Тропарь Иулиании Лазаревской, Муромской, прав.,



Просветившися Божественною благодатию, /и по смерти светлость жития твоего явила еси: /источаеши бо миро благовонное всем болящим на исцеление, /с верою приходящим к мощем твоим, /праведная мати Иулиание, /Христа Бога моли /спастися душам нашим.

Ин тропарь праведной Иулиании Лазаревской, Муромской. Глас 3

На рамо вземши крест свой,/ последовала еси Христу милостынею, постом и молитвою, / всехвальная Иулиания милостивая,/ и всем, в мире живущим, правило явилася еси жития,/ темже Вышнее Царствие наследовавши,/ непрестанно моли/ спастися душам нашим.

МУЧЕНИК ВАСИЛИЙ ПЕТРОВ

Память 2 / 15 января и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился в 1882 году.

Мученически скончался 15 января 1942 года в возрасте шестидесяти лет.

Прославлен в лике святых 6 октября 2006 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви. Документы к прославлению были представлены Московской епархией.

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, была совершена обычная вседневная вечерня с добавлением входа, а также утреня с полиелеем в честь преподобного Серафирма Саровского. Службу совершал о.Димитрий Осипов при пении верхнего хора.

Евангелие на утрени (от Матфея): 27Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Сказано о легкости бремени Христово. В то же время, сам Господь говорит о спасении, что для человека это невозможно, а еще Господь говорит: «без Меня не можете делать ничего». Противоречия? Ничуть. Просто легкость эту человек познает тогда, когда уже свергнет с себя бремя греха и предастся до конца в руки Божии, ходя исключительно путями Господними, и не уклоняясь ни вправо, ни влево. Такого человека, водимого Духом Божиим, из рук Божиих не исторгнет уже ничто. Увы, состояние это приходит не иначе, как в результате долгой и тяжелой борьбы с греховным началом в себе, поскольку мы все склонны ко греху. Гневаться, осуждать, гордиться, завидовать и так далее, все это для нас естественно и нормально. Многие даже не понимают, как без этого жить. Но от этого грех не перестает быть грехом. Это означает. что борьба с грехом приобретает характер борьбы с самым естеством человека. Потому человек, желающий соблюдать заповеди, вскоре познает свою немощь, что желая соблюдать их, он узнает, что не имеет сил на это. Некто от Отцов так и говорил: «соблюдение заповедей научает человека его немощи». В этом случае он узнает, что без помощи Божией он не может одолеть путь. И Господь, видя усердие человека, помогает ему. Преодолеть путь этот – выше сил человека, однако пример многих подвижников, с помощью Божией преодолевших этот путь, показывает, что победа возможна. И в конце пути этого человек, совершенно покорившись Богу, выясняет, что бремя Христово действительно легко, так как все прочие влечения, кроме действия духа Божия, в человеке отступают. Об этом-то и говорит нам Господь.

Литургия.

В сам день я также был на службе в Свято-Успенском соборе, где литургию служил о.Димитрий Осипов при пении верхнего хора.

В этот раз, из-за близости праздника Крещения Господня, рядогвые чтения решено опустить. Потому, привожу только чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу.

14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Глава 6.

1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2 Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Дела плоти и плоды духа. Апостол предалагает два пути. Под делами плоти подразумеваются, как мы видим, все известные грехи, к которым плоть склонна, а плоды духа – это плоды труда человека, побеждающего в себе влечения ко греху и ревнующего об исполнении заповедей, не без упования на Бога, который только и может спасти человека. Все это собирает в себе душа, пребывающая в единении с Богом, душа, в которой почивает Дух Божий. Любовь, пребывающая в таком человеке, есть любовь совершенная, не имеющая ничего общего с теми пристрастиями и похотями, кои обычно именуют этим святым словом. Это любовь, которая, по слову апостола Павла, долготерпит, милоердствует, не завидует, не превозносится, не бесчинствует, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же об истине, на все надеется, всему верит и… никогда не перестает, «даже если пророчества прекратятся и всякое знание упразднится». Такой человек не делит людей на «своих» и «чужих», в каждом видя творение Божие и любя всех любовью богоподобной, то есть, одинаковой и для врагов, и для друзей, и для родных, ради любого человека готовой истощать себя. Еще одним плодом является радость, а еще мир душевный, кои не может поколебать никакая скорбь, никакое зло мира сего «здесь вспоминаются слова самого апостола Павла о том, что никакая скорбь неспособна «нас отлучить от любви Божией». Поистине, это слова человека, имеющего это в себе… И имея в себе этот мир, ощущая близость Бога, он готов терпеть любые гонения, понимая их, как врачевство, посылаемое от Бога. Все же прочее: доброта, милосердие, кротость, проистекает из любви, пребывающей в человеке, любви, как уже было сказано, готовой истощать себя. И такой человек, ощутив близость Бога, вполне ненавидит грех и охотно воздерживается от злых влечений и желаний….. И в лице преподобного Серафима мы видим пример человека вполне дотигшего этого. Нам же этот текст читается, как указание на планку, к которой подобает стремиться нам всем….

Евангелие (от Луки): 12В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

И снова перед нами кратко приведены заповеди блаженства. В Евангелии от Матфея они приведены более подробно, а здесь указывается самое основное….

По окончании службы о.Димитрий говорил на тему нынешнего праздника. Сегодня мы празднуем память одного из любимых русских святых. Преподобный Серафим, как явствует его имя, пламенел любовью к Богу. С юности он мечтал о монашестве, и уже с детства стремился к подвигам. В достаточно молодом возрасте он ушел в монастырь, здесь подвизаясь в тежелых послушаниях. Он страдал от проблем со здоровьем, сперва от болезней, потом от побоев от разбойников. Но ему являлась Божия Матерь, помогая ему. По ее молитвах Бог исцелил его. Нет сейчас смысла приводить все житие преподобного, однако стоит привести пару эпизодов из ее жизни. Мы помним то, с какой любовью он встречал приходящих к нему, говоря: «Радость моя! Христос воскресе!» Он всегда в сердце своем переживал воскресение Христово, которым Господь принес спасение людям. Нам самим не хватает этой постоянной памяти о Крестной жертве и воскресении Христа, давшего нам путь спасения. Господь дал нам путь, идя которым, мы можем восстановить подобие Божие, вложенное в нас. Пример такого восстановления – сам преподобный Серафим. Потому да будем стремиться следовать по пути спасения, постоянно призывая имя Божие, а также молясь преподобному Серафиму, дабы он молитвой своей помог нас пройти этот путь спасения…..

Также о.Димитрий поблагодарил всех за совместную молитву, и напомнил, что слово «Литургия» означает общую молитву. Общая молитва – это значит, молитва не только одного священника, да хора, но и верующих. Напоследок, он призвал всех почаще посещать храм Божий, пребывая на такой общей молитве…


[1] Нынешний Милан.

[2] Наджран – по-арабски, город на юго-западе нынешней Саудовской Аравии, на границе с Йеменом.

[3] Царь Йемена Юсуф Зу-Нувас или Ду-Нувас, искажение имени которого в русской транскрипции и дало имя «Дунаан», известное по русским житиям. Был обращен в иудаизм, который насильственно насаждал в своем государстве.

[4] Омириты - жители южной Аравии, обитавшие близ Аравийского залива. В первые века христианства Аравию населяли одинадцать различных племен, из которых только два: омириты и савеи исповедывали христианскую веру. Остальные племена, находясь в постоянных сношениях с иудеями, держались большею частью иудейского закона. Омириты были просвещены христианством Феофилом Индийским, вторым епископом Ефиопской столицы Авксумы. - Награн или Анагран, - обширный и многолюдный город на берегу Аравийского залива, жители которого все без исключения исповедывали христианскую веру.

[5] Святой Вонифатий Милостивый жил в VI в.

[6] Туския (Вероятно, Тоскана – провинция на северо-западе Италии у морского побережья) - иначе Этрурия - древняя область средней Италии, расположенная между Тирренским морем и Аппенинскими горами, на севере от Рима.

