Расцвет средневекового Китая в период правления династий Суй и Тан.



КОНФУЦИАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В КИТАЕ.

Конфуцианская империя в Китае. Понятие «династического цикла».

Расцвет средневекового Китая в период правления династий Суй и Тан.

Монгольское завоевание Китая. Китай в эпоху династии Мин.

Вторжение маньчжуров и установление династии Цин. «Закрытие» Китая в XVIII в.

Конфуцианская империя в Китае. Понятие «династического цикла».

III в. н. э.начало складывания феодальных отношений в Китае – кризис империи Хань (Никифоров). Китайские историки датируют начало феодализмаIV и даже XI вв. до н. э. Некоторые отечественные историки вообще отрицают существование в Китае рабовладельческой формации и признают феодализм единственным экономическим строем и Древнего и Средневекового Китая.

II в. до н.э. – II в. н. э – империя Хань. Идеологией государственного строительства стало реформированное Дун Чжун-шуконфуцианство (синтез с легизмом), при одновременном запрещении всех других философских систем. Т. о., создание китайской конфуцианской империи становится условной гранью между Древним и Средневековым Китаем.

121 до н.э. – в рамках конфуцианства – указ императора У-динаследственные уделы должны были обязательно делиться между всеми многочисленными детьми их владельцев – ликвидация права майората, что привело к исчезновению быстро дробившихся уделов и, соответственно, усиление центральной власти на местах. При У-ди начинает складываться и система экзаменов для чиновничества. Однако сохранялись и пережитки местничества и родственности в приобретении чиновничьих мест, что ослабляло эффективность государственного аппарата на местах, способствовало развитию коррупции и непрофессионализма.

Крупнейшая земледельческая страна (50 млн. чел.). Полеводство в основном основано на искусственном орошении – каналы в бассейне р. Вэй, в междуречье Хуанхэ и Янцзы (зерновые, бобовые, овощи). Ремесла: шелкопрядение, металлургия, керамическое производство. Китайский шелк, железо, изделия из лака и бамбука были основными статьями экспорта Китая. Значительный уровень развития торговли и денежного обращения (Великий Шелковый путь).

I в. н. э.кризис Ханьской империи, сопровождавшийся экономическим упадком и ослаблением центральной власти. Города были разграблены или сожжены, торговля почти прекратилась. В провинциях хозяйничали "сильные дома" (да цзя) – крупные хозяйственные и социальные объединения, ядро которых составлял клан его предводителя – крупного землевладельца. Наиболее крупные из них могли объединять до нескольких тыс. чел. В условиях политической нестабильности и натурализации экономики "сильные дома" все более становились самообеспечивающимися (вплоть до мелочей) хозяйственными комплексами, а также обзаводились вооруженными отрядами. Укрепление самостоятельности "сильных домов" можно усмотреть и в том, что их главы создавали для своих подопечных собственные правила и нормы поведения, т. е. локальные законы. Эти "сильные дома" и являлись основными элементами феодализации, стремясь освободиться от власти центра. Императорский двор попытался провести реформы, но неудачно. Неспособность Ханьской династии противостоять кризису привела её к краху.

8 н. э. – переворот Ван Мана и установление им новой династии Синь. Ван Ман приступил к радикальным реформам с целью подорвать силу и влияние сильных домов и упрочить позиции государственной власти. Он вновь объявил все земли государственными и запретил её свободную куплю-продажу. Конфискованная земля должна была быть равно распределена между всеми земледельцами (система цзинь-тянь из трактата «Мэн-цзы»), т. е. без посредников между государством и земледельцем. Торговля тоже была поставлена под государственный контроль: устанавливались максимумы цен каждый месяц.

Однако жесткие и резкие методы проведения реформ породили социальный и экономический кризис в стране. Началось восстание«краснобровых», в результате которого Ван Ман был свергнут и убит (23). Была установлена династия Младшая Хань (25-220), императоры которой пытались продолжать курс Ван Мана. Их попытки также не увенчались успехом, новые кризисные явления вызвали новый виток социального протеста, вылившегося в восстание «жёлтых повязок» во главе с даосской сектой Тайпиндао («великое равенство») в 184. Подавление этого восстания обошлось Ханьской династии слишком дорого – падение её авторитета усилилось, что вызвало феномен феодализации, т. е. политической децентрализации. Начался период Троецарствия (220-280): Вэй (Север), У (Ю.-В., столица в Нанкине – начало китаизации Юга), Шу (Запад).

