Психология личности в теории Гордона Олпорта



В своей первой книге«Личность:психологическая интерпретация»Олпорт опи­сал и классифицировал более пятидесяти различных определений личности. Он делает вывод,что адекватный синтез существующих определений может быть выражен в фразе:«Человек - это объективная реальность».Данное определение настолько же всеобъемлюще,насколько вместе с тем и неточно.

Олпорт предложил, в результате многократных корректировок,точное определение личности: «Личность- это динамичная организация тех психо­физических систем внутри индивидуума,которые определяют характерное для него поведение и мышление».Во-первых,«динамичная организация»предполагает,что поведение человека посто­янно эволюционируети изменяется;согласно теории Олпорта личность- не статичная сущность, хотя здесь и имеет место некая основополагающая структу­ра,которая объединяет и организует различные элементы личности.Ссылка на«психофизические системы» напоминает нам, что при рассмотрении и описании личности следует учитывать как элементы «разума»,так и элементы«тела». Использование термина «определяют»является логическим следствием психо­физической ориентации Олпорта. Смысл этого выражения заклю­чается в том, что личность включает«определяющие тенденции»,при появлении соответствующих стимулов дающие импульс поступкам,в которых проявляется истинная природа индивидуума.Слово «характерное»в определении Олпорта лишь отражает первостепенную значимость,придаваемую им уникальности лю­бого человека.В его персонологической системе нет двух людей,похожих друг на друга. И наконец,под словами«поведение и мышление»подразумеваются все виды человеческой активности.Олпорт полагал,что личность выражает себя тем или иным образом во всех наблюдаемых проявлениях поведения человека.

Приводя это концептуальное определение,Олпорт отмечал,что термины характер и темперамент часто использовались как синонимы личности. Олпорт объяснил, как каждый из них можно легко отличить от собственно личности. Слово«характер»традиционно вызывает ассоциацию с неким моральным стан­дартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности.Например, когда мы слышим, что у кого-то «хороший характер», то в данном случае речь идет о том, что его личностные качества социально и/или этически желательны.Таким образом,характер и в самом деле есть понятие этическое.Или, по формулировке Олпорта, характер- это оценённая личность, а личность - это неоценённый характер.Следовательно,харак­тер не следует рассматривать как некую обособленную область внутри личности.

Темперамент,напротив, является«первичным материалом»(наряду с интел­лектом и физической конституцией),из которого строится личность.Олпорт счи­тал понятие «темперамент»особенно важным при обсуждении наследственных аспектов эмоциональной природы индивидуума(таких, как легкость эмоциональ­ного возбуждения,преобладающий фон настроения,колебания настроения и ин­тенсивность эмоций). Представляя собой один из аспектов генети­ческой одаренности личности, темперамент ограничивает развитие индивидуаль­ности.

С точки зрения диспозиционального подхода, не существует двух совсем одинаковых людей. Любой человек ведет себя с определенным постоянством и не так, как другие. Объяснение этому Ол­порт дает в своей концепции«черты», которую он считал наиболее валидной «единицей анализа» для изучения того,что представляют собой люди, и как они своим поведением отличаются друг от друга.

Что такое черта личности?Олпорт определял черту как«нейропсихи­ческую структуру,способную преобразовывать множество функционально эквивалент­ных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные и в значитель­ной степени устойчивые формы адаптивного и экспрессивного поведения».Проще говоря,черта - это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Например,если кто-то по сути своей робок, он будет склонен оставаться спокойным и сдержанным во мно­гих различных ситуациях -сидя в классе,за едой в кафе,занимаясь уроками в общежитии,делая с друзьями покупки. Если человек в основ­ном дружелюбен,он будет скорее разговорчивым и общительным в тех же самых ситуациях.Теория Олпорта утверждает,что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях.

Черты -это психологические особенности,преобразующие множество сти­мулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций.Такое понимание черты означает,что разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции,как и множество реакций (чувства,ощущения,интерпретации,поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение. Для иллюстрации этой мысли Олпорт приводит в качестве примера случай с вымыш­ленным мистером Маккарли,главной психологической особенностью которого является«боязнь коммунизма».Эта его черта делает равнознач­ными для него такие«социальные стимулы», как русские, афроамериканцы и соседи-евреи,либералы, большинство преподавателей колледжа, организации борьбы за мир,ООН и т.д. Всем им он наклеивает ярлык «коммунистов».Мистер Маккарли может поддерживать ядерную войну с русскими,писать враждебные письма в местные газеты о чернокожих,голосовать за экстремист­ских политических кандидатов и политиков правого крыла,примкнуть к ку-клукс-клану или обществу Джона Берча,критиковать ООН или принимать участие в любом из целого ряда других подобных враждебных действий.