[7] Хитон - греческое название нижней одежды (рубашки), у восточных народов свита или свитка - верхняя, простая, грубая одежда.

[8] Ферентин - город в древней Этрурии, в Италии, ныне развалины Ференто (на севере региона Лацио существует селение Ферентино, но это. вероятно, совсем другой населенный пункт). Находился близ современного города Витербо (город в итальянском регионе Лацио, административный центр одноимённой провинции. Расположен в 100 км к северу от Рима по Кассиевой дороге, у подножия гор Чимини (Cimini Hills).).

[9]Точило - яма, в которой давили созревший виноград для приготовления вина из его сока, давили виноград или посредством особого снаряда, или же просто ногами.

[10] Память святого мученика Прокла празднуется церковью 12 / 25 июля.

[11] Кимвал - древний ударный музыкальный инструмент, состоящий из металлической тарелки, посреди которой прикреплялись ремень или веревка для надевания на правую руку. Кимвал ударяли о другой кимвал, надетый на левую руку, отчего и получался звук. Подобен современным литаврам.

[12] Ковчежец - ящик небольшого размера.

[13] Богослужебное облачение священника. Древняя фелонь имела форму длинной до пят одежды с прорезью для головы, без рукавов. Впоследствии, для удобства, спереди на подоле стали делать вырез, в настоящее время доходящий до пояса. Современная русская фелонь отличается от восточных наличием приподнятого жесткого оплечья. Фелонь была также богослужебным облачением архиереев - на востоке до XVI в. и в России до нач. XVIII в. 2. Короткая или малая фелонь - одежда без рукавов, с прорезью для головы, закрывающая тело до пояса. Надевается при посвящении в церковнослужители. В других богослужениях не употребляется.

[14] Го́ты (готск. 𐌲𐌿𐍄𐌰𐌽𐍃, Gutans; лат. Gothi, Got(h)ones, — Гутоны; др.-греч. Γόθοι, Gonthi)— древнегерманский союз племен. С II века н. э. до VIII века н. э. играл значительную роль в истории Европы. Это было объединение германских племен, вероятно, скандинавского происхождения, говоривших на восточногерманском готском языке (для которого епископ Ульфила в IV веке н. э. разработал готское письмо). В первые века нашей эры они начали путь от Скандинавского полуострова и постепенно расселились к Северному Причерноморью и реке Дунай, достигнув аванпостов Римской империи. В IV веке среди готов распространилось христианство. По преимуществу, готы были арианами (напомню, арианство отвергает Божество Христа).

[15] Равенна - город с гаванью при Адриатическом море, находился на северо-восточном берегу Аппенинского полуострова. Император Август сильно укрепил его, и он считался оплотом Италии. Императоры Западной Римской империи, начиная с Гонория, имели здесь свое местопребывание. Равенна существует доселе и представляет главный цветущий город Итальянской области того же имени.

[16] Килики́я, также Кили́кия (арм. Կիլիկիա, греч. Κιλικία, лат. Cilicia) — в древности юго-восточная область Малой Азии у берегов Средиземного моря (граница с Сирией). Историческая армянская территория, ныне очищена от коренного населения.

[17] Тарс - Древний город, расположенный в Киликии, на берегу Средиземного море в Малой Азии, ныне на этом месте расположен город Тарсус(тур. Tarsus, греч. Ταρσός, арм. Տարսոն, Тарсон).

[18] Киликия - юго-восточная береговая область Малой Азии.

[19] Аскалон или ныне Ашкело́н (ивр. ‏אשקלון‏‎‎‎ — Ашкело́н; араб. ٲشكلون‎‎, также عسقلان — ʿАскалан; лат. Ascalon — Аскалон; англ. Ashkelon, также: Ashqelon или Ascalon — Ашкело́н; Аккадский язык: — Искалуна) — город на юго-западе Израиля, расположенный на побережье Средиземного моря (в 56 км от Тель-Авива, в 70 км от Иерусалима и в 65 км от Беэр-Шевы). Население — 120 тыс. человек (по данным Центрального Бюро Статистики на 2012 год).

[20] Мавритания Цезарейская (лат. Mauretania Caesariensis) провинция Римской империи, занимавшая запад современного Алжира.

Провинция была учреждена в 44 году после смерти последнего мавретанского царя, Птолемея, по указу императора Клавдия, разделившему Мавретанию по реке Мулуя на две части — Цезарейскую (запад Алжира) и Тингитанскую (север Марокко).

Административным центром была Цезария, давшая название всей провинции. Этот город был центром культа Митры. Христианство распространилось в Мавретании Цезарейской в IV века.

После реформы Диоклетиана Мавретания Цезарейская была разделена на несколько маленьких провинций.

[21] Этот богатырь не упоминается в летописях, отсюда и осторожность историков Церкви. Тот же святитель Димитрий Ростовский пишет, что за верность утверждения, что сей преподобный – и есть былинный богатырь, «нет никаких ручательств».

[22] Царю небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже души наша.

[23] Волы́нь (укр. Волинь, польск. Wołyń) — историческая область на северо-западе современной Украины в бассейне южных притоков Припяти и верховьев Западного Буга.

[24] Расположен был в урочище, названном Малый Дворец. в период польского гнета был разорен униатами…. Хранившаяся же в нем Новодворская икона Божией Матери перенесена в Черниговский Елецкий монастырь.

[25] Еле́цкий Успе́нский монасты́рь (укр. Єлецький Успенський монастир) — православный женский монастырь Черниговской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата), расположенный в городе Чернигове. Исторически являлся мужским монастырём; после возобновления (с 1992) — женский. Елецкий Успенский монастырь расположен на правом, высоком берегу реки Десна, между территорией бывшего черниговского детинца (Кремля) и находившимся поблизости Троице-Ильинским монастырём. Согласно изложенному в летописях преданию, Елецкий Успенский мужской монастырь был основан на месте чудесно найденной на одной из елей 3 / 16 февраля (или 3 / 16 ноября) 1060 иконы Пресвятой Богородицы. От этих елей получили название и икона и обитель. Основателем монастыря считается киевский князь Святослав Ярославич. В 1069 в этом монастыре жил «отец русского монашества» преподобный Антоний Печерский. В середине XII столетия на том месте, где нашли святую икону, строится 25-метровый Успенский собор. В 1239, в ходе монголо-татарского нашествия монастырь был разграблен и разорён. С 1445 года Черниговом владел князь Иван Можайский, который начал восстановление черниговских святынь. Тогда же был отремонтирован и Елецкий монастырь В начале XVI века, по итогам русско-литовской войны, Чернигов входит в состав Московского княжества. После того, как в 1618 Чернигов оказывается «под Польшей», монастырь вновь разоряется, монахи бегут, а Успенский собор разрушается. После 1623 польские власти передают монастырь униатам, которые его ремонтируют и восстанавливают. Униатский игумен Елецкого монастыря Кирилл Транквиллион-Ставровецкий печатает в 1646 первую в Чернигове книгу — своё сочинение Перло многоценное.

В 1649 поляки были из Чернигова окончательно изгнаны, и монастырь вновь становится православным.

В XVIII веке, при Екатерине II монастырь был вновь разорен по указу властей, хоть сам по себе сохранился. В 1921 Елецкий Успенский мужской монастырь был закрыт. Вновь передан церкви в 1992 и возобновлён как женский.

[26] Спасо-Преображенский монастырь — православный мужской монастырь на берегу р. Десны в г. Новгород-Северский. Благодаря обилию построек XVI—XVIII вв. является наиболее значимой в историко-культурном плане достопримечательностью города. Относится к Черниговской епархии Украинской православной церкви. Время основания не установлено[1]. Церковное предание относит монастырь, известный по письменным источникам с XVI века, к числу древнейших в Киевской Руси[2]. Среди краеведов распространено представление, что его основал в 1033 г. кн. Мстислав Владимирович. С 1633 по 1657 годы был под контролем католиков, потом возвращен православной Церкви. В советские годы был закрыт и сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. В 90 годы возрожден.

[27] По другим источникам, икона “Спасительница утопающих” находится в Церковно-археологическом кабинете (ЦАК) Московской духовной академии.

