Список сокращений и список символических обозначений 47 страница



ИДЕАЛЬНОЕ (от греч. idea – вид, образ) – философская категория, противопоставляющая материальному (т. е. от человека и его деятельности не зависящему бытию природы и общества) созданные трудом людей, только для людей существующие формы (образы) этого бытия и всю совокупность их общественных значений, образующих цели и мотивы сознательной деятельности человека (см. Артефакт).

Естественные условия своей жизни, ее средства и предметы человек производит только из веществ и сил природы, вступая при этом в необходимые, от воли и сознания людей не зависящие производственные отношения с др. людьми. И именно труд человека придает природным объектам новые, предметные формы, меняя вид, образ, организацию самих объектов. Объект в предметной форме, приданной ему исторической деятельностью людей, несет в себе поэтому не только материал и силу природных процессов, использованных при ее создании: в форме предмета людям представлены их же собственные способы и навыки деятельности и общения. Общественная форма природных объектов всегда есть и предметная форма собственно общественной, историко‑культурной жизнедеятельности человека – ее предметно закрепленный образ и образец.

Так, создавая свое первое орудие, наши далекие предки использовали физические свойства кремня, но орудием этот кремень был только в их целенаправленных действиях, предметно закрепленных в устойчивых формах общения (см. Антропогенез). Безотносительно к целям первобытного человека он, несмотря на свою «орудийную форму», просто камень, вещество природы, разрушающееся от взаимодействия с др. ее веществами. Свойства камня, использованные человеком в общезначимой форме орудия, как и первозданная природа видимых звезд, «объединенных» древними скотоводами и мореплавателями в созвездия и ориентирующих в пространстве общественную жизнедеятельность своих «создателей» благодаря человеческому значению формы созвездия, как и природные свойства благородных металлов, объективные условия их добычи, сыгравшие свою роль в превращении золота во всеобщую меру стоимости, как и внутриатомные и внутриядерные силы, ставшие апокалипсическим символом гибели цивилизации, раздираемой антагонистическими противоречиями, – все эти и др. бесконечные свойства веществ и сил природы есть, конечно, не что иное, как материальное, существующее вне и независимо от человека и его деятельности бытие. Но не оно само по себе определяет семантику магического значения первобытного орудия, мифологическую символику созвездий, как не определяет оно и то, что за золото иные люди продавали совесть и честь, шли на преступления и т. д. Даже угроза атомной смерти человечества никак не предопределена внутриатомной энергией. Только общественные отношения, опредмеченные в общественной форме природного объекта, придают ему всеобщее (понятное для другого (других) и только поэтому для меня самого) значение.

Общественный, или культурный, образ любого предмета человеческой жизнедеятельности – это образ общественного способа жизни людей, представший перед ними во всем своем чувственно‑наглядном виде. Этот образ – только для человека существующий образец способа его же собственной жизнедеятельности, овладевая которым в онтогенезе, он овладевает и своими собственными способностями. Каждый родившийся человек вступает в мир образов‑образцов, и именно они, точнее – в общении реализуемое общественное их значение (значение и смысл), определяют и направляют жизненную активность индивида, формируя ее мотивационную сферу. Овладение «видом», образом предмета (как образцом целенаправленной и лишь в общении совершаемой жизнедеятельности) есть одновременно и овладение тем, что реально предстает перед человеком в качестве предмета и средств его жизнедеятельности. Тем самым это и процесс образования его психики, образования всех его представлений и чувств, мотивирующих его поступки. К тому же каждым предметом культуры он овладевает как образцом всех подобных предметов, и именно в его образе он видит то, что значат они для человечества и каждого отдельного индивида. Этот образ и его общественное значение реально являются всеобщим началом, исходным пунктом и определением как дальнейшей деятельности человека с подобными предметами, так и их общественной значимости, отражающей сущность природных процессов, использованных при производстве данного предмета. Именно общественная, самой природе не присущая форма предмета есть форма природного содержания человеческой жизни. Одновременно она служит средством репрезентации природных процессов самому человеку.

