Соотношение материи, движения, пространства и времени

Материя как философская категория

Категориальный статус понятия "материя". Категория материи — одна из центральных в онтологии. В понятии "материя" фиксируется наиболее общая основа существования окружающего нас природного мира, его всеобщая характеристика. Поэтому к этой категории так или иначе обращались все крупные мыслители прошлого. Она находится в фокусе и современных научных дискуссий.

Развитие представлений о материи в истории философии.

Понятие "материя" прошло несколько этапов в своем историческом понимании.

1. Натурфилософское понимание: материя как первоначало (чувственно-наглядное, "стихийное" представление о материи). Проблема материи в древнегреческой натурфилософии решалась в соотвествии с вопросом о том, "из чего все произошло" (вопрос о первоначале) и "из чего все состоит" (вопрос о первоматериале), т.е. к каким первоэлементам можно свести все многообразие мира. В ранних древнегреческих философских учениях (Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др.) в первооснову мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т.п.; все существующее считалось модификацией этих стихий. В античном атомизме (Левкипп, Демокрит, Эпикур) материя представляла собой более первоматериал, нежели первоначало: все тела состоят из атомов – множеств неделимых частичек вещества, которые, двигаясь в пустоте то сцепляются, то расцепляются.

2. Естественнонаучное понимание: материя как субстрат, вещество (физикалистское, сциентистское представление о материи). Данная трактовка материи, возникает в связи с развитием научного естествознания в XVII в. (в первую очередь физики), в основе которого лежала идея атомарного строения вещества, высказанная еще античными атомистами. Материя стала отождествляться с веществом, состоящим из атомов, с комплексом их свойств (протяженность, неделимость, масса, плотность). Наибольшего развития такое физикалистское понимание материи достигло в трудах французских материалистов XVIII столетия Ламетри, Гельвеция, Гольбаха.

Материя в естествознании Нового времени стала пониматься как субстрат – "то из чего все состоит", как вещественная основа, сущность отдельных вещей, как некий строительный материал многообразных предметов и явлений, как своеобразная неизменная основа всех вещей, некая "вешалка", на основе которой существуют вещи, а ее свойства, атрибуты рассматривались как отличные от самой материи: материя – это одно, а все остальное – это другое, первое порождает второе, оставаясь как бы строительным первоматериалом, из чего созидается сама конкретность, множество вещей.

На рубеже XIX - XX веков в связи с открытием радиоактивности, делимости атома (электрона), электромагнитных полей разразился методологический кризис науки, связанный с определением материи как вещества, состоящего из атомов. Некоторые ученые и философы стали говорить о дематериализации, или исчезновении, материи, о замене ее энергией, электричеством, даже математическими формулами.

Философы предложили свой выход из возникшего кризиса — материя перестала падать в бездну дематериализации. Это был, разумеется, коллективный выход, вобравший в себя множество индивидуальных решений и подходов

3. Философско-гносеологическое понимание: материя как объективная реальность (гносеологическое представление о материи). Сформировавшись в условиях кризиса вещественно-субстратного понимания материи в начале XX столетия, оно развивалось в русле марксистского мировоззрения в разных странах и прежде всего в СССР.

Для выхода из кризиса было предложено сформулировать такое определение материи, которое не зависело бы от возможных научных открытий различных состояний материального мира в будущем, т.е. дать не естественнонаучное, а философское определение. Для этого все частные ("мелкие") характеристики материи были включены в один общий признак: быть объективной реальностью.

"Классическое" гносеологическое определение материи было сформулировано В.И. Лениным: "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". Иными словами, материя – это такая реальность, которая а) существует объективно, т.е. независимо от сознания субъекта, и б) которая непосредственно или опосредованно (с помощью технических средств) может вызывать у субъекта познания ощущения, т.е. фиксироваться органами чувств.

 Несмотря на то, что данное определение материи способствовало преодолению кризиса в науке, вскоре обнаружились его ограничения: в нем материя ограничивается лишь чувственно-познавательным отношением человека к миру в системе "субъект познания – объект познания", сводится лишь к одному свойству – "объективности". Тем самым мы отвлекаемся от мировоззренческого значения понятия материя для осмысления места человека в мире (т.е. в системе "человек – мир") в рамках материализма.

4. Философско-онтологическое понимание: материя как субстанция (субстанциально-аксиологическое представление о материи). Зародившись примерно в середине ХХ столетия как реакция на сведение понятия материи лишь к одному ее свойству — "объективной реальности" (как это утверждалось гносеологистами) данное представление увидело в материи систему многих атрибутов. Истоки такой концепции можно обнаружить еще в философии Спинозы и потому ее можно было бы квалифицировать как неоспинозизм.

Материя есть единственная субстанция, т.е. нечто самостоятельно существующее (от лат. substantivus — "самостоятельный"), "в-себе-и-для-себя-бытие", т.е. то, что существует само в себе и представляется само через себя. Материя как субстанция самодостаточна, т.е. является "причиной самой себя" (causa sui) она обладает свойствами активности, самодвижения, самовоспроизводства, самотворчества, вечностью (неуничтожимостью) во времени и бесконечностью в пространстве. Субстанциальность материи выражается во взаимосвязи сущности и явления, многообразного и единого, сущности и существования.

Материя как субстанция есть "абсолютная реальность": в мире нет ничего, кроме материи (и ее свойств, которые тоже включены в материю). В современном материализме, таким образом, отрицается существование духовной субстанции (Идеи или Бога) как существующей реально, первично и независимо от материи. Сознание (мышление разум) – это порождение материи, продукт ее самореализации, самотворчества, актуализации заложенных в ней возможностей, особая форма существования материи.

