Знаток загробной «канцелярии»



«Не могу умолчать о дивном проявлении прозорливости незабвенного старца о. Алексия по отношению ко мне,– пишет игуменья Евфалия.– В бытность свою в Киеве в 1907 г. я, наслышавшись о высокой жизни иеромонаха о. Алексия, отправилась со своими спутниками в Голосеевскую пустынь, чтобы у этого источника живой воды утолить свою духовную жажду. Выйдя к нам, старец, ни разу не видавший меня, прямо обратился ко мне: «Игуменья Евфалия пришла». Я, удивлённая его словами, возразила: «Нет, батюшка, я – не игуменья, я – рядовая монахиня». Но он снова повторил: «Игуменья Евфалия». После того он долго беседовал со мною, причём изложил предо мною всю мою прошедшую жизнь.

Через 5 лет, когда я была казначеей монастыря, я снова приехала к нему. И на этот раз батюшка назвал меня игуменьей, несмотря на моё возражение, что я только казначея. В 1914 году предсказание батюшки исполнилось: я была назначена настоятельницей монастыря. Видя чудесным образом исполнившееся предсказание батюшки, я тотчас поспешила к нему, чтобы испросить у него св. молитв и благословение на предстоящий мне тяжёлый путь. Благословляя меня, батюшка сказал: «Много, ох, много предстоит тебе испытать огорчений и скорбей, но да поможет тебе Царица Небесная». И на этот раз слова старца исполнились: много колючих терний встретила я на своём пути, и только помощь Царицы Небесной, по молитвам старца, укрепляет меня.

...В беседе с батюшкой она упомянула о своей тётке, монахине же. Тогда о. Алексий быстро сказал: «Скажи ей, чтобы готовилась к смерти». Я, присутствовавшая при этом, сказала: «Батюшка, она такая здоровая!» Но старец, не видавший и не знавший этой монахини, возразил: «Ты рассуждаешь так, а в Небесной Канцелярии написано иначе. Пусть готовится». Это было сказано в сентябре 1907 года, а 31-го декабря того же года упоминаемая монахиня умерла. Удивляясь дивной благодати, обитавшей в душе старца,– заключает своё письмо в Лавру игуменья Евфалия,– я благоговейно чту его память».

Старца Алексия довольно часто посещал студент Киевской Духовной Академии Александр Готовцев. Однажды, пред Великим постом 1915 г., он привёл с собою к о. Алексию своего друга Михаила Верченко, хорошо настроенного юношу, который намеревался принять монашество. Посмотревши на нового своего гостя, о. Алексий после, когда к нему пришёл студент Готовцев один, сказал ему: «Михаил твой долго не проживёт: он скоро умрёт». Для Готовцева эти слова оказались неожиданными, и он не совсем поверил. Верченко был вполне здоровым, жизнерадостным, трудолюбивым молодым человеком. Но слова о. Алексия сбылись. Весною же 1915 г. Михаил Верченко стал прибаливать. Летом у него открылась чахотка. Осенью из деревни он приехал в Киев лишь для того, чтобы отправиться в Крым для лечения. Оттуда Верченко в Ялте скончался. Получивши эту горестную весть, студент Готовцев в тот же день отправился в Голосеевскую пустынь попросить преп. Алексия помолиться об упокоении новопреставленного раба Божия Михаила. Придя к старцу, Готовцев выжидал удобного момента, чтобы изложить свою просьбу. Вдруг о. Алексий обращается к нему и говорит: «Я должен сообщить тебе новость».– «Какую?» – «Твой Михаил умер». Студент был поражён. Весть из Крыма о смерти Верченко только что была получена, и потому никто не мог раньше него сообщить её о. Алексию; да к тому же из Академии к батюшке в это время никто не ходил из студентов, кроме Готовцева и Верченко. Из Крыма никто не мог написать о. Алексию о Верченко, потому что у них там не было общих знакомых. Откуда же мог узнать о. Алексий о смерти Верченко? Сам старец вывел из затруднения поражённого студента.

«В день Сретения Господня, 2-го февраля, часа в 4 ночи окончил я своё вечернее правило,– начал говорить о. Алексий,– и присел на диван отдохнуть. Вдруг вижу, входит в мою комнату Михаил в студенческой форме и, обращаясь ко мне, говорит: «Батюшка, помолитесь обо мне Господу: я умираю, и моя душа уже начинает проходить мытарства. Почему Вы меня не постригли в монашество?» После этого он скрылся. Я очень жалею, что я его тайно не постриг в монашество. Это можно было сделать, так как я знал, что он скоро умрёт: от него дышало смертью».