Нет необходимости говорить, что человек может участвовать в подобных ак­циях, не обязательно обладая чрезмерной враждебностью или страхом перед ком­мунистами.И, кроме того,любой, кто голосует за кандидатов правого крыла или является противником ООН, не обязательно подпадает под ту же самую личност­ную категорию.Однако этот пример показывает,что черты личности формируют­ся и проявляются на основе осознания сходства. То есть многие ситуации,воспри­нимаемые человеком как равнозначные,дают толчок к развитию определенной черты, которая затем сама инициирует и выстраивает разнообразные виды пове­дения,эквивалентные в своих проявлениях данной черте.Эта концепция эквива­лентности стимула и реакций,объединенных и опосредо­ванных чертой, и является главной составляющей теории личности Олпорта.

Согласно Олпорту черты личности не связаны с небольшим числом специфи­ческих стимулов или реакций; они являются генерализованными и устойчивыми.Обеспечивая сходство ответов на многочисленные стимулы, черты личности при­дают значительное постоянство поведению.Черта личности- это то, что обус­ловливает постоянные,устойчивые,типичные для разнообразных равнозначных ситуаций особенности нашего поведения.Это жизненно важная составляющая нашей «личностной структуры».В то же самое время черты личности могут быть и определяющими в рисунке поведения человека. Например,доминирование как личностная особенность может проявляться лишь тогда,когда человек находится в присутствии значимых других- со своими детьми,с супругом или близким знако­мым.В каждом случае он немедленно становится лидером. Однако черта домини­рования не активируется в ситуации,когда этот человек обнаруживает десятидол­ларовую купюру на пороге приятельского дома. Подобный стимул вызовет скорее проявление честности (или,наоборот,нечестности),но не доминантности.Таким образом,Олпорт признает,что индивидуальные особенности укрепляются в соци­альных ситуациях и добавляет, что любая теория,рассматривающая личность как нечто стабильное,фиксированное,неизменное,неверна. Точно так же вода может иметь форму и структуру жидкости, твердого тела (лед) или субстанции вроде снега,града, слякоти- ее физическая форма определяется температурой окружающей среды.

Следует,однако, подчеркнуть,что черты личности не пребывают в дремлющем состоянии в ожидании внешних стимулов. На самом деле люди активно выиски­вают социальные ситуации,способствующие проявлению ихособенностей.Чело­век, обладающий выраженной предрасположенностью к общению, не только явля­ется прекрасным собеседником,когда находится в компании, но и проявляет ини­циативу в поиске контактов,когда оказывается в одиночестве.Таким образом,ситуации, в которых личность оказывается чаще всего, -это, как правило,те самые ситуации,в которые она активно стремится попасть.

Развитие личности понимается Г. Олпортом как созревание и становление.Созревание человека – это непрерывный,продолжающийся всю жизнь процесс становления.Поведение зрелых субъектов,в отличие от субъектов невротичных,функционально автономно и мотивировано осознанными процессами.Зрелый человек характеризуется такими чертами:1) имеет широкие границы «Я»;2) способен к теплым, сердечным социальным отношениям;3) демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самопринятие;4) имеет здоровое чувство реальности;5) обладает способностью к самопознанию и чувством юмора; 6) имеет цельную жизненную философию

 

55 Концепция становления (динамика). Маслоу.

Человек как единое целое. Направленность на индивидуальность. Принцип несводимости суммы к целому (мотивация влияет на человека в целом). Неуместность экспериментов на животных. Разрушительная сила в людях – результат фрустрации (ненаследственная) – противоположность Фрейда (природа человека хороша). Творчество неотъемлимое свойство природы человека (присутствует от рождения, но теряется в результате окультуривания – официальное образование). Творчество ведет к самовыражению. Критика Фрейда: однобокость теории (изучении болезней, а не здоровья). Через здоровье можно понимать заболевание. Человек – желающее сущ-во, редко достигающее состояния полного удовлетворения. Все потребности врожденные (инстинктоидные). иерархия потребностей: физиологические, безопасность и защита, принадлежность и любовь, самоуважение, самоактуализация (потребность личного усовершенствования). Снижение человечности – невроз – снижение актуализации человеческих возможностей. Невроз – утухание внутренних сигналов.