[28] Дивного́рский Успе́нский монасты́рь — пещерный мужской монастырь Воронежской епархии Русской православной церкви, расположенный в посёлке Дивногорье Лискинского района Воронежской области.

Предположительно, основан около 1650 года монахами, пришедшими из Гетманщины вместе с полком черкасов (малороссийских казаков). Впрочем, документально Дивногорский монастырь известен с XVII века, но есть версия о существовании здесь обители и раньше. Аргументами служат пещерные стасидии (крупные ниши с полукруглым верхом, характерные для некоторых древних монастырей) и граффити на стенах подземелий, напоминающие изображения в римских катакомбах первых веков христианства.

Церковное предание называет основателями монастыря греческих схимонахов Ксенофонта и Иоасафа, выходцев из Сицилии, которые, вследствие гонений со стороны католиков, искали себе убежища в русских землях. По легенде, монахи принесли с собой икону Божией Матери и обустроили пещеры. В 1653 году в связи с расположением на Белгородской оборонительной линии в монастырь было послано более 80 человек из Коротояка и Острогожска для строительства наземных сооружений и укреплений от набегов татар. Территория была обнесена деревянной стеной, сооружены кельи и первая деревянная церковь Николая Чудотворца. 1653 год принято считать датой основания монастыря.

Первым настоятелем стал игумен Гурий, под началом которого находилось 15 монахов.

В 1658 году, после пожара, уничтожившего Никольскую церковь, на её месте выстроили новую в честь Успения Божией Матери. Кроме того, была освящена пещерная церковь в честь Иоанна Предтечи.

В пещерах, пропитанных известью, жить было трудно, поэтому монахи срезали часть горы и на новом месте выстроили кельи, а вокруг монастыря установили ограду. Расширяя старые и роя новые подземные ходы основатели обители создали первый пещерный монастырь в пределах Дона.

Город Острогожск, возле которого находился монастырь, был построен недавно и монахам трудно было раздобыть даже пропитание.

Закрыт он был в 1788 году при Екатерине II. Братия, состоявшая из 7 человек, переводится в другие монастыри Воронежской епархии, а архимандрит Иов назначается настоятелем Коротоякского Вознесенского монастыря. В 1813 году на имя преосвященного Воронежского Антония I было подано прошение «от жителей уездных городов Коротояка и Острогожска — дворян, купцов и войсковых жителей». Несмотря на стремление духовных властей возродить монастырь, дело столкнулось с серьёзными трудностями. Храмы обители служили приходскими церквями, монастырские постройки были заняты церковным причтом. Заготовленное прошение в Синод пролежало в архиве Воронежской Духовной Консистории семь лет, пока настоятель Коротоякского монастыря не выступил с ходатайством о перенесении его обители в Дивногорье. В январе 1828 года последовал указ о перенесении обители на новое место. Коротоякский монастырь стал подворьем Дивногорского Успенского монастыря. Обитель просуществовала до XX века. В 1918 году она впервые подверглась разграблению. В 1924 году – закрыта и разорена. Почти все монахи были утоплены в реке Дон. Туда же была сброшена библиотека монастыря. 16 монахов, которые смогли укрыться в скиту близ Больших Дивах, были расстреляны в 1930-е годы. Позднее здесь был организован музей. Первое богослужение состоялось 28 августа 1991 года в пещерной церкви Больших Див, где в 1831 году была чудесно обретена Сицилийская икона Божией Матери.

В 1997 году монастырь возвращён Воронежской епархии. Началось восстановление обители….

[29] Задонский Богородице-Тихоновский (Тюнин) женский монастырь — православный женский монастырь в селе Тюнино, Липецкой области в России. Действующий. В январе 1768 года оставил управление Воронежской епархией епископ Тихон. В 1769 году он переселился на новое место жительства в Задонский Рождество-Богородицкий монастырь. Города Задонска в то время ещё не существовало, на месте этом располагалось небольшое село с наименованием Тешевка. В полутора вёрстах (1,6002 км.) к северу от села и трёхстах саженях от Дона, на высоком берегу, в лесной чаще находился обильный родник. Это место полюбилось Тихону для уединения и молитв. Существует предание, что Тихон сам трудился над благоустройством источника. В 1783 году святителя Тихона не стало, но прежняя слава его и деяния оставались почитаемы даже и в отдалённых местах. Таким местом стал и родник, которого касались руки прославленного Святителя. В это время на покое в упоминаемом монастыре проживал высокопреосвященный Антоний, так же как и Тихон уже оставивший управление Воронежской епархией. При беседах, проводимых Антонием у почитаемого источника, однажды присутствовал соседний помещик Алексей Викулин. На мысль архипастыря, что хорошо бы устроить на месте источника хотя бы часовню, помещик отреагировал тем, что на следующий год, в тот же день, пригласил Антония к освящению построенной церкви. Архипастырь и освятил просторный каменный храм во имя Божией Матери, покровительницы этого источника. Было устроено и несколько колоколов для благовеста. Так весна 1814 года может считаться началом основания будущей Богородице-Тихоновской обители. К тому времени в окрестностях уже проживало несколько отшельниц, теперь же они стали селиться около храма, строя кельи. В 1867 году община получила статус монастыря. Просуществовала до XX века. В 1919 году у нее была конфискована вся земля. В 1930 году монастырь был закрыт, а монахини выселены. Восстановлен в 1994 году.

[30] Воскресе́нский Белого́рский монасты́рь — пещерный мужской монастырь Россошанской и Острогожской епархии Русской православной церкви, расположенный близ хутора Кирпичи Белогорьевского сельского поселения Подгоренского района Воронежской области. Основан в 1796 году, как монашеская община. В 1822 году община была признана Синодом и дано разрешение на счтроительство храма. В 1866 году усилиями архиепископа Воронежского Серафима (Аретинского) община пещерокопателей получила официальный статус скита и была приписана к Свято-Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю. После Октябрьской революции были уничтожены Троицкий и Преображенский храмы, братия была разогнана, частично сослана, монастырь закрыт, сооружения разобраны на стройматериалы, церковная утварь и иконы конфискованы, мощи Марии и Иоанна бесследно исчезли. На месте обители был устроен зерноток.

Пещеры в военное время были частично разрушены, перекрыты завалами, и утратили своё религиозное предназначение. В настоящее время (2014 год) протяжённость сохранившихся пещер составляет 985 метров. В 2003 году началось возрождение монастырского комплекса. Восстановлен монастырь был решением Синода в 2013 году.

[31] Задо́нский Рождество́-Богоро́дицкий монасты́рь — мужской монастырь, основанный в городе Задонске Воронежской губернии (ныне Задонский район Липецкой области), на левом берегу Дона. Задонский Рождество-Богородицкий монастырь был основан двумя старцами-схимонахами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1610 года копию Владимирской иконы Богоматери, впоследствии прославившуюся как чудотворная. Первый деревянный храм во имя Сретенья Владимирской иконы Богоматери монахи основали на берегу реки Тешевки при слиянии с Доном.

Изначально монастырь получил название Задонского Тешевского Богородицкого, потому что относительно Москвы находился за рекой Дон, стоял на реке Тешевке и главной святыней была икона Владимирской Богородицы. Доподлинно неизвестна дальнейшая жизнь основателей монастыря, но принято считать, что они продолжили там служить до конца жизни и были похоронены рядом с храмом, о чём говорит запись в заупокойном Синодике. В 1692 году обитель была уничтожена пожаром, но в 1697 году восстановлена. С 1796 года здесь проживал отошедший от управления епархией святитель Тихон Задонский. В 1846 году при разборе старой деревянной Владимирской церкви было обнаружено, что склеп, в котором покоился Святитель Тихон был частично разрушен, а его гроб, нарушенный упавшими кирпичами, сильно обветшал. Тогда и было замечено, что почивший архипастырь, проведя 63 года в сыром месте, не был тронут тленом. Тело было переложено в другую гробницу, которую поместили в теплом храме. Об этом факте, а также о чудесах исцеления у гробницы, архиепископ Воронежский Антоний сообщил Священному Синоду, а также в день своей кончины написал письмо об этом императору Николаю I. В 1861 году он был причислен к лику святых. 13 / 26 августа были обретены его мощи. В 1853 году в обители был построен величественный восьмипрестольный собор Владимирской иконы Божией Матери (проект К.А. Тона) В 1919 году мощи подверглись вскрытию, а кости святителя выставлены на всеобщее обозрение. В 1932 году мощи передали в музей, вначале в Елец, а затем в Орёл. В 1942 году при немецких властях в Орле возобновили работу церкви, и мощи были положены в Богоявленском соборе. С возвращением большевистской власти положение вновь изменилось. В 1960 году был закрыт Богоявленский собор, после чего мощи во второй раз оказались в музее. В 1929 году монастырь был закрыт, и подвергся разорению. Возрожден монастырь в 1990 году. В 1991 году в него были возвращены мощи святителя Тихона. Началось возрождение обители.

