ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ(НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ КАЗАНИ)



История Музея тысячелетия Казани

Как свидетельствует практика, уровень работы большинства музеев значительно отстает от заложенных в него возможностей. Большинство музеев остается верным традиционным формам подачи информации посетителям.

Одним из таких музеев является Музей национальной культуры – единственный в мире музей, воссоздающий историю и культуру татарского народа как самостоятельной этнополитической общности с древнейших времен до современности, ориентированный на показ ретроспекции татарской культуры и современного искусства.

К юбилею Казани сформировалась новая экспозиция – музей 1000-летия Казани, распахнувший свои двери 25 августа 2005 года. Через многообразие дошедшего до нас художественного и документального материала он раскрывает наиболее значимые и яркие вехи истории и культуры Казани.

Экспозиция музея представляет Казань как центр городской цивилизации татар, в котором позднее сплелись традиции народов Поволжья, превратив его в важный экономический и культурный центр России. В итоге сформировался двухматричный музей с филиалами (музей А.Мазитова, музей Б.Урманче, галерея-студия И.Зарипова, Картинная галерея К.Васильева), который представляет собой уникальный музейный комплекс НКЦ «Казань». Экспозиция музея располагается на трех каскадах внутреннего пространства здания, включая выставочный зал и художественную галерею. В залах музея представлены подлинные шедевры мирового уровня: древнейшая миниатюрная антропоморфная фигурка, «Маклашеевская всадница», коллекция сасанидского серебра VIII – IX вв. («Чулманский клад»), «Каратунский клад» золотоордынских монет, камень с рунической надписью X-XI в., парсуна XVII в. «Царица Сююмбике с сыном Утямыш-Гиреем, рояль фирмы «Шредер», на котором играл C.Рахманинов и под аккомпанемент которого пел Ф.Шаляпин. Эпицентром экспозиции является совершенная по исполнению знаменитая «Казанская шапка» – корона казанских ханов, а также трон казанских правителей, представленных в обрамлении живописных панно на тему истории средневековой Казани, предметов интерьера и декоративно-прикладного искусства.

Учитывая утерю части национальных сокровищ в результате исторических катаклизмов, музей идет по пути реконструкции отдельных этапов национальной истории. Этому служат и живописные панно, полупанно, украшающие стены и интерьеры музея: «Светозарная Казань» Ф.Халикова; «Принятие булгарами ислама» Б.Гильванова; «Битва при Ворксле», «Сабантуй в Казани» С.Гилязетдинова, Р.Кадырова. Экспозицию завершает татарский авангард 1990-2000 гг. Украшением экспозиции являются произведения таких известных художников XX-XXI вв как Б.Урманче, Ч.Ахмарова, М.Усманова, И.Зарипова, Ш.Шайдуллина, А.Абзгильдина, Т.Хазиахметова, К.Муллашева, Б.Табиева, Р.Загидуллина. Особенно притягательными для посетителей являются блоки, где представлены произведения декоративно-прикладного искусства: золотое шитье, кожаная мозаика, ювелирное искусство, керамика, искусство костюма и каллиграфии.

В собрании музея насчитывается 50 тыс. единиц хранения.

За время существования музея его посетило более 2 миллионов туристов из России и зарубежья. Обзорные и тематические экскурсии проводятся на русском, татарском, английском и немецком языках[18].

Основная формой подачи информации в музее все еще остается традиционная экскурсия. Применение же интерактивных форм музейной работы ограничены несколькими проектами, которые не способствуют популяризации музея.

Комплексная культурно-образовательная программа для Музея тысячелетия Казани

Видится необходимым создание комплексной культурно-образовательной программы, целями которой является преодоление диспропорции между мощным образовательным потенциалом музея национальной культуры и популяризации самого музея.

Культурно-образовательная программа предусматривает:

- использование квестов, которые поспособствуют для привлечения заинтересованности у школьников в изучении истории города, родного края и ее культуры;

- открытие тематических мастерских, где школьники смогут научиться гончарному делу и изготавливать изделия из кожи. Также в творческих мастерских школьники смогут получить представление о художественных промыслах народов Поволжья, их историю и познакомиться с профессией прикладников;

- тематические экскурсии такие, как «Литературная Казань», «Истории Казанского Федерального университета», где учащиеся школ в интересной форме смогут познакомиться с историей Казани;

- организация музыкального вечера народных инструментов, которая предполагает собой не только знакомство с народными инструментами и историей их возникновения, а также получение возможности обучения основам игры на инструментах под руководством педагога.

Кроме этого программа включает в себя работу по приобщению детей с ограниченными возможностями к процессу знакомства и актуализации историко-культурного наследия. Которая предполагает собой создание 3Dмоделей исторических зданий Казани (башня Сююмбике, Кул Шариф, Спасская башня, мечеть Марджани, Благовещенский собор) и изготовление копий доминантных экспонатов Музея тысячелетия Казани (древнейшая миниатюрная антропоморфная фигурка, сасанидские серебряные блюда, кольчуга XVI века, булгарская сережка, трон казанских правителей).

