Выставка «Ставрополье, двадцатый век»



Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве

Электронное периодическое информационно-публицистическое издание для общеобразовательных учреждений

 

МУЗЕЙНЫЕ ИСТОРИИ

Выпуск 2

Сентябрь 2013


УБК

ББК

Автор-составитель Чесняк М.Г.

Редакционная коллегия Гальфингер Н.А., Гордиенко А.Б., Данилевич В.Г., Денисенко М.Ю., Елагина Е.Н., Исаичева В.Г., Карагодин Е.В., Кравцов И.Н., Кравцова С.Л., Петренко В.Б.

 

Второй выпуск электронного периодического информационно-публицистического издания Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве содержит статью об опыте изучения традиционной казачьей культуры на Ставрополье, заметку по организации фондов школьного музея, музейный глоссарий продолжает толкование терминов на литеру «А». Сохраняются рубрики с информацией о новых выставках и новых формах работы музея со школьной аудиторией.

Издание предназначено для учителей и учащихся общеобразовательных учреждений, а также всех интересующихся научной и культурно-образовательной деятельностью музея.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие…………………………………………………………………   4
Из материалов научно-практической конференции «VII Прозрителевские чтения» Гордиенко А.Б Опыт изучения традиционной казачьей культуры в ходе реализации проекта «Ставрополье, XX век»…………………………………   5  
Для школьного музея Музейные фонды……………………………………………………………………   7  
Музейный глоссарий Литера «А» (продолжение)………………………………………………………   11  
О выставках………………………………………………………………… 13  
  Анонс музейных мероприятий………………………………………………   16
  Интерактивный музей………………………………………………………..     18
  Контактная информация……………………………………………………..   22

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Во втором выпуске электронного периодического информационно-публицистического издания публикуется статья, А. Б. Гордиенко, кандидата исторических наук, заведующего отделом этнографии об опыте изучения традиционной казачьей культуры на Ставрополье. 

В рубрике «Для школьного музея» рассказывается о музейных фондах.

В предыдущем выпуске в музейном глоссарии были даны толкования этикеток в залах палеонтологии и минералогии. В этом выпуске продолжаем толкование названий музейных экспонатов, начинающихся на литеру «А», в экспозициях залов «Зоология», «Археология», «Этнография» и выставке «Ставрополье - век ХХ».

В рубрике «О выставках» предлагаются материалы о действующих выставках Ставропольского государственного музея-заповедника, развернутых на основе фондов музея, даются рекомендации по использованию музейного ресурса в зависимости от степени подготовленности детей к восприятию новой для них информации.

Анонсирование музейных мероприятий и интерактивных занятий может быть использовано учителями и воспитателями при составлении планов воспитательной работы. При планировании посещения мероприятия организованной группой необходимо оформить предварительную заявку в музей не позднее, чем за 7 дней.

 


Из материалов научно-практической конференции

« VII Прозрителевские чтения»

Материалы научно-практических конференций «Прозрителевские чтения» могут использоваться учащимися как теоретическая основа для написания исследовательских работ и должны указываться в списке литературных источников.

В рубрике этого издания публикуется статья, Андрея Борисовича Гордиенко, кандидата исторических наук, заведующего отделом этнографии, участника долговременного экспедиционного проекта «Ставрополье, век XX».

В 2013 году он возглавил экспедицию в казачью станицу Старопавловскую Кировского района Ставропольского края. Научными сотрудниками музея в ходе исследовательской работы собран уникальный материал по истории и культуре терского казачества. Текст приводится из сборника материалов научно-практический конференции «VII Прозрителевские чтения» (2012 г.).

