Инкультурация личности в индивидуальной и социокультурной деятельности.

Роль социокультурной деятельности в хоминизации человека.

 

ХОМИНИЗАЦИЯ ИНДИВИДА - процесс приобщения новорожденного к роду человеческому; формирование общегуманистических нравственных качеств, основ физической и санитарно-гигиенической культуры, культуры речи, элементарной культуры общения; адаптация органов восприятия к конкретным формам природной и культурной среды.

 

Современное человекознание стоит на позиции, исходящей из того, что каждый индивид в своем становлении и развитии проходит стадии хоминизации и социализации, большинство - инкультурации, многие достигают стадии индивидуализации, когда личность в полной мере реализует свои индивидуально творческие потенции, самореализует себя92. С одной стороны, и хоминизация, и социализация, и инкультурация, и индивидуализация представляют процессы, протекающие в рамках онтогенеза. Социализация немыслима без опоры на хоминизацию, инкультурация осуществляется на базе хоминизации и социализации, индивидуализация интегрирует в себе все, что освоил индивид на всех этапах своего развития. Однако, с другой стороны, эти процессы нельзя ранжировать в строгой последовательности, поскольку в значительной мере они носят взаимопроникающий характер.

Обретение индивидом общечеловеческих свойств и потенций, овладение санитарно-гигиеническими навыками, речью и способами элементарного общения - это процесс, который, несомненно, правомерно считать хоминизацией, но, вместе с тем, это и усвоение культуры. Точно так же, овладевая знаниями в области истории и литературы или постигая основы деловых и производственных отношений, человек переживает процесс социализации, но одновременно это и усвоение культуры в той ее части, которую данное общество считает непреложной.

В отличие от простейших животных, многие из которых, наследуя в готовом виде типичные для них признаки, легко включаются в жизнь без предварительного научения, человеческий детеныш в первые годы жизни совершенно беспомощен. Без культуры, без систематического и целенаправленного руководства взрослых - носителей культуры - он не может развиться в нормальное человеческое существо. Лишь в обществе приобретаются прямохождение, умение манипулировать предметами, пользоваться символами, мимическая выразительность, способность мыслить и иные свойственные человеку черты.

Приобщение к групповой жизни предполагает формирование системы интересов и ценностных ориентации, устойчивой мотивационной структуры личности. Групповая жизнь накладывает определенный отпечаток на все психические функции человека, на его манеры и поведение. Происходит закрепление стандартных способов восприятия, мышления, речи, фразеологических оборотов и интонаций, способов реагирования в конкретных ситуациях.

Приобщение личности к системе культуры, как указывалось выше, отчасти совпадает с процессами хоминизации и социализации, поскольку без посредства культуры невозможно ни стать человеком, ни участвовать в жизни общества. Однако, усваивая культуру, человек может преследовать такие цели, которые определенная социальная общность непосредственно не вменяет ему в обязанность и даже не одобряет. Овладение классическим наследием, латынью или способностью играть на органе, приобретение знаний, не требуемых профессией и не входящих в понятие "актуальная культура", служат личности для приобретения индивидуального опыта, развития своей индивидуальности, и главным в этом процессе становится специальная культивация способностей и качеств личности, предопределенных природными задатками и последовательными усилиями по их реализации.

Индивидуализация охватывает все стороны личности, она состоит в развитии всех человеческих потенций - интеллекта, воли, эстетического вкуса, культуры общения. Но глубже всего она выражается в развитии и культурном наполнении таких качеств и душевных стремлений, как мудрость, оптимизм, любовь, надежда, вера, постоянная потребность в творчестве. Благодаря этим глубинным экзистенциальным качествам человек в максимальной степени чувствует себя самим собой, отличает себя от других людей, от мира в целом, испытывая при этом не чувство отчужденности и случайности существования, а живую связь с миром и людьми, необходимость и призванность своей жизни.