Комплекс ионы – отсутствие стремления к самоактуализации. Нужно достигать – счастье. Контрооценивание всего – потеря ценностей, так как они заставляют ощутить нашу малую ценность. Нужна не враждебность, а благоговение. Комплекс – боязнь, нам нужна истина, ее нужно принять – восхищение.

Творческая личность здорова. Важна общая обстановка (соц фон). Психотерапия воздействует на все (танец). Основное время занимает рутина (она нужна), но есть и инсайт, яркие идеи (счастье не может длиться все время). Творческие люди – труженики (жить надо не пиковыми переживаниями). Дефицитные мотивы (детерминанты поведения, удовлетворяют 5 критериям: их отсутствие – болезнь, присутствие – предотвращение болезни, восстановление – излечение болезни, при определенных условиях – предпочтение их удовлетворения, не активны, функционально отсутствуют у здорового) и мотивы роста (метапотребности – б-мотивы, имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать потенциал). Метапотребности: целостность, совершенство, завершение, закон (порядок), активность, богатство, простота, доброта, красота, уникальность, ненапряженность, игра, истина, самонадеянность (нет иерархии, инстинктивны). Мотивация роста – повышение напряжения, а дефицитарные – понижение. Неудовлетворение метапотребностей – метапатология (апатия, цинизм, отчуждение).

Роджерс:

Феноменологический подход. Все мотивы включены в состав достижения мастерства (тенденция актуализации). Движение по направлению большей сложности. Организмический оценочный процесс показывает соответствует ли настоящие переживания тенденции актуализации. Единственная реальность – субъективный мир переживания человека; центральное место – Я-концепция (включает Я-идеальное). Элементы, определяющие развитие Я-концепции: потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание (любят всегда). Угроза возникает, если противоречие между Я-концепцией и организмическими переживаниями. Защитные механизмы: искажения или отрицания восприятия (рационализация). Личностные хар-ки полноценно функционирующих людей: открытость к переживаниям, экзистенциальный образ жизни (каждое переживание – новое), организмическое доверие, эмпирическая свобода, креативность. Противоположность бихевиоризма (свобода выбора). изменяемость (постоянный рост), субъективность (мир субъективен).

В центр исследовательских интересов перемещались проблемы переживания человеком своего конкретного опыта, не сводимого к общим рассудочным схемам и представлениям. Речь шла о восстановлении аутентичности личности, восстановлении соответствия ее экзистенции истинной природе личности. При этом предполагалось, что истинная природа открывается в пограничной ситуации, когда человек оказывается между бытием и небытием. Свобода выбора и открытость будущему – таковы признаки, на которые должны ориентироваться концепции личности.

Только в этом случае они помогут человеку избавиться от чувства «заброшенности в мире» и обрести смысл своего бытия.

Гуманистическая психология отвергла конформизм как «уравновешивание со средой», приспособление к существующему порядку вещей и детерминизм как уверенность в причинной обусловленности поведения внешними биологическими и социальными факторами.

Конформизму были противопоставлены самостоятельность и ответственность субъекта, детерминизму же – самодетерминация. Именно это отличает человека от остальных живых существ и является качеством, которое не приобретается, а заложено в его биологии.

Биологию человека отличает сопротивление равновесию, потребность поддержать неравновесное состояние, определенный уровень напряжения, чем устранить его посредством приспособительных реакций, как это следовало из версии о диктате гомеостаза.

Развитие «третьей силы» имело социальную подоплеку. Оно выражало протест против деформации человека в современной западной культуре, лишающей его своей «личностности», навязывающей представление о поведении, регулируемом либо бессознательными влечениями, либо хорошо слаженной работой «социальной машины».

Применительно к практике психотерапии было сформулировано новое кредо – пациента следует трактовать способным самостоятельно вырабатывать свои ценностные ориентации и реализовывать им самим сконструированный жизненный план.

