Памятники партизанам (по дороге на т/с Чайный домик)



Nbsp; Бахчисарай, город. – с крымскотатарского Бахче – сад; Сарай – дворец. Бахчисара́й — город в Крыму, центр Бахчисарайского района, бывшая столица Крымского ханства и Крымской Народной Республики. Расположен в предгорьях, на склоне Внутренней гряды Крымских гор, в лесостепной местности, в долине притока Качи — реки Чурук-Су, в 30 км к юго-западу от крымской столицы Симферополя. Из-за своей архитектурной разноликости и богатого исторического прошлого Бахчисарай получил название «город пяти веков». На территории нынешнего Бахчисарая издавна существовало несколько поселений. К моменту образования города в первой половине XVI века среди них было три основных: город-крепость Кырк-Ер на горном мысу (ныне известен как Чуфут-Кале), селение Салачик в ущелье у подножия Кырк-Ера и селение Эски-Юрт при выходе из долины. В Салачике и Кырк-Ере со времен Золотой Орды существовали административные центры. На рубеже XV и XVI вековхан Менгли I Герай развернул в Салачике городское строительство, планируя превратить его в крупный столичный центр. Статус столицы Крымского ханства селение Салачик сохраняло до 1532 года, когда сын Менгли Герая, Сахиб I Герай, основал новую ханскую резиденцию в двух километрах от Салачика, назвав её Бахчисараем. Впоследствии вокруг новой ханской резиденции разросся столичный город. В середине XVII века Бахчисарай состоял из 2000 домов, примерно треть из которых принадлежала грекам. В 1736 году город был полностью сожжён российской армией под командованием Христофора Миниха. Сохранившиеся до сегодняшнего дня постройки ханского дворца были сооружены в ходе восстановления города в 1740-е — 1750-е годы. В 1794 году (через 11 лет после вхождения Крыма в состав Российской империи) в Бахчисарае было 5 мельниц, 20 пекарен, 13 кожевенных мастерских, 6 кузниц, портняжные, башмачные и оружейные мастерские, 2 винных ряда (грузинский и молдавский) в том месте, где позже был построен летний кинотеатр «Родина», многочисленные торговые дома и лавки, 17 караван-сараев для приезжих. В годы Крымской войны Бахчисарай оказался в центре военных событий — неподалёку от города на реке Альмепроизошло первое сражение, в котором русские войска под командованием А.С. Меншикова потерпели поражение. Во время обороны Севастополя, город принимал обозы с провиантом, снаряжением и ранеными — Ханский дворец и Успенский монастырь превратились в госпитали. На протяжении XIX — начала XX веков город был центром культурной и общественной жизни крымских татар. Вплоть до депортации крымских татар 18 мая 1944 года Бахчисарай был одним из трёх (наряду с Карасубазаром и Алуштой) городов Крыма, в которых преобладало крымскотатарское население.   Ханский дворец в Бахчисарае — бывшая резиденция крымских ханов. Памятник истории и культуры общемирового значения, единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры. Дворец входит в состав Бахчисарайского историко-культурного заповедника. В помещениях дворца располагаются музей истории и культуры крымских татар, художественный музей, выставка холодного и огнестрельного оружия. Территория дворцового комплекса занимает 4,3 гектара. Ранее площадь дворцового комплекса составляла 18 гектаров. Дворец расположен на левом берегу реки Чурук-Су. В состав дворцового комплекса входят северные и южные ворота, Свитский корпус, дворцовая площадь, главный корпус, гарем, ханская кухня и конюшня, библиотечный корпус, соколиная башня, ханская мечеть, Персидский сад, ханское кладбище, гробница (тюрбе) Диляры Бикеч, гробницы Северное и Южное тюрбе, надгробная ротонда, баня «Сары-Гюзель», набережная с тремя мостами, сады и парковые сооружения, Екатерининская миля и другие объекты. Архитектурный стиль дворца продолжает традиции османской архитектуры XVI—XVII веков. Главная архитектурная идея — воплощение мусульманского представления о райском саде на земле. Внутри дворца много двориков с деревьями, цветами и фонтанами. Сооружения лёгкие, украшены росписями, окна забраны ажурными решётками. До строительства дворца в Бахчисарае резиденция крымских ханов находилась в долине Ашлама-Дере. Когда долина стала тесной для ханского двора, было принято решение построить дворец в новом месте. Строительство дворца началось в начале XVI века во время правления хана Сахиба I Герая. Вместе со строительством дворца началось строительство самого Бахчисарая. Старейшие постройки дворцового комплекса — большая Ханская мечеть и бани Сары-Гюзель, датируемые 1532 годом. Портал Демир-Капы датирован 1503 годом, но он был построен в другом месте, а затем перенесён во дворец. За время своего существования дворец постоянно достраивался правившими ханами. При Девлете I Герае было построено ханское дюрбе, при Исляме III Герае — зал собраний и ещё одно дюрбе, при Бахадыре I Герае — дополнительное помещение для официальных приемов, а при Каплане I Герае — Золотой фонтан. При Селямете II Герае была построена летняя беседка, при Арслане Герае — медресе, и, наконец, при Крыме Герае были построены дюрбе Диляры-бикеч, «Фонтан слёз», а также силами иранского зодчего Омера выполнена богатая отделка внутренних покоев. В 1736 году во время войны Крымского ханства с Россией Бахчисарай был взят войсками фельдмаршала Кристофа Миниха. Миних приказал сжечь ханскую столицу и дворец. Перед этим, однако, он дал капитану Манштейну поручение сделать описание дворца (оно сохранилось до наших дней), и лишь после этого ханскую резиденцию подожгли. Пожар уничтожил большую часть строений, после чего дворец был почти полностью перестроен. Восстановлением дворца занимались Селямет Герай, а затем Крым Герай. После того, как Крым вошел в состав Российской империи, дворец находился в ведении Министерства внутренних дел. За это время он много раз перестраивался, в результате чего здания изменили свой первоначальный вид, и было утрачено единство стиля. Ремонты обычно проводились к приезду во дворец высоких гостей. После ремонтов XIX века были существенно изменены интерьеры ханских покоев.  

