Кинетическое искусство, коммуна «Движение» (сущ. с к. 50х до 1970, эмиграция лидера Льва Нусберга в США)



Русское неофициальное искусство 1950 1970-х годов.

Nonconformist Art: The Soviet Experience 1956—1986/ Alla Rosenfeld, Norton T. Dodge, eds. London: Thames and Hudson, 1995

А — Я. Журнал неофициального русского искусства. 1979—1986. Репринтное издание. Под ред. Игоря Шелковского и Александры Обуховой. М.: АртХроника, 2004

«Другое искусство»: Москва 1956—1976. Т.1. М.: Московская коллекция; СП «Интербук», 1991

Аймермахер К. «От единства к многообразию. Разыскания в области «другого» искусства 1950—1970-х годов». М.: РГГУ, 2004

«Другое искусство»: Москва 1956—1988. М.: ГАЛАРТ, 2005

Герчук Ю. «Кровоизлияние в МОСХ, или Хрущев в Манеже 1 декабря 1962 года». М.: Новое литературное обозрение, 2008

Борис Гройс «Московский романтический концептуализм» (статья)

Екатерина Дёготь «Русское искусство ХХ века»

 

 

"Оттепель" в общепринятом значении – это реабилитация повседневности, освобожденной не только от строгих предписаний (дисциплинарной идейности, обязательной культурности), но и от тотальной однородности. Допущение возможности приватного, субкультурного, специализированного.
В публицистике, литературе и кино среднего поколения интеллигенции это более поэтическая реабилитация обыденности. Но культивируемая здесь "правда жизни" также не носит героического (и, следовательно, исторического) характера – выступая в виде "искренности" (как категории бытового существования), то есть душевной открытости, мягкости, понимания, теплоты, юмора.

Наиболее мифологизированная (в частности, в знаменитой повести Эренбурга) стилистическая идея искусства середины 50-х, пленэрная "этюдность", сама по себе не была художественной революцией даже для СССР. Она вполне укладывалась в эстетику позднего сталинского стиля (имевшего одним из своих источников живописность школ Коровина и Архипова). И тем не менее "этюдность" тоже была феноменом свободы – в частности, освобождением от дисциплины большого стиля.

Сталинский стиль, утратив рожденную страхом диктатуру сюжета и канонического "образа", обрел – пусть в тех же внешних сюжетных рамках – профессиональную свободу, превратился в чистую живопись, культивирующую колористическую сложность и техническую виртуозность; стал субкультурой, специальным эстетским "искусством для искусства".

Стало возможным не вступать в Союз художников, работая в художественных кружках. Частные студии (Фальк, Фаворский), салоны и домашние музеи (Георгий Костани), интерес к русскому авангарду I волны (1920-х гг.).

Знакомство в начале шестидесятых с философией русского экзистенциализма, а также общее увлечение переводами А. Камю, Ж. Сартра, Ф. Кафки, С. Беккета, Э. Ионеско пробудило у некоторых художников интерес к религиозной метафизике, к православной теологии, иконе и мистике как праформам языка культуры и трансцендентного опыта.

"Оттепель" в молодежной культуре середины 50-х – это инфантильная эйфория свободы (как в известном стихотворении Вознесенского: "все кончено, все начато – айда в кино!"). Она понимается как неожиданные и незаконные каникулы. Джаз, буги-вуги или новая французская живопись (показанная на выставке 1955 года) – это пространство рекреации: не сдерживаемого никакими ограничениями, почти экстатического самовыражения на телесном уровне. 1957 – выставка американских художников на Московском фестивале молодёжи, мода на абстракционизм.

 

«Новая реальность»: Юлий Белютин (соседки, автопортрет) и мастерская

Еще в 1948 году возникло объединение молодых художников, в 1954-м превращенное Белютиным в Студию экспериментальной живописи и графики: отсюда пошло массовое художественное направление "Новая реальность".

Элий Белютин (р. 1925). С 1942 по 1947 год учился в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова (преподаватели — А.В. Лентулов, П.В. Кузнецов, Л.А. Бруни и др.).

После войны помогал восстанавливать памятники. Юного Элия клеймили как "космополита" и "формалиста" - для аспиранта Художественного института роковыми стали зарисовки памятников зодчества Севера: формализм приемов, интерес к религии, пессимистическое видение деревни... К тому же староста творческой мастерской Белютин пригласил руководителями "ранее осужденных в их антисоветском творчестве" Павла Кузнецова и Льва Бруни. Сегодня «наследник» художественного авангарда 1920-х, чьи произведения хранят 54 музея (Третьяковка, Русский музей, Центр Помпиду, музеи США), - художник-легенда: он создал школу, существующую полвека, и вошел в историю как замечательный педагог и ниспровергатель канонов. Множество наград, включая Золотую медаль Римского фестиваля "Сетторе интернационале" (1970) и Большую Золотую медаль Итальянской академии современного искусства "За выдающиеся достижения и деятельность" (1971), а также премии Дженаццано, Монтекаттини, Ассоциации американских художников "Вудсток", Коммуны Венеция, Ассоциации культуры Кастель Маджоре.

В мире Белютина знают как создателя уникальной системы воспитания творческих начал в художнике, единственной в практике мирового искусства школы формирования творческой индивидуальности. Е. Дёготь: по сути это первая советская мастерская абстрактной живописи (после Московсеого фест 1957 г.).

 

МАНЕЖ 1962

Громкую известность ему, как и многим "альтернативным" мастерам его поколения, принес Манеж 1962 года. Точнее, разгром, устроенный там Никитой Хрущевым: обвинения раздались именно в адрес студийцев Белютина, среди которых был Эрнст Неизвестный.