Главная установка психотерапии, согласно одному из лидеров гуманистической психологии, американскому психологу К. Роджерсу (1902–1990), должна быть сосредоточена не на отдельных симптомах пациента, а на нем как уникальной персоне. «Терапия, центрированная на клиенте» (1951) – так называлась книга Роджерса, где утверждалось, что психотерапевт должен общаться с обратившимся к нему человеком не как с пациентом, а как с клиентом, пришедшим за советом, причем психолог призван сосредоточиться не на проблеме, беспокоящей клиента, а на нем самом как личности.

Главная задача – не решение отдельной проблемы, которой он озабочен, а преобразование его личности благодаря тому, что он перестраивает свой феноменальный мир в систему потребностей, среди которых важнейшей является потребность в самоактуализации.

К движению, названному гуманистической психологией, принято относить и ряд других концепций, в частности концепции А. Маслоу (1908–1970) и В. Франкла. Маслоу разработал целостно-динамическую теорию мотивации.

В своей книге «Мотивация и личность» (1954) он утверждал, что в каждом человеке заложена в виде особого инстинкта потребность в самоактуализации, высшим выражением которой служит особое переживание, подобное мистическому откровению, экстазу.

Не от сексуальных травм, а от подавления этой витальной потребности возникают неврозы, душевные расстройства. Соответственно, и превращение ущербной личности в полноценную должно рассматриваться с точки зрения восстановления и развития высших форм мотивации, заложенных в природе человека.

В Европе к сторонникам гуманистической психологии, но в особом, отличном от американского, варианте близок Франкл, назвавший свою концепцию логотерапией.

В отличие от Маслоу Франкл считает, что человек обладает свободой по отношению к своим потребностям и способен «выйти за пределы самого себя» в поисках смысла.

Не принцип удовольствия (Фрейд) и не воля к власти (Адлер), а воля к смыслу – таково истинно человеческое начало поведения.

При утрате смысла возникают различные формы неврозов.

Действительность такова, что человек вынужден не столько достигать равновесия со средой, сколько постоянно отвечать на вызов жизни, противостоять ее тяготам.

Это создает напряженность, с которой он может справиться благодаря свободе воли, позволяющей придать смысл самым безвыходным и критическим ситуациям.

Свобода – это способность изменить смысл ситуации даже тогда, когда «дальше некуда».

В отличие от других адептов гуманистической психологии Франкл трактовал самоактуализацию не как самоцель, а как средство осуществления смысла.

Это не самоактуализация, а самотрансценденция, благодаря чему, найдя смысл жизни в подвиге, страдании, любви, совершая реальные деяния, сопряженные с открытыми ей ценностями, личность развивается.

Поэтому и рекомендованную Роджерсом, Маслоу и другими психологами установку на самовыражение личностью своих аутентичных ее внутренней природе мотиваций (будь то независимость от других людей либо в интенсивном общении друг с другом) Франкл считал недостаточной для человека, чтобы понять, зачем жить.

Быть человеком – значит быть направленным на нечто иное, чем он сам, быть открытым миру смыслов (Логосу).

Это не самоактуализация, а самотрансценденция (от лат. «трансцендеыс» – «выходящий за пределы»), благодаря чему, найдя смысл жизни в подвиге, страдании, любви, совершая реальные деяния, сопряженные с открытыми ей ценностями, личность развивается.

Франкл разработал специальную технику психотерапии (иногда ее относят к третьей – после Фрейда и Адлера – венской школе психоанализа), ориентированную на избавление личности от негативных состояний (тревоги, вины, гнева и т. п.), возникающих при столкновении с психологически трудной для личности и даже ощущаемой ею в качестве непреодолимой преграды.

Если личность в подобных случаях утрачивает волю к смыслу, у нее возникает состояние «экзистенциального вакуума» (термин «экзистенция» означает «существование») в виде чувства точки, апатии, опустошенности.

Франкл разработал специальную технику психотерапии, ориентированную на избавление личности от негативных состояний (тревоги, вины, гнева и т. п.), возникающих при столкновении с психологически трудной для личности и даже ощущаемой ею в качестве непреодолимой преграды.

 

56 Франкл:

Смысл – жизненная цель (от Адлера). Его всегда можно найти. Экзистенциальный вакуум. Для жизни нужен идеал (идея). Уникальный смысл – специфика человека и ситуации. Универсальный смысл – ценности. Смысл – то, что находим в ситуации. Совесть – творческий потенциал (помогает найти смысл). Сферы: что дает человек миру, что берет, позиция по отношению к ситуации. Триады человека: свобода воли (к смыслу) – ценности творчества, переживания – отношение к боли, вине, смерти. Координаты: осуществление – отчаяние; неудача – успех. Путь жизни и путь смерти (человек может выбирать до определенного момента).