 

Гордиенко А. Б.,

г. Ставрополь,

Ставропольский государственный музей-заповедник,

заведующий отделом этнографии,

кандидат исторических наук

Опыт изучения традиционной казачьей культуры в ходе реализации проекта «Ставрополье, век XX »

Интерес к повседневности, фольклору и обычаям терских и кубанских казаков у местной музейной общественности всегда был весьма высок. Волею исторических судеб, наш регион оказался наследником двух казачьих традиций. Он включил в себя часть бывших земель Кубанской и Терской областей, с имеющимися на их территории станицами. А еще раньше степное Предкавказье было местом дислокации Кавказского Линейного казачьего войска.

Исследование традиционной казачьей культуры привлекало уже одного из основателей нашего музея – Григория Николаевича Прозрителева. Им было запланировано этнографическое изучение казачьих станиц на территории Ставрополья (в 1920-е гг.). Однако сложности политической и экономической обстановки того времени не позволили реализовать намеченные планы. Впоследствии дореволюционная история казачества находилась под негласным запретом и музейные исследователи этой темой не занимались.

В 1989–1990 гг., в силу изменившейся ситуации, музей вновь обратился к данной проблематике и провел первые историко-этнографические экспедиции в кубанской станице Расшеватской и в терской станице Галюгаевской.

Экономический и социальный кризис 1990-х гг., отсутствие финансирования, не позволили музею продолжить начатые работы. Они были возобновлены лишь в 2002 г., в рамках экспедиционного проекта «Ставрополье, век XX».

Первой из станиц, исследованных сотрудниками музея, стала Курская (август 2002 г.) (1). Она возникла в 1777 г. как казенное поселение Курское, основанное крестьянами-переселенцами из Курской губернии. В 1829 г., в соответствии с указом Николая I, селение стало станицей Горского казачьего полка.

Впоследствии менялось военное подчинение поселения. С 1830-х гг. до середины XIX века оно относилось к Кавказскому Линейному казачьему войску, с 1865 г. – к Терскому казачьему войску (1, с.5).

Следующая экспедиция состоялась в апреле–мае 2003 гг. в станицу Темнолесскую Шпаковского района края (2). Станица также имеет славную историю, являясь одним из казачьих поселений Кубанской пограничной линии. Возникла Темнолесская в 1794 г., по инициативе командующего Кубанским корпусом графа Гудовича, наряду со станицами Усть-Лабинской, Кавказской, Григорополисской, Прочноокопской, Воровсколесской. В 1796 г. рассматриваемое поселение вошло в состав Кубанского конного линейного полка, в 1833 г. – нового Ставропольского казачьего полка, в 1870 г. – в Хоперский полк и впоследствии было включено в Баталпашинский отдел Кубанской области (2, с. 9–11).

В мае 2004 г. состоялась этнографическая экспедиция музея в станицу Беломечетскую Кочубеевского района (3). Основание данного поселения связано с новым этапом укрепления Кубанской Линии. Оно было образовано в 1825 г. по инициативе генерала А. П. Ермолова.

Присоединение новых территорий и перенос границы далее на Кавказ весьма остро поставили вопрос о ее защите и обустройстве. Данную задачу Ермолов попытался решить с помощью переселения хоперских казаков из более старых станиц Азово-Моздокской и Кубанской линий на новые рубежи. Так, на Беломечетский пост планировалось переселить 1015 казаков из станицы Донской и 895 казаков из станицы Московской.

Летом 1825 г. началось межевание земель для нового селения. В 1829 г. здесь стали обосновываться семьи хоперцев. В 1861 г. станица вошла в состав Кубанского казачьего войска и через десятилетие была отнесена к его Баталпашинскому отделу (3, с. 6–8).

В 2005 г. объектом исследовательской работы сотрудников музея стала станица Суворовская Предгорного района Ставропольского края (4). Данное поселение было основано, как и станица Беломечетская, в 1825 г., по инициативе главноначальствующего на Кавказе генерала Ермолова. Изначально селение называлось Карантинным, ибо не только было одним из укреплений южнороссийского пограничья, но и служило санитарным пропускным пунктом. Первыми его жителями стали хоперские казаки, ранее несшие службу в станице Ставропольской.

