Апофатические(отрицательные) и катафатические(положительные) свойства Бога



Лекция 3. Понятие о Символе веры. Учение о Боге, Его сущности и энергиях. Бог, как Творец мира

Сегодня мы потихоньку начнем говорить о том, о чем поют все православные на Божественной Литургии в т.н. «Символе веры». Символ веры — это молитвословие, в котором содержатся все основные положения и догматы Православной Церкви. Это учение в Символе веры изложено в краткой, но очень точной форме. Составлен он в IV веке отцами I и II Вселенских Соборов. Состоит он из двенадцати положений, или членов. В Древней Церкви существовали и другие Символы веры, но они были связаны преимущественно с катехизацией и крещением. С возникновением и усилением ересей (ложных учений о Боге) потребовалось составить более полное и догматически безупречное исповедание веры, которым могла бы пользоваться вся Вселенская Церковь.

Слово «символ» происходит от греческого глагола, что означает «соединяю», «содержу вместе». Изначально значение этого слова таково: когда два эллина, близких друг другу человека, вынуждены были на некоторое время расстаться, то они брали какой-нибудь небольшой предмет, например монету, и по сложной траектории разделяли его пополам. И если впоследствии один из них должен был сообщить другому нечто важное, то он призывал слугу, вручал ему половину этого предмета и отправлял его к своему старому знакомому. Слуга, прибыв к месту назначения, предъявлял половину «символа», и если она точно подходила к другой половине, это означало, что посланцу можно доверять. Благодаря такому символу через много лет некогда знакомые люди или даже их потомки могли опознать друг друга.

Впоследствии слово «символ» приобрело много других значений, но всем им присуще нечто общее: всегда в понятии символа присутствует момент объединения, связи. Во время Божественной литургии Символ веры поется всеми православными как выражение единства в вере, без которого невозможно совместное участие в Евхаристии.

Перед нами, с одной стороны, ряд кратких, выверенных богословских формул и набор ярких, хорошо запоминающихся образов – с другой. Можно сказать, что Символ веры по своему жанру ближе к поэтическому, нежели к чисто богословскому произведению. Не случайно за богослужением в Православной Церкви Символ веры поется. Назначение Символа веры не только в том, чтобы сообщить нам некоторую сумму знаний о Боге и Его домостроительстве, но в том, чтобы возвысить наш ум и сердце к созерцанию Бога, приобщить духовной реальности. Поэтому Символ веры – не просто вероучительный документ, а неотъемлемая часть молитвенного правила любого христианина.

Падший мир таков, что в нем всегда существует опасность духовной подмены. Замечательным примером христианской символики является иконопись. Всякому христианину необходимо дома иметь иконы и молиться перед ними, но если человек не будет правильно понимать, что есть икона, кто или что изображено на иконе, то такое иконопочитание не принесет пользы его душе. То же самое может произойти и с Символом веры. Если человек много раз на дню будет прочитывать Символ, но при этом не будет верно разуметь, о чем в нем говорится, то такое чтение может нанести его душе даже непоправимый вред. Поэтому наша задача и состоит в том, чтобы вникнуть в само внутреннее содержание православного вероучения, которое содержится в Символе Веры

Начало Символа Веры

Символ веры начинается со слова «верую». Таким образом, произнесение Символа веры является исповеданием нашей веры. «Вера – всегда личностна. Каждый должен веровать сам, нельзя веровать за другого. Многие люди могут веровать в одно и то же из-за общности их опыта, но общность их веры и единство их веры должны опираться на личное исповедание. Вот почему в Православной Церкви Символ веры всегда произноситься от первого лица единственного числа» даже во время Божественной литургии, когда его произносят одновременно сотни и даже тысячи людей. При этом споведание веры необходимо не только для спасения своей души, но также и для научения и спасения ближнего.

Учение о существе Божием

Бог, когда называется единым, то разумеется единым не по числу, но всецело, единым в том смысле, что нет другого Бога». Таким образом, «единый» означает единственного в своем роде, подобного которому нет. Под Богом мы понимаем существо абсолютное, самодостаточное, ни от чего не зависящее, не имеющее нужды ни в чем ином для Своего существования – существо, обладающее всей полнотой бытия и совершенства. Бог един, потому что Он абсолютен, и Он абсолютен потому, что един. Допустить существование какого-либо иного, отличного от Бога, принципа существования, иного начала, от Бога не зависящего, которое было бы больше Его, равно Ему или меньше Его, значит тем самым уже отказать Богу в обладании всей полнотой бытия и совершенства, то есть в абсолютности.