Бывали преп. Алексию явления из загробного мира и раньше этого случая. Когда он был ещё ризничим Великой церкви Лавры, в лаврской типографии работал хороший наборщик – молодой человек по имени Иоанн (день Ангела 24 июня). О. Алексий, как духовник Иоанна, советовал ему в Петров пост поговеть, поисповедаться и ко дню Ангела приобщиться. Иоанн не послушался, а дал обещание о. Алексию поговеть в Успенский пост. Но не пришлось ему исполнить своего обещания. Вскорости после дня своего Ангела он пошёл на Днепр купаться и там утонул. О. Алексий помолился за него после смерти, а потом и забыл о нём. Через некоторое время, в воскресенье после утрени, о. Алексий, зашедши к себе в келлию, сел отдохнуть. Вдруг слышится стук, открывается дверь, и в комнату, где сидел старец, входит Иоанн. О. Алексий вскочил со стула, на котором сидел. «Разреши меня,– обратился Иоанн к батюшке,– а то я связан: соблудил и, не покаявшись, утонул». О. Алексий сейчас же накинул епитрахиль и прочитал над Иоанном разрешительную молитву. Видение исчезло. Через некоторое время, по молитвам о. Алексия, который хотел узнать, имело ли значение разрешение, снова явился Иоанн и сказал, что теперь ему легче.

Помощь прозорливостью

ОТЕЦ АЛЕКСИЙ предвидел будущее, видел настоящее душевное настроение людей, постигал их прошедшую жизнь. Но свою прозорливость батюшка не проявлял бесцельно, при всяком удобном и неудобном случае. Прозорливость свою преп. Алексий обнаруживал большею частию тогда, когда хотел поддержать слабого человека или вразумить заблудшего, или обличить грешника, или предупредить об опасности...

1. Семейство К-ых, состоящее из отца, матери и нескольких детей, прогуливаясь по Голосеевскому лесу, зашло в пустынь. Набожная мать предложила мужу и детям зайти к о. Алексию за благословением и наставлением. Батюшка, выйдя из келлии, сказал им: «Идите чай пить». Все отправились в монастырскую гостиницу. Уселись за стол. Вдруг приходит о. Алексий и ставит пред матерью семейства банку варенья, говорит: «Ешь сама, но мужу не давай, ешь сама». Все были поражены этим поступком о. Алексия. Но где же крылась его причина? Оказывается, эта женщина была несчастна в семейной жизни. Муж её наносил ей много оскорбления, и особенно он обижал её тем, что приобретал для себя отдельную хорошую пищу и ел её на глазах жены и своих детей, но никому ничего не давал. Поступок о. Алексия вразумил бессердечного мужа, он почувствовал свою вину и изменил свои отношения к жене и детям.

2. Приходит однажды к о. Алексию послушница Флоровского монастыря, вся расстроенная, взволнованная от пережитых неприятностей. Старец не дал ей возможности и высказать своего горя, а сам подошёл к ней и говорит: «Тебя гонят, притесняют, тебе жить трудно...» Послушница молча стала плакать, а о. Алексий продолжал: «Потерпи, всё пройдёт; матушка даст тебе келлию, и всё будет хорошо». Так впоследствии и было.

3. Летом 1912 года навестили о. Алексия несколько молодых людей. Вдруг к одному из них подходит о. Алексий, надевает на голову его свою монашескую шапочку и говорит: «Самуил, моя шапочка водки не пьёт, и ты больше не будешь пить». Друзья молодого человека были удивлены прозорливостью о. Алексия, который узнал тайный грех неизвестного ему юноши и назвал его по имени.

4. Настоятель Никольской пустыньки Черниговской губернии (на берегу р. Днепра) потерял крест и был в большом смущении. Нужно было служить, принимать богомольцев, а креста нет. Вдруг приезжает в пустыньку о. Алексий (он ежегодно посещал Никольскую пустыньку и молился пред чудотворным образом Святителя Николая и всегда получал, по его словам, большое духовное утешение) и привозит с собою наперсный крест и вручает его изумлённому и вместе с тем обрадованному настоятелю!