К началу 60-х "Новая реальность" объединяла около двух тысяч живописцев, графиков, архитекторов, скульпторов и дизайнеров. Из работ "белютинцев" создали революционную Таганскую выставку русских абстракционистов (ноябрь 1962-го) и первую выставку русского авангарда в Манеже, которая должна была пройти параллельно с экспозицией "XXX-летие МОСХ".

Посещение Хрущёвым выставки «Новая реальность» — событие, имевшее место 1 декабря 1962 года, когда Никита Хрущёв посетил выставку художников-авангардистов в Манеже приуроченную к 30-летию московского отделения Союза художников СССР. Руководитель СССР, будучи неподготовленный к восприятию абстрактного искусства, подверг резкой критике их творчество, использовав нецензурные выражения.

По воспоминаниям участника выставки художника Леонида Рабичева, негодование Хрущева было вызвано тем, что накануне ему доложили о разоблачении группы гомосексуалистов в издательстве «Искусство».

Экспозиция «Новая реальность», организованная Элием Белютиным, была частью большой выставки в Манеже, приуроченной к 30-летию Московского отделения Союза художников СССР.

Никиту Хрущёва сопровождали Михаил Суслов, Александр Шелепин и Сергей Павлов.

Хрущёв обошёл зал три раза, затем задал вопросы художникам. В частности, он спросил художников кем были их отцы, выясняя классовое происхождение. Михаил Суслов обратил внимание Хрущёва на некоторые детали картин, после чего Хрущёв начинал возмущаться, употребляя, среди прочих, такие слова как «дерьмо», «говно», «мазня»

Особенное негодование у Хрущёва вызвало творчество художников Ю. Соостера (яйцо.эволюция), В. Янкилевского (город сумерки, Пейзаж сил, Безмятежность) и Б. Жутовского (интересный график). Хрущёв потребовал запрета деятельности экспонентов:

«Очень общо и непонятно. Вот что, Белютин, я вам говорю как Председатель Совета Министров: все это не нужно советскому народу. Понимаете, это я вам говорю! … Запретить! Все запретить! Прекратить это безобразие! Я приказываю! Я говорю! И проследить за всем! И на радио, и на телевидении, и в печати всех поклонников этого выкорчевать!»

После окрика генсека - репрессии со стороны Союза художников: "белютинцы" лишились права участвовать в любых официальных выставках, получать кисти, краски, холсты и мастерские (следствие – создание подпольных институтов, подпольных выставок и подпольного рынка, часто для дипломатов). "Запрет на Белютина" продлился почти 30 лет - до декабря 1990-го, когда после извинений в партийной печати открылась грандиозная выставка "белютинцев" на весь Манеж: 400 участников, свыше 1000 произведений.

До 1990-х Белютин оставался "невыездным", хотя за рубежом сменяли одна другую его персональные выставки; Польша и родина семьи Италия были наглухо закрыты. Когда он впервые смог выехать в США в 1991 году, встретил восторженный прием. Отзывы о его методе собраны в книге мастера, вышедшей к 50-летию студии, - "Искусство в тебе. Педагогическая система Элия Белютина. "Новая реальность-2004". Эту книгу он посвятил французскому писателю и искусствоведу Жану Кассу - "Черному Жану", создателю движения Сопротивления и Центра Жоржа Помпиду. Фундаментальное издание содержит воспоминания всей жизни и размышления о законах искусства, изложение системы обучения и рисунки. Здесь же письма, статьи и фрагменты книг его друзей и последователей в Европе и США, как, разумеется, и России. На реальном материале объяснен "феномен Белютина" - это понятие ввели в обиход французские критики еще в 1961 году, на Биеннале Парижа.

В основе белютинской методы - "теория всеобщей контактности", трактующая искусство как главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой. При чтении так и тянет взять краски и попробовать рисовать: система кажется ясной, легкой, особенно привлекает свобода самовыражения, за которую автор борется более полувека.

Абстракционисты 50-60х: Владимир Слепян, Михаил Кулаков (потом млечных путей, крымский вал, шпага), Юрий Злотников (серия сигналы, ксмические пространства несколько штук).

 

Кинетическое искусство, коммуна «Движение» (сущ. с к. 50х до 1970, эмиграция лидера Льва Нусберга в США)

Лев Нусберг, Франсиско Инфантэ. Геометрические сетки, пространственные построения. Истоки – кинетические опыты 1920-х (Наум Габо). «Идеологический дизайн» - проекты украшения светом городов для массового восприятия (экраны, вспышки света) не встретили энтузиазма со стороны властей. «Живые машины». В 1967 украсили к юбилею Октября Ленинград.

После 1970 Инфантэ занялся концептуальным акционизмом, но не для зрителей - им демонстрировались только сделанные во время акции фото.

 

Лианозовская группа (по названию станции Лианозово под Москвой – дом Оскара Рабина)

Нет стилистического единства, это просто компания.

Поэты Генрих Сапгир, Игорь Хохлин, Всеволод Некрасов, Евгений Кропивницкий (и художник – «Девушки, выходящие из воды», «Девушки с цветами»).

- цитатность

- барачный фольклор (Оскар Рабин – всякие купола-газеты-водка-паспорт, словом, Москва-Петушки)

- абстрактные эксперименты (Владимир Немухин)

- коллажи (Лидия Мастеркова, цифры, фрагменты ткани церковного облачения из разрушенных храмов накладывала на живопись)

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!