Политическая культура журналиста. Политический анализ



 

Культура (лат. cultura «возделывание, развитие, образование») – обширнейшая сфера достижений человечества в процессе его развития. Сфера интересов журналистики – все «пространство» культуры. Этого требует задача всесторонней социальной ориентации аудитории и целостного развития массового сознания. Разумеется, каждый журналист специализируется в отдельных областях культуры, и лишь немногие стремятся к универсализации. Но в любом случае для «четвертой власти» в обществе на первом, притом определяющем, месте оказывается политическая культура ее субъектов-журналистов.

Политика (греч. polis «государство»; politike «искусство управления государством») – важнейшая сфера общественной жизни, связанная с выработкой и реализацией решений государственной власти.

Как сфера общественных отношений политика – это прежде всего объективно существующие отношения между большими общественными группами (классовыми, национальными, региональными, религиозными и др.) внутри стран и между странами по поводу получения, удержания, организации и использования власти для реализации своих нужд, интересов и идеалов. В основе политических отношений лежит стремление к обладанию рычагами власти, к участию в государственных делах, к определению и проведению внутренней и внешней политики в тех или иных ее областях и сферах.

Конкретная обстановка порождает множество группировок, для которых названных трех характеристик недостаточно. Тогда говорят об «ультраправых» или «левых экстремистах», «правом центре», «левом центре» и т.д. И все же дифференциация позиций имеет свои естественные ограничители - ведь по тому или иному вопросу (например, об отношении к иммигрантам из бывших колоний во Франции или к «гастарбайтерам» в Германии, о формах владения землей или об отношении к разным формам собственности в странах СНГ) нельзя высказать бесконечное множество взглядов. Поэтому в результате размышлений, анализов и обсуждений по каждому вопросу разными силами выдвигаются две, реже три-четыре позиции. Вокруг этих позиций и группируются единомышленники, часто образуя блоки, объединяющие по данному вопросу различные партии и группировки для отстаивания и проведения в жизнь взглядов, которые они разделяют.

Политические организации (в том числе и журналистские) формируются на базе интересов и потребностей социальных групп с целью проведения в жизнь своей политической линии и постоянного участия в политической деятельности, которая протекает в разных областях жизни. Это и деятельность политических партий, и участие в избирательных кампаниях, и работа в парламенте, в органах исполнительной власти и т.д. В политической деятельности участвуют и СМИ. Основа ее – получение, обработка, распространение разносторонней информации (дескриптивной, валюативной, нормативной, прескриптивной) на основе политического анализа конкретных ситуаций общественной жизни. Важно – и это признак плюралистического общества,– чтобы такой анализ велся разными людьми, на основе отличных друг от друга подходов и приводил к полностью или частично несхожим результатам. На основании несовпадающих результатов, полученных в процессе изучения явлений действительности, складываются разноречивые взгляды на реалии, их оценки, различные направления и способы деятельности по достижению поставленных разными силами политических целей. А это неизбежно ведет к возникновению и обсуждению новых проблем внутри политических сил и между ними, как скрытых от общественности, так и публичных.

Поскольку СМИ задействованы во всех сторонах политической жизни, ее работникам требуется высокая политическая культура.

Политическая культура журналиста – это и мера его компетентности в сфере общественно-политической жизни, и присущая ему система представлений о месте журналистики в ней, и уровень владения им «кодексом поведения» в политической жизни, совокупностью норм политической деятельности.

Фундамент политической культуры – это система представлений (желательно научно обоснованных) о сущности общества и действующих в нем закономерностей, раскрывающих причины и факторы функционирования и развития отдельных социальных структур и общества в целом. При этом центром таких представлений оказывается понимание сущности государства и властных отношений в обществе. Эти концептуальные представления могут носить самый разный характер – материалистический или идеалистический, правоконсервативный или леворадикальный, тоталитарный или демократический. Важно, чтобы они были максимально строго определены, а журналисты отдавали бы себе отчет в том, во имя какого государственного строя выступают и действительно ли такой государственный строй служит общечеловеческим интересам и соответствует гуманистическим ценностям, накопленным в политической культуре столетий. Власть нужна прежде всего для реализации экономических интересов и потребностей отдельных групп или всего общества, социальных идеалов, представлений о справедливости, свободе и правах человека и т.д. Поэтому политическая культура предполагает определенный уровень уяснения (знания, представления, ощущения) потребностей экономического развития, понимания путей их реализации и тем самым развития общества, как оно видится в принятой журналистом системе политических координат. В противном случае - неизбежно упование либо на стихию саморегулирующейся экономики, либо на волюнтаристское видение политики как командной силы. Знать или хотя бы более или менее верно угадать, как использовать власть для экономического (а далее - для социального и духовного) развития, – вот признак владения основой политической культуры.

Над этим фундаментом политической культуры надстраиваются другие ее этажи – представления о системе политических ценностей в области форм государственности, национальной независимости, безопасности, обеспечения прав и свобод граждан, конституционного порядка и т.д. Конкретные формы идеальной и реальной жизни этих ценностей складываются в относительно цельное представление о том «политическом режиме», который существует, и о том, к которому следует стремиться.