5. В мае 1914 года приходит к о. Алексию одна монахиня с родным своим братом офицером. Офицер хотел жениться, и сестра привела его к батюшке взять на это благословение. Но о. Алексий ему сказал: «Нет, подожди, через два месяца будет война».

6. Крестьянка Тамбовской губернии Акилина Степанова, будучи в Киеве, обратилась к о. Алексию за советом, как ей поступить со своей болящей дочерью Варварой: поместить ли её в монастырь, построивши ей там келлию, или оставить её жить в семье. Батюшка, выслушавши Акилину, спросил её: «А кто в семье есть за ней?» – Акилина ответила: «За Варварой следует Параскева, 19-то лет, которую думаем выдать замуж». Тогда о. Алексий сказал: «Параскеве, которую вы думаете выдать замуж, сделайте небольшую келлию (гроб) для одной, а о болящей Варваре помолимся Божией Матери, и она исцелеет, и её выдадите замуж». Удивилась Акилина совету старца и не совсем доверяла его словам. Но всё совершилось так, как говорил о. Алексий. Возвращается Акилина из Киева домой и находит больную Варвару совершенно здоровой. В скором времени после этого она выходит замуж, а меньшая её сестра Параскева через 1/2 месяца после того заболела и умерла.

Подобных случаев прозорливости преп. Алексия было бесчисленное количество, так что их все нет возможности ни собрать, ни перечислить. А поэтому ограничимся указанными случаями. В заключение скажем только, что основанием прозорливости преп. Алексия не был обычный духовный опыт, ни знание людей, но – благодать Святого Духа.

Поучения

ОТЕЦ АЛЕКСИЙ, будучи человеком, хорошо видящим духовные нужды приходящих к нему людей, никого не отпускал от себя без наставления. Наставления его были кратки, но всегда выразительны и отвечали как раз на духовные запросы наставляемых. Всех наставлений преп. Алексия нет никакой возможности собрать, но мы и большую часть наставлений батюшки не собрали, а представляем читателю только весьма малую часть его советов.

А. Наставления монашествующим:

1. Памятуй о смерти, хотя монах и без того мертвец для мира.

2. Монах, как солдат, должен быть на всё готовым.

3. Бегай праздности и неси безропотно своё послушание.

4. Повинуйся во всём настоятелю и старшей братии. Послушание велико: пророк Моисей однажды не послушался Господа – и не вошёл на обетованную землю.

5. Держись келлии: как рыба без воды делается мёртвою, так и монах вне келлии духовно умирает.

6. Смиряй свою плоть, воюющую на дух; храни чистоту душевную и телесную.

7. Для монаха постоянное правило – непрестанная молитва Иисусова, сменяемая молитвою к Пресвятой Богородице.

8. Четьи-Минеи – вот друзья монаха.

Б. Наставления мирянам:

1. Да будет во всём Его святая воля – «да будет воля Твоя...»

2. Христианину необходимо всегда быть мыслями со Христом.

3. Своё «я» везде следует устранять, и на хуления и злословия других смотреть как на вразумление Божие.

4. К себе должно относиться строго, а к другим – снисходительно. Человека борют нечистые помыслы; это пройдёт – злость на сердце нападает, а после этого – уныние и т.д. Одно сменяется другим. А всё это для нашего смирения.

5. Смирение необходимо в себе воспитывать.

6. Молитва, соединённая с милостынею,– великое дело: сам на себе испытал.

7. Поститься должно так, чтобы никто не знал об этом.

8. Делай добро, пока руки теплы.

9. Лишнее раздавайте своими руками.

10. Нельзя пройти по пути духовной жизни, не зная искушений, но Господь не посылает человеку искушений выше его сил.

11. Болезнь тела рождает смирение души, как Апостол говорит: «Если наш внешний человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется».

12. Сначала поклоняемся «Кресту Твоему», а потом и «Воскресение Твое» славим. Так и в человеческой жизни: сначала страдания, а потом радость.

13. Во время скорбей необходимо терпение с великодушием.

14. Единственный способ облегчения скорбей – это слёзы, терпение и молитва.

15. Когда ниоткуда нельзя ожидать помощи, тогда является небесная помощь.

16. Люди ответят за страдание бессловесной твари.