Личность выступает как субъект общечеловеческой деятельности, как субъект определенной социальной общности, как субъект индивидуального развития. На каждом уровне своего бытия, на каждом уровне субъективности индивид интегрируется в общество специфическим образом, оперирует специфической системой значений. На родовом уровне - это организм в единстве своих психофизиологических функций; на уровне социальной общности - носитель социально-культурных ролей, субъект определенной морали, субъект познания, субъект профессионально-трудовой деятельности, субъект семейно-бытовых отношений, субъект эстетического творчества и восприятия; на индивидуальном - субъект экзистенциальных состояний, выражающих самотождественность личности и ее неповторимого бытия.

Как биологический вид человек сформировался миллион лет назад. Как культурное существо он существует всего лишь несколько тысячелетий. Врожденные биологические потребности, ритмы организма, потенции психики должны быть приняты во внимание как важнейшие детерминанты культурных процессов, индивидуального развития и поведения. Пренебрегать ими для прикладной культурологии представляется непростительным. Человек - природное существо, находящееся во власти тех же биологических законов, которым подчинено все живое. Он состоит из плоти и крови и может существовать лишь в определенном диапазоне физических условий. Он строит свое тело из материалов внешней среды в соответствии с программой, заключенной в его генном аппарате, которая не подчиняется культуре и сознательному контролю. Жизнь есть непрерывный обмен веществ, старение, умирание тканей, биологическое воспроизведение себе подобных, смерть.

Становление личности обусловлено внутренними, биопсихическими процессами роста и внешними воздействиями со стороны общества и природы. Психическое развитие и созревание невозможно без усвоения социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности. Но, с другой стороны, усвоение любой культурной информации - знаний, навыков, эстетических представлений - требует внутренней мотивации, затраты некоторого количества психической энергии, которая черпается из биологических и психических ресурсов организма, высвобождается в результате межличностных взаимодействий в группах. Психические силы, внутренние потребности развития взаимодействуют с требованиями культуры, носителями которых являются родители, учителя, соседи, сверстники, книги, кинофильмы и т. д. В результате этого взаимодействия естественные импульсы усиливаются или подавляются, организуются и наполняются культурным содержанием.

В течение всего жизненного цикла усваивается культурная информация, влияющая на развитие личности. Но познавательная активность человека, его способность к установлению новых отношений, цели, способы усвоения им культуры различны в разные периоды жизни. Глубина и результаты воздействия культуры на человека зависят от чувствительности организма, от силы внутренней мотивации, от способа включенности человека в жизнь социальных групп и институтов, от уже достигнутого им уровня культурного развития.

Список литературы:

· Ариарский, M А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский. 2-е изд-е. - СПб.: ЭГО, 2001. - 288 с.

 


Инкультурация личности в индивидуальной и социокультурной деятельности.

Инкультурация — это процесс придания личности общей культурной компетентности по отношению к установлениям того общества, в котором она живет. Сюда входит освоение прежде всего системы ценностных ориентаций и предпочтений, принятых в обществе, этикетных норм поведения в разных жизненных ситуациях, более или менее общепринятых интерпретативных подходов к различным явлениям и событиям, знакомство с основами социально-политического устройства государства и законопослушного поведения в нем, определенные познания в области национальных и сословных традиций, господствующей морали, нравственности, мировоззрения, обычаев, обрядов, обыденной эрудиции в социальных и гуманитарных знаниях и знакомство с господствующей модой, стилями, символами, регалиями, неформальными статусными ролями национальных авторитетов, современными интеллектуальными и эстетическими течениями, политической и культурной историей данного народа, основными символами национального достоинства, гордости.

Процесс инкультурации личности проходит через всю жизнь человека. По мере того как человек взрослеет он приобретает все новые и новые знания, осваивает различные навыки и умения, следовательно происходит процесс инкультурации личности.  В результате инкультурации индивид знакомиться с опытом прошлых лет и с существующим культурным опытом.