Ведь все предметные средства человеческой жизнедеятельности являются и средствами общения людей: они всегда что‑то значат для других и только поэтому и для меня самого. Только их природное первородство полностью сохраняется и в идеальной форме общественного предмета, и в этой форме они все же играют лишь ту роль, которая соответствует их объективной сущности. Именно она предстает перед человеком в образе и значении его собственных средств и способов общения и деятельности.

И не индивид вносит в мир предметов общезначимый порядок, созерцая эти предметы, обозначая их понятными ему именами и т. п. Как раз наоборот, индивид получает способность что‑либо видеть, слышать, созерцать и воспринимать по‑человечески, только овладевая выработанными в предметной деятельности поколений образами действия, зависимыми от др. людей, от их умений и навыков. Т. о., содержание всех психических процессов у человека идеально не потому, что оно субстанционально есть нечто иное, чем бытие т. н. внешнего мира. Как раз содержанием всех психических процессов всегда оказывается вполне реальная, исторически сформировавшаяся способность, закрепленная в органическом, телесно‑предметном умении индивида действовать с вполне материальными (т. е. вне и независимо от его психики существующими) веществами и силами природы. И рефлексивное отношение индивида к каждой из своих способностей также есть чувственное телесно‑деятельное отношение. Идеальным же содержание психических процессов является потому, что сам материальный мир предстает перед человеком (дан ему в представлении) только своими общезначимыми, идеальными формами (образами) и сами деятельные и рефлексивные способности индивида есть культурно‑исторические способы действия именно с такими образами.

И. – одна из форм исторической культуры предметного мира человеческой деятельности, в которой людям предъявляется вне и независимо от них существующая действительность. В процессе целесообразного осуществления образа происходит выявление и познание законов материального мира. Преобразование объективной действительности в процессе труда, отражение ее и выражение в голове человека с помощью общественно значимых форм культуры создает и саму его голову, его психику, его сознание. (Ф. Т. Михайлов)

ИДЕАЦИЯ (англ. ideation) – произвольное оперирование образами (представлениями) актуально невоспринимаемых, отсутствующих стимулов. У животных, даже человекообразных обезьян, нет И. Такого понимания И. придерживался, напр., Л. С. Выготский.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (от лат. identificare – отождествлять).

1. Ситуативное уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр., родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма И. с раннего детства у ребенка начинают формироваться многие черты личности и поведенческие стереотипы, половая идентичность и ценностные ориентации. Ситуативная И. часто имеет место во время детской ролевой игры.

2. Устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Различают первичную и вторичную И. Первичная И. – это И. ребенка (младенца) сначала с матерью, затем с родителем, пол которого ребенок признает своим (половая И.). Вторичная И. – это И. в более позднем возрасте с людьми, не являющимися родителями.

3. Отождествление себя с персонажем художественного произведения, благодаря чему происходит проникновение в смысловое содержание произведения, его эстетическое переживание (см. Эмпатия).

4. Механизм психологической защиты, заключающейся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу. (См. Защита психологическая, Комплекс Эдипа).

5. И. групповая – устойчивое отождествление себя с к.‑л. (большой или малой) соц. группой или общностью, принятие ее целей и системы ценностей (см. Социальная идентичность, Ценностные ориентации), осознание себя членом этой группы или общности. Син. автоидентификация, самоидентификация.

6. В инженерной и юридической психологии – распознавание, опознание к.‑л. объектов (в т. ч. людей), отнесение их к определенному классу либо узнавание на основании известных признаков. См. Идентификация (перцептивная). (Д. А. Леонтьев)

ИДЕНТИФИКАЦИЯ перцептивная (англ. рerceрtual identification) – один из видов перцептивного действия; является промежуточным звеном между актом различения и опознанием; состоит в сличении 2 объектов или в сличении воспринимаемого объекта с эталоном, записанным в памяти, и установлении их тождества или различия. И. всегда предполагает дихотомическое разделение всей совокупности сигналов на класс сигналов, тождественных эталону по всем признакам (положительная И.), и на класс сигналов, не тождественных эталону хотя бы по 1 признаку (отрицат. И.). По данным Т. П. Зинченко (1981), отрицат. И. осуществляется с большей скоростью и точностью по сравнению с положительной. Это объясняется тем, что для положительной И. необходимо установление тождества сигналов по всем опознавательным признакам, в то время как для отрицат. И. достаточно установление различия между ними хотя бы по 1 признаку. Ср. Узнавание. (Т. П. Зинченко)

ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОЛОВАЯ – см. Половая идентичность.

