Виды отображений внешнего облика человека, их криминалистическое значение.



Отображения внешнего облика человека, используемые в практике раскрытия и расследования преступлений, принято делить на:

1) объективные отображения – это фотоснимки, киноленты, видеоизображения, рентгеновские снимки и флюорограммы, маски и слепки человека. Особый вид отображения – реконструкция лица по черепу. Установление лица по чертам внешности, отображаемым на фотоснимках, как правило, осуществляется путем проведения судебно-портретной экспертизы;

2) субъективные отображения, возникающие в результате непосредственного зрительного восприятия (наблюдения) человека или его останков другим лицом (мысленный образ, описание, субъективный портрет). В криминалистике существует четыре основных вида субъективных портретов: рисованный; композиционно-рисованный; композиционно-фотографический; комплексный, или «живой», когда по показаниям очевидцев гримируется похожий на разыскиваемого человек, который затем снимается на видеопленку. Для изготовления субъективных портретов используются специальные технические средства (например, компьютеры с программами «Портрет», «Фоторобот». Кроме того, существует произвольное описание – это описание, данное свидетелем-очевидцем в словах и выражениях, используемых в обыденной речи. Систематизированное описание – это описание по методу словесного портрета. Словесный портрет – это систематизированное, научно обоснованное описание внешнего облика человека по определенной методике с помощью специальной стандартной терминологии. Оно проводится при соблюдении следующих правил: признаки внешности определяются применительно к «нормальному» положению тела человека; элементы внешности характеризуются как анфас, так и в профиль, а при необходимости и в других ракурсах; описание составляется последовательно: от общего к частному; сверху вниз; сначала общефизические, затем анатомические, функциональные и сопутствующие элементы и признаки; выделяются особые приметы. Особые приметы характеризуются редкой встречаемостью и высокой устойчивостью (заметные следы травм и операций, признаки и содержание татуировок). Особые приметы, отличающиеся особой выраженностью, наглядностью называются броскими. По результатам анализа и оценки информации о человеке определяются формы и направления ее использования.

 

Описание внешности по методу словесного портрета.

Под термином "словесный портрет" понимается упорядоченное описание внешности человека с помощью специальных терминов. Описание внешности по методу словесного портрета имеет свои преимущества: исключает различные толкования того или иного признака; упорядочивает все описания, приводит их в определенную систему; позволяет не упустить какого-либо важного признака. Общие правила описания элементов и признаков внешности по методу словесного портрета заключаются в следующем:

1. Описание всех элементов внешности и их признаков производится с максимальной полнотой с соблюдением принципа "от общего к частному".

2. Элементы и признаки внешности описываются в следующей последовательности: сначала - собственные (общефизические, анатомические, функциональные), потом - сопутствующие.

3. При описании применяется специальная (стандартизированная) терминология.

4. Описание производится в анфас и правый профиль (в необходимых случаях - и с других сторон).

5. Описание следует проводить применительно к нормальному (стандартному) положению головы и состоянию внешности.

6. При описании обязательно следует выделять особенности элементов и признаков внешности.

Субъективный портрет - это наглядное изображение внешности человека, изготовленное в соответствии с мысленным образом. Изготовить его могут сам носитель мысленного образа или по его показаниям другие лица. Современной практике известны три основные разновидности субъективных портретов:

- рисованные - это рисунки лица, созданные художником со слов очевидца (к ним можно условно отнести живописные портреты, а также силуэты, вырезанные из бумаги и других материалов);

- композиционно-рисованные, которые составляют из типизированных рисунков элементов внешности;

- композиционно-фотографические, или так называемые фотороботы, где основой являются фрагменты фотоснимков различных лиц, из которых монтируется целый портрет.

В настоящее время более распространены фотороботы на основе компьютерных программ. Среди компьютерных систем можно выделить автоматизированную информационно-поисковую систему (АИПС) идентификации личности по изображению лица с самообучением "ОКО", основанную на технологии биометрической идентификации человека по изображению лица, базирующуюся на алгоритмах распознавания и сравнения изображений. На вход системы подается оцифрованное видеоизображение. Специальные алгоритмы определяют наличие изображения лица, выделяют его, определяют точное расположение зрачков, производят позиционирование и масштабирование. После этого происходит автоматическое кодирование выделенного изображения лица человека с целью определения основных характерных признаков. При процессе кодирования используется механизм самообучения, основанный на статистической обработке большого количества изображений. Итоговым результатом работы системы биометрической идентификации является список изображений лиц, максимально похожих на предъявленного кандидата, ранжированный по степени сходства. В случае высокой степени корреляции векторов, превышающей определенное пороговое значение, можно говорить об отождествлении конкретной личности. Данный подход положен в основу автоматизированных экспертных систем, где принятие решения является прерогативой эксперта. Тактико-криминалистические методы применяются при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Они направлены на собирание, оценку и использование информации о внешнем облике человека в целях его установления и розыска. Поскольку установление лица по признакам внешности является частным случаем криминалистической идентификации, она может осуществляться в двух формах:

