ЦАРСКИЕ СНЫ, СУДЬБОНОСНЫЕ ОРАКУЛЫ 6 страница



Утраченные тексты или поврежденные строки «Мифа об Адапе» могли бы пролить свет на одну загадку: если Эа заранее предвидел, что произойдет в небесной обители, зачем разрабатывать хитрый план вознесения Адапы на небо? Ведь бессмертия он все равно не получит.

Легенды эпохи после Великого потопа (например, легенда о Гильгамеше) рассказывают о том, что потомки простого смертного и бога (или богини) нередко считали себя достойными бессмертия и не останавливались ни перед чем, пытаясь обрести вечную жизнь и присоединиться к богам. Может быть, Адапа был именно таким «полубогом» и упрашивал Эа даровать ему бессмертие? Утверждение о том, что Эа «создал» Адапу, воспринимается многими буквально — то есть что Адапа был сыном Эа от обычной женщины. Это объясняет притворство Эа, который делал вид, что удовлетворяет просьбу Адапы, а на самом деле мешал ему обрести бессмертие.

В «Мифе об Адапе» главный герой также носит титул «сын Эриду» (центр культа Энки). Это был почетный титул, свидетельствующий об образовании, полученном в знаменитых академиях Эриду. Во времена шумерского царства «мудрецами Эриду» называли хранителей знаний, составлявших особый класс общества, который пользовался уважением и почетом. Их имена и специализация встречаются в многочисленных древних текстах.

Согласно этим источникам, в Эриду жили семь мудрецов. Рикл Боргер, исследовавшую ассирийские тексты («Die Beschworungsserie Bit Meshri und die Himmelfahrt Henochs» в журнале «Journal of Near Eastern Studies», том 33)> особенно заинтересовал тот факт, что о седьмом ^ДРеце (помимо имени и того, чем он был знаменит) сообщалось.- «...который был вознесен на небо». В ассирийском тексте этот мудрец носит имя Уту-Абзу, и профессор Боргер пришла к выводу, что его можно назвать ассирийским «Енохом». По свидетельству Библии, седьмой из живших до Великого потопа патриархов, по имени Енох, был взят Богом на небо.

В Книге Бытия приводится лишь перечень предков и потомков Еноха — вместе с возрастом, когда родился их первенец мужского пола, и продолжительностью их жизни — тогда как о седьмом патриархе сообщаются дополнительные сведения:

Енох жил шестьдесят пять лет

и родил Мафусала.

И ходил Енох пред Богом,

по рождении Мафусала, триста лет

и родил сынов и дочерей.

Всех же дней Еноха было

триста шестьдесят пять лет.

И ходил Енох пред Богом; и не стало его,

потому что Бог взял его.

Однако в этих нескольких строчках содержится не вся информация, потому что в оригинале на древнееврейском языке слово «Бог» употребляется во множественном числе — Енох ходил «пред Элогим» и был взят на небо «Элогим». Как указывалось выше, «Элогим» соответствует слову ДИН.ГИР в шумерских источниках Библии. Таким образом, Енох «ходил» пред аннунаками, и именно аннунаки вознесли его на небо. Это толкование, а также научная трактовка, в основе которой лежит шестидесятеричная система счисления и шумерский календарь, впервые появившийся в Ниппуре, служат ключом к пониманию древних источников, благодаря которым мы знаем о Енохе гораздо больше, чем сообщают лаконичные строки Библии.

Первое из этих сочинений — уже упоминавшаяся «Книга Юбилеев». Сообщая подробности о жизни патриархов, отсутствующие в библейской версии, этот текст подтверждает, что «ходил Енох пред Богом»: «И вот он был с Ангелами Божиими в продолжение шести лет, и они показали ему все, что на земле и на небесах»:

Он был первый из сынов человеческих,

рожденных на земле, который научился письму,

и знанию, и мудрости; и он описал знамения неба

по порядку их месяцев в книге...

Он прежде всех записал свидетельство,

и дал сынам человеческим свидетельство

о родах земли, и изъяснил им седмины юбилеев,

и возвестил им дни годов, и распределил в порядке

месяцы, и изъяснил субботние годы,

как мы ему возвестили их.

