людей, на что указывает слово «наполнился» (греч. «επληρωθη» букв. «она была наполнена»). Это слово также можно перевести как: «совершился», «исполнился», «дополнился», что более конкретно указывает на то, что число членов Церкви должно достигнуть определенного числа, то есть совершиться при определенном числе, исполниться определенного числа, дополниться до определенного числа.

Выражением: «вытащили на берег», - Иисус дает понять, что Церковь, как и весь мир, подвергнется суду Божьему (Деян.17:31). Каждый человек со своими делами предстанет на суд Божий (Еккл.12:14), чтобы получить, соответственно, тому, что он делал, живя на земле (2Кор.5:10; Рим.14:10). Для неизбранных Богом, нечестивых людей приготовлен суд осуждения (2Пет.3:7) - (день гнева) (Рим.2:5). За свои дела нечестивые получат от Бога лишь ярость и гнев (Рим.2:8), а избранные Богом люди этому суду не подвергнутся (1Ин.4:17), но получат в день суда награду (1Кор.3:14) – неимоверно счастливую вечную жизнь с Богом (Рим.2:7).

Выражением: «…и, сев…», - Иисус объясняет Апостолам их роль и роль всех учеников Христовых, в деле суда Божьего, которая заключается в том, что в день суда они, во главе с Христом сядут судить всех, неизбранных Богом грешников (мир) и падших ангелов (Мф.19:28; Лк.22:30; 1Кор.6:2,3; Откр.20:4). Принцип этого суда раскрывается словами: «хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон». Греческое слово «καλα», переведенное на русский язык как «хорошее», можно также перевести как «законченность». Это слово так же определяет «гармоничную полноту», то есть совершенство, что говорит о том, что только совершенные люди (Евр.10:14) – готовые к полному совершенству (Флп.1:23) будут спасены, поскольку совершенство является необходимым условием для спасения. Не полноценное совершенство не угодно Богу и, соответственно, не позволяет человеку спастись – обрести вечную жизнь с Богом. Греческое слово «συνελεξαν», переведенное как «собрали» или «они собрали», так же можно перевести, как «они выбрали», таким образом, через Апостолов и учеников Христа Бог будет выбирать из числа членов Церкви Христовой Своих избранных, совершенных людей. Которые будут помещены в сосуды, представляющие собой новые человеческие тела, так как человеческое тело в Библии образно названо именно сосудом (2Кор.4:7; 1Пет.3:7). Новые тела (сосуды), которые также названы нерукотворенными вечными домами (2Кор.5:1) будут абсолютно совершенными, так как обрести их – «разрешиться и быть со Христом», является высшим благом – «несравненно лучше» (Флп.1:23). Избранные получат эти новые тела после смерти прежнего тела. А неизбранные Богом люди, которые названы словом «худое» (греч. «σαπρα», также возможен перевод: «гнилое», «негодное», «плохое»), и которое определяет их как совращенных людей не делающих ничего доброго (Рим.3:12), будут «выброшены» (греч. «εβαλον», также возможен перевод: «они бросили», «они ввергли», «они низвергли», «они повергли»), что указывает на то, что они будут брошены в «точило» (Откр.14:19) и «озеро огненное» (Откр.20:15), то есть будут наказаны за грехи, что так же определяется как ввержение их в геенну огненную (Мф.5:29,30; Мф.18:8,9; Мк.9:45-47), то есть туда же куда будет ввержен и сам сатана, а именно в некую реальность, которая названа «озером огненным» (Откр.20:10). Перевод слова «выброшены», как «низвергли» и «повергли» так же подтверждает наказание Богом, неизбранных Им людей. Таким образом, греческое слово «εξω», переведенное как «вон», можно также перевести как «внешним».

Мф.13:49 – «Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных», - буквальный перевод (ПП РЯ РБО 2001 г.) греческого текста следующий: «Так будет в окончании века: выйдут ангелы и отделят злых из середины праведных». Греческое слово «συντελεια», переведенное на русский язык как «кончине», можно перевести как «окончании», «скончании». Греческое слово «αιωνος», переведенное как «века», так же переводится как: «эпохи», «эры», «неопределенно долгого периода времени», «вселенной», «мирской системы». Греческое слово «αφοριουσιν», переведенное как «отделят», можно перевести как «обособят». Греческое слово «πονηρους», переведенное как «злых», можно перевести и как: «лукавых», «негодных», «завистливых», «развращенных», «отвратительных». Греческое слово «δικαιων», переведенное как «праведных», можно перевести как: «справедливых», «законных», «не погрешающих против законов», «живущих по законам», «чтущих законы», «справедливых», «честных», «правильных», «правдивых».  

       Ангелы, отделяющие праведных людей от злых людей, - это три Ангела, принимающие участие в отделении праведников от нечестивых, которое возглавляется Самим Иисусом Христом. И, которое символически представлено как прообраз жатвы зерна (Откр.14:14-16) и винограда (Откр.14:17-20).  

