В чем смысл «открытого» финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?



Quot;На всех московских есть особый отпечаток" (старая Москва в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"). А.С.Грибоедов был человеком, много сделавшим для своего Отечества. Отважный военный, талантливый дипломат, он вошел также и в литературу как создатель поистине гениального произведения - комедии «Горе от ума». Произведение было настолько «легко», что разлетелось на крылатые выражения, четверостишия, фразы. И в наши дни можно нередко услышать строки из комедии: «Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног», «Где оскорбленному есть чувству уголок», «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок» и многие другие. «Комедия нравов» создавалась в 19 веке, но она не утратила своей актуальности и сегодня. Свою комедию Грибоедов дописывал в Москве зимой 1823—1824 годов. Москва была городом его детства и юности, у автора было желание как можно точнее и достовернее узнать московскую жизнь. Он хотел отразить ее в пьесе по непосредственным живым наблюдениям, относящимся к тому же времени, когда происходит действие комедии. В Москве наиболее четко проявлялись общие принципы устройства дворянского мира, повседневная жизнь дворянского общества, там значение родственных связей, чинов и денег выступало в неразрывности и гармонии. Грибоедовская Москва - это город, где отслужившие свое тузы «живут и умирают». Эти тузы вместе со своими семействами представляют собой единый образ - «фамусовское общество», собравшееся на балу. В нем и нашли отражение все реальные черты московского дворянства. В центре этого круга стоит Павел Афанасьевич Фамусов - богатый помещик и крупный чиновник, имеющий большой вес среди московского барства. Это «старовер», ярый сторонник крепостничества и самодержавия. Косность, консервативность, обращенность в прошлое - вот основные характеристики Фамусова. Он благоговейно вспоминает о давно минувшем веке Екатерины: «Тогда не то, что ныне: \ При государыне служил Екатерине. \ А в те поры все важны, в сорок пуд…\ Раскланяйся, тупеем не кивнут. \ Вельможа в случае, тем паче, \ Не как другой, и пил, и ел иначе». Он выражает взгляды целого слоя заядлых реакционеров - «старичков», которые недовольны современной политикой Александра I, «засудят о делах, что слово - приговор». Это «прямые канцлеры в отставке по уму», которые свои сужденья черпают из забытых газет времен Очакова и покоренья Крыма». Но именно они и задают тон жизни в Москве, «без них не обойдется дело». Все новое, прогрессивное воспринимается Фамусовым и его гостями как угроза для их господствующего положения. Именно поэтому они так единодушны в оценке Чацкого, который кажется им вольнодумцем. Прогрессивный человек, декабрист по взглядам, убеждениям и моральным принципам, он кажется им проповедником «бездумных дум и мнений». Источник «вольности» московское общество видит в образовании: «Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей». Спасенье от «рассадников» образования Фамусов видит лишь в одном: «Собрать бы книги все да сжечь». Воспитание, которое получают дети московских дворян, делает их чуждыми всему русскому. «Смешенье языков французского с нижегородским» - итог такого воспитания. Именно вследствие рабского, слепого подражания Западу в России «ни звука русского, ни русского лица» скоро можно не найти. Ценность человека в московском обществе определяется количеством принадлежащих ему крепостных душ. «У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: пусть плохонький, но если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених», - наставляет Фамусов свою дочь Софью. Полковник Скалозуб, недалекий и беспринципный карьерист, становится для Фамусова объектом особой симпатии, ведь он «и золотой мешок, и метит в генералы». А значит, самая подходящая партия для его дочери. «Сергей Сергеич, дорогой!» - льстиво говорит с ним Фамусов. Люди, стоящие ниже на социальной лестнице или менее богатые, «фамусовскому обществу» видятся ничтожными и недостойными уважения. «Ослы! Сто раз вам повторять!», - кричит на слуг Фамусов. «А Чацкого мне жаль. По-христиански так; он жалости достоин…имел душ сотни три», - выносит вердикт «фамусовское общество», чванливо восклицая, что «только здесь ещё и дорожат дворянством». Княгиня Тугоуховская, стремясь найти дочерям достойных женихов и рассматривая поначалу кандидатуру Чацкого, кричит супругу: «Князь, князь! Назад!». Она узнала, что ее потенциальный жених беден. «Уж чужих имений мне не знать!» - обиженно заявляет Хлестова, споря о количестве крепостных