А кто возгордится над служением Ему и вознесется, - тех собирает Он к Себе всех.



فَأَمَّا الَّذِينَ ءَامَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّالِحَـاتِ فَيُوَفِّيهِمْ أُجُورَهُمْ وَيَزيدُهُمْ مِّن فَضْلِهِ

 وَأَمَّا الَّذِينَ اسْتَنكَفُواْ وَاسْتَكْبَرُواْ فَيُعَذِّبُهُمْ عَذَاباً أَليماً وَلاَ يَجِدُونَ لَهُمْ مِّن دُونِ اللَّهِ وَلِيّاً وَلاَ نَصِيراً

(173) Те же, которые уверовали и творили благое,

- им полностью воздаст Он их награды и увеличит им от Своей щедрости.

А тех, которые возносились и возгордились, Он накажет мучительным наказанием.

И не найдут они себе, помимо Аллаха покровителя и помощника.

Ибн Абу Хатим передаёт, что ибн Аббас сказал, про слово Аллаха:

﴿لَن يَسْتَنكِفَ﴾ Не возгордится –  не проявит высокомерия.

Катада сказал: ﴿الْمَسِيحُ أَن يَكُونَ عَبْداً للَّهِ وَلاَ الْمَلَائِكَةُ الْمُقَرَّبُونَ﴾

Мессия над тем, чтобы быть рабом Аллаху, ни ангелы приближенные!

–  они никогда не станут пренебрегать.

Затем Аллах сказал: ﴿وَمَن يَسْتَنْكِفْ عَنْ عِبَادَتِهِ وَيَسْتَكْبِرْ فَسَيَحْشُرُهُمْ إِلَيهِ جَمِيعاً﴾

А кто возгордится над служением Ему и вознесется,

- тех собирает Он к Себе всех – т.е. соберёт всех вместе в Судный день и рассудит между ними по справедливости, которую Он никогда не нарушит. Об этом Он сказал:

﴿فَأَمَّا الَّذِينَ ءَامَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّـالِحَـاتِ فَيُوَفِّيهِمْ أُجُورَهُمْ وَيَزيدُهُمْ مِّن فَضْلِهِ﴾

Те же, которые уверовали и творили благое, - им полностью воздаст Он

их награды и увеличит им от Своей щедрости – т.е. даст им награду за их

праведные поступки и даст им сверх этого от Своей милости и щедрости.

﴿وَأَمَّا الَّذِينَ اسْتَنكَفُواْ وَاسْتَكْبَرُواْ﴾ А тех, которые возносились и возгордились –  отказались

от покорности Аллаху и поклонению Ему,а также проявили высокомерие при этом:

﴿فَيُعَذِّبُهُمْ عَذَاباً أَليماً وَلاَ يَجِدُونَ لَهُمْ مِّن دُونِ اللَّهِ وَلِيّاً وَلاَ نَصِيراً﴾ Он накажет мучительным наказанием.

И не найдут они себе, помимо Аллаха покровителя и помощника

– это подобно тому, что Аллах сказал: ﴿إِنَّ الَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِى سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ﴾

Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне,

войдут в Геенну униженными. (40:60) –  незначительными, презренными

и покорёнными, за то, что были раньше недоступными и высокомерными.

 

Аллах сказал далее:

 

يَـأَيُّهَا النَّاسُ قَدْ جَآءَكُمْ بُرْهَانٌ مِّن رَّبِّكُمْ وَأَنزَلْنَآ إِلَيْكُمْ نُوراً مُّبِيناً

(174) О люди! К вам уже явилось доказательство от вашего Господа,

И Мы ниспослали вам ясный свет.