И что было, и что будет, он видел в своем сне,

как произойдет это с сынами детей человеческих

в их поколениях до дня суда.

Согласно этой версии встречи Еноха с божественным, «он был взят из среды сынов детей человеческих» ангелами, которые «привели его в рай Едем к славе и почести». Там Енох провел некоторое время, записывая «суд и вечное наказание, и всякое зло сынов детей человеческих», согласно которому «Он (Бог) послал потоп на землю».

Еще подробнее путешествие Еноха описывается в псевдоапокрифе «Книга Еноха», причем не как часть рассказа о житии патриархов, а как самостоятельная история. Этот текст был составлен за несколько столетий до христианской эры и основан как на месопотамских источниках, так и на тексте Библии. В нем древний материал объединен с современной автору «ангелологией».

«Книга Еноха» на древнееврейском языке не сохранилась, но она, вне всякого сомнения, существовала, поскольку среди «Рукописей Мертвого моря» были найдены ее фрагменты со вставками на арамейском языке (в те времена арамейский был повседневным языком общения). Этот текст часто цитировался, переводился на другие языки и почитался как священный почти всеми авторами Нового Завета. Как бы то ни было, книга дошла до нас благодаря более поздним переводам на эфиопский так называемая 1-я Книга Еноха) и старославянский языки (2-я Книга Еноха, которую также часто называют «Книга тайн Еноха»).

В «Книге Еноха» подробно описано не одно, а два путешествия Еноха на небо. Во время первого он узнал небесные тайны, вернулся и передал приобретенные знания сыновьям. Из второго путешествия Енох не вернулся—в полном соответствии с утверждением Библии он был взят Элогим. В «Книге Еноха» поручения Бога исполняет целый сонм ангелов.

В Книге Бытия говорится, что Енох «ходил пред Богом» задолго до того, как был взят на небо, и в «Книге Еноха» подробно рассказывается об этом периоде. Сам Енох предстает перед нами как сочинитель, обладающий пророческим даром. «До того, как все это произошло, Енох был спрятан, и ни один из сынов человеческих не знал, где он был спрятан, и где он оставался, и что сталось с ним. И жизнь его была связана со Стражами, и дни его были со святыми». Его встречи с божественным начались со снов и видений. «Я видел в том сновидении, что скажу сейчас языком плотским», — начинает он свой рассказ. Но это был не просто сон, а видение:

Вот, в этом видении облака пригласили меня, и туман призвал меня, и путь звезд и молний усилился и поторопил меня, и ветры в видении побудили меня лететь, и подняли меня ввысь, и понесли меня в небеса.

Прибыв на небо, он очутился перед стеной, «построенной из кристаллов и окруженной языками пламени». Енох преодолел страх и прошел через пламя, и оказался перед домом, сложенным из кристаллов, с потолком, имитирующим звездное небо, на котором были указаны траектории движения звезд. Затем он увидел второй дом, больше и величественнее первого. Войдя в окружавшее дом пламя, Енох увидел престол из кристалла, покоящийся на струях огня. К престолу, озаренному нестерпимым сиянием, не могли приблизиться даже ангелы. Енох пал ниц, закрыв лицо и дрожа от страха. Но тут Господь заговорил с ним: «Подойди сюда и слушай голос мой». Ангел подвел Еноха ближе к престолу, и Бог сказал ему, что поскольку он «праведный человек и писец праведности», то он будет ходатайствовать за людей и ему откроют божественные тайны.

После этого видения Енох совершил настоящие путешествия. Все началось ночью, за девяносто дней до 365-го дня рождения Еноха. Впоследствии он рассказывал своим сыновьям:

...я, Енох, был в своем доме один и лежал на одре,

почивая. Во время сна обильная скорбь охватила

сердце мое, и я сказал: «Вот очи мои испускают слезы

(ибо во сне я не мог понять, что означает сия скорбь).

Что будет со мною?» И явились два пресветлых мужа,

каких никто не видывал на земле.

Лица их сияли, подобно солнцу,

очи — будто горящие свечи, а из уст исходил огонь.

