Епископ Новороссийский и Геленджикский.



Рождество Христово

Гг.

Г. Новороссийск

События дня.

Всенощное бдение.

Как и всегда, я иду на ночную службу, которая, по традиции, проходит наиболее торжественно. Уже под вечер прошел слух, что ночную службу совершает правящий архиерей. Что ж, плохого в этом не вижу.

Служба должна начаться в 22.00, но я прихожу несколько ранее. Вот, и храм. У ворот толпятся казаки, а также стоят двое полицейских. Улицы Видова и Гладкова рядом с храмом перекрыты…. Итак, вхожу в храмовый двор. Елка, стоящая в центре храма, а также стоящий рядом с ней вертеп, теперь горят огнями. Здесь тоже стоит толпа, среди которой виден фотограф из пресс-службы епархии. Значит, слух верен. Вхожу в храм. Здесь украшения из сосновых веток еще добавлены на иконостасе и на панкадиле в центре храма, а на солее перед иконостасом, стоят большие вазы с цветами. Стоящие возле солеи елки также горят огнями гирлянд. Архиерейский амвон в центре еще не поставлен. Народу в храме уже довольно много, при этом желающих исповедоваться в южном углу храма для столь большого праздника довольно мало (очевидно, большая часть желающих исповедоваться пришло позднее). Исповедь проводят о.Сергий Видяев и о.Михаил Смирнов. Проходит минут десять. Вскоре в центр ставится архиерейский амвон. Тем временем, начинается благовест, переходящий в трезвон (басовой колокол тоже задействован, что нне бывает очень редко). Проходит еще какое-то время. В храме зажигается весь свет. Открываются Царские врата. Начинающий службу о.Евгений Кузнецов кадит алтарь, а затем произносит возглас и начинается служба, а он кадит весь храм, как и обычно, в начале бдения.

Служба самого праздника Рождества Христова стоит среди служб всех двунадесятых праздников особняком. Начинается оно не вечерней, как прочие, ибо Великая вечерня уже была, но великим повечерием – тем самым последованием, которым дневной богослужебный круг завершается в Великий пост. Если в праздник Святой Пасхи чтение совершенно исчезает из праздничной службы, то здесь, наоборот, идет, преимущественно, чтение. Собственно, повечерие – это последование, предназначенное для совершения перед отходом ко сну «по вечери», то есть, после ужина. Создавалось оно в монастырях, где после совершения вечерни монахи ужинали, а затем – после повечерия и чтения молитв на сон грядущий, расходились на ночь по кельям. Есть малое повечерие, в приходских храмах совершаемое лишь раз в году – в Великую пятницу – после Великой вечерни с чином выноса плащаницы Христовой. Правда, в нашем соборе повечерие это не совершается, а лишь читается канон из него. В монастырях же оно совершается постоянно так, как было написано выше. Великое же повечерие совершается, преимущественно, в Великий пост. В приходских храмах оно совершается лишь на первой его седмице, когда в храмах читается Великий покаянный канон святителя Андрея, епископа Критского (память 4 / 17 июля) и им же начинается праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в случае выпадения на дни со вторника по субботу. В монастырях же им завершается каждый день поста. И вот, мы встречаем это последование не в Великий пост, когда всякая торжественность уходит, а во второй по значимости в нашей Церкви праздник, да еще в праздник Крещения Господня, чей чин сходный в силу общего происхождения. Перед нами читаются три последования с долгой чередой псалмов и молитв, прошений к Богу о даровании мирной ночи, правда, перемежаемое торжественным пением тропаря и кондака праздника после Трисвятого на первом и втором последовании, входящем в повечерие. Нам как бы напоминается вновь о том, что за рождением Христа последует не слава одна, но полная скорбей жизнь, начавшаяся с гонений от нечестивого царя и завершившаяся на Кресте. Но в то же время, с особой торжественнотью на этой службе звучат слова из книги пророка Исаии: «С нами Бог, разумейте языки покаряйтеся, яко с нами Бог[111]», которое за чтецом вновь и вновь повторяет хор, а чтец возглашает стихи и славословия. Потом повечерие прерывается и духовенство выходит на литию. Поются стихиры и завершается эта часть службы, подобно вечерне – пением песни святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей свет во откровение языком и славу людей Твоих, Израиля». Чтец читает Трисвятое по «Отче наш», а хор поет тропарь праздника. Предстоятель поизносит молитву благословенимя хлебов и далее бдение идет обычным образом, как служба праздника, одного из величайших в нашей Церкви.