17. Во время исповеди о. Алексий обыкновенно говорил: «Веру имей: как после бани чисто твоё тело, так после исповеди душа очищается Божией благодатью от грехов».

В. Изречения преп. Алексия:

1. Что я? – убогий монах.

2. Если бы я был в роскоши, я бы не видел столько милостей Божиих.

3. Приближение человека к Богу есть приближение его к своему счастью; удаление человека от Бога есть удаление его от своего счастья.

4. Милосердие Божие по отношению к милосердию человеческому есть то же, что целое море по отношению к капле воды.

5. Кто не ищет власти, тот не боится и лишиться её.

6. Деньги – это черви.

Сообщили иеромонах Алексий и монах Вячеслав.

Кончина старца

4-ГО НОЯБРЯ 1915 года скончался высокопреосвященный Флавиан, митрополит Киевский, духовный сын о. Алексия. О. Алексий за два дня до смерти владыки-митрополита был вызван из Голосеевской пустыни в Лавру для предсмертной духовной беседы. Здесь старец поисповедывал последний раз своего высокопреосвященного духовного сына и прочитал над ним отходную молитву. По словам о. Алексия, во время его беседы с митрополитом Флавианом последний сказал батюшке: «Не надолго расстаёмся: скоро опять увидимся». О. Алексий понял эти слова владыки как предсказание о своей скорой кончине. И действительно, после смерти высокопреосвященного митр. Флавиана батюшка недолго жил – он не прожил даже полутора лет. Сердце его стало плохо работать, от этого распухли ноги и ему трудно было стоять. Начальство Лавры, видя болезнь о. Алексия, освободило его от очередного богослужения, которое он нёс до того времени в течение 4-х лет; духовные дети батюшки старались всеми возможными мерами облегчить его страдания: кто дарил ему мягкие тёплые сапоги, кто приносил удобное кресло, кто присылал докторов, а кто силён был в медицине – и сам облегчал страдания дорогого батюшки... О. Алексий, хотя и принимал с благодарностью все услуги духовных детей, но мало надеялся на медицинские средства, а всё своё упование возлагал на Божественную помощь. Несмотря на свою болезнь, о. Алексий не затворял дверей своей келлии пред приходящими к нему за молитвою и наставлениями, по-прежнему всех принимал, угощал и подолгу беседовал. В мае месяце он ездил в Свято-Троицкий Ионин монастырь и там, в келлии старца о. Ионы, принял таинство елеосвящения. Перед этим таинством он исповедовался у иеромонаха Троицкого монастыря о. Серапиона, который свидетельствует, что он сподобился исповедовать праведника.

Летом болезнь о. Алексия видимо уменьшилась, и он бодрее выглядел; а когда наступила осень и зима 1917 года, то он с внешней стороны казался совсем здоровым. Но, несмотря на улучшение своего здоровья, батюшка готовился к смерти. Летом и осенью 1916 года он говорил своим духовным детям, что ему уже не придётся больше красного яичка кушать. За месяц до своей смерти, прощаясь с одной уезжающей на позиции сестрой милосердия по имени Александра, отец Алексий сказал ей: «Больше мы с тобой уже не увидимся». И действительно, когда эта сестра милосердия, приехавши в Киев, пошла в Голосеевскую пустынь, то там нашла только могилку батюшки. 4-го марта 1917 года, за 8 дней до своей кончины, о. Алексий, воспользовавшись приездом в Голосеевскую пустынь своего духовника, иеромонаха Китаевской пустыни о. Иринея, исповедовался у него. За неделю до своей смерти, отдавая своё бельё в стирку, о. Алексий ясно сказал бравшей у него бельё женщине: «Это уж последний раз помоете мне бельё».

За три дня до своей кончины батюшка, по обыкновению, раздавал булки трудящимся на экономическом дворе при Голосеевской пустыни и говорил: «Кушайте, кушайте, больше уж не придётся мне вам давать». А за день и в самый день своей смерти о. Алексий щедро раздавал своё келейное имущество своим духовным детям из монахов и послушников Голосеевской пустыни: при этом он им напоминал о будущей жизни и давал краткое, но сильное наставление: «Молитесь, молитесь!..» Но никто даже из близких к о. Алексию людей не думал, что наступает время отшествия батюшки в загробный мир: все как-то уж привыкли к частому воспоминанию о. Алексия о смерти, а физическое здоровье его было лучше, чем месяца два-три назад.

