Цветовое и световое решение экспозиционного пространства
Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве
Электронное периодическое информационно-публицистическое издание для общеобразовательных учреждений
МУЗЕЙНЫЕ ИСТОРИИ
Выпуск 5
Декабрь 2013
УБК
ББК
Автор-составитель Чесняк М.Г.
Редакционная коллегия Гальфингер Н.А., Гордиенко А.Б., Данилевич В.Г., Денисенко М.Ю., Елагина Е.Н., Исаичева В.Г., Карагодин Е.В., Кравцов И.Н., Кравцова С.Л., Петренко В.Б.
Пятый выпуск электронного периодического информационно-публицистического издания Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве знакомит с материалами устных источников о больших семьях сельского населения Ставрополья в первой половине XX века.
Рубрика «Для школьного музея» знакомит с возможностями цветового и светового решений экспозиционного пространства и их воздействия на восприятие музейных предметов.
В этом номере размещены термины, встречающиеся в залах минералогии, зоологии, археологии и этнографии.
В сборник включена информация о новых выставках и новых формах работы музея со школьной аудиторией.
Издание предназначено для учителей и учащихся общеобразовательных учреждений и для всех интересующихся научной и культурно-образовательной деятельностью музея.
|
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие………………………………………………………………… | 4 |
Из материалов научно-практической конференции «IV Прозрителевские чтения» Гордиенко А.Б. Роль больших семей в повседневной жизни сельского населения Ставрополья в первой половине XX в. (по материалам устных источников)………………………………………………………………. | 5 |
Для школьного музея. Цветовое и световое решение экспозиционного пространства………… | 10 |
Музейный глоссарий Литера «В»………………..……………………………………………………… | 12 |
О выставках ……………………………………………………………….. | 14 |
Анонс музейных мероприятий…………………………………………… |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Статья заведующего отделом этнографии кандидата исторических наук А. Б. Гордиенко, посвященная этике и традициям в больших сельских семьях Ставрополья в первой половине XX в., основывается на материалах отчетов по итогам историко-этнографических экспедиций в села и хутора Красногвардейского, Петровского, Курского и Степновского районов Ставропольского края.
Рубрика «Для школьного музея» рассказывает об основных цветовых решениях и эффективности светового решения экспозиции.
|
|
В этом номере глоссарий посвящен литере «В» и предлагает справочную информацию о музейных предметах, экспонируемых в залах минералогии, зоологии, археологии и этнографии. Школьники могут поискать в зале зоологии природные зоны, в которых они могут найти птиц и животных, о которых рассказывает глоссарий.
В рубрике «О выставках» предлагаются материалы о действующих выставках Ставропольского государственного музея-заповедника.
Анонсирование музейных мероприятий и интерактивных занятий может быть использовано учителями и воспитателями в составлении планов воспитательной работы. При планировании посещения мероприятия организованной группой, необходимо оформить предварительную заявку в музей не позднее, чем за 7 дней.
Из материалов научно-практической конференции
« IV Прозрителевские чтения»
Материалы научно-практических конференций «Прозрителевские чтения» могут использоваться учащимися как теоретическая основа для написания исследовательских работ и должны указываться в списке литературных источников.
В рубрике этого издания публикуется статья Андрея Борисовича Гордиенко кандидата исторических наук, заведующего отделом этнографии. В 2013 году он возглавил этнографическую экспедицию в станицу Старопавловскую Кировского района. В ходе экспедиции собран уникальный материал по истории и культуре терского казачества.
|
|
Текст приводится из сборника материалов научно-практический конференции «IV Прозрителевские чтения» (2007 г.).
