Типология политической культуры

Формирование и развитие политической культуры личности

Политическая культура – один из важнейших элементов политической системы общества. Уровень ее развития свидетельствует о качестве самой этой системы. Политическая культура, отражая политическую и юридическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, оказывает большое влияние на формирование и функционирование политических институтов.

Политическая культура – явление сложное и многогранное. Поэтому существует самый широкий спектр мнений, определений формулировок и т.д. в толковании как самой категории“политическая культура”, так и ее структурных компонентов, содержания, функций и т.д.

Политическая культура как особое, связанное с духовной жизнью людей, их ценностями, нравами и традициями политическое явление имеет такую же длительную историю, как и политика в целом. В той или иной степени она описывалась еще в глубокой древности такими, например, выдающимися политическими мыслителями, как Конфуций, Платон, Аристотель и др. Однако сам термин “политическая культура” появился намного позже. Его впервые ввел в научный оборот в ХУШ в. немецкий философ-просветитель И.Гердер. Опирающаяся же на эмпирическую базу концепция политической культуры сложилась в 60-е гг. ХХ в. благодаря крупным международным исследованиям, проведенным американскими политологами Г. Алмондом, с.Вербой, Л.Паем идр.

Политическая культура –неотъемлемая составная часть общенациональной культуры. Это прежде всего политический опыт человечества, социальных общностей, больших и малых социальных групп, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и в конечном счете выражается в их политических ориентациях и установках. Последние определяют политическое поведение людей.

Отмеченные в данном определении три взаимосвязанных понятия – политический опыт, политическое сознание и политическое поведение – составляют основные структурные элементы политической культуры (см. схема). Рассмотрим каждый из них подробнее.
Политический исторический опытчеловечества, наднациональных и национальных общностей является основой развития политической культуры. Онфиксирует историю развития политических отношений в различных формах: исторических, литературных, политических традициях, обычаях, политической идеологии; в форме функционирующей политической системы с ее институтами, нормами, принципами, социально-политическими связями и т.д.

Важное место среди различных форм политического опыта занимают политические традиции, Они формируются в результате деятельности нескольких поколений людей, являются одной из наиболее устойчивых основ их жизни и определяют образцы политического поведения. Сохранение и развитие политических традиций – одно из условий политической стабильности общества и его прогрессивного развития. Законы и нормы, регулирующие общественные отношения, принятые в соответствии с национальными политическими традициями, воспринимаются гражданами не как средство принуждения, а как необходимое явление общественной жизни, направленное на достижение всеобщего блага.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Политический Политическое сознание Политическое поведение

исторический

опыт

Политические Политические Политические

знания ценности убеждения

Схема

Структура политической культуры

На основе политического опыта многих поколений и политической деятельности людей формируется их политическое сознание – еще один элемент структуры политической культуры. Политическое сознание – это система политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений людей, на основе которых вырабатываются наиболее устойчивые и значимые политические ориентации и установки людей в отношении политической системы и их места в данной системе.

Остановимся более детально на характеристике структурных элементов политического сознания.

Политические знания– это знания людей о политике, о политической системе, о различных политических идеологиях, о процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе и т.п.

Политические ценности– это этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность. Политическими ценностями являются законность и порядок, стабильность системы, социальная справедливость и др.

Политические убеждения формируются на основе знаний и ценностей и выражаются в представлениях людей о том, какой должна быть политическая система. Для одних это демократия – прямая или представительная, основанная на принципе частной собственности; для других – авторитарно-тоталитарные системы, основанные, к примеру, на идее национального превосходства и т.д. Это как раз то, что называется идеологическими предпочтениями. Политические убеждения граждан выражаются в том, что на выборах они голосуют за ту или иную партию, а значит отдают предпочтение той или иной идеологии.

Политические ориентации и установки находят свое конкретное воплощение в политическом поведении.

Политическое поведение – это практическое взаимодействие человека с политической средой, выражающееся в той или иной форме политического участия. Оно обусловлено политическим сознанием, с одной стороны, и уровнем политического развития общества в целом, с другой стороны. Политическое поведение людей проявляется в их политической деятельности и обнаруживает уровень и тип их политической культуры на практике.

Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению, результативности. Так различают активное, инициативное, пассивное, поддерживающее участие.

Наиболее значимые виды политического участия:

- действия людей в политике, служащее ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов;

- периодическое участие во всякого рода выборах, политических компаниях, связанное с делегированием полномочий;

- деятельность в политических организациях, движениях, партиях;

- выполнение политических обязанностей в рамках государственных органов, помощь общественности в реализации их функций (например при охране правопорядка), привлечение общественности к осуществлению контроля за деятельностью политических институтов;

- посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;

- прямое действие – непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности, как митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, кампании неповиновения или бойкот;

- воздействие на ход политических процессов через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений.

