Исследуйте и опишите изменение культурных условий в России в различные исторические периоды и соответствующие изменения преступности (параллельный анализ)



Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное   государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Институт инноватики

Юридический факультет

Кафедра гражданского права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

Криминология

Вариант № 16

 

                   Проверил:

                                                               Ахмедшина Наталья Владимировна

                          Автор работы:

                            К.В. Курышева

 

 

Томск, 2017

Содержание

Задание 1……………………………………………………………………...3

Задание 2…………………………………………………………………..….8

Список использованных источников……………………………………….15

Укажите основные этапы развития архитектурной криминологии, раскройте их содержание и охарактеризуйте их современное состояние

Архитектурная криминология – одно из направлений современной криминологии. Сущность данной концепции заключается в том, что между преступностью и характером застройки, расположением жилищ, планировкой населенных пунктов, их дизайном существует связь:

- во-первых, посредством планировки городов и поселков можно уменьшать число так называемых «слепых зон», неконтролируемых территорий, «темных уголков», которые становятся источником ситуативной виктимности, где люди оказываются беззащитными, где им никто не приходит на помощь в случае преступных посягательств;

- во-вторых, характер городской архитектуры может разрушать систему социального контроля;

- в-третьих, бездарная, унылая архитектура оказывает негативное воздействие на психическое состояние людей, нередко оказывается фактором преступного поведения[1].

В 60-х годах 20 века идею о том, что пространственно-средовые аспекты могут играть роль в снижении уровня преступности, одной из первых высказывает Джейн Джекобс. Используя личные наблюдения, она предположила, что преступность может быть снижена путем правильной ориентации окон на улицу (планировочный приём «глаза на улицу»), разнообразием обслуживания, четкой демаркацией частных и общественных пространств, а также размещением дворовых пространств в непосредственной близости от интенсивно используемых городских мест. В 1972 году американский архитектор Оскар Ньюман выпустил книгу под названием «Защищающее пространство», где критиковал бесчеловечный масштаб, высокий уровень анонимности американских государственных жилищных проектов, возлагал часть ответственности за высокий уровень преступности на архитектурные решения. Он выдвинул ряд концепций – «территориальности», «естественной наблюдаемости» и «социального контроля», объясняющих архитектурные стратегии, которые создают для жителей возможности для того, чтобы они сами могли взять под контроль свои окрестности для создания более безопасной жилой среды.

В 1978 году в Висбадене состоялся первый международный симпозиум по вопросам планирования городского строительства и связи между архитектурой жилых районов и ростом преступности. В 80-х и 90-х гг. 20 века исследования в этом направлении продолжались[2].

Психологи установили, что высотные дома нередко оказываются источниками депрессии горожан. Городские жилища, в которых концентрируется огромное количество людей (в одном доме подчас можно поселить жителей нескольких деревень), меняют стиль отношений между ними. Такой тип жилищ продуцирует эмоциональную разобщенность людей, способствует развитию безличных, холодных контактов между людьми. В этом мире (который стали называть каменными джунглями), несмотря на многолюдность, человек начинает чувствовать себя одиноким и беззащитным. По данным виктимологических исследований, в различных странах мира в среднем 45% потерпевших становятся жертвами преступлений около дома, 37% – вдали от дома, но в закрытых, недоступных визуальному наблюдению окружающих местах.

Местная община – коллектив соседей, которые готовы оказывать поддержку друг другу, чьим мнением люди могли бы дорожить, и взаимоотношения с которыми (одобрение-осуждение) могли бы оказаться эффективным механизмом социального контроля – практически нежизнеспособна в каменных джунглях.

Исследования криминологов архитектурного направления установили, что нередко образование общины соседей зависит от того, огорожен ли жилой массив забором, имеется ли непроходной двор. В замкнутых жилых зонах люди привыкают друг к другу, и появление там чужака не проходит незамеченным. Преступники стараются избегать таких жилых комплексов.

Растущее сосредоточение людских масс, в промышленных центрах значительно снижало эффективность деятельности полиции, возможности предупреждения преступлений и оперативного реагирования на них. Нередко проходят многие недели, прежде чем одинокие люди, умершие или убитые в своей квартире, будут обнаружены. В высотных жилых домах регистрируется в семь раз больше преступлений, чем в малоэтажных жилищах. Причем чем больше этажность дома, тем больше вероятность преступлений. Дома выше семи этажей в четыре раза чаще подвергаются разбойным нападениям и ограблениям, чем дома с шестью и менее этажами. 32% всех разбойных нападений в домах совершаются в лифтах[3].

