Кинокомедия появилась одновременно с самим кинематографом.

Научная Фантастика

Научная фантастика (НФ) — жанр в литературе, кино и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле, спекуляции) в области науки, включая как точные, так и естественные, и гуманитарные науки. Научная фантастика описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом, возможное будущее или альтернативный ход истории, а также влияние этих допущений на человеческое общество и личность. Действие научной фантастики часто происходит в будущем, что роднит этот жанр с футурологией.

Историческая справка:

Появление фантастики было вызвано промышленной революцией в XIX-XX веке. Первоначально научная фантастика была жанром литературы, описывающим достижения науки и техники, перспективы их развития и т. д. Часто описывался — как правило, в виде утопии — мир будущего. Вслед за первыми (ещё немыми) кинолентами появляются и первые фильмы в жанре НФ: «Путешествие на Луну» (1904), «Доктор Джекил и мистер Хайд» (1908), «Аэлита» (1924) и др. На протяжении всего XX века и до наших дней кинофантастика остаётся не только жанром для воплощения смелых идей и игры воображения, но и основой для раскрытия философских проблем путей развития человечества. Так, «Франкенштейн» 1910 года представляет собой нравственно-философскую притчу, противопоставляющую чувства человека и рассудочность учёного, утверждающую, что что искусственное создание человеческого существа — ложный путь, а истина только в человеческих чувствах. На данный момент жанр НФ чрезвычайно развит, каждый год выходят фильмы на подобную тематику. Фильмы в жанре НФ неоднократно награждались элитными премиями и были номинированы на Оскар(«Марсианин», «Аватар», «Инопланетяни»). Отечественная кинофантастика также чрезвычайно развита и неоднократно отмечена критиками: «Солярис» Андрея Тарковского, «Туманность Андромеды», «Москва-Кассиопея», «Человек-амфибия».

Общие законы жанра:

* Важно!!! Необходимо понимать разницу между фэнтези и фантастикой. В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки, основывается не на достижениях науки и техники, а на сказочных и мифологических сюжетах. Пример – «Алиса в Стране Чудес» Тима Бёртона основывается исключительно на фантазии автора, использовавшего мотивы из английского детского фольклора, и потому является фэнтези. «Аватар» Дж.Кэмерона базируется на попытках представить будущее науки и научного прогресса, поэтому является научной фантастикой.

* Зачастую действие НФ происходит в далёком будущем, что роднит НФ с футурологией, наукой прогнозирования мира будущего.

* Фантастам нередко удаётся предсказать реальное развитие науки и техники. Многие авторы антиутопий и постапокалипсиса стремятся предупредить читателей об опасностях бездумного использования достижений прогресса и репрессивных форм государства и общества.

* НФ -это основа для размышлений автора о тех или иных философских вопросов на фоне смоделированных вымышленных ситуация и декораций.

* Научная фантастика за свою историю развилась и разрослась, породила новые направления и поглотила элементы более старых жанров, таких как утопия и альтернативная история. Научная фантастика делится, в основном, по области допущения: открытия и изобретения, ход истории, организация общества, путешествие во времени и др. Разумеется, деление на направления достаточно условно, так как одно и то же произведение может сочетать элементы сразу нескольких видов фантастики.

Наиболее известные разновидности:
* Хронофантастика (жанр, рассказывающий о путешествиях во времени),

* «Твёрдая» науч ная фантастика (поджанр научной фантастики, к которому принято относить произведения, уделяющие внимание прежде всего вопросам науки и техники, а не иным темам и подтекстам),

* Социальная фантастика (раскрывает законы развития общества, попавшего в новые и непривычные для человечества условия, изучить вопросы развития человеческой цивилизации, сущность человека, его взаимодействие с внеземным разумом и природой),

* Альтернативно-историческая фантастика (произведения, в которых развивается идея того, что в прошлом произошло или не произошло какое-либо историческое событие, и что могло бы из этого выйти),

* Космоо пера (действие происходит в космическом пространстве и/или на других планетах в условном (обычно экзотическом) антураже и, как правило, включает в себя конфликт между оппонентами, применяющими могущественные технологии; персонажи подчёркнуто героичны),

* Киберпан к (жанр научной фантастики, отражающий упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху),

* Стимпа нк  (моделирует цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин. Как правило, стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением).