Наступило 11-ое марта 1917 года. Была суббота четвёртой седмицы Великого поста. На дворе стояла зима. Землю покрывал ещё толстый слой снега. О. Алексий, по обыкновению, рано вышел из своей келлии в церковь и там приготовил всё необходимое к совершению божественной литургии. После литургии он сам приготовил облачение к совершению воскресной службы и прибрал алтарь к наступающему празднику. Днём батюшка чувствовал себя хорошо: принимал посетителей, беседовал с ними, исповедовал их и своих монахов. Без четверти в 4 часа пополудни о. Алексий взял в левую руку мантию и служебник, а в другую – свою палочку и пошёл в церковь слушать всенощную: он готовился к служению литургии в наступающее воскресение. (Последний раз о. Алексий совершал божественную литургию за 5 дней до своей смерти, в неделю Крестопоклонную.) Но когда он вошёл в церковь, у него ноги подкосились и он, будучи не в силах дальше идти, сел на скамейку. Подошедшие к нему монахи спросили: «Вам, батюшка, плохо?» «Да» – ответил он. «Вас отвести в келлию?» – спросили они его.– «Нет, мне нужно в алтаре: я завтра буду служить».

Монахи под руки подняли о. Алексия на ноги, но он никак не мог самостоятельно стоять. Женщины, пришедшие ко всенощной, видя, что о. Алексий сильно заболел, подняли плач. Тогда монашествующие взяли о. Алексия на руки и понесли его в келлию; женщины им помогали. Здесь о. Алексия положили на койку. Но недолго ему пришлось лежать на одре болезни. В 8 ч. 45 минут вечера он тихо, безболезненно отошёл ко Господу.

Лицо его после смерти не выражало предсмертных мук: оно было ясно, мирно и спокойно. Точно уснул батюшка на время. Так тихо угас светильник веры, много лет просвещавший и согревавший всех с ним соприкасающихся людей.

Погребение

СЕЙЧАС ЖЕ после смерти тело о. Алексия было, по обычаю, облачено во все монашеские одежды. Утром перед литургией над усопшим была совершена в келии первая панихида. После панихиды тело о. Алексия было перенесено в церковь.

По постановлению Духовного Собора Лавры, погребение о. Алексия состоялось в понедельник, 13-го марта, после литургии Преждеосвященных Даров в Голосеевской пустыни. Несмотря на то, что весть о смерти о. Алексия ещё не успела к понедельнику облететь всего Киева, Покровская церковь, где совершалось отпевание о. Алексия, была полна молящихся. Сюда собрались люди всех званий и состояний. Здесь было и городское духовенство, и монашествующие, и прибывшие из Лавры и других пустыней, и монахи киевских монастырей, и много мирян. Всё это были духовные дети о. Алексия, прибывшие отдать последний долг дорогому своему наставнику и отцу. Все они были опечалены кончиной о. Алексия, и у весьма многих из них на глазах можно было видеть слёзы.

Божественную литургию и отпевание совершал духовный сын о. Алексия, начальник Преображенской пустыни, архимандрит Анфим в сослужении монашествующей братии. Пред началом отпевания было сказано краткое слово. Градом слёз и долго непрестающими рыданиями были встречены первые слова проповедника: «Потеряли мы, братия и сестры, дорогого своего наставника и неизменного руководителя в жизни, батюшку о. Алексия!» Несколько минут пришлось проповеднику молчать, пока слушатели не успокоились. В дальнейшей своей речи проповедник выразил приблизительно следующие мысли.

Со смертью о. Алексия мы утеряли великого старца, незаменимого руководителя в духовной жизни: ибо кто лучше о. Алексия мог утешить в печали, разрешить недоумение, дать вовремя совет, предупредить об опасности?.. Со смертью о. Алексия мы теряем живой пример высокохристианской жизни, ибо его жизнь полна живой веры, непрестающей любви, тихого смирения и прочих добродетелей. Бедняки в лице о. Алексия теряют к тому же и щедрого благодетеля, ибо о. Алексий, хотя и не обладал богатством, никому из бедных не отказывал в помощи. Но смерть не отобрала от нас окончательно о. Алексия, но, в некотором отношении, даже приблизила его к каждому из нас. Если раньше мы ждали очереди, чтобы войти в келлию о. Алексия за получением совета, то теперь мы все одновременно окружаем его гроб и вместе получаем назидание от его многопоучительной жизни. Если раньше мы за его святые молитвы получали от Бога всевозможные благодеяния, то теперь, когда он ближе стоит к Престолу Вседержителя, эти благодеяния от Господа будут изливаться на нас в большей мере. Поэтому перестанем печалиться и плакать, но будем усердно молиться Господу, чтобы Он ввёл нашего батюшку в светлый чертог Своего блаженного Царства, дабы он мог там с большим дерзновением молиться за нас, слабых, осиротелых своих духовных чад.

