Сегунат Токугава и кризис самурайского сословия.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЯПОНИЯ.

Исторические особенности формирования государства в Японии.

Установление сегуната.

Сегунат Токугава и кризис самурайского сословия.

Исторические особенности формирования государства в Японии.

Нач. н. э. – население Японии составляют предки современных айнуэбису. Постоянно происходит переселение с материка – тунгусо-маньчжурские племена, корейцы, китайцы. В послед. вв. до н. э. и перв. вв. н. э. произошли большие перемены в земледелии (распространение рисосеяния), ремесле (внедрение бронзы), самом обществе (появление союзов племен). Люди жили в крупных земледельческих поселениях (до сотни землянок); развивали ткачество и обработку металлов. В ремесле большую роль играют корейско-китайские эмигранты. Из рядовых селян выделилась знать, выполнявшая организаторские функции. Постепенно лучшие пахотные земли стали подпадать под контроль сильных кланов (включая царский). Эту пахоту, в сущности частную, обрабатывали общины, или корпорации (бэ), несвободных. Первые корпорации комплектовались из местных земледельцев, рыболовов, охотников, утративших связи со своими кланами, последующие – из заморских переселенцев – ремесленников, грамотных людей и т. п. Исходные ресурсы: земля и особенно люди – стали объектами конкурентной борьбы между кланами, рядовыми и царскими.

Патриархально-родовая структура общества раннего железного века предполагала существование больших и малых кланов. Кланы возводили свое происхождение к одному предку, признавали общего духа-покровителя; его члены были связаны узами кровного родства. Иерархия кланов основывалась на их должностных функциях и выражалась в клановых званиях (кабанэ). Первым по значению в этой иерархии стоял царский клан (тэнно). Типичный клан состоял из его главы, жрецов, группы лиц с низшими организаторскими функциями и рядовых свободных. Последние носили имя клана, пользовались общеклановыми (общинными) землями, распоряжались имуществом своего двора-семьи (пашней, орудиями труда, скотом, урожаем). Кланам принадлежали группы полусвободных (бэминов) и рабы (яцуко), членами клана не считавшиеся. К концу периода расслоение между кланами дополнилось внутриклановым. Наиболее мощные кланы во главе с царским подмяли под себя более слабые. Внутри кланов выделились семьи глав кланов – в них концентрировались могущество и богатство кланов.

III в. – выделение клана правителя (царского) стало поворотом к политической власти. Клан правителя-царя правил при помощи "советников" – лидеров сильных кланов. В ходе процесса сложения государственности появились "владыки округов" и "управляющие областями" – обычно те же вожди местных кланов, но уже уполномоченные царем на управление несколькими "землями" или несколькими округами. Воцарение очередного претендента на пост правителя зависело от воли наиболее могущественного клана в царском окружении (в ранний период таким кланом были Сога): такой клан поставлял царской фамилии жен и наложниц, назначал наследника. Правитель являлся прежде всего сакральным вождем, возводившим свою родословную к главной богине синто Аматэрасу.

Кон. III в. – возвышение племенного союза Ямато в Ц. Хонсю. Резиденции царей Ямато располагались с сер. VI в. в Асука, поэтому 2-я пол. VI – VII вв. получили название "периода Асука". Большое влияние китайской культуры.

V в.развитие товарного производства – возникновение рынков – «китайский рынок» (Осака) – дальнейшее социальное расслоение и усиление роли вождя союза племен, установившего монополию на землю. В дальнейшем, рынок развивался вместе с ростом городов, особенно с XI в. На рынках преобладал товарообмен (ткани, рис). В хождении были монеты китайского производства, поскольку в 958-1587 в Японии монеты не изготовлялись.

Цари Ямато частично объединили страну, идеологически подготовили единовластие ("Законоположения из 17-ти статей", 604), совершали походы против айнов на севере и на Корейский полуостров (601), ввели новую религию – буддизм (552).

Проникновение буддизма и конфуцианства – формируются принципы существования и управления, в т. ч. главный из них – принцип высшего суверенитета правителя, строгого подчинения младшего старшему. Тенденция к формированию китайской модели государственности.