Мф.13:50 – «и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов», - буквальный перевод (ПП РЯ РБО 2001 г.)  греческого текста следующий: «и бросят их в печь огня; там будет плач и скрежет зубов». Греческое слово «βαλουσιν», переведенное как «ввергнут» можно перевести как «бросят», «повергнут». Это символически указывает на гибель, неизбранных Богом людей, которая осуществится по воле Бога через Божьего Ангела, Который поверг в море некий камень, «подобный большому жернову», символизирующий прообраз общества неизбранных Богом, людей – «Вавилон» (Откр.18:21). Словом «повергнут» так же косвенно определяется низвержение смерти и ада (Откр.20:14), которые окажутся в той реальности, которая уготована сатане, представленному в трех лицах: диавол (дьявол), зверь и лжепророк (Откр.20:10) и всем, неизбранным Богом людям (Откр.20:15).

Реальность, уготованная, неизбранным Богом людям, в данной притче символизируется огненной печью, которая в свою очередь, символизирует казнь. Такой казни были подвергнуты Седрах, Мисах и Авденаго (Дан.3:19-23). Однако Седрах, Мисах и Авденаго не получили никакого вреда от огня этой печи, поскольку были праведниками. При этом люди, бросавшие их в печь погибли от пламени этой печи (Дан.3:22). Эту печь по приказу царя Навуходоносора разожгли в семь раз сильнее, чем её обычно разжигали (Дан.3:19,20). Навуходоносор приказал разжечь печь именно в семь раз сильнее, в следствие того, что «исполнился ярости» (Дан.3:19), но не осознавал, что делал он это все по воле Самого Бога. Число «семь» символизирует Самого Бога и, соответственно, проявление Его воли на земле. Так, Бог, через царя Навуходоносора, проявляет Свою волю по отношению к его самым сильным воинам (Дан.3:20). По воле Бога сами воины подвергаются казни и гибнут от пламени печи (Дан.3:22), а праведники: Седрах, Мисах и Авденаго - оказываются невредимыми, благодаря Богу, пославшему им Своего Ангела, подобного «сыну Божию» (Дан.3:23-28). Таким образом, Бог при помощи огня печи, символизирующего также испытания, посылаемые Богом, избранным Им людям (1Пет.4:12) испытывает Седраха, Мисаха и Авденаго. Благодаря их смирению пред Ним, которое проявилось в том, что Седрах, Мисах и Авденаго приняли решение всецело довериться Богу, независимо от того, как Бог поступит с ними (Дан.3:16-18), помогает Седраху, Мисаху и Авденаго пройти все испытания.  

Пылающей печью символизируется и Второе пришествие Христа, и последующее уничтожение нечестивого народа (Мал.4:1). Второе пришествие Христа также символизируется «пламенным гневом» (Соф.2:2) - «доколе не пришло определение - день пролетит как мякина - доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней», - где словосочетание «пламенный гнев», с древнееврейского языка можно перевести как «жар гнева Господня», которое по смыслу соответствует выражениям: «пламенный гнев» (Исх.32:12); «воспылал гнев Господа» (Чис.32:13); «от пламенного гнева Его» (Иер.25:38); «пылающий гнев Свой» (Иона.3:9); «И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь» (Наум.1:6); Огонь, пламень, пылающее пламя символизируют гнев Божий. Бог проявляет Свой гнев по отношению ко всем, упорно не желающим каяться, грешникам. Для таковых Бог – «огнь (огонь) поедающий» (Втор.4:24; Втор.9:3; Евр.12:29), поскольку грешников (внешних) Бог судит (1Кор.5:13). Огонь и пламя, также символизируют отделение от самого Бога, что подтверждается притчей о богаче и Лазаре (Лк.16:24), поскольку грехи человека разделяют его с Богом (Ис.59:2).

Греческое слово «κλαυθμος», переведенное как «плач» можно так же перевести как «рыдание». Особо гневное Божье наказание вызывает у людей рыдание, что подтверждается отрывками: (Ам.8:3) «Песни чертога в тот день обратятся в рыдание, говорит Господь Бог; много будет трупов, на всяком месте будут бросать их молча» (Соф.1:10); «И будет в тот день, говорит Господь, вопль у ворот рыбных и рыдание у других ворот и великое разрушение на холмах». Где словосочетания «говорит Господь Бог» (Ам.8:3) и «говорит Господь» (Соф.1:10), указывают на то, что все происшедшее наказание происходит, исключительно, по воле Бога.

Скрежет зубов, - символизирует сильное мучение от необратимого наказания за упорство в грехах и нежелание в них покаяться (Мф.8:12; Мф.13:42; Мф.22:13; Мф.24:51; Мф.25:30; Лк.13:28), и нераскаянные сердца грешников (Пс.34:16; Деян.7:54).

 

Притча о неводе открывает нам великие тайны о том, что ждет учеников Христа на их пути, ведущему к вечной жизни. Разъясняет, что произойдет с отступившими от Христа и не принявшими Его людьми, разъясняет принцип деятельности Церкви Божьей в этом мире.

 

 

                                                                  

            2005 г .

 

Автор: Олег Викторович Бинюков

Крым, Симферополь

                                                          

                                                      

                                                             ixt@yandex.ru

 

 

Заказ 2750. Тираж 100 экз.

Отпечатано с готовых оригиналов-макетов

в ОАО «Симгортипография»

                                    95000, г. Симферополь, ул. Горького, 8.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!