Гордиенко А.Б.,
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник отдела этнографии СГМЗ
Роль больших семей в повседневной жизни сельского населения Ставрополья в первой половины XX века
(по материалам устных источников)
Изучение обыденных представлений сельского населения Ставрополья в XX в. представляет значительный интерес для современных историков, социальных антропологов и краеведов. Наш регион, в силу своего геополитического положения, оказался в центре масштабных демографических процессов. Являясь форпостом России на Кавказе, он стал объектом интенсивной колонизации представителями славянских этносов. Характер этой колонизации, а также природно-климатические условия степного Предкавказья обусловили преобладание на территории Ставрополья сельского населения, занятого крестьянским трудом.
|
|
Крестьяне из разных губерний Российской империи, приехав на Кавказ, привносили элементы материальной и духовной культуры своих регионов в общую этнокультурную палитру Юга России. В результате сформировался уникальный мир повседневности ставропольского крестьянства, основанный и на традициях, «привезенных» переселенцами с прежней малой Родины, и на традициях новых, сформированных под влиянием местной специфики. Разным аспектам его бытования уделяли пристальное внимание как дореволюционные краеведы (И.В. Бентковский, Г.Н. Прозрителев), так и ставропольские историки советского периода (П.А. Шацкий, Т.А. Невская, С.А. Чекменев).
Такой интерес не случаен. Крестьянская среда, устойчиво воспроизводящая хозяйственные практики и связанные с ними представления, выступает ценным объектом исследования в силу своей консервативности. Для того, чтобы понять причины современного положения дел на селе, необходимо обратиться к вековому опыту организации крестьянами своей повседневной жизни и деятельности. В немалой степени этот опыт диктует императивы поведения нынешних селян.
Важной задачей является также попытка проследить, как традиционные ценности семейной и трудовой этики крестьян изменились в условиях трансформации социальных отношений, связанных с установлением советского строя и появлением коллективных хозяйств нового типа (коммун, колхозов, совхозов).
Ценные сведения об эволюции обыденного сознания ставропольских селян собраны музейными сотрудниками в рамках долгосрочного экспедиционного проекта СГМЗ «Ставрополье, век XX». В ходе его реализации исследователи посетили ряд поселений, основанных крестьянами-переселенцами из разных губерний Российской империи и их потомками, в частности, с. Полтавское (Курский район), с. Гофицкое (Петровский район), с. Привольное и х. Богомолов (Красногвардейский район). Были записаны сотни интервью, касающиеся повседневной жизни ставропольских сел: брачной обрядности, фольклора, особенностей самоидентификации, семейных традиций. Чтобы выявить истоки последних, необходимо обратиться к пласту крестьянской культуры, сложившейся в Ставропольской губернии в дореволюционный период.
На формирование семейной и трудовой этики ставропольских крестьян оказал влияние фактор приспособления к природно-климатической и экономической специфике региона. Начав с разведения скота, большинство поселенцев переходило к земледелию, занятию которым способствовали мягкий климат и плодородие степных черноземов. Выходцы из перенаселенных внутренних областей империи получали для пашен значительные участки земли (иногда – свыше 15 десятин). Исследователь хозяйственной жизни Северного Кавказа М.Смирнов отмечает, что на конец XIX столетия из 49 губерний Европейской России (без Донской области) только 6 имели более высокий средний размер крестьянского надела, чем на Ставрополье [1].
Кроме того, со второй половины 40-х годов XIX в. регион включается в систему всероссийской торговли, и земледелие стремительно приобретает товарный характер. Земледельческий труд, лишенный крепостнической опеки и протекающий в благоприятных природных условиях, становится выгодным и отнимает львиную долю сил ставропольских селян. Особое значение этого вида деятельности неоднократно подчеркивают респонденты в ходе экспедиционных интервью, ссылаясь при этом на сведения, полученные от более старших родственников и передающиеся из поколения в поколение. В частности, житель села Полтавского В.Р. Розмарица, рассказывая о его истории, утверждает: «Самое дорогое для крестьян – земля. Переселенцы по обеим сторонам реки стали пахать землю» [2]. В интервью с потомком основателей хутора Богомолов А.Р. Севостьяновым также есть указания на многоотраслевое земледелие как важнейшую отрасль хозяйства первых поселенцев:
– ... Была [плодородная] земля, и люди занимались земледелием?
– Земледелием, и скот заводили.
– И что сеяли?