Свято-Успенский монастырь

Успенский пещерный монастырь (Свято-Успенский монастырь) — православный монастырь в Крыму. Расположен в урочище Мариам-Дере (Ущелье Марии) вблизи Бахчисарая. Подчиняется Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной церкви Московской Патриархии (Патриархии Московской и всея Руси). Кроме монастырского комплекса, на прилегающей территории находится кладбище воинов, павших во время Крымской войны 1853—1856 гг. Главная монастырская святыня — икона Богородицы, относится к изображениям типа Одигитрия (Путеводительница). В монастыре икона также называется Панагия (Всесвятая). В конце XVIII века икона была перенесена в г.Мариуполь. Ныне в монастыре хранится список с иконы. Другие святыни монастыря — икона Успения Богородицы, копии икон Богородицы Троеручица и Киево-Печерская.

 

Чуфут-Кале, пещерный город. – с крымскотатарского Чуфут – еврей, иудей; Къале – крепость; ст. назв. Кырк-Ор – с к-т. Къыркъ – сорок; Ор – ров.

Караимы:

Руками храмы выбиты в скале,

Прошли века и пролетели годы,

Но помнят камни Джуфт-Кале

След малого, но гордого народа.

                                                 Г.Ефетов

Пещерный город Чуфут-Кале — одно из самых загадочных мест Крыма. Ореол таинственности лежит на всем, что связано с этим городом и покинувшими его обитателями. Существует это поселение как минимум 800 лет. Загадки начинаются с самого момента возникновения города.

По одним источникам, город был основан в XII веке аланами — одним из воинственных племен, имевшим корни на территории нынешнего Ирана. В дальнейшем город был захвачен войсками татарского хана Ногая. Другие источники — датируют его появление только VI веком. Третьи считают — история Чуфут-Кале начинается в XIII веке, когда татарские племена попали на Крымский полуостров, где основали над долиной Ашлама-дере крепость под названием «Кырк-Ор» — что значит «сорок укреплений».

Действительно, город расположен на горном плато, имеющем с трех сторон практически неприступные скалистые склоны. Даже сейчас попасть в Кырк-Ор не через ворота древних укреплений очень тяжело, даже при условии, что обороняющихся нет, и вам никто не мешает.

«Воздушный город» — так назвал Чуфут-Кале один из современников А.С.Пушкина. Кажется, что дома и крепостные стены этого средневекового города, подобно орлиным гнездам, прилепились прямо на неприступной отвесной скале, расположенной на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Сама природа подготовила неприступную строительную площадку, а человек возвел на ней город, усилив естественную защиту крепостными сооружениями.

В XIII в. в крепости жили аланы — самое могущественное из племен иранского происхождения. Занимались они земледелием, животноводством и ремеслом, торговали с соседними и дальними странами. На плодородных землях близлежащих долин выращивали фрукты и виноград. Однако вскоре татарские войска Золотой Орды захватили крепость; мужчин-воинов, как обычно, истребили, остальное население обратили в рабство.

С середины XVII в. татары покидают крепость; там остались жить только караимы. Татары считали их евреями (они исповедовали иудаизм), поэтому город с этих пор стали называть Чуфут-Кале, что в переводе означает «Еврейская крепость». И караимы прожили здесь еще более двух столетий.

После включения Крыма в состав России, караимы объявили себя ее приверженцами, и вскоре царское правительство признав, что караимы не евреи, предоставило им привилегии, в частности, разрешило присваивать им офицерские чины в армии. Теперь они могли жить на всей территории империи.

С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали суровое плато и переселялись в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию. В 1852 г. с Чуфут-Кале ушли последние обитатели.

Сейчас в крепости живет только смотритель, да летом обитают археологи.

Татары по достоинству оценили неприступную крепость, стали называть ее «Драгоценная Крепость» — «Джевхер — Кермен» и сделали ее столицей татарской колонии. Надо сказать, что крепость на самом деле была драгоценной — если соседние пещерные города за свою историю многократно подвергались захвату, с Кык-Орк этого так и не случилось. Столицей Крымского Ханства Кык-Орк был до постройки у подножия горы города Бахчисарай, куда столица была перенесена ханом Хаджи-Гиреем в XV веке.

Далее появляются Караимы. Когда именно, откуда и как — остается загадкой даже сейчас. Как им удалось попасть в столь хорошо укрепленную Драгоценную Крепость — история тоже умалчивает. Татары считали их евреями, поэтому город с этих пор стали называть Чуфут-Кале, что в переводе означает «Еврейская крепость». И караимы прожили здесь еще более двух столетий. С середины XVII в. татары покидают Кырк-Ор; там остались жить только караимы.