у Чацкого. Карьера, богатство, почести - вот смысл жизни Фамусова и его круга. Максим Петрович, вельможа екатерининского времени, Кузьма Петрович, камергер двора - вот образцы для подражания. Эти внесценические персонажи помогают раздвинуть автору рамки сатирической картины за пределы Москвы. Служба для Фамусова и его «соратников» - лишь источник дохода, они не занимаются делами по существу. Фамусов заявляет: «Обычай мой такой: подписано, и с плеч долой». Зато протекция, семейственность, кумовство очень популярны «в казенном месте»: «Ну как не порадеть родному человечку!» Ту же картину можно наблюдать и в военных кругах: «чтоб добыть чины, есть многие каналы». Ни интересы страны, ни развитие общества не заботят этих людей. Лишь личная выгода, деньги и чины! Дитя «фамусовского общества» и его «достойный» преемник - Молчалин. Все черты чиновничьего мира очень полно раскрыты в его образе. Благодаря Фамусову этот герой попал в Москву и продвигается по службе. «А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных» - говорит про него Чацкий. У Молчалина есть два таланта - «умеренность и аккуратность». Такие ловкие секретари, в «век покорности и страха» служащие «лицам, а не делу», обязательно добьются успеха, достигнут высоких постов. Что же, «фамусовское общество» будет жить дальше?! К счастью, в комедии существует образ Чацкого, воплотивший лучшие черты прогрессивных людей. Столкновение Чацкого и «всех московских» - суть общественного конфликта. Чацкий обличает все устаревшие устои общества. «Нет, свет уж не таков», - с надеждой восклицает он. К сожалению, человеческие пороки не проходят бесследно. Это страшно, но и сегодня мы можем видеть в нашем обществе гнилые черты фамусовщины. Хорошо, что есть комедия «Горе от ума», она всегда актуальна и позволяет взглянуть на самих себя со стороны.   «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» В 1824 году А.С. Грибоедов закончил свою комедию «Горе от ума». Написанная в эпоху подготовки «рыцарского подвига» декабристов, пьеса рассказала о настроениях и конфликтах того напряжённого времени. Отзвуки преддекабристских настроений были слышны и в резких обличениях Чацкого, и в испуганных репликах Фамусова и его друзей, и в общем тоне комедии. В центре пьесы лежит столкновение между сторонниками барской Москвы и группой «новых людей». Непосредственно против старых порядков в комедии выступает лишь Александр Андреевич Чацкий. Тем самым автор подчёркивает исключительное положение людей с прогрессивными взглядами. «В моей комедии,- писал Грибоедов,- двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». Самым ярким представителем «века минувшего» в пьесе является Фамусов. Его образ, по сравнению с другими представителями московского общества, более четко выписан автором. Добродушный и хлебосольный Фамусов, каким он может показаться в беседе со Скалозубом в начале пьесы, груб с домашними, придирчив, скуп и мелочен. Вот его понимание того, как следует ценить знакомства, родню: Я перед роднёй, где встретится, ползком; Сыщу её на дне морском. По-настоящему этого героя не заботит ни судьба дочери, ни служебные дела. Фамусов боится в своей жизни только одного: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Таким образом, в лице Фамусова автор обличил чинопоклонство московского света. Каждый разговор Фамусова с Чацким заканчивается неминуемым «расстройством» первого. Так, во втором действии (явл. 2) герои остаются наедине, и им удаётся поговорить. Фамусов давно не видел Чацкого, поэтому он ещё не знает, каким стал когда-то знакомый ему мальчик. В своём разговоре герои касаются сначала вопроса о службе. Чацкий сразу же отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Фамусов, не понимая, что имеет в виду Александр Андреевич, пытается научить его, как надо добиваться «и мест, и повышенья в чин». Устами Фамусова говорит в этот момент вся барская Москва: А дядя! Что твой князь? Что граф? Когда же нужно послужиться, И он сгибался в перегиб… Такой и только такой способ служения, как говорит Фамусов, может принести и славу и почёт. И так было в эпоху Екатерины II. Но времена изменились. На это и указывает Чацкий, когда в ироничной и несколько злой манере парирует: Но между тем? кого охота заберёт, Хоть в раболепстве самом пылком, Теперь, чтобы смешить народ, Отважно жертвовать затылком? Далее Чацкий в самых метких и остроумных выражениях клеймит «век минувший». Он утверждает, что теперь новое время, что люди больше не лебезят перед покровителями («у покровителей зевать на потолок»), а добиваются всего в этой жизни только с помощью