Одеяния их напоминали пену морскую,

тела переливались разноцветными красками,

крылья были светлее золота, а руки — белее снега.

Они встали у изголовья одра и окликнули меня по имени.

Далее Енох говорит, что затем он «пробудился и впрямь увидел стоящих предо мной мужей». В отличие от первого это было не просто видение — на этот раз оно становилось реальностью.

«Взглянул я на них, — продолжает Енох, — поклонился и ужаснулся, и лицо мое исказилось от страха. И сказали они мне: «Дерзай, Енох, не бойся! Послал нас к тебе вечный Господь. И еще сегодня ты вознесешься вместе с нами на небо».

Посланники сказали Еноху, чтобы он приготовился к путешествию на небо — объяснил сыновьям и слугам, как вести себя в его отсутствие, и запретил искать его, «пока Господь не возвратит тебя к ним». Позвав двух старших сыновей, Мафусаила и Регима, Енох сказал им: «Не знаю, куда я иду и что меня ждет». Поэтому он наказал им вести праведную жизнь и не отступаться от Бога Всемогущего.

Енох продолжал беседовать с сыновьями, когда ангелы взяли его, «приподняли на крылья, затем поставили на облака, которые устремились ввысь». Так он был вознесен на первое небо. Это место изобиловало облаками, и Еноху показали «Море Великое, паче земного». На этой первой остановке его посвятили в тайны метеорологии. Затем его подняли еще выше, где он увидел мучающихся грешников, которые «не исполняли заповедей Господних». На третьем небе, куда Еноха вознесли два ангела, он увидел райский сад с древом жизни. Остановка на четвертом небе была самой долгой — здесь Еноху рассказали о тайнах Луны, Солнца, зодиакальных созвездий и календаря. На пятом небе Енох увидел «конец неба и земли» и место наказания ангелов, согрешивших «кровосмешением» с земными женщинами. Отсюда были видны «семь звезд небес», связанных между собой. На этом заканчивалась первая часть небесного путешествия.

Далее Енох встретился с ангелами различных рангов: херувимами, серафимами, великими архангелами. Всего ангельских чинов насчитывалось семь. Побывав на шестом и седьмом небесах, Енох был вознесен на восьмое небо, откуда были видны звезды, составляющие созвездия. Затем Еноха подняли еще выше, и с девятого неба он увидел дома двенадцати знаков зодиака. Наконец, он достиг десятого неба и предстал перед «ликом Господним». Енох не берется описать «лицо Господа», «чудное и престрашное, грозное и престранное».

Устрашившись, Енох пал ниц, но затем услышал слова Господа: «Дерзай, Енох, не бойся! Поднимись и предстань пред ликом Моим навеки». Затем Господь приказал архангелу Гавриилу снять с Еноха земные одежды, умастить его мирром и облачить в «ризы славы Моей». Архангелу Веревеилу было приказано: «Принеси книги из Моих хранилищ и покажи Еноху. Дай ему и трость писчую»-Тридцать дней и тридцать ночей Веревеил диктовал, а Енох записывал «все небесные и земные дела: о море и всех явлениях, движениях и разгулах природных стихий; о Солнце, Луне, звездах, об их движении и изменении; о временах года, летах, днях и часах... о жизни человеческой, заповедях и поучениях; о сладкоголосом пении и обо всем, чему следует поучиться». Всего Енох написал триста шестьдесят книг.

Затем Господь позволил Еноху сесть слева от него, рядом с архангелом Гавриилом и рассказал, как были созданы небо и Земля, и сообщил, что Еноха вернут на землю, чтобы он передал полученные знания сыновьям — в виде рукописных книг, которые будут передаваться из поколения в поколение. Но пребывание Еноха на земле продлится всего тридцать дней. По истечении этого срока, сказал Господь, «Я пошлю ангелов за тобою, и возьмут тебя ко Мне от земли и от сыновей твоих».

