История политической мысли Казахстана

Казахская головная архитектурно-строительная академия АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ «СППР»                                                                                                            для всех специальностей 3 кредита                                                                                                                             1-2 семестр №2 «Основные этапы  развития политического знания»                                            2017-18 уч.год Ассист.проф Кушербаева А.Б   Краткое содержание    [1,6]       Политическая мысль Древнего Востока. Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах древнего Востока. В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности. Современные исследователи относят древневосточные общества к так называемым локальным (или речным) цивилизациям земледельческого типа.  Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. С этими мифами были тесно связаны традиции обожествления существующей власти и ее предписаний. Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами.   Политические взгляды были тесно переплетены с общемировоззренческими (философскими), моральными и иными представлениями.  Политико-правовые учения Древнего Востока оставались сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства ("ремесла") управления, механизма осуществления власти и правосудия.  Государственная власть при этом в подавляющем большинстве учений отождествлялась с властью царя или императора. Для политико-правовых учений Древнего Востока характерно то, что в них не только сохранялись, но и развивались религиозно-мифологические воззрения.                                             Политическая мысль Древней Греции. Всемирная история политических и правовых учений - одна из важных составных частей духовной культуры человечества. Выдающуюся роль в истории формировании этого опыта сыграли мыслители Древней Греции. Они стоят у истоков возникновения теоретического подхода к проблематике государства, права и политики. Усилиями древнегреческих исследователей был совершён переход от мифологического восприятия окружающего мира к рацонально-логическому способу его познания и объяснения. Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно разделить на три этапа:                                                * ранний период (IX - VI века до нашей эры) связан с возникновением древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права; * период расцвета (V - первая половина IV века до нашей эры) - это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли; * период эллинизма (вторая половина IV - II век до нашей эры) - время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима.На ранней стадии своего развития воззрения древних народов на мир носят мифологический характер. В эти времена политические и правовые взгляды ещё не выделились в самостоятельную область и представляют собой составную часть целостного мифологического мировоззрения. Политические и правовые учения появляются лишь в ходе довольно длительного существования раннеклассовых обществ и государств. Особенно это проявляется в поэмах Гомера и Гесиода. Согласно их трактовке, борьба богов за власть над миром и смена верховных богов (Уран - Крон - Зевс) сопровождалась сменой принципов их правления и властвования, что проявлялось не только во взаимоотношениях между богами. но и в их отношениях к людям, во всём порядке, формах и правилах земной общественной жизни. Характерные для поэм Гомера и Гесиода попытки рационализации представлений об этическом, нравственно-правовом порядке в человеческих делах и отношениях получают дальнейшее развитие в творчестве семи мудрецов Древней Греции. К ним обычно причислялись Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон. В своих кратких изречениях (гномах) эти мудрецы сформулировали уже вполне рациональные и светские по своему духу этические и политические сентенции, максимирской практической мудрости. С идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на филосовских основах выступили Пифагор, пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и др.) и Гераклит. Критикуя демократию, они обосновывали аристократические идеалы правления "лучших" - умственной и нравственной элиты.. Мнения противоположного пифагорейскому придерживался Гераклит. Мир образовался не через слияние, а через разделение, не через гармонию, а через борьбу. Мышление, согласно Гераклиту, присуще всем, однако, большинство людей не понимают все управляющего разума, которому надо следовать. Исходя из этого он разделяет людей на мудрых и неразумных, лучших и худших. У Демокрита встречается одна из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса мирового развития. В этом смысле общество, полис, законодательство созданы искусственно, а не даны по природе. Софисты не составляли какой-то единой школы и развивали различные философские, политические и правовые взгляды. Принципиальным критиком софистов был Сократ. Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика - Аристотеля. Он предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности, знание этики. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики.      Политические учения Средневековья и Эпохи Возрождения. В средние века (5-15 вв.) господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого являлась христианская церковь. Это мировоззрение исходит из того, что все сущее возникло по воле Бога и изменения в обществе вызываются Богом, чтобы покарать или вознаграждать людей. В работе “О граде Божьем” один из наиболее видных мыслителей средневековья, Аврелий  Августин (354-430), изложил основы христианской политической доктрины. Не менее авторитетным богословом был Фома Аквинский (1225-1274). Он исходил из того, что государственная власть происходит от Бога и поэтому должна быть подчинена духовной власти. Политология как практическая наука. Родоначальником политической науки считается итальянский философ и социолог Н. Макиавелли (1469-1527), поскольку именно он в своих трактатах “Государь” (1513 г.) и “Размышления о первой декаде Тита Ливия” (1520 г.) первым сформулировал предмет и метод политологии. Н. Макиавелли в течение 14 лет (1498-1512) работал секретарем правительства Итальянской республики (Совета десяти) и наблюдал политику изнутри. Н. Макиавелли обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность от других областей жизни общества (экономики, культуры и т.д.). Он считал, что политика имеет собственную логику, которую определяет политическая власть. Именно власть во всех ее проявлениях и служит предметом политической науки. Он изучал политику как социальную реальностью. Наилучшей формой государства Н. Макиавелли считал смешанную, то есть умеренную республику, сочетающую достоинства монархии (сильное объединяющее начало),аристократии (мудрость и добродетельное правление лучших) и демократии (свобода и участие народа в управлении). Политика подчинена достижению определенных целей, которые ставят участник и политических взаимодействий. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства - с обстоятельствами и результатами. Следовательно, принцип относительности, по Н. Макиавелли, решает проблему соотношения целей и средств в политике. 4. Политические идеи европейского Просвещения. Просвещение – влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было неотъемлемой составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и народные массы вели против феодального строя и его идеологии. Честь одного из главных вдохновителей и признанных лидеров европейского Просвещения по справедливости принадлежит Вольтеру (1694–1778) – великому французскому мыслителю и литератору. Остро критический настрой, осмеяние и отрицание социальных, юридических и идеологических устоев тогдашнего феодального общества ярко отличает эти вольтеровские взгляды. Другое выразительное отличие – пронизывающий их дух свободы, гуманизма, терпимости. Корень существующих социальных зол, которые могут и должны быть уничтожены, Вольтер видел прежде всего в засилье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума. Вольтер относится к тем мыслителям, которые первостепенное значение придают не формам управления государства, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур. Для него такими социально-политическими и правовыми принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманность. Шарль Луи Монтескье (1689–1755)– один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель. Тремя основными его произведениями являются «Персидские письма» (1721), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734) и, наконец, итог двадцатилетнего труда– «О духе законов» (1748). Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней,– политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности. Жан-Жак Руссо (1712–1778)– один из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и политических учений. Проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета. 5.Социально-политические идеи и течения 19-20 веков :либерализм, консерватизм, марксизм.  Либерализм сформировался в конце XVII—XVIII вв. как идеология восходящего класса буржуазии на базе идей эпохи Просвещения. В его истоках лежат работы Ш.Л. Монтескье, Д.Локка, Т.Гоббса, А.Смита, Т.Джефферсона, Дж.С. Милля и др. В фундамент либерализма заложен принцип свободы личности, ее самоценности по отношению ко всем общественным институтам, ответственности личности как перед самой собой, так и перед обществом, признание права на самореализацию всех людей. Поэтому либерализм во всех его разновидностях неизменно отстаивал требование индивидуальной свободы, достоинства человеческой личности и терпимость ко взглядам и убеждениям других людей.  Оппонентом либерализма на протяжении длительного периода истории выступает консерватизм. Либерализм был знаменем буржуазных революций, потрясших страны Европы в XVIII—начале XIX веков. Консерватизм возник как антиреволюционная феодально-клерикальная идеология, отстаивающая идею незыблемости установленных Богом порядков. Создателями идеологии консерватизма являются английский мыслитель и политик Э.Берк, французские общественные деятели Ж. де Местр и Л.Бональд.

