Мероприятия культурно-образовательной программы



Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве

Электронное периодическое информационно-публицистическое издание для общеобразовательных учреждений

 

МУЗЕЙНЫЕ ИСТОРИИ

Выпуск 4

Ноябрь 2013


УБК

ББК

УБК

ББК

Автор-составитель Чесняк М.Г.

Редакционная коллегия Гальфингер Н.А., Гордиенко А.Б., Данилевич В.Г., Денисенко М.Ю., Елагина Е.Н., Исаичева В.Г., Карагодин Е.В., Кравцов И.Н., Кравцова С.Л.

 

Четвертый выпуск электронного периодического информационно-публицистического издания Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве знакомит с семейными традициями ставропольских купцов; содержит рекомендации по организации экспозиции в школьном музее; продолжает публиковать музейный глоссарий; дает информацию о новых выставках и новых формах работы музея со школьной аудиторией.

Издание предназначено для учителей и учащихся общеобразовательных учреждений, а также всех интересующихся научной и культурно-образовательной деятельностью музея.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие…………………………………………………………………   4
Из материалов научно-практической конференции «V Прозрителевские чтения» Денисенко М. Ю.Семейные традиции предпринимательства в среде ставропольского купечества……………………………………………   5  
Для школьного музея. Методы построения экспозиций…………..…………………………………..   8  
Музейный глоссарий Литера «Б» (продолжение)………………………………………………………   10  
О выставках………………………………………………………………………… 12
  Анонс музейных мероприятий………………………………………………….   13
  Интерактивный музей…………………………………………………………….     17

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В этом номере публикуется статья заведующего отделом истории, кандидата философских наук М. Ю. Денисенко о традициях предпринимательства в семьях ставропольских купцов Волобуевых, Стасенковых, Меснянкиных, Третьяковых, Алафузовых. Основатели многих известных купеческих династий на Ставрополье являлись выходцами из крестьянской среды. Они добивались определенных успехов в предпринимательской деятельности и передавали опыт своим детям и внукам.

В рубрике «Для школьного музея» развивается тема музейной экспозиции и рассказывается об основных методах ее построения. Дается рекомендация по организации экспозиции при малом количестве подлинных предметов.

В рубрике «Музейный глоссарий» продолжаем толкование названий музейных предметов, экспонируемых в головном здании музея-заповедника, начинающихся на литеру «Б».

В рубрике «О выставках» предлагаются материалы о действующих выставках Ставропольского государственного музея-заповедника и даются рекомендации по использованию музейного ресурса в зависимости от степени подготовленности детей к восприятию новой для них информации.

Анонсирование музейных мероприятий и интерактивных занятий может быть использовано учителями и воспитателями в составлении планов воспитательной работы. При планировании посещения мероприятия организованной группой необходимо оформить предварительную заявку в музей не позднее, чем за 7 дней.


Из материалов научно-практической конференции

« V Прозрителевские чтения»

Материалы научно-практических конференций «Прозрителевские чтения» могут использоваться учащимися как теоретическая основа для написания исследовательских работ и обязательно должны указываться в списке литературных источников.

В рубрике этого издания публикуется статья Марии Юрьевны Денисенко, кандидата философских наук, заведующего отделом истории Ставропольского музея-заповедника, автора музейной образовательной программы «Предпринимательство на Ставрополье в конце XIX – начале XX веков».

Текст приводится из сборника материалов научно-практический конференции «V Прозрителевские чтения» (2008 г.).

Денисенко М. Ю.,

г. Ставрополь,

Ставропольский государственный музей-заповедник,

заведующий отделом истории

Семейные традиции предпринимательства

В среде ставропольского купечества

Олицетворением предпринимателя в России на протяжении XVIII и XIX веков являлся купец. Купеческое звание указывало на принадлежность к конкретной сословной группе, в рамках существовавшей в России сословно-иерархической системы, относившейся к важнейшим элементам российской действительности. В социально-экономическом отношении купец являлся синонимом предпринимателя.

Понятие «купец» первоначально обозначало почти исключительно предпринимателя-торговца. Это было «лицо, производящее торговлю, или посредник между производителем и потребителем». По мере расширения масштабов и усложнения форм хозяйственной деятельности, особенно после вступления России в период капитализма и, как следствие, изменения российского законодательства, регулировавшего социальный статус купечества, эта сословная группа начинает объединять представителей всех форм и видов предпринимательской деятельности.