В рамках данной программы предполагается создание уникальной системы взаимодействия Казанского государственного института культуры и Музея тысячелетия Казани, когда студенты направлений «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», «Народная художественная культура: руководство любительским театром», «Декоративно-прикладное искусство» в рамках курсовых работ и прохождения практик будут вовлечены в музейную деятельность, где смогут получить опыт работы со школьниками и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Разработка культурно-образовательной программы для Музея тысячелетия Казани для детей школьного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья призвана научить анализировать и систематизировать исторический материал, стимулировать развитие способности к труду, формировать заинтересованности у подрастающего поколения в изучении, сохранении и трансляции историко-культурного наследия и его использования в современной жизни общества путем взаимодействия музея и школы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современной школе проходят обучение учащиеся с новым миропониманием. Естественно, что обеспечить реализацию их жизненных способностей и устремлений весьма проблематично. Поэтому сегодня очень важно прибегать к методам и средствам, имеющим наибольшее воздействие на подрастающее поколение. Педагогами ведется поиск методических приемов и форм, новейших подходов для приобщения подростков к нормам и правилам общественной жизни. Историко-краеведческое воспитание средствами музеев города имеет огромное значение в становлении личности, является эффективным методом совершенствования образовательной среды[19].

Именно музей, собирая, храня, изучая, и транслируя через образовательные программы памятники природы и продукты творческой самореализации человека, отражает поступательную динамику и устойчивость культуры, а также те позитивные процессы, которые происходят в образовании[20].

Таким образом, музей сегодня рассматривается как одно из важнейших средств образования, выполняет функции дополнительного образования и осуществляет их в специфической форме - символическом акте встречи прошлого и настоящего, в диалоге музея и школьника, обладающего правом выбора и интерпретации увиденного и услышанного[21].

Воспитательно-образовательный потенциал музеев, памятников истории, архитектуры, этнографии становится все более востребованным в условиях реализации регионально-национального компонента и преподавания краеведческих курсов по истории[22].

Музеям, историко-архитектурным памятникам предстоит сыграть новую роль. В наших интересах приближать тот день, «когда они не только придадут более глубокий смысл событиям прошлого и станут связующим звеном между прошлым и его значением для настоящего. Историческим местам суждено стать местом встречи посетителей, стремящихся найти решение социальных, экономических и политических проблем, где они смогут найти для себя нужные ориентиры».

Подводя итоги, нужно сказать, что опыт, отраженный в данной модели создания и реализации музейного проекта, может быть ис­пользован в разработке и осуществлении любого проекта.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Артемов Е.Г. Музей и общество: пора интерактивного диалога / Е.Г.Артемов. - Красноярск, 2002. – 135с.

2. Ган О.Н. Проектная деятельность музея как способ актуализации историко-культурного наследия // Вестник Санкт-Петербурского государственного университета культуры и искусств – 2014. - № 3 (20). – С. 151-154

3. Гарзавина А. В., Новицкий А. И. Моя Казань: Исторический и архитектурно-художественный облик. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1984. – 192 с., илл.

4. Гильмутдинова Г.М. Музейная педагогика: наука в условиях Республики Татарстан: [Электрон. ресурс] – Режим доступа: www.tataroved.ru(дата обращения 20.01.2018)

5. Девятых Л. И. Казань. Забытое и незнаемое. – Казань: Титул, 2002. – 400 с.

6. Дианова Е.В. Музейная педагогика и школьное краеведение: [Электрон. ресурс]– Режим доступа: www.crj.ru(дата обращения 20.01.2018)

7. Мастеница Е.Н. Электронный век и музеи: Материалы международ. науч. конф. и заседания Сибирского филиала научного совета ист. и краевед. музеев при МК РФ «Роль научных исследований в модернизации фоновой и экспозиционной деятельности историко-краеведческих музеев», посвящ. 125 летию Омского гос. ист.-краеведч. музея. Ч. 1. – Омск: Изд. ОГИКМ, 2003. – С. 196 – 203.

8. Мифтахов З. З. История Татарстана и татарского народа. Ч I, II. – Казань, 1998, 2002

9. Нагорский Н.В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство / Сборник материалов к областному семинару «Музейная педагогика в современном дополнительном образовании». – Самара, 2013. – С. 4–5.

10. Надо предлагать уникальный контент в интересной форме. МАРТ Технологии и маркетинг для музеев [Электронный ресурс] // http://mart-museum.ru/mart_interview/interview-kolchugin-dmitry-kremlin-museums/ (дата обращения 20.01.2018)

11. Национальный культурный центр. Музейный комплекс НКЦ «Казань» [Электронный ресурс] // http://horriyat.ru/about (дата обращения 19.01.2018)

12. Синицына К.Р. История Татарстана и татарского народа (вторая половина XVI-XVIII вв): Учеб. Пособие для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. – Казань: Магариф, 2000 – 175 с.:ил.

13. Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание. – СПб., 2008. – С. 5-6

14. Таушканова А. О., Шанц Е. А. Роль музея в образовательном процессе школы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 98-100. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2986/ (дата обращения: 16.01.2018)

15. Тихонова Л. М. Роль школьного краееведческого музея в патриотическом воспитании школьников [Электронный ресурс] //http://xn--38-6kclvec3aj7p.xn--p1ai/shkolny-muze/244-rol-shkolnogo-kraevedcheskogo-muzeya-v-patrioticheskom-vospitanii-shkolnikov.html(дата обращения: 24.01.2018)

16. Черничкина В.А. Новые подходы к представлению повседневной реальности прошлого и настоящего в современных музеях: [Электрон. ресурс] /Черничкина В.А. – Режим доступа: www.portalus.ru(дата обращения: 26.01.2018)

 

 


[1]Мастеница Е.Н. Электронный век и музеи: Материалы международ. науч. конф. и заседания Сибирского филиала научного совета ист. и краевед. музеев при МК РФ «Роль научных исследований в модернизации фоновой и экспозиционной деятельности историко-краеведческих музеев», посвящ. 125 летию Омского гос. ист.-краеведч. музея. Ч. 1. – Омск: Изд. ОГИКМ, 2003. – С. 197 – 198.

[2]Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание. – СПб., 2008. – С. 5.

[3]Гарзавина А. В., Новицкий А. И. Моя Казань: Исторический и архитектурно-художественный облик. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1984. – 192 с., илл.

[4] Девятых Л. И. Казань. Забытое и незнаемое. – Казань: Титул, 2002. – 400 с.

[5]Мифтахов З. З. История Татарстана и татарского народа. Ч I, II. – Казань, 1998, 2002.

[6]Синицына К.Р. История Татарстана и татарского народа (вторая половина XVI-XVIII вв): Учеб. Пособие для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. – Казань: Магариф, 2000 – 175 с.:ил.

[7] Артемов Е.Г. Музей и общество: пора интерактивного диалога / Е.Г.Артемов. - Красноярск, 2002. – 135с.

[8]Гильмутдинова Г.М. Музейная педагогика: наука в условиях Республики Татарстан: [Электрон.ресурс] – Режим доступа: www.tataroved.ru (дата обращения 20.01.2018).

[9]Дианова Е.В. Музейная педагогика и школьное краеведение: [Электрон.ресурс] – Режим доступа: www.crj.ru (дата обращения 20.01.2018).

[10]Таушканова А. О., Шанц Е. А. Роль музея в образовательном процессе школы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 98-100. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2986/ (дата обращения: 16.01.2018).

[11]Тихонова Л. М. Роль школьного краееведческого музея в патриотическом воспитании школьников [Электронный ресурс] // http://xn--38-6kclvec3aj7p.xn--p1ai/shkolny-muze/244-rol-shkolnogo-kraevedcheskogo-muzeya-v-patrioticheskom-vospitanii-shkolnikov.html (дата обращения: 24.01.2018).

[12]Нагорский Н.В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство / Сборник материалов к областному семинару «Музейная педагогика в современном дополнительном образовании». – Самара, 2013. – С. 4–5.

[13] Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание. – СПб., 2008. – С. 5-6.

[14]Черничкина В.А. Новые подходы к представлению повседневной реальности прошлого и настоящего в современных музеях: [Электрон.ресурс] /Черничкина В.А. – Режим доступа: www.portalus.ru(дата обращения: 26.01.2018).

[15]Нагорский Н.В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство / Сборник материалов к областному семинару «Музейная педагогика в современном дополнительном образовании». – Самара, 2013. – С. 4.

[16]Надо предлагать уникальный контент в интересной форме. МАРТ Технологии и маркетинг для музеев [Электронный ресурс] // http://mart-museum.ru/mart_interview/interview-kolchugin-dmitry-kremlin-museums/ (дата обращения 20.01.2018).

[17]Гильмутдинова Г.М. Музейная педагогика: наука в условиях Республики Татарстан: [Электрон.ресурс] – Режим доступа: www.tataroved.ru (дата обращения 20.01.2018).

[18]Национальный культурный центр. Музейный комплекс НКЦ «Казань» [Электронный ресурс] // http://horriyat.ru/about (дата обращения 19.01.2018).

[19]Тихонова Л. М. Роль школьного краееведческого музея в патриотическом воспитании школьников [Электронный ресурс] // http://xn--38-6kclvec3aj7p.xn--p1ai/shkolny-muze/244-rol-shkolnogo-kraevedcheskogo-muzeya-v-patrioticheskom-vospitanii-shkolnikov.html (дата обращения: 24.01.2018).

[20] Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание. – СПб., 2008. – С. 6.

[21]Таушканова А. О., Шанц Е. А. Роль музея в образовательном процессе школы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 98-100. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2986/ (дата обращения: 16.01.2018).

[22]Дианова Е.В. Музейная педагогика и школьное краеведение: [Электрон.ресурс] – Режим доступа: www.crj.ru (дата обращения 20.01.2018).


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!