способностей и ума: Нет, нынче свет уж не таков. Вольнее всякий дышит И не торопится вписаться в полк шутов. Всё это герой говорит в таком пылу, что не замечает - Фамусов уже давно его не слушает, он заткнул себе уши. Таким образом, разговор двух персонажей представляет собой фарс. Этот приём автор использует специально для того, что бы ещё чётче обрисовать положение Чацких – их доводы не слушают, потому что противопоставить им что-то невозможно. Единственное, чем может обезопасить Фамусов старый привычный режим, так это: Строжайше б запретил я этим господам На выстрел подъезжать к столицам. В справедливых, пылких нападках Чацкого на московское общество Фамусов видит опасность, вольность. Он считает, что причина кроется в том, что: Вот рыскают по свету, бьют баклуши, Воротятся, от них порядка жди. Также мы слышим одно из восклицаний Фамусова: «Что говорит! И говорит, как пишет!». Оно относится к речам Чацкого и стоит в ряду таких характеристик этого героя, как «опасный человек», «да он властей не признаёт!», «карбонари». Почему же это, с точки зрения Фамусова, ужасно? Позже, в третьем явлении, Фамусов заявит, что причиной сумасшествия Чацкого является «ученье», поэтому все книги надо сжечь. Для века раболепства учёность, мышление, собственное мнение действительно было опасным, потому что тогда за это наказывали. Но и теперь, когда уже нет правления Екатерины, Фамусов всё ещё боится. И самое ужасное, что такие люди, как он, занимали высокие посты в обществе, являясь примером для подражания. Таким образом, конфликт между Чацким и его противниками во главе с Фамусовым – это выражение борьбы между «веком нынешним» и «веком минувшим», толпой и героической личностью, которая хочет изменить существующий порядок вещей, жить лучше, честнее, справедливее. Эта борьба упорна, длительна, но победа нового неминуема.   «Горе от ума» в одноименной комедии А.С. Грибоедова Одной из основных проблем комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» является проблема ума. О значимости этого вопроса в произведении свидетельствует уже его название. И действительно, образованный и прогрессивный главный герой комедии, попав не в «свою среду, оказывается ее жертвой и терпит полное крушение надежд и мечтаний. Но только ли Александр Андреевич Чацкий испытывает здесь «горе от ума»? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно выяснить, как вообще герои понимают «ум». Старомосковское общество, куда, «с корабля на бал», попал Чацкий, долгое время проведший за границей, трактует ум как практическую сметку. Павел Афанасьевич Фамусов, его секретарь подхалим Молчалин, полковник Скалозуб, княгиня Марья Алексеевна – все они «умным» считают человека, умеющего приспособиться к жизни, получить максимум выгод для себя. При этом неважно, на какие моральные жертвы идет этот человек, как низко, в нравственном смысле, он готов упасть. Все это пустяки по сравнению с возможностью «не то на серебре, на золоте» едать. Именно таким примером для подражания является у Фамусова его «покойный дядя» Максим Петрович, который «Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, да при каком дворе!» Но за это, «Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб…» Важно, что московское общество никоим образом не связывает ум с образованностью, эрудированностью, прогрессивностью взглядов, нравственной или моральной позицией человека. Больше того, по мнению Фамусова и ему подобных, все это – «дурь», которая пришла из-за границы и которая грозит самим основам их существования, жизненному устройству, складывающемуся веками. Поэтому-то фамусовское общество так боится книг – ведь именно оттуда «новомодные сумасшедшие» идеи проникают в молодежную среду, получают все большее распространение, овладевают все большим количеством умов. Этим героям видится один способ своего «спасения» – уничтожать все новое, не давать ему возможность развиваться: «Собрать все книги бы да сжечь!» Автор показывает нам совершенно разные судьбы и характеры людей, которые считаются «умными» в фамусовском обществе. Сам Павел Афанасьевич богат, числится на важной службе (которую выполняет спустя рукава, но и это считается признаком «ума» в его среде), протежирует своих родственников, чтит авторитеты и неукоснительно выполняет все правила, существующие в старомосковском обществе. Он, безусловно, «умен». «Умен» и его секретарь Молчалин, который выбился «из грязи в князи». Сын безвестных родителей, этот никчемный человечек лестью и подхалимством достиг много – служит секретарем у самого Фамусова. Но и на этом он не останавливается – ведь изображая