 Из «Грамоты на права и выгоды городов Российской Империи» 1785 г. узнаем о том, кто мог стать купцом: «Дозволяется всякому, какого бы кто ни был пола, или лет, или рода, кот. за собою объявит капитал свыше 1000 рублей до 5 тыс. рублей, записаться в гильдии». Причем «все прочие, принадлежащие к семейству лица, именующиеся купеческими детьми, братьями, внуками и проч. – и, не имея сами по себе отдельного права торговли, пользуются теми же гражданскими правами, которые принадлежат главе семейства». Таким образом, с капиталом в 1000 рублей можно было стать купцом третьей гильдии, производить розничный торг в городе и уезде любыми российскими и иностранными товарами, содержать разные трактирные заведения, питейные дома, постоялые дворы, торговые бани, иметь заводы и фабрики и другие небольшие домашние заведения. У купцов второй гильдии торговые обороты были внушительней, они могли заключать частные контракты и маклерские условия на сумму до 50 000 рублей. Купцы первой гильдии обладали капиталом в 10000 рублей и более, они производили внутренний и заграничный оптовый торг российскими и иностранными товарами повсеместно, имели собственные корабли и суда и отправляли их с товарами за границу, внутри страны имели магазины, фабрики, заводы, занимались банковским предпринимательством.

Первыми ставропольскими купцами становились энергичные, предприимчивые выходцы из крестьянской среды. Основатель ставропольского купеческого рода Волобуевых, Юдий Волобуев, крестьянин из Черниговской губернии, обосновался в станице Новомарьевской под Ставрополем. Меньший из сыновей Волобуева – Игнат, будущий купец первой гильдии, занялся предпринимательством в Ставрополе. Сначала он рубил камень в местных каменоломнях, затем, скопив денег, начал брать подряды на доставку с Волги леса, железа, спирта и соли. Позднее завел собственное торговое дело – хлебные магазины. «За исправную и срочную» поставку продовольствия для армии Николай I наградил И. Волобуева золотой медалью.

Купеческий род Стасенковых берет свое начало от калужского крестьянина, имевшего в стенах Ставропольской крепости маркитанскую лавку. Эта купеческая династия особых успехов достигла в производстве табака. Егор, Василий и Егор Григорьевичи на своей плантации выращивали 10 сортов азиатского табака и табак с Кубы. Сын Ильи Григорьевича – Константин – начал изготовлять из табака сигары. За образцы, представленные на Парижской выставке, купец Константин Стасенков получил Большую бронзовую медаль.

Родоначальником купеческой династии Меснянкиных в Ставрополе был также калужский крестьянин Семен Данилович. Впервые его имя упоминается в гильдейских списках уездного Ставрополя в 1816 году. Он занимался скупкой скота, который затем перегонял на базары Москвы. Его сыновья Иван и Дмитрий продолжили семейные традиции и умножили родительский капитал. Уже их дети и внуки стали той купеческой династией, которая оставила особо заметный след в истории Ставрополя. Особенно преуспел в торговых делах Прокофий Иванович Меснянкин со своими сыновьями Семеном, Василием, Михаилом, Иваном, Алексеем и Николаем. Все сыновья занимались торговыми и производственными делами то самостоятельно, то объединялись друг с другом. Этой купеческой династии принадлежали многочисленные торговые лавки на всех базарах города и в гостиных рядах. Меснянкины владели кожевенным заводом, продукция которого была отмечена двумя золотыми и серебряной медалями за качественную выделку кож. В селе Медвеженском им принадлежали завод сыроваренный и маслозавод, на Тереке – рыбозавод, на Куме – виноградники. В 1910 г. купцы Меснянкины открыли торговый дом «Пассаж» на Николаевском проспекте (ныне пр. К. Маркса, 59), ставший самым посещаемым центром торговли и отдыха в городе.