По окончании небесного дня два ангела вернули Еноха домой — прямо в его постель. Собрав сыновей и всех домочадцев, Енох рассказал, что с ним произошло, и раскрыл содержание принесенных книг: сведения о звездах, Солнце и Луне, о смене времен года, о солнцестояниях и равноденствиях, а также другие тайны календаря. Затем он призвал сыновей к доброте и терпению, наказал помогать бедным, вести праведную жизнь и соблюдать заповеди Господа.

Енох продолжал говорить, и весть о его путешествии на небо и о полученных знаниях быстро распространилась по городу. Послушать его собралась двухтысячная толпа. Затем «послал Господь мрак на землю, и была тьма, и покрыла тьма стоящих с Енохом мужей». В наступившей темноте ангелы быстро подняли Еноха и «вознесли его на небо вышнее».

 

И увидел народ, и понял, что взят был Енох,

И  прославив Бога, пошли в дома свои.

И поспешил Мафусела и братья его, сыновья Еноха,

и сделали жертвенник на месте Азуханъ,

откуда взят был Енох.

Второй — и последний — раз Енох был вознесен на небо, как свидетельствует составитель «Книги Еноха», в день, когда ему исполнилось ровно триста шестьдесят пять лет, «того же месяца памовуса, в тот же шестой день и час, в который родился».

Можно ли считать, что рассказ о путешествии Еноха на небо аналогичен шумерской легенде об Адапе (или даже вдохновлен ею)?

На это указывают некоторые детали, присутствующие в обоих текстах. Два ангела, соответствующие богам Думузи и Гишзиде в мифе об Адапе, приводят человека, который предстает перед «лицом Господа». Земные одежды посетителя меняют на небесное облачение. Его кожу смазывают маслом. И, наконец, ему даруют великое знание, которое он записывает в «книгах». В обоих случаях визитер пишет под диктовку. Эти детали складываются в структуру, которая, вне всякого сомнения, подтверждает шумерские корни «легенды» о Енохе.

Мы уже упоминали о том, что Библия, называя тех, с кем встречался Енох, именем «Элогим», раскрывает шумерский источник этой истории. Шумерская шестидесятеричная система счисления также проявляется в ключевых моментах рассказа — таких, как 60 дней первого путешествия на небо и 360 «книг» (таблиц), надиктованных Еноху. Но самым удивительным можно считать утверждение, что встреча Еноха с Господом произошла на десятом небе. Это противоречит представлениям о семи небесных сферах, самой высшей из которых считалась седьмая, — представлениям, в основе которых лежит предположение, что древние народы знали лишь семь небесных тел (Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн), которые можно наблюдать в небе с Земли. Шумеры, жившие гораздо раньше греков или римлян, имели представление об истинном строении Солнечной системы, которая, как они полагали, состояла из двенадцати небесных тел: Солнца и Луны, Меркурия, Венеры, ЗЕМЛИ, Марса, Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна, Плутона (мы приводим современные названия) и десятой планеты Нибиру. Планета Нибиру считалась домом Ану, «царя», или «господина», богов-аннунаков.

(Примечательно, что средневековое мистическое учение иудаизма «Каббала» помещает обитель Господа Всемогущего в десятую сефиру, «сияние», или десятое небо. Сефирот (множественное число) обычно изображаются в виде концентрических сфер, на которые часто накладывается фигура Кадмона («Древний») (рис. 18). Центральная сфера носит название Йесод («Основание»), десятая — Кетер, или «Венец» Всевышнего. За пределами сфер простирается Эйн Соф, или «Бесконечность».)

 

 

 

Во всем просматриваются связи с шумерскими источниками. Утверждение о том, что в рассказе о путешествии Еноха отразился миф об Адапе, достаточно спорно, но гораздо больше сходных черт можно обнаружить между Енохом и другим «до-потопным» шумерским персонажем по имени ЭН.МЕ.ДУР.АННА («господин МЕ небесной связи»), или ЭН.МЕДУР.АН.КИ («господин МЕ связи небо - земля»).

В Шумерском царском списке приводятся — точно так же как и в Библии, — имена десяти правителей, живших до Великого потопа. В библейском списке Енох идет седьмым. В Шумерском списке седьмым стоит имя Энмедуранки. Как и в случае с Енохом, Энмедуранки был вознесен на небо двумя божественными сопровождающими, чтобы обучиться разнообразным наукам. Если вероятность того, что Адапа был седьмым мудрецом Эриду, всего лишь вероятность (некоторые месопотамские источники называют его первым мудрецом), то седьмое место Энмедуранки в ряду шумерских правителей не вызывает сомнения. Именно поэтому ученые считают Энмедуранки прототипом библейского Еноха. Родом он был из Сиппара, где в «до-потопные» времена располагался космопорт аннунаков, которым руководил внук Энлиля Уту (впоследствии этого бога называли Шамаш).

Согласно Шумерскому царскому списку Энмедуранки правил в Сиппаре 21 600 лет (6 саров) — и это очень важно. Во-первых, данное обстоятельство свидетельствует о том, что в какой-то момент аннунаки стали доверять избранным людям должность ЭН — «господина» — некоторых поселений (в данном случае Сиппара), что, в свою очередь, связано с появлением полубогов. Во-вторых, если продолжить аналогию, проведенную между продолжительностью жизни шумерских правителей и библейских патриархов, то нельзя не заметить, что при делении 21 600 на 60 получается 360. В Библии говорится, что Енох прожил 365 лет, но в «Книге Еноха» упоминается о 360 книгах, в которых он записал полученные знания. Эти подробности не только подчеркивают сходство между Енохом и Энмедуранки, но и подтверждают нашу гипотезу о соотношении библейских и шумерских временных интервалов в эпоху до Великого потопа.

Текст, рассказывающий о вознесении и обучении Энмедуранки, был составлен из фрагментов табличек, в основном из библиотеки Ниневии, а затем отредактирован и опубликован У. Дж Ламбертом в работе «Enmeduranki and Related Material» (в журнале «Journal of Cuneform Studies»). Основным источником мифа послужила запись «до-потопных» событий на глиняной табличке, сделанная одним из вавилонских царей, стремившимся таким образом обосновать свои притязания на трон; он называл себя «отдаленным потомком царства, существовавшего еще до Потопа, наследником Энмедуранки, который правил в Сиппаре». Заявив о своем родстве с жившим еще до Великого потопа правителем, вавилонский царь рассказывает историю Энмедуранки:

Энмедуранки, правитель Сиппара,

(был) любимцем Ану Энлила и Эа.

В Ярком Храме Шамаш назначил его (жрецом).

Шамаш иАдад (взяли его) на собрание (богов)...

Шамаш, как уже отмечалось выше, был внуком Энлиля и руководителем космопорта, который до Потопа располагался в Сиппаре, а после Потопа — на Синайском полуострове. Сиппар, восстановленный после Потопа, но лишившийся космопорта, тем не менее почитался связующим звеном с небесной справедливостью ДИН.ГИР («справедливые из ракет») и был резиденцией верховного суда Шумера. Младшему сыну Энлиля Ададу (шумеры называли его Ишкуром) была передана во владение Малая Азия. Древние тексты рассказывают о его дружбе с племянницей Иштар и с племянником Шамашем. Именно эти двое, Адад и Шамаш, сопровождали Энмедуранки к месту, где собирались боги, — по всей видимости, на совет. Затем

Шамаш и Адад

(одели? подвергли обряду очищения?) его,

Шамаш иАдад посадили его

на массивный золотой трон.

Ему открыли, как наблюдать за водой и маслом,

(открыли) тайну Ану, Энлила и Энки.

Они передали ему Божественную Табличку

(с выгравированными?) тайнами Небес и Земли.

Они научили его делать вычисления

с помощью цифр.

Познакомившись с «тайнами Небес и Земли», в том числе с медициной и математикой, Энмедуранки вернулся в Сиппар. Ему было приказано распространить полученные знания среди людей, передавая их от отца к сыну среди членов жреческой касты:

Мудрый ученый муж, охраняющий тайны великих богов, свяжет своего любимого сына клятвой перед Шамашем и Ададом. Перед Божественной Табличкой со стилом в руке он раскроет ему тайны богов.

На глиняной табличке с древним текстом, которая хранится в Британском музее в Лондоне, имеется постскриптум:


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!