В 1830-х гг. рассматриваемое селение получило новое название. Вместо Карантинной станица стала называться Суворовской. По одной из версий, переименование было осуществлено в 1830 г. и приурочивалось к 30-летней годовщине смерти Суворова. По другой, – в 1835-м. Считается, что именно тогда, прислушиваясь к мнению старожилов станицы, Командующий Отдельного Кавказского корпуса генерал-адъютант Розен отправил военному министру графу Чернышеву рапорт с просьбой о переименовании. Мотивировалась она тем, что недалеко от селения расположен холм, именуемый местными жителями Суворовским курганом, ибо здесь полководец останавливался лагерем.

Начиная с 1860-х гг. станица вошла в состав Кубанской области, а ее население стало полноправной частью кубанского казачества (4, с. 7–9).

В 2006 г., в ходе реализации проекта, музейная экспедиция отправилась в станицу Боргустанскую Предгорного района (5). Поселение было основано в 1825 г. по приказу генерала А. П. Ермолова, наряду со станицами Ессентукской, Кисловодской, Горячеводской. Первыми его жителями стали волжские и донские казаки, выбравшие для освоения территорию в 18 км от Кисловодской крепости, между реками Подкумок и Эшкакон.

В 1847 г. селение было перенесено на новое место. Теперь оно стало располагаться на левом берегу реки Большая Бугунта, в 30 км к западу от станицы Ессентукской. Эти территории, тянувшиеся вверх по долине Подкумка и за Боргустанский хребет, издавна принадлежали станичному обществу и использовались как сельскохозяйственные угодья. Причины переселения: отдаленность пахотных земель от прежнего места расположения станицы, бездорожье. Значительную роль сыграли здесь и стратегические соображения командования Кавказской армии. Впоследствии Боргустанская была отнесена к Пятигорскому отделу Терской области (5, с. 17–21).

Станица Курская, посещенная в числе первых, изучалась в ходе общей историко-этнографической экспедиции в Курский и Степновский районы края. Эта экспедиция во многом носила ознакомительный характер. Вопросы, задаваемые местным респондентам, в большей степени касались современного социально-экономического состояния поселения, нынешней этнической картины в районе.

Однако со временем, в ходе экспедиционной работы, постепенно выработалась методика исследования повседневной жизни станиц Терека и Кубани. Важной ее стороной стало интервьюирование местных старожилов, людей, интересующихся историей своей станицы, жителей, владеющих ремесленными навыками. При этом сложился определенный круг вопросов, задаваемых респондентам. Все они направлены на выявление черт традиционной казачьей культуры, сохранившихся в современном быту.

Исследователей интересовала материальная, социальная и духовная сторона повседневной жизни станичников. Респондентам задавались вопросы об их этнической самоидентификации, религиозных воззрениях, сохранившихся обрядовых традициях, казачьем фольклоре, семейных преданиях, народных праздниках, отношении к труду и досуговых практиках. Вместе с тем, исследовались и материальные условия существования казаков – принципы застройки станиц и эволюция типа жилища, имеющиеся в селении ремесла и промыслы, размещение построек на усадебных участках, распространенные в прошлом и ныне сельскохозяйственные занятия, народная кухня.

В ходе исследований было выявлено, что некоторые элементы традиционной материальной культуры станичников оказались весьма устойчивыми и пережили масштабные социально-экономические трансформации XX столетия.

Наглядным подтверждением этой мысли служат результаты интервьюирования жителей станицы Темнолесской, осмотра ее усадеб и улиц. Этот осмотр доказывает, что общие принципы застройки и планировки станичных подворий не менялись с момента основания селения, вплоть до последних десятилетий. Например, сохранилось традиционное деление казачьей усадьбы на «чистый» и хозяйственный двор. На первом располагался дом, погреб, колодец, летняя кухня, частично – хозяйственные постройки, на втором – загоны для домашнего скота и птичники, сараи, туалет. Жилые помещения находились в центре двора и обращались к улице торцевой стороной. А в углу усадьбы, глухой стеной к улице, возводилась прямоугольная постройка, зачастую используемая как летняя кухня. Двор огораживался «каменкой» – невысоким забором из необработанного камня (2, с. 42–46).