Высокую политическую культуру отличают три основных критерия, которые проявляются в политическом поведении людей: вовлеченность в политическую деятельность, позитивная активность. Посредством участия в политическом процессе и гражданин и общество в целом обретают новый политический опыт, способствующий дальнейшему развитию политической культуры.

Политическому участию противостоит такой тип политического поведения как абсентеизм. Под абсентеизмом понимается уклонение от участия в политической жизни: в голосовании, избирательных компаниях, акциях протеста, деятельности партий и т.п.; Для личности с таким типом политического поведения характерна утрата интереса к политике, т.е. политическая апатия. Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако его рост свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической власти, ее норм и ценностей.

В процессе развития политической культуры сформировались и развиваются ее функции. Они являются теми направляющими, по которым политическая культура входит в жизнь и быт людей. именно с помощью функций она становится реально осязаемой, понятной, а следовательно, практически значимой и достижимой.

Основные функции политической культуры:

  • Познавательная - формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности;
  • Нормативно-ценностная – формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения;
  • Интегративная – достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя. Политическая культура формирует таким образом стабилизирующую основу политической жизни и способствует повышению эффективности управления;
  • Коммуникативная – позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт;
  • Воспитательная –формирует у граждан политическое сознание и навыки политической деятельности, адекватные данной политической системе.

Типология политической культуры

Политическая культура под влиянием общественных условий, а также новых норм и образцов поведения граждан вырабатывает и совершенствует свои внутренние черты и свойства, имеющие как всеобщее, так и типично групповое значение для отдельных стран, слоев, наций, регионов. Для отражения процесса изменения политической культуры в ходе истории, специфики политической культуры определенной общности вводится понятие тип политической культуры. С помощью данного понятия можно фиксировать наиболее общие черты поведения и политического мышления людей, живущих в определенный момент истории, одной исторической среде и обладающих сходными стереотипами поведения, реакциями на политические события. Поскольку оснований для выделения типов достаточно много, то естественно существуют различные классификации типов политической культуры.

В современной политологии для анализа и сравнения политических культур широко используется их типология, предложенная американцами Г.Алмондом и С.Вербой. Они выделяют три основных типа политической культуры:

1. Патриархальная, для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни. Члены общества не ожидают никаких изменений со стороны политической системы, тем более не проявляют собственной инициативы для этих изменений. Аполитичность, замкнутость на местной или этнической солидарности свойственны этому типу политической культуры. Такая культура может сразу стать господствующей в молодых государствах, но она присутствует и в развитых странах, когда кругозор большинства граждан ограничен принадлежностью к своим корням, своему месту проживания.

2. Подданическая, отличается сильной ориентацией граждан на политическую систему и результаты ее деятельности. Но одновременно отмечается низкая индивидуальная активность граждан, их слабое участие в функционировании политической системы. Достоинством этого типа политической культуры является ее способность мобилизовать огромные массы людей, направлять их энергию на социально необходимые или надуманные преобразования. Это достигается за счет жесткой дисциплины, упорядоченности, организованности.

Необходимым компонентом этого типа политической культуры является жесткая централизация управления, келейность процессов принятия политических решений, Происходит постепенное истощение, деградация инициативы граждан. Государственная власть представляется в плане спускания сверху норм, которые необходимо выполнять, и регламента, которому нужно подчиняться. Людьми руководит боязнь наказания или ожидание благ.

3. Активистская (культура участия) – ей присуще высокий интерес граждан к политике, их хорошая информированность, стремление реализовать с помощью власти собственные интересы и цели, высокая активность. Граждане пытаются оказывать влияние на процесс выработки и принятия решений. В то же самое время они демонстрируют лояльность к политической системе, законопослушность и уважение к принятым законам.

Авторы данной типологизации подчеркивают,что эти три типа на практике взаимодействуют между собой, образовывая смешанные формы с преимуществом тех или иных компонентов.

Для стран со стабильным демократическим режимом характерен гражданскийтип политической культуры. Она является как бы синтезом подданической и активистской культур, обеспечивая характерные для демократии примирение крайностей, баланс постоянства и развития, политической активности масс и профессионализма политиков, лояльности граждан к политическим элитам и контроля за ними, автономии правительства и его подконтрольности; самостоятельности политической позиции граждан и их политической ответственности

Согласно Г.Алмонду и С.Вербе, с точки зрения демократического идеала как народовластия гражданская культура не является идеальной, ибо она предполагает ослабление интереса граждан к политике в условиях благополучного правления и активизацию их политического участия в кризисных ситуациях или в случаях неэффективности функционирования власти, нарушений ею конституций и т.п. Однако гражданская культура в целом наиболее соответствует природе современной представительной демократии.

