Самих себя, ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не образумитесь?



 

Аллах говорит: «О, люди Писания, вы повелеваете людям совершать все виды благодеяний, в то время как сами их не совершаете, в то время, как вы читаете Книгу (Тору),

 и вы знаете, что пологается тем людям, которые не исполняют повелений Аллаха.

﴿أَفَلاَ تَعْقِلُونَ﴾ Неужели вы не образумитесь? – относительно того, что вы творите,

может тогда вы выйдете из своей дремоты и осознаете свою слепоту?

Ибн Джурайдж сказал относительно слова: ﴿أَتَأْمُرُونَ النَّاسَ بِالْبِرِّ﴾

Неужели вы станете призывать людей к добродетели

 – речь идёт о людях Писания и лицемерах, которые повелевают людям совершать молитву и пост. Однако сами они не практикуют того, к чему призывают людей.

 Аллах напомнил им об этом. Ведь тот, кто призывает к добру,

должен быть одним из первых, кто его совершает.

 

Мухаммад ибн Исхак сообщил, что ибн Аббас сказал относительно слова:

﴿وَتَنسَوْنَ أَنفُسَكُمْ﴾ предав забвению самих себя т.е. забываете совершать это сами.

﴿وَأَنتُمْ تَتْلُونَ الْكِتَـابَ أَفَلاَ تَعْقِلُونَ﴾ Ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не образумитесь?

 вы забыли о договоре со Мной о посланнике, которого вы должны принять.

 Вы нарушили договор, который упомянут в Моём писании».

Смысл аята в том, что Аллах порицает их за данного рода деяние, обращает их внимание на их ошибки по отношению к самим себе. Ведь они призывали к добру, в то время как сами его не совершали. Аллах не порицает их за их призыв к добру, Он порицает их за не совершение добра. Известно, что призыв к добродетели является благим делом, и сам по себе является обязательным деянием. Но важнее совершать добродетель, призывая к ней, так чтобы

слова не расходились с делом, как об этом сказал пророк Шуайб (мир ему):

﴿وَمَآ أُرِيدُ أَنْ أُخَالِفَكُمْ إِلَى مَآ أَنْهَـاكُمْ عَنْهُ إِنْ أُرِيدُ إِلاَّ الإِصْلَاحَ مَا اسْتَطَعْتُ

 وَمَا تَوْفِيقِى إِلاَّ بِاللَّهِ عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ وَإِلَيْهِ أُنِيبُ﴾

Я не хочу отличаться от вас и совершать то, что я запрещаю совершать вам,

А хочу лишь исправить то, что в моих силах. Помогает мне только Аллах.

На Него одного я уповаю, к Нему одному обращаюсь. (11:88)

Призыв к совершению благодеяний и их совершение непосредственно являются

обязательными и неотделимыми составными по мнению большинства ранних и поздних учёных. Некоторые считают, что совершающий грехи не может запрещать совершать их другим, но это мнение является слабым. Более слабым мнением является то, что они приводят этот аят как аргумент, который не содержит такого смысла. Правильным является то, что учёный должен призывать к добродетели, даже если сам он её не совершает.

Также он должен запрещать совершение греха, даже если сам его совершает.

 

Имам Ахмад передаёт, что Абу Уаиль сообщил,

 что как-то сопутствовал Усаме, и у него спросили:

«Почему ты не разговариваешь с Усманом?». Он ответил: «Вы считаете,

 что я не говорю с Усманом? Я говорю с ним и обсуждаю вопросы между нами,

я желаю, чтобы все вопросы он слышал первым.Более того, я не никого не считаю

 лучшим из людей, даже если это Али – повелитель правоверных после того, что я услышал от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)» - «Что же ты слышал от посланника Аллаха?» - спросили у него. Он ответил: «Я слышал, как он сказал:

«يُجَاءُ بِالرَّجُلِ يَوْمَ الْقِيَامةِ فَيُلْقَى فِي النَّار فَتَنْدَلِقُ بِه أَقْتَابُهُ فيَدُورُ بِهَا فِي النَّار كَمَا يَدُورُ الْحِمَارُ بِرَحَاهُ

 فيُطِيفُ بِهِ أَهْلُ النَّار فَيَقُولُون: يَا فُلَانُ ما أَصَابَكَ؟ أَلَمْ تَكُنْ تَأْمُرُنَا بِالْمَعْرُوف وَتَنْهَانَا عَنِ الْمُنْكَرِ؟ فَيَقُولُ:

 كُنْتُ آمرُكُمْ باِلْمَعْرُوفِ وَلَا آتِيهِ وَأَنْهَاكُمْ عَنِ الْمُنْكَرِ وَآتِيه»

Приведут человека из моей Уммы в Судный день и бросят в огонь.