Кроме того, прослеживаются определенные закономерности и в постройке жилищ. Станица возникла у истоков реки Егорлык, неподалеку от горы Стрижамент, склоны которой густо поросли лесом. Поэтому древесина всегда являлась важным строительным материалом для местных жителей. Это отличало Темнолесскую от многих других кубанских станиц, расположенных в степной местности. Наиболее старые дома в селении складывались из тесаных плах, связанных на углах в лапу с остатком. Стены с обеих сторон обрешечивались и обмазывались глиной (2, с. 47–48).

Другим типом традиционного жилища в станице являлся турлучный дом, с плетеным деревянным каркасом, покрытым раствором на глиняной основе. В качестве основного материала для каркаса зачастую использовался орешник (из-за своей гибкости) (2, с. 46-47).

Начиная с 1960-х гг. в станице становится все больше домов из камня и кирпича. Однако старые здания и старые строительные технологии по-прежнему здесь функциональны.

В станице Беломечетской так же сохранилось множество строений XIX – начала XX вв. Например, бывшее здание общественной ссыпки («гамазеи») по ул. Ударной, здание водяной мельницы 1910 г., постройки по ул. Садовой, дом на берегу Кубани, в котором жил до революции местный мельник А. И. Попов (3, с. 18–21). До середины 1970-х гг., несмотря на газификацию станицы, на подворьях повсеместно имелись помещения для хранения топлива – навесы-дровники, сараи-углярки (3, с. 23).

При этом, даже в начале XXI века, прослеживается традиционная планировка поселения, его деление на территориальные зоны, особым образом обозначаемые местными жителями. Например, исторический центр Беломечетской они называют «станицей», часть поселения у гладкого места в русле реки называют «гладенькой», район к западу от ул. Садовой, где высокий обрывистый берег Кубани значительно понижается, «низками». На южной и северной окраинах селения издавна находятся выгоны для скота (3, с. 13).

Еще один из сохранившихся элементов традиционной хозяйственной структуры станицы – система водоснабжения. Хотя историческое ядро селения возникло неподалеку от правобережья Кубани, на первых этапах существования станицы поход за водой к реке, за пределы станичных укреплений, мог оказаться опасным из-за набегов. Поэтому по всему селению начали копать колодцы и использовать воду оттуда для бытовых нужд. Сейчас в Беломечетской сохранилось 11 колодцев. Воду оттуда используют для полива огородов и поения скота (3, с. 21–22).

Кроме того, в большинстве исследованных станиц вплоть до 1970–1980-х гг. сохранялись наиболее востребованные кустарные промыслы. В Темнолесской это кузнечное и бондарное дело (2, с. 53, с. 56), в Беломечетской – жестяное дело (3), в Суворовской – изготовление шерстяных тканей (4, с. 96), в Боргустанской – плетение корзин (5, с. 31–35).

Если же говорить об общественной жизни, традициях и обычаях, характерных для терской и кубанской казачьей культуры, можно констатировать забвение и утрату большинства их элементов. Тем не менее, ряд других элементов сохранились или возрождаются. Например, в Темнолесской, Беломечетской и Суворовской до последнего времени действовали фольклорные ансамбли, формирующие свой репертуар на основе местной песенной традиции (2, с. 91–92; 3, с. 149-151; 4, с. 129–134). В Беломечетской в 1960–1970-е гг. еще сохранялся обычай коллективной взаимопомощи при производстве строительных работ (3, с. 40–41). В Суворовской и Боргустанской не угасли традиции конных соревнований с элементами джигитовки (4, с. 122; 5, с. 68–76). В Темнолесской прослеживаются элементы традиционного свадебного обряда. Однако тенденции к сохранению и воспроизводству данных традиций имеют неустойчивый и фрагментарный характер.