В этой связи в ряде стран лифты стали оснащать телекамерами, с помощью которых портье может видеть, что происходит в кабине. Оказалось, что архитектурный стиль больших городов нередко инициирует преступления и облегчает их совершение. Эти аспекты стали учитывать в практике градостроительства: при проектировании новых районов (приоритет стал отдаваться малоэтажным коттеджам) и реконструкции старых. Например, в одном из районов Лондона особенности застройки весьма затрудняли действия полицейских по задержанию преступников: узкие улочки исключали использование автомобилей, наличие большого количества тупиков, закоулков, проходных дворов, подвалов и подземных проходов делали неуязвимыми преступников, и полицейские погони всегда оканчивались неудачно. Там открыто торговали наркотиками, кражи с взломом стали практически нормальным явлением, прохожий, случайно оказавшийся в этом районе, почти гарантированно подвергался нападению.

В целях избавления английской столицы от этого рассадника преступности по ходатайству правоохранительных органов муниципалитет принял решение о сносе ряда домов и перепланировке. Архитектурные особенности, создававшие криминогенный ландшафт, были устранены. Жителям министерство жилищного строительства выделило по 1 тыс. фунтов стерлингов для оборудования каждой квартиры этого квартала системой сигнализации и иными средствами защиты (бронированными дверьми с полицейскими замками, оконными решетками и т.п.).

Этот опыт был перенесен и за океан. Когда полицейские потерпели фиаско в контроле преступности в некоторых районах Нью-Йорка, на помощь им пришли архитекторы: По разработанному плану реконструкции района дома, где жили бандиты, были снесены. Теперь на этих пустырях будут строить двухэтажные коттеджи[4].

Если посмотреть на современную российскую архитектурную практику через призму аспектов безопасности, бросается в глаза её явное несоответствие изложенным выше рекомендациям. Особенно низким потенциалом создания безопасности обладают социальные жилища и дома дешёвых рыночных сегментов, но и дорогие коммерческие комплексы зачастую не используют элементарные пространственные планировочные решения для повышения защищённости, полагаясь на охрану и камеры наблюдения.

Современные жилые массивы, зачастую большого размера, состоят из башен 7-12 и более этажей, которые вмещают 100-150 семей и расположены на удалённых от пограничных магистралей участках. Такие дома имеют одну входную группу с 2-4 лифтами и длинным коридором на каждом этаже с квартирами по обе его стороны. Там нет ни охранников, ни портье, ни лифтеров. Нет разграничений по зонам и по степеням приватности, публичное пространство начинается сразу за порогом квартиры. Состояние анонимности, царящее там, одинаково воспринимается и жителями, и потенциальными злоумышленниками.

Исследуйте и опишите изменение культурных условий в России в различные исторические периоды и соответствующие изменения преступности (параллельный анализ)

Культура и составляющие ее элементы, наиболее близко соприкасающиеся с преступностью, могут выступать в качестве причин, условий преступности, криминогенных и антикриминогенных факторов. Выступая в качестве детерминанта преступности, культура в некоторых случаях может выступать и ее следствием (преступная субкультура)[5].

Культура, ее элементы и формы в разных ситуациях могут квалифицироваться как причины и могут выступать в качестве условий. Однако для более глубокого познания роли культуры в системе криминологической детерминации необходимо выявление элементов культуры, их связей и закономерностей функционирования, которые способствуют не только росту, но и снижению преступности.

Причины преступлений представляют собой совокупность социальных характеристик индивидов, проявляющихся при определенных обстоятельствах в поведенческих установках, детерминирующих их преступное поведение. Причина поведения человека, и преступного в том числе, коренится в его личности.

Таким образом, если личность человека, его побудительные силы рассматривать в качестве основной детерминанты совершения конкретного преступления, то культура, как совокупность материальных и духовных ценностей, институтов, установок и поведенческих реакций человека, передаваемых от поколения к поколению, формирует личность и, следовательно, выступает базовым источником поведения человека.

В той мере, в какой человек имеет социальную и духовную сущность, на его формирование определяющее влияние оказывает культура, как на макроуровне (культура страны), так и на микроуровне (культура социальной группы, в которой преимущественно социализируется личность).

