Подобно тому, как клянутся перед вами, полагая, что это поможет им.



 Воистину, они лжецы. (Препирающаяся-18).

Поэтому Он ответил им на их данное убеждение словами: وَمَا يَخْدَعُونَ إِلَّا أَنفُسَهُمْ وَمَا يَشْعُرُونَ

 «Но обманывают только самих себя и не осознают этого» (Корова-9)

Как сказал Всевышний Аллах: إِنَّ الْمُنَافِقِينَ يُخَادِعُونَ اللَّهَ وَهُوَ خَادِعُهُمْ

Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха,

но это Он обманывает их» (Женщины-142).

 

Оба чтения (в 9-аяте суры «Корова»):

وَمَا يُخَادِعُونَ إِلَّا أَنفُسَهُمْ «ва маа йюхооди‘ууна илля анфусахум» и

وَمَا يَخْدَعُونَ إِلَّا أَنفُسَهُمْ «ва маа йяхда‘ууна илля анфусахум»

 имеют одинаковый смысл.

 

Ибн Абу Хатим передал от Ибн Джурайджа, что о словах Всевышнего

يُخَادِعُونَ اللَّهَ «Они (пытаются) обмануть Аллаха» он сказал:

 «Они говорят слова اللَّه لَا إِلَهَ إِلَّا  «Ля иляха иллаллах»,

 желая сберечь свою кровь и имущество, однако в душе у них – другое».

Са‘ид передал от Катады,

что лицемеры утром в одном состоянии, а вечером – в другом, и они похожи

 на шатающийся корабль, который колеблется каждый раз, когда дует ветер.

 

Всевышний Аллах сказал:


فِي قُلُوبِهِمْ مَرَضٌ فَزَادَهُمْ اللَّهُ مَرَضًا وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ بِمَا كَانُوا يَكْذِبُونَ

(10) Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг!

Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали.

 

Судди передал от Ибн ‘Аббаса, Ибн Мас‘уда

и людей из числа сподвижников, что об этом слове: فِي قُلُوبِهِمْ مَرَضٌ

 «Их сердца поражены недугом» они сказали: «Сомнение»,

а о словах: فَزَادَهُمْ اللَّهُ مَرَضًا «Да усилит Аллах их недуг»,

они сказали: «(Да усилит Аллах их) сомнение».

 

Ибн Исхак передал от Ибн ‘Аббаса, что о словах: فِي قُلُوبِهِمْ مَرَضٌ

 «Их сердца поражены недугом» он сказал: «Сомнение».

Такое же мнение передано от ‘Икримы,Хасана аль-Басри, Абу ‘Алийи, Раби‘а ибн Анаса, Катады.

 

От ‘Икримы и Тавуса передано, что они сказали: فِي قُلُوبِهِمْ مَرَضٌ

 «Их сердца поражены недугом», то есть показуха («ар-рийа»).

 

Ад-Даххак передал от Ибн ‘Аббаса, что о словах: فِي قُلُوبِهِمْ مَرَضٌ

 «Их сердца поражены недугом», он сказал: «Лицемерие»,

а о словах: فَزَادَهُمْ اللَّهُ مَرَضًا  «Да усилит Аллах их недуг»,

 он сказал: «Недуг, и это похоже на первое (слово, то есть лицемерие)».

‘Абдуррахман ибн Зайд ибн Аслам сказал: فِي قُلُوبِهِمْ مَرَضٌ

«Их сердца поражены недугом», это болезнь в религии,

 а не в их плоти, и они являются лицемерами.

 А болезнь – это сомнение, которое ввело их в Ислам.

فَزَادَهُمْ اللَّهُ مَرَضًا «Да усилит Аллах их недуг»,

 он сказал:  «Да увеличит Аллах их нечисть (сомнение)». И он прочел:

فَأَمَّا الَّذِينَ آمَنُوا فَزَادَتْهُمْ إِيمَانًا وَهُمْ يَسْتَبْشِرُونَ وَأَمَّا الَّذِينَ فِي قُلُوبِهِمْ مَرَضٌ فَزَادَتْهُمْ رِجْسًا إِلَى رِجْسِهِم     

«Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого усиливается, и они радуются.

А что касается тех, чьи сердца поражены недугом,

то это добавляет нечисть (сомнение) к их нечисти (сомнению)» (Покаяние-124-125).

 Он сказал: «(То есть добавляет) зло к их злу, и заблуждение к их заблуждению».

 То, что сказал ‘Абдуррахман, да смилуется над ним Аллах, то прекрасно. И это наказание подобно их деяниям. Подобное же сказали вышеприведенные (ученые).

 Это похоже на слова Всевышнего Аллаха: وَالَّذِينَ اهْتَدَوْا زَادَهُمْ هُدًى وَآتَاهُمْ تَقْواهُمْ

Тем, кто следует прямым путем, Он увеличивает их приверженность прямому

пути и дарует им  богобоязненность» (Мухаммад -17)

Слова: بِمَا كَانُوا يَكْذِبُونَ  «за то, что они лгали»,

 «бимаа каануу йакзибуун» некоторые читали: «йюказзибуун».

(Лицемеры) были описаны этим качеством лжи, и они считали сокровеное ложью, совмещая между этим (Исламом) и тем (неверием).

Куртуби и другие комментаторы были спрошены о мудрости,

которая удержала посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,

от казни лицемеров, хотя он и знал о о главных лицемерах (или же о том,

 что некоторые из них шпионят, или же он точно знал о некоторых из них).

Они упомянули несколько ответов, среди которых то, что передано в двух «Сахихах»,

что он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ‘Умару:

«Я не хочу, чтобы арабы говорили, что Мухаммад убивает своих сподвижников».

 Это опасение заключалось в том, что по этой причине многие арабы-бедуины могли изменить свое намерение вступить в Ислам. Они не узнали бы мудрости их казни,

ибо их он казнил бы их лишь за их неверие. А (арабы-бедуины) взяли бы только явный смысл произошедшего и сказали бы: «Поистине, Мухаммад убивает своих сподвижников».

Куртуби сказал:  «Это мнение наших ученых и других, подобно тому,

 как он, да благословит его Аллах и приветствует, давал милостыню людям

 для сближения сердец, зная об их плохом убеждении».

Ибн ‘Атыййа сказал:  «Это мнение сподвижников Малика, что передано от Мухаммада

 ибн аль-Джахма, Казия Исмаила, аль-Абхари и Ибна аль-Маджишуна».

Среди (тех ответов) есть слова Малика: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, удержался от их казни лишь для того, чтобы дать знать своей общине,

 что правительне выносит решение, основываясь на своем знании» (то есть он должен выносить решение на основании явных признаков, доказательств и признании).

Куртуби сказал:  «Ученые единодушны в том, что кадий не выносит решение

 о смертной казни на основании знания, однако они разногласили

относительно решений по другим вопросам».

Он (Куртуби) сказал: «Среди (этих ответов) имеются слова Шафии:

 «Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воспрепятствовало казнить лицемеров лишь то, что они показывали свою приверженность Исламу,

 хотя он знал об их лицемерии, ибо их внешнее проявление обязывает принять это».

Это подтверждается словами посланника Аллаха,

да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе, о достоверности которого имеется единогласие, и которое передано в двух «Сахихах» и других сборниках:

«Мне было приказано бороться с людьми, пока они не скажут: اللَّه  لَا إِلَهَ إِلَّا

«Нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха» «Ля иляха иллаллах».

И если они скажут это, то сохранят от меня свои жизни и имущество, кроме случаев, когда (Ислам предоставляет) право на них, а ответ они будут держать


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!