История политической мысли Казахстана

В XI веке появилось величайшее произведения сред-невековья, написанное на общетюркском языке в Кашгаре: «Кутадгу били к» («Благодатное знание») Юсуфа Баласагунского. Это произведение носит энциклопедический характер. Основное внимание в «Кутадгу билик» уделено проблемам государственного управления, идеологии, личных качеств правителей. Поэма Юсуфа Баласагунекого «Благодатное знание» является также и своеобразным воспитательным и идеологическим документом, сыгравшем определенную роль в становлении государственности тюркских народов средневековья. Поэма свидетельствует о сложности экономической, общественно-политической и духовной жизни того времени.

В первой половине 19 века со стороны царской России были предприняты шаги по изменению государственности «киргиз-кайсаков». С этого времени началась длительная эпоха почти беспрерывных «перестроек» государственной системы, уклада экономики, национального состава народа Казахстана, правовых норм и отношений.  В середине 19 века обычаи и правовые нормы казахского народа отбирались сообразно с интересами колониальной политики. Но доминирующую роль во внутренних взаимоотношениях казахского народа играло обычное право.

  Политическая мысль Казахстана 20 века.

. В 1905-1907 гг. возникают организации социал-демократических групп(в основном при помощи политических ссыльных). В 1907 г. начала осуществляется "Столыпинская реформа", а также был принят "Закон о выборах в Государственную Думу", лишивший избирательных прав народы Сибири, Средней Азии, Казахстана. Война 1916 г. завершает национально-освободительное движение казахов в составе Российской империи. Победа февральской революции в России (27 февраля) привела к свержению власти царизма. В стране установилась двоевластие. Власть пролетариата и крестьянства в лице Советов рабочих и солдатских депутатов и власть буржуазии и помещиков в лице Временного правительства. Война 1916 г. завершает национально-освободительное движение казахов в составе Российской империи. Победа февральской революции в России (27 февраля) привела к свержению власти царизма. В стране установилась двоевластие. Власть пролетариата и крестьянства в лице Советов рабочих и солдатских депутатов и власть буржуазии и помещиков в лице Временного правительства.

С 50-х по 80-е гг. происходит борьба между партийно-государственной бюрократией и народом. Рассматриваемое 30-летие характеризуется наступлением на бюрократию ("Хрущевская оттепель") и наступлением бюрократии (Л.И. Брежнев, К.У. Черненко), приведшей к застою и стагнации казахстанского общества.

В стране стала складываться новая политическая атмосфера. Возникли многочисленные и неоднозначные общественные движения, неформальные организации, сложились предпосылки перехода к многопартийности.

16 декабря 1991 года принимается Закон Республики Казахстан о независимости (имеющего силу Конституционного Закона). Объявив о своей независимости, Республика Казахстан стала представлять собой политически самостоятельное государство с многонациональным укладом, с единым монолитным организмом. 1995 г. 30 августа на всенародном референдуме принимается ныне действующая Конституция Республики Казахстан.

 4. Особенности и основные направления политической мысли Казахстана в современных условиях.  В настоящее время Казахстан придерживается разновекторного внешнеполитического курса.     Геополитическое положение Республики, экономические и военно-политические интересы определили место Казахстана в системе международных отношений как государства, заинтересованного в создании с сопредельными странами взаимоотношений добрососедства на принципах взаимной безопасности, уважения суверенитета и территориальной целостности.

 

                                                       Контрольные вопросы:    [1,5]

  1. Политико-правовые учения Древнего Востока.
  2. Этапы развития политико-правовой мысли в Древней Греции.
  3. Наиболее видные мыслители средневековья и Эпохи Возрождения.
  4. Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность.

 

                                                                   Глоссарий [1,5]

 

трактат- это научное сочинение. аңсар treatise
Провосудие- деятельность судебных органов. әділеттік сот төрелігі әділ сот human rights
Автономия- право самостоятельного осуществления государственной власти или управления , предоставленное конституцией какой-н. части государства. автономия отауел autonomy
 Аристократия- высший родовитый слой дворянства. аристократия ақсүйектер бекзат Aristokration  
Либерализм- Идеологическое и политическое течение , объединяющих сторонников демократических свобод. либерализм liberalism
Консерватизм- (сохранять, охранять) - течение, направленное на сохранение исторически сложившихся форы общественного и политического устройства, его принципов, устоев и традиций.   ескішілдік кертартпалық консерватизм сақтанымпаздық ескілік conservatism

 Задание СРС (срок сдачи 1 неделя)    [1,5]

1   Реферат. Тема: «Проблемы государства в странах Древнего Востока (Китай, Индия)».

Задание СРСП                                  [1,5]                                   

 Ответить на вопросы:


1.Автор патерналистской концепции власти:

Конфуций

Платон

Аристотель

2. Идейный предшественник тоталитаризма:

Платон

Аристотель

Шан Ян

3. Кто написал работу “О граде Божьем”

 Аврелий Августин

 Гераклит

Т.Гоббс

 4.В каких веках сформировался либерализм?

в конце 17— 18 вв

 в середине 18 вв

в конце 19 вв.


  

 

                                                                   Литература:

1. Лавриненко В.Н. Политология. Учебник для бакалавров, Юрайт,2013

2. Гаджиев К.С. Политология. Базовый курс. Учебник для бакалавров, Юрайт,2013.

3. Политология: Учебник под ред. В.Н. Лавриненко - М., 2011.

4. Политология. Курс лекций: Учебное пособие /науч. редак. А.А.Радугин - М.,2011.

5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию / – М., 2010.

 

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 1414; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!