Поскольку кроме материи ничего более нет, а материя включает в себя (актуально и потенциально) сознание, дух, постольку "материя духовна", "материя одухотворена". Современные ученые допускают возможность существования сознания в космосе в других звездных системах. Если природа смогла породить сознание в нашей солнечной системе, то почему бы не признать и возможность существования сознания, подобного человеческому, в других звездных мирах в настоящее время?

 Дух (сознание, идеальное) – это модус, "орган" материи, в котором она осуществляет сама себя: сознание есть свойство материи, поэтому сознание вечно, как и материя. В современном материализме первичность материи и вторичность духа обосновывается тем, что существование природных систем не предполагает с необходимостью наличия сознания; духовное же, напротив, не существует вне природы, вне материи.

Философско-онтологический подход к материи через понятие "субстанция" позволяет развернуть ее атрибуты, модусы и более четко установить отличия материализма от идеализма (идеалистического субстанциализа).

Соотношение материи, движения, пространства и времени

Исходный тезис современного материализма: "В мире нет ничего кроме движущейся материи, и движется она не иначе как в формах пространства и времени" (Ф. Энгельс). Иными словами, атрибутами (неотъемлемыми свойствами) материи являются: движение, пространство и время.

Материя и движение. Движение – это способ существования материи. Материя не может существовать вне движения; движение и материя органически и нерасторжимо связаны друг с другом: нет движения без материи, как нет и материи без движения. Так же как и материя, движение материи абсолютно, а покой – относителен. Это значит, что покой  выступает как момент движения, момент сохранения качественной определенности движущегося бытия. Любое конкретное "покоящееся" материальное бытие (вещь) существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводится определенный тип изменений, движений. До тех пор, пока вещь сохраняет свою качественную определенность, то есть находится в относительном покое, остается "сама собой", она может существовать, изменяться, двигаться. При уничтожении этого типа движения данное конкретное материальное бытие распадается, переходит в другое бытие, которое характеризуется своим типом движения.

Движение несотворимо и неуничтожимо, причем не только в количественном, но и в качественном отношении. Это значит, что 1) движение не возникает из ничего и не исчезает бесследно (универсальный закон сохранения и превращения энергии), 2) движение материи способно к постоянным превращениям из одной формы в другую.

Материя, пространство и время. Важнейшими формами бытия движущейся материи являются пространство и время. В каком соотношении находятся материя, пространство и время? По ответу на этот вопрос выделяются две концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная.

Субстанциальная концепция пространства и времени (от лат. substantia – сущность), характерная для метафизического материализма, была сформулирована И. Ньютоном в XVII веке. Пространство и время — абсолютные, самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Абсолютное пространство – это пустота, в которой располагаются все тела. Абсолютное время – это чистая длительность. Пространство и время – это "вместилище" материальных тел. Если вдруг, материальные предметы исчезли бы, то пространство и время остались существовать (подобно тому, как уход со сцены "актеров" (материальных тел) не приводит к исчезновению "сцены" – пространства и времени). Выводом из этой концепции является статическая теория пространства и времени, согласно которой они имеют неизменные и единообразные характеристики на всех структурных уровнях материи, т.е. характеристики движения материи не влияют на свойства пространства и времени. Пространство в этой перспективе описывается одной — евклидовой геометрией, а время выглядит линейным.

Реляционная концепция пространства и времени (от лат. relation – отношение, относительность) характерна для современного диалектического материализма и была четко сформулирована в начале ХХ века А. Эйнштейном. Пространство и время – это не самостоятельные сущности, особые отношения между материальными объектами, т.е. пространство и время существуют только в связи с конкретными материальными системами и посредством их. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Выводом из этой концепции является динамическая теория пространства и времени, согласно которой конкретные свойства пространства и времени находятся и меняются в зависимости от уровня структурной организации материи. В микромире они — одни, в мегамире — другие, в макромире — третьи. Для микро и мегамира адекватными оказываются неевклидовы геометрии и нелинейные трактовки времени.

В современной философии и науке в качестве истинной признается реляционная концепция пространства и времени.

Пространство и время — две взаимосвязанные формы существования материи, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний. Понятие пространства служит для выражения свойства протяженности и сосуществования материальных систем. В понятии времени фиксируется длительность и последовательность смены состояний материальных систем.

Содержанием этих форм является движущаяся материя, материальные процессы, и именно особенности и характер последних должны определять их основные свойства. В этом отношении материалистическая диалектика нацеливала науку на поиски зависимости между определенными свойствами пространства и времени и сопутствующими материальными процессами, которые их определяют. Кроме того, наличие у пространства и времени единого содержания — движущейся материи — указывает и на взаимосвязь между самим пространством и временем, на невозможность их существования абсолютно независимо друг от друга.

Нет пространства вне времени, как и наоборот. Единство движения, пространства и времени, на котором настаивает сегодня материалистическая философия, доказывается всем современным естествознанием. Так, теория относительности Эйнштейна вскрыла органическую связь между пространством, временем (пространственно-временное многообразие, “четырехмерное пространство”) и движущейся материей (размерность пространства-времени задается распределением тяготеющих масс).

Пространство и время на разных уровнях организации материи. Специфично проявление времени и пространства в микромире, живой природе, в социальной действительности, в связи с чем специально анализируется биологическое время, психологическое время, социальное пространство-время и другие виды времени и пространств


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 1643; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!