Основатель рода Ивановых, предприимчивый крестьянин из Курской губернии, скупщик скота Тимофей Иванов, обосновался в Ставрополе в 1740-х гг. Он был причислен к купеческому сословию 3-й гильдии. Его потомки, уже купцы 1-й и 2-й гильдии, торговали зерновыми продуктами, строили маслобойные заводы. Они были одними из богатейших купцов на Ставрополье. В 1897 г. они построили первую электростанцию в городе, на углу улиц Госпитальной и Поперечной, где находился собственный дом купцов Ивановых (ныне угол улиц Артема и Ленина). В 1897 году станция дала ток, этот год стал официальным днем рождения электроэнергетики Ставрополя. А в 1910 г., приобретя две модели автомобилей «Форд», открыли автомобильную эру в Ставрополе. Купцы Ивановы также являлись владельцами театра, гостиниц, особняков.

Купцы Третьяковы занимались куплей-продажей необходимых для строительства материалов: лесными, железно-скобяными, водопроводными товарами. Предки Третьяковых, выросшие среди лесов центральной России и знавшие толк в деревянном строительстве, приехав на Кавказ, сначала сами начали строить, затем открыли собственное торговое дело. Иосиф Степанович Третьяков на собственном усадебном месте, на улице Госпитальной (ныне ул. Ленина), в 1897 г. построил общественную баню. В канун Первой мировой войны баня перешла по наследству Ивану и Михаилу Третьяковым. Совместно с братьями Михаил Иосифович имел два магазина и лесную биржу, торговую и паровую баню и два дома с усадебными местами. Второй дом Третьяковых находился на улице Гимназической (ныне улица Морозова). Здесь жил Григорий Иосифович со своей семьей. Главным бухгалтером в семейном бизнесе была любимая супруга Григория Иосифовича, которая скрупулезно, по-хозяйски записывала все расходы и доходы семьи. В фондах Ставропольского государственного музея-заповедника сохранились учетные книжки, заполненные ее рукой.

Предпринимательством на Ставрополье занимались также иногородние и иностранные купцы. Известна династия Алафузовых. Прибывший из далекой Греции в Ставрополь в 1827 г., Иван Антонович Алафузов начал с торговли скотом. Потом осуществлял подряды по снабжению армии продовольствием и хлебной водкой. Построил мельницу, табачную фабрику. Алафузовская водка пользовалась спросом и за рубежом. С 1889 г. Алафузовы стали владельцами пивоваренного завода, где наряду с пивом, производилась искусственная и фруктовая минеральная вода. Николай Алафузов создал первую личную художественную галерею.

Таким образом, основателями многих известных купеческих династий на Ставрополье являлись выходцы из крестьянской среды. Благодаря своей предприимчивости, энергичности и трудолюбию они добивались определенных успехов в предпринимательской деятельности, передавая опыт своим детям и внукам, которые бережно хранили семейные традиции.

 

Использованная литература и источники

1. СГМЗ, Ф. 131, оп. 1, ед. хр. 4, 22.

2. СГМЗ, Ф. 424, оп. 1, ед. хр. 4, 53.

3. Акопьян А.П. Вы из «Третьяковки»? С легким паром // Pro Бизнес. – Февраль. – 2008. – С. 60–61.

4. Беликов Г.А., Савенко С.Н. Облик старого Ставрополя. – Ставрополь, 2007.

5. Кузьмичев А.Д., Шапкин И.Н. Отечественное предпринимательство. – М., 1995.

6. Шеховцова Н.А. Торговые дома на Ставрополье и Кубани в конце XIX – начале XX века // Северный Кавказ: геополитика, история, культура: Материалы всероссийской научной конференции. – Москва – Ставрополь, 2001. – Ч. 2. – С. 50–54.

7. Энциклопедический словарь Ставропольского края. – Ставрополь, 2006.


 

ДЛЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

 

 

Чесняк М.Г.,

заведующий отделом

культурно-образовательной деятельности

Ставропольского государственного музея-заповедника

 

 

Методы построения экспозиций

 

Выбор методов построения музейной экспозиции определяется профилем музея, темой и целью экспозиции, спецификой коллекции, размером экспозиционной площади.

В зависимости от методов построения различают систематические, ландшафтные, тематические, ансамблевые экспозиции.

Для каждого метода характерны структурные единицы – группы музейных предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющих зрительное и смысловое единство.