«Пространный Катихизис» утверждает совершенную недоступность Божественной сущности для познания, существо Божие «выше всякого познания не только человеков, но и Ангелов». Греческое слово ousia (сущность) представляет собой причастие женского рода настоящего времени от глагола eimi (быть) и означает участие в бытии. Надо иметь в виду, что когда говорится о Божественной сущности, то подразумевается не участие Бога в бытии, подобно всему остальному, но Его бытие как таковое: Бог не просто участвует в бытии, Он Сам есть бытие, есть Тот, Кто обладает бытием, Тот, Кому бытие принадлежит. Поэтому святоотеческая формула «сверхсущностная сущность» более точно выражается о Боге, указывая на бесконечное превосходство Божества над всеми тварными существами. Т.е. Божественное бытие и естество настолько превосходит всё остальное, что уместно даже следующее выражение: если Бог существует, то всё остальное, как бы, и не существует: по уровню независимости, полноты, по своей ограниченности во всех смыслах мы настолько отличны от Бога, что только Его сущестоввание и является истинным бытием, в этом смысле – подлинно абсолютным и самодостаточным.

Понятие сущности чего-либо выводится из набора отличительных свойств, присущих всем существам данного рода. Так вот, в смысле отличительных свойств Божественная сущность совершенно непознаваема. И тем не менее, некоторое объективное знание о Боге мы можем иметь и даже пытаемся нечто более или менее определенно о Боге утверждать. В противном случае все богословие было бы не чем иным, как пустословием. Для обоснования возможности иметь объективное знание о Боге Св.Отцы использовали философское понятие «энергии» (греч) - действования. Энергия означает проявление сущности (природы) в движении, способность природы выявлять своё существование вовне, делать его доступным познанию и причастности.

Божественные энергии не сотворены Богом, как все прочие вещи, они предвечно изливаются из Его неприступной сущности, подобно свету, исходящему от Солнца, но в своем исхождении никогда от нее не отделяются. Поэтому приобщение Божественным действованиям есть причастность Самому Богу. Учение о Божественных энергиях было подробно сформулировано свт. Григорием Паламой и утверждено на Константинопольских Соборах 1341, 1347 и 1351 гг., находится в полном согласии со Священным Писанием. Ап. Петр говорит, что нам надлежит соделаться причастниками Божеского естества (2Пет. 1:4).

В соответствии с многообразными действованиями, в которых Бог проявляет Себя вовне, Священное Писание содержит указание на различные Божественные имена, посредством которых мы выражаем наше знание о Боге. Свт. Григорий Нисский говорит: «Все рождающиеся у нас понятия о Божественном естестве мы выражаем в форме имен».

Апофатические(отрицательные) и катафатические(положительные) свойства Бога

Метод богословия, основанный на отрицании за Богом всех качеств и свойств, присущих тварному бытию, всего, что может быть рассудочно познано и выражено словами, называется апофатическим (отрицательным). Соответственно апофатические (отрицательные) свойства Божии – это свойства, получаемые путем отрицания за Божественным существом ограничений и недостатков, свойственных конечному, тварному бытию.

Однако предметом богословствования может быть не только бытие Бога в Его неприступной сущности, но и Его самообнаружения в действованиях, благодаря которым мы можем нечто положительно утверждать о Боге. Бог – не только абсолютная сущность, но и свободно-разумный Субъект, Личность, которая благоволит открыть себя человеку.

Метод богословия, основанный на познании Бога по Его многообразным проявлениям, называется катафатическим (положительным).Свойства Божии, познаваемые нами через Божественные действия, называются катафатическими(положительными) свойствами. Следует иметь в виду, что эти свойства, ни каждое в отдельности ни в совокупности, не определяют Божественную сущность. По словам св. Иоанна Дамаскина, то, что мы «говорим о Боге утвердительно, показывает нам не естество Его, но то, что относится к естеству». Апофатический и катафатический методы не только не отрицают друг друга, но напротив, взаимодополняют. Свт. Василий Великий пишет: «Из имен же сказуемых о Боге, одни показывают, что в Боге есть, а другие, напротив, чего в Нем нет. Ибо сими двумя способами, то есть, отрицанием того, чего нет, и исповеданием того, что есть, образуется в нас как бы некоторое отпечатление Бога». Примеры различных Божественных свойств -

Апофатические(отрицательные):

Самобытность - Бог не происходит ни от чего и ни от кого  другого, имея необходимые условия Своего бытия только в Самом Себе.