В 265 военачальник царства Вэй Сыма Янь совершил переворот. После этого он завоевал 2 других государства, тем самым вновь объединив Китай под своей властью (280), основав новую династию Цзинь.

280указ Сыма Яня о надельной системе. Каждый трудоспособный мог получить надел при условии выполнения в пользу казны определенных повинностей. Основной трудовой единицей считались податные (дин) – мужчины и женщины в возрасте от 16 до 60 лет, имеющие право на полный надел. Для этого каждому должно было выделить земельный надел, что было достаточно легко, учитывая, что население цзиньского Китая сократилась по сравнению с ханьским с 50 до 7,5 млн. чел. Урожай с части земли шел возделывателю, а с другой (2/5 собранного урожая) – казне. Податные должны были отрабатывать на казенных работах до 30 дней в год. Податные в возрасте 13-15 и 61-65 лет пользовались наделом лишь в половинном размере. Дети и старики землей не наделялись и не платили податей.

Для создания социальной опоры своей власти и эффективного управленческого аппарата, Сыма Янь предоставил чиновникам в качестве вознаграждения земли, размеры которых зависели от ранга и занимаемой должности.

289Сыма Янь умер, не успев довести реформу до конца – началась междоусобная борьба, сопровождаемая народными восстаниями. Войска были отозваны с северных границ для подавления мятежей, что облегчило кочевым скотоводческим племенам хунну вторжение в Китай. Начался период Нань-бэй чао (IV - VI вв.), связанный с новым экономическим и политическим упадком Китая, вызванным набегами кочевников с Севера (II - III вв.усыхание степей, ставшее причиной «великого переселения народов»).

Правители 5 племен (аймаков) хунну – шаньюи, были издавна связаны с Китайской империей, женились на китайских принцессах, что позволило им выдвинуть претензии на китайский престол и активно вмешаться в междоусобицы.

311-316 – войска хунну захватывают Цзиньскую империю.

Вслед за хунну в Китай хлынули другие кочевые племена (сяньби, тибетцы), которые основывали на Севере свои варварские государства – «16 царств 5 северных племен». Однако вскоре захватчики начали смешиваться с побежденными, перенимая их язык и культуру. Уже следующее поколение хунну превратилось в избалованных куртизанов, забавлявшихся людоедством и интригами, что и привело их к гибели.

367 – грандиозное нашествие племен тоба в С. Китай. Их вождь Тоба Гуй был провозглашен императором и создал государство по китайскому образцу, во главе которого встала его династия Северных Вэй. Начался период Южных и Северных династий. С этого времени начинается противостояние С. и Ю. Китая, не только политическое, но и этническое, экономическое, и культурное, которое имело место и до недавнего времени.

Нестабильное положение на Севере вызвало массовый отток населения на Юг, слабо заселенный, и культивирование его: расширили запашку, создали оросительную систему (рисовый пояс Ю. Китая со временем стал житницей империи). Считается, что мигрировало до 1/8 населения Севера. Однако государство (во главе с династией Восточная Цзинь, 317-419) там было очень слабым, всем заправляли "сильные дома". Власть императоров не распространялась за пределы столичного района Нанкина.

На Севере царил упадок, ирригационные сооружения не восстанавливались, обмен стал натуральным. "Сильные дома" властвовали и здесь. Однако тенденции централизации здесь были сильнее, нежели на юге. Тобийские императоры следовали в этом китайскому образцу. Китайские чиновники играли главную роль в аппарате, китайский язык стал государственным, а идеологией – буддизм.

485 – вэйский двор восстановил надельную систему с целью ликвидации децентрализации и укрепления своего могущества. Вновь был восстановлен принцип государственной собственности на землю: купля-продажа и любой вид временной передачи пахотного участка воспрещались.