Леонтьев:

Смысл – мотив \ цель. Личностный смысл – значение значения. Смыслообразующие мотивы. Становление связной системы личностных смыслов суть становление личности.

 

57 Леонтьев Алексей Николаевич (1903–1979). Теория деятельности (деятельностный подход)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Модель -«Внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет: происходит конкретизация, развитие и обогащение, преобразование действительности суть преобразования и самого субъекта». Деятельности субъекта- явл. «единицами» психологического анализа личности.

Взаимно превращающимися единицами деятельности считается потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции.

Развитие- Движущие силы в исходной двойственности, развитие в онтогенезе как смена фаз ведущих отношений ребенка к миру вещей и отношения к окружающим людям (кризисы и переходы).

1.Предметная деятельность ребенка приобретает орудийную структуру, общение становиться речевым. 2) Процесс развития воли, произвольности. 3)Формирование процесса целеобразования

Процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным и неповторимым.

Личность рождается дважды: первый раз – когда у ребенка проявляются полимотивированность и соподчиненность его действий, второй - когда возникает сознательная перестройка сознания, которая  заключается в соотнесении мотивов друг с другом.

Ядро- Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личностью он становится лишь в качестве субъекта обществ, отношений.

Становление связной системы личностных смыслов суть становление личности.

Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий.

Три основных параметра личности: 1) широта связей человека с миром, 2) степень их иерархизированности, 3) их общая структура.

Многообразные деятельности субъекта пересекаются между собой и связываются в узлы объективными, общественными по своей природе отношениями, в которые вступает человек. Эти узлы, их иерархии и образуют тот таинственный центр личности, который мы называем Я, центр лежит в бытие индивида. Самозознание, осознание своего Я – есть результат, продукт становления человека как личности.

Периферия- Классовая принадлежность субъекта обуславливает развитие его связей с миром.

Личность определяется природой самих порождающих ее отношений – это специфические для человека общественные отношения, в которые вступает в своей предметной деятельности.

Существование личности во времени -в форме его прошлого и в форме предвидимого будущего.

Предметно-вещественные «потребности для себя» насыщаемы, и их удовлетворение ведет к тому, что они низводятся до уровня условий жизни, которые тем менее замечаются человеком, чем привычнее становятся. Поэтому личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое не знает границ.

Многообразные отношении, в которые человек вступает к действительности, являются объективно противоречивыми. Их противоречия и порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности.

Так, исторически возникшее отделение внутренней теоретической деятельности от практической порождает не только односторонность развития личности, но может вести к психологическому разладу, к расщеплению личности на две посторонние друг другу сферы - сферу ее проявлений в реальной жизни и сферу ее проявлений в жизни, которая существует только иллюзорно, только в аутистическом мышлении.

Личность, как индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Личность как новое качество, порождаемое движением системы объективных общественных отношений.

Божович Лидия Ильинична 1908-1981

Основной фактор развития ребенка- это общение со взрослым.

Потребность в новых впечатлениях, которая: Ненасыщаема, Перспективный характер, Прогрессивна (связана с развитием мозга,) Определяет психическое развитие (усвоение исторически накопленного опыта). Развитие личности связано с развитием потребностей

Последовательный переход от элементарных, неосознаваемых или частично осознаваемых потребностей, непосредственно побуждающим поведение человека, к потребностям опосредованным, действующим через сознательно представленные цели и намерения.

Ядро- Аффективно-потребностная-мотивационная сфера. Каждый возраст характеризуется «констелляцией» мотивов. И строением иерархических структур.