فَأَمَّا الَّذِينَ ءَامَنُواْ بِاللَّهِ وَاعْتَصَمُواْ بِهِ فَسَيُدْخِلُهُمْ فِي رَحْمَةٍ مَّنْهُ وَفَضْلٍ وَيَهْدِيهِمْ إِلَيْهِ صِرَاطاً مُّسْتَقِيماً

(175) Тех, которые уверовали в Аллаха и крепко ухватились за Него,

Он введет в Свою милость и щедрость и поведет к Себе прямым путем.

Всевышний Аллах обращается ко всем людям, сообщая им о том,

что к ним явилось большое доказательство, неоспоримый довод и несомненный факт,

о котором Аллах сказал: ﴿وَأَنزَلْنَآ إِلَيْكُمْ نُوراً مُّبِيناً﴾ И Мы ниспослали вам ясный свет

 – свет, указывающий на истину.  Ибн Джурайдж и некоторые другие

комментаторы считают,что здесь речь идёт о Коране.

Слово Аллаха: ﴿فَأَمَّا الَّذِينَ ءَامَنُواْ بِاللَّهِ وَاعْتَصَمُواْ بِهِ﴾

Тех, которые уверовали в Аллаха и крепко ухватились за Него

–  объединили поклонение и упование на Аллаха во всех своих делах.

﴿فَسَيُدْخِلُهُمْ فِى رَحْمَةٍ مَّنْهُ وَفَضْلٍ﴾ Он введет в Свою милость и щедрость

–  помилует их и введёт их в рай

 

Аллах сказал:

 

يَسْتَفْتُونَكَ قُلِ اللَّهُ يُفْتِيكُمْ فِى الْكَلَالَةِ إِن امْرُؤٌ هَلَكَ لَيْسَ لَهُ وَلَدٌ وَلَهُ أُخْتٌ فَلَهَا نِصْفُ مَا تَرَكَ

 وَهُوَ يَرِثُهَآ إِن لَّمْ يَكُنْ لَّهَآ وَلَدٌ فَإِن كَانَتَا اثْنَتَيْنِ فَلَهُمَا الثُّلُثَانِ مِمَّا تَرَكَ وَإِن كَانُواْ إِخْوَةً رِّجَالاً وَنِسَآءً فَلِلذَّكَرِ مِثْلُ حَظِّ الأُنثَيَيْنِ يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمْ أَن تَضِلُّواْ وَاللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ

(176) У тебя спрашивают решения. Скажи: "Аллах дает вам решение о

Боковой линии. Если человек погибнет и нет у него ребенка, а есть у него сестра,

То ей - половина того.что он оставил, и он наследует после нее, если у нее нет

Ребенка. А если их - две, то им обеим - две трети того, что он оставил.  А если они - братья, мужчины или женщины, то мужскому полу столько же, какова доля

двух женщин". Разъясняет вам Аллах, чтобы вы не заблудились.

А Аллах о всякой вещи знающ!

Имам аль-Бухари сообщает со слов аль-Бара,

что самой последней была ниспослана сура «Покаяние»,

а самым последним был ниспослан аят: ﴿يَسْتَفْتُونَكَ﴾ У тебя спрашивают решения[373].

Имам Ахмад сообщает, что Джабир ибн Абдулла сказал:

«(Когда я был болен) пророк (да благословит его Аллах и приветствует)

и Абу Бакр пришли в (квартал племени) бану C алима, чтобы навестить меня.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел, что я лишился чувств,

велел принести воды, совершил ею омовение и обрызгал меня (этой водой).

Очнувшись, я спросил: “О, посланник Аллаха, что ты велишь мне сделать

 с моим имуществом?” - и тогда был ниспослан аят о наследстве[374]».

Этот хадис также приводят два шейха в своих Сахихах.

В их варианте говорится: «… и был ниспослан аят о наследстве:

﴿يَسْتَفْتُونَكَ قُلِ اللَّهُ يُفْتِيكُمْ فِى الْكَلَالَةِ﴾ У тебя спрашивают решения.

Скажи: "Аллах дает вам решение о боковой линии».