Примеры:

* «Звёздные Войны» (космоопера)

* «Стар Трек»(космоопера)

* «Я – робот»(социальная фантастика)

* «Элизиум»(киберпанк)

* Фильмы на основе комиксов Marvel и DC

* «Обитаемый остров»(социальная фантастика)

* «Иван Васильевич меняет профессию»(твёрдая фантастика)

* «Доктор Кто»(хронофатастика)

* «Назад в будущее»(хронофантастика)

* «Матрица»(киберпанк)

* «Гостья из будущего»(твёрдая фантастика)

* «Тайна Третьей планеты»(твёрдая фантастика)

* «Собачье сердце»(социальная фантастика)

* «Сталкер»(антиутопия-киберпанк)

* «V – значит вендетта»(антиутопия – социальная фантастика)

* «Ходячий замок»(стимпанк)

* «Небесный замок Лапута»(стимпанк)

 

Мелодрама

Кинематографический жанр, в произведениях которого романтические отношения между мужчиной и женщиной занимают главное или одно из главных мест в сюжете.

Историческая справка:

Мелодрама – один из наиболее старых жанров. Первые фильмы-мелодрамы снимались ещё в эпоху немого кино. Сейчас жанр мелодрамы очень обширен и чрезвычайно развит. Очень многие фильмы-мелодрамы были оценены по достоинству критиками и зрителями, получили престижные премии. Долгое время фильмом, набравший наибольшее число «Оскаров», являлась именно мелодрама - «Титаник». В 2017 году его обогнала другая мелодрама-мюзикл «Ла-Ла-Ленд», набравший 14 наград.

Общие законы жанра:

· В центре повествования – романтическая линия между влюблёнными и их переживания;

· Фильм-мелодрама может быть построен на основе любого другого жанра. Всё зависит лишь от того, в какие декорации будут помещена главная романтическая линия. К примеру, «Титаник» совмещает в себе мелодраму и фильм-катастрофу, «Ирония Судьбы, или С Лёгким паром!» - мелодраму и комедию, «Унесённые ветром» - мелодраму и историческое кино, «Роман с камнем» - мелодраму и приключения.

· В фильме могут быть другие линии, философские мотивы, исторические сюжеты и т.д., однако они не должны быть полностью затемнять главную романтическую линию. Пример: В «Войне и Мире» С.Бондарчука тема любви является лишь одной из главных тем наравне с темами войны, истории, места личности в историческом процессе. Действие фильма эпохи золотого века Голливуда «Касабланка» тоже помещено в исторические декорации, однако в центре оказываются вовсе не военные действия, а развитие взаимоотношений между героями.

Примеры:


· «Вечное Сияние Чистого Разума»

· «Вам и не снилось»

· «Вестсайдская история»

·  «Москва слезам не верит»

· «Служебный роман»


 

 

Фэнтези

  • Фэ́нтези (от англ. fantasy — «фантазия») — жанр кинематографа, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов.
  • История жанра:На данный момент жанр ещё недостаточно развит. Тем не менее, произведения в жанре фэнтези создаются регулярно, многие из них были очень высоко отмечены критиками и зрителями. Фильм в жанре фэнтези «Властелин Колец: Возвращение Короля» завоевал 11 «Оскаров», что сделало его одним из наиболее высоко оценённых фильмов и истории.
  • Основные законы жанра:

· Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческое кино, действие которого происходит в вымышленном мире, а герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе сказочных, архетипических сюжетов или же фантазии самого автора. К примеру, в основе российского фильма-фентези «Он-дракон» - переработанный мифологический сюжет о похищении Прекрасной Девы Драконом. 

· Важно!!! Необходимо понимать разницу между фэнтези и фантастикой. В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки, основывается не на достижениях науки и техники, а на сказочных и мифологических сюжетах. Пример – «Алиса в Стране Чудес» Тима Бёртона основывается исключительно на фантазии автора, использовавшего мотивы из английского детского фольклора, и потому является фэнтези. «Аватар» Дж.Кэмерона базируется на попытках представить будущее науки и научного прогресса, поэтому является научной фантастикой.

· Наличие вымышленного мира – не обязательный критерий. В фильме фэнтези может быть представлен реальный мир, в котором в той или иной степени проявялются сказочные и фэнтезийные мотивы.

· Примеры:


· Трилогия «Властелин Колец»

· Серия «Гарри Поттер»

· «Хроники Нарнии»

· «Десятое королевство»

· «Марья-искусница» А.Роу

· «Волкодав из рода Серых Псов»

· «Чернильное сердце»


Детектив - жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных. В таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающемся победой справедливости. Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются зрителю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого он проходит вместе с героем-сыщиком через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты.

Правила для создателей детективов:
   В 1928 году английский писатель Уиллард Хэттингтон, более известный под псевдонимом Стивен Ван Дайн, опубликовал свой свод литературных правил для пишущих детективы:

1. Надо обеспечить зрителю равные с сыщиком возможности распутывания тайн, для чего ясно и точно сообщить обо всех изобличительных следах.

2. В отношении зрителя позволительны лишь такие трюки и обман, которые может применить преступник по отношению к сыщику.

3. Ни детектив, ни другое профессионально занимающееся следствием лицо не может быть преступником.

4. К разоблачению должны вести логические выводы. Непозволительны случайные или необоснованные признания.