 

Инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в родной культуре. Это происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой — человек сам влияет на свою культуру. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, например типы общения с другими людьми, формы контроля собственного поведения и эмоций, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д. В результате ин- культурации появляется эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и отличие от представителей других культур. Процесс инкультурации сложнее процесса социализации, и усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными — родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно или бессознательно человек учится тому, как вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы.

Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:

жизнеобеспечение — профессиональная деятельность, домашний

труд, приобретение и потребление товаров и услуг;

личностное развитие — приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;

социальная коммуникация — формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;

восстановление энергетических затрат — потребление пиши, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых и сон.

Механизмы и стадии инкультурации

Инкультурация происходит несколькими путями, и наиболее распространенным из них является имитация, когда человек наблюдает (как бы подглядывает) за поведением других людей. При таком способе даже простейшая процедура, которую мы многократно выполняем каждый день, например прием пищи, сточки зрения инкультурации представляет определенную ценность, поскольку состоит из определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Иначе говоря, культура учит, что, когда и как следует делать. Так, в большинстве культур основной прием пиши происходит в полдень, у англичан обед бывает в 19-20 часов, а у испанцев — даже в 22 часа. Европейцы при еде держат вилку в левой руке и нож в правой, а нарезанное ножом мясо они сразу отправляют в рот вилкой, тогда как американцы предварительно перекладывают вилку в правую руку.

Путем идентификации как способа и н культура ни и дети усваивают родительское поведение, установки и ценности как свои собственные, воспринимая особенности личности родителей и других, тесно связанных с ними людей. Многие дети выбирают профессии своих родителей, чтобы быть похожими на них.

Помимо позитивных механизмов и н культу рации, какими являются имитация и идентификация, способствующие формированию определенного поведения, есть негативные механизмы — стыд и вина, которые запрещают и подавляют его. Чувства стыда и вины тесно связаны, но не во всем совпадают. Чувство стыда появляется у человека, если его застали на месте преступления, разоблачили и опозорили. При этом человек чувствует себя подавленными униженным. Чувство вины связано с теми же переживаниями, но для его появления не нужно разоблачения, а достаточно голоса своей совести, которая говорит, что вы поступили плохо, и вы будете мучиться от сознания совершенною вами плохого поступка. Таким образом, человек наказывает сам себя.

В инкультурации обычно выделяют две основные стадии — первичную (начальную) и вторичную (взрослую).

Первичная стадия, начинающаяся с рождения ребенка и продолжающаяся до завершения подросткового возраста, представляет собой процесс воспитания и обучения детей. В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Процессы инкультурации реализуются в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственном опыте. По мнению известного американского культурного антрополога Мелвилла Херсковица (1895-1963), ребенок хотя и не является пассивным элементом инкультурации, но выступает скорее как инструмент, нежели как игрок. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают его возможности выбора или оценки. Кроме того, дети не способны к сознательной оценке норм и правил поведения, они усваивают их некритично. Дети должны выполнять правила того мира, в котором живут. Это приводит к тому, что они видят мир черно-белым и не способны на компромиссы.

Для данного периода в любой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Обычно это происходит в форме игр следующих типов:

физических, тренирующих и развивающих физическую активность;

стратегических, тренирующих и развивающих способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;

стохастических, знакомящих ребенка со случайными процессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском;

ролевых, в ходе которых ребенок осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем.

В играх развиваются такие личностные свойства, как интеллект, фантазия, воображение, способность к обучению. Маленькие дети играют в одиночку, не обращая внимания на остальных; им свойственна уединенная независимая игра. Чуть позже они начинают копировать поведение других детей, не вступая с ними в контакт; это так называемая параллельная игра. Трехлетние малыши начинают учиться координировать свое поведение с поведением других детей; они играют в соответствии со своими желаниями, но учитывают и чужие; это объединенная игра. С четырех лет дети способны к совместной игре, т.е. к координации своих действий и поступков с другими детьми.