Однако междоусобицы (как пережиток родоплеменных отношений) деформировали этот процесс.

592мятеж клана Сога – убийство царя и захват ими власти. Опора на буддизм и борьба с синтоизмом. Цари становятся марионетками в руках Сога.

645переворот Тайка («время великих перемен») – разгром Сога с помощью клана Фудзивара и провозглашение принца Кару императором. Столицей было избрано поселение Нанива (ныне Осака). В 694 по образцу китайских был построен первый столичный город Фудзиваракё. Усиление тенденции китаизации японского общества и государства – проводятся реформы с целью укрепления государства по китайской модели:

1) отмене частных земельных владений и ликвидации категории зависимых людей императорской семьи и аристократии (второе было проведено не полностью), объявлении земель и людей государственнымидобрый люд» – рёмин). Аристократия получила компенсацию в виденаделов, выплат из казны, права на налог и отработки крестьянских дворов, выделяемых в "кормление" (дзикифу); 2) были созданы центральные органы управления, введено территориальное административное деление; 3) было предписано составление земельных реестров, каждый получал земельный надел (с 690 регулярно каждые 6 лет стали проводиться переписи населения и осуществляться переделы земли); 4) вводилась новая унифицированная налоговая система. Эти реформы были направлены на создание централизованного государства.

При следующем императоре Тэмму в 690 возникла новая структура управления:

тэнно

I

Государственный совет

I

Департаменты

(8 ведомств: двора, культа, финансов, общегосударственных дел, гражданской администрации, церемоний и чинов, военное и общественных дел)

I

Провинциальные губернаторы

I

Уездное начальство

Т. о., была предпринята попытка введения надельной системы и структуры управления как в Китае. Однако продолжала существовать и частнофеодальное землевладение (сёэн), принадлежавшее знати и жречеству. Это привело в дальнейшем к постепенной ликвидации надельной системы, переходу жалованных земель в собственность феодалов, с одной стороны, и к усилению разложения крестьянской общины, с другой. Кроме того, сама надельная система узаконивала пожизненное пользование крестьян наделами, что фактически означало частное владение ими.

С другой стороны, не сложилась и китайская система управления. Детям аристократической верхушки высокие ранги автоматически присваивались по достижении ими определенного возраста, и они почти полностью монополизировали высокие посты, а затем и источники экономического дохода. Отступлением от принципов бюрократического государственного устройства являлся также порядок назначения правителей в уездах. В отличие от провинциальных губернаторов, получавших свою должность на определенный срок, начальники уездов назначались пожизненно из числа бывших вождей родовых общин. Возникла централизованная монархия, опирающаяся на прежнюю родовую аристократию, организованную в формально-бюрократическую структуру, и на слой бывших глав общин в местной администрации, использующих традиционные методы управления.

Реформы Тайка заложили основы японской социальной и политической структуры. Они же создали фундамент для расцвета японской культуры периода Нара (VIII в.).

Характерная черта – нестабильность внутриполитического положения, вызванная сохраняющейся большой ролью родоплеменной знати и сильной тенденцией к приватизации земли. В результате не происходит складывания чиновнической элиты, на которую мог бы опереться тэнно, что являлось основой китайской модели. Постепенно повышается роль придворной аристократии, из которой

в ½ VIII в. выделяется род Фудзивара, который превращает тэнно в марионетку – император может жениться только на Фудзивара, обязан жить в построенном ими г. Хэйан (Киото). Отсюда – период правления Фудзивара называется периодом Хэйан (784-1192).

854Фудзивара добились места регента при малолетнем императоре, к чему вскоре присоединили пост канцлера при совершеннолетнем (888). Установилось правление канцлеров-регентовсэккан»). Подобное положение сложилось потому, что император освящал сложившиеся законы и институты и не мог урегулировать противоборствующие частные интересы, это могли сделать только реально осуществлявшие администрирование бюрократы, например род Фудзивара. Со временем императоры фактически лишились всяческой власти. Впервые была провозглашена самоизоляция страны, запрещены контакты с Кореей и Китаем, в силу слабости экономического и политического положения Японии.