5. В решении заданной тайны надо исключить все сверхъестественные силы и обстоятельства.

6. Преступник должен быть одним из наиболее или менее значительных действующих лиц, хорошо известных зрителю.

7. Хотя у преступника может быть соучастник, в основном история должна рассказывать о поимке одного человека.

8. Для сообразительного читателя разгадка должна быть очевидной.

9. В детективе нет места описаниям характеров, средствам художественной литературы.

10. Автору детективов следует избегать всяческих шаблонных решений, идей.

Виды детективов:

- психологический

-исторический

- иронический

- фантастический

-политический

-шпионский

-полицейский

-криминальный

 

Детектив фокусируется на действиях частного сыщика, либо начинающего сыщика, изучающего загадочные обстоятельства преступления путём нахождения ключей к разгадке, расследования, и искусных умозаключений. Удачный детективный фильм часто скрывает личность преступника вплоть до концовки истории, а затем добавляет элемент неожиданности в процесс ареста подозреваемого. Возможно, однако, и обратное. Так, визитной карточкой сериала Коломбо стала демонстрация событий с точки зрения как детектива, так и преступника.

Неопределённость часто сохраняется как важная часть сюжета. Это может быть осуществлено с помощью звуковой дорожки, углов постановки камеры, игры теней и неожиданных поворотов сюжета. Альфред Хичкок использовал все эти приёмы, время от времени позволяя зрителю войти в состояние предчувствия угрозы и затем выбирал наиболее удачный момент для драматического эффекта.

Детективные повести доказали свою пригодность быть удачным выбором для сценария кинофильма. Сыщик часто является сильным персонажем с ярко выраженными лидерскими качествами, и сюжет может включать элементы драмы, неизвестности, личностного роста, неоднозначные и неожиданные отличительные черты характера.

Типичные персонажи:

Сыщик, преступник, потерпевший, свидетель, компаньон сыщика, консультант, помощник, подозреваемый.

 

 

Драма

Драма — литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику. С возникновением кинематографа перешёл также и в этот вид искусства, став одним из самых распространённых его жанров.

Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.

Понятие «драма как жанр» известно в русском литературоведении. Так, Б. В. Томашевский пишет:

«В XVIII в. количество драматических жанров увеличивается. Наряду со строгими театральными жанрами выдвигаются низшие, «ярмарочные»: итальянская комедия-буффонада, водевиль, пародия и т. п. Эти жанры являются источниками современного фарса, гротеска, оперетки, миниатюры. Комедия раскалывается, выделяя из себя «драму», т. е. пьесу с современной бытовой тематикой, но без специфического «комизма» положения («мещанская трагедия» или «слезная комедия»). <...> Драма решительно вытесняет остальные жанры в XIX в., гармонируя с эволюцией психологического и бытового романа.

Специфику жанра составляют сюжетность, конфликтность действия, обилие диалогов и монологов. Драмы изображают в основном частную жизнь человека и его острый конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.

 

Фильм-сказка, или киносказка, — жанр кинематографа, рассчитанный на детское восприятие. В России особое развитие получил во времена советского кино.

История

Впервые фильм-сказка был снят в Великобритании в 1898 году — для экранизации была выбрана сказка « Золушка». Годом позже своя экранизация «Золушки» появилась во Франции.

В России первый фильм-сказка был снят в 1910 г. («Русалка»). В 1913 году был снят последний фильм-сказка Российской империи — «Ночь перед Рождеством».

Вновь жанр возродился лишь в 1938 году, когда были сняты фильмы «По Щучьему веленью, по моему хотенью» и «Доктор Айболит». После успеха этих картин жанр фильма-сказки стал популярен в СССР. Классическими кино-сказками считаются произведения Александра Птушко и Александра Роу.

Фильмы-сказки снимаются режиссёрами и в настоящее время.

Примеры:

Волшебник Изумрудного города.

Дюймовочка.

Королевство кривых зеркал

Золотое путешествие Синдбада.

Хоттабыч

Лабиринт Фавна.

Ночь перед Рождеством

Синяя птица.

Чарли и шоколадная фабрика.

Приключения Паддингтона.

Сорванцы из Тимпельбаха.

Золушка.

Аладдин и волшебная лампа.

Алиса в Стране чудес.

 

Особенности жанра:

– четко выраженная идея победы человека над темными силами зла.

- развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел.

- две группы героев: добрые и злые. Обычно добро побеждает зло.

- зритель восхищается добрыми героями и осуждает злодеев. Они выражают уверенность в торжестве добра.

- герои прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих волшебной силой.

- может использоваться волшебство, например, превращения.

 

КОМЕДИЯ

К этому жанру киноискусства относятся фильмы, которые ставят целью рассмешить зрителя, вызвать улыбку, улучшить настроение. Вместе с драмой, фильмами ужасов и научной фантастикой, комедия — один из основных жанров кинофильмов.