Смысл этого аята (Аллах знает лучше): «У тебя спрашивают о боковой линии родства. Скажи им, что Аллах даст вам решение». Ранее уже приводился смысл слова الكلالة,

 что оно образованно от слова الإكليل т.е. «венок», который охватывает голову. Учёные считают, что речь идёт о человеке, который, умирая, не имеет ни детей, ни родителей. Некоторые считают, что  الكلالة это те, у кого нет детей, как на это указывает

текст аята: ﴿إِن امْرُؤٌ هَلَكَ لَيْسَ لَهُ وَلَدٌ﴾ Если человек погибнет и нет у него ребенка[375]

 

Решение о родственниках по боковой линии стало серьёзной проблемой для

повелителя правоверных Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах)

как об этом говорится в хадисе, приведённом в двух Сахихах, что он сказал:

«Я бы хотел, чтобы посланник Аллаха разъяснил нам три вещи,

о которых у нас бы не осталось вопросов: о наследстве деда, о родственниках

 по боковой линии الكلالة,  и об одном из видов ростовщичества[376]».

Имам Ахмад сообщает со слов Ма’дана ибн Абу Тальхи,

 что Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Я не спрашивал так много ни о чём

у посланника Аллаха, как я спрашивал о родственниках по боковой линии (الكلالة).

Я спрашивал его до тех пор, пока он не ткнул меня пальцем в грудь и сказал:

«يَكْفِيكَ آيَةُ الصَّيْفِ الَّتِي فِي آخِرِ سُورَةِ النِّسَاء»

«Тебе достаточно летнего аята[377] в конце суры «Женщины[378]».

Имам Ахмад приводит более сокращённую версию этого хадиса, чем имам Муслим.

 

Слово Аллаха: ﴿إِن امْرُؤٌ هَلَكَ﴾ Если человек погибнет – т.е. умер.

Всевышний  сказал: ﴿كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلاَّ وَجْهَهُ﴾Всякая вещь гибнет, кроме Его лика. (28:88) Всё погибнет и сгинет и не останется никого, кроме Аллаха Всевышнего.

Аллах также сказал: ﴿كُلُّ مَنْ عَلَيْهَا فَانٍ وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ ذُو الْجَلالِ وَالإِكْرَامِ﴾ Всякий, кто на ней, исчезнет, и остается лик твоего Господа со славой и достоинством. (55:26-27)

Слово Аллаха: ﴿لَيْسَ لَهُ وَلَدٌ﴾ И нет у него ребенка

– этот аят в качестве довода приводят те, кто считает, что условием бокового

родства الكلالة является отсутствие ребёнка и совсем не обязательно отсутствие отца.

Это одно из мнений Умара ибн аль-Хаттаба, которое передал ибн Джарир с

достоверным иснадом. Однако мнение, к которому склоняется большинство учёных

и решение Абу Бакра ас-Сыддыка было то, что الكلالة – родство по боковой линии

это те люди, у которых нет ни детей, ни родителей. На это указывает слово Аллаха:

﴿وَلَهُ أُخْتٌ فَلَهَا نِصْفُ مَا تَرَكَ﴾ А есть у него сестра, то ей - половина того, что он оставил.

А если у него отец, то она не наследует ничего, т.к. он закрывает ей путь к наследству حَجَب по единогласию всех учёных. То, что у него не должно быть ребёнка указывает коранический аят, а то, что у него не должно быть родителя указывает вывод

из этого аята. Ведь сестра не получает половину наследства при

наличии отца, она не получает в этом случае вообще ничего.

 

Ибн Джарир сообщает, что ибн Аббас и аз-Зубайр считали,

что если у человека остаётся дочь и сестра, сестра не получает ничего.

Они приводили как довод слово Аллаха:

﴿إِن امْرُؤٌ هَلَكَ لَيْسَ لَهُ وَلَدٌ وَلَهُ أُخْتٌ فَلَهَا نِصْفُ مَا تَرَكَ﴾


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!