влюбленность в Софью Фамусову, он наверняка добьется еще больших «благ». Как личность Молчалин ничтожен. Он не стремится к развитию и самосовершенствованию, не имеет собственных взглядов и мнений. Больше того, он считает это преступлением: «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь». Да это и не нужно для достижения жизненного успеха - в фамусовском обществе это не в цене. Здесь нужно мыслить так, как велят авторитеты, вроде княгини Марьи Алексевны, и ты всегда будешь в фаворе. Совершенно другое представление об уме у главного героя комедии – Чацкого. Он тоже выходец из старомосковской среды, однако учеба в университете и жизнь за границей кардинально повлияли на его мировоззрение. Герой - носитель прогрессивных взглядов. Что это значит по отношению к русскому обществу начала 19 века? Прежде всего, Чацкий – человек глубоко и всесторонне образованный, он стремится к знаниям и просвещению, в которых видит путь к счастливому будущему не только отдельных людей, но и всей страны в целом. Этот человек – личность, самостоятельная и смелая, имеющая смелость высказывать собственные суждения, нести за них ответственность. У Чацкого очень высокая нравственная «планка», у него обострено чувство собственного достоинства: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Кроме того, этот герой – горячий патриот. Он на деле, а не на словах печется о судьбе России, хочет участвовать в ее будущем. Чацкий убежден, что уже наступило «новое время», пришел «нынешний век», кардинально отличающийся от «века минувшего»: «Хоть есть охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит и держит стыд в узде…» Таким образом, в «Горе от ума» сталкиваются два разных мировоззрения, два разных представления об «уме». Мы понимаем, что они никогда не смогут найти общий язык или компромисс. И действительно, в произведении между этими жизненными философиями происходит «смертельная» борьба, в которой, в основном из-за превосходящей численности, побеждает фамусовское общество. Чацкий вынужден бежать, повергнутый и озлобленный, - ведь он потерпел поражение и на личном, и на общественном фронтах. Но есть надежда, что его победа, гораздо более масштабная, еще впереди. Так, к финалу комедии мы понимаем, что каждый из героев терпит свое «горе от ума»: Чацкий – от своей горячности и самонадеянности, семья Фамусова – от собственных же принципов и окружения. Проблема ума, таким образом, становится существеннейшей проблемой в произведении, помогающей не только раскрыть характеры героев, но и показать эпоху, запечатлеть главные конфликты грибоедовского времени.   «Миллион терзаний Чацкого» (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума») Главным героем комедии Грибоедова «Горе от ума» является молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий. Этот человек испытывает в произведении «мильон терзаний». Пробыв долгое время за границей, он возвращается домой – в Москву. И сразу же Чацкий приезжает в дом к своей любимой – к Софье Фамусовой. Из диалога двух этих героев мы узнаем, что Александр Андреевич и Софья – друзья детства и Чацкий буквально вырос в доме Фамусовых. Уже тогда герой полюбил Софью, а она отвечала ему взаимностью: «Когда, бывало, в вечер длинный/Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,/Играем и шумим по стульям и столам». И теперь, после долгого пребывания за границей, все еще влюбленный Чацкий приезжает к Софье. Он хочет узнать, любит ли она его, возможно ли счастье с ней? Однако сразу героя охлаждает равнодушный и даже враждебный прием Софьи: «Не человек, змея!». Чацкий еще не знает, что девушка влюблена в Молчалина – «бессловесного» секретаря Фамусова. Больше того, Александру Андреевичу такая мысль даже не приходит в голову – он не видит в окружении Софьи достойных кандидатов на ее руку и сердце. Однако, погрузившись снова в «московскую жизнь», от которой герой отвык и отдалился, Чацкий начинает понимать, что между ним и его прошлым – огромная бездна. Пылкий и горячий Александр Андреевич практически сразу «бросается в бой» - начинает отстаивать свои взгляды, показывать неправоту и косность московского общества. Из жарких споров с Фамусовым мы узнаем, что Чацкий - человек прогрессивный и демократический, личность, полная чувства собственного достоинства. Так, он заявляет Фамусову, что готов служить, но по «новым законам»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Герой оценивает людей не по их богатству и связям, а по личным достоинствам – уму, образованности, порядочности. Кроме того, превыше всего Чацкий ставит свободу – в мыслях, чувствах, поступках. Он