Оборонительные сооружения были возведены очень хитро. Дорога к южным воротам, которые считаются потайными, проходит по крутому склону из осыпающегося под ногами и колесами песчаника. Сами ворота встроены в стену сложенную из каменных блоков у горловины небольшого каньона ведущего на плато. Вход очень узкий, войти в ряд может максимум 4 человека плечем к плечу или одна повозка. И тут начинается... Над узким, сильно петляющим проходом, рядами расположены многоярусные пещеры, из которых обороняющиеся могли удобно поливать противника потоками кипятка и стрел. Практически неприступный проход упирается во вторые ворота. Таким образом, противник, даже прорвавшись через первые ворота, оказывался в смертельной ловушке! Именно это место в крепости любят использовать кинематографисты при съемках фильмов о древних культурах. В фильме по роману братьев Стругацких «Трудно быть Богом» хорошо показано описываемое укрепление.

Город. Очень интересное и поистине странное место. Даже сегодня там происходят удивительные события, несмотря на то, что город покинут жителями около 2 веков назад. Плато, на котором построена крепость Чуфут-Кале, протянулось почти точно с запада на восток примерно на 4 километра.

Все люди, пробывшие в Чуфут-Кале хотя бы одну ночь, в один голос рассказывают, что пережили интересный и необычный опыт. Одни пережили его в более острой форме, другие в менее острой. Но почувствовали это все. Человек, попавший в город утром или днем, скорее всего, ощутит прилив жизненной энергии, внезапный душевный подъем и даже некоторую эйфорию. Сильнее всего это проявляется не в самом городе, а в районе древнего рынка — за восточными воротами.

С наступлением сумерек и сразу после захода солнца, все меняется. Люди ощущают тревогу, беспокойство, даже депрессию и страх. Сильнее всего это ощущается внутри города.

Но есть место совершенно зловещее и странное в эту пору суток, а особенно ночью. Речь идет о древнем караимском кладбище, лежащем в длинном расходящемся на два рукава пологом овраге на востоке плато. Когда наступают сумерки, по мере приближения к оврагу, в котором расположено кладбище, люди, начинают испытывать немотивированный животный страх, усиливающийся по мере приближения к этому месту. Интересно то, что эти ощущения возникают даже у людей не знающих, что они идут в сторону кладбища, даже проходящих с обратной его стороны.

Рассказывают такой случай: примерно в 1996-98 годах, компания молодых панков решила заночевать на Чуфутском кладбище... С заходом солнца, они бросив вещи кинулись прочь из этого места, и не возвращались на кладбище до самого утра, проведя беспокойную холодную ночь на базарной площади Чуфут-Кале!

Еще одна легенда связана с расположенным у подножия Чуфут-Кале православным храм Святой Марии, давший название Мариам-Дере небольшой долине, в которой он находится. Чуфут-Кале во времена татарского владычества в Крыму был по совместительству еще и тюрьмой для попавших в плен «иноверцев», в том числе и весьма знатных. Так в качестве заключенных «гостили» разное время в чуфутских пещерах литовский посол Лез, польский гетман Потоцкий, любимец Ивана Грозного Василий Грязной. По три года провели в ханской тюрьме русские послы Василий Айтемиров и князь Ромодановский.

Но самые тяжелые испытания выпали на долю русского воеводы, любимца царя Алексея Михайловича, Василия Шереметева. Двадцать один год провел Шереметев в темнице, четыре хана сменилось за это время в Бахчисарае, однако пленник отказался купить свободу дорогой для России ценой — за него требовали города Казань и Астрахань. Выкупленный в 1681 г. родственниками, беспомощным, искалеченным, ослепшим стариком вернулся Шереметев на родину.

В те времена выкуп родственников попавших в плен широко практиковался. Главным местом, где происходил обмен или выкуп родственников, попавши в руки татар — была Чуфут-Кале. Поскольку вопросы веры в те времена были выше мирских законов, для православных пленных была построена церковь, ставшая в последствии монастырем. Люди, разыскивающие родных, приходили в храм, надеясь среди молящихся встретить «своих». Так в самой ханской столице появился православный монастырь. Его авторитет даже среди татар был настолько велик, что они не тронули его, и он просуществовал до наших дней, превратившись в Успенский мужской монастырь.

Из архитектурных памятников в Чуфут-Кале лучше всего сохранился мавзолей дочери хана Тохтамыша Джанике-ханым — на северном краю плато, кенаса — молитвенные дома караимов и усадьба Авраама Ферковича — на южном краю плато (рассказ об этой замечательной личности на отдельной страничке). Кроме того, восточная часть города заканчивается крепостной стеной с воротами, которая и сейчас не пускает в древний город незванных гостей. И, наконец, пещеры. Пещер тут очень много — как хорошо заметные на склонах горы, так и малоизвестные, в зарослях густых кустов на восточной стороне плато, ближе к кладбищу. Среди пещер выделяется одна — расположенная на южном склоне, почти на середине плато, «трех этажная» пещера с удивительной акустикой. Любой безголосый человек чувствует в ней себя как минимум Каррерасом! Легенды говорят, что именно эта пещера служила тюрьмой.

Перед нами история небольшого народа с загадочным прошлым, уходящим в глубь веков, с интересными обычаями, самобытной культурой и своеобразной религией.

Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Однако, несмотря на явно тюркское звучание, слово "караим" происходит от древнееврейского "карай" - "чтец", тот, кто признает только писаный закон.