Самоизоляция привела к окончательному распаду надельной системы и укоренению частного землевладения – сёэн. Развивается т. н. сёэн коммендационного типа – по мере ослабления центральной власти и усиления произвола провинциальной администрации местные земледельцы для гарантирования безопасности своего владения «преподносили» (коммендировали) свои земли губернатору, оговаривая себе либо должность приказчика, либо управляющего на ранее принадлежавших им землях. Губернатор в свою очередь часто коммендировал эту землю либо представителю придворной аристократии, прежде всего Фудзивара, либо самому императору. При такой двойной коммендации губернатор становился владельцем, а вышестоящее лицо – патроном, покровителем вотчины. В результате с Х в. формируется иерархическая лестница гражданских и военных феодальных собственников. Верхние ступени ее занимали члены императорской фамилии, высшая придворная знать, крупные монастыри и военные дома. За ними шла средняя военная знать, местные (или деревенские) феодалы.

Японское иерархическое феодальное землевладение X-XIII вв. характеризовалось тем, что гражданские и военные вассалы получали в качестве ленов не участки земли, а право на часть доходов с определенных территорий за выполнение каких-либо обязанностей. Подобные черты иерархического землевладения вызывались спецификой агрикультуры, когда существовали завершенные земельные комплексы с системой орошения, которые нельзя было произвольно делить.

Усиление губернаторов провинций во 2-й пол. IX в. позволило им не только подчинять себе нижестоящих вождей, но и противостоять правительству. Губернаторы стали откупать налоги со своей провинции, но требовали за это невмешательства сверху в свои дела. В провинциях возникают земельно-налоговые управления, военные, полицейские, хозяйственные органы. Местная знать ищет должностей в провинциальном аппарате, уездные управления теряют свое значение. Провинция становится основным уровнем социальной жизни. Централизованное государство, едва успев сложиться, децентрализуется.

Социальной опорой Фудзивара становится самурайское сословие (буси). Ряд факторов вызывал появление военного сословия. Постепенное укрепление религиозных феодалов и усиление их противоречий со светскими феодалами, наличие многозвенной иерархической системы частной земельной собственности, отношения внутри которой уже нельзя было регулировать юридическими или религиозными средствами существующих государственных структур, привели к социальной неустойчивости в центре и на местах. Эти проблемы могла решать только вооруженная сила, профессиональная и использующая с Х в. тяжелое вооружение и выводимых в восточных провинциях сильных лошадей.

Источники формирования буси: 1) Из крестьянской верхушки, выделившейся в процессе разложения общины (иэ). Богатые семьи скупали земли или увеличивали свои владения путем освоения пустошей. Расширялся наем бедняков в эти хозяйства. Новые, незнатные богачи отказывались участвовать в общинных мероприятиях, совместных работах и т. п. В кон. VIII в. была отменена всеобщая воинская повинность, и в провинциях стали формироваться дружины из богатых крестьян и членов семей уездной верхушки. Развернулась борьба за посты уездных начальников между прежними общинными вождями и новыми богатыми семьями. Сюда же относится специализировавшаяся в военном деле (борьба с айнами на востоке, пиратами и разбойниками) средне- и низкоранговая аристократия, не занятые в земледелии охотники, рыбаки и т. д. 2) Наделение землей домашних слуг в крупных кланах, которые могли выступать и в качестве земледельцев, и в качестве защитников клана. 3) Верхи буси пополнялись за счет губернаторов, имевших коммендированные вотчины.

Самураи объединялись в отряды (то) и в более крупные группы (дан). Эти формирования состояли из кровных родственников, свойственников, их вассалов и возглавлялись главой семейной группы или старшим из наиболее влиятельной самурайской земли в округе. Первые самурайские дружины еще не имели условий для самостоятельного существования, они вступали в отношения зависимости к столичным феодалам, чиновникам провинциальных управлений, выступая на стороне враждующих феодальных группировок.