выступает за свободу выбора в профессии (служить или не служить), в чувствах, вообще в жизни. Герой глубоко убежден, что наступили новые времена, а «век минувший» отошел в прошлое: «Но между тем кого охота заберет,/Хоть в раболепстве самом пылком,/Теперь, чтобы смешить народ,/Отважно жертвовать затылком?» Он верит, что России необходимы реформы, что пора прекратить преклонение перед иностранным и начать уважать свое. Монолог Чацкого о «французике из Бордо» - яркое тому подтверждение: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод/ Чтоб умный, бодрый наш народ/ Хотя по языку нас не считал за немцев» . От фамусовского общества героя отличает и его взгляд на народ как на продуктивную и талантливую силу, способную возродить страну. Однако все эти мысли встречают враждебный отпор Фамусова и всего московского общества. Эти люди понимают, что взгляды Чацкого разрушат их привычный образ жизни, что они несут им гибель. Именно поэтому фамусовцы объявляют Александра Андреевича сумасшедшим («Безумный по всему») и стремятся поскорее найти причину его «болезни»: «Ученье - вот чума, ученость - вот причина, /Что нынче пуще, чем когда,/Безумных развелось людей, и дел, и мнений». Да и Чацкий начинает понимать, что не встретит соратников в Москве. Но он готов терпеть враждебность Фамусова и других до тех пор, пока верит, что Софья может полюбить его. Но вскоре и эта мечта героя разбивается – он узнает, что Софья любит другого. Да и кого – подлеца Молчалина! Этот удар стал последним для Чацкого – он практически убегает из Москвы, сломленный и разбитый: «Вы правы: из огня тот выйдет невредим,/Кто с вами день пробыть успеет,/Подышит воздухом одним,/И в нем рассудок уцелеет». Таким образом, Чацкий – герой «нового времени», человек прогрессивных взглядов, свободный и образованный. Наверное, по отдельности он сильнее каждого из представителей московского общества. Но этого героя делает уязвимым любовь к Софье. Чацкий надеется, что его эта девушка – не такая, как все остальные из ее окружения. Однако он жестоко ошибается. И этот удар, наверное, самый сильный из всех, что герой переносит в Москве. Но это поражение Чацкого – лишь временное поражение и только его личная драма. В общественном же масштабе «победа Чацких неизбежна». На смену «веку минувшему» придет «век нынешний», и взгляды героя комедии Грибоедова одержат сокрушительную победу.   «Мильон терзаний» Софьи Фамусовой (по комедии Грибоедова «Горе от ума») Софья Фамусова занимает особое место в системе персонажей комедии Грибоедова «Горя от ума». Любовный конфликт с Софьей вовлек Чацкого в конфликт со всем обществом, послужил, по словам Гончарова, «мотивом, поводом к раздражениям, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль». София не принимает сторону Чацкого, но и не принадлежит и к единомышленникам Фамусова, хотя она жила и воспитывалась в его доме. Эта героиня - человек замкнутый, скрытный, к ней трудно подступиться. В характере Софьи есть качества, резко выделяющие ее среди людей фамусовского круга. Это, прежде всего, независимость суждений, которая выражается в ее пренебрежительном отношении к пересудам и сплетням («Что мне молва? Кто хочет, так и судит...»). Тем не менее, Софья знает «законы» фамусовского общества и не прочь воспользоваться ими. Например, она ловко подключает «общественное мненье», чтобы отомстить Чацкому. Безусловно, в характере Софьи есть не только положительные, но и отрицательные черты. «Смесь хороших инстинктов с ложью» увидел в ней Гончаров. Своеволие, упрямство, капризность, довольно размытые представления о морали делают ее одинаково способной и на хорошие, и на дурные поступки. Ведь, оклеветав Чацкого, Софья поступила безнравственно, хотя сама осталась убежденной в том, что Чацкий — совершенно «нормальный» человек. Главный герой же окончательно разочаровался в Софье именно тогда, когда узнал, что ей обязан «этим вымыслом». Эта героиня умна, наблюдательна, рациональна в своих поступках, но любовь к Молчалину, одновременно эгоистическая и безрассудная, ставит ее в нелепое, комическое положение. В разговоре с Чацким София до небес превозносит душевные качества Молчалина, но настолько ослеплена своим чувством, что не замечает, «как портрет выходит пошл» (Гончаров). Ее похвалы Молчалину («Целый день играет!», «Молчит, когда его бранят!») дают совершенно противоположный эффект: Чацкий отказывается понимать все сказанное Софьей буквально и приходит к выводу, что «она его не уважает». Эта девушка, любительница французских романов, очень сентиментальна. Вероятно, как и пушкинские героини из «Евгения