Таким образом, в ходе исследований выявлено, что большинство особенностей казачьего общественного уклада и самосознания было утрачено в ходе Гражданской войны, расказачивания и масштабных социальных трансформаций советской эпохи. Отчасти это же можно сказать о народной обрядовой культуре и песенном фольклоре. Гораздо более устойчивыми оказались хозяйственно-бытовые практики и стратегии, которыми люди руководствуются в ходе повседневной совместной деятельности и проживания.

Использованная литература и источники

1.Плохотнюк В.С., Сачук С.С., Елагина Е.Н. Отчет о работе историко-этнографической экспедиции Ставропольского государственного краеведческого музея им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве в Курском и Степновском районах Ставропольского края. Ставрополь, 2002. СГМЗ, н.в.ф. 8987.

2.Сачук С.С. Отчет о работе историко-этнографической экспедиции Ставропольского государственного краеведческого музея им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве в ст. Темнолесской Шпаковского района Ставропольского края. Ставрополь, 2003. СГМЗ, о.ф. 33645.

3. Сачук С.С. Отчет о работе историко-этнографической экспедиции Ставропольского государственного краеведческого музея им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве в ст. Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края. Ставрополь, 2004. СГМЗ, о.ф. 34621.

4. Лабур В.Н., Мозгова Т.В. Отчет о работе историко-этнографической экспедиции Ставропольского государственного краеведческого музея им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве в ст. Суворовской Предгорного района Ставропольского края. Ставрополь, 2005. СГМЗ, о.ф. 35178.

5.Лабур В.Н., Мозгова Т.В. Отчет о работе историко-этнографической экспедиции Ставропольского государственного краеведческого музея им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве в ст. Боргустанской Предгорного района Ставропольского края. Ставрополь, 2007. СГМЗ, о.ф. 37342.

 

 


ДЛЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

 

Музейные фонды

Чесняк М.Г.,

заведующий отделом

культурно-образовательной деятельности

Ставропольского государственного музея-заповедника

Фонды музея – это совокупность всех музеефицированных предметов и научно-вспомогательных материалов, которые находятся в хранилище, в экспозиции этого музея или на временном хранении в другом музее, учреждении.

Унифицированная структура музейного фонда включает:

а) фонд музейных предметов:

- основной (коллекционный, дублетный фонды уникальных и типовых предметов). Особенность дублетного фонда в том что в нем в основном собраны типовые предметы;

– обменный (непрофильные и излишние дублетные предметы). Этот фонд предназначен для передачи музейных предметов в другие музеи в порядке обмена на профильные предметы или безвозмездно;

б) фонд научно-вспомогательных материалов (таблицы, схемы, макеты, воспроизведения и пр. на материальных и электронных носителях).

Существуют правила структурной организации фондов:

– предметы объединяются в класс по одному основанию (тип: технология, материал или вид: изобразительные, вещественные, письменные);

– в структуру класса должны входить подклассы (класс вещественных источников объединяет подклассы предметов по их назначению, времени производства, социальной и авторской принадлежности и т. п.; класс письменных источников – подклассы по хронологии, назначению, содержанию, полиграфическим особенностям, по ценности (мемориальность, редкость, рукописи, старопечать, из личного архива), по тематике, по отрасли и т. д.; класс изобразительных источников – подклассы иконических (произведения изобразительного искусства, плакаты и т. д.) и современных (полиграфия, фотография, схематические изображения – карты, атласы, глобусы, планы, чертежи) изображений.

Задачи фондовой работы:

– систематизация музейных предметов в соответствии с их общенаучным, общекультурным значением и определение их юридического положения: основной и обменный фонды;

– систематизация музейных предметов на основе соответствия конкретному событию, явлению, типу источника;

– обеспечение эффективных условий для учета, хранения, изучения и использования музейных предметов.