– Пшеницу сеяли, и рожь сеяли, ячмень сеяли, просо сеяли, кукурузу, подсолнух, это ж всё.
– А арбузы разводили, были бахчи?
– О! Были, тогда сторожей нанимали. Тогда арбузы были во! Сахарные...
– ... А огороды сажали?
– А как же. Огороды были, картошка там, свёкла.
– Это Вы ещё от Ваших родителей помните?
– А как же. Помидоры сажали, но тогда сажали мелкие. Тогда крупных [почти не было] [3].
Для того, чтобы получить преимущество в данном виде деятельности при относительной примитивности орудий труда и тяготах распашки целинных земель, необходимы были усилия значительного коллектива селян. Этим обусловлена крайняя устойчивость больших семей в среде ставропольского крестьянства. В середине XIX в. их было 24 % от общего количества семейных объединений [4]. Более того, малые семьи, переселившиеся из разных губерний России, зачастую, стремились к созданию на новом месте большесемейных коллективов. В крестьянском сознании последние ассоциировались с достатком и процветанием. Как показывают экспедиционные интервью, данные представления сохранялись в сельской среде и в более поздний, советский, период (1920 – 1930 гг.). Жительница с. Привольное Е.Н. Корсун так характеризует зажиточных крестьян первой половины XX в. со слов свекрови: «А кто, – говорит, – были кулаки? По детству помню: работяги. Ведь очень мало, кто из них имел батраков. Сами большими семьями трудились и трудились» [5].
Однако в начале двадцатого столетия положение несколько меняется. Появляются новые факторы, которые способствовали уменьшению экономического значения братских семей и их дроблению. На них указывает отечественная исследовательница Т.А. Невская: «Целинные земли были в большинстве районов распаханы, рабочего скота одной семье требовалось иметь уже меньше, для покупки новых сельскохозяйственных орудий стали возникать крестьянские товарищества и кооперации» [6]. Впоследствии же распаду большесемейных коллективов способствовали бурные события, связанные с участием России в Первой мировой войне, революцией и Гражданской войной.
В условиях социальных конфликтов, вызвавших грандиозную ломку прежних экономических, общественных, культурных устоев, повседневные представления и практики ставропольских крестьян обнаруживают устойчивость и подвергаются трансформации крайне медленно. Братская семья сохраняет свое значение и в более поздний, советский, период. Об этом свидетельствуют записанные в ходе экспедиций интервью. Жительница села Гофицкое Валентина Алексеевна Нехорошева так характеризует свое детство в большой семье Бочаровых в 1930 – 1940 гг.: «Это от корней пошло, от дедушек, от бабушек. Жили мы вместе. Наш дом, Бочаровых, был очень большой. Шестеро братьев жили вместе, шесть снох, была свекровь, была бабушка, был дедушка наши. И прежде чем садиться за стол, попробуй, [слово] скажи – получишь по лбу большой деревянной ложкой. Прежде чем садиться за стол, мы становились перед большой деревянной иконой Николая Угодника, которая была во весь человеческий рост, и пели «Отче наш». Вот так нас учили» [7]. Становится понятным, что даже насильственная коллективизация и голод 1933 года не смогли полностью изменить традиционный крестьянский уклад, воспроизводящийся в сельской среде из поколения в поколение.
Лишь в 1950-е гг., с окончательным превращением крестьян в наемных работников колхозов, прежние патриархальные нравы уходят в прошлое. В.Р. Розмарица так пишет об атмосфере, царящей в семье его родителей в послевоенное время: «Икон у нас в доме не было. Мы и не коммунисты были, и не атеисты, и не верующие. Бабушек у меня не было. Дед с отцовской стороны неверующий был, атеист» [8]. Большая семья, являвшаяся носительницей моральных императивов, основанных на православной этике, исчезает как явление сельской жизни. Ее окончательному распаду в немалой степени способствуют разрушение семейных и социальных связей в ходе коллективизации и репрессий, последствия голода 1921 – 1922, 1933, 1946 годов. Кроме того, с формированием колхозной системы и отчуждением селян от результатов своего труда и средств производства, большесемейные объединения перестают играть какую-либо экономическую роль.