Еще одним составляющим звеном политической культуры выступают представления о различных политических силах, субъектах политики, которыми являются группы, организации, отдельные личности. Главными субъектами политики выступают большие группы людей - классы, слои, сословия, нации, религиозные группы, другие общности, целые народы, а также маргинальные образования (в том числе и люмпенские слои). Организационно оформленными их представителями и исполнителями воли становятся государственные институты, политические организации (партии, движения, союзы и т.д.), церковные и другие объединения, а также, разумеется, и средства массовой информации как органы этих институтов или как «независимые» самостоятельные издания и программы. Непосредственными же политическими субъектами являются конкретные лица - политические лидеры, государственные и общественные деятели из сферы политической элиты или правящих кругов, политические активисты среднего уровня, политически активные представители массы того или иного класса, слоя, группы и т.д. Итак, основные требования, предъявляемые к политической культуре журналиста, - это знание социальной структуры общества, характерные свойства и закономерности взаимоотношений внутри которого определяются принятой журналистом социально-философской концепцией; выработка представлений прежде всего об экономических интересах и потребностях составляющих общество групп и общества в целом; определение структуры и иерархии политических ценностей; понимание характера и расстановки главных сил, действующих на политической арене; формирование соответствующего представления о нормах политической деятельности, «кодекса поведения» в общественной жизни.

На этой базе политической культуры и протекает деятельность журналиста по сбору, отбору, обработке, компоновке, передаче информации, для каждого шага которой свойствен сознательный и отчетливый или, наоборот, неясный и непоследовательный политический подход, проявляющийся в постоянном политическом анализе явлений действительности.

Политический анализ – это не обязательно большая статья, в которой изложено большое количество фактов, дана подробная характеристика явления, показаны его причины и возможные пути развития, сформулирована оценка и определены меры, необходимые для того, чтобы движение событий происходило в направлении, отвечающем интересам представляемых журналистом сил. Такие произведения чрезвычайно важны, они являются «гвоздевыми» в номерах и выпусках СМИ. Однако политический подход присущ и простой констатирующей факт заметке: тут он проявляется в отборе самого факта (как политически значимого и существенного для выработки политической позиции аудитории), в выборе характерных деталей и порядке их представления читателю, в поиске нужного слова, способного передать политическое видение журналистом данного факта, особенно если не дается открытых оценок и характеристик.

Первый шаг политического анализа предполагает необходимость «увидеть» факт или явление, событие или заявление в рамках определенной социальной системы (разумеется, разными журналистами понимаемой по-разному). Вот почему так велико стремление каждого журналиста, особенно в переходные периоды развития общества, когда много неясного в общественных отношениях, определить: «в каком обществе мы живем?». От ответа на этот вопрос - а он неизбежно должен содержать интерпретацию таких ценностей, как «свобода», «равенство», «справедливость» и других применительно к разным сферам жизни - зависит формирование представлений о критериях оценки конкретных явлений, с которыми сталкивается журналист в повседневной жизни. Ведь справедливость можно понимать и как необходимость распределения материальных, социальных или духовных благ поровну между всеми, и как получение по труду, и как приобретение благ по успеху (на рынке труда, талантов, знаний, находчивости, предприимчивости и пр.). Возможны и «экзотические» требования (по национальной принадлежности, родству). Четвертый   вариант – те или иные формы взаимодействия названных трех.

Второй шаг политического анализа – определение системы требований, выдвигаемых к различным политическим институтам и социальным силам. В основе этих требований – стремление изменить господствующую политическую линию, решения по поводу рассматриваемой ситуации, состояния дел в той или иной сфере жизни (например, изменить экономическое положение предприятия, материальное и социальное положение работающих на нем, отношения между владельцами, администрацией, профсоюзами и т.д.).

Следующий, третий шаг политического анализа – выработка представлений о системе политических акций, ведущих к достижению поставленных целей. В зависимости от «состояния дел» и «состояния умов» это может быть и единовременное выступление в СМИ, и длительная кампания, включающая множество выступлений различного характера, дискуссию, полемику, диалог между социальными группами, стоящими на разных политических позициях. Общее направление этих акций - подготовка к формированию максимально единых политических подходов и требований в лагере передовых сил общества, сплочение вокруг выработанной идеи наибольшего числа сторонников, нацеливание их на конкретные политические действия – участие в выборах на стороне той или иной партии или блока, в манифестациях, демонстрациях, забастовках. Так журналистика способствует идеологической подготовке массовых политических акций «парламентского» и «внепарламентского» типов.

 

 

Раздел 3. Журналистика в системе социальных институтов.

Тема 3.1. Журналистика в системе социальных институтов. Журналистика как "четвертая" власть

 

Журналистская деятельность осуществляется в определенных общественно-политических условиях (государственных, экономических, культурно-исторических, религиозных, национальных и т.д.), при определенном характере и взаимоотношениях различных социальных сил (классов, партий, профсоюзов, ассоциаций предпринимателей, творческих объединений и т.д.). При этом жизнедеятельность общества протекает в значительной мере как функционирование большого количества разнообразных социальных институтов (лат. institutum «установление, учреждение»).