Основные структурные единицы определяют метод построения экспозиции:

- систематический. Основная структурная единица– типологический ряд в соответствии с классификационной системой профильной науки (отрасли производства, вида искусства и др.);

- ландшафтный – биогруппа (экспозиционный комплекс из объектов животного и / или растительного мира). Приемы ландшафтного метода: панорама, диорама;

- тематический (иллюстративный) – тематико-экспозиционный комплекс (группы предметов, составляющих зрительное и смысловое единство и связанных между собой темой экспозиции);

- ансамблевый – экспозиционный комплекс, сохраняющий или реконструирующий среду бытования музейных предметов.

В школьном музеепри незначительном количестве подлинных предметов возможно создание атмосферы, отражающей дух события или явленияна основесинтеза экспонатов, научно-вспомогательных материалов, оборудования, специально созданных произведений пластического искусства, аудиовизуальных систем. Это музейно-образный метод («экспозиции-метафоры»). Следует помнить, что только экспозиция, в основе которой музейные предметы, является действительно музейной.


МУЗЕЙНЫЙ ГЛОССАРИЙ

В этом выпуске продолжаем толкование названий музейных экспонатов, начинающихся на литеру «Б» в экспозициях залов «Археология», «Этнография».

«Б»

Зал «Археология»

 

Бляха (нем. Blech – листовой; металлический лист) – металлическая пластинка, кованая или катаная, как украшение или опознавательный знак, на которой выбита, вырезана или выгравирована какая-либо надпись или рисунок.

 

Булавка – деталь костюма, предназначенная для прикалывания, закалывания.

 

Белореченский (могильник) – памятник археологии эпохи поздней бронзы и раннего железа Кисловодской котловины.

 

Баклажка, баклага – старинный узкогорлый сосуд с крышкой или пробкой, использовавшийся для переноса и хранения жидкостей.

 

Бронза – сплав на основе меди с другими химическими элементами, кроме цинка и никеля. Древнейшая бронза – оловянная, на Кавказе – мышьяковистая.

 

Булава – старинное ударное оружие в виде тяжёлого каменного или металлического навершия, насаженного на короткую рукоять. В древности - символ власти.

 

Бусина – это составной элемент украшений; разнообразной формы с отверстием по диаметру. В середине I тысячелетия до нашей эры бусины с «глазком» приобрели особую популярность.

 

Браслет – украшение в виде кольца из разнообразных материалов, носимое на запястье, предплечье или на щиколотке.

Зал «Этнография»

 

Балясины– невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д., использовались также как декоративный элемент мебели (поддерживали нишу буфета);

Банник – деревянная колодка со щёткой на древке для очистки канала артиллерийского орудия от порохового нагара после выстрела и гашения остатков тлеющего зарядного картуза (во избежание преждевременного воспламенения нового заряда). Банник перед использованием смачивали в воде с уксусом, которая находилась при орудии в специальных баклагах.

Бархат– ткань с ворсовой лицевой поверхностью. Изобретена в Китае в III веке до н. э. В VII – VIII веках бархат производили в странах Ближнего Востока, в XIV – XV веках экспортировали в Европу и Русь.

Библия (греч. βιβλία – мн. ч. от βιβλίον – «книга») – собрание священных текстов христиан (теологическая трактовка); собрание рассказов по древней истории народов Востока (историческая трактовка).

Бисер (араб. busra – стеклянный жемчуг) мелкие круглые или граненые шарики из стекла (фарфора, металла, пластмассы или кости) со сквозными отверстиями для низания.

Божница– полка или киот (особый украшенный шкафчик, часто створчатый или застекленная полка) с иконами.

Бондарь– мастер, изготовляющий из деревянных планок посуду и предметы домашней утвари (бочки, кадки, лоханки и др.).

Буддизм– религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее около VI века до н.э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Считается, что это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями.

Булавин Кондратий– войсковой атаман донских казаков, предводитель народного восстания в 1707 – 1708 годах в Московском царстве.

Бурхан – статуя бога или бодхисатвы (буквально: «существо, стремящееся к пробуждению», или «существо с пробуждённым сознанием»), используемая для молений в буддийском храме.