[32][32] Алексеево-Акатов женский монастырь (первоначально мужской) — один из старейших монастырей Воронежского края. Находится в частном секторе около водохранилища, недалеко от Чернавского моста. Название монастырю было дано по имени первого святого русской православной церкви — Алексия, митрополита Московского. В 1620 году на воронежской земле были отражены атаки литовцев и черкас. В честь этого события заложили Алексеевский храм. Имя святого выбрано не случайно. Именно в день победы над врагами по православному календарю свершается память о святителе Алексее.

Место для возведения храма выбрали пустынное, заросшее деревьями, в двух верстах (2,133562 км.) от Воронежа. Изначально сюда хотели перевести ежегодно подтопляемый в половодье Успенский храм. Поляна, где заложили Алексеевский храм называется Акатовой (или Окатовой). Это название вошло и в название строящегося храма — Алексиево-Акатов. Изначально монастырь был основан как пустынножительский и назывался «новой пустынью Олексея Митрополита Московского Чудотворца» (согласно старинному документу называемому сказкой Феодосии). В начале XVIII века в монастырь был привезен написанный в Новоиерусалимском монастыре список иконы Божией Матери «Троерчица». Просуществовал монастырь до XX века. В 20 годы был разграблен, а в 1931 году вовсе закрыт. Имущество монастыря утеряно. Иконы, которые не вывезли из Воронежа в преддверии немецкого наступления, были сожжены во время оккупации в запасниках, находящиеся во дворе современного здания ЮВЖД. Сохранилась чудотворная икона «Живоносный источник», находившаяся в Покровском соборе. Владыка Мефодий благословил её возвращение в Акатов храм 12 апреля 1991 года. Чудотворная икона Божией Матери Троеручицы безвозвратно утеряна. В 70 годы здесь был размещен музей. В 1990 году монастырь был открыт, как женский.

[33] Из 16 древних городов под названием Антио́хия[1][2] (от имени Антиох, др.-греч. Ἀντίοχος — Противостоящий ) наиболее известна Антио́хия-на-Оро́нте (др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Ὀρόντου, Антиохия-на-Дафне, др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Δάφνῃ, Антиохия Великая, др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ Μεγάλη) в древней Сирии (совр. Антакья, на территории современной Турции, на границе с Сирией, у Средиземноморского побережья). Слово «Антиохия» без уточнений обозначает именно этот город. Один из центров христианства, именно здесь ученикам Христа впервые дано было имя «христиане» (Деян. 11:26).

[34] Год рождения вычисляют приблизительно, принимая во внимание его сообщение о том, что он был избран архиепископом на 50-м году жизни

[35] Монастырь Сопочаны (серб. Манастир Сопоћани) — сербский православный монастырь с церковью Святой Троицы; расположен близ города Нови-Пазар (юг Сербии). Основан в живописной долине реки Рашки, рядом с древнем Расом — центром Сербского государства Урошем I до 1263 года как мавзолей короля и его семьи. В 1389 году после Косовской битвы монастырь был сожжен турками; восстановлен при деспоте Стефане. В 1689 году с сожжением обрушением кровли церкви монастырь опустел; реставрирован в 1929, 1948—1956 годах. В 1990-х гг. из монастыря Высокие Дечаны в Сопочаны были перенесены мощи святых врачей-бессеребренников Косьмы и Дамиана.

[36] Димитриjевић М. Документа, кojи се тичу односа између српске цркве и Pycиje у XVII в. // ССКА. 1903. Књ. 39. С. 280

[37] Paдojичић Ђ. Сп. Светитељски ликове Милоша Обилића // Пут: Часопис за хришћанску културу. Београд, 1933/1934. Бр. 1. С. 23

[38] Кашанин. 1975. С. 223

[39] Богдановић. 1980. С. 177

[40] Богдановић. 1980. С. 177-178; Радуновић. 1993-1994

[41] см.: Турилов А. А. Древнейшая история славян и Руси в «Книге степенной царского родословия» // Славяне и их соседи: Миф и история: Тез. 15-й конф. М., 1996. С. 51-52

[42] Мошин. 1976; Богдановић. 1980. С. 176-177

[43] Даничић Ђ. Ситниjи списи. Сремски Карловци, 1925. Књ. 1. С. 317; Cmojaнoвuћ Љ. Каталог Нар. б-ке у Београду: Рукописи и старе штампане књиге. Београд, 1903. Књ. 4. С. 62-63. № 209

[44] ГИМ. Хлуд. 13. л. 293-294

[45] Турилов А. А. К истории 2-й (македонской) рукоп. коллекции А. Ф. Гильфердинга // Слав. альм., 2002. М., 2003. С. 142. Примеч. 38

[46] Из 16 древних городов под названием Антио́хия[1][2] (от имени Антиох, др.-греч. Ἀντίοχος — Противостоящий ) наиболее известна Антио́хия-на-Оро́нте (др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Ὀρόντου, Антиохия-на-Дафне, др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Δάφνῃ, Антиохия Великая, др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ Μεγάλη) в древней Сирии (совр. Антакья, на территории современной Турции, на границе с Сирией, у Средиземноморского побережья). Слово «Антиохия» без уточнений обозначает именно этот город. Один из центров христианства, именно здесь ученикам Христа впервые дано было имя «христиане» (Деян. 11:26).

[47] Селевкия Пиерия (др.-греч. Σελεύκεια Πιερία) — древний город в Сирии, построен Селевком I Никатором в 6 км к северу от устья реки Оронт. Селевкия была одним из городов «сирийского тетраполиса» (он включал в себя ещё Антиохию Сирийскую, Апамею Сирийскую и Лаодикию). Селевкия служила военным и торговым портом Антиохии Великой, расположенной выше по Оронту. Руины города находятся в Турции вблизи приморского поселка Челвик (тур. Çevlik) вблизи города Самандаг в провинции Хатай.

[48] Троада (др.-греч. Τρωάς) — древнее название полуострова на северо-западе Малой Азии, который вдаётся в Эгейское море к югу от Мраморного моря и Дарданелл. С востока отделён от Малой Азии горным хребтом Ида, высотой до 1774 метров. В античную эпоху Троада была частью Мизии.

[49] Филиппы — древний македонский город на побережье Эгейского моря, на бывшей Эгнатиевой дороге. Основан македонским царём Филиппом и назван в его честь. В римскую эру в 42 до н. э. близ города произошло два сражения между монархистами (Октавиан) и республиканцами (Марк Юний Брут)[1]. Первый европейский город, где стараниями апостола Павла была образована христианская община, были крещены Лидия из Фиатир «и домашние её» (Деян. 16:12).

[50] Эфе́с (греч. Ἔφεσος, лат. Ephesus, тур. Efes) — древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (совр. Малый Мендерес), южнее Смирны (совр. Измир) и западнее города Сельчук (современная территория Турции).

[51] Дьячок – простонародное название псаломщика….

[52] Свято-Иоа́нновский монастырь на Ка́рповке — ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви, расположенный на набережной реки Карповки в Санкт-Петербурге. Основан праведным Иоанном Кронштадтским и назван в честь преп. Иоанна Рыльского, его духовного покровителя. Здесь в храме-усыпальнице покоятся мощи прав. Иоанна Кронштадского.