Своеобразную типологию политической культуры предложил российский ученый Э.В. Баталов. Он считает, что на протяжении веков человечество выработало два основных цивилизованных механизма действие и взаимодействие которых оказывает существенное влияние на все стороны материальной и духовной жизни общества. Эти механизмы – рынок и государство. Их функционирование и структура не могут не находить отражения и проявления в политической структуре общества. Рынок регулирует не только экономические отношения. Он во многом предопределяет характер и особенности возникающих и существующих политических институтов и отношений. Он порождает и определенную политическую культуру, которую можно условно назвать “рыночнойкультурой “,не вкладывая в это понятие никакого ценностного смысла – позитивного или негативного.

Государство также выступает не только в качестве “машины подавления”, но и выполняет регулятивные функции в сфере экономики, политики, культуры. При этом оно как и рынок формирует определенный тип личности, поведения, социальных отношений, отличающихся от тех, которые порождает рынок. Создает оно и определенный тип культуры –“этатистскую”, существенно отличающуюся от рыночной.(Этатизм – от фр.etat–государство- засилие государства в экономической, социальной, культурной жизни общества, в научной и др.деятельности).

Рыночная политическая культураесть культура рассматривающая политические процессы сквозь призму отношений купли-продажи, достижения выгоды как высшей цели политической деятельности. Политика есть разновидность бизнеса, сам политик или “товар”, или “бизнесмен”. Политические решения – результат “торговой сделки”. Эта культура ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Это культура индивидуализма, для которой высшей целью являются частные (реже групповые) интересы. Государство и другие политические структуры рассматриваются и оцениваются как средство реализации интересов.

Этатистская политическая культура – это культура, связывающая решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования и контроля за политическим процессом. Она ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы. Интересы государства признаются преобладающими над частными интересами.

Таковы два идеальных полярных типа, которые в чистом виде практически не встречаются, но логически образуют те полюса, между которыми располагаются, тяготея то к одному, то к другому полюсу, реальные политические культуры.

  1. Формирование политической культуры.

Политическая культура – продукт естественно-исторического развития. При этом большую роль в формировании политической культуры каждой страны играют такие факторы, как ее геополитическое положение; социальная и политическая структура общества; характер общественных отношений; политические традиции, особенности национальной культуры и национальной психологии.

Условием формирования политической культуры людей является их включенность в политический процесс, взаимодействие с политической реальностью. В политическом процессе действует целый ряд институтов. С политической системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в той или иной степени участвуют в формировании политической культуры, определяют основные направления этого процесса.

Основные пути формирования политической культуры:

- деятельность государства,

- деятельность политических партий,

- воздействие церкви на политическую жизнь,

- информационно-коммуникативная деятельность средств массовой информации,

- деятельность общественно-политических организаций и движений,

- воздействие семьи, круга друзей, трудового коллектива и т.д.

На характеристике некоторых из перечисленных путей следует остановиться особо. Так, деятельность государства по определению моделей политического поведения, формированию и закреплению национальных политических символов посредством принятия законодательных актов определяет соответственно и важнейшие параметры политической культуры. Когда же государство принимает на себя идеологические функции, оно самым непосредственным образом активно включается в процесс формирования политической культуры. История располагает примерами того, что именно государству принадлежит не просто значительная, а определяющая роль в формировании национальной политической культуры. Весьма активно эту роль выполняло государство в бывших социалистических странах. Бывает и так, что государство на протяжении многих десятилетий может ограничиваться функцией “ночного сторожа”, как, например, в США. Однако и в этих условиях национальная политическая культура была в огромной степени детищем своего государства. Конституция, Билль о правах, поправки к конституции, другие законы, свод общенациональных символов, официальные праздники с символическим поддекстом, как неотъемлемые черты американской политической культуры создавались под эгидой этого самого “ночного сторожа”.

Другой, не менее важный путь формирования политической культуры – политическая, идеологическая и организационная деятельность политических партий.Они закладывают основы политического сознания граждан, их мышления и поведения. Именно деятельность политических партий формирует у граждан отношение к партиям и партийным системам, представления о месте партий в политической системе общества, об отношениях между партиями и государством, о возможностях партий в представлении и защите интересов граждан и т.п.

На политическую культуру многих стран оказала, а в ряде стран оказывает и в настоящее время глубокоевоздействие церковь. В некоторых государствах этот орган активно участвует в политической жизни, но даже там, где деятельность церкви не столь высока, она все равно оказывает ощутимое влияние на политическое мышление и особенно политическое поведение граждан.