 

 


МУЗЕЙНЫЙ ГЛОССАРИЙ

 

«А»

(продолжение, начало в выпуске № 1, август 2013)

Зал «Зоология»

 

Авдотка, птица сухих степей и пустынь, в России встречается в Предкавказье, Нижнем Поволжье и, возможно, на Дону.

Аист, птица из отряда голенастых. С глубокой древности наблюдались особые отношения этих птиц: молодых к старым, к своим детенышам. Поэтому изображение аиста – символ почтения к родителям.

Акропора (Acropora sp.), один из самых распространенных кораллов, живущих на рифах; включает в себя большое количество видов, имеющих форму дисков, чаш, пластин, длинных ветвей.

Актиния – морское животное с цилиндрическим телом, имеющее рот, окруженный венчиком щупалец. Близкий родственник кораллов.

Аллигатор или кайман, название одного принадлежащего только Новому Свету семейства пресмыкающихся, которое вместе с гавиалами и собственно крокодилами составляет разряд панцирных, или броненосных, ящериц (Loricata).

 

Амбликастор – латинское наименование ископаемого бобра.

Амеба (лат. Amoeba, от греч. αμοιβή – «изменение»), род микроскопических одноклеточных организмов.

Ара, род семейства попугаевых.

Аскариды (греч. askaris, askaridos кишечный червь), крупные круглые черви, паразиты человека и животного.

 

Зал «Археология»

 

Аланы (др.-греч. Aλανοί, лат. Alani, Halani), кочевые ираноязычные племена скифо-сарматского происхождения, в письменных источниках упоминаются с I века н. э. – времени их появления в Приазовье и Предкавказье.

 

Альчики, надкопытные кости, используемые для игр и гадания.

 

Амфора (др.-греч. Aμφορεύς «сосуд с двумя ручками»), античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, нередко с острым коническим дном.

 

Археология (др.-греч. Aρχαος – древний и λόγος – слово, учение), историческая дисциплина, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам.

 

Зал «Этнография»

 

Альбом (лат. Album – белая краска), не предназначенная для тиражирования книга с рукописными, изобразительными, музыкальными текстами.

 

Аппликация (лат. applicātiō – прикладывание, присоединение), вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).

 

Выставка «Ставрополье, двадцатый век»

 

Абрамов Я.В. (1858  – 1906 гг.), выдающийся писатель-мыслитель, публицист, социолог, журналист, статистик, идеолог демократического просветительства 1880-х – 1890-х гг. Внес значительный вклад в обоснование концепции эволюционного развития общества Автор рассказов и очерков о судьбах крестьян в пореформенной деревне и жизни обитателей городских окраин. Родился в Ставрополе-Кавказском (ныне Ставрополь).

Абрамова К.И. (1906 – 1942), работник прокуратуры, участница подпольного движения в годы оккупации города Ворошиловска (ныне Ставрополь). 3 октября 1942 года была расстреляна фашистскими оккупантами.

Авиастрелы (конструкции В. Л. Слесарева), свинцовые пули (в четыре раза больше обычных) использовались в период Первой мировой войны (1914 – 1918). Авиастрелы сбрасывали с самолета на противника, вручную опрокидывая фанерный ящик.

Автомат ППШ, пистолет-пулемет, разработанный в 1940 году конструктором Г. С. Шпагиным и принятый на вооружение Красной Армии 21 декабря 1940 года.

 

Алафузовы. С XIX века род купцов Алафузовых входил в сто наиболее известных купцов и промышленников в г. Ставрополе.

Александровская площадь, центральная площадь города Ставрополя. В начале XIX века носила название Базарной. В 1850 году цесаревич Александр (будущий император Александр II) на этой площади принял смотр войск. Спустя год ставропольский генерал-губернатор Николай Завадовский подписал указ о переименовании Базарной площади в Александровскую.

Алексеев В.М. (1857-1918) Российский военный деятель, генерал-адъютант. В декабре 1917 г. создает, затем является верховным главнокомандующим Добровольческой армии. Части Добровольческой армии в составе белого движения воевали против отрядов Красной Армии в том числе и на Северном Кавказе.