Онегина», она мечтает о «Грандисоне», но вместо «гвардии сержанта» находит другой «совершенства образец» — воплощение «умеренности и аккуратности». Софья идеализирует Молчалина, даже не пытаясь узнать, каков он на самом деле, не замечая его «пошлости» и притворства. «Бог нас свел» — этой романической» формулой исчерпывается смысл любви Софьи к Молчалину. Он сумел понравиться ей, прежде всего, тем, что ведет себя, как живая иллюстрация к только что прочитанному роману: «Возьмет он руку, к сердцу жмет, / Из глубины души вздохнет...». Отношение Софьи к Чацкому совершенно иное: ведь она не любит его, поэтому не желает выслушать, не стремится понять, избегает объяснений. Софья несправедлива к главному герою, приписывая ему злобное желание «унизить» и «кольнуть» всякого, и даже не пытается скрыть свое безразличие к нему: «На что вы мне?» В отношениях с Чацким героиня столь же «слепа » и «глуха», как и в отношениях с Молчалиным: ее представление о бывшем возлюбленном далеко от реальности. Софья, главная виновница душевных терзаний Чацкого, сама вызывает сочувствие. По-своему искренняя и страстная, она полностью отдается любви, не замечая, что Молчалин лицемерит. Даже забвение приличий (ночные свидания, неумение скрывать от окружающих свою любовь) — свидетельство силы ее чувства. Любовь к «безродному» секретарю отца выводит Софью за пределы фамусовского круга, ведь она сознательно рискует своей репутацией. При всей книжности и очевидном комизме эта любовь — своеобразный вызов героини и отцу, который озабочен тем, чтобы приискать ей богатого жениха-карьериста, и обществу, которое извиняет только открытый, ничем не прикрытый разврат. Высота чувств, не свойственная фамусовскому обществу, делает Софью внутренне свободной. Она настолько счастлива своей любовью, что не боится разоблачения и возможного наказания: «Счастливые часов не наблюдают». Неслучайно Гончаров сравнил Софью с пушкинской Татьяной: «... Она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой. И София, как Татьяна же, сама начинает роман, не находя в этом ничего предосудительного». Софья обладает сильным характером и развитым чувством собственного достоинства. Она самолюбива, горда, умеет внушить уважение к себе. В финале комедии героиня прозревает, понимая, что была несправедлива к Чацкому и любила человека недостойного ее любви. Любовь сменяется презрением к Молчалину: «Упреков, жалоб, слез моих / Не смейте ожидать, не стоите вы их...». Хотя, по мнению Софии, свидетелей унизительной сцены с Молчалиным не было, ее мучит чувство стыда: «Себя я, стен стыжусь». София осознает свой самообман, винит только себя и искренне раскаивается. «Вся в слезах», она произносит свою последнюю реплику: «Я виню себя кругом». В последних сценах «Горя от ума» от прежней капризной и самоуверенной Софьи не остается и следа — «оптический обман» раскрылся, и в ее облике отчетливо проступают черты трагической героини. Судьба Софии, на первый взгляд, неожиданно, но в полном соответствии с логикой ее характера, сближается с трагической судьбой отвергнутого ею Чацкого. Действительно, как тонко заметил И.А.Гончаров, в финале комедии ей приходится «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается «мильон терзаний» ». Развязка любовного сюжета комедии обернулась для умной Софии «горем», жизненной катастрофой.   «Чацкого роль – страдательная... Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И. А. Гончаров) (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».) Комедия «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова – яркое и самобытное произведение. Она не только пережила своего создателя, обессмертила его имя, но и по сей день остается остросатирической и, к сожалению, актуальной. Образ главного героя, Александра Андреевича Чацкого, по-прежнему неоднозначен, вызывает то восхищение своей смелостью, то сочувствие. Ведь он яростно обличает ложь и все те устои, которые мешают жить честно и свободно. Только почему такие достойные люди обречены быть отвергнутыми, не принятыми, непонятыми и несчастливыми?