Еще одним фактором деления братских семей являлось их разрастание и неспособность вести таким коллективом общее хозяйство. На эту причину распада большой семьи Манаенко указывает житель села Гофицкого В.А. Катенев: «Манаенкова Ивана Васильевича – вообще примерная семья. Настолько я их уважаю, [за то], что как дед и бабушка жили, так с ними всю жизнь прожил сын со снохой. Сноха нарожала детей, дети с ними жили, с бабушкой и дедушкой. И этих детей жёны нарожали детей, и все вместе в одном [доме]. Потом видят такое дело – в дом не помещаются. Начали делать одному [сыну] дом, потом другому и теперь внукам начинают строить» [9].
Однако, несмотря на то, что повсеместный распад больших семей становится явной приметой советского времени, значение этики и традиций, сформированных в подобных коллективах родственников, трудно преуменьшить. Базовые крестьянские ценности, основанные на трудолюбии, внутренней дисциплине, почтении к старшим, способствовали адаптации селян к тяжелой работе в колхозах. Труд воспринимается ими, в основном, как обязанность и непременный атрибут существования на селе. На смену ответственности за его результаты перед старшими родственниками и соседями, отчасти пришла ответственность перед вышестоящим начальством и, прежде всего, другими колхозниками.
Использованная литература и источники
1. Смирнов М. Очерк хозяйственной деятельности Ставропольской губернии к концу XIX века. Ставрополь, 1913. С. 49.
2. СГМЗ. Отчёт о работе историко-этнографической экспедиции Ставропольского государственного краеведческого музея им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве в Курский и Степновский районы Ставропольского края. Ставрополь, 2002. С. 67.
3. СГМЗ. Отчет о работе комплексной естественнонаучной и историко-этнографической экспедиции Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве в с. Привольном и на х. Богомолове Красногвардейского района Ставропольского края. Ставрополь, 2007. С. 10.
4. Невская Т.А., Чекменев С.А. Ставропольские крестьяне. Очерки хозяйства, культуры и быта. Пятигорск, 1994. С. 123.
5. СГМЗ. Отчет о работе комплексной естественнонаучной и историко-этнографической экспедиции Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве в с. Привольном и на х. Богомолове Красногвардейского района Ставропольского края. С. 162.
6. Невская Т.А., Чекменев С.А. Указ. соч. С. 126.
7. СГМЗ. Отчёт о работе комплексной естественно-научной и историко-этнографической экспедиции Ставропольского государственного краеведческого музея им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве в с. Гофицком Петровского района Ставропольского края. Ставрополь, 2005. С. 134.
8. СГМЗ. Отчёт о работе историко-этнографической экспедиции Ставропольского государственного краеведческого музея им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве в Курский и Степновский районы Ставропольского края. С. 69.
9. СГМЗ. Отчёт о работе комплексной естественно-научной и историко-этнографической экспедиции Ставропольского государственного краеведческого музея им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве в с. Гофицком Петровского района Ставропольского края. С. 135.
ДЛЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
Цветовое и световое решение экспозиционного пространства
Чесняк М.Г.,
заведующий отделом
культурно-образовательной деятельности
Ставропольского государственного музея-заповедника
Цвет и свет в экспозиции являются важными свойствами пространственной формы.
При проектировании экспозиции цвет выступает одним из основных факторов создания общего настроения у посетителя и ориентации его внимания, а также как средство композиции. Ряды элементов пространственных форм экспозиции могут быть построены в основных цветовых направлениях:
− ахроматическом (от белого до черного);
− хроматическом в теплой гамме (желтый – оранжевый – красный с их промежуточными оттенками) и в холодной гамме (зеленый – синий – фиолетовый с их промежуточными оттенками);
− двух дополнительных цветов (синий – оранжевый, зеленый – красный, фиолетовый – желтый).