В современных условиях одним из наиболее эффективных путей формирования политической культуры является информационно-коммуникативная деятельность средств массовой информации(СМИ). К СМИ относится пресса, массовые карманные справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последниедесятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковых средств связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков). СМИ часто называют “четвертой властью”. За этой метафорой скрывается реальная способность СМИ формировать основные политико-культурные ценности граждан, стереотипы политического поведения.

Эффективность влияния СМИ на формирование политической культуры граждан определяется во-первых, их способностью воздействовать на максимальное число людей, во-вторых, возможностью воздействовать в кратчайшие промежутки времени. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ, и прежде всего радио и телевидение.

Стихия общественно-политических движений, как показывает опыт многих стран, нередко рождает идеи, установки, модели поведения, которые прочно входят в национальную политическую культуру. Это еще один путь формирования политической культуры. В качестве примера можно привести влияние майдана на принятие политических решений во время президентской избирательной кампании в Украине 2004 г.

На один из путей формирования политической культуры указывал в свое время Конфуций. Он утверждал, что принципы семейных отношений переносятся на политическую жизнь, предопределяя тем самым ее культурное содержание.

Стихийное воздействие на формирование политической культуры личности на уровне обыденного сознания происходит в кругу друзей, родственников, в трудовом коллективе и т.п.

Процесс формирования политической культуры идет практически на протяжении всей жизни человека.

. В формировании политической культуры граждан особая роль отводится политической символике. Символ в широком смысле слова – это образ, Он предназначен для воздействия на человека, - на какой бы стадии политической социализации тот не находился. В политической жизни общества политическая символика наличествует в самых разнообразных формах. К основным и наиболее распространенным формам политической символики относятся следующие:

1. Национально-государственная символика. Каждый народ создает и почитает собственные национально-государственные символы. В таких символах проявляются вековые традиции его политической культуры. К национально-государственной символике относятся, прежде всего, флаги, гербы, гимны, конституции, денежные знаки и др.Цель подобной символики – привлечь внимание граждан, объединить их вокруг какой-то масштабной идеи и соответственно побудить их на определенные действия. 2.Политическая ритуально-процессуальная символика.Политические ритуалы и процедуры занимают в общественно-политической жизни особое место. С помощью таких ритуалов простые смертные превращаются в президентов и монархов. Например, с помощью церемонии инаугурации (т.е. торжественного вступления в должность) президента Украины или коронации королей в Англии.

В общественно-политической жизни ритуально-процессуальная символика представлена также съездами и собраниями политических партий и движений, политическими демонстрациями, митингами, пикетами. Высоким уровнем символичности отличаются также и празднование исторических событий государственной важности, соответствующие салюты и фейерверки. Политико-ритуальная символика проявляется и в процессе возложения венков и цветов к национальным святыням, в процессе задействования в торжественных случаях почетных караулов и т.д.

3. Скульптурно-архитектурная политическая символика.В современном мире политическая символика самым широким образом воплощена во множестве памятников, статуй, скульптур и архитектурных сооружений.

Символами власти и государства выступают дворцы, правительственные здания, площади. Например, Белый дом в США, Елисейский дворец во Франции, Кремль и Красная площадь в России. После помаранчевой революции в Украине к таковым можно отнести и майдан Незалежности (площадь Независимости) в Киеве.

Политико-национальными символами могут выступать и человеческие фигуры в виде скульптур.

4.Условно-графическая политическая символика. В современном мире многие политические символы зачастую изображаются условно-графически. К таким символам можно отнести звезды различной вариации, христианский крест, мусульманский полумесяц, серп и молот, подкова, изображение голубя, колосьев пшеницы и других растений и др.

Подобная символика представлена также и в определенных цветах. Так белый цвет символизирует ненасилие, чистоту помыслов, мирные намерения. Голубой цвет – символ общности мира, защиты. Зеленый – символ жизни и экологии. Красный цвет – символ борьбы, жертвенности, сопротивления. Черный – символ скорби, потери, поражения и т.д.

Условно-графическая политическая символика широко отражена также в массе эмблем, значков, партийных билетов, почетных грамот и дипломов, а также в государственных орденах, медалях и иных наградах.

5. Наглядно-агитационная политическая символика.Политическая жизнь современного общества данной разновидностью политической символики оснащена в изобилии. В обществено-политической жизни такая символика представлена: лозунгами, художественно оформленными призывами, транспарантами, портретами политических деятелей, листовками, флажками, шарфиками, политической карикатурой и мн. др.

Наиболее интенсивно подобная символика применяется в период выборной компании, во время государственных праздников, юбилейных торжеств, партийных мероприятий, политических демонстраций, акций протеста либо поддержки.

6. Политико-музыкальная символика.Она выступает музыкальным эквивалентом политических эмоций, пристрастий, позиций и традиций общества либо его отдельных классов и социальных групп. К такой символике, прежде всего, относятся государственные и партийные гимны.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!