Караимы откололись от еврейской общины Багдада в VIII в., образовав отдельную секту. Их движение отвергало Устный Закон и настаивало на буквальном понимании Торы. В результате караимы быстро начали придерживаться ритуала, разительно отличающегося от ритуала остальных евреев. Например, они понимали стих книги Шмот как запрет на использование в субботу любого огня и таким образом проводили весь день в темноте. Возникающее мрачное настроение еще более усиливалось запретом выходить из дома в субботу куда-либо помимо синагоги.

 

Тепе-Кермен, пещерный город– с крымско-татарского Тепе – холм, возвышенность, Кермен – крепость.

 

Машино, село. – ст. назв. Татаркой, с крымско-татарского Татар – татарское; Кой – село.

 

Качи-Кальон, пещерный город. – с крымско-татарского Къача – Къач – бегство или Качи – имя; Къале – крепость.

Качи-Кальон — крымский средневековый пещерный монастырь, расположенный в долине реки Кача. Он находится в скалах Внутренней горной гряды над дорогой Бахчисарай — Синапное, между с. Предущельное и с. Баштановка Бахчисарайского района Автономной Республики Крым. Период развития и расцвета Качи-Кальона приходится на VI—XVIII вв. Сейчас город входит в Бахчисарайский историко-культурный заповедник.

Пещеры Качи-Кальона интересны и разнообразны. Наиболее примечательны следующие:

Первый грот — церковь святой Софии и винодельческий комплекс с винодавильней.

Второй грот и монашеское «общежитие».

Третий грот.

Четвертый грот — монастырь Св. Анастасии.

Пятый грот — полуразрушенный.

Одной из главных достопримечательностей монастыря является горный источник; к началу 21 века он почти иссяк.

01.05.2016

Эски –Кермен à пещ.мон. Челтер àпещ. мон. Шулданà пещ.гор. Монгуп-Калеà т/с Истоки

 

Эски-Кермен, пещерный город – крымско-татарского Эски – старая; Кермен – крепость.

Город был основан в конце VI века н. э. как византийское укрепление и просуществовал до конца XIV века. История города до X века известна мало, поскольку город был незначительным укреплением. Хотя на данный момент некоторые исследователи склоняются к версии, что, возможно, крепость Дорос находилась именно здесь, а не на Дырявом мысе Мангуп-Кале. Это отражено в названии города крымскими татарами: «Старая крепость». Косвенным подтверждением этой гипотезы является наличие осадного колодца VI века, с лестницей из шести маршей и восьмьюдесятью ступенями, с двадцатиметровым коридором; подобного не было в других известных укреплениях византийцев периода строительства защитной линии от набегов кочевников в Средней гряде Крыма.

С X века начинается постепенное разрастание города и рост его значения, с наибольшим расцветом приходящимся на XII и XIII вв, когда количество жителей превысило 2000 человек. В то время здесь уже существует полноценный средневековый город, плато застроено прямоугольными кварталами, разделёнными между собой достаточно широкими улицами, по которым способна проехать повозка, на территории города находился правящий епископ округи, о чём свидетельствуют остатки кафедры в храме у центральных ворот. Перестраивается и расширяется Базилика предположительно построенная в период с конца IV века до начала VIII века, в центральной части плато.

В 1299 году город был разрушен войсками монголов под предводительством золотоордынского беклярбека Ногая и уже не смог до конца восстановить своё былое значение. В 1399 году монгольская армия под предводительством темника Золотой Орды Эдигея уничтожила отстроенные укрепления и окончательно разорила город, который после этого уже не восстанавливался. В окрестностях остаётся только небольшое поселение: Черкес-Кермен (с. Крепкое) расположенное между северной оконечностью Эски-Кермена и Кыз-Куле. Оно просуществовало с периода поздней античности и до начала 70-х гг. ХХ-го века.

Пещерный монастырь Челтер

 В условиях татарского господства греческая православная культура, преобладавшая среди местного коренного населения, вытеснялась мусульманством. Особую важность в этих условиях приобретали сохранившиеся очаги греческого православия и прежде всего христианские монастыри юго-западного Крыма (Качи-Кальон, Челтер, Шулдан и др.). Поэтому не случайно крымским монастырям моральную и материальную поддержку оказывало Московское княжество. Поступая так, русское правительство проявляло немалую дальновидность: в сложных дипломатических отношениях с Крымским ханством важно было иметь как источники информации, так и опору среди местного населения. Эта поддержка в немалой степени способствовала выживанию центров старой греческой православной культуры в преобладающей мусульманской среде.

1. Учитывая большое число помещений и следы перестроек в них, а также разрушенность ряда пещер, можно сделать вывод, что монастырь существовал довольно длительное время. Верхней хронологической границей, вероятнее всего, является последняя четверть XV в., после которой жизнь здесь если и теплилась, то новое строительство вряд ли велось. В начале XV в. монастырь несомненно существовал (надпись в церкви N 3). Возможно, в память о неизвестном "рабе божьем", умершем в 1403г., и был вырублен данный храм.

Вероятно, монастырь возник раньше. Датировка VIII-IX вв. на основании крестов не выдерживает критики. Такие знаки известны на протяжении всего средневековья.