Одновременно в деревне вводилась детализированная система управления: 5 дворов составляли низшую общинную организацию линь, 5 линь – среднюю общинную организацию ли, 5 ли (125 дворов) – наибольшую деревенскую организацию (дан). Эти объединения управлялись сельскими старостами.

В результате – сельское хозяйство стало переживать подъем, отстраивались заново города, оживилась торговля.

Понятие «династического цикла» в Китае.

Как правило, каждая династия сменяла предыдущую в обстановке тяжелого экономического кризиса, социальных потрясений и ослабления центральной политической власти, что проявлялось в форме мощных народных движений или иностранных завоеваний. В чём же механизм династического цикла?

С ликвидацией автономности общины, перед лицом государства все землевладельцы (и крестьяне, и аристократия) были налогоплательщиками и все были равны в социально-сословном плане. Это касалось и сильных домов. Исключение составляли лишь некоторые категории привилегированных лицчиновники и высшая знать из числа родственников императора.

Соответственно для государства существовали лишь 2 формы землевладения:государственные (они же общинные) земли, на которых жили и работали обязанные выплачивать ренту-налог в казну и нести различные повинности земледельцы (минь-тянь – народные земли); и казенные служебные земли, фонд которых предназначался для содержания двора, высшей знати и чиновничества, в основном на началах временного, условного и служебного владения (гуань-тянь – чиновные земли, 15-20% земельного фонда), они тоже обрабатывались крестьянами, но налог с них шёл их владельцу.

На практике, однако, складывалось иначе: процессы имущественной и социальной дифференциации вели к перераспределению земли, её концентрации в одних руках и, в результате, к образованию сильных домов и полному обезземеливанию крестьян. Последнее усиливалось быстрым демографическим ростом. А это, в свою очередь, вело к ослаблению государства. Пока крестьяне имели надел, платили за него ренту-налог в казну, структура китайской империи была крепкой и жизнеспособной. Но с переходом большого количества земли к богатым землевладельцам она слабела: богатые землевладельцы, сдававшие её в аренду нуждающимся, стремились уменьшить налоговое бремя с неё, а то и получить налоговый иммунитет, что удавалось им в силу тесных связей с местными чиновными органами. Пользуясь кризисом центральной власти, теряющей возможность выплачивать жалование чиновникам и вынуждающих их принимать жесткие и непопулярные меры по выколачиванию налогов с земледельцев и, в силу этого, идти на компромиссы с частнособственническими землевладельцами, последние забирали себе большую часть налогов, идущих в государственную казну. Более того, члены кланов зарезервировали за собой нижние уровни власти на местах, что привело к фактическому сращиванию местной элитой с низшей бюрократией в условиях ослабления центральной администрации. В результате казна недополучала норму прихода, аппарат коррумпировался и действовал всё более жестко, что, в свою очередь, вело к углублению кризисных явлений как в экономике, так и в социальных отношениях, так и в политике.

Цикл завершался обычно воцарением новой династии, что вело к ликвидации кризиса частично за счёт уничтожения во время войн и мятежей богатых собственников, отчасти за счёт общего сокращения населения страны и появления, в силу этого, возможности нового справедливого земельного передела. Средняя продолжительность цикла – около века.

Т. о., процесс феодализации в Китае характеризовался противоборством 2-х форм феодальной земельной собственности: государственной и частной, представленной "сильными домами".

Расцвет средневекового Китая в период правления династий Суй и Тан.

2-я пол. VI в. – создания на северных рубежах Тюркского каганата – внешняя опасность способствовала усилению стремлений к консолидации. К этому времени степень китаизации тобийской аристократии зашла очень далеко; возросло и количество этнических китайцев в правящем аппарате Северокитайских царств. Это привело к тому, что

в 581 северный военачальник Ян Цзянь был провозглашен императором династии Суй (581-618), которая объединила всю страну вооруженным путем. Объединение страны облегчалось интенсивными этническими контактами. Хотя китайская народность сложилась на Севере раньше, чем на Юге, заселение северянами Юга, а главное, конфуцианизирование его, стимулировало тяготение жителей этих районов друг к другу. На смену 4-хвековой эпохе раскола и противоборства пришло время единения и централизации. Период Нань-бэй чао окончился.