1) непроцессуальной, к которой относится идентификация лица в результате административной, оперативно-розыскной деятельности или проверки по различным учетам, таким как централизованные криминалистические учеты преступников и преступлений, лиц, объявленных в федеральный и международный розыск, неопознанных трупов, лиц, пропавших без вести, неизвестных больных и детей, субъективных портретов неустановленных преступников;

2) процессуальной - в результате производства следственных действий или судебных экспертиз.

Независимо от формы идентификации установление лица начинается с собирания информации о признаках его внешности. Выделяют следующие источники информации о внешнем облике человека: 1) физические лица; 2) различные описания; 3) наглядные изображения: фотоснимки, видеозаписи, рисунки, субъективные портреты и т.д.; 4) труп и костные останки; 5) предметы и следы. Описание является одной из наиболее распространенных форм фиксации сведений о внешнем облике человека. При оценке информации о признаках внешности, содержащихся в описании, необходимо учитывать индивидуальную в каждом конкретном случае совокупность различных субъективных и объективных факторов, влияющих на его полноту. При анализе описания как носителя информации необходимо выяснить, в каких условиях оно составлялось, кто его автор - очевидец или другое лицо, составившее описание со слов очевидца. В последнем случае следует учесть личностные характеристики такого составителя описания и условия его получения. С этой точки зрения наиболее предпочтительны систематизированные описания, составленные работниками правоохранительных органов, особенно по методу словесного портрета, так как они отличаются относительной полнотой, определенностью, единообразием терминологии, высокой степенью объективности и запоминаемости.

В некоторых случаях не меньшей информативностью могут обладать и описания, составленные работниками других органов, учреждений и организаций. Среди них наибольшую ценность представляют описания, составленные работниками медицинских учреждений с указанием формул зубного аппарата, перенесенных травм, операций, заболеваний и последствий их лечения. Анализируя данные о внешности человека, имеющиеся в медицинских документах, целесообразно получить консультацию врача, так как в них, как правило, используется специфическая терминология. Кроме того, медицинские работники указывают те или иные симптомы в целях диагностики и соответствующего лечения, поэтому установление того, как они сказываются на признаках внешности, требует специальных знаний. Следующим источником получения сведений о личности являются самые различные наглядные изображения - фотографии (любительские, художественные, предназначенные для документов, удостоверяющих личность), субъективные портреты и т.п. Фотоснимки могут быть обнаружены по месту проживания, работы, прописки, военного учета, у родственников, знакомых. Но нужно иметь в виду, что любительские и художественные фотографии неизбежно искажают и опускают много существенных признаков, важных для воссоздания внешности, особенно если они обладают техническими недостатками (изготовлены при неправильных условиях освещения и т.п.) или отретушированы. По одной любительской или художественной фотографии нельзя судить о всем комплексе признаков, даже если она лишена вышеперечисленных недостатков. Поэтому нужно иметь несколько портретов, которые в совокупности дадут возможность составить правильное представление о внешности. Опознавательные фотографии, изготовленные при уголовной регистрации, дают достаточно полное представление о признаках внешности. Поэтому получение информации о лицах, скрывшихся из мест лишения свободы, облегчается, так как в их личных делах имеется точное описание внешности преступника и опознавательные фотоснимки. Использованию субъективных портретов в целях установления личности должен предшествовать обязательный их анализ как носителей информации о внешности. Субъективные портреты, как правило, изготавливаются по памяти очевидца, поэтому достаточно хорошо отображают лишь то, что запечатлелось в сознании и уверенно воспроизводилось в ходе составления портрета, - наиболее наглядные элементы и признаки внешности. Остальные признаки воспроизводятся как не противоречащие уверенно запомнившимся, а их включение в портрет в известной мере зависит от лица, его составляющего (художник или эксперт-криминалист).

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 1222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!