С.Беляев отмечал, что весь склон под монастырем был террасирован, а "собранный материал датируется VIII-IX вв.(?)", то есть сам автор не уверен в датировке найденных им невыразительных фрагментов. В.Бабенчиков относил монастырь к XI-XV вв., основываясь на обнаруженных им археологических материалах из главного храма - креста-элколпиона с удлиненной нижней частью, красноглиняного сосуда с одной ручкой, орнаментированного параллельными горизонтальными реброобразными полосками с налепом в виде цепочки. Н.Репников сообщает еще об одном красноглиняном сосуде, покрытом зеленой поливой, а В.Чепелев в одном из помещений в могиле обнаружил плоские стеклянные браслеты синего цвета. Данный комплекс материала может вряд ли датироваться ранее XII-XIII вв., что, вероятно, и указывает на время основания монастыря. Надо думать, что первоначально, в XIII в. (может быть, в XII в.), могла возникнуть церковь N 1, врубленная в естественный скальный грот, и, возможно, часовня N 4, если верно наше предположение по ее интерпретации. В период Феодоро (конец XIV-XV вв.) монастырь расширяется, появляются пещеры 3-4-х ярусов, в том числе церкви N .

Таким образом, монастырь, скорее всего, функционировал с XII-XIII до конца XV в. Однако это не исключает, что отдельные отшельники могли поселиться здесь и ранее, облюбовав карстовую пещеру.

 

Шулдан, г., п. мон. – с к-т. Отдающий эхо.

Шулдан - комплекс 1935 г.

К Чилтеру, вероятно, относился и небольшой комплекс, выявленный разведками 1935г. Он расположен над Шульской долиной, в 1 км от монастыря. Здесь в скале вырублен дверной проем и лестница из 14 ступеней, ведущая на площадку перед естественным гротом 20 х 5 м. "В его восточном конце в стене - подобие апсиды и жертвенника. Вдоль задней стены ряд гнезд для деревянных стропил".

Данный комплекс очень напоминал скит в Мартыновской балке и являлся скорее всего небольшим скитом или келией, подчиненной Чилтеру.

Монастырь состоит из двух пещерных храмов и двадцати помещений культового и хозяйственного назначения, расположенных в два яруса. Он был основан в VIII веке монахами-иконопочитателями, беженцами из Византии, которые бежали оттуда в период борьбы с иконами императорами (басилевсами) Византии с исаврийскойдинастии Львом и Константином. Скорее всего они были монахами с Афона и имели опыт строительства монастырей в пещерах. В дальнейшем, скорее всего, был составной частью монастыря Чилтер-Мармара. Монахи, жившие в Шулдане, занимались виноградарством и виноделием. Монастырь действовал до XV—XVI веков, то есть к периоду установления власти Османской империи на крымских землях и гибели княжества Феодоро. Кстати, в искусственных пещерах до сих пор сохранились фрески XII-XIII веков, более того, сейчас здесь снова живут монахи.

Мангуп-Кале

Мангуп-Калерасположен в Бахчисарайском районе Крыма. Мангуп означает капитал сильных Княжеств Среднего возраста Таврида. Он назван Феодоро и возник вероятно в шестом столетии нашей эры.

Мангуп – грандиозный памятник прежнего княжества Феодоро, земли которого растирается до морского берега. Во время господства принца Алексея (1420-1456), он установил дружественные отношения с Крымским Ханством, Княжество Феодоро достигло своего процветания и даже имело его собственный порт. В 1475 турецкая армия осадила Мангуп, разрув крепость и установили замок. Историки полагают, что последние жители уехали, когда Крым присоединился к России.

Мангуп-Кале находится на плато горы Мангуп-Кале, который высятся над окружающей местностью больше, чем на 200ти метров. В северной находятся 4 мыса: Чамну-Бурун, Елли-Бурун, Чуфут-Чеарган-Бурун, Тешкли-Бурун. Между мысами Мангуп-Кале расположенны овраги: Табана-Дере, Гамам-Дере и Капу-Дере.

 Руины самого большого по площади древнего города сохранились на вершине горы Мангуп. Величественно поднялся этот горный массив над долинами Каралезской, Ай-То-дорской и Джан-Дере. С северной стороны вытянулись четыре мыса: Дырявый (Тешкли-Бурун) - продолговатое отверстие в нем видно издалека; Ветреный (Элли-Бурун), мыс Зовущего иудея (Чуфут-Чеорган-Бурун), предполагают, что с этого мыса караимы, занимавшиеся выделкой кож, вызывали на работу жителей лежавшей у подножья деревни; Сосновый (Чамлы-Бурун). Мысы разделены тремя оврагами: Кожевенным (Табана-Дере), Банным (Гамам-Дере) и Капу-Дере (овраг ворот).

Археологи установили, что поселение тавров возникло еще до нашей эры. В III-VI веках от вторжения готских племён, а затем гуннов на труднодоступном плато спасались аланы и сарматы. В веках узкий мыс Тешкли-Бурун отгородили от остального плато оборонительной стеной. Постепенно число жителей возрастало, и поселение вышло за пределы крепости. В X веке Мангуп был уже довольно большим городом.