Ян Цзянь восстановил и во многом обновил надельную систему: в её основе лежал принцип права каждого взрослого (и мужчины, и женщины), вплоть до раба, на земельный надел. Для этого были щедро розданы целинные и залежные земли. Как и прежде, все наделы считались временными, т. е. давались от имени государства на период трудоспособности и соответственно регулярно перераспределялись.

Новый экономический и культурный подъем: выросло население, восстановились города, оживилась торговля. Был построен Великий канал, соединивший долины рек Хуанхэ и Янцзы с морем. Он связал экономику Севера и Юга, способствовал развитию торговли, укреплению связей столицы с провинцией. Была достроена Великая стена. Налоги были снижены, государственные монополии отменены, проведена финансовая реформа. Ханьская бюрократическая система восстановлена.

Однако сепаратизм "сильных домов", хоть и был сильно ослаблен (преемники Ян Цзяня ввели институт заложничества в столице Лоян – туда переселили 10 тыс. богатых семей), окончательно не был ликвидирован. Воспользовавшись новыми восстаниями крестьян и неудачным походом в Корею, их властители подняли мятеж.

618-907 – династия Тан во главе с Ли Юанем.

VII в.разгром Тюркского каганата и установление гегемонии Танской империи на Великом Шелковом пути, вплоть до Ср. Азии, пользуясь упадком державы Сасанидов. Впервые были установлены дипломатические отношения с Японией, с Тибетом, Индией, халифатом на основе даннических отношений.

 При этой династии надельная система распространяется на территории всего Китая (декрет 624 г.), вызвав значительный экономический подъем. Новым было лишение женщин (кроме вдов) права на надел.

Восстановление в 622 официальных экзаменов на чин означал отказ от предпочтения даосизма и буддизма, наблюдавшегося ранее. Именно сейчас эта система приняла окончательную форму. В основе экзаменов лежали проверка знания конфуцианской литературы и умение комментировать ее.

653-737кодифицирование средневекового права на теоретической основе конфуцианства. Главный принцип имперского правления – детально разработанная регламентация всех сторон жизни, строгая социальная иерархия и административная субординация. Конец феодализации Китая – государство становится единственным сувереном, поставив под свой контроль не только земледелие, но и торговлю. Складывается классическая восточная деспотия.

Именно при Тан складывается тот тип имперского управления, который вплоть до нового времени оказывал влияние на всю политическую систему Китая.

Социальный строй. Существовала строгая иерархия с той особенностью, что все считались вассалами одного сюзерена – государства, персонифицированного в особе императора. Каждая иерархическая ступень имела свои правила поведения и этикета, свое экономическое обеспечение, свой тип одежды, украшений и жилищ.

Господствующий слой состоял из аристократии (как наследственной, так и пожалованной) и чиновничества. Вместе с семьями чиновники составляли 1,5-2% населения. Служебная пирамида состояла из 9 рангов (где высшим был первый) и 30 ступеней (внутриранговых делений). Заметная социальная грань пролегала между 5-м и более низкими рангами. Выше этого рубежа можно было попасть лишь с разрешения императора. Еще одна грань отделяла обладателей первых 3-х рангов (цзиньши). Они пользовались наибольшими привилегиями. Чиновничество не передавало свои ранги и землевладельческие права по наследству. Для получения чина необходимо было сдавать экзамен, на который формально имел право любой, но реально подготовиться мог только обеспеченный человек, как правило, выходец из той же чиновничьей среды (из 700 претендентов преуспевало несколько десятков).

Слой эксплуатируемых также не был единым. Большая часть крестьян причислялась к т. н. "доброму народу", в обязанности которого входила обработка земли и своевременное выполнение всех видов повинностей. Земледелец-податной был совершенно бесправным и не мог покинуть места приписки. Но занятие земледелием считалось почетным. К этому же сословию причислялись и ремесленники, и купцы. Ниже гражданских стояли военныемолодые негодяи»). В самом низу социальной лестницы находился "подлый народ", включавший держателей земель частных лиц, лично-зависимых, слуг, рабов.