Можно сказать, что культура соединяет в себе социальные и духовные свойства личности и ее анализ является единственно возможным путем качественного познания личности человека как биологического, а главным образом, социального и духовного существа. Культурные ценности, нормы, образцы, передаваемые человеку по каналам социализации, преломляются через его сознание (психофизиологические и духовные особенности) и под воздействием объективных и субъективных условий приводят к формированию поведения. При этом если указанные компоненты несут в себе преимущественно криминогенный потенциал, можно говорить о формировании причины конкретного преступления.

Культура выступает ведущим компонентом в функционировании детерминационного механизма преступности. Структуру этого процесса можно представить следующим образом:

 - «негативное явление» (элементы культуры, несущие в себе криминогенный потенциал) излучает криминогенную информацию;

- в поле действия этой информации попадает личность (антисоциальная микросреда, преступная субкультура и т.п.);

- формирование криминогенных качеств личности: искажение системы ценностных ориентаций, навязывание антисоциальных стереотипов поведения, потребностей и желаний и т.д.;

- преступное поведение, обусловленное криминогенными качествами личности.

Изменения в культурной сфере неминуемо оказывают воздей­ствие на преступность. В свою очередь изменения преступности всегда, так или иначе, связаны с культурными процессами.

Изменить стандарты поведения людей можно изменением, как самой культуры, так и механизмов ее регенерации в социальной среде - передачи элементов культуры от одного человека к другому, от поколения к поколению.

Изменение культуры – процесс естественный и непре­рывный. Культура имеет двойственную природу. С одной сто­роны, она формируется стихийно в процессе взаимодействия этноса с окружающей средой. В этом смысле перед каждым поколением культура предстает как некая данность. С другой стороны, каждое поколение и каждый человек вносит свой вклад в культуру, в процессы ее функционирования.

Факторами изменения культуры могут быть природа, уровень развития науки и техники, осмысление окружающего мира, сущ­ности и смысла бытия.

Культура может изменяться стихийно – под воздействием природной среды или в связи с научными открытиями и про­грессом в области техники. И целенаправленно – под воздей­ствием сознательной деятельности людей для достижения тех или иных социальных целей. По мере развития общества все более и более просматривается развитие тенденции управления культурными процессами. Возникли такие феномены, как минис­терство культуры, культурные революции. Управление культур­ным развитием социума является реальностью[6].

Одна из целей влияния на культурную среду – воздействие на преступность. В любом обществе существуют кри­минальный и антикриминальный, конструктивный и деструктив­ный векторы развития культуры. Источники импульсов деструк­тивного развития культуры могут быть как внешними (вероятный противник, экономические конкуренты), так и внутренними (кри­минальный мир, для которых культурная среда народа является чужеродной).

Трансформация культуры происходит главным образом в ре­зультате изменения способов удовлетворения потребностей. Под­час это может изменить и стандарты. В основном же изменение иерархии потребностей происходит под влиянием идеологии и религии. При этом необходимо учитывать, что, помимо процессов, возможности контролирования которых у общества относительно велики (моделирование определенных элементов культуры, убеждение и принуждение), на изменение культуры влияет готовность общества к восприятию нового. Этот феномен относительно автономен.

За очень короткое Россия переместилась из одного исторического периода в другой, что проявилось в следующем:

- исчезло единое великое государство, определявшее во многом в последние столетия геополитическую картину мира;

- радикально изменилось государственное устройство, институты власти и ее атрибуты, наметился бурный процесс государственного строительства, формирование нового правопорядка;

- разрушена прежняя политическая система, государственная идеология.

Но главное – ослаблен духовный потенциал нации, та основа, на которой издревле покоилась мощь нации и государства.

В стране образовался идеологический вакуум, так как исчезла система приоритетов и ценностей, которую пытаются заменить иными ценностями, в том числе религиозными.

В связи с проблемой проводимого исследования, особый интерес представляет взаимосвязь духовность-культура-преступность, которая имеет действительно логическую взаимосвязь.