XI - XIII вв.особенность Японии: власть имущие и вся система администрации опирались не на обычную чиновническую бюрократию или военную прослойку, находившуюся на службе у государства и получавшую за это именно от него плату в форме земельных условных наделов, а на находившихся в зависимости от знатных домов самураев, преданных своим господам.

Расцвет правления Фудзивара приходится на 2-ю пол. Х – нач. XI в. Однако уже восстание 1028-1031 гг. в восточных провинциях губернатора Тайра Тадацунэ, пытавшегося добиться территориальной независимости, символизировало начавшийся упадок центральной власти. Посланные двором военачальники не смогли подавить восстание, это удалось только приближенному ко двору военному феодалу Минамото Еринобу. После этих событий дом Минамото стал укрепляться в этом регионе. Т. о., воины стали уже занимать достаточно высокое социальное положение в столице, а также начали частным образом организовывать значительные дружины в провинции. Шло усиление военных вождей и всего военного сословия.

1068-1167 – период правления «отрекшихся императоров» (инсэй). Император отрекался от престола в пользу своего малолетнего сына и постригался в монахи. Видимо, они были более свободны в своих действиях, чем окруженные различными табу императоры; например, они формировали свои дружины воинов. Их социальной опорой стали: средне- и низкоранговая столичная знать, недовольная монополией Фудзивара на высшие государственные должности, выступающие против бесконтрольного роста сёэн провинциальные губернаторы. Пользуясь их поддержкой, а также поддержкой церкви, не обремененные никакими обязательствами, инсэй начали борьбу с Фудзивара за власть и землю.

К XII в. возникает огромный императорский домен. Экс-император стал крупнейшим землевладельцем, контролируя 500-600 сёэн (дом Фудзивара имел ок. 400). Однако такая политика привела к бурному росту частных вотчин, в это время они составили ½ обрабатываемых площадей. Это укрепило независимую экономическую базу феодальных домов, открыло путь к дальнейшей децентрализации власти. Особенно преуспел в собирании земельных владений дом Тайра, установивший тесные связи с инсэй, а влияние Минамотос нач. XII в. падало. Со 2-й пол. XI-XII в. основной социальной единицей господствующего класса стал "дом", в котором важную роль играли не кровные связи, а брачные и имущественные. Дома базировались на частной собственности на землю и имущество, их наследовали по мужской линии, усилилась роль распоряжающегося имуществом главы семьи.

Установление сегуната.

Центробежные тенденции вылились в серию междоусобных войн2-й пол. XII в., в результате которых Фудзивара отошли на второй план, а на первый выдвинулись Тайра, приступивших к переделу собственности, что вызвало большое недовольство других военных домов.

1185 – битва при ДанноураМинамото разгромили Тайра.

1192Минамото Ёритомо объявил себя верховным главнокомандующим (сёгуном) и учредил свою штаб-квартиру в г. Камакура. Дом Минамото пошел значительно дальше по пути создания самостоятельной по отношению к императорскому двору публичной власти. Были созданы: военное правительство бакуфу, состоявшее из Самурайского ведомства, Административного ведомства, Судебного ведомства, собственный аппарат управления и контроля: администраторы (дзито) в сёэнах и государственных землях и военные губернаторы (сюго) – в провинциях. Дзито обязаны были обеспечивать поступление ренты для владельцев вотчин и губернаторов, вести обмер земель, распределять среди крестьян освободившиеся поля, осуществлять судебные и полицейские функции. Сюго должны были преследовать мятежников и преступников в своих провинциях, мобилизовать вассалов на службу сёгуну, в т. ч. и дзито, но не имели функций непосредственного господства над крестьянами и земельными владениями. Это было официально признано императорским двором.

1192-1333Камакурский сёгунат – двоевластие инсэй и сёгуна. Власть бакуфу ограничивалась только военно-полицейскими функциями, не охватывала всей территории, в стране существовало большое количество мелких и средних феодалов, вотчинных чиновников, которые не являлись вассалами сёгуна, подчинялись придворной аристократии, экс-императорам и т. д., особенно на западе, где находилась императорская столица. Военная власть не ликвидировала императорский двор потому, что имела ту же экономическую базу в виде сёэн, без авторитета императорской власти не могла управлять всей страной.