В системе властных отношений в обществе журналистика занимает особое место, поскольку где есть информация, там присутствует управление, проявляющееся в характерных для СМИ как специфического социального института «властных полномочиях» и формах их реализации.

Власть – это доминирование (человека, группы, организации) в отношениях с другими, возможность проводить свою волю, воздействуя на «контрагентов» в своих интересах, добиваясь реализации поставленных целей. Суть власти – способность прямым или косвенным путем добиться подчинения людей для реализации поставленных задач. Для этого необходимо обладать неким «могуществом», «силой», использование которой приводит к реализации потенциальной возможности оказывать эффективное воздействие на поведение «подвластных» объектов, в результате чего они меняют свое состояние и деятельность. Формы осуществления власти — господство, насилие, принуждение, подчинение, авторитет лидера (в т.ч. харизматического), влияние, побуждение (через убеждение, обольщение, манипуляцию и пр.), которые используются ради руководства, организации, контроля.

Власть как возможность подчинять своей воле, управлять, распоряжаться, побуждать, организовывать, контролировать проявляется в трех различных сферах — в сфере государственно-административной (опирающейся на законодательство и подзаконные акты, правовую систему, контролирующие и карающие органы), в сфере экономики через власть денег, материальное стимулирование и санкционирование, в сфере духовно-идеологической через формирование сознания, настроений, ценностных ориентации, стремлений, намерений, волевых импульсов, установок поведения, и т. д.

Основу «пирамиды» власти составляют государственные институты, образующие в демократическом обществе три ветви власти — представительную («первую»), исполнительную («вторую»), судебную («третью»). Государственная власть всеобща, ее решения обязательны для исполнения и подкрепляются возможностью принуждения. Власть негосударственных институтов, более широкая и менее формализованная сфера руководства и контроля, во-первых, имеет ограниченную область действия (внутрипартийная, внутриорганизационная — власть лидера, руководителя, дирижера, главы семьи и т.д.) и, во-вторых, «слабее» — требует подкрепления доверием, авторитетным словом,убеждением, анализом и т.д. И еще более широко разлита власть, предстающая как неформальное влияние неинституциональная власть — «авторитет знания», «сила слова» и «сила примера», власть общественного мнения (вообще духовная власть). Можно говорить и о внутриличностной власти («учитесь властвовать собою»)...

Таким образом, властей в обществе оказывается много больше, чем три или четыре. И при этом власть весьма разнообразна по характеру, способам осуществления и результатам. Будучи органически связанной с политикой (как politics, так и policy) и формой ее реализации на самых разных уровнях, власть как бы «разлита» в обществе и пронизывает все его структуры и подструктуры. Власть все больше децентрализуется и приобретает вид «полиархии».

Эти представления о сути, характере и сферах проявления власти в обществе во всей их полноте дают возможность поставить вопрос и о «властных полномочиях» журналистики, учитывая, что современное общество все более базируется на информации, которая постоянно становится все более важным фактором социально-экономического развития.

Поэтому в эпоху становления «информационного общества» происходит гигантский рост «власти информации». И журналистика представляет в этой полиархической структуре один из важнейших компонентов.

СМИ не обладают ни силой государственного принуждения, ни возможностями экономического давления. Их «властные полномочия» лежат в сфере духовно-идеологической, в сфере влияния (причем степень реального влияния может быть очень разной в зависимости от множества обстоятельств). Будучи неофициальной, эта власть осуществляет проникающее давление на все области жизни, притом не менее сильное, чем давление экономической и политической властей. Стоит добавить — в наше время особенно.

При нормальном функционировании общественного организма отношения трех государственных и «четвертой» властей взаимодополнительны и не могут быть иными, нежели партнерскими. Это значит, что СМИ, анализируя действия официальных властей (и всех других структур общества), обязаны от имени народа в одних случаях поддерживать и укреплять своим авторитетом положительные тенденции и явления, а в других критиковать и требовать изменить политику тех или иных ветвей власти и/или других общественных структур. А те в свою очередь обладают как правом, так и обязанностью откликаться на критику — соглашаясь полностью или частично, а в иных случаях и аргументированно опровергая и отвергая несправедливые замечания и требования. И государственные власти, если они действуют как институты народной демократии, вправе, исполняя имеющиеся законодательные нормы, контролировать действия журналистики. Таковы проявления принципа дополнительности в сфере отношений между четырьмя властями, что называют обычно системой «сдержек и противовесов» в системе демократии. Оптимально организованные взаимодействие и взаимоконтроль – норма демократического общества.

Кажется очевидным, что журналистика располагает в соответствии со своей природой многообразной специфической системой «властных полномочий», что само по себе и дает основания говорить о ней действительно как «четвертой власти». При этом ясно, что нельзя ни преуменьшать, ни преувеличивать властные возможности «четвертой власти». И от характера теоретического знания норм ее деятельности, их закрепления в нормативных документах, а затем и от продвижения этих норм в осознанную практику деятельности СМИ зависит успех деятельности «четвертой власти» в условиях партиципарной делиберативной диалоговой демократии XXI века.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 1326; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!