Построен в неовизантийском стиле по проекту епархиального архитектора Н. Н. Никонова. Адрес: Санкт-Петербург, Набережная реки Карповки, 45. Монастырь был задуман как подворье Иоанно-Богословской женской общины, созданной Иоанном Сергиевым в своём родном селе Сура. 8 /21 мая 1900 года было освящено место для подворья; 16 / 29 сентября того же года епископ Ямбургский Борис (Плотников) совершил его закладку.

В 1901 году община получила статус монастыря, а подворье стало самостоятельной обителью.

Нижний храм прп. Иоанна Рыльского собора Двунадесяти апостолов был освящён 17 / 30 января 1901 года о. Иоанном Кронштадтским; главный храм, занимающий два верхних этажа, освящён 17 / 30 ноября 1902 года митрополитом Антонием (Вадковский) при участии о. Иоанна. В 1908 году в подвальном помещении был освящен двухпрестольный храм во имя пророка Божия Илии и блаженной царицы Феодоры (родителей праведного Иоанна). Произошло это 21 декабря 1908 (это было бы 3 января 1909) года, на следующий день после кончины праведного Иоанна. На следующий день праведный Иоанн был погребен здесь. В том же году обитель обрела статус первоклассной.

В 1919 обитель была обращена в трудовую коммуну, в 1923 году — ликвидирована (сестры жили в ней ещё три года). После захвата в 1922 году епархиального управления в Петрограде сторонниками обновленчества, община обители примкнула к так называемой Петроградской автокефалии, во главе которой после ссылки архиепископа Алексия (Симанского) стал епископ Николай (Ярушевич). После ареста и ссылки последнего, 12 мая 1923 года, под давлением властей, движимое и недвижимое имущество монастыря было передано обновленческой общине (двадцатке); 19 мая того же года губисполком принял решение о ликвидации монастыря, что удалось осуществить только в ноябре (ввиду протестов обновленческого руководства). Здания монастыря переданы мелиоративному техникуму; в марте 1926 года был замурован вход в усыпальницу отца Иоанна. Почти все монахини были в начале 30-х годов арестованы и приговорены к ссылке в Казахстан.

В ноябре 1989 года монастырь передан епархии и открыт как подворье Пюхтицкого монастыря; 1 ноября, в день рождения отца Иоанна, состоялось освящение нижнего храма во имя святого Иоанна Рыльского.

12 июля 1991 года, в день престольного праздника, Патриархом Алексием II был освящён верхний храм во имя Двенадцати Апостолов.

Является ставропигиальным с 25 декабря 1991 года.

[53] Шпалера – шеренга.

[54] Единоверцы – приверженцы старых обрядов периода до реформы патриарха Никона, находящиеся, однако, в лоне Православной Церкви.

[55] Волы́нь (укр. Волинь, польск. Wołyń) — историческая область на северо-западе современной Украины в бассейне южных притоков Припяти и верховьев Западного Буга.

[56] Найти точные сведения об этом монастыре не удалось. Известно лишь то, что расположен он был в урочище, названном Малый Дворец. в период польского гнета был разорен униатами…. Хранившаяся же в нем Новодворская икона Божией Матери перенесена в Черниговский Елецкий монастырь.

[57] Узбе́к, исламский титул — Султан Гийас ад-Дин Мухаммед (тат. Үзбәк, Üzbәk, ок. 1283 — 1341) — монгольский хан Улуса Джучи (Золотой Орды) (1313—1341). Сын Тогрула (Тогрулджая или Тогрулчи), десятого сына Менгу-Тимура, приходился племянником хану Тохте.

Правление Узбека стало временем наивысшего могущества Золотой Орды.

В русских летописях известен как «Алабуга», «Азбяк» и «Озбяк».

[58] Тохтамы́ш (тат. Туктамыш хан, Tuqtamış xan; каз. Тоқтамыс, ум. 1406) — хан Золотой Орды в 1380—1395 годах, хан Тюменского ханства с 1400 года[1]), один из потомков Джучи, старшего сына Чингисхана. Сын Туй-Ходжи оглана, правителя Мангышлака (название полуострова на Каспии), влиятельного царевича при хане Урусе.. После казни отца бежал. Позже Тамерланом был поставлен во главе войск и впоследствии захватил восточную часть Орды, а после падения темника Мамая – и западную. Именно по его приказу и был убит Мамай. Хан захватил и сжег Москву. Это произошло уже после победы русских над войсками правящего до него Ордой темника Мамая и бегства последнего…. После этого татары взяли Переяславль, Владимир, Юрьев, Звенигород, Можайск и другие подмосковные города.

После того, как один из ордынских отрядов был разбит Владимиром Андреевичем под Волоком, Тохтамыш ушёл в Орду, разграбив на обратном пути Рязанскую землю. Преемник Дмитрия Донского, его сын Василий I Дмитриевич купил в Орде ярлык на княжество нижегородское. Предпринимал еще несколько набегов на Русь, хоть больших набегов на Москву больше не начинал ввиду соперничества с Тамерланом, в ходе которого он был разгромлен и свергнут. Впоследствие убит в сражении с эмиром Едигеем в 1406 году.

[59] Ио́сифово-Во́лоцкий монасты́рь, или Ио́сифо-Волокола́мский Успе́нский монасты́рь, — православный мужской ставропигиальный общежительный монастырь. Расположен в селе Теряево Волоколамского района Московской области России в 16 км к северо-востоку от города Волоколамска. Монастырь основан в 1479 году преподобным Иосифом во имя Успения Божией Матери. Принадлежал Новгородской епархии, затем, после распри игумена с Новгородским архиепископом Серапионом, — Московской. Иосифо-Волоколамская обитель просуществовала до XX века. В 1922 году монастырь был закрыт. Старинные рукописи, документы и книги монастыря большей частью перевезены в Москву и в настоящее время находятся в РГАДА, ГИМ, РГБ, а также в Санкт-Петербурге — в архиве Санкт-Петербургского отделения Института российской истории РАН.

Возвращён Русской Православной Церкви 15 мая 1989 года; с 1999 года имеет статус ставропигиального.

[60] Ревель – нынешний Таллинн, столица Эстонии.

[61] Киево-Пустынно-Николаевский монастырь — существовавший в Киеве православный монастырь, главным храмом которого был знаменитый Никольский военный собор.

О Пустынно-Николаевском монастыре на Аскольдовой могиле впервые упоминается в послесловии к Евангелию 1411 года и в отказной грамоте 1427 года. С этого периода по различным актам (грамоты, завещания, купля-продажа) монастырь неоднократно приобретал имущество. К концу XVI века он владел обширными угодьями. Сильно пострадал во время унии. В 1518 году Киево-Печерский монастырь уступил Пустынно-Николаевскому монастырю урочище Долгую ниву. В 1682 году в нём уже находилась слобода и в конце XVII века в неё был перенесен сам монастырь. На прежнем месте монастыря осталось его кладбище, с приписной церковью Святителя Николая.

В 1690 году гетман Мазепа на новом месте построил для монастыря соборную церковь. В 1831 году она была переименована в Никольский военный собор, кельи были обращены в казармы, а братия была переведена в новопостроенную церковь Святого Николая Малого (ныне принадлежит униатам), или Слупского.

Разрушен в советское время.

[62] Свято-Покровский мужской монастырь, Голосеевская пустынь — скит Киево-Печерской Лавры, расположенный в лесу на южной окраине Киева. Голосеевская пустынь — место монашеских подвигов киевских подвижников благочестия XVIII—XIX веков, а со второй половины XIX столетия — резиденция Киевских митрополитов. В XVIII в. «на голой земле» был заложен (т.е. «посеян») лесопарк, отчего вся местность получила название Голосеево. Свт. Петр Могила (†1647) построил здесь храм во имя вмч. Иоанна Нового, Сочавского и основал загородный скит Лавры[1]. Пустынь стала летней резиденцией Киевских Митрополитов – священноархимандритов Лавры.