Границы между сословиями были в достаточной мере проницаемы; социальная мобильность осуществлялась как вверх, так и вниз по социальной лестнице.

Государственный строй:

1. Власть стоявшего во главе государства монарха, официально именовавшегося Сыном Неба (тянь цзы) и императором (хуанди), была наследственной и юридически неограниченной. Особа императора сакрализировалась; он считался повелителем не только всех людей, но и посредником между верховным божеством (Небом) и Землей, призванным поддерживать весь порядок мироустроения.

2. Государственный совет, куда входили родственники императора и видные сановники.

3. 3 палаты, через которые осуществлялось управление страной: орган исполнительной власти из 6 ведомств-бу (чинов, обрядов, финансов, военное, наказаний, работ), палата подготовки и обнародования указов, палата инспекторов и цензорат.

Административное деление: Танская империя была разделена на 10провинций, в свою очередь подразделявшихся на округа и уезды, различавшиеся по категориям в зависимости от числа податных и массы налоговых сборов. По этим критериям они выставляли и войска. Но провинциальных органов власти еще не было. Высшим звеном местной власти было Управление округом (чжоу), возглавляемое начальником округа. Уезды делились на деревенские организации, во главе которых стояли старосты. Города в своём статусе и правах были абсолютно идентичны деревне – лишь податная и административная единица.

VII - VIII вв. – дальнейший экономический рост, увеличение численности населения, рост городов и ремесленного производства.

713-755 – правление Сюань-цзунаапогей династии Тан, совпавший с культурным расцветом. Конрад назвал время правления Тан «китайским ренессансом».

Вместе с тем вновь пробуждается тенденция к росту крупных землевладений за счет экспроприации государственного фонда, что связано с засильем на периферии военных наместников (цзедуши) и, соответственно, ослаблению центральной власти. Вновь широко распространяется практика купли-продажи земли. На смену надельной системе постепенно приходила система частнофеодальных поместий, обрабатываемых трудом частнозависимых арендаторов. В этом проявлялись закономерности династического цикла.

751 – битва китайцев с арабами на р. Талас – потеря влияния Танской империи на Великом Шелковом пути. Вновь активизировались кочевые племена на рубежах (кидани, тибетцы, уйгуры). Это усилило ослабление центральной власти – рост сепаратизма феодалов и военных наместников, поднимавших мятежи с помощью кочевников.

Возникла потребность реформирования надельной системы.

780 – с целью противодействия "сильным домам" по предложению первого министра Ян Яня был введен закон, упразднявший "триаду повинностей" (зерно, шелк и отработки), ранее выполняемую надельными крестьянами. Государственный аппарат отказывался от передела полей, перестал заниматься наделением крестьян землей и бороться с переходом их в собственность "сильных домов", узаконив куплю-продажу земли. Отныне налог стал взиматься исходя из одного критерия – в зависимости от количества имущества (земли) – как в натуральной, так и в денежной форме, причем удвоенный (ляншуй, летом и поздней осенью). Это ударило по "сильным домам", что позволило Танской династии продержаться ещё около века, но и по крестьянам, ибо они должны были платить подати и хозяину земли и государству.

860-884 – мощное крестьянское восстание под руководством Хуан Чао, принявшего титул "Великого полководца Поднебесной", на С.-В. Он смог разбить императорские войска и занять столицу Танов Чанъань, император бежал на юг. Хуан Чао был провозглашен императором. Он, по сути, пытался восстановить порушенную традиционную надельную систему. Однако это вызвало отход от восстания городских слоев и средних феодалов. Восставшие, в конце концов, потерпели поражение, а Хуан Чао покончил жизнь самоубийством.

Значение восстания в том, что оно нанесло последний удар по Танской династии.

907-960Эпоха 5 династий и 10 царств – полная децентрализация, сопровождавшаяся складыванием мелкого помещичьего землевладения на Юге, что сопровождалось экономическим ростом. На Севере, охваченном междоусобными войнами и набегами кочевников (киданий), царил хаос и экономический упадок. Факторы экономической дестабилизации и внешней опасности вновь подтолкнули китайцев к объединению.