Известно, что в средние века город назывался, как и княжество, столицей которого он был, Феодоро. Мангупские князья происходили из знатного армянского рода Гаврасов изТрапезунда, бывшими в родстве с византийскими императорами Палеологами. Один из князей, Стефан Васильевич, стал родоначальником русских князей Головиных. Средневековое княжество Феодоро располагалось на обширной территории, кроме городов и замков, возникших на вершинах соседних «столовых» гор, ему принадлежало Южное побережье от Алушты до Балаклавы. О неприступности горы, на которой расположился город, позаботилась сама природа. Южный склон отвесный, северный - труднодоступный, подняться на плато можно по оврагам, которые жители перегородили мощными стенами с башнями. Город не пострадал от нашествия темника Ногая в 1299 году, не сумели его захватить и орды хана Едигея сто лет спустя. Но часть княжества была завоёвана татарами. В XIII веке в Крыму утверждаются генуэзцы, они захватывают порты на южном берегу и основывают там свои торговые фактории. Потеряв гавань в Балаклаве, феодориты строят порт в устье реки Чёрной, где по приказу князя Алексея возводится крепость Каламита.

Несмотря на потерю значительных территорий, мангупское княжество остаётся влиятельным государством. С князьями Феодоро желали породниться правители других стран. Известно, что господарь Валахии и Молдавии женился на дочери князя Исаака, Великий московский князь Иван III направил послов, чтобы сосватать другую дочь, но этому помешало вторжение турок.

Весной 1475 года умер князь Исаак, из Молдавии срочно прибыл его сын Александр и вступил на престол всего за несколько дней до появления у берегов Крыма турецкого десанта. Шесть месяцев держался осаждённый Мангуп, но голод и болезни вынудили феодоритов сдаться. Город был разграблен и сожжён, жители убиты или уведены в плен. Позже турки отстроили крепость и разместили здесь свой гарнизон. После присоединения Крыма к Росси с плато ушли последние жители, и город начал постепенно разрушаться.

Лучше всего сохранились цитадель, остатки оборонительных стен, многочисленные пещеры-казематы. В самой большой пещере, называемой Барабан-коба, стоит колонна, если ударить по ней, услышите звук, напоминающий бой барабана. Предполагают, что здесь находилась тюрьма. Известно, что на Мангупе держали в заточении в 1569 году русского посла Афанасия Нагого с сотоварищами, а в 1572-1577 годах Василия Грязного. От дворца князей Мангупа и величественного храма святых Константина и Елены остались лишь фундаменты, но в обрывах сохранились пещерные церкви и монастыри, кое-где возможно увидеть следы фресковой росписи.

Истоки (до 1948 г. Ады́м-Чокра́к; укр. Істоки, крымско-тат. Adım Çoqraq, Адым Чокъракъ) — уничтоженное советской властью село в Бахчисарайском районе Республики Крым, находилось на юго-востоке района, в одноимённой долине к востоку от Мангупа.

Чокрак (крымско-тат. чокъракъ) в переводе с крымскотатарского языка — «источник», «родник». Первый компонент названия (Адым) народная этимология выводит от крымскотатарского адым — «шаг». Слово عظيم ('azīm) заимствовано из арабского языка и имело в старокрымскотатарском и османском языках значение «большой», «великий», а также использовалось в качестве мужского имени. Очевидно, первоначальное название Азим-Чокрак в течение XIX века трансформировалось в разговорном языке в Адым-Чокрак.

 

02.05.2016

т/с Истоки - Богатое Ущелье - ист.Ай-Димитрий - ист. Суук Су - пещ. Узунджа

 

Богатое Ущелье, с. – ст. назв. Коклуз, с к-т Кокюс – грудь или Кок – небо; Лютф – благосклонно.

Ранняя история Богатого Ущелья — Коклуза известна плохо, археологических и других исторических исследований на территории села не проводилось, известно только, что в средние века деревня входила в состав княжестваФеодоро и, очевидно, как и вся долина Суаткана, являясь вотчиной владетеля замка, располагавшегося в XIII—XV веках на горе Сандык-Кая (остатки небольшой средневековой крепости сохранились на горе до наших дней.) После падения княжества Феодоро в 1475 году село было включено в состав Мангупского кадылыка Кефинскогоэялета (провинции) Османской империи. По материалам османских переписей в 1520 году в приписанной к Инкирману деревне Коклус числилось 11 христианских («немусульманских») семей, из которых 1 — потерявшая мужчину-кормильца. На 1542 год в, уже приписанном к Мангупу Коклусе — 11 полных семей и 5 взрослых неженатых мужчин — все христиане. В составе Крымского ханства село пробыло всего 9 лет: от обретения ханством независимости в 1774 году до присоединения к России в 1783 году, хотя экономические, да и прочие связи с остальным Крымом были очень тесными, даже «служить» местные мужчины шли в войско Крымского хана (назывались они Таты, район — Татским Илем и считались лучшими воинами-пехотинцами в ханстве). Османское же присутствие ограничивалось в основном в сборе налогов. К 1778 году, когда, после русско-турецкой войны 1768—1774 годов, по инициативе российского командования при поддержке последнего митрополита Готфейско-Кафайского Игнатия происходило выселение крымских христиан в Приазовье, выведенных из Коклуза жителей ни в одном из известных документов не значится.

Российская империя

(8) 19 апреля 1783 годабыл издан манифест о присоединении Крыма к России, а (8) 19 февраля 1784 года, именным указом Екатерины II сенату, на территории бывшего Крымского Ханства была образована Таврическая область. К этому времени было составлено Камеральное описание Крыма, в котором, в Мангупскомкадылыке Бахчисарайского каймаканства указаны Гюк Гюс, Другой Гюк Гюс и Третей Гюк Гюс — приходы-маале большой деревни.

По Ведомости о всех селениях в Симферопольском уезде состоящих с показанием в которой волости сколько числом дворов и душ. От 9 октября 1805 года, в деревне Коклуз переписано 33 двора, в которых проживало 157 человек крымских татар. На карте 1842 года в деревне обозначено 97 дворов.