Чин повечерия на сей раз был чрезвычайно сильно сокращен. Так, в первом последовании присутствуют 4, 6, 12, 24, 30 и 90, из которых 4 говорит об отходе ко сну, 6 – вопль покаяния и одновременно, вопль человека страждущего от болезни (так что строка «помилуй мя Боже, яко немощен есмь, исцели мя Господи, яко смятошася кости моя» читается, как стих при чтении канона на Таинстве соборования) и огорченного этим, дабы по смерти не угодить в ад. 12 – вопль человека, изможденного нападениями врагов (бесов, разумеется) и считающего, что Бог «оставил» его…. Писать о них можно бесконечно…. На деле же, за 4 псалмом, говорящим об отходе ко сну, сразу последовал 90, последний из всей череды, входящей в первое последование. После этого началось пение «С нами Бог…» (см сноску), при этом возглашали оба диакона, читая стихи подряд, а хор одновременно пел «…. Яко с нами Бог». Правда, читаемые в первом последовании тропари с прошениями о даровании мирной и спокойной ночи опущены не были. Но все это компенсировало торжественное пение тропаря после Трисвятого. Пелся он довольно вычурным распевом, при этом хор (участвовал в службе только один верхний, в то время, как боковой пел накануне вечером и в сам день утром) старался вовсю. Во втором последовании читался только 50 псалом, предшествующий ему 101 псалом – также покаянный, был опущен. Опущена была и покаянная молитва Манассии, читаемая после псалмов…. и после них, по Трисвятом, также торжественно пелся кондак праздника. В третьем последовании читался только 69 псалом – также содержащий вопль человека страждущего о врагов, но в отличие от 12 псалмопевец уже не сомневается в Боге и просит о защите. Следующий за ним 142 псалом (им должен начинаться молоебен и им завершается шестопсалмие на утрени) был опущен, а сразу начинается славословие[112], после которого повечерие прерывается и начинается чин литии. Литию и благословение хлебов совершали о.Евгений Кузнецов, а также о.Сергий Видяев и о.Михаил Смирнов. Исполняемые после литии стихиры хор сократил до трех…. После же Трисвятого (как в конце вечерни – Трисвятое по «Отче наши») тропарь праздника попеременно пели хор и духовенство.

Во время шестопсалмия[113] открылись Царские врата, и на амвон вышел правящий архиерей, а с ним, поммо упомянутых выше священников, вышел также о.Антоний Новицкий. Началось… чтение входных молитв, прося Благословения Божия на совершение БЕСКРОВНОЙ ЖЕРТВЫ (напомню, что от чтения последования ко Святому причащению, это священника не освобождает, оно у священнослужителей даже более полное, чем у нас, мирян). Поклонившись иконам Христа Спасителя и Божией Матери в иконостасе, архиерей совершает конечную молитву, затем просит прощения у верующих и благословляет народ на три стороны, а затем уходит в алтарь для облачения…. Служба продолжается.

На утрени, сразу после «Бог Господь….» и торжественного пения тропаря, снова было опущено чтение кафизмы, а сразу начался чин полиелея. В предшествии иподиаконов с подсвечником, а также, дикирием, трикирием и рипидами (их держат над иконой праздника), а также духовенства (о.Александр Лысенко на сей раз выступал именно, как диакон, а не старший иподиакон, как это бывает обычно), в центр выходит правящий архиерей. Хор торжественно поет песнь, которая, собственно, и называется «полиелей», а в просторечии обычно именуется «Хвалите имя Господне». Она состоит из строк 134[114] и 135 псалмов[115]. Оба псалма – довольно длинные, а потому полностью они поются только в монастырях, да на приходах, где служат особенные ревнители Церковного Устава. На практике же чаще поются лишь первая и последняя строки обоих псалмов. А затем духовенство традиционно громогласно поет величание празднику: Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию рождшагося/ от Безневестныя// и Пречистыя Девы Марии. Ради этой минуты мы 40 дней постились, хранили воздержание, по мере сил, желая достойно встретить сей праздник! И архиерей, в предшествии иподиаконов с дикирием и трикирием и диаконов с подсвечниками, кадит весь храм. Хоть праздник совпадает с воскресным днем, но ради столь великого праздника (в отличие от Богородичных праздников, которые, хоть и совершаются, но в службе первенство отдается воскресным песнопениям) воскресные песнопения полностью опускаются.