Храм Голосеевской пустыни в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Могила для о. Алексия была вырыта с восточной стороны нового храма Голосеевской пустыни в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Из Покровской церкви до могилы дорогие останки о. Алексия были перенесены на руках и бережно опущены на место вечного упокоения. Не успели ещё зарыть могилы, как из города стали прибывать новые группы почитателей о. Алексия, из которых каждый считал своим долгом отслужить панихиду на могиле дорогого батюшки. И с тех пор не проходит и дня, в который бы не совершалось одной или нескольких панихид на могиле о. Алексия. Так успокоился от своих трудов великий старец и тёплый молитвенник Киево-Печерской Лавры о. Алексий.

Вечная тебе память, незабвенный наш батюшка о. Алексий. Мы веруем, что ты теперь вместе с другими угодившими Господу верующими христианами предстоишь пред Престолом Вседержителя и имеешь великое молитвенное дерзновение пред Богом. Не забывай же нас, скитающихся ещё на земле осиротелых твоих духовных детей, но молись за нас Господу, чтобы Он управил наш путь в Небесное Царство, где бы мы снова с тобою встретились при немерцающем свете Божественного сияния...

В полугодовщину кончины о. Алексия, 11-го сентября 1917 года, на его могиле был освящён прекрасный мраморный крест-памятник, сооружённый духовными детьми покойного старца. На лицевой стороне памятника написано: «Здесь покоится многотрудное тело Иеромонаха Алексия (Шепелева), старца-духовника Киево-Печерской Лавры. Род. 14-го апреля 1840 г. – скончался 11-го марта 1917 г.» На обратной стороне памятника: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное (Мф. 5:3)».И затем часто повторяемые о. Алексием слова, отражающие его смирение: «Что я? – убогий монах». На нижней части памятника выбито посвящение: «Незабвенному батюшке любящие его духовные дети».

Перенесение мощей

ЗАПИСАНО со слов свидетелей, которые в настоящее время в живых. Прошло 8 лет после захоронения батюшки Алексия,– говорит Евдокия Сергеевна, которой в то время было 20 лет.

Это было в 1925 году, наместником Лавры был Архиепископ Димитрий (Абашидзе).

Архиепископу Димитрию во сне явился о. Алексий и просил перезахоронить его в другое место, ибо он плавает в воде. Архиепископ не дал полного значения этому сну.

В другой раз снится ему о. Алексий и уже серьёзно просит его перезахоронить. Архиепископ Димитрий задумался, но как это сделать? Ведь умер Патриарх Тихон, пошли большие смуты. Большинство священников начали служить по новому стилю. Аресты священнослужителей, церкви закрывают, беспощадно ломают, общее полное гонение на Святую Веру. Казалось, об этом нельзя и думать, а не до перезахоронения.

Вскоре о. Алексий явился Архиепископу и с великой строгостью просил его перезахоронить. Архиепископ, видя, что это промысел Божий, и зная о. Алексия ещё в живых, решился идти к властям гражданским и просить их перезахоронить старца о. Алексия. Власти удивила решительность архиепископа. Конечно, для них сновидения не были причиной перезахоронения, и было отказано, но тут сразу власти передумали и решили так. Хорошо, разрешаем, только с условием. Если окажется неправда, тут же все зачинщики будут арестованы и преданы суду: «Наказание за агитацию несёте Вы, Владыка Димитрий». Владыка взял на себя ответственность, надеясь на милость Божию и молитвы о. Алексия.

Евдокия Сергеевна не помнит, в какой день и число Владыка объявил после литургии в Лавре, что будет перезахоронение о. Алексия. Большое стечение народа было в Голосеевском скиту у могилы о. Алексия.