… Неужели такова судьба всякого, кто борется за светлые идеалы и опережает свое время? Итак, в центре комедии лежит столкновение между сторонниками барской Москвы и группой новых людей. Этих новых людей представляют в комедии Чацкий, племянник княгини Тугоуховской, брат Скалозуба, Горич, профессоры и студенты Педагогического института, «что упражняются в расколах и безверьи», какие-то люди, которые учатся в пансионатах и лицеях. Об этих людях Чацкий постоянно говорит «мы», каждый из них «вольнее… дышит и не торопится вписаться в полк шутов». Легко понять, что такие люди в обществе скалозубов и молчалиных слывут «мечтателями опасными». Их боятся, услышав их речи, кричат «Разбой! Пожар!». Трагедия Чацкого разворачивается на стержне любовных переживаний. Но это и подчеркивает общественно-политический накал комедии, усиливает его, потому что этот накал возникает в результате реальных жизненных обстоятельств. Чацкий борется за свои светлые чувства и за свои идеалы. Каждая вспышка личной обиды влечет за собой невольное восстание Чацкого против косности окружения Софьи. Это характеризует героя как человека мыслящего, передового и еще по-юношески горячего. Он обречен на непонимание в фамусовском обществе, потому что это время молчалиных, бездушных и амбициозных подхалимов. Зная это, Молчалин осмелел, усвоил покровительственный тон в отношениях с Чацким, которого считает неудачником. Между тем, неожиданная холодность девушки, которую он горячо и искренне любит, ее пренебрежение настолько ошеломляет Чацкого, что в отчаянии он бросает вызов фамусовскому обществу, выплёскивая всю свою боль и презрение в обличительных монологах. И только чувство собственного достоинства спасает его от бесполезного унижения перед этим миром раболепства и чинопоклонничества. И.А. Гончаров так писал об этом: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей свой удар силой новой. Он – олицетворение пословицы: «один в поле не воин». Но я все же думаю, что воин, и притом победитель, только передовой воин, застрельщик и потому всегда жертва». Конечно, Фамусова этот герой не образумил и не исправил. Но если бы у Фамусова при разъезде не было свидетелей, он бы легко справился со своим горем, только поторопился бы со свадьбой дочери. Но так уже нельзя: «благодаря» Чацкому, наутро это происшествие будет обсуждать вся Москва. И Фамусову поневоле придется столкнуться с тем, что ему раньше и в голову не приходило. Молчалину, после сцены в сенях, тоже невозможно будет оставаться прежним. Маски сдернуты, его разоблачили, и ему, как последнему воришке, придется спрятаться в угол. Загорецкий, Горичи, княжны – все попали под град его выстрелов, и эти выстрелы не остаются бесследны. И только к Софье Павловне трудно отнестись с тем же безучастием, с каким мы расстаемся с другими героями пьесы. В ней есть много симпатичного, в ней все задатки недюжинной натуры: живой ум, смелость и страстность. Она загублена духотой отцовского дома. Ее идеалы ошибочны, но откуда взяться другим идеалам в фамусовском обществе? Ей, конечно, тяжело, тяжелее даже, чем Чацкому: ей достается свой «мильон терзаний». А слова Чацкого разнесутся, будут повторяться повсюду и произведут свою бурю. Битва только начинается. Авторитет Чацкого был известен и прежде, у него уже есть единомышленники. Скалозуб жалуется, что его брат оставил службу, не дождавшись чина, и стал книги читать. Одна из старух сетует на то, что ее племянник, князь Федор, занимается химией и ботаникой. Нужен был только взрыв, и бой завязался, упорный и горячий, в один день, в одном доме, но последствия его отразятся на всей Москве и России. Чацкий, несомненно, смело смотрел в будущее и не мог принять и понять косности и лицемерия фамусовых и молчалиных. Он - представитель не только века нынешнего, но и века грядущего. Его постигла та же участь, что и многих ему подобных: окружающие не находили ничего здравого в его мыслях, они его не понимали и даже не пытались понять. К сожалению, многим людям трудно отвергнуть устаревшие стереотипы, принципы, привычки, ведь проще считать сумасшедшими тех, кто задумывается о развитии и стремится вперед. Чацкий породил раскол среди представителей века минувшего, и хотя он сам обманулся в своих личных ожиданиях и не нашел «прелести встреч», «живого участия», но «брызнул сам на засохшую почву живой водой», увозя с собой «мильон терзаний».  

В чем смысл «открытого» финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

«Горе от ума»… - гениальнейшая русская драма…
А.Блок «О драме».


«Горе от ума» (1823 г.) - одна из ярчайших и талантливейших комедий в русской литературе. Она затрагивает многие вопросы и проблемы жизни русского общества начала ХIХ века.
В своем произведении Грибоедов запечатлел два лагеря, существовавших в общественной жизни России начала ХIХ века. С одной стороны, в то время появлялись люди прогрессивные, независимые и образованные, люди, ратующие за развитие России. Представителем таких людей в «Горе от ума» выступает Александр Андреевич Чацкий. Со всей присущей ему силой этот герой обрушивается на невежество, косность, низкопоклонство, царящие в старой Москве.