960 – во время похода против киданий войска провозгласили своего полководца Чжао Куаньиня императором новой династии Сун (960-1279).

При новой династии установилось относительное спокойствие, сопровождавшееся экономическим ростом. Однако могущества династии Тан Суны так и не достигли, земельный государственный фонд сокращался. Это определило то, что ведущей тенденцией развития феодальной земельной собственности стало преобладание частного землевладения, а надельная система так и не была полностью восстановлена. Владельцы феодальных поместий свободно распоряжались своей собственностью – передавали ее по наследству, закладывали, продавали.

К 1022 владения "сильных домов" занимали ½ всей обрабатываемой площади в стране. Соответственно казна страдала от дефицита, не получая налогов с 60-70% пахотной площади. Налоги стали взиматься в основном в денежной форме.

XI в. – "торговая революция" – быстрый экономический рост прибрежных районов, превративший Китай в "самое развитое государство доренессансного мира". Это период рыночной экономики, однако специфически восточного типа, не содержащей потенций капиталистического развития: купцы не вкладывали прибыль ни в торговый оборот, ни в производство, а стремились купить землю и чин, чтобы влиться в господствующее сословие (показательно, что именно в это время были изобретены и компас, и порох, и ксилографическое книгопечатание, изменившие позже судьбу Запада, но в Китае так и не ставшие востребованными). Государство поощряло занятие торговлей, с целью получения крупных доходов от своих монополий и налогового контроля. С этой целью было обязательным включение торговцев и ремесленников той или иной специализации в цехи (ханы), обладавших некоторым внутренним самоуправлением, однако полностью лишенных политического влияния.

Расширились статьи как экспорта (шелк, фарфор, металлические изделия, золото и серебро), так и импорта (пряности, драгоценности, слоновая кость, благовония, ценная древесина). Из Ср. Азии и с о-вов Индийского океана в этот период завозят в Китай хлопок, ткани из которого становятся одними из лучших в Азии. Создается самый совершенный флот в мире. Рост ремесла и торговли увеличил денежную массу в стране. Кроме железных и медных монет вошли в обращение золото и серебро, применялись и бумажные деньги.

Развивается неоконфуцианство.

Внешняя политика была пассивной. Сунам с трудом удавалось обеспечивать безопасность своих северных границ. Киданям они выплачивали дань, не могли остановить набеги союзников киданий – тангутов во Внутреннюю Монголию, которую они присоединили к своему государство Западное Ся, перерезав древние континентальные пути из Китая в Индию и Ср. Азию. Тангуты быстро китаизировались, их глава принял титул императора. Ему Суны тоже платили дань.

Рост феодального и ростовщического гнета, выплата дани, колоссальные расходы на наемную армию, разбухший чиновничий аппарат и двор усугубили разорение крестьянского хозяйства. Начинается полоса локальных крестьянских восстаний X - XII вв. Новым явлением в социальной жизни Китая стали восстания горожан, иногда сливавшиеся с крестьянским движением. Общим моментом было стремление восставших создать свое собственное, "справедливое" государство, организованное на эгалитаристских принципах с привлечением буддийской идеологии, исповедуемой различными тайными обществами ("Учение о свете", "Новый закон").

1043-1077 – бурные социально-экономические процессы, протекавшие в период Сун, породили и такой феномен как провинциальное реформаторское движение. Центром оппозиции, выступавшей за политические реформы, стала академия в г. Иньтянь, на Юге. Это были мелкие провинциальные чиновники-шеньши. Деятельность академии сводилась к выработке многочисленных докладов императору, содержащих рекомендации относительно укрепления финансовой и военной мощи государства: поощрение земледелия, сокращение бюрократического аппарата, пересмотр системы образования. Суть реформ заключалась в стремлении пополнить доходы казны за счет бесперебойного притока налоговых поступлений от земледелия и ремесла путем ущемления частной торговли и частного предпринимательства. Это привело к поражению реформ.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 1168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!