Носителями цвета в музейной экспозиции являются различные экспонаты, стенды и архитектурные элементы интерьера. Колористическая обработка пространства чаще достигается введением одного активного цветового фона. Таким фоном могут стать пол и потолок (использование коврового покрытия и драпировки потолка невоспламеняющимися тканями).
Контрасты помогают направлять внимание посетителя на те или иные стенды или участки стендов.
Контраст может быть достигнут не только цветом, но и яркостью и фактурой материала.
Для двумерных экспонатов контраст является единственным средством выявления их контура.
Эффективность светового решения экспозиции зависит от основных факторов, определяющих:
оптимальный уровень освещенности в зависимости от характера и фактуры экспоната, коэффициента отражения его поверхности, уровня освещенности соседних предметов;
распределение световых потоков. Ярко высвеченными могут быть элементы композиции, или их группы, или деталь экспоната;
светотень позволяет выявить форму и фактуру экспоната в определенных границах освещенности;
динамика светораспределения. Кратковременная вспышка света, направленной то на один, то на другой элемент экспозиции сразу привлекает к ним внимание;
спектральная характеристика. Совместное или раздельное применение люминесцентных, ртутных и ламп накаливания определяет их спектральные характеристики, влияющие на восприятие цвета экспоната. Применение цветовых фильтров расширяет возможности использования цвета, цветовых пятен в оформлении экспозиции;
психологический и эстетический факторы. Освещение экспозиции должно психологически воздействовать на зрителя, пробуждая в нем интерес и нужные ассоциации;
экономика – существенный фактор при оценке эффективности освещения. Удачное решение освещения увеличивает ее эмоциональное воздействие.
МУЗЕЙНЫЙ ГЛОССАРИЙ
В этом выпуске продолжаем толкование названий музейных экспонатов, начинающихся на литеру «В» в залах минералогии, зоологии, археологии и этнографии.
«В»
Зал «Минералогия»
Валун – обломок горной породы, имеющий диаметр по длинным осям свыше 100 мм.
Вольфрамит – твердый раствор.
Зал «Зоология»
Вальдшнеп (лат. Scolopax rusticola) – птица подсемейства бекасовых подотряда куликов отряда ржанкообразных (Charadriiformes). На большей части ареала перелетная птица, ведет скрытный, ночной образ жизни.
Вампир (лат. Desmodontinae) – подсемейство млекопитающих семейства листоносых летучих мышей, питающихся кровью.
Варан нильский (лат. Varanus niloticus) – крупный вид варанов. Нильский варан является одной из самых широко распространенных ящериц в Африке.
Волосатики (Nematomorpha, или Gordiacea), класс беспозвоночных подтипа первичнополостных червей.
Ворон (лат. Corvus corax) – вид птиц из рода воронов. Один из крупнейших представителей отряда воробьинообразных. В Древней Греции птица названа «нескромным болтуном». Из-за своего сварливого, неуживчивого характера ворон не смог оставаться спутником богини Афины, и та выбрала на его место сову.
Выдра, порешня (лат. Lutra lutra) – хищное млекопитающее семейства куньих, ведущее полуводный образ жизни. Ценный пушной зверь.
Выпь (лат. Botaurus stellaris) – птица семейства цаплевых отряда аистообразных.
Выхухоль (лат. Desmana moschata) – млекопитающее семейства кротовых отряда насекомоядных.
Зал «Археология»
Великий шелковый путь – это условное название международной сухопутной караванной торговой дороги, связывавшей Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. Путь был проложен во II веке до н. э. В результате ирано-византийских войн VI – VII вв. караваны из Китая и Средней Азии стали огибать Каспийское море не с юга, а с севера, двигаясь через Северный Прикаспий на Северный Кавказ. В связи с этим на Кавказе появились два ответвления Великого шёлкового пути – Мисимианский и Даринский.
Веселовский Н.И. (1848 – 1918) русский археолог, востоковед, исследователь истории и археологии Средней Азии. Первым исследовал причерноморские и скифские древности, раскопал Майкопский курган.