В 1845 г. свт. Филарет (Амфитеатров), особо любивший эту пустынь, построил каменный храм с двумя приделами: Трех Святителей и Иоанна Сочавского. В 1910 – 1912 гг. был построен каменный храм (ему предшествовал деревянный) в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Кроме храмов, в Голосеево находились: летний дом Митрополитов с домовым храмом прп. Иоанна Многострадального, гостиница, главный хоз. двор Лавры и др. постройки – числом до 10 корпусов.

В Голосеево подвизались такие святые, как свт. Филарет (Амфитеатров; †1857) и его духовник прп. Парфений (†1855), прп. Алексий Голосеевский (†1917), Христа ради юродивые Феофил (†1853) и Паисий (†1893). Пустынь упразднили в 1926 г. Были разрушены все храмы и здания, кроме летнего дома Митрополитов. В 1993 г. обитель открыли как скит Лавры. В том же году были обретены мощи прп. Алексия Голосеевского, Киевского. Открыт храм прп. Иоанна Многострадального. В 1996 г. обитель стала самостоятельной.

[63] Иулиания (Самсонова), мон., сост., Оптинский патерик, Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2006, гл. I: "Краткая история и описание Свято-Введенского монастыря Оптина пустынь. Святитель Филарет (Амфитеатров) и основание скита": http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/optpaterik/6.html, "Веб-конференція голови Синодального відділу релігійної освіти та катехізації УПЦ архієпископа Криворізького і Нікопольського Єфрема (Кицай)", официальный сайт Украинской Православной Церкви, 7 декабря 2011, http://orthodox.org.ua/article/veb-konferents%D1%96ya-golovi...94p

[64] "Святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий (1779–1857)", сайт Монастыри и храмы Киева, 15 мая 2013, http://churchs.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=art...=22

[65] "В день обретения мощей свт.Филарета Амфитеатрова настоятель храма архимандрит Филарет празднует день своего небесного покровителя", сайт Киевского храма во имя преподобного Сергия Радонежского, 29 октября 2010, http://archive.prp-sergiy.kiev.ua/news21.html

[66] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, 3 февраля 2016, официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html.

[67] Никомидия (греч. Νικομήδεια, ныне Измит, İzmit, с советских времен в отечественных текстах названия намеренно искажено на «Никомедия», вопреки, кстати, греческому звучанию, дабы не быть сходными со старинными христианскими текстами) — древний город в Малой Азии, центр области Вифиния. Располагался на подступах к Константинополю на берегу Мраморного моря.

[68] Аполлон - один из наиболее почитаемых древними греками и римлянами языческих богов, считавшийся богом солнца и умственного просвещения, а также общественного порядка, охранителем закона и божеством прорицания будущего. Артемида - иначе Диана - известная языческая богиня у греков, олицетворяла собою луну и считалась покровительницею лесов и охоты. Служение этой богине отправлялось с большим великолепием и блеском.

[69] Ликия - южная приморская область малой Азии - входила в состав Памфилийской префектуры. Император Феодосий отделил ее от Памфилии, причем столицей ее сделались Миры. После 395 г. Ликия стала областью Византийской империи, с VI в. находится во власти мусульман.

[70] Память св. Диоскорида в тот же 21 день декабря (3 января) месяца.

[71] Св. Фемистоклей скончался в 251 г.

[72] В дальнейшем примет наименование Вятка. Ныне это Киров.

[73] Ве́нев-Никольский монастырь (также Свято-Никольский или Ве́нев монастырь) — женский (ранее — мужской) монастырь в селе Ве́нев Монастырь Тульской области. Ученые предположили, что, Венев-монастырь возник по образу Киево-Печерской лавры в карстовых пещерах на берегу Осетра. Его основание восходит к первым векам распространения и укрепления христианства на Руси.

Время основания монастыря неизвестно, в летописях упоминается в XVI веке.

В нижней церкви погребен Смоленский князь Юрий Святославич, который из-за преступной страсти некогда убил князя Семена Мстиславича Вяземского и его супругу Иулианию. Впоследствии князь Юрий удалился в Веневскую обитель, где и принимал раскаяние. В XVII веке был построен главный храм обители с Успенским и Свято-Николаевским храмами (отсюда и чередование названий обители: «Успенская» или «Никольская»). Надо заметить, что первоначально монастырь был мужским, но в 1782 г. был упразднен. Монастырский храм обращен в приход расположенного рядом с. Богоявленского и использовался как приходской. Он действовал всегда и закрывался лишь в 1941 – 1943 годы. И только в начале 1998 г. по благословению Тульского митр. Серапиона (Фадеева) Успенский храм был передан Щегловскому тульскому монастырю для организации подворья, 1 ноября того же года обращенного в сестричество. Указом Священного Синода от 19 июля 1999 г. сестричество было преобразовано в Свято-Никольский женский монастырь.

[74] В других источниках упоминается Барнаульское духовное училище.

[75] 1 / 14 сентября 1889 года, согласно прошения, перемещен к Троицкой церкви села Березовского Кузнецкого округа.

С 1893 служил в Мартыновской Михаило-Архангельской церкви.

С 12 / 25 марта 1896 года - настоятель Никольского храма села Жуланиха Барнаульского округа. В мае этого же года открыл при храме приходское попечительство.

[76] Бийский Тихвинский общежительный женский монастырь находился в самой восточной части территории современного города, ныне именуемой в народе «Монастырь», на высоком живописном правом берегу реки Бии при впадении в неё некогда существовавшей речки Фурманки, вблизи соснового леса.
Первоначально, 31 августа / 13 сентября 1894 года на благотворительные средства на земле, принадлежавшей крестьянам села Мало-Угренёвского, по ходатайству Преосвященнейшего Макария (Невского) бывшего епископа Бийского, была учреждена Тихвинская православная женская община. Указом Святейшего Синода за № 4288 от 26 июня 1900 года преобразована в монастырь с сохранением того же названия. Обитель просуществовала до 1920 года и была закрыта, однако монахини организовали приходскую общину при бывшем монастырском храме. Однако, под предлогом пожара власти в 1928 году закрыли храм. В настоящее время территория бывшей обители застроена зданиями краевого детского образовательно-оздоровительного центра «Алтай», усадьбами (ул. Техучилище), занята дачными участками. На берегу Бии находится особо почитаемый Свято-Тихвинский источник. Рядом с ним установлен поклонный православный крест с иконой Божией Матери именуемой Тихвинская. Сотни людей ежедневно приходят сюда, чтобы испить святой родниковой воды.

Ежегодно, 9 / 22 июля, в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, к источнику крестным ходом идут православные верующие. Здесь совершаются водосвятные молебны.

[77] Белёвский Спасо-Преображенский монастырь — мужской православный монастырь в городе Белёв Тульской области. По преданию на месте монастыря стоял храм, в котором, ожидал покровительства князя московского Василия казанский хан Улу-Мухаммед, изгнанный на тот момент из своих владений. Предполагается, что монастырь основан в 1525 году. Источники расходятся в имени основателя монастыря, одни приписывают это однодуму из князей Солнцевых-Засекиных (имеется в виду скорее всего Михаил Иванович, который был в те времена в Белеве стольником и воеводой), другие князю Белевскому, Ивану Васильевичу. Попытки установить точную дату основания монастыря, проводимые в конце XVIII век, результатов не дали. Первое письменное упоминание датируется 1557 и связывают с посещением монастыря и Белевской крепости Иваном Грозным при объезде южных рубежей Руси. Источник этих данных остается неизвестным, однако, запись во вкладной книге монастыря подтверждает существование обители к этому году. Перовое же, достоверно подтвержденное посещение монастыря Иваном Грозным, состоялось только в 1565 году. В XVI и начале XVII века монастырь страдает от набегов крымских татар, а в 1611 — 1620 годах от литовцев, поляков и др. В 1614 году монастырь имеет согласно описи 6 храмов: Преображенский собор, теплая церковь святого Иоанна Предтечи, холодна церковь святого Московского Петра, великомученика Димитрия Солунского (в документах числится как сгоревшая) и надвратная Никольская церковь. В этом же году Никольскую церковь закрывают. С 1611 по 1614 годы в монастырской слободе возводится Алексиевская церковь. В 1615 году при набеге гетмана Лисовского на Белев монастырь сожжён, потом восстановлен. В 1618 году обитель сильно пострадал от нападения польского воеводы Чаплинского. В 1921 году монастырь был закрыт по решению властей. Простояв без надзора до 1940 года, монастырь разрушался, на храмах были разобраны купола, в дальнейшем часть помещений монастыря были приспособлены под жилье. Возрожден в 2008 году и доныне восстанавливается.