Евангелие на бдении (от Матфея): 1Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

2Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; 3Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; 4Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; 5Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; 6Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; 7Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; 8Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; 9Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; 10Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; 11Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

12По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; 13Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; 14Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; 15Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; 16Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

17Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

20 Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 21родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 25и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Помазание елеем на службе этой длилось почти до самого конца службы. При этом на каноне не только ирмосы, но и катавасии (в данном случае, ирмосы, повторяемые после прочтения всех тропарей каждый песни) пелись неуконительно. Канон читали о.Сергий Видяев и о.Михаил Смирнов. В алтаре же о.Евгений Кузнецов уже начинает совершение проскомидии перед лиготовиться к совершению проскомидии перед литургией. Перед началом 9 песни диакон, стоя в центре, перед иконой праздника (в нашей практике – на амвоне), воспевает: «Величай, душе моя, Честнейшую славнейшую горних воинств, Деву пречистую Богородицу». После этого хор поет ирмос 9 песни: «Таинство странное вижу и преславное: небо вертеп, престол херувимский Деву, ясли вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем». Традиционно хор поет, повторяя пропетый диаконом стих, а также исполняя два других: «Величай, душе моя от Девы плотию Рождшагося», «Величай, душе моя, в вертепе рождашагося Царя» и еще ряд других. Священники же. читающий канон, читают тропари 9 песни (в данном случае, чтение это было несколько сокращено). Стихиры, которые поются по окончании канона, также были сокращено до двукратного пения одной стихиры (на самом деле их – шесть). В конце в центр, где уже завершается помазание, выходят диаконы с дикирием и трикирием. Взяв дикирий и трикирий, архиерей возглашает» «Слава Тебе, показавшему нам свет[116]»! Затем он на три стороны благословляет народ…. Затем, завершив помазание, он уходит в алтарь….

Заканчивается бдение. Сам правящий архиерей с амвона произносит отпуст (напомню, отпустом называются краткие слова священника в конце службы, как бы ободряющие верующих, выражая уверенность в том, что Господь непременно помилует нас и спасет), а затем благословляет всех и под пение многолетия уходит в алтарь. Царскрие врата закрывается и свет в храме гаснет. После этого вышедший о.Антоний Новицкий прочитал всем Рождественское патриаршее послание (см. выше). Лишь после этого был прочитан 1 час.

Литургия.

На Трисвятом

Сразу после отпуста 1 часа начался возглас на чтение часов перед литургией. Однако, на деле был прочитан только 6 час, а 3 был опущен. В это время была завершена проскомидия. Открывается завеса Царских врат, и диакон кадит весь храм.

Итак, завершается чтение 6 часа. Проходит несколько минут, прежде чем открываются Царские врата. Зажигается свет, и в центр храма выходит духовенство. «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник (о.Евгений Кузнецов) и все три диакона (о.Александр Лысенко, как и во время бдения, участвовал в службе именно, как диакон, а не старший иподиакон) берут благословение архиерея. Старший священник идет к престолу, а протодиакон – на амвон. Иподиаконы с архиерейским жезлом и подсвечником становятся у амвона, а затем все снова кланяются архиерея, прося благословения…. Здесь замечу, что так как навечерие праздника пришлось на субботний день, и в этот день служилась обычная литургия святителя Иоанна Златоуста, то в день праздника служится литургия по чину святителя Василия Великого (для простого верующего, стоящего в храме, она в этот день не отличается, лишь тайные молитвы, которые читает священник при служении, более долгие).

«Благослови Владыко!» - Произносит диакон после архиерейского благословения и вот, следует начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Благословенное Царство Божие – это не только те райские обители, куда нам всем надлежит попасть (если мы не хотим угодить в ад, в место, уготованное не нам, но сатане), но и здесь, в здании храма, приготовленном Богу, но также, по слову Христову: «Царство Божие внутри вас есть». Каждый из нас созидает в себе то царство, которое и наследует: ад или рай, прежде чем человек войдет в них по смерти, он созидает в себе в течение жизни…. После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. 

Литургия праздника уже явно преисполнена праздничного ликования. На ней вместо обычных для нас изобразительных антифонов, поются антифоны особые. Когда-то оба штатных хора собора пели их, как и антифоны Пасхи и всех двунадесятых праздников, подлинно антифонно, то есть, попеременно. Теперь же всех их пропевает один верхний хор неким вычурным напевом….

Антифон 1 (Пс 110).


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!