вечность – отрицается зависимость Бога от условий времени как формы изменчивого бытия. Такие понятия, как «прежде», «после», «теперь» и тому подобные, к Богу неприложимы: Он не «был» и не «будет», но всегда ЕСТЬ во всей Своей полноте в любой момент нашего времени.

вездесущие – Бог не ограничен пространством и не нуждается ни в каком месте нахождения, а потому и неизмерим.

неизменяемость – признак следствие самобытности: Бог не изменяем ни по своей сущности, ни по своим свойствам;

Катафатические(положительные) имена Божии можно разделить на две группы:

1. Имена, обозначающие положительные Божественные свойства, т. е. вечные божественные силы и соответствующие им действия Бога, такие как:

Разумность, всеведение и премудрость - В человеке существует определенная дистанция между собственно разумом, т. е. способностью познания и разумения, и самим разумением, или знанием. А в Боге способность разумения и само разумение (ведение) совпадают. Именно этим обусловлено такое свойство Божие, как всеведение. Смысл этого свойства заключен в самой этимологии термина: Бог знает все: Самого себя, а также знает мир на всем протяжении его существования. Премудрость по отношению к разуму и всеведению является более узким свойством. Фактически оно означает совершенное знание целей и средств их достижения.

Святость как свойство Божие означает, что Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре. Само слово «святой» – по-еврейски Ѵ3;ādôš – буквально означает «отделенный». Применительно к Богу этот термин понимается как указание на Его несоизмеримость ни с чем тварным. Но для библейского образа мысли характерно приписывать свойство святости и всему, что так или иначе причастно Богу, – тому, что соприкасается с Ним. Поэтому свято также и имя Божие, и слово Божие, закон, храм Божий, а также люди, всецело посвятившие себя служению Богу и творящие Его волю.

Благость, любовь и милость - Три свойства – благость, любовь и милость – тесно связаны между собой и, по сути, являются различными аспектами одного и того же свойства. Любовь есть не что иное, как благость, но по отношению к личностным существам. Когда речь идет об отношении Бога к миру вообще и к безличным вещам, то говорят о благости, когда же – об отношении к существам, обладающим личным бытием (Лицам Пресвятой Троицы, людям и ангелам), тогда говорят не о благости, а о любви. Милость есть проявление благости и любви Божией к падшему человечеству: Ты всех милуешь, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния (Прем.11:24). Как правило, под милостью понимается любовь по снисхождению, по отношению к тем, кто этой любви не заслуживает. В этом аспекте милость сближается с таким свойством Бога, как долготерпение (см.: Рим.2:4, 3:25–26).

 Праведность - тесно связана со свойством святости. Поскольку Бог свят, Он желает совершенства и для своего Своего творения. Для достижения совершенства Богом дается нравственный закон, ведущий исполняющих его к святости(закон совести и внешний Закон). При этом исполнение закона награждается, а нарушение – наказывается. В Священном Писании правда Божия может пониматься и как Божественная энергия, которая помогает человеку достичь совершенства. Псалмопевец просит Бога: Животвори меня правдою Твоею (Пс.118:40).

Всемогущество - Это свойство означает, что Бог приводит в исполнение все угодное Ему без всякого затруднения и препятствия. Никакая сторонняя сила не может удерживать или стеснять Его действия, не существует ничего внешнего, что могло бы препятствовать воле Божией.

Все-блаженство или вседовольство - Жизнь Бога, это гармоничное единство, деятельность всех сил Божиих находится в гармонии, и ни одна из сил не превышает другую, ибо каждая имеет признак беспредельности. В этом и состоит верховное благо. Богу не нужно стремиться к чему-то лучшему, более совершенному, чем Он Сам, любовь к благу в Боге совпадает с самим его обладанием, а следовательно, Богу от вечности свойственно неизменное всеблаженство.

Как видим, многие Божественные свойства оказываются как бы некими гранями, аспектами одного и того же свойства.

2. Имена, характеризующие отношение Бога к миру и человеку: Господь, Творец, Спаситель, Промыслитель и т. д.

Таким образом, в богословии восточных отцов проводится четкое различие между непознаваемой сущностью и сопровождающими ее присущностными силами (свойствами). Силы последуют сущности, а энергии, в свою очередь, – силам249. При этом энергия как часть силы, проявившаяся в деле, доступна человеческому познанию, сами же силы познаваемы лишь отчасти и являются как бы мраком для души250.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 555; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!