Зал «Этнография»
Ваза – традиционная форма емкости для жидкостей – воды, вина, масла. Появилась в 4 тыс. до н. э. и почти без изменений существует до наших дней.
Веретено – приспособление для прядения (ручного или машинного).
Вериги (старослав. Верига – «цепь») – разного вида железные цепи, полосы, кольца, носившиеся христианскими аскетами на голом теле для смирения плоти.
Височные (украшения), или усерязь – очень известные у древних славян предметы украшения, которые одновременно с этим являлись оберегами и амулетами.
Войлок (тюрк.) – прокладочный, уплотнительный, тепло- и звукоизоляционный материал, получаемый валянием.
Вотивные (лат. votivus – посвящённый богам, от votum – обет, желание) – различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания.
О ВЫСТАВКАХ
Выставка «Уроки рисования и чистописания Василия Смирнова» проходит в рамках реализации проекта Министерства культуры Российской Федерации «Многообразие красок Кавказа». Она призвана обратить внимание горожан и гостей Ставрополя на ценность академического изобразительного искусства, познакомить ставропольчан с лучшими традициями отечественного образования. Помимо творческого наследия В. И. Смирнова и К. Л. Хетагурова, экспозиция включает уникальный материал, раскрывающий все грани личности учителя и ученика, не только как больших мастеров карандаша, кисти и пера, но и людей неординарной судьбы. Интерактивный компонент проекта включает, помимо проведения экскурсий, мастер-классы по чистописанию и академической живописи, конкурсы каллиграфических работ и многое другое. Эти мероприятия будут регулярно проводиться на базе выставки до конца 2013 года и в течение первого квартала 2014 года.
Выставка «Зимняя сказка» показывает интерпретацию сюжетов народных авторских сказок: «Снегурочка», «Морозко», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Снежная королева» с использованием кукол. Они выполнены мастерицами-рукодельницами из города Волжский Волгоградской области. Техника изготовления кукол разнообразна. Здесь можно увидеть как простейшую тряпичную куклу, так и работы в технике скульптурного текстиля, сухого валяния, с применением самозатвердевающих полимерных материалов.
Продолжают работу выставки
«Вода из реки Лимпопо (приборы, модели, технические изобретения XIX века из коллекции Г. К. Праве)». Необычность выставки состоит в том, что посетители могут не только рассматривать экспонаты в витринах, но открывать ящики столов, в которых хранятся музейные предметы. Особенностью выставки является то, что можно посмотреть в отреставрированный подлинный стереоскоп конца XIX века. В кассе музея-заповедника можно приобрести буклет музейного квеста «В поисках стрекозы, или Тайна волшебного фонаря» и самостоятельно найти предметы, приобретенные Г.К.Праве. Маршрут музейного квеста проходит по залам отдела природы и по выставке «Вода из реки Лимпопо».
«КОЛОКОЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП» из личной коллекции высокопреосвященнейшего Кирилла (Покровского), митрополита Ставропольского и Невинномысского. Выставка проходит до 20 января 2014 г.
Анонс музейных мероприятий
Январь 2014 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Вечерняя культурно-образовательная программа
«Музейные вечера»
Январь
25.01. 2014, суббота
18.00 – 18.15 и 20.00 – 20.15
«Рассказ о музейном экспонате»
¨ «Единственный в мире носорог» (зал палеонтологии, 2 этаж) – В. Г. Данилевич, кандидат биологических наук, заведующий отделом природы
¨ «Мягкотелые, или моллюски» (зал зоологии, 2 этаж) – Н. А. Гальфингер, главный хранитель фондов
¨ «Менгир с петроглифами – древний дорожный указатель» (отдел археологии, 2 этаж) – С. Л. Кравцова, заведующий отделом археологии
18.30
¨ Лекция «Досуг, развлечения в Ставрополе в XIX – начале XX века» (зал этнографии, 3 этаж) – А. Б. Гордиенко, кандидат исторических наук, заведующий отделом этнографии
Предварительные заявки принимаются по телефону:
26-42-23 – ответственный администратор
Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!