Подсистемами духовной сферы выступают наука, искусство, идеология, культура, образование и воспитание. От состояния духовности, в конечном счете, зависит поведение человека, отнесение его поведения к категории благого или злого. И определяющую роль в развитии духовности играет господствующая в этом обществе культура. Социальные нормы, регулирующие поведение людей, являются неотъемлемым элементом культуры и теснейшим образом связаны с ценностями, идеалами, символами, верованиями. Характер преступности отдельной страны или близких ей по духу стран удивительным образом корреспондирует не только с характером права, но и с характером религии, духовной ориентации сознания, с акцентированными чертами национальной психики, которые проглядываются за привычными социальными факторами современной жизни. В этой связи вполне обоснованно может быть рассмотрена гипотеза о культурно-историческом типе преступности, то есть о такой ее характеристике, которая обусловлена комплексом духовных и социальных факторов, включающих верования, духовное наследие, особенности национальной психики, а также характеристики современного состояния общества.

В последние годы средства массовой информации все чаще говорят о криминализации российской культуры. Рост преступности обусловливает формирование у людей негативных культурных установок, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на преступность, вызывая дальнейшее повышение ее уровня. Что же представляют собой криминальные проявления, затрагивающие сферу культуры? С некоторой долей условности можно определить их как явления культурной деятельности людей, прямо или косвенно способствующие криминализации общества, росту преступности и требующие реагирования со стороны государства. Криминальные проявления в культуре можно классифицировать в зависимости от конкретной области их действия. На этом основании выделяются криминальные проявления: в сфере религии; в искусстве; в средствах массовой информации; в правосознании и правовой культуре (правовой нигилизм).

Как отмечают ученые, типичные структуры потребностей и типичные способы их удовлетворения образуют стандарты поведения, которые могут быть оценены с точки зрения наличия и величины криминогенного потенциала.

По мнению С.М. Иншакова, культура, во-первых, формирует социальную иерархию потребностей[7].

В одних культурных системах, в ранг социально одобряемых возведены духовные потребности, реализация которых связана с религиозной или научной деятельностью, в других – материальные. Например, в христианской культуре чревоугодие – грех. В большинстве же нерелигиозных культур обильный обед в дорогом ресторане – символ престижа, социальной значимости, объект особой гордости. Потребности в спиртном или наркотиках отрицаются исламской культурой (в Саудовской Аравии за употребление спиртного шариатский суд может приговорить человека к двумстам ударам палками; употребление наркотиков в Иране карается смертью). В криминальной субкультуре удовлетворение этих потребностей престижно. Стандарты социальной иерархии потребностей, характерные для тех или иных культур, оказывают значительное влияние на преступность: ее масштабы, структуру, характер.

Во-вторых, считает автор, культура определяет и способы удовлетворения этих потребностей. Отдельные культуры отрицают насилие вообще. В криминальных субкультурах любая форма насилия может возводиться в ранг заслуг. В православной христианской культуре бедность всегда вызывала сочувствие, а богатство изначально считалось порочным. Для христианского протестантизма (идеологической основы капитализма) богатство – символ близости к богу: чем более человек угоден высшему разуму, тем в большей мере бог способствует финансовому успеху.

Как отмечает С.М. Иншаков, классификация культур на духовные и материальные является в настоящее время устоявшейся. В любой культуре оба эти подвида органически уживаются. Однако удельный вес каждого из рассматриваемых элементов различный. Культуры, ориентированные главным образом на материальное потребление, имеют значительно больший криминогенный потенциал, нежели их духовный антипод. Богатство в таких культурах является идеалом криминальных типов, а стремление к нему – повод абсолютного большинства корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Материальное же пресыщение, как правило, вызывает нравственный кризис, который может выразиться в дисбалансе механизмов сдерживания и самоконтроля, развитии алкоголизма и наркомании.

Изменения в культурной сфере неминуемо оказывают воздействие на преступность. В свою очередь, изменения преступности всегда, так или иначе, связаны с культурными процессами. Трансформация культуры происходит главным образом за счет изменения способов удовлетворения потребностей[8].

Таким образом, культура формирует социальную иерархию потребностей. Первичные потребности, данные человеку от природы, обрабатываются культурной средой, в результате чего сфера человека претерпевает существенную трансформацию.

Одни потребности могут обрести статус социально значимых, важных, одобряемых, а их удовлетворение возводится в ранг заслуг. Другие потребности принято удовлетворять стыдливо. Третьи – вообще могут оказаться под запретом.

Помимо формирования структуры потребностей, культура определяет и способы их удовлетворения. Отдельные культуры отрицают насилие вообще. В некоторых культурах положительно оцениваются одни аспекты насилия (самозащита) и отрицательно – другие (агрессия).

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 8964; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!