! год жизни-«аффективно заряженных» представлений-«мотивирующие представления», они освобождают поведение ребенка от диктата воздействий конкретной ситуации. Они превращают ребенка в субъекта, хотя ребенок этого не осознает. Центральное новообразование раннего детства –«Я система». В эту систему входит не только знание, но и отношение к себе (первичная самооценка). Кризис 7 лет - появление «внутренней позиции» , ребенок начинает воспринимать и переживать себя в качестве «социального индивида». Кризис подросткового возраста: в 1 фазе (12-14 лет) – возникает способность ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня «способность к целеполганию», на 2 фазе (15-17 лет) – осознание своего места в будущем, т.е рождением «жизненной перспективы», представление о своем желаемом «Я», что он хочет в своей жизни. Направленность – основа устойчиво доминирующая система мотивов Наличие иерархический

Диагностика- Активный характер поведения

Личность человека- относительно устойчивая психологическая система, более высокого уровня

Целостная структура личности определяется направленностью Личность –это высшая интегративная система, некая нерасторжимая целостность

 

 

58 Комплексный подход является одним из методологических оснований социальной психологии личности. Он сформулирован и реализован Б. Г. Ананьевым. Он выделил иерархически соподчиненные уровни организации человека: -индивид; -личность; -индивидуальность. По его мнению, индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены индивидуальными природными свойствами.  Личность является комплексной проблемой современной науки. В ее изучении как специальный выделяется социально-психологический аспект. По мнению Ананьева, в изучении человека как личности особо выделяется:  -статус личности , т. е. ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.); -общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи;  -мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих внутренний мир;  -мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе);  -характер и склонности.                                              Вся эта сложная система субъективных свойств и качеств человека, его социально-психологических феноменов определяет его деятельность и поведение.  При характеристике человека как субъекта социально-психологический аспект личности выступает как наиболее выраженный. Личность выступает в нескольких ипостасях: она — и объект, и субъект общественных отношений. Для психологического исследования личности центральным является понимание ее как субъекта труда, познания и общения. Основу динамической структуры личности составляет система социальных взаимозависимостей человека.

Социально-психологические представления о личности с позиции субъектно-деятельностного подхода содержатся в трудах С. Л. Рубинштейна. Взаимоотношения человека с миром осуществляются в разных формах: - познавательной, -деятельностной, -отношенческой. В последней заключается отношение человека к другому человеку. Все эти формы отношений, составляющих сущность субъекта, складываются в деятельности. Принцип субъектности (субъекта) неразрывно связан в концепции Рубинштейна с деятельностным принципом. Деятельность выступает как один из типов активности субъекта, как способ его отношения к действительности. В субъекте связываются познавательные и деятельностные характеристики психологии человека. Субъект выступает как основание связи сознания и деятельности, в принципе единства сознания и деятельности реализуется субъектный подход в психологии. В двучленную формулу сознание—деятельность вводится третий член — субъект. И в этом смысле субъектно-деятельностный подход превращается в новую парадигму построения психологической науки. Постановка проблемы связи сознания и деятельности требовала ответа на вопрос о субъекте этой связи. Этим субъектом является личность. В социально-психологических качествах личности, выражаемых в ее интересах, идеалах, направленности, мировоззрении, синтезируются ее познавательные, отношенческие отношения и механизмы, регулирующие эти отношения. Сложные системы связей и отношений человека к миру, другим людям, к себе выражаются в краткой и емкой форме: личность является субъектом жизни.

59 В. Мерлин рассматривал внутриличностный конфликт как «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности». Если в процессе деятельности возникает состояние длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности, то это состояние и является внутриличностным конфликтом.

Нравственный конфликт. В этических учениях его часто называют моральным или нормативным конфликтом. Рассматривается как конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями (В. Мясищев).

Мотивационный конфликт. Один из часто изучаемых видов внутриличностного конфликта, в частности, в психоаналитическом направлении. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями (З. Фрейд), Фрейдистский подход предполагает, что источники конфликтности находятся в самой структуре личности. Согласно 3.Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение. Такими инстинктами являются: эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутриличностный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом. Эта борьба, по 3.Фрейду, проявляется в амбивалентности человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивалентность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе. Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена 3.Фрейдом в его взглядах на структуру личности. Схема личности, предложенная Фрейдом, проста и красива: он утверждал, что личность многослойна (Сверх-Я - Я - Оно), и признавал внутренний конфликт как естественное следствие динамичной психической жизни. Такой конфликт способствует развитию личности. Все они руководствуются различными принципами: Оно - принципом удовольствия. «Оно» сотворено примитивными биологическими желаниями и стремится к немедленному их удовлетворению, неспособно предвидеть последствия. Я - принципом реальности. «Я» появляется в результате контакта личности с внешним миром. Оно уже разделяет желаемое и реальное и может планировать удовлетворение потребностей. Сверх-Я - принципом долженствования. «Сверх-Я» появляется в процессе социализации. Оно содержит в себе нормы, правила, нравственные ценности.