В 1860-х годах, после земской реформы Александра II, деревня осталась в составе преобразованной Богатырской волости. В составленной по данным X ревизии 1887 года «Памятной книге Таврической губернии 1889 года» в деревне было 128 дворов и 625 жителей (на верстовой карте в 1890 года дворов — 121, с крымскотатарским населением).

По «…Памятной книжке Таврической губернии на 1902 год» в деревне числилось 825 жителей в 98 дворах, владевших 385 десятинами в личном владении отдельно каждого домохозяина под фруктовым садом, сенокосами и пашнями. В 1909 году в деревне было начато строительство нового здания мектеба. В Статистическом справочнике Таврической губернии 1915 года в Богатырской волости Ялтинского уезда записано село Коклуз.

Новое время

После установления в Крыму Советской власти, по постановлению Крымревкома от 8 января 1921 года была упразднена волостная система и село вошло в состав Коккозского района Ялтинского уезда (округа). После сёла переданы в состав Бахчисарайского района Симферопольского округа.

После освобождения Крыма во время Великой Отечественной войны, 1944 года, 18 мая крымские татары Коклуза были выселены в Среднюю Азию. А уже 12 августа 1944 года было принято постановление «О переселении колхозников в районы Крыма», по которому в район из областей Украинской ССР в район переселялись 9000 колхозников. 21 августа 1945 года, село Коклуз было переименовано в Богатое Ущелье, а Коклузский сельсовет — в Богатоущельский. Указом «Об укрупнении сельских районов Крымской области», от 30 декабря 1962 года Куйбышевский район был упразднён и село присоединили к Бахчисарайскому, тогда же Богатоущельский сельсовет был слит с Голубинским. С 21 марта 2014 года — в составе Республики Крым России.

 

Ай-Димитрий, б. – с греч. Ай – святой; Димитрий – имя.

 

Суук-Су, р. – с к-т. Сувукъ – холодная; Сув – вода.

Источник Суук-Су

Название Суук-Су в Крыму встречается часто и принадлежит нескольким географическим названиям, в том числе и родникам. Один из них – исток Узунджи, появляющийся из трещин известковой скалы в горах Ай-Петринской Яйлы. Суук-Су в переводе с тюркского – «холодная вода», наполняется осадками, собирающимися в подземных пустотах плато.

 

Узунджа, р. – с к-т. Узунджа – очень длинная.

Дикое ущелье вдоль течения реки Узунджи в западной части Крыма мало посещается туристами из-за труднопреодолимости.

В некоторых местах передвигаться с увесистым рюкзаком крайне затруднительно. Турпоходы по дну каньона Узунджи организовываются в основном летом, когда русло реки пересыхает или исчезает в подземных карстовых полостях, обнажая причудливые природные скульптуры, выступающие из отвесных тысячеметровых скал, ограничивающих теснину.

Узунджа, в переводе с тюркского, «длинная», хотя с таким утверждением впору поспорить - даже в масштабах Крыма 11 км не такая уж большая величина. Исток речки – среди каменных валунов Ай-Петринской Яйлы на высоте почти 770 м выше уровня моря вблизи села Колхозное, примерно в 3 км от его северо-восточной окраины. Родник Суук-Су появляется из расщелины утеса, давая жизнь говорливой Узундже, петляющей сначала по Узунджинской котловине, затем по Скельской вдоль села Родникового и до водохранилища Чернореченского.

Повторяя траекторию каньона, по левому берегу тянется узенькая дорога, постепенно переходящая в грунтовку и дальше – в тропку. С обрывистых скал заглядывают в глубину каньона можжевеловые леса, иногда уступая место буйным травам. Дикие животные – кабаны, косули, зайцы и лисицы чувствуют себя полноправными хозяевами, редко встречая человека.

Пещера Узунджи

Рядом с источником Суук-Су, в 3 метрах выше, еле заметен щелевидный вход в пещеру Узунджи, горизонтальную систему узких – 30-50 см – ходов, тянущихся параллельно на 1,5 км. Спелеологические исследования не обнаружили особо интересных находок, за исключением некоторых острорёбрых карров, натёков и хемогенных отложений. Подземные полости Узунджи, соединяющиеся на разных уровнях полукруглыми сифонными каналами, довольно опасные для передвижения, поэтому без специального сопровождения пещеру не рекомендуется осматривать.

03.05.2016

Узунджа - т/с Чайный Домикà вдп. Серебряный à выходим на маркированную тропу 51-52кмà большой каньон (ванна молодости) à т/с Бойка

Памятники партизанам (по дороге на т/с Чайный домик)

 В годы Великой отечественной войны гора Сандык-Кая использовалась партизанами как наблюдательный пункт. Её партизанское название — скала «Триножка». Командир Акмечетского партизанского отряда Калашников провёл телефонную связь от «Триножки» в свою землянку и всё, что творилось в долине, в десятках окружающих сёл, узнавал через минуту. И это давало ему непревзойденное преимущество — неожиданностей для Кузьмы Калашникова не существовало. Каждую неделю на развалины древней крепости отправлялись немецкие разведчики и... ничего не находили. Партизаны успевали все тщательно спрятать и исчезнуть в провале, через тайный ход. Более подробно о буднях партизан можно прочесть в книгах Ильи Вергасова «В горах Таврии» и «Крымские тетради».