О. Алексий был похоронен в 5-ти метрах от стены церкви «Живоносный Источник». Отслужили всенощную, а утром Божественную Литургию, после литургии – панихиду по о. Алексию. И вот приближается момент Божия чуда. К месту прибыло много гражданских властей, вооружённых солдат.

Начало сделал сам Владыка. Он взял лопату и очистил холмик над могилой, потом дал лопату солдатам, они начали копать в глубину. Не успели прокопать на глубину лопаты, как все провалились в воду, и гроб о. Алексия плавает наверху. Этот страх поразил гражданских властей. Все они разбежались. Владыка с христианами радовались. После успокоения взяли гроб с телом о. Алексия и занесли в церковь, вся она наполнилась благоуханием. Началось всенощное бдение, и после полиелея Владыка умакал стручец в расщелину среди гроба в миро и помазывал народ. Было много плача, многие исцелялись от недугов. Гроб был деревянный, и вода в расщелину не попадала, а там лежало тело и миро, так продолжалось 3 дня. Через 3 дня отслужена была панихида, и похоронили о. Алексия 20 метров ниже от прежнего места, где и на сегодняшний день он почивает.

В настоящее время от Голосеевской пустыни осталась пустыня. Храмы Троицкий и «Живоносного Источника» разрушены, остался подвал от «Живоносного Источника», и тот засыпан землёй. Останки старца были обнаружены нетленными. Могила о. Алексия и другие рядом могилки стоят. Много людей приезжают к могилке о. Алексия, служат панихиды, просят его молитв.

Это место находится в черте города Киева, ехать 1-ым автобусом до Сельхозакадемии. Этот участок находится под ведением Сельхозакадемии.

В настоящее время есть ещё живые свидетели, которые говорят о чудесных предсказаниях преп. Алексия. Дед Афанасий рассказывает: «Я был маленьким, как мой старший брат овдовел, осталось трое детей. После года он решил взять детям матерь, но прежде, чем жениться, он пошёл за благословением к о. Алексию. О. Алексий ему благословил взять мать детям, но не ту, что брат определил, а другую и ему сказал, чтобы готовился в вечную жизнь.

Прошло мало времени, брат поехал в поле по сено, начали утягать – и тут лопается верёвка, палка ударяет брата, и он отошёл ко Господу, а жена осталась честной детям матерью».

Другой случай живых свидетелей. Одна старушка очень беспокоилась, чтобы наследить Царство Небесное, пошла она к отцу Алексию, а он ещё издалека говорит ей: «Хоть с краёчку, но в раёчку». И больше она с ним не говорила, умерла.

Свидетели говорят, что во время войны два человека решили откопать о. Алексия и забрать золото, но случилось так, что один выскочил из ямы и удавился, а другой лишился ума.

г. Киев, 1980 год.

Прославление

ОБИТЕЛЬ Голосеевская была разрушена; сначала осквернена и опоганена бессовестными людьми и их вождями. Что веками со страхом Божиим собиралось и с любовью строилось – пошло на бессознательное варварское уничтожение ради глупо вымышленных нереальных идей, родившихся как результат желания дешёвенькой наживы за чужой счёт. Так было до испытания «огнём и мечом» в годы Второй мировой войны, так и после. Когда уже всё дотла разложилось от падшей человеческой лени, схватились за голову. Слава Богу, появилась свобода, а с ней и совесть.

Открытие мощей началось с Блаженного Старца Феофила, мощи которого обрели в этом году и они почивают открыто в гробнице в Троицком соборе в Китаевской пустыни. Преп. Алексий почивает в Голосеевской пустыни, где могила его очень почитается, но мощи ещё не открыли. Храмы в пустыни и все постройки, за исключением одного корпуса, разрушены, но новоявившаяся благочестивая Братия уже возобновляет жизнь возле гробницы Преп. Алексия. Есть случаи чудесной помощи.

Прославление совершилось в конце праздника Св. Равноапостольного Великого Князя Владимира 15/28 июля сего года (1993) за всенощным бдением в Троицком храме Киево-Печерской Лавры сонмом архиереев и множеством народа. Священноначалие со слезами на глазах после стольких лет полного запустения на месте святе вновь провозгласило крестом-победительные гимны Всевышнему, свидетельствуя этим, что живёт и «дивен Бог во святых Своих». Богу нашему Слава. Аминь.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 129; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!