Его кишки выпадут, и он станет кружиться над ними в огне, как ходит,

 осёл вокруг привязи. Обитатели ада соберутся вокруг него и скажут:

О, такой-то, что с тобой? Разве ты не призывал нас к совершению благодеяний и не удерживал от мерзостей?» он ответит: «Я повелевал вам совершать благодеяния,

 но не совершал их сам, я удерживал вас от мерзостей, но сам делал их[12]».

 (Хадис также расскан аль-Бухари и Муслимом от Сулеймана ибн Махрана аль-А’маша).

 

Также Ибрахим ан-Наха’и сказал: «Я боюсь увещевать людей из-за трёх аятов

َ(أَتَأْمُرُونَ النَّاسَ بِالْبِرِّ وَتَنسَوْنَ أَنفُسَكُمْ)

Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя.

﴿يأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ لِمَ تَقُولُونَ مَا لاَ تَفْعَلُونَ كَبُرَ مَقْتاً عِندَ اللَّهِ أَن تَقُولُواْ مَا لاَ تَفْعَلُونَ ﴾

О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете?

Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите то, чего не делаете. (61:2-3)

﴿وَمَآ أُرِيدُ أَنْ أُخَالِفَكُمْ إِلَى مَآ أَنْهَـاكُمْ عَنْهُ إِنْ أُرِيدُ إِلاَّ الإِصْلَاحَ مَا اسْتَطَعْتُ

 وَمَا تَوْفِيقِى إِلاَّ بِاللَّهِ عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ وَإِلَيْهِ أُنِيبُ﴾

Я не хочу отличаться от вас и совершать то, что я запрещаю совершать вам,

А хочу лишь исправить то, что в моих силах. Помогает мне только Аллах.

На Него одного я уповаю, к Нему одному обращаюсь. (11:88)

 

Всевышний Аллах сказал:

 

وَاسْتَعِينُواْ بِالصَّبْرِ وَالصَّلَوةِ وَإِنَّهَا لَكَبِيرَةٌ إِلاَّ عَلَى الْخَـاشِعِينَ

(45) Обратитесь за помощью к терпению и молитве.

Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных,

الَّذِينَ يَظُنُّونَ أَنَّهُم مُّلَـقُوا رَبِّهِمْ وَأَنَّهُمْ إِلَيْهِ رَاجِعُونَ

(46) которые убеждены в том,

Что они встретятся со своим Господом и что они возвратятся к Нему.

 

Аллах повелевает Своим рабам соблюдать терпение и молитву

для извлечения благ этой и последней жизни.

Мукатил ибн Хаьян сказал, что этот аят означает:

 «Используйте терпение и молитву в поиске будущей жизни».

Что касается الصَّبْر «ас-Сабур» терпение (здесь), то многие считают, что речь идёт о посте.

Такое мнение озвучили: Муджахид, аль-Куртуби и другие ученые, возможно, что именно поэтому месяц Рамадан назван месяцем терпения, как об этом упомянуто в сборниках хадисов. Также говорилось, что 'терпение' в этом аяте означает воздержание от зла, вот почему 'терпение' было упомянуто наряду с актами поклонения, в частности с молитвой.

Также, Ибн Аби Хатим рассказывал, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал:

«Существует два типа терпения: хорошее терпение – при ударах судьбы,

 и лучшее терпение - при воздержании от запретов Аллаха».

Ибн Аби Хатим сообщил, что аль-Хасан аль-Басри высказывал нечто подобное.

 

Затем Аллах сказал: ﴿ والصَّلَوةِ ﴾ И молитве.

Молитва является сильным средством для воздержания от запретов Аллаха.

Ведь Аллах Всевышний сказал:

﴿اتْلُ مَا أُوْحِىَ إِلَيْكَ مِنَ الْكِتَـابِ وَأَقِمِ الصَّلَوةَ إِنَّ الصَّلَوةَ تَنْهَى عَنِ الْفَحْشَآءِ وَالْمُنْكَرِ وَلَذِكْرُ اللَّهِ أَكْبَرُ﴾


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!