В процессе первичной инкультурации значимое место принадлежит освоению трудовых навыков и формированию ценностного отношения к труду, а также научению учиться. Параллельно осваиваются и другие ценности, формирующие отношение человека к миру, закладываются основные модели поведения, словом, выстраивается «культурный айсберг». Ребенок на основе своего раннего детского опыта приобретает социально обязательные общекультурные знания и навыки, носящие неспецифичный в профессиональном отношении характер. В этот период ведущими в жизни ребенка становятся приобретение и практическое освоение таких знаний и навыков, что осуществляется в детских дошкольных и школьных учреждениях, где ребенок проводит значительную часть времени. Можно сказать, что в этот период складываются предпосылки трансформации ребенка во взрослого человека, способного адекватно участвовать в социокультурной жизни.

Первичная стадия инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, поскольку на этой стадии осуществляются воспроизводство уже имеющихся образцов, контроль проникновения в культуру случайных и новых элементов. Но не следует преувеличивать роль инкультурации в сохранении культурной традиции. Ее результатом может стать как практически полное и безусловное усвоение культуры новым поколением с небольшими, едва фиксируемыми отличиями между родителями и детьми, так и нарушение культурной преемственности, когда дети вырастают абсолютно непохожими на своих родителей.

Вторичная стадии инкультурации касается взрослых, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Взрослым считается человек, обладающий рядом важных качеств, среди которых:

достижение организмом физической зрелости, как правило, несколько превышающей сформировавшуюся способность к воспроизведению потомства;

овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сфере домашнего хозяйства и общественного разделения труда;

овладение достаточным объемом культурных знаний, навыков и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп;

принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.

Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время, — изобретений и открытий, существенно меняющих жизнь человека, или новых идей, заимствованных из других культур.

На второй стадии инкультурации у человека развита способность к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе, он умеет комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем, принимать решения, которые могут быть значимы как для него, так и для других людей, имеет право участвовать в действиях, которые могут привести к значительным социокультурным изменениям. Взрослые способны сознательно оценивать свои и чужие поступки, а также ценности и нормы культуры. Кроме того, они могут идти на компромиссы, в их картине мира появляется «серый цвет». Вторая стадия инкультурации предполагает, что члены общества принимают ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба. Иными словами, индивид может принимать или не принимать то, что ему дает культура. Он получает доступ к дискуссии и творчеству.

В этот период основное внимание уделяется профессиональной подготовке. На нес тратится большая часть усилий и времени индивида. Необходимые знания и навыки приобретаются преимущественно в средних и высших специальных учебных заведениях. На этой стадии большое значение имеют освоение молодыми людьми их нового, взрослого статуса в семье, расширение круга их социальных контактов, осознание ими своего нового положения, накопление собственного жизненного опыта.

В более старшем возрасте, когда индивид совершенствует свои профессиональные навыки на рабочем месте, инкультурация бывает связана в основном с непосредственными (формальными и неформальными) социокультурными контактами. Кроме того, жизнь взрослого невозможна без включенности в ряд социальных групп — семью, компанию друзей, группу по интересам и т.д. В это время человек полностью включен в общественную жизнь, выполняя гражданские обязанности и пользуясь определенными правами. Наконец, наступает время, когда человек выходит на пенсию. У него появляется много свободного времени, дети живут отдельно, часто умирают друзья. Для человека в этот период очень важно не потерять смысл жизни, поэтому в современном мире инкультурация пожилых людей является очень актуальной проблемой.

 

Список литературы:

· Ариарский, M А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский. 2-е изд-е. - СПб.: ЭГО, 2001. - 288 с.

· Богатырева, Т.Г. Потребление культуры: направления современной культурной политики / Т.Г.Богатырева, Ю.Е. Зиятдинова // Вопросы культурологии. 2005. № 7. - С.69 - 75.

· Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб.-метод, пособие / Е.И. Григорьева. Тамбов, 2002. -320 с.

· Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 427; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!