СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЛЕОНИД ВИКТОРОВ



Священник Леонид Викторов с женой Анной и дочерью. 1914г.

Память 28 декабря / 10 января, в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Кузбасских святых

Протоиерей Леонид Сергеевич Викторов родился 5 / 18 марта 1891 года в Рязани в семье диакона Сергия Иоанновича Викторова. Дедом его был протоиерей Иоанн Викторов, дядей - священноисповедник Михаил Викторов

По кончине отца в 1905 году как сирота был принят на бесплатное обучение в Рязанскую духовную семинарию, по окончании которой поступил псаломщиком в Преображенский храм села Болошнева Рязанского уезда Рязанской губернии, строителем и первым настоятелем которого являлся его дед, протоиерей Иоанн Викторов.

8 / 21 ноября 1912 года был рукоположен епископом Рязанским Димитрием в сан диакона, а вскоре - в сан священника, и становится настоятелем Богородице-Рождественской церкви в селе Курбатове Ряжского уезда Рязанской губернии. В том же году был назначен заведующим церковно-приходской школой того же села.

Почти двадцать лет нёс службу в Курбатове. В семье родилось здесь девять детей, но четыре дочери умерли в младенчестве.

В ходе кампании по организации в колхозов Курбатовский храм был закрыт, семья отца Леонида репрессирована и выселена из собственного дома.

Священник Леонид Викторов с матушкой Анной и детьми. 1925г.

В 1931 году получил должность настоятеля в храме села Павлищева Рязанского района вновь образованной Московской области, куда его семья переехала из Курбатова. Через несколько месяцев была закрыта и эта церковь, после чего отец Леонид с семьей вернулся в село Болошнево. К тому времени священник местного храма, дядя отца Леонида отец Михаил Викторов, был арестован. Заступив на его место, отец Леонид вёл активную приходскую деятельность в течение последующих пяти лет.

В 1936 году был лишён избирательных прав, а его дочерей Александру и Елену отказались принимать в учебные заведения для продолжения образования, в связи с чем семье пришлось переехать в село Туму Московской области, где дочери смогли поступить в педагогическое училище.

В начале 1936 года был арестован архиепископ Рязанский священномученик Иувеналий (Масловский), вслед за чем начались аресты других священнослужителей епархии. Зная, что аресты обычно проводятся по ночам, отец Леонид ночевать уходил в соседние деревни, а детей прятали на колокольне. В Болошневе было объявлено: "Кто приютит священника или члена его семьи, тот будет арестован и выслан."

Власти организовали настоящую охоту за священнослужителями, и 20 февраля отца Леонида выследили в соседней деревне, арестовали и потребовали выдать церковную казну. Не найдя при обыске денег и ценностей, чекисты забрали священника в тюрьму, изъяв его личные документы, дневник и письма. Прощаясь, отец Леонид сказал старшей дочери Анне: "Не оставляй детей и мать, я обязательно вернусь. Храни вас Господь!"

Особое Совещание при НКВД СССР 4 апреля 1936 года, рассмотрев уголовное дело в отношении рязанских священнослужителей и мирян, признало их виновными по статьям 58-10, 58-11 УК РФСФР. Отцу Леониду вменили: "участие в контрреволюционной группе церковников, возглавляемой архиепископом Иувеналием," а также что он "вел суждения антисоветского характера." Приговор - 5 лет исправительно-трудового лагеря.

Отбывать наказание отец Леонид был направлен в Мариинское отделение Сиблага НКВД (тогда Новосибирская область), где скончался в начале 1938 года. Датой преставления принято считать 10 января.

3 июля 1989 года был реабилитирован прокуратурой Рязанской области[214].

11 апреля 2006 года был определением Священного Синода по представлению Рязанской епархии был причтён к лику новомучеников и исповедников Российских.

Документы

  • Архив УФСБ по Рязанской обл., д. 9611, т. 5, л. 275.
  • Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 апреля 2006 г.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века:
    • http://213.171.53.28/bin/nkws.exe/no_dbpath/docum/ans/nm?HYZ...1M*
  • Страница сайта ΠΥΡΓΟΣ. Новомученики и исповедники Российские:
    • http://purgos.narod.ru/data/january/leonidv.htm
  • Лаврина В. Л. и др., Жизнеописания кузбасских святых: Сборник очерков, 2013, 8-10.

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из Соборного послания апостола Иакова, брата Господня: 1Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, 2ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.

3Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.

4Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; 5так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!

6И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

7Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, 8а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.

9Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.

10Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.

11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? 12Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.

13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.

14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.

15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, 16ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.

17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.

18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

Глава 4.

1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?

2 Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не про́сите.

3 Про́сите, и не получаете, потому что про́сите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 240; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!