Почему я постоянно вступаю в ненадежные отношения?



Роджер разочаровался в человеческих отношениях. Придя ко мне в кабинет, он заявил, что людь­ми «сыт по горло».

— Знаете, — сказал он, — я постараюсь на какое-то время не общаться близко ни с кем, кроме Иисуса. Я не переживу еще одну неудачную дружбу. Всякий раз, когда я сближаюсь с человеком, это плохо кончается.

— Что случилось? — спросил я.

— Я познакомился с Томом, когда он был в беде: его бросила жена, с работы его уволили. Я хотел ему помочь, привел его к себе домой, вылечил. Мне казалось, за это время мы подружились. Я начал ему доверять, поделился с ним самыми интимными переживаниями о своих семейных проблемах.

Потом он встал на ноги, и стоило мне не одобрить какой-либо его поступок, как он набрасывался на меня. А когда я попытался возразить против того, как он задумал организовать свой бизнес и уладить дела со своими прежними партнерами, он так обозлился, что принялся направо и налево рассказывать про меня всякие гадости.

Это просто немыслимо! Я каждый день натыкаюсь на едва знакомых мне людей, которые меня спрашивают: «Как вы могли так обойтись с Томом!». Они мне руки не подают! Меня поносит весь го­род, а я ведь ничего плохого Тому не сделал, я пытался ему помочь. И вот что из этого вышло! — Род­жер был совершенно разбит.

Я стал более подробно расспрашивать, и выяснилось, что Роджера уже не в первый раз предает близкий друг. Все его друзья рано или поздно дурно поступают с ним.

— Почему я не могу найти хотя бы одного хорошего человека, который бы не предал меня?! — жаловался Роджер.

 

Почему я не могу найти надежных людей?

Всякий раз, когда на семинаре мы обсуждаем важность человеческих отношений для исцеления эмоций и духовного роста, кто-нибудь обязательно задаст вопрос:

— Да где их найти, этих ваших надежных людей?!

Некоторым людям и впрямь кажется, что надежных людей не существует. На самом деле они, ко­нечно же, есть — проблема заключается в нашей собственной неспособности выбирать надежные от­ношения.

Почему мы не в состоянии отличить надежного человека от ненадежного? Почему некоторые лю­ди обладают особым талантом выбирать себе деструктивное окружение? И в дружбе, и в любви они не­изменно сближаются с людьми, наносящими им очередную травму. Это что, просто обычное невезе­ние? Все эти разрушенные отношения — случайность?

Не думаю. Разумеется, бывает и так, что человек становится жертвой предательства отнюдь не в силу собственных внутренних неурядиц. Но если такая схема, постоянные травмы, получаемые в отно­шениях с другими людьми, воспроизводятся вновь и вновь, — это уже не случайность. Пройдя через ряд деструктивных отношений, человек должен задуматься, не объединяет ли все эти ситуации один общий фактор, а именно: он сам, его собственные склонности.

Однако люди редко осознают, что проблема заключается в них самих. После ряда неудачных от­ношений они, как Роджер, приходят к выводу, что люди не заслуживают доверия, они разочаровывают­ся в межчеловеческих отношениях и готовы вообще отказаться от них. Так как мы склонны видеть про­блему вне самих себя, мы сосредоточиваемся на мысли об испорченности «других людей».

Однако Иисус говорит нам: «И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучек из глаза твоего»; а вот, в тво­ем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего» (Матфея 7:3-5).

Иисус показывает: мы сосредоточиваемся на чужих пороках в силу собственного изъяна «зрения», мы не хотим понять, что недостатки нашего собственного характера, наши внутренние проблемы ме­шают нам верно оценивать людей. В значительной степени неудавшиеся отношения — наша вина. Об этом и пойдет речь в данной главе — о тех изъянах характера, которые побуждают нас выбирать в дру­зья ненадежных людей.

Мы выбираем ненадежных людей, оттого что сами не в состоянии справиться с собственными проблемами. Прекрасным примером здесь может послужить Джесси, которая как-то раз на сеансе груп­повой терапии воскликнула:

— На этот раз у меня все получится! А то я уже девять раз выходила замуж, и все мужчины оказа­лись негодяями.

— Да нет! — возразила ей другая женщина. — Ты девять раз выходила замуж за одного и того же человека.

Джесси изумилась, но постепенно стала понимать: несмотря на видимые различия между ее мужь­ями, все они наносили ей одну и ту же травму. Одни прибегали к прямому насилию, другие проявляли безучастие, третьи постоянно критиковали ее, но ни один из мужей Джесси не мог предоставить ей лю­бовь, в которой она нуждалась.

Чтобы изменить ситуацию, Джесси должна была прежде всего осознать, что именно в ее личност­ной структуре порождало или по крайней мере допускало постоянные ошибки при выборе спутника жизни.

«Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни» — советует автор Притчей (4:23). С этих источников жизни начинается река, по течению которой мы плывем. Если в нашей жизни возобновляется одна и та же парадигма, в частности, травмирующие отношения, нужно прежде всего вглядеться в самих себя и понять, что в нашем сердце вновь и вновь заводит нас в ту же беду.

Рассмотрим некоторые личные недостатки, приводящие к выбору ненадежных людей.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!