[78] Оптина пустынь, Козельский мужской монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Козельской епархии. Монастырь находится приблизительно в 4 километрах от города Козельска на правом берегу р. Жиздры. Пустынь имеет два подворья; Московское и Санкт-Петербургское (Свято-Успенское). Скромный по своему внешнему облику монастырь был знаменит благодаря резко отличающему его от других русских обителей внутреннему строю, единству иноческого жития, благотворному влиянию старцев на множество приходящих в обитель богомольцев. Время основания Оптиной неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым, или ближайшими его наследниками. По другой версии ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь - а таковые ранее носили название Оптиных. Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее.

Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. В 1630 году там была деревянная церковь, шесть келлий и 12 человек братии. Царь Михаил Федорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор.

Вскоре наступило время реформ Петра I. В 1704 г. отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбную ловлю, а в 1724 г. обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена, как «малобратный монастыр». Но уже в 1726 г. по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была восстановлена. При закрытии совершенно разоренная, она теперь медленно восстанавливалась. Указом 1727 года ей была возвращена мельница. Впрочем, лишь в 1795 году началось настоящее ее возрождение, когда сюда был назначен настоятелем о.Иосиф. Вскоре после революции обитель была закрыта. С 1923 по 1987 годы святая обитель была на поругании. На месте монастыря была образована сельскохозяйственная артель. После смерти прп. Анатолия (Потапова) в пустыни остался лишь один старец Нектарий (Тихонов). После закрытия Оптиной в 20-е годы последние монахи переехали в Московский Даниловский монастырь (отец Георгий (Лавров), отец Иоасаф (Моисеев) и другие).

Вскоре сельскохозяйственная артель была ликвидирована, а на ее месте был образован музей "Оптина пустынь", директор которого Лидия Васильевна Защук как могла помогала верующим.

5/18 августа был закрыт последний действующий храм в обители - Казанский собор. Следующая служба в обители была совершена лишь 65 лет спустя.

Возвращение обители Русской Православной Церкви произошло 17 ноября 1987 г. Сразу же начались восстановительные работы, проводимые насельниками Свято-Данилова монастыря. 3 июня 1988 года в обители началось богослужение, сначала в надвратной церкви, а затем в Введенском соборе.

[79] Тир (греч. Τύρος) - финикийский город, один из древнейших крупных торговых центров. Находился на территории современного Ливана, мухафаза Южный Ливан (близ границ с Израилем). Финикийцами назывался «Сор» - «скалистый остров». Современное арабское название — Сур.

[80] Сидо́н (др.-греч. Σιδών) — один из древнейших городов Финикии. Крупнейший торговый центр древнего мира в X — IX веках до н. э. В Библии упомянут как «первенец Ханаана» (Быт. 10:15), брат аморея и хетта. Ныне – арабский город Сайда (араб. صيدا‎, Сайда — букв. «рыбный промысел»), расположенный на юге Ливана

[81] Аквилея (итал. Aquileia, фриульск. Aquilee) — в древности большой и знаменитый город в Северной Италии, в стране венетов (Венецианский регион Италии).

[82] Илли́рия, или Иллирик (др.-греч. Ἰλλυρία, лат. Illyricum), — древнее название западной части Балканского полуострова (террпитория стран бывшей Югославии), которую населяли иллирийцы (древний балканский народ, родственный современным албанцам).

[83] Преподобному Никифору Прокаженному тропарь // сайт "Пою святым. Рукописи переводчика" http://ermyinia.blogspot.com/2014/03/normal-0-false-false-false.html со ссылкой на "Службу преподобному и богоносному отцу нашему Никифору прокаженному, чудотворцу с молебным каноном, акафистом и житием", издание св. каливы Успения Богородицы и скита Кутлумуш, Святая гора.

[84] Род болгарских священников Кирановых происходит из с. Главан Ординской епархии (Хасковская область) и насчитывает более 300 лет. После русско-турецкой войны 1828-1829гг. священник Михаил Стефанович Киранов организовал переселение 800 семей в Южную Россию. Достигшие Бессарабии 167 семей основали село Главан в Аккерманском уезде

[85] Мелито́поль (укр. Мелітополь, от греч. Μελιτοπόλη — «медовый город») — город областного значения в Запорожской области (на юге) Украины, административный центр Мелитопольского района и центр Мелитопольской агломерации.

[86] Синаксарь – текст в службе утрени, предназначенный для чтения во время службы, повествующий об истории праздника, в честь которого совершается служба. В приходских храмах, как правило, опускается…

[87] Пафлагония - древняя область Малой Азии, на южном берегу Черного моря.

[88] Блаж. Феодорит именует Павла епископом Неокесарии - крепости, лежащей на берегах Евфрата.

[89] Ликиний царствовал с 307 по 324 г. в восточной половине Римской империи, сначала - как соправитель императора Галерия, а потом самостоятельно. В то время как Константин Великий стал императором на западе, Ликиний - язычник сначала относился почти благосклонно к христианам, но когда Константин решительно объявил себя покровителем христианства, Ликиний сделался яростным гонителем Церкви Христовой, подозревая Константина в намерении завладеть и востоком, а своих подданных - христиан в сочувствии Константину и желании подчиниться ему.

[90] По примеру Апостола Павла, который в послании к Гал. 6:17, восклицает "ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем".

[91] "Ученые открыли гробницу святого Феоктиста в соборе XII века под Новгородом" // Интерфакс-Религия, 13 июля 2015 года - http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=59440

[92] Го́ртина (др.-греч. Γορτύν, Γόρτυνα, греч. Γόρτυς, лат. Gortyn, Gortyna, Gortynia) — античный город на Крите. Гортина расположен в 46 км к югу от Ираклиона (Ира́клион (Гера́клион) (греч. Ηράκλειο) — город в Греции, административный центр Крита. Другие исторические названия города: Хандак, Мегало Кастро, Кандия, Хандакас, Гераклея. Назван в честь героя Геракла…), близ селения Агии Дека (греч. Άγιοι Δέκα), на плодородной равнине Мессара. Гортина — один из древнейших городов Крита (с 6000-летней историей), одно из наиболее важных археологических мест Греции. Название города, согласно Гесихию, происходит от минойского слова karten, означающего «корова». при р. Лефее (ныне Иеропотамо). Развалины древнего города сохранились и доныне.

[93] Киос, Епиней, Кидония и Ираклия - различные города на о. Крит.

[94] За́падная о́бласть с центром в Смоленске была образована 1 октября 1929 года на основании Постановления Всероссийского центрального исполнительного комитета СССР от 14 января 1929 года № 116 «Об образовании на территории РСФСР административно-территориальных объединений краевого и областного значения»[1].

По ряду источников, создавалась как «задел» для третьего (после 1924 и 1926 г.) расширения территории Белорусской ССР, восточная граница области в целом напоминала восточную границу проживания белорусов по Е. Ф. Карскому. Несмотря на это, по официальной советской статистике того времени белорусы не составляли какой-либо серьёзной доли в населении области, несмотря на отсутствие явной этнографической и лингвистической границы между Западной областью и БССР. Тем не менее, во многих документах того времени БССР и Западная область упоминались совместно, существовали школы с преподаванием на белорусском языке, хоть и в гораздо меньших масштабах (около 10 тыс. учащихся), чем в Белоруссии. При этом население Западной области превышало население БССР. (6,7 млн в Западной области против 5,1 млн в БССР). Состояла из территорий нынешних Смоленской, Брянской, Калужской и частично Орловской. В 1935 году часть районов перешли в состав Калининской (Тверской) области. В 1937 году была упразднена с образованием Смоленской и Орловской областей (в состав которых была передана и часть террпиторий Курской области), а в 1944 году была образована Калужская область, составленная из территорий Смоленской, Орловской и Тульской областей. В том же году была образована Брянская область.