ИДЕНТИЧНОСТЬ ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ – см. Эриксон Эрик Гомбургер.

ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ – см. Социальная идентичность.

ИДЕОГРАММА (англ. ideogram) – письменный знак, равноценный слову в фонетической письменности, обозначающий (передающий, замещающий) понятие, а не звуковой состав названия. Многие И. возникли в результате схематизации иконических знаков (изображений, символов). Напр., китайская И., означающая «счастливый», состоит из элементов, изображающих женщину и сына, поскольку отношения между матерью и сыном нормативно ассоциируются с состоянием счастья. И. являются и цифровые символы (арабские и римские); напр., цифра 3 непосредственно обозначает понятие данного числа, а не звуковой (фонемный) состав слова «три»; причем в генезисе многих римских цифр совершенно ясно лежит изобразительный принцип. (Б. М.)

ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ – относящийся к идеографии.

ИДЕОГРАФИЯ (от греч. idea – понятие + graрho – пишу) – система письменных знаков, являющихся идеограммами.

ИДЕОМОТОРИКА (англ. ideomotor act) – представление о движении, как если бы оно выполнялось реально. Несмотря на отсутствие реализации движения, в идеомоторном акте имеются не только перцептивные (в виде зрительных образов и мышечных ощущений), но и эффекторные компоненты (очень слабая мышечная динамика, иннервация мышц, соответствующая данной двигательной задаче). (А. И. Назаров)

ИДЕОМОТОРНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ (англ. ideomotor compatibility) – степень соответствия характеристик и способа подачи информации действию, требуемому от человека в ответ на эту информацию. Если перед человеком одновременно стоит несколько задач, то чем выше И. с. каждой отдельной задачи, тем ниже структурная интерференция и тем лучше задачи сочетаются друг с другом (Greenwald, 1972). Напр., на предъявленное через наушники слово проще ответить произнесением этого слова вслух, а на предъявленную зрительно стрелку, указывающую вправо или влево, – движением в соответствующем направлении (переключением рычага). Две «идеомоторно совместимые» задачи, не претендующие на одни и те же операции, могут выполняться одновременно, не предъявляя чрезмерных требований к «ресурсам внимания». (М. В. Фаликман)

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД (англ. idiograрhic; от греч. idios – своеобразный + graрho – пишу) – описание и анализ конкретных, индивидуальных, единственных в своем роде случаев, явлений (нарушений, болезней, личностей, событий, групп и т. п.) без стремления к обобщениям на др. аналогичные случаи. Противопоставляется номотетическому подходу. И. п. рассматривался в качестве приоритетного в понимающей психологии В. Дильтея, персонализме В. Штерна, персонологии Г. Мюррея и психологии личности Г. Оллпорта. Термин «И. п.» (точнее – «идиографические науки») ввел нем. философ‑неокантианец В. Виндельбанд, но в амер. психологической литературе его часто связывают с Оллпортом. См. Исследование отдельного случая, Клинический метод, Клиническое исследование. (Б. М.)

ИДИОСИНКРАЗИЯ (от греч. idios – своеобразный + synkrasis – смешение).

1. Необычная субъективная реакция отвращения по отношению к некоторым стимулам (напр., непереносимость запаха некоторых цветов, отвращение к к.‑л. роду пищи; Гёте признавался, что его раздражают люди в очках).

2. Измененная реактивность человеческого организма к некоторым пищевым продуктам (рыба, молоко, земляника), медикаментам (йод, бром, хинин) и др.; проявляется, напр., сыпью на коже и общим недомоганием. (Б. М.)

ИДИОТИЯ (от греч. idioteia – невежество) – самая тяжелая форма умственной отсталости.

ИДОЛИЗМ – см. Фетишизм.

ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ (англ. hierarchy of needs, need hierarchy) – согласно А. Маслоу, человеческие потребности распределяются (группируются) по 5 уровням: от базовых органических потребностей (первичных драйвов) и потребностей в безопасности, которые должны удовлетворяться в приоритетном порядке, до потребности в принадлежности (social needs), потребности в достижении и самоуважении (ego или esteem needs) и, наконец, потребности в самоактуализации, которая трактуется как высшая потребность человека; иерархическую структуру потребностей принято иллюстрировать с помощью изображения пирамиды с пятью ярусами. Син. иерархия Маслоу.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ СЛУШАНИЕ (англ. selective listening) – класс методик для исследования внимания, моделирующих особенности работы авиадиспетчера. Человеку подается на слух – как правило, через наушники – несколько одновременных сообщений. Испытуемый должен, игнорируя одно из сообщений, дать отчет о другом – либо по ходу предъявления сообщений (напр., в форме вторения или нажатия на кнопку при появлении заранее заданных слов), либо после завершения их предъявления (напр., в форме пересказа сообщения или ответа на вопросы по его содержанию). Существует в форме бинаурального слушания, когда оба сообщения подаются в оба наушника, и дихотического слушания, когда сообщения разнесены по наушникам. Многочисленные результаты исследований с использованием метода И. с. были положены в основу моделей внимания как ранней селекции. См. также Затенение. (М. В. Фаликман)

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ СМОТРЕНИЕ (англ. selective looking) – предложенная У. Найссером методика исследования внимания, в которой испытуемому предъявляются 2 наложенные друг на друга видеозаписи (напр., 2 спортивных игр) и предлагается отслеживать события в одной из записей (напр., передачи мяча в игре в баскетбол), игнорируя другую. Исходно методика была предназначена для критики метафоры фильтра в объяснении зрительного внимания. Несмотря на то, что «фильтрация» в условиях И. с. невозможна, испытуемые успешно справляются с задачей отслеживания одной из записей, но не могут с равной успешностью отслеживать обе и не замечают непредвиденных событий, не имеющих отношения к отслеживаемой игре. (М. В. Фаликман)

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ (англ. selective reading) – предложенная У. Найссером методика исследования избирательности внимания, в которой испытуемому предъявляются 2 построчно перемешанных текста разного цвета и ставится задача читать один из этих текстов, игнорируя другой (Neisser, 1967). Оценивается успешность и скорость чтения по сравнению с чтением обычного текста, а также способность человека замечать определенные слова в игнорируемом тексте. Методика была предназначена для исследования соотношения процессов предвнимания и фокального внимания в решении задачи чтения. Установлено, что скорость чтения в задаче И. ч. не снижается. Это объясняется тем, что выделение текста, подлежащего прочтению, осуществляется механизмами предвнимания. При этом в игнорируемом тексте практически не замечается, напр., повторение в каждой строке одного и того же слова, однако замечается значимая информация, также анализируемая механизмами предвнимания, – в частности, собственное имя испытуемого. (М. В. Фаликман)

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ (или селективность восприятия; англ. рerceрtual selectivity) – свойство восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля к.‑л. объектов (или их частей) и признаков. И. в. осуществляется посредством механизмов внимания – непроизвольного и произвольного. Выделяемый и поэтому более отчетливо воспринимаемый объект выступает как «фигура», остальные объекты – как ее «фон».

В своей непроизвольной форме И. в. определяется соотношением физических свойств раздражителей, воздействующих на анализатор. В первую очередь выделяются раздражители, обладающие наибольшей интенсивностью, резким отличием от других по тем или иным признакам (напр., цвету – в зрении, фактуре – в осязании, тембру – в слухе и т. д.). Однако в условиях реальной деятельности решающую роль в И. в. играет выполняемая человеком задача, установка, готовность воспринимать те или иные предметы определенным образом. И. в. особенно отчетливо проявляется в таких специфических условиях, как восприятие двойственных (и многозначных) изображений, т. н. речевого коктейля (смешивание нескольких речевых потоков), объектов, сливающихся с фоном, и т. п. См. Дихотическое слушание, Маскировка зрительная, Селекция информации, Эффект Струпа.

ИЗМЕНЕНИЕ АТТИТЮДА – см. Аттитюда изменение.

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ – см. Гипноз, Психотерапия интерактивная, Ребёфинг, Холотропическая терапия.

ИЗМЕРЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ (англ. measurements in рsychology) – процедуры получения числовых характеристик для величин свойств изучаемых в психологии явлений и объектов, напр.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!