Апанасенко И.Р. (1890 – 1943), советский военачальник, генерал армии. Во время боёв под Белгородом был смертельно ранен. Его прах, согласно его завещанию, был захоронен в присутствии его родных и близких на Крепостной горе в Ставрополе .

Асеев А.М., участник Великой Отечественной войны, узник нескольких фашистских концлагерей. Походный котелок А.М. Асеева с гравировкой «нашел» своего хозяина спустя 21 год после того, как у группы советских военнопленных немецко-фашистские захватчики отобрали все вещи.

 


 

О ВЫСТАВКАХ

 

ВЫСТАВКА «История моего  ДЕТСТВА» создана при поддержке Администрации города Ставрополя в рамках Года семьи и благополучия детей на Ставрополье. Разнообразные музейные экспонаты – детские вещи, книги, игрушки, документы, фотографии – наглядно демонстрируют, как в прошлом растили и воспитывали детей жители города Ставрополя. На выставке можно увидеть предметы XIX века: детскую крестильную рубашечку и свивальник; кроватку-люльку, резные деревянные игрушки. Мир детства ХХ века представлен игрушками и настольными играми, детскими книжками, комплектами одежды для мальчиков и девочек разного возраста, школьной и пионерской формой. Срок работы выставки по 12 октября 2013 г.

Выставка «Колокольный калейдоскоп» из коллекции митрополита Кирилла. Коллекция знакомит посетителей с многообразием колокольного мира. Особое место занимают поддужные колокольчики – своеобразные символы русского быта XIX – начала XX вв. Колокольчики с видами городов и с изображениями православных храмов, сувенирные колокольчики художественных промыслов (хохлома, гжель), выполненные из металла, керамики, стекла и дерева представляют собой культурное явление в отечественной и мировой истории. Выставка будет проходить до 20 октября 2013 г.

Выставка «Осенняя карусель» проходит в картинной галерее пейзажей П. М. Гречишкина. Выставка детских картин и рисунков подготовлена при участии слушателей детской студии «English and music» (г. Ставрополь). Время работы выставки – по 30 октября 2013 г.

Выставка «Жизнь без вредных привычек» подготовлена при поддержке министерства культуры Ставропольского края, партнером выставки является Ставропольский государственный медицинский университет. Выставка проводится в рамках Года семьи и благополучия детей на Ставрополье и проводится под девизом: «Скажем: «НЕТ!» – наркомании, алкоголизму и табакокурению». Экспонаты – учебные наглядные пособия из фондов Ставропольского государственного музея-заповедника и музеев кафедр патологической анатомии, акушерства и гинекологии, гистологии, оперативной хирургии и топографической анатомии Ставропольского государственного медицинского университета. На выставке представлены плакаты советского времени, пропагандирующие здоровый образ жизни, а также музейные предметы, отражающие позитивные аспекты жизни: путешествия, увлечения, творчество, спорт. Выставка будет проходить по 31 декабря 2013 г.


 

АНОНС МУЗЕЙНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

2 октября пройдут мастер-классы и интерактивные экскурсии для участников смотра активистов школьных музеев Ставропольского края. Заявки на коллективное посещение не принимаются.

5 октября на базе выставки «История моего детства» состоится творческая встреча членов социально-культурного клуба ветеранов войны и труда «Серебро зимы» с молодежью. Заявки на коллективное посещение принимаются до 1 октября.

 

9 октября приглашаем учащихся принять «Битва за Кавказ 1942-1943 гг.» к 70 годовщине окончания битвы за Кавказ. Заявки на коллективное посещение принимаются до 1 октября.

 

В октябре 2013 года возобновляет работу музейный краеведческий лекторий «Рассказ о музейных коллекциях». Предварительные заявки принимаются по телефону 26-46-77 – отдел культурно-образовательной деятельности музея-заповедника.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!