[95] Изобразительны - общественное богослужение, совершаемое после шестого или девятого часов вместо литургии, если последняя не совершается по каким либо причинам. Соответствует изобразительным антифонам литургии, коими являются 102 и 145 псалмы, а также пение Заповедей Блаженства. В состав изобразительных также включается Символ веры, Молитва Господня («Отче наш….»), тропари и кондаки и Псалом 33 (как и в конце литургии), «Достойно есть…» и отпуст.

[96] Заметьте – в славянском тексте написано: «ибо прежде чем Младенец поймет доброе или злое – он отвергнет злое и примет доброе»….. Но эти слова «богословами» Синодальной эпохи вымараны, как и многое, включая важные пророчества (которые в этой книге местами восстановлены по славянскому тексту).

[97] Заметьте, в славянском тексте слова на поверку не особенно отличаются, но в них вкладывается СОВСЕМ ДРУГОЙ СМЫСЛ – вместо «богатства Дамаска и добычи Самарийские пронесут перед царем Ассирийским», написано «прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, Он передаст богатства Дамаска и добычи Самарийские царю Ассрийскому», что означает намек на Божественное могущество МЛАДЕНЦА. Но из русского текста это вымарано в ходе «перевода» Синодальной эпохи

[98] Жили Мадиамитяне на Синае и северо-западе Аравии.

[99] Типикон (греч. образ, тип) - 1. Богослужебный устав. 2. Книга богослужебная, содержащая богослужебный устав, месяцеслов с Марковыми главами, соединяющими подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги, правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников.

[100] Оптина пустынь, Козельский мужской монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Козельской епархии. Монастырь находится приблизительно в 4 километрах от города Козельска на правом берегу р. Жиздры. Пустынь имеет два подворья; Московское и Санкт-Петербургское (Свято-Успенское). Скромный по своему внешнему облику монастырь был знаменит благодаря резко отличающему его от других русских обителей внутреннему строю, единству иноческого жития, благотворному влиянию старцев на множество приходящих в обитель богомольцев. Время основания Оптиной неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым, или ближайшими его наследниками. По другой версии ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь - а таковые ранее носили название Оптиных. Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее.

Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. В 1630 году там была деревянная церковь, шесть келлий и 12 человек братии. Царь Михаил Федорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор.

Вскоре наступило время реформ Петра I. В 1704 г. отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбную ловлю, а в 1724 г. обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена, как «малобратный монастыр». Но уже в 1726 г. по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была восстановлена. При закрытии совершенно разоренная, она теперь медленно восстанавливалась. Указом 1727 года ей была возвращена мельница. Впрочем, лишь в 1795 году началось настоящее ее возрождение, когда сюда был назначен настоятелем Иосиф. Вскоре после революции обитель была закрыта. С 1923 по 1987 годы святая обитель была на поругании. На месте монастыря была образована сельскохозяйственная артель. После смерти прп. Анатолия (Потапова) в пустыни остался лишь один старец Нектарий (Тихонов). После закрытия Оптиной в 20-е годы последние монахи переехали в Московский Даниловский монастырь (отец Георгий (Лавров), отец Иоасаф (Моисеев) и другие).

Вскоре сельскохозяйственная артель была ликвидирована, а на ее месте был образован музей "Оптина пустынь", директор которого Лидия Васильевна Защук как могла помогала верующим.

5/18 августа был закрыт последний действующий храм в обители - Казанский собор. Следующая служба в обители была совершена лишь 65 лет спустя.

Возвращение обители Русской Православной Церкви произошло 17 ноября 1987 г. Сразу же начались восстановительные работы, проводимые насельниками Свято-Данилова монастыря. 3 июня 1988 года в обители началось богослужение, сначала в надвратной церкви, а затем в Введенском соборе.

[101] Свято-Данилов монастырь – знаменитый мужской монастырь Москвы. Основан благоверным князем Даниилом Московским. Точная дата основания неизвестна, однако, известно, что перед смертью князь был пострижен здесь в монашество (1303) и здесь же умер и был погребен. В 1330 году князь Иван I Данилович Калита, сын Даниила при св. митрополите Киевском и всея Руси Феогносте (1328–1353), перевёл архимандрита и часть иноков этого монастыря на свой княжеский двор. Они были поселены в Кремле, к освещённой митрополитом Феогностом 10 (18) мая 1330 года[5] перестроенной в камне церкви Преображения Господня[4]. Построенный же святым Даниилом храм был обращен в приходской. Возрожден в 1560 году на старом месте после явления святого князя одному из членов свиты московского князя (святой Даниил укорял власти в том, что его останки совершенно забыты).Мощи были обретены и перенесены в храм Святых Отцов семи Вселенских Соборов обители, недавно освященный святителем Макарием. а впоследствии – в новопостроенный Свято-Троицкий собор обители. Формально закрыт в 1918 году, но фактически монашеская жизнь в нем продолжалась до 1929 года, когда здесь был организован спецприемник НКВД. Началось разорение обители. Возрождён в 1983 году как ставропигиальный и с этого времени стал духовно-административным центром Русской православной церкви: на его территории расположено здание отдела внешних церковных связей (ОВЦС), а также Синодальная резиденция, где проводятся заседания Священного синода.

[102] Прокимен (греч. предлежащий) - краткое изменяемое молитвословие, состоящее преимущественно из строк псалмов (за исключением литургийного прокимна "Величит душа Моя Господа" (Лк. 1; 46-48), читаемого в праздники, посвященные Богородице). В IV - V вв. прокимном являлся псалом, предварявший богослужебное чтение из Нового Завета. Прокимен респонсорно читался и пелся чтецом и хором. Впоследствии текст прокимна сократился и в настоящее время малый прокимен состоит из двух строф, а великий - из пяти строф. Великий прокимен возглашается священником (или дьяконом) на вечерне (без чтения из Нового Завета). Малый прокимен возглашается: а) священником (или дьяконом) перед чтением Евангелия на воскресной и праздничной утрене; б) чтецом перед чтением Апостола или паримии на литургии и на других богослужениях, содержащих чтения Апостола или паримии. Прокимен поется таким образом: после возглашения каждой строфы хор повторяет первую, после последней строфы возглашается половина первой, которую хор поет до конца.

[103] Знатоки древних языков отмечают, что в оригинале вместо «носился» стоит слово «заботился»….

[104] Эти слова всегда распространяются на антихриста, который, таким образом, будет повержен.

[105] Все эти слова о ягненке пасущеимся вместе с волком, и прочее уже к будущему веку, когда грех будет уничтожен, а источник греха и всякого зла – диавол – повержен….

[106] Все это явно относится к Новому Завету, когда именно язычники обратились ко Христу….

[107] Здесь идет отрывок уже из другог места…

[108] Заметьте – в славянском тексте написано: «ибо прежде чем Младенец поймет доброе или злое – он отвергнет злое и примет доброе»….. Но эти слова «богословами» Синодальной эпохи вымараны, как и многое, включая важные пророчества (которые в этой книге местами восстановлены по славянскому тексту).

[109] Заметьте, в славянском тексте слова на поверку не особенно отличаются, но в них вкладывается СОВСЕМ ДРУГОЙ СМЫСЛ – вместо «богатства Дамаска и добычи Самарийские пронесут перед царем Ассирийским», написано «прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, Он передаст богатства Дамаска и добычи Самарийские царю Ассрийскому», что означает намек на Божественное могущество МЛАДЕНЦА. Но из русского текста это вымарано в ходе «перевода» Синодальной эпохи

[110] Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

[111] Напомню, однако, текст этого песнопения, обычного для службы повечерия: С нами Бог, разумейте языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!