Однако бакуфу в нач. XIII в. постепенно выходит за рамки военно-полицейских функций: начало составлять земельные реестры, собирать свои собственные налоги. Происходит передел земельной собственности (конфискация земель врагов и раздача их самураям) – изменяется аграрная структура: подавляющей формой землевладения стало мелкое, самурайское, ставшее экономической основой двоевластия. Самураи, осевшие на землю, получили название «новые имена», что ознаменовало окончательное расхождение сословий буси и крестьянства. Вассалы (гокэнин), являвшиеся опорой режима, были наследственными, несли охранную и военную службу, регулярных налогов не платили, предоставляли разовые суммы на строительство храмов и дворцов, а также на ремонт дорог. Службы исполнялись в соответствии с размерами владений, поэтому, чтобы стать вассалом, обязательно требовалось иметь наследственные земли. Все виды земельных владений самураев стали иметь условный унифицированный характер, приобрели особенности средневекового феода.

Характерной особенностью Камакурского сёгуната является всевластие глав больших семейных групп во всех социальных слоях того времени (прежде всего, у буси). Глава дома, являясь вассалом сёгуна, наследовал основную часть владения, представлял дом в отношениях с сёгуном, а остальные члены дома в основном получали в наследство от прежнего главы участки внутри владений дома. При этом боковые семьи сохраняли значительную степень свободы от главы дома.

XIII - XIV вв.расцвет японских городов, ремесла и торговли. Развиваются вотчинные рынки, что привело к проникновению товарно-денежных отношений в деревню и к коммутации ренты. Под воздействием товарно-денежных отношений намечается кризис самурайского сословия. Буси сохраняли традиционно высокие запросы при сравнительно небольшом уровне дохода. Это ввергало их в долги, которые отдавали, как правило, своим леном, что, в конечном итоге, приводило к разорению самурая и его потомков. Это было невыгодно сёгуну.

После отказа Японии уплачивать дань в 1274монголо-корейский флот (37 тыс. чел.) успел высадить часть войск на о-ве Кюсю, но – тайфун «камикадзе» («божественный ветер»). В 1281 гораздо более мощный флот (140 тыс. чел.), подошел к Японским островам, но в результате сопротивления японских войск в течение 2 мес. не мог высадиться на японской территории, после чего шторм уничтожил его, а успевшие высадиться монгольские войска были истреблены. Монгольское нашествие усугубило наметившийся кризис буси – мобилизация привела к массовой продаже земли, её закладу ростовщикам.

1297указ сёгуна, аннулировавший сделки его вассалов по продаже, закладу земли, самурайские долги. Он переводит буси на положение воинов-рыцарей, дружинников, живших при дворе хозяина и получавших за это жильё, снаряжение и натуральный паёк.

Это привело к новым изменениям в аграрных отношениях: всё больше земли концентрируется в руках крупных феодальных домов (князей – даймё, как правило, бывших губернаторов), которые также контролируют города. Политика сёгуната была для них невыгодна, ибо ограничивала их доходы от торговли. Другие слои тоже испытывали недовольство режимом: прежде всего императорский двор, стремившийся вернуть власть, крупные феодальные семьи, оттесненные Минамото от реального управления страной, превратившие в своих вассалов многих обедневших самураев. Были недовольны и находившиеся под тяжелым налоговым прессом широкие массы крестьянства. Символом единения в борьбе с сёгунатом для всех этих различных социальных групп стал император Годайго.

1333разгром и низложение Камакурского сёгуната. На короткий срок установилась императорская власть. Годайго стремился управлять единолично, отменил институты бакуфу, экс-императоров, регентов, но не смог ликвидировать противоречий между аристократами и воинами, ущемлял интересы последних, и в 1335, один из крупнейших феодалов, Асикага Такаудзи, поднял мятеж, который привел к образованию II сёгуната.

1336-1573 – сёгунат Асикага (период Мурамати – район в Киото, где находилась резиденция сёгуна).

