Историческое своеобразие русского средневековья. Элементы восточного и европейского вариантов феодализма в русской истории.



Становление и развитие средневековой русской культуры неразрывно связано с формированием древнерусского государства. Таким образом, понятие "средневековая русская культура" включает в себя создание и накопление духовных и материальных ценностей в России IX - первой половины XVII вв.: с объединения князем Олегом всего пути "из варяг в греки" от Новгорода до Киева и образования мощного военно-политического союза восточно-славянских и неславянских племен до царствования Алексея Михайловича Романова, при котором укрепилась самодержавная Россия.
Как в Западной Европе, так и на Руси средневековая культура сформировалась под влиянием христианского миропонимания и с предельной полнотой выразила его во всех своих главных феноменах. Самобытность Русского средневековья определяется тремя главными факторами: этническими, национальными особенностями развития древней (дохристианской) восточно-славянской культуры; своеобразием социально-политической истории Руси в древний и средневековый периоды, ее геополитическим положением между Востоком и Западом; принятием христианства из Византии.
Русская культура XIV-XVII веков, хотя и не была чужда заимствованиям с Запада и Востока, в основном развивала собственные традиции предшествовавшего периода. История немало сделала, отыскивая аналоги таких эпохальных явлений Европы, как Возрождение и Реформация. Однако стоящая за такими поисками посылка, трактующая отсутствие данных феноменов как признак культурной отсталости, сомнительна. Русская средневековая культура в силу особенностей своего формирования была не просто региональным вариантом европейской культуры. Это была другая культура, основывающаяся на православии.
Определяя основное содержание и направление историко-культурного процесса средневековой Руси, следует отметить, что культура уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную среду своего развития. Формирование русской культуры средневековья отразило свойственные этой эпохе особенности и противоречия.
В историко-культурном процессе XII - XV веков выделяются два периода. Первый (с 1240 г. до сер. XIV в.) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры (в связи с монголо-татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, датских, шведских, литовских и польских феодалов). Второй период (вторая половина XIV - XV века) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры. Именно Московскому княжеству было суждено, преодолевая феодальную раздробленность Руси, возглавить борьбу против Золотой Орды и к концу XV века завершить оба процесса созданием единого и независимого государства.

В первое столетие после нашествия Батыя, русский народ направил свои усилия на восстановление разрушенного хозяйства и на сохранение уцелевших от гибели культурных ценностей. Особо важную роль в сохранении культурного наследия сыграли Новгород и Псков, а также другие западные города, не подвергшиеся погрому. Здесь не прерывалось развитие письменности, архитектуры и живописи.
После исторической победы на Куликовом поле (1380 г) главенствующая роль Москвы в развитии русского искусства становится все более несомненной. В обстановке национального подъема искусство Руси переживает расцвет Предвозрождения. Москва становится художественным центром Руси.
Необходимо отметить, что XIV век в странах Европы был веком Предвозрождения, временем стремительного сложения элементов национальных культур. Этот процесс захватил и Русь. Национальные элементы отдельных культур, возникнув почти одновременно по всей Европе, в России получают реальную опору в организации собственного национального Русского государства. Вот почему национальное своеобразие русской культуры XIV - XV веков выражено особенно отчетливо.
В этот период крепнет единство русского языка. Русская литература строго подчинена единой системе государственного строительства. Русская архитектура все сильнее выражает национальное своеобразие. Распространение исторических знаний и интерес к родной истории вырастает до широчайших размеров.
Русская культура XIV - XV веков тесно связана с культурой Западной Европы, Востока и Средиземноморья. Из Византии в русские земли поступали произведения искусства и литературы, приезжали византийские художники. На Руси дорого ценились византийские иконы и книги. Близость языка позволяла русским пользоваться болгарской и сербской литературой. С сербских и болгарских оригиналов были переписаны некоторые русские летописи XIV - XV веков. С Западной Европой Русь была связана при посредстве Новгорода и Пскова. В этих двух культурных центрах греко-славянские традиции успешно сочетались с западноевропейскими. Влияние Востока проявлялось главным образом в области прикладного искусства[5].
В XIV - XV веках центрами летописания на Руси были крупные города - Новгород и Псков, Москва и Тверь, Ростов и Нижний Новгород, Рязань и Смоленск. Летописи стали служить своеобразным ориентиром в политической жизни городов, княжеств, а потом и Русского государства в целом. Следует отметить, что наряду с достоверными, объективными данными летописи отразили и местный сепаратизм, пристально возвеличивая одних деятелей, умалчивая о других и ниспровергая третьих. Тем не менее, они являются ценнейшими источниками по истории средневековой Руси.

 

Россия соединила две модели: азиатскую и европейскую.

В азиатской ,в отличие от европейской, преувеличена роль государства. В Европейской модели: «вассал моего вассала не мой вассал», т.е король не вмешивается. В Азии сохраняется община, Причина климатические условия: невозможно без государства создавать системы орошения, осушения, дороги ,поэтому преобладала гос. собственность, отсюда и гипертрофированность государства. В Европе с 12 века утверждается индивидуальное крестьянское хозяйство.

В России была постоянная внешняя угроза, поэтому роль армии была велика. Если высока роль государства, значит, роль личности мизерна. Функцией гос в России была защита территории В Европе, главной функцией государства была защита прав личности

Азиатская модель переплеталась с элементами рабства. В Азии нормы эксплуатации выше.

«Классовая борьба – поливальная бабка истории»-говорил Маркс.

В Европе традиции выше сеньора. В Азии нормы эксплуатации были выше, государство-монополист, иные способы классовой борьбы. Чтобы отстоять свои права нужно было возмущаться деятельности государства, он становился государственным преступником.

В отличие от Европы в Азии классовая борьба( классовый бандитизм!) не была малочисленной. и не несла положительный результат, потому что по численности Азия многолюдна. В 17 веке была война, в которой участвовало около 2 млн.чел. Во время смуты участвовало 7 млн.чел. В этих условиях невозможно руководить. Военные действия несли разрушительную силу и отбрасывали развитие общества назад ( в результате революции 1917 г. Россия была отброшена на несколько поколений назад).  Европа осторожно вела военные действия.

За Средневековье Европа ушла вперед, Азия деградировала или стояла на месте. Причины:

1) Консервация осуществляется в форме ренты: в Европе быстро перешли на денежную ренту, в Азии долгое время сохранялась натуральная(произведено своим трудом). В условиях жесткого деспотизма натуральная рента снимала социальное напряжение, но не способствовала развитию хозяйства. Экономика развивается медленнее

2) Разный тип культуры. В Е культура имеет технократический характер. В А она более гуманистическая. в Европе наука была очень рано востребована, так как необходимо было выжить в сконцентрированной пространстве. В Азии наука была направлена на человека (порох для фейверков).

3) Соседство с кочевниками. На Европу напали в 6 веке последний раз. Никогда не попадали на Японию. На Россию постоянно ( примерно раз в 4 года) нападали кочевники, вплоть до середины 19 века Большие людские потери и разрушения.

 


 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 776; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!