 


 

О ВЫСТАВКАХ

13 декабря, в преддверии новогодних праздников, открывается выставка русской традиционной народной и обрядовой куклы «Зимняя сказка». На выставке будут представлены куклы, выполненные из различных материалов, в различной технике. Авторы выставки не являются профессиональными художниками.

Продолжают работу выставки

 

«Вода из реки Лимпопо (приборы, модели, технические изобретения XIX века из коллекции Г. К. Праве)» - интерактивная выставка «открылась в 2012 году и пользуется неизменной популярностью. Необычность выставки состоит в том, что посетители могут не только рассматривать экспонаты в витринах, но открывать ящики столов, в которых хранятся музейные предметы, и посмотреть в отреставрированном подлинном стереоскопе 3D-изображения (или стереопары) конца XIX века.

Экспозиция также дополнена современной компьютерной техникой: цифровой микроскоп и сенсорный монитор с программой, благодаря которой можно узнать о Г. К. Праве, его музее, отдельных предметах из его коллекции, а также пройти небольшую викторину.

 

«Жизнь без вредных привычек» до 20 декабря 2013 г.

«История моего ДЕТСТВА» до 14 января 2014 г.

«КОЛОКОЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП» до 20 января 2014 г.

 


АНОНС МУЗЕЙНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

Декабрь 2013

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

 

Мероприятия культурно-образовательной программы

«Музейные вечера»

(ноябрь – декабрь 2013 г.)

Суббота

18.00 – 18.15

«Рассказ о музейном экспонате»

¨ «Метеориты» (зал минералогии, 2 этаж) – Т. В. Проконова, кандидат биологических наук, научный сотрудник отдела природы

¨ «Устройство гальваноударной контактной якорной мины образца 1908 года» (зал истории, 3 этаж) – Н. Н. Еремеева, заместитель директора по работе с филиалами и музейной сетью края

¨ «Легкое курильщика» (выставка «Жизнь без вредных привычек», 2 этаж) – В.Г.Данилевич, кандидат биологических наук, заведующий отделом природы

¨ «Куклы советского периода» (выставка «История моего детства») – Н. А. Теплякова, научный сотрудник отдела культурно-образовательной деятельности

 

18.30

¨ Лекция «Г. Н. Прозрителев: от частной выставки к основанию губернского музея» (2 этаж, зал археологии) – С. Л. Кравцова, заведующий отделом археологии

 

Пятница

18.00

¨ Литературно-художественная композиция «Былое нашей стороны» (выставочный проект «Поиски правды Якова Абрамова», 1 этаж).

А. П. Макодзеба – заместитель директора Ставропольского государственного музея-заповедника по экспозиционно-выставочной работе, заслуженный работник культуры РФ

В. М. Головко – доктор филологических наук, профессор, член Союза российских писателей, научный руководитель студенческого научного объединения инновационных литературоведческих исследований «Poetica», профессор кафедры отечественной и мировой литературы Северо-Кавказского федерального университета.

Г. А. Близно – режиссер и исполнитель концертно-творческого объединения «Аккорд» города Ставрополя

Студенты Северо-Кавказского федерального университета

18.30

¨ Лекция «Романовы в судьбе России и Кавказа» (выставка «Венценосная семья», 2 этаж) – Е. В. Карагодин, заместитель директора по научной работе

 

Суббота

18.00 – 18.15

«Рассказ о музейном экспонате»

¨ «Скрытые значения изображений на древнем сосуде» (отдел археологии, 2 этаж) – С. Л. Кравцова, заведующий отделом археологии

¨ «Посуда из Опошни» (зал этнографии, 3 этаж) – А. Б. Гордиенко, кандидат исторических наук, заведующий отделом этнографии

¨ «Школьная форма» (выставка «История моего детства», 2 этаж) – М. Г. Чесняк, кандидат педагогических наук, заведующий отделом культурно-образовательной деятельности

¨ «Новогодняя елка» (выставка «Зимняя сказка», 1 этаж) – Н. А. Теплякова, научный сотрудник отдела культурно-образовательной деятельности

 

18.30

¨ Лекция «Дедушка Праве – основатель Ставропольского городского музея учебных наглядных пособий» (Т. В. Проконова, кандидат биологических наук, научный сотрудник отдела природы)

 

 

******************************


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!