С переходом власти в руки Асикага начались междоусобные войны, вплоть до кон. XIV в. Император Годайго бежал в горы, основав Южный двор, а Асикага посадил в Киото на трон императора Коме, который возглавил Северный двор. Двоецарствие существовало до 1392, когда обе династии объединились и столицей вновь стал Киото. Гражданская война продолжалась долго, так как не только боролись 2 лагеря феодалов, но и шла борьба за перераспределение земель в масштабах всей страны.

В период Асикага происходят большие изменения в характере власти. 2-я пол. XIV в. характеризовалась слабой центральной властью сёгуната, менее устойчивой по сравнению с Минамото. Но полное ослабление органов императорского правления ликвидировало и двоевластие между императором и сёгунатом. В XIV в. военные губернаторы (сюго) полностью захватили функции гражданских губернаторов, устанавливали прямые вассальные связи с деревенскими феодалами. Асикага могли контролировать самурайство лишь с помощью вооруженной силы, перемещая сюго из одной провинции в другую, препятствуя созданию ими устойчивой базы. Сёгуны препятствовали усилению контроля губернаторов над провинциями, устанавливали, минуя сюго, прямые вассальные связи с местными мелкими и средними феодалами.

 

Сегунат Токугава и кризис самурайского сословия.

1467-1568эпоха воюющих провинций. Власть сёгуна стала фактически номинальной. Впоследствии Япония распадается на несколько частей, что привело к усугублению экономического кризиса, росту крестьянских выступлений, самурайским мятежам (ронины) и т. д.

Результатом войн стало перераспределение земель в пользу самурайского сословия. С XIV в. начинается распад вотчин сёэн и участков государственных земель, формируются компактные территориальные владения крупных феодалов – княжества. Система сёэн-коре (вотчин и государственных земель) пришла в упадок из-за развития производительных сил и торгово-экономических связей, разрушавших замкнутые границы вотчинного натурального хозяйства в результате появления рынков, выходивших в своей деятельности за рамки отдельных вотчин.

В основе формирования новых феодальных владений на местном уровне лежал процесс складывания территориально компактной деревни под главенством феодализирующейся деревенской верхушки. В XIV в. в связи с распространением мелких самостоятельных крестьянских хозяйств происходит укрепление соседской общины. В XV-XVI вв. наблюдается расцвет сельской общины, основную массу членов которой составили крестьяне-середняки. Под главенством богатого крестьянства и мелких феодалов она получила значительные права самоуправления. Эта община активно сопротивлялась владельцам вотчин, добивалась ослабления налогообложения и отмены трудовой повинности, брала на себя обязательства по уплате определенной суммы налога, получая взамен право полного управления своими внутренними делами, а также распоряжения известной частью избыточного продукта. Подобные общины составляли базу массового крестьянского движения XV-XVI вв.

Контроль над новой сельской общиной был жизненно важен для существования местных феодалов (провинциального дворянствакокудзин), бывших дзито, осевших на землю самураев боковых семей. В условиях возникновения новой компактной деревни младшие семьи самурайских домов без непосредственного контроля над крестьянами на месте не могли обеспечить обладание землей и людьми. В условиях разбросанности вотчин оседание родственников на землю, часто далеко от основного родового владения, неизбежно усиливало их независимость в отношении патриархального господства главы дома. Соответственно усиливается стремление главы дома перейти от раздельного к единоличному наследованию. Для боковых ветвей оставалось только 2 пути: бороться за полную независимость или становиться вассалами главы дома. Так начинается процесс отказа местных деревенских феодалов от обладания должностями и источниками доходов (что до этого считалось основной формой владения) в разбросанных по стране сёэн и перехода к созданию единых территориально-земельных комплексов. Происходит распад больших семейных групп и утрата патриархами былого «всевластия». Малые семьи уравниваются в правах с патриархами. Это привело к новому кризису самурайского сословия – из состава самурайских объединений (то) выделяются мятежные группы (икки), состоящие из младших сыновей, которые нанимались к тому или иному феодалу.