Комедия всегда основана на несовпадении: чего-нибудь с чем-нибудь. Ожидания — с действительностью; ожиданий одного — с ожиданиями другого; представления о человеке — с самим человеком. Непременно должна быть какая-нибудь нелепица; что-то должно идти вопреки привычным правилам и схемам. Тогда, если к этому прибавлен правильный ритм и, говоря кинематографическим языком, правильная крупность плана, возникнет смеховой эффект.

Комедия — это очень распространённый жанр, который не только развился одним из первых, но и по сей день продолжает пользоваться огромной популярностью. При этом элементы комедии присутствуют и в очень многих фильмах других жанров. Смысл комедии в том, что она заставляет зрителей смеяться, а добиваются этого авторы разными способами - как построением сюжета, так и введением отдельных сцен, эпизодов и шуток. Конечно, среди комедий есть как фильмы с действительно остроумным юмором, фразы из которых становятся крылатыми, так и комедии, напичканные грубыми и дешёвыми шутками, рассчитанными, очевидно, на людей с низким интеллектуальным уровнем.

 

Различают несколько видов, или жанров, кинокомедии:

· Пародия — комедии, пародирующие какой-либо другой жанр.

· Романтическая комедия — комедии о любви.

· Эксцентрическая комедия — буффонада на киноэкране.

· Трагикомедия — комедии, в которых комические эпизоды сочетаются с трагическими.

· Комедия ситуаций — комедии, в которых эпизоды представляют собой различные ситуации.

· Криминальная комедия — комедия, главными героями которой являются гангстеры, воры, полицейские.

· Музыкальная комедия — комедия, в которой много музыки и песен.

Кинокомедия появилась почти одновременно с возникновением кинематографа. Ранние немые комедии продолжали пользоваться большой популярностью у зрителей даже после появления звука. Самым известным комиком эпохи немого кино был Чарли Чаплин.

Согласно итогам масштабного опроса кинопрофессионалов, проводимого раз в десять лет британским изданием Sight & Sound, специалисты выше всего ставят комедийные фильмы «Генерал» (Бастер Китон), «Огни большого города» (Чаплин), «Поющие под дождём» (Стенли Донен), «В джазе только девушки» (Билли Уайлдер) и «Время развлечений» (Жак Тати).

Рождение кинокомедии

Кинокомедия появилась одновременно с самим кинематографом.

Первый в истории публичный киносеанс был устроен 28 декабря 1895 года в подвальчике кафе на бульваре Капуцинок. Зрители были поражены, увидев выезжающую на вызов пожарную машину, родителей, кормящих своего ребёнка. В заключение был показан (также впервые в мире) комедийный фильм-сценка «Политый поливальщик»: поливальщик поливает цветы из шланга; какой-то мальчишка наступает ногой на шланг, и вода не течёт; удивлённый поливальщик заглядывает внутрь шланга, при этом мальчишка убирает ногу, и струя воды брызгает поливальщику в лицо. Эта сцена считается классической комедийной сценкой.

Первым настоящим всемирно известным комиком стал Андре Дид, снимавший коротенькие эксцентрические комедии. Андре Дид играл некоего месье Буаро, которому постоянно не везло, которого все били, окатывали водой. Комедии с участием Дида пользовались огромной популярностью во всём мире.

В 1907 г. на экраны Франции не вышла коротенькая комедия «Первые шаги на льду», в титрах которой значилось имя тогда ещё никому не известного Макса Линдера. По сюжету герой Линдера должен был стоять на коньках, чего в жизни Макс никогда не делал. Его попытки хоть каким бы то ни было способом устоять на ногах и не упасть были зафиксированы на камеру и принесли Линдеру первую популярность. В отличие от Дида, Линдер не кривлялся в своих фильмах, мимика его была тоньше, сдержаннее. Линдер играл не смешного человека, попадающего в курьёзные положения, а реального человека, попадающего в курьёзные положения. Линдер своими фильмами добавил в жанр комедии не только остроумные трюки, но и принцип построения комедии как жанра. Также Линдер сочинял шутки, исходя из созданного им образа, а не положения. Герой Линдера — это и врач, и повар, и жокей, и учитель танцев, но всегда он элегантный, красивый, импозантный, с французскими усиками, и интеллигентный, не приученный к простой работе. Так, в одной из лент, герою Линдера поручают ощипать курицу. Тот, не зная, как это делается, начинает её брить. Первая мировая война влияния на развитие кинокомедии не оказала, она только уменьшила её производительность и сменила тематику: как раз в период с 1914 по 1918 год вышли комедии о шпионах, комедии, изображающие войну в юмористическом плане (фильмы Линдера «Макс и сакс», «Макс и шпион» и др.).

 

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!