Конфликт чаще всего возникает при столкновении «хочу» (Оно), «могу» (Я) и «надо» (Сверх-Я). Такой конфликт порождает внутреннее напряжение, которое возможно снять при помощи защитных механизмов: вытеснения, фантазий, замещения, рационализации, сублимации.

60 Рефлексология в трудах В.М. Бехтерева

Во втором периоде, в начале XX века, Бехтерев создает объективную психологию, в которой на основе объективных исследований человека предлагает новую систему понятий психологии и новую терминологию. Психическую деятельность он рассматривает как рефлекторную, а различные формы этой деятельности как различные ее виды: внимание - это рефлекс сосредоточения, мыслительная деятельность - символические рефлексы и т.п.  На основе экспериментальных работ по изучению сочетательных, т.е. вырабатываемых у индивида пожизненно, двигательных рефлексов у животных и человека, совокупность которых ученый назвал соотносительной деятельностью. Бехтерев сделал вывод о том, что именно эта деятельность должна стать объектом изучения как воплощение строго объективного подхода к психической деятельности. Соотносительная деятельность - это все отношения человека с окружающим миром - материальным и социальным - совершающиеся посредством многообразных рефлексов. Важнейшей чертой методологии рефлексологии является комплексный подход к изучению соотносительной деятельности. Он предлагает использование объективных данных химико-физических процессах организма и др. наук. Рефлексологии человека как объективное знание, по словам Бехтерева «вытесняет старую психологию», заменяя ее отрасли рефлексологическими науками это генетическая и возрастная рефлексологи, рефлексология труда, паторефлексология и др. [1]

Вопросы социальной обусловленности поведения и развития составили «Коллективную рефлексологию» В.М. Бехтерева (1921).ее задачей было изучение способов и проявления коллективных рефлексов, образующих в своей совокупности коллективную деятельностью, в сравнении с индивидуальной деятельностью. Здесь Бехтерев пытался установить всеобщие законы, которым подчинен мир неорганический, органический и социальный. Законы тяготения, инерции, относительности и др. он распространял на понимание психики и общественных явлений. [2]

Важно отметить, что Бехтерев хоть и рассматривал человека через его поведение и рефлекторные реакции, тем не менее не исключал сознание из области изучения психологии, как это сделал бихевиоризм. Более того он признавал возможность самонаблюдения для изучения психики, а рефлексологический метод может является дополнением к такому исследованию. Связь рефлексологии с психологией заключается в том, что психологические процессы сводятся к рефлексам различного типа, но многообразие всей психической жизни нельзя вывести из законов рефлексов.

Рефлекс является способом формирования относительно устойчивого равновесия между организмом и средой, как целостной структурой, следовательно, целостными реакциями.  Рефлексы имеют больше характер научения, чем наследственности.

Это утверждение плавно и органично переносится в теорию социальной обусловленности поведения, которая постулирует, что именно общество осуществляет социальный отбор, формируя нравственность, отсюда делается вывод о социальной обусловленности.

Задачей коллективной рефлексологии является изучение причин появления коллективных рефлексов, образующих в своей совокупности коллективную деятельность.

Теория оперантного бихевиоризма Барреса Скиннера

Баррис Скиннер (1904-1990), как и Уотсон, выдвигает в качестве предмета исследования поведение организма и, сохраняя двучленную схему его анализа, изучает его двигательную сторон. Основываясь на экспериментальных исследованиях животных. Скиннер сформулировал положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Скиннера. Безусловно-рефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения, вызываемые стимулами (S), называются Скиннером респондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация в реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб - воздействий животного на окружающий мир, некоторые из которых случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции, которые не вызываются стимулами, а выделяются (испускаются) организмом, Скиннер назвал оперантными. Это реакции типа R. Буква R используется для привлечения внимания к понятию «подкрепление» (reinforcement). Именно эти реакции преобладают в поведении животного. [31]

Образование реакций объясняется в терминах обусловливания. В соответствии с двумя формами реакций различаются респондентное и оперантное обусловливание как механизмы, объясняющие возникновение и усиление реакций этих двух типов. При обусловливании респондентного типа реакция, уже существующая в репертуаре животного, связывается с новым раздражителем в силу смежности во времени безусловного и условного стимулов. Это обусловливание типа S. При описании поведения этого типа Б.Скиннер ссылается на И.П.Павлова, однако трактуется его учение образовании условной связи упрощенно. При оперантном обусловливании новая реакция (например, нажатие на рычаг) не вызывается стимулом, она осуществляется в какой-то определенный момент независимо от определенных обстоятельств, и будучи подкреплена, усиливается в силу временного следования за реакцией подкрепления. Это обусловливание типа R. Различие между этими двумя типами поведения и соответствующими типами поведения поднимается Скиннером на принципиальную высоту и доводится до противопоставления условно-рефлекторного и оперантного поведения. Оперантные реакции Скиннер рассматривает как активное поведение.

На основе анализа поведения Скиннер сформулировал свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название (последовательного наведения на нужную реакцию).

Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер сопоставляет с человеческим поведением. Так возник скинеровский вариант программированного обучения. В соответствии с его требованиями учебный материал расчленяется на мелкие порции (шаги), каждая из которых доступна для учащихся, каждый шаг немедленно подкрепляется, в этих целях используются технические средства. Процесс учения индивидуализируется.

Как уже указывалось выше, суть оперантного научения состоит в том, что подкрепленное поведение стремится повторяться, а поведение неподкрепленное или наказуемое имеет тенденцию не повторяться или подавляться. Таким образом, концепция подкрепления играет ключевую роль в теории Скиннера. Скорость, с которой оперантное поведение приобретается и сохраняется, зависит от режима применяемого подкрепления. Режим подкрепления - правило, устанавливающее вероятность, с которой подкрепление будет происходить. [10]

Выделяются четыре основных режима подкрепления:

1. Режим подкрепления с постоянным соотношением (ПС). В этом режиме организм подкрепляется по наличию заранее определенного «постоянного» числа соответствующих реакций. Этот режим является всеобщим в повседневной жизни и ему принадлежит значительная роль в контроле над поведением.

2. Режим подкрепления с постоянным интервалом (ПИ). В режиме подкрепления с постоянным интервалом организм подкрепляется после того, как твердо установленный или «постоянный» временной интервал проходит с момента предыдущего подкрепления.

3. Режим подкрепления с вариативным соотношением (ВС). В этом режиме организм подкрепляется на основе какого-то в среднем предопределенного числа реакций.

4. Режим подкрепления с вариативным интервалом (ВИ). В этом режиме организм получает подкрепление после того, как проходит неопределенный временной интервал.

С точки зрения Скиннера, в основном поведение человека контролируется аверсивными (неприятными или болевыми стимулами). Два наиболее типичных метода аверсивного контроля - это наказание и негативное подкрепление. По определению Б. Скиннера: «Вы можете различать наказание, при котором происходит аверсивное событие, пропорциональное реакции, и негативное подкрепление, в котором подкреплением является устранение аверсивного стимула, условного или безусловного». [9]

Наказание. Термин наказание относится к любому аверсивному стимулу или явлению, которое следует или которое зависит от появления какой-то оперантной реакции. Вместо того, чтобы усиливать реакцию, которую оно сопровождает, наказание уменьшает, по крайней мере временно, вероятность того, что реакция повторится. Предполагаемая цель наказания - побудить людей не вести себя данным образом. Скиннер заметил, что это наиболее общий метод контроля поведения в современной жизни.

По Скиннеру, наказание может быть осуществление двумя различными способами, которые он называет позитивное наказание и негативное наказание. Позитивное наказание встречается каждый раз, когда поведение ведет к аверсивному исходу.

Негативное же наказание встречается всякий раз, когда за поведением следует устранение (возможного) позитивного подкрепляющего символа. [31]

Негативное подкрепление. В отличии от наказания, негативное подкрепление - это процесс, в котором организм ограничивает аверсивный стимул или избегает его. Любое поведение, которое препятствует аверсивному положению дел, таким образом чаще повторяется и является негативно подкрепленным.

Логическим расширением принципа подкрепления является то, что поведение усиленное в одной ситуации, весьма вероятно повторится, когда организм столкнется с другими ситуациями напоминающими ее. В теории Скиннера этот феномен получил название «генерализация стимула».

Различение стимула - это процесс научения реагировать адекватным образом в различных ситуациях окружения. Способность к различению приобретается через подкрепление реакций в присутствии одних стимулов и неподкреплении их в присутствии других стимулов.

 

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 1473; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!