В XIV-XV вв. идет формирование ленной системы путем использования военными губернаторами своих полномочий на пожалование местным феодалам права обложения налогом в свою пользу отдельных территорий, предоставление им конфискованных земель и т. д.

Кокудзин опирались на сельскую общину, на её организации, которые в конце концов объединились под их руководством в отряды буси (бусидан). Таким образом, они стали основой т. н. «новых буси», которые пришли к власти в лице дома Токугава.

Последняя треть XVI в. – период кинсэй (новое время) – появление португальцев (1543) и испанцев (1549), привело к проникновению новых знаний (христианство, огнестрельное оружие), стимулировало развитие товарно-денежных отношений и обострило междоусобные войны.

Проникновение европейцев вызывало тревогу феодалов Хонсю – они выступили с призывом к консолидации перед возможной опасностью. Во главе их встал Ода Нобунага. В борьбе с Асикага он сделал ставку на христианство в противовес официальному буддизму. Это открыло ему доступ к огнестрельному оружию.

1573свержение сёгуната Асикага. Реформы, целью которых было объединить страну: ликвидация таможенных поборов в провинциях, строительство дорог, создание «свободных рынков», унификация мер и весов, начал выпуск золотой и серебряной монеты.

1582самоубийство Ода, окруженного врагами. Его дело продолжил его слуга и помощник Тоётоми Хидэёси, который завершил дело объединения Японии: обмер земель и восстановление надельной системы на завоеванных территориях («вторичное закрепощение крестьян»), перепись населения, упразднение вотчин, введение 5- и 10-дворок, в качестве низовой административной единицы, установление круговой поруки, окончательный перевод ренты с денежной на продуктовую.

1587антихристианский указ Хидэёси – первая попытка «закрытия» страны.

Вместе с этим – поощрение развития рыночных отношений (сёгун был заинтересован в развитие торгового капитала, ибо пользовался его кредитами для своей деятельности) – походы в Корею, планы захвата Филиппин.

1598смерть Хидэёси – новая междоусобица. Противостояние сына Хидэёси Хидэёри и Токугавы Иэясу.

1600 – битва при Сэкигахарапобеда Токугава (впервые использовал ниндзя).

1603-1867сёгунат Токугава со столицей в Эдо (Токио). Стабилизация экономической и социально-политической жизни Японии, окончательное объединение страны (восстановление системы заложничества – 200 даймё в Киото, новый передел земли). Однако княжества ликвидированы не были, князья сохраняли полновластие в своих владениях, хотя и признали власть Токугава.

Рост производительных сил, возрастает численность населения. Усиливается контроль за городом, его развитие. Увеличивается число официально признанных сословий: к самураям, крестьянам и горожанам добавляются ремесленники (ко) и торговцы (сё). Права и обязанности каждого сословия были чётко регламентированы, все члены их были объединены в те или иные организации.

1633, 1636, 1639 – указы об закрытии Японии: под страхом смертной казни японцам запрещалось покидать пределы страны и строить большие суда, одновременно Япония закрывалась для иностранцев. Исключение для голландцеврангакуяголландская наука») в Нагасаки. Цель – ослабить рост мощи южных княжеств, торговавших с европейцами, полностью поставить внешнюю торговлю под свой контроль.

Рубеж XVII - XVIII вв.период гэнроку – переломный в развитии токугавского феодализма. Изоляция привела к формированию внутри традиционных феодальных отношений новых, капиталистических отношений.

Итак, в Японии на протяжении всего средневековья не сформировался механизм центральной деспотической власти, осуществляющий тотальный контроль над военно-политической, идеологической и экономическими сферами. Напротив, наблюдалась дифференциация светской (сегунат) и духовной (император) власти, различные формы субординации, самоуправление городов, разнообразие экономической политики в отношении непосредственных производителей и торгово-купеческой прослойки. Этот и другие факторы (природные условия, изоляция, характер крестьянской зависимости, закрытое сословие рыцарей-самураев и др.) обусловили близость моделей японского и европейского феодализмов, а впоследствии и т. н. феномен Японии, ее рывок в капитализм в ХХ в.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 520; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!