В своей борьбе Чацкий не одинок. По репликам героев мы понимаем, что в России существуют единомышленники Александра Андреевича. Это двоюродный брат Скалозуба, который из-за каких-то «новых правил» «…службу вдруг оставил, / В деревне книги стал читать». Это и племянник княгини Тугоуховской – «химик и ботаник». Это и профессоры Педагогического института, о которых княгиня Тугоуховская с негодованием говорит, что они «упражняются в расколах и безверье».
Этим «новым» людям противостоял многочисленный лагерь людей с консервативными, косными взглядами, чуждыми науки и образования, живущих под игом чужого мнения и косого взгляда со стороны «уважаемых» авторитетов. В комедии это - Фамусов и другие представители «старой» Москвы: Молчалин, Скалозуб, Тугоуховские, графиня Хрюмина, супруги Горичи, Фома Фомич, княгиня Марья Алексевна и многие другие.
Представители фамусовской Москвы не принимают Чацкого. Им непонятен и страшен этот молодой выскочка, стремящийся разрушить их устои, законы и авторитеты. Поэтому слух о сумасшествии Александра Андреевича, пущенный его возлюбленной, Софьей, все восприняли со злорадством. По меркам дворянского общества Чацкий и есть сумасшедший. Он чересчур свободен в своих мыслях и поступках, что приравнивается высшим светом к сумасшествию.
Как же разрешается конфликт между «старой» и «новой» Москвой? В финале комедии приходит к развязке общественная коллизия (Чацкий - фамусовская Москва), разрешается и любовный треугольник (Софья – Молчалин – Чацкий).
Софья узнает, что Молчалин не любил ее, а ухаживал поневоле. Мало того - отец девушки, Фамусов, узнает о романе Софьи со своим секретарем. Он обвиняет во всем новые веянья, которые сделали его дочь чересчур «свободной». Фамусов грозится взять «влюбленных» в «ежовые рукавицы»:
Постой же, я тебя исправлю:
Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить;
Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю,…
Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,
Там будешь горе горевать….
Свидетелем разоблачения становится и Чацкий. Он наконец-то убедился, что именно Молчалин был его соперником в любви к Софье. Александр Андреевич поражен и разочарован: «Слепец! Я в ком искал надежду всех трудов!» Мало того, что Софья выбрала себе такого ничтожного человека, как Молчалин. Всё то время, что Чацкий был в Москве, девушка водила его за нос и не признавалась, что любит кого-то другого.
Александр Андреевич разбит. В Москве его объявили сумасшедшим, поэтому он должен уехать из города. Возлюбленная предала и обманула его. В отчаянии Чацкий делает вывод:
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа,…
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.
Герой уезжает. Но нельзя сказать, что он потерпел полное поражение, а фамусовы победили. Мы знаем, что у Чацкого есть сторонники. Я считаю, что прогрессивная молодежь будет работать и бороться на благо своей страны, не отступая перед «веком минувшим». Поэтому можно сказать, что Чацкий потерпел временное поражение. Он слишком рано появился в Москве. Старые порядки были еще слишком сильны. Но через какое-то время новые веяния все равно возьмут верх, а «век минувший» будет отступать. Я думаю, это неизбежно: новое и молодое все равно рано или поздно одержит победу.
Неясна и судьба Софьи. Мне кажется, что Фамусов грозил ей Саратовом в запале чувств. Он хотел, чтобы все окружающие слышали, как он гневается. Ведь для этого героя важнее всего общественное мнение, слово «княгини Марьи Алексеевны». Я считаю, что когда Фамусов остынет, он простит свою дочь. Софья останется в Москве и будет искать себе выгодного мужа. Все посудачат о происшествии в доме Фамусова и забудут, переключившись на что-то более «свеженькое».
Но это - предположения и догадки. Сам же Грибоедов ничего не говорит о дальнейших судьбах своих героев. Он оставляет финал пьесы «открытым».
Истории героев остались незавершенными. Почему? Возможно, потому, что Грибоедов писал о своей современности. Он не мог точно знать, что же будет дальше. Писатель мог только предполагать или высказывать свои пожелания.
Кроме того, мне кажется, что финал для Грибоедова был не так уж и важен. Ему гораздо важнее было показать само столкновение героев, нарисовать их портреты, то есть запечатлеть «век минувший» и «век нынешний».
«Открытый» финал комедии «Горе от ума» позволяет читателям поразмыслить, высказать свои предположения, мнения о дальнейшей судьбе героев. А это значит, что читателя это произведение не оставит равнодушным. На мой взгляд, в этом и заключается главная цель любого писателя.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 862; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!