 В ноябре 1941-марте 1942 г. в урочище "Чайный домик" и его окрестностях базировались и вели тяжёлые бои с немецкими оккупантами штаб V-го партизанского района: Севастопольский, Балаклавский, Акмечетсткий партизанские отряды. 9-12 марта 1942 г. прорвал вражескую блокаду, партизаны совершили легендарный "Ледовый переход" в леса Заповедника, где продолжили борьбу с немецкими захватчиками.

Также есть информация, что "Раненых товарищей партизаны укрыли в пещере Борю-Тешик (она называется теперь Партизанской). Карателям удалось обнаружить пещеру-госпиталь, и они расправились с находившимися там ранеными".

Партизанская пещера (Борю-Тешик или Волчья нора) — пещера на северо-западе Ай-Петринской яйлы в Крыму. Она была обнаружена при строительстве дороги от Чайного домика к Орлиному Залету. Рабочие тогда наткнулись на малоприметное отверстие пещеры, названной Борю-Тешик (Волчья нора, так как в ней якобы обитала волчья стая). В 1912 г. вход в пещеру расчистили, и неудобный спуск заменили лестницей. Узкая и неприветливая, пещера имела длину 162 м. Единственным удобным местом в ней было расширение слева от лестницы. Зимой 1941 г. здесь был размещен партизанский лазарет.

 

Водопад Серебряные струи

Одно из самых завораживающих действ природы — это водопады. Меняющиеся на протяжение года: бурные, сильные потоки воды весной, утихающие с каждым месяцем летом, спокойные, еле капающие осенью и замерзшие, с нависшими глыбами льда зимой. Водопады особо почитаемы у японцев. Одна из медитаций, открывающая связь со Вселенной — это медитация под водопадом.

Примерно в 3 км от Большого каньона Крыма, посреди величавого букового леса находится водопад Серебряные струи (на некоторых картах обозначенный как Серебряный). Водопад действительно красив — большая нависшая шапка мха, серебряные струйки воды, стекающие с него и прячущийся в темноте грот. Наверное именно там наилучшее место для хранения кладов.

В жаркие дни лета вода бежит по камням тоненькими струйками на фоне небольшого грота, густо облепленного мхом. Если вам повезет и вы увидите водопад после обильных дождей или таяния снегов, то воды будет намного больше и зрелище будет еще более завораживающее.

Водопад очень напоминает музыкальный инструмент, особенно если смотреть при ярком солнце. Не случайно его ещё называют Серебряные струны, и он действительно красив и оригинален.

Чуть выше водопада, метрах в двустах, расположен пруд, устроенный для разведения форели князем Юсуповым, владельцем этих мест в прошлом. Проезжая через село Соколиное, можно увидеть охотничий домик Юсупова и мечеть, выстроенную им для жителей села. Вода в озере, названном Голубым из-за глубоко-синего цвета, поступает из карстовой пещеры Сары-Коба (Желтая), находящейся прямо у обочины дороги.

Дойти до водопада Серебряные струи можно от туристической стоянки Большой Каньон. От стоянки вверх около 900 м. Дорога легкая и хорошо оборудована для туристов.

 

Большой каньон Крыма — крупнейший каньон Крыма. Сформировался в верхнеюрских массивных (неслоистых) известняках под действием водной эрозии около 1,5 — 2 миллиона лет назад на месте тектонической трещины. Находится в Крымских горах в 5 км на юго-восток от с. Соколиного Бахчисарайского района АР Крым. Является северо-восточной границей Ай-Петринского массива, массива г. Бойка. Глубина каньона превышает 320 м, длина 3,5 км, ширина в некоторых местах не превышает 3 м. Абсолютная высота ложа каньона около 500—600 м.

Суровое и таинственное ущелье появилась на месте тектонического разлома между массивом Ай-Петри и горной грядой Седам-Кая и Бойка полутора миллионов лет назад.

Отвесные известняковые скалы, устремлённые ввысь на 300-400 м, то отдаляются друг от друга на 150-200 м, то приближаются, образуя узкий двухметровый коридор, с трудом преодолеваемый даже опытными скалолазами.

Путешествовать по дну Большого каньона лучше в конце лета, когда мельчает русло Аузун-Узень и Сары-Узень, спокойно журчащих в это время и перескакивающих через множественные камни, свалившиеся с высоты утёсов. В период половодья речушки превращаются в бурный поток, сметающий на своём пути валуны, как игрушки. На дне каньона зелёный полумрак, повышенная влажность и звенящая тишина, лишь доносится свысока шум деревьев, непонятно как прицепившихся на отвесных скалах. Весной растения внизу ущелья распускаются на месяц позже, чем за пределами каньона.

Флора ландшафтного заказника «Большой каньон Крыма», созданного в 1974 году на площади свыше 300 га, богата редкими видами: почти две трети исчезающих разновидностей орхидей, в том числе чрезвычайно уникальная Венерин башмачок, роща тиса ягодного полуторатысячного возраста, встречаются редчайшие экземпляры эндемичной камнеломки и иглицы подъязычной. Среди представителей фауны – ручьевая форель и особые крымские подвиды барсука, косули, ласки.

Организованные экскурсии проводятся по экологической тропе протяжённостью чуть больше 3 км и заканчиваются у Ванны Молодости. Далее свыше 2 км самый красивый и опасный участок ущелья, в котором особенно после дождя частые камнепады.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!