Список сокращений и список символических обозначений 148 страница



Выявлены также характеристики, выступающие помехами в ходе решения: конформизм; внутренняя цензура – неспособность снять внутренние запреты по поводу содержания и формы собственных идей; ригидность; низкая самоэффективность (А. Бандура) – недоверие к собственным возможностям и недостаток настойчивости в ходе решения. Уровень притязаний и самооценка позволяют человеку соотнести оценку своих возможностей с достигнутыми результатами и выработать стратегию поведения, сохраняющую сложившееся самоотношение.

2.2. Мотивационные характеристики. Существует ряд постоянно действующих мотивов, которые удовлетворяются за счет достижений в интеллектуальной сфере: мотивация достижения, познавательная мотивация, ориентация «на действие». Они определяют выбор человеком задач и проблем в долгосрочной перспективе и количество усилий, которое затрачивается на решение.

3. Организация знаний.

Эксперты в различных сферах деятельности отличаются от новичков: количеством «единиц» профессионального опыта – «чанков» (см. Оперативные единицы памяти), наличием четких схем предметных областей, в которых возникают проблемы; связью между этими схемами и стратегиями решения и др. (В. Ф. Спиридонов)

ФАЛЛИЧЕСКАЯ СТАДИЯ (англ. phallic stage) – по З. Фрейду, третья стадия психосексуального развития (в возрасте с 3 до 6 лет), на которой дети удовлетворяют сексуальный инстинкт, контактируя со своими гениталиями, и на которой возникает инцестуозное влечение к родителю другого пола (см. Комплекс Эдипа). См. также Анальная стадия, Генитальная стадия, Латентная стадия, Оральная стадия, Теория психосексуального развития.

ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТЬ (англ. falsifiability) – критерий для оценки научности теорий. Теория является фальсифицируемой, если она способна порождать предсказания, которые можно было бы эмпирически опровергнуть. Согласно К. Попперу: 1) именно Ф., а не верификация является критерием научности; 2) общие теории в принципе невозможно верифицировать, поскольку для объяснения любого набора данных можно разработать множество теорий, и 3) потому что верификация опирается на индукцию, а индуктивный вывод не является полностью достоверным; 4) психоанализ не является научной теорией, потому что он все может объяснить и, фактически, не делает точных предсказаний, которые можно было бы эмпирически опровергнуть. (Б. М.)

ФАНТАЗИЯ – см. Воображение.

ФАНТОМ АМПУТАЦИОННЫЙ (от фр. fantome – призрак) – навязчивые ощущения зуда, боли, анемия и т. п. в удаленной конечности. Различают временный (послеоперационный) Ф. а. и хронический; 1‑й связан с процессами дегенерации соответствующих нервных волокон; 2‑й – с образованием инкапсулированных рецепторов на месте перерезки нервных волокон. Последние нередко залегают в рубцующихся тканях и подвергаются механическому воздействию при атмосферных колебаниях. Фантомные боли имеют центральное происхождение и связаны с раздражением таламических структур мозга. См. Образ.

ФЕМИНИННОСТЬ – см. Пол.

ФЕНАКИСТИСКОП – см. Кажущееся движение.

ФЕНИЛКЕТОНУРИЯ (ФКУ) (англ. phenilketonuria) – наследственное нарушение обмена фенилаланина, характеризующееся прогрессирующим, особенно в первые 2 года жизни, слабоумием. Впервые ФКУ была описана норвежским врачом и биохимиком A. Fölling (1934). Заболевание имеет аутосомно‑рецессивный тип наследования. В среднем в Европе частота дефекта среди новорожденных составляет 1: 10 000. Среди больных олигофренией ФКУ обнаруживается в среднем в 1 % случаев.

При заболевании нарушается процесс превращения поступающего в организм с пищей фенилаланина в тирозин. Это приводит к резкому повышению содержания фенилаланина в сыворотке крови и спинномозговой жидкости. В результате нарушается синтез ряда веществ в организме, а также происходит вторичное нарушение углеводного, жирового и др. видов обмена в организме. Биохимические нарушения возникают после рождения и оказывают токсическое воздействие на формирующийся мозг. Нарушаются процессы миелинизации, задерживается развитие и рост мозга. Токсическое влияние наиболее высоко в период созревания мозга. После окончания процесса миелинизации повышение концентрации фенилаланина в крови уже не оказывает патогенного воздействия на мозг.

Интеллектуальный дефект имеет прогрессирующий характер и сочетается с отставанием в физическом развитии. Около 92–96 % больных имеют тяжелые степени умственной отсталости (идиотию и имбецильность), у 3–4 % выявляется легкая недостаточность интеллекта. Отмечаются инертность, недостаточная целенаправленность мышления, нарушения внимания и памяти, недоразвитие гнозиса и речи. Характерны эмоциональная вялость и безразличие к окружающему, повышенная чувствительность и ранимость, истощаемость и утомляемость. У некоторых больных наблюдаются эпизоды психомоторного возбуждения с импульсивностью и двигательными стереотипиями. (Ю. В. Гущин)

ФЕНОМЕН БЕЦОЛЬДА – БРЮККЕ – см. Бецольда – Брюкке феномен.

ФЕНОМЕН «ВЕЧЕРИНКИ С КОКТЕЙЛЕМ» (англ. cocktail party phenomenon) – известный факт обыденного опыта, состоящий в том, что человек, который сосредоточил внимание на одном разговоре в многолюдной компании, тем не менее непроизвольно может извлекать некоторую информацию из прочих источников в помещении (напр., упоминание своего имени). Морей (Moray, 1959) моделировал это явление, предъявляя имя испытуемого на игнорируемое ухо, которое к тому же подвергалось затенению с помощью др. сообщения, поступающего на др. ухо. Почти каждый раз испытуемый замечал предъявление своего имени. Это явление не вписывается в логику ранних «одноканальных» моделей внимания, предполагавших, что отвергнутые, игнорируемые стимулы никак не контролируются, не анализируются, не обрабатываются. Для его объяснения разработана аттенюаторная модель внимания (см. Модель аттенюатора). Син. эффект закусочного ряда, эффект дружеской вечеринки и т. п. (Б. М.)

ФЕНОМЕН «НА‑КОНЧИКЕ‑ЯЗЫКА» (англ. «tip‑of‑the‑tongue» phenomenon, TOT state) – хорошо знакомое любителям отгадывать кроссворды порой мучительное и даже навязчивое состояние предчувствия и ожидания, что вот‑вот нужное слово появится в сознании. Критерии феномена: 1) чувство знакомости слова и потому уверенность в том, что слово будет узнано, если его подскажут; 2) уверенность в том, что оно должно вскоре «всплыть в памяти»; 3) возможность довольно точно описать имеющийся в виду объект, указать его свойства; 4) генерация испытуемым вариантов ответа, фонологически близких к правильному (сходство первых букв, одинаковое количество слогов, правильное ударение и др.); 5) возможность облегчения процесса вспоминания с помощью подсказок (напр., нечленораздельное или очень тихое произнесение слова, произнесение только начальных звуков, слишком кратковременное зрительное предъявление слова). Этот феномен может служить иллюстрацией временного существования в сознании значения (содержания) без самого слова (его знаковой формы), однако такой же феномен возможен и при воспроизведении бессмысленного материала. (Б. М.)

ФЕНОМЕН ТРАНСПОЗИЦИИ – см. Двойственные изображения.

ФЕНОМЕНАЛЬНОЕ ПОЛЕ – см. Поле феноменальное.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД (англ. phenomenological approach, phenomenological perspective) – методологическая ориентация в гуманистической психологии, придающая повышенную значимость исследованию непосредственных переживаний человека, субъективных аспектов опыта.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (англ. phenomenology) – исследование субъективных аспектов опыта человека, т. е. того, как человек чувствует и категоризирует жизненные события; большое значение придается рассмотрению переживаемых характеристик Я (self) и взаимодействия с др. людьми и средой. Ф. сосредоточена не на поведении и объективных фактах, а на внутренней картине переживаемых личностью событий. (Б. М.)

ФЕНОТИП (от греч. phaino – являюсь, показываюсь + typos – отпечаток, образ) – совокупность особенностей организма, сформировавшихся под влиянием генетических факторов и факторов внешней среды, в которой протекало его индивидуальное развитие (см. Генотип).

ФЕТИШИЗМ (фр. fétiche – идол, талисман; от порт. feiticao – волшебство).

1. Поклонение фетишу, т. е. неодушевленному, обоготворяемому предмету (камням, палкам, проч.). Формы почитания фетиша разнообразны: от принесения жертв и молитв до вколачивания гвоздей в качестве своеобразного мнемотехнического приема, не позволяющего божеству забыть о просьбе.

Ф. рассматривается и как архаичная стадия в развитии религий, и как элемент многих религий.

2. Половое извращение, при котором половое влечение направлено на различные одушевленные и неодушевленные предметы, сами по себе не имеющие эротического значения, но обычно символизирующие полового партнера. Син. идолизм, сексуальный парциализм.

Фетишисты избирательны: у каждого из них свой набор фетишей. Фактически таковым может стать что угодно. Чаще фетишизируются части тела (иногда какой‑то особой или искалеченной формы) – лицо, руки, ноги, волосы, носы и т. д., а также любые предметы одежды, обувь. Женщины чаще фетишизируют бороды, усы, шрамы, татуировки, тембр голоса (особенно тенор), мундиры. Особая форма Ф. – гетерохромофилия, когда сексуальным стимулом служит иной цвет кожи партнера. Иногда фетишем может служить лишь туфля, собственноручно снятая с женской ноги. Сам процесс завладения фетишем, преодоление трудностей усиливает наслаждение. Наблюдается совмещение Ф. с мазохизмом. (И. А. М.)

ФЕХНЕР ГУСТАВ ТЕОДОР (Fechner, 1801–1887) – нем. физик, философ и психолог, основатель психофизики как науки о закономерной связи физических и психических явлений друг с другом. Разработав ряд методов косвенного измерения ощущений и удачно реализовав идею, высказанную еще И. Гербартом, о возможности применения математики в психологии, используя ряд найденных к тому времени психофизических закономерностей (напр., закон Вебера), Ф. вывел основной психофизический закон, согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины раздражителя (см. закон Фехнера). Вскоре обнаружились ограничения этого закона, однако идеи Ф. о возможности измерений в психологии способствовали становлению экспериментальной психологии и получили дальнейшее развитие в психофизических исследованиях. (Е. Е. Соколова)

Добавление: Поразительна широта и глубина интересов Ф. Имея биологическое образование, он занимался математикой, а в 1834 г. стал профессором физики в Лейпцигском ун‑те. В результате исследований последовательных образов (1839–1840), возникающих при наблюдении Солнца, у него появились частичная слепота и болезненная чувствительность к свету. В 1844 г. Ф. из‑за болезни покинул ун‑т и обратился к философии, где разрабатывал идеи панпсихизма (Бог как душа мира). В своей главной работе – «Элементы психофизики» (в 2 т., 1860) – Ф. постулировал, что душа и тело являются в действительности разными сторонами одной реальности, разработал ряд психофизических методов, вывел психофизический закон и, по существу, предложил проект новой науки – экспериментальной психологии, в связи с чем Ф. считается одним из основателей научной психологии.

Примерно с 1865 г. Ф. стал заниматься экспериментальной эстетикой: изучал с помощью количественных методов привлекательность (эстетическое удовольствие) различных геометрических форм и пропорций; в частности, обнаружил, что испытуемые, как мужчины, так и женщины, наиболее часто выбирают (т. н. «божественные») прямоугольники, у которых отношение меньшей стороны к большей является близким к величине золотого сечения; (a/b) = b/(a + b), т. е. ок. 0,62 (21/34).

Ф. также провел своего рода исследование по экологической психологии, показав, что самым разным прямоугольным объектам в повседневном окружении людей соответствует формат золотого сечения (книги, бумажники, плитки шоколада, кирпичи, окна, двери, игральные карты, билеты, поздравительные открытки, пряники, шкатулки и т. д.). Наконец, известно, что Ф. публиковал свои сатирические произведения под псевдонимом «доктор Мизес». См. также Фехнера парадокс, Фехнеровские цвета. (Б. М.)

ФЕХНЕРА ПАРАДОКС (англ. Fechner’s paradox) – зрительный феномен, который возникает при различных уровнях освещенности сетчаток левого и правого глаза: если перед одним глазом поместить нейтральный светофильтр, то светлота объектов при бинокулярном наблюдении будет меньше, чем при монокулярном наблюдении без светофильтра. Ф. п. объясняется особенностями бинокулярного зрения, вследствие которых воспринимаемая бинокулярно светлота объектов соответствует скорее среднему арифметическому уровню освещенности левого и правого глаза, нежели их сумме.

ФЕХНЕРОВСКИЕ ЦВЕТА (англ. Fechner’s colors) – иллюзорные цвета, которые можно наблюдать при вращении (5–20 об/с) черно‑белого диска (диск Бэнхема) с концентрическими черными дугами на белой половине круга. Цвет, в который окрашиваются дуги, определяется их расстоянием до центра вращения диска (см. Иллюзии восприятия).

ФИГУРО‑ФОНОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (англ. figure‑ground organization) – фундаментальный процесс перцептивной организации, называемый иногда перцептивной сегрегацией (или сегментацией изображения), состоящий в объединении некоторых элементов зрительного поля в такие комплексы, которым придается предметное (вещное) значение (фигура), и объединении всех остальных элементов в массив предметно нерасчлененных данных (фон). Субъективно фигура кажется ближе (на переднем плане), четче, контрастнее, она имеет локализацию и форму. Изображения, которые зрительная система не способна стабильно сегментировать, называются двойственными изображениями или мультистабильными фигурами. См. Гештальтпсихология. (Б. М.)

ФИЗИОГНОМИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ (англ. physiognomic reductionism) – так иногда называют известный феномен межличностного восприятия (соц. перцепции), состоящий в выведении психических и личностных особенностей коммуниканта из его внешнего облика. См. также Физическая аттрактивность. (Д. В. Ющенкова)

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. physiological psychology) – отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX в. Термин «Ф. п.» ввел В. Вундт для обозначения экспериментальной психологии, которая первое время опиралась на методы и техническую базу исследований в астрономии, физиологической оптике, физиологии н. с. и органов чувств. Отношение физиологических процессов к психическим явлениям «Ф. п.» Вундта трактовала с позиций дуализма (см. также Психофизиологическая проблема). Вундт ограничивал область Ф. п. лишь элементарными психическими процессами – ощущениями, простейшими чувствованиями и двигательными реакциями. Т. Циген распространил Ф. п. на более сложные психические процессы и критиковал учение Вундта об апперцепции, которое он толковал как отказ от естественнонаучного объяснения.

В настоящее время Ф. п. понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до самых высоких уровней ее организации. Внутри Ф. п. выделились психофизиология и нейропсихология, в которых изучаются нейронные механизмы психических процессов. В отечественной психологии Ф. п. строится на принципах материалистического монизма и теоретических положениях И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина и Н. А. Бернштейна. Ф. п. получает дальнейшее развитие в работах А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской, Е. Н. Соколова, Н. П. Бехтеревой, М. Н. Ливанова, Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына, И. В. Равич‑Щербо и др. В зарубежной науке крупными представителями Ф. п. являются Д. Хэбб и П. Милнер. (А. Н. Ждан)

Добавление ред.: Очевидно, Вундт, назвавший экспериментальную психологию термином «Ф. п.», совершил категориальную ошибку, которую позднее вполне осознал (кстати, этот факт упоминает и Л. С. Выготский). Причиной ошибки послужило то, что во времена Вундта термин «физиологический» нередко использовался в значении «экспериментальный». В зарубежной литературе в качестве более или менее полных син. для настоящей «Ф. п.» используются термины «биологическая психология», «биопсихология», «психобиология», психофизиология.

ФИЗИЧЕСКАЯ АТТРАКТИВНОСТЬ (англ. physical attractiveness) – внешняя привлекательность человека, один из важнейших факторов межличностной аттракции. Ф. а. существенно влияет на формирование первых впечатлений о личности человека, на межличностные контакты и решения во многих видах профессиональной деятельности (напр., на взаимоотношения педагогов и уч‑ся, судий и подсудимых), равно как и на взаимоотношения людей в повседневной жизни. Большой вклад в оценки Ф. а. вносит человеческое лицо – «самая замечательная поверхность на земле» (Георг Лихтенберг). Методом множественной линейной регрессии оценок Ф. а. женских лиц в целом и по частям установлено, что наиболее сильное влияние на оценки общей Ф. а. оказывает область глаз (Мещеряков Б. Г., Ющенкова Д. В., 2005); в этой же работе установлено, что Ф. а. женских лиц не изменяется под влиянием беременности, но значимо снижается после родов; кроме того, подтвержден известный факт, что Ф. а. влияет на атрибуции личностных качеств: чем выше Ф. а., тем более позитивно оцениваются личностные качества человека (см. Галоэффект, Физиогномический редукционизм). См. Аттрактивность, Эффект пупсика.

ФИЛОГЕНЕЗ (от греч. phyle – род, племя + genesis – рождение, происхождение). Термин был введен Э. Геккелем (1866). Понятие «Ф.» обозначает постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции.

В психологии под Ф. или филогенетическим развитием психики понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. В отечественной психологии учение о филогенетическом развитии психики было разработано А. Н. Леонтьевым. Исходя из материалистического понимания психики как отражения объективного мира, Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции (сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание) и, опираясь на культурно‑историческую теорию Л. С. Выготского, показал специфику общественно‑исторически обусловленного развития психики человека (переход к сознанию). См. Зоопсихология, Сравнительная психология.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (нем. Philosophische Anthropologie). В современ. философии термин «Ф. а.» употребляется в двух значениях. В широком значении он собирательно и индивидуально относится к философским учениям о человеке в целом (независимо от того, как называл свое учение о человеке сам автор). В более узком значении так называют одно из течений г. о. нем. философии XX в., зачинателями которого были Макс Шелер (Scheler, 1874–1928) и Гельмут Плеснер (Plessner, 1892–1985). Наиболее известными сторонниками этого течения являются Арнольд Гелен (1904–1976), Эрих Ротхакер (1888–1965), Ханс‑Эдуард Хенгстенберг, Михаэль Ландман, швейцарский биолог и антрополог Адольф Портман. Все эти авторы не составляют формально организованной и идейно спаянной группы. Кроме разделяемого ими самоназвания, они единодушны в пиетете к имени Шелера и задачам, которые он сформулировал. В остальном каждый из них выступает самостоятельным философом. Начало Ф. а. устанавливается с точностью до года. В 1928 г. выходят в свет программная статья